Акт выездной налоговой проверки может быть вручен

Не вручают акт налоговой проверки

Что делать, если инспекция не вручает акт после окончания налоговой проверки?

Согласно пункту 1 статьи 100 НК РФ: «По результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки.

В случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки».

А как указано в пункте 5 статьи 100 НК РФ:

«Акт налоговой проверки в течение пяти дней с даты этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем), если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

В случае, если лицо, в отношении которого проводилась проверка, или его представитель уклоняются от получения акта налоговой проверки, этот факт отражается в акте налоговой проверки, и акт налоговой проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправки заказного письма».

Если инспекция не вручает акт налоговой проверки, то она тем самым нарушает право налогоплательщика получить копию акта налоговой проверки, установленное пп. 9 пункта 1 статьи 21 НК РФ.

В этом случае следует обратиться в инспекцию с требованием вручить копию акта налоговой проверки.

Как указано в Решении Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.11.2003 года по делу № 12906/03: «При обращении налогоплательщика к налоговому органу за копией акта проверки последний обязан ее выдать (направить)».

Если и после обращения в инспекцию налоговый орган не вручает акт налоговой проверки, есть основания для обжалования бездействия инспекции.

По одному из таких заявлений Арбитражный суд города Москвы Решением от 10 июня 2008 г. по делу № А40-23469/08-117-82 признал бездействие налогового органа несоответствующим закону.

Ст. 100 НК РФ (2017): вопросы и ответы

Ст. 100 НК РФ: официальный текст

Кто подписывает акт проверки?

Акт должен быть подписан 2 сторонами: сотрудниками ИФНС, проводившими проверку, а также проверяемым лицом или его представителем.

Заметим, что иногда налоговики нарушают порядок подписания акта. Например, его может завизировать сотрудник, который не был указан в решении о проведении ВНП и в ней не участвовал. Или наоборот, в акте будет отсутствовать подпись кого-то из тех, кто проводил проверку.

Ни то, ни другое, скорее всего, не повлияет на итоги проверки и не поможет оспорить ее результаты. Об этом свидетельствует арбитражная практика (см., например, постановления президиума ВАС РФ от 24.01.2012 № 12181/11, ФАС Московского округа от 27.06.2014 № Ф05-6192/2014 по делу № А40-188140/13, ФАС Западно-Сибирского округа от 12.09.2013 по делу № А81-2308/2012 и др.).

Когда составляется акт выездной проверки

Налоговые органы регулярно осуществляют выездные проверки. Результаты таких проверок они обязаны отражать в документе под названием акт выездной налоговой проверки (п. 1 ст. 100 НК РФ). Как правило, там представлены обнаруженные нарушения налоговых норм, а также выводы, сделанные на основании проверки.

Как самостоятельно оценить риск налоговой проверки, узнайте здесь.

В письме ФНС России от 16.04.2009 № ШТ-22-2/299 указывается, что акт выездной налоговой проверки обязан составляться и в том случае, если никаких нарушений не обнаружено (пп. 1, 3 ст. 100 НК РФ).

При несоставлении налоговиками акта решение по результатам проверки не может соответствовать нормам законодательства, поскольку оно выносится руководителем налогового органа (или другим уполномоченным лицом) лишь после рассмотрения всех материалов, относящихся к проведенной проверке, включая сам акт (п. 1 ст. 101 НК РФ).

Можно ли оспорить акт проверки?

Акт проверки не является ее итоговым документом. Он лишь фиксирует позицию проверяющих и информирует налогоплательщика о выводах контролеров. Никаких требований к проверяемому лицу он не устанавливает и никаких правовых последствий для него не порождает. Так что его нельзя обжаловать в вышестоящем налоговом органе или суде (см. определение Конституционного суда РФ от 27.05.2010 № 766-О-О).

Обжалованию подлежат только итоговые решения по проверкам.

Единственное, что в случае несогласия с актом может сделать налогоплательщик, — составить и подать возражения на него. Такое право предусмотрено п. 6 ст. 100 НК РФ.

Пренебрегать им не стоит. Возражения вместе с актом исследуются руководителем инспекции (его заместителем) в ходе рассмотрения материалов проверки и могут повлиять на ее результаты.

На подачу возражений отводится 1 месяц со дня получения акта.

А составить их вам помогут наши статьи:

Акт камеральной проверки может быть вручен позже установленного срока

Indypendenz / Shutterstock.com

Налоговики разъяснили, что вручение акта камеральной налоговой проверки позже пяти дней с даты его подписания не признается существенным нарушением условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки и не может повлиять на решение налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности (письмо ФНС России от 8 декабря 2017 г. № ЕД-4-15/[email protected]).

В рассмотренном примере налоговый орган провел камеральную проверку налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2016 года. В рамках данной проверки был вызван на допрос генеральный директор ООО, а также направлено требование о представлении документов (информации). По результатам проверки инспекцией составлен акт камеральной налоговой проверки. Представителю ООО он был вручен в июне 2017 года, то есть позже установленного в Налоговом кодексе срока. В данном случае налоговики считают, что просрочка не может послужить основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Напомним, что в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки (п. 1 ст. 100 Налогового кодекса). При этом акт налоговой проверки в течение пяти дней с даты этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения (п. 5 ст. 100 НК РФ).

Читайте так же:  Правительства российской федерации задачи валютный контроль

В свою очередь акт и другие материалы проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные налогоплательщиком (его представителем) возражения должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и по ним должно быть принято соответствующее решение (п. 1 ст. 101 НК РФ).

В то же время нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично или через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения (п. 14 ст. 101 НК РФ).

Энциклопедия решений. Документальное оформление результатов выездной налоговой проверки

Документальное оформление результатов выездной налоговой проверки

В последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения (абз. 1 п. 15 ст. 89 НК РФ). То есть дата окончания выездной налоговой проверки совпадает с датой составления справки.

В настоящее время справка о проведенной выездной налоговой проверке составляется по форме, утвержденной приказом ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/[email protected] (далее — Приказ N ММВ-7-2/[email protected]).

В тот же день справка вручается налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) или его представителю. В случае, если налогоплательщик (его представитель) уклоняется от получения справки о проведенной проверке, она направляется налогоплательщику заказным письмом по почте (абз. 2 п. 15 ст. 89, п. 8 ст. 89.1 НК РФ).

Внимание

Дальнейшее исчисление сроков оформления результатов выездной налоговой проверки считается с даты составления справки, а не ее вручения. Соответственно, иной срок вручения справки не влечет для налогоплательщика никаких последствий. Поэтому уклоняться от получения справки налогоплательщику не имеет смысла.

После составления справки сотрудники налогового органа не имеют права находиться на территории налогоплательщика, истребовать документы, а также проводить иные мероприятия налогового контроля (письмо ФНС России от 29.12.2012 N АС-4-2/22690, вопрос 3).

По результатам выездной налоговой проверки уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки:

— в общем случае — в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке (абз. 1 п. 1 ст. 100 НК РФ);

— по консолидированной группе налогоплательщиков — в течение трех месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке (абз. 3 п. 1 ст. 100 НК РФ).

В акте налоговой проверки указываются обстоятельства, установленные в ходе ее проведения и иные сведения, предусмотренные п. п. 3, 3.1 ст. 100 НК РФ. Форма акта и требования к его составлению утверждены Приказом N ММВ-7-2/[email protected]

Акт налоговой проверки, как и справка, должен быть вручен проверяемому лицу (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем) (п. 15 ст. 89, п. 5 ст. 100 НК РФ).

Вручить акт налогоплательщику проверяющие обязаны в течение 5 рабочих дней с даты этого акта. В случае проверки консолидированной группы налогоплательщиков акт вручается ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков в течение 10 рабочих дней (п. 6 ст. 6.1 и п. 5 ст. 100 НК РФ).

В случае, если проверенное лицо или его представитель уклоняются от получения акта налоговой проверки, этот факт отражается в акте, и акт направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. При этом датой вручения акта считается шестой рабочий день считая с даты отправки заказного письма (абз. 2 п. 5 ст. 100 НК РФ).

Внимание

Дата получения налогоплательщиком акта (в отличие от даты получения справки) имеет процессуальное значение, поскольку от этой даты исчисляются дальнейшие сроки представления налогоплательщиком письменных возражений и проведения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки налоговым органом.

Следует учитывать, что акт выездной налоговой проверки является документом, оформляющим результаты налоговой проверки, на основании которого соответствующим должностным лицом налогового органа может быть принято решение в порядке ст.101 НК РФ. Он не носит властно-распорядительного характера и не является ненормативным правовым актом, который может быть оспорен и признан недействительным вышестоящим налоговым органом или судом (см. постановление АС Центрального округа от 24.10.2014 N Ф10-3616/14, постановления Шестнадцатого ААС от 14.05.2015 N 16АП-1776/15, Пятнадцатого ААС от 08.09.2014 N 15АП-12238/14).

В случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), вправе представить в налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. Письменные возражения по акту налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков представляются ответственным участником этой группы.

Срок представления письменных возражений:

— в общем случае — в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки налогоплательщиком*(1);

— по консолидированной группе налогоплательщиков — в течение 30 рабочих дней со дня получения акта налоговой проверки ответственным участником этой группы (п. 6 ст. 100 НК РФ).

По окончании этого срока акт и другие материалы налоговой проверки, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, в порядке и сроки, установленные в ст. 101 НК РФ. И только по результатам такого рассмотрения выносится итоговое решение, предусмотренное п. 7 ст. 101 НК РФ:

о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или

об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Внимание

По результатам выездной налоговой проверки (в отличие от камеральной) акт составляется как в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах, так и в случае отсутствия таковых.

Однако при условии отсутствия выявленных в ходе выездной налоговой проверки нарушений законодательства о налогах и сборах у налоговых органов отсутствуют основания для вынесения решения, предусмотренного ст. 101 НК РФ. В таких случаях в течение 3 дней после составления акта выездной налоговой проверки руководителем проверяющей группы составляется докладная записка на имя руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, которая должна содержать все сведения, фиксируемые в справке о проведенной выездной налоговой проверке (п. 15 ст. 100 НК РФ), а также запись об отсутствии выявленных в ходе проверки документально подтвержденных фактов нарушений законодательства о налогах и сборах. К докладной записке прикладывается экземпляр Акта выездной налоговой проверки и документы, послужившие основанием для включения плательщика в план выездных налоговых проверок. Докладная записка подписывается должностным лицом налогового органа, являющимся руководителем проверяющей группы, и визируется начальником отдела, проводящего проверку. На основании резолюции руководителя (заместителя руководителя) налогового органа на указанной докладной записке вносятся соответствующие сведения в информационные ресурсы налоговых органов (письмо ФНС России от 16.04.2009 N ШТ-22-2/299).

Читайте так же:  Сдача в аренду декларация 3 ндфл

*(1) Месячный срок для представления возражений налогоплательщиком установлен Федеральным законом от 23.07.2013 N 248-ФЗ. До внесения изменений указанный срок составлял 15 рабочих дней.

Изменения вступили в силу с 24 августа 2013 года. В случае, если до этой даты течение срока представления письменных возражений не завершилось, срок исчислялся в порядке, действующем после дня вступления в силу указанных изменений (п. 7 ст. 6 Федерального закона от 23.07.2013 N 248-ФЗ).

Предоставление документов по налоговой проверке

Ознакомление с материалами налоговой проверки. Нарушения при выездной налоговой проверке. Право на ознакомление с материалами проверки.

Всем известно, что в случае проведения выездной проверки, налогоплательщику предоставлена возможность получить материалы проверки, в том числе и те, которые получены в ходе проведения дополнительных мероприятий контроля, а также снимать с них копии, делать выписки.

Налоговое законодательство устанавливает довольно жесткие требования к порядку осуществления налоговыми органами мероприятий проводимого контроля, однако НК РФ не содержит прямых указаний на объем и порядок ознакомления проверяемого со всеми материалами проверки, чем зачастую пользуются налоговые органы, доказывая, что несоблюдение обозначенного права само по себе не говорит о существенном нарушении процедуры рассмотрения материалов проверки.

Рассмотрим, какие нарушения порядка предоставления налогоплательщику материалов налоговой проверки могут быть расценены судами как существенные процессуальные нарушения, наличие которых может служить причиной признания принятого решения незаконным.

Фабула дела:

По итогам выездной проверки налоговый орган вручил представителю ООО экземпляр акта проверки с приложениями на 230 листах. Согласно описи к акту прилагались протоколы допросов, поручения об истребовании документов и сопроводительные письма инспекций в адрес контрагентов, ответы на требования части контрагентов, протоколы расчета пени, расчет штрафа по НДФЛ, расчет суммы задолженности по НДФЛ. Представителю был вручен протокол допроса свидетеля, полученный в ходе дополнительных мероприятий контроля, никакие иные документы с актом проверки не были представлены.

Решением налогового органа Общество было привлечено к ответственности по причине недоказанности наличия хозяйственных операций с контрагентами. Решением арбитражного суда решение налогового органа было оставлено в силе, поскольку налогоплательщиком не была подтверждена реальность хозяйственных операций.

Общество еще в период обжалования решения проверяющих в судебном порядке обращалось в инспекцию с заявлением о предоставлении возможности ознакомления с банковскими выписками или предоставлении их в суд.

Сославшись на то, что выписки по расчетным счетам контрагентов содержат налоговую, коммерческую и банковскую тайну, налоговая отказала в предоставлении банковских выписок в электронном виде.

ООО в суде заявило ходатайство об истребовании доказательств (банковских выписок, документов по взаимоотношениями с контрагентами) у проверяющих, суд в удовлетворении ходатайства отказал, но обязал налоговую ознакомить заявителя с документами, установив для этого соответствующий срок.

Обществу были предоставлены материалы проверки в объеме более 5 тысяч документов, результаты ознакомления отражены в соответствующем протоколе, который подписан ООО с возражениями о том, что изучение документов проводилось визуально, вручную переписывались выписки по 3 банкам, по причине отказа в предоставлении копий указанных документов. На изучение документов заявителю было дано 2 дня.

В связи с ограничением времени на ознакомление с большим объемом документов, ООО обратилось в налоговую с заявлением о предоставлении материалов проверки, на что получило ответ с предложением самостоятельно сделать копии документов, дополнительно согласовав время ознакомления. Налогоплательщик обжаловал действия в Управление ФНС РФ, но жалоба не была удовлетворена.

Бездействие налоговой, выразившееся в непредставлении в полном объеме материалов проверки, подтверждающих факты налоговых нарушений, отказ в предоставлении возможности ознакомления с материалами проверки, а также действия по ограничению выбора способа ознакомления с материалами проверки, выразившиеся в запрете делать копии документов послужили основанием для обращения налогоплательщика в суд.

Судебный акт: Решение Арбитражного суда Свердловской области от 30.09.2019 г. по делу №А60-28780/2019

Выводы суда:

1. Статья 102 НК РФ об информации, содержащей налоговую и иную тайну, не исключает сбор и использование налоговым органом в качестве доказательств документов, свидетельствующих о фактах нарушений законодательства. Данная норма не препятствует выполнению налоговым органом положений п. 3.1 ст. 100 НК РФ.

2. Положения НК РФ не содержат ограничений по представлению налогоплательщику документов, собранных инспекцией при проверке, в том числе содержащих налоговую или банковскую тайну. Поскольку аргументы проверяющих основаны (в том числе) на анализе выписок по счетам контрагентов в банках, они в обязательном порядке должны быть приложены к акту проверки.

3. Не только полное отражение в акте проверки выявленных нарушений, но и последующее изучение и составление налогоплательщиком возражений на него является обязательным условием осуществления процедуры привлечения к ответственности. Предоставление права на ознакомление с материалами проверки в период производства по делу о налоговом правонарушении является гарантией соблюдения прав налогоплательщика.

4. Непредоставление полного пакета документов налогоплательщику для ознакомления является нарушением права на участие проверяемого в рассмотрении материалов проверки, поскольку это лишает плательщика права обладать полной информацией о вменяемых ему нарушениях, не позволяет обеспечить возможность защиты своих прав и интересов. Последующие ознакомления с материалами проверки также не свидетельствуют о предоставлении полного пакета документов.

5. Налоговый орган отрицал факт ограничения налогоплательщика в выборе способа ознакомления с материалами проверки, однако это не было зафиксировано в протоколе ознакомления. Суд учел показания представителя ООО, подтверждающие запрет делать копии выписок банка даже на телефон (нотариально заверенный протокол допроса свидетеля, в присутствии представителя налоговой).

6. Суд удовлетворил заявленные требования, поскольку предоставление права на ознакомление с материалами проверки служит гарантией соблюдения прав налогоплательщика.

Комментарии:

1) Как видим, попытка налоговой сослаться на налоговую тайну не помогла отстоять законность решения налогового органа в суде. Суд еще раз обратил внимание на то, что законодательство не предусматривает обстоятельств, при которых налоговый орган может быть освобожден от обязанности вручить проверяемому материалы проверки в полном объеме.

2) Из сложившейся судебной практики следует однозначный вывод о том, что плательщик имеет право на ознакомление с материалами проверки с использованием технических средств для формирования схемы защиты своих прав. В случае запрета на использование таких средств важно зафиксировать данный факт в соответствующем протоколе. От того, насколько полно заполнен протокол и отражены все замечания проверяемого, зависит судебная перспектива при оспаривании действий проверяющих.

3) Ранее проверяющие могли откладывать момент ознакомления с материалами проверки вплоть до их рассмотрения. Но с недавних пор ситуация изменилась — материалы проверок, завершенных после 03.09.2019, надлежит предоставлять налогоплательщику строго до рассмотрения дела и не позднее двух дней с даты подачи заявления о желании ознакомиться с материалами. Новшества напрямую направлены на то, чтобы обеспечить полноценное участие компании в рассмотрении материалов проверки и предоставить ей возможность подготовить обоснованные возражения.

Читайте так же:  Взыскание задолженности по налогам нестандартный вариант

У нас также есть аудиоподкасты. Это выпуски по 2-5 минут. Посвящены одному спору, конфликту или новости. Их можно слушать прямо на нашем сайте, на сайте подкаст-площадки или скачать себе на компьютер, смартфон и пр. Выпуск 1 (о субсидиарной ответственности); Выпуск 2 (оспаривание договора по мотиву злоупотребления правом); Выпуск 3 (расторжение договора по инициативе продавца, что учесть?). Еще пара десятков по ссылке.

Вы не поверите, но для любителей коротких и полезных видео, у нас появились видеоподкасты. Например, видеоподкаст на тему «Налоги. Оптимизация. Перевод сотрудников в ИП» можно посмотреть по ссылке.

Обратим внимание, что юридическая фирма «Ветров и партнеры» в 2018 году отмечена отраслевым рейтингом юридических компаний Право.ру-300 в номинации «Арбитражное судопроизводство». Это позволило нам войти в ТОП-50 региональных компаний по всей России в данной номинации.

В случае, если Ваш судебный спор или иной спор, договорная работа или любая другая форма деятельности касается вопросов, рассмотренных в данном или ином нашем материале, рекомендуем проверить и убедиться, что Ваша правовая позиция соответствует последним изменениям практики и законодательству.

Видео (кликните для воспроизведения).

Мы будем рады оказать Вам юридическую помощь по поводу минимизации юридических рисков и имеющимся возможностям. Мы постараемся найти решение, подходящее именно для Вас.

Звоните по телефону +7 (383) 310-38-76 или пишите на адрес [email protected]

Наша юридическая компания оказывает различные юридические услуги в разных городах России (в т.ч. Новосибирск, Томск, Омск, Барнаул, Красноярск, Кемерово, Новокузнецк, Иркутск, Чита, Владивосток, Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Самара, Челябинск, Ростов-на-Дону, Уфа, Волгоград, Пермь, Воронеж, Саратов, Краснодар, Тольятти, Сочи).

Допмероприятия: что налоговики вправе делать после проверки

Если собранных в ходе проверки фактов недостаточно для принятия решения по ней, налоговики могут назначить дополнительные мероприятия налогового контроля. Решение об их проведении выносится после того, как:

  • проверка окончена;
  • акт по ней составлен и вручен налогоплательщику;
  • состоялось рассмотрение материалов проверки в инспекции.

В ходе допмероприятий контролеры могут собирать дополнительные доказательства, но только по уже установленным нарушениям, то есть по тем, что указаны в акте проверки. Выявлять новые нарушения они не вправе. Поэтому внимательно изучайте дополнение к акту, которым теперь оформляют итоги допмероприятий. Если в нем указано что-то сверх того, что было в акте, пишите возражения — лишнее должны убрать.

В то же время после допмероприятий возможны и доначисления, если выяснится, что нарушения имеют больший масштаб, чем это было установлено проверкой изначально.

А еще имейте в виду: после того как будет принято итоговое решение по проверке, вносить в него правки налоговики могут с ограничениями. Они могут исправить описки, опечатки, отменить или изменить решение в вашу пользу. Но изменения, ухудшающие ваше положение, не допускаются.

Об этом — в письме ФНС от 19.10.2018 № ЕД-4-2/[email protected]

Написать возражения на акт проверки вам помогут наши статьи:

Акт выездной налоговой проверки — образец и особенности

Акт выездной налоговой проверки составляется по окончании такой проверки, проведенной налоговыми органами. Какие лица уполномочены составлять данный документ, а также содержание и форму акта (скачать ее можно на нашем сайте) рассмотрим в данной статье.

Какие сведения должны быть в акте проверки?

Требования к содержанию акта проверки установлены п. 3 ст. 100 НК РФ. Так, в нем указываются:

  • дата акта (дата его подписания проверяющими);
  • полное и сокращенное наименование либо фамилия, имя и отчество проверяемого лица; если проверялось обособленное подразделение, дополнительно указывается его полное и сокращенное наименование, а также место нахождения;
  • фамилии, имена и отчества лиц, проводивших проверку, их должности с указанием наименования налогового органа, который они представляют;
  • дата и номер решения о проведении выездной проверки (для ВНП) или дата представления декларации и иных документов (для КНП);
  • перечень документов, представленных в ходе проверки проверяемым лицом;
  • период, за который проведена проверка;
  • наименование проверенного налога;
  • даты начала и окончания проверки;
  • адрес места нахождения организации (участников консолидированной группы налогоплательщиков) или места жительства физлица;
  • сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при проверке;
  • документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, если они были выявлены, или запись об отсутствии таковых;
  • выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений, обоснованные ссылками на нормы НК РФ.

В настоящее время применяется форма акта проверки и требования к его составлению, утвержденные приказом ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/[email protected]

Больше информации об актах ВНП и КНП можно найти на нашем сайте в статьях:

Выносится решение

Решение о привлечении к налоговой ответственности либо об отказе в привлечении к налоговой ответственности по результатам налоговой проверки составляется в течение 10 рабочих дней со дня истечения срока для представления возражений (ст. 101 НК РФ).

В течение пяти рабочих дней со дня его составления решение должно быть вручено налогоплательщику.

Еще через 10 рабочих дней со дня вручения решение вступает в силу.

Если решение отправлено заказным письмом, то оно считается полученным на шестой рабочий день с момента отправки (т.е. вступит в силу спустя 16 рабочих дней с даты его отправления).

Перед вынесением решения руководителем или заместителем руководителя налогового органа, проводившего налоговую проверку, рассматриваются акт и другие материалы налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом письменные возражения по указанному акту и приложенные к ним документы.

Если необходимо получить дополнительные доказательства для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых, руководитель или заместитель руководителя налогового органа вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий один месяц, дополнительных мероприятий налогового контроля.

В этом случае окончательное решение о привлечении налогоплательщика к ответственности принимается после проведения дополнительных мероприятий по истечении месячного срока.

В решении излагаются:

  • обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения таким образом, как они были установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства;
  • доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов;
  • решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей НК РФ, предусматривающих данные правонарушения и применяемые меры ответственности;
  • указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.

Какие лица составляют акт налоговой проверки и по какой форме

Акт выездной проверки составляют уполномоченные лица налоговых служб (п. 1 ст. 100 НК РФ). Таковыми являются инспекторы, проводившие проверку. Они же и подписывают данный документ (п. 2 ст. 100 НК РФ).

Читайте так же:  Фнс проверка налогов по инн

О том, в каких случаях может меняться период проведения выездной проверки, читайте в материале «Как и когда может быть продлена выездная налоговая проверка».

Функции по утверждению формы акта выездной налоговой проверки и требований по его заполнению возложены на Федеральную налоговую службу (п. 1 положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства России от 30.09.2004 № 506). ФНС России своим приказом от 08.05.2015 № ММВ-7-2/[email protected] утвердила форму акта (приложение 23 к указанному приказу) и требования к составлению акта налоговой проверки (приложение 24 к этому же приказу) (далее — Требования).

Скачать бесплатно форму акта можно на нашем сайте по ссылке.

Содержание акта выездной налоговой проверки регламентируется п. 3 ст. 100 НК РФ и Требованиями.

В соответствии с Требованиями акт выездной налоговой проверки должен включать 3 части:

  • вводную – с приведением общих положений;
  • описательную – с указанием фактов нарушения налогового законодательства;
  • итоговую – с изложением выводов и предложений налогового органа.

Возможно, вам необходима информация по возражениям на акт ВНП. Тогда читайте статью «Возражения на акт выездной налоговой проверки — образец».

В каких случаях статья 100 НК РФ обязывает налоговиков составлять акт проверки?

Акт всегда является итогом выездной налоговой проверки (ВНП) и составляется независимо от того, обнаружены нарушения или нет (см. письмо ФНС России от 16.04.2009 № ШТ-22-2/299).

По результатам камеральной налоговой проверки (КНП) акт составляется только в том случае, если в ходе проверки были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах.

При положительном исходе КНП информировать налогоплательщика о ее завершении инспекция не обязана (письмо УФНС России по г. Москве от 21.05.2009 № 20-14/4/051403). Исключение — проверка декларации по НДС с применением заявительного порядка возмещения налога. О ее завершении без нарушений инспекция должна сообщить в течение 7 дней после окончания (п. 12 ст. 176.1 НК РФ).

Подробнее о процедуре заявительного порядка возмещения читайте в статье «Особенности и сроки при общем и заявительном порядке возмещения НДС».

Ст. 100 НК РФ: вопросы и ответы

Ст. 100 НК РФ регулирует порядок оформления результатов налоговых проверок. В нашей статье мы отвечаем на вопросы, которые чаще всего возникают у налогоплательщиков в связи с данной процедурой.

Что будет, если срок вручения акта нарушен?

Ничего. Использовать нарушение налоговиками срока вручения акта проверки, чтобы обернуть ее результаты в свою пользу, не получится. Сама по себе просрочка вручения акта не является основанием для отмены решения по проверке, поскольку не относится к существенным нарушениям процедуры рассмотрения ее материалов (п. 14 ст. 101 НК РФ).

Это подтверждают и суды (см. постановление 9-го арбитражного апелляционного суда от 16.12.2013 № 09АП-40446/2013 по делу № А40-76732/13, которое оставлено в силе постановлением ФАС Московского округа от 09.04.2014 № Ф05-2601/2014).

О последствиях нарушения сроков проверки читайте в материале «Инспекция затянула камералку. Есть ли шанс отменить решение?».

Выставление требования об уплате налогов

Требование об уплате налогов, пеней и штрафов на основании вступившего в силу решения о привлечении к налоговой ответственности направляется налогоплательщику в течение 10 рабочих дней с даты вступления в силу данного решения (п. 2 ст. 70 НК РФ).

Примечание. Требование, направленное организации налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете, передается руководителю организации лично под расписку или направляется по почте заказным письмом. В этом случае оно считается полученным по истечении шести рабочих дней с даты направления заказного письма.

Требование должно содержать сведения:

  • о сумме задолженности по налогу;
  • размере пеней, начисленных на момент направления требования;
  • сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах;
  • сроке исполнения требования;
  • мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

Возражаю!

В случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих налогоплательщик может представлять возражения по акту в целом или в отношении отдельных его положений.

Возражения подаются в произвольной форме в письменном виде (п. 6 ст. 100 НК РФ) в течение 15 рабочих дней со дня получения акта налоговой проверки (п. 6 ст. 100 НК РФ).

Надо указать, с какими именно положениями акта вы не согласны. Эта позиция должна быть обоснована ссылками на нормы законодательства, судебной практикой, причем приоритет отдается решениям ВАС РФ и решениям судов по соответствующим судебным округам.

Тот факт, что возражения не были написаны, еще не свидетельствует о том, что налогоплательщик согласился с выводами, изложенными в акте проверки. Это никак не влияет на возможность последующего обжалования решения налоговых органов в суде. Однако, подавая возражения, следует учитывать, что они могут повлечь за собой проведение дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 6 ст. 101 НК РФ). И тогда решение по результатам проверки будет принято с учетом данных, которые получены в ходе проведения дополнительных мероприятий.

В какие сроки инспекция должна составить и вручить акт проверки?

Акт выездной проверки инспекция должна подготовить в течение 2 месяцев со дня составления справки о проведенной проверке, а если проверялась консолидированная группа налогоплательщиков — в течение 3 месяцев.

На составление акта камеральной проверки ст. 100 НК РФ отводит 10 дней с момента завершения КНП.

Вручить акт налогоплательщику проверяющие должны в течение 5 дней с даты составления.

Подаем апелляцию

Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, не вступившее в силу, может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы (ст. 101.2 НК РФ).

Примечание. В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо в решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются срок, в течение которого лицо, в отношении которого вынесено решение, вправе его обжаловать, порядок обжалования решения в вышестоящий налоговый орган.

Жалоба подается налогоплательщиком в вышестоящий налоговый орган в течение 10 рабочих дней со дня вручения решения. Если решение обжаловалось, оно может вступить в силу после принятия решения по апелляционной жалобе лицом в вышестоящем налоговом органе.

Если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, не отменит решения нижестоящего налогового органа, то последнее вступает в силу со дня его утверждения вышестоящим налоговым органом.

Читайте так же:  Бухгалтерская справка выплата дивидендов

В случае если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, изменит решение нижестоящего налогового органа, то это решение с учетом внесенных изменений вступает в силу со дня принятия соответствующего решения вышестоящим налоговым органом.

Если решение уже вступило в силу и не было обжаловано в апелляционном порядке, то оно также может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган. В этом случае по ходатайству лица, обжалующего решение налогового органа, вышестоящий налоговый орган вправе приостановить исполнение обжалуемого решения.

Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе.

В случае обжалования такого решения в судебном порядке срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу, в отношении которого вынесено это решение, стало известно о вступлении его в силу.

Уплата налогов, штрафов и пеней

Уплата налогов и штрафов по окончании налоговой проверки производится в течение восьми рабочих дней со дня получения требования налогового органа (п. 4 ст. 69 НК РФ), если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Если на дату получения требования у налогоплательщика имеется переплата по соответствующему виду налогов (федеральным, региональным, местным), она может быть зачтена в счет уплаты недоимок, пеней и (или) штрафов по итогам проверки (п. п. 1, 5 ст. 78 НК РФ). В этом случае обязанность по уплате считается выполненной в день вынесения налоговым органом решения о зачете (пп. 4 п. 3 ст. 45 НК РФ).

Если налогоплательщик добровольно не исполнит решение налогового органа и не уплатит в срок, предусмотренный требованием, недоимку и штраф, ему грозит принудительное взыскание (ст. 46 НК РФ).

Если акт КНП не составлен, как узнать о ее завершении?

Если 3 месяца с момента подачи декларации истекли, а инспекция не запросила у вас документы или пояснения, не потребовала внести исправления в отчетность, считайте, что камеральная проверка закончилась удачно.

Если вам нужна точная информация, обратитесь в ИФНС с просьбой проинформировать вас о результатах КНП. Тот факт, что данная обязанность у налоговиков отсутствует, не дает им права проигнорировать запрос налогоплательщика (см., например, постановление ФАС Поволжского округа от 18.02.2009 № А55-10190/2008).

Итоги

Акт по результатам выездной налоговой проверки оформляют налоговики, проводившие проверку. Он должен быть составлен по форме, утвержденной ФНС России в приказе от 08.05.2015 № ММВ-7-2/[email protected] (приложение 23), и содержать описание выявленных нарушений и принятого налоговиками решения.

Акт налоговой проверки составлен. Что дальше?

«Практический бухгалтерский учет», 2011, N 1

Проведена налоговая проверка, составлен акт. С выводами, содержащимися в нем, вы категорически не согласны. Каков порядок предъявления возражений?

О том, что проверка закончена, вас уведомят соответствующей справкой. Кстати, со дня ее составления налоговики должны покинуть территорию налогоплательщика. Справка носит информационный характер, в ней фиксируются:

  • предмет проверки;
  • сроки ее проведения.

Акт по результатам выездной налоговой проверки оформляется в течение двух месяцев с момента ее окончания (ст. 100 НК РФ) и содержит:

  • подробные выводы проверяющих;
  • документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых;
  • выводы и предложения по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи НК РФ, если за данные нарушения законодательства о налогах и сборах предусмотрена налоговая ответственность.

Акт налоговой проверки подписывают лица, проводившие проверку, а также проверяемое лицо.

Акт налоговой проверки должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю в течение пяти рабочих дней с даты составления этого акта (п. 5 ст. 100 НК РФ).

Акт может быть вручен налогоплательщику под роспись или отправлен заказным письмом; в этом случае он считается полученным на шестой день с даты отправки заказного письма.

Примечание. Со дня получения акта начинается отсчет срока, предусмотренного для написания возражений, и фиксация этого срока крайне важна.

Принудительное взыскание

При неуплате или неполной уплате налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (ст. 46 НК РФ).

Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему РФ необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика.

Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения этого срока (п. 3 ст. 46 НК РФ).

Решение, принятое после истечения указанного срока о взыскании, считается недействительным и исполнению не подлежит.

В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога. Заявление подается в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика в течение шести рабочих дней после его вынесения.

В случае невозможности вручить решение о взыскании налогоплательщику под расписку или передать иным способом, свидетельствующим о дате его получения, решение о взыскании направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести рабочих дней со дня направления заказного письма.

Поручение налогового органа на перечисление сумм налога в бюджетную систему РФ направляется в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, и подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством РФ.

Поручение должно содержать указание на те счета налогоплательщика, с которых должно быть произведено перечисление налога, и сумму, подлежащую перечислению.

Взыскание налога может производиться как с рублевых расчетных (текущих) счетов, так и с валютных счетов налогоплательщика, если недостаточно средств на рублевых счетах.

Не производится взыскание налога с депозитного счета налогоплательщика, если не истек срок действия депозитного договора.

Поручение налогового органа на перечисление налога исполняется банком не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения им указанного поручения, если взыскание налога производится с рублевых счетов, и не позднее двух операционных дней, если взыскание налога производится с валютных счетов, если это не нарушает порядок очередности платежей, установленный гражданским законодательством РФ.

Видео (кликните для воспроизведения).

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или отсутствии информации о счетах налогоплательщика налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика в соответствии со ст. 47 НК РФ.

Источники

Акт выездной налоговой проверки может быть вручен
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here