Чем отличается аудит от финансового контроля

Ответы по а удиту

5. Отличие аудита от других форм финансового контроля.

Финансовый контроль— проверка специально уполномоченными органами соблюдения участниками финансовых, денежных, кредитных, валютных операций, требований законодательства, норм и правил, установленных государством, собственниками. Это одна из функций управления.

Финансовый по уровню подразделяется на государственный,внутрихозяйственный,независимый (аудит.

Государственный финансовый контроль осуществляется государственными органами или от имени государства в целях обеспечения единой государственной финансовой политики и финансовых интересов государства и его граждан. Его основным направлением является исполнение государственного

Внутрихозяйственный (внутренний) контроль-это система постоянного наблюдения и проверки работы предприятия, организованного им самим в целях оценки обоснованности и эффективности принятых управленческих решений, выявления отклонений и неблагоприятных ситуаций,

своевременного информирования руководства для принятия решений по устранению, снижению рисков его деятельности и управлению ими. Может быть организован в виде внутреннего аудита,ревизионных комиссий и т.п.

Независимый контроль— аудит, осуществляемый внешними независимыми специалистами, направленный на выражение мнения о достоверности бухгалтерской отчетности.

По форме контроля выделяются: ревизия,судебно-бухгалтерская экспертиза,аудит.

Ревизия— метод контроля финансово-хозяйственной деятельности предприятия со стороны исполнительного вышестоящего органа с целью сохранности активов проверяемого предприятия, пресечения и профилактики злоупотреблений.

Основными задачами ревизии являются:

  • проверка сохранности имущества и эффективности его использования;
  • выявление злоупотреблений, условий их возникновения и разработка мероприятий по их предупреждению;
  • проверка исполнительской дисциплины и оценка эффективности деятельности управленческого персонала организации;
  • исследование систем внутреннего контроля, выявление их узких мест;
  • правильность ведения бухгалтерского учета и т.д.

Основные отличия ревизии от аудита состоят в следующем:

Ревизия выявляет ответственность должностного лица, проверяет финансовую и хозяйственную деятельность, выявляет лиц, виновных в нарушении, злоупотреблении, причины нарушений. По итогам принимаются решения о мерах дисциплинарного воздействия. Ревизор имеет право высказывать

обоснованное мнение о должностных лицах. Аудит выявляет отклонения, слабые стороны в бизнес-процессах организации, проверяется бухгалтерская (финансовая) отчетность. По результатам аудита принимаются решения о корректировке бизнес-процессов. Этические нормы аудита не позволяют

высказывать свое мнение о должностных лицах и определять их виновность. Аудит— коммерческая деятельность, основанная на заключении договора. Оплачивает аудит клиент или по его согласию орган, нуждающийся в получении аудиторского заключения.Ревизия осуществляется на

основе законов, инструкций, приказов вышестоящих или государственных органов. Платит вышестоящее звено или государственный орган.

Судебно-бухгалтерская экспертизаиосуществляется по требованию следственных или судебных органов.

Данная экспертиза проводится за счет проверяемого предприятия независимо от его желания.

Основное и принципиальное различие судебно-бухгалтерской экспертизы от аудита заключается в следующем:

аудит проводится на основании заключенного договора, то есть на основе гражданского законодательства;

судебно-бухгалтерская экспертиза осуществляется по требованию следственных или судебных органов.

Доверяй, но проверяй: чем отличается аудит компании от внутреннего контроля

Эксперт в области аудита

Понятия «внутренний аудит» и «внутренний контроль» зачастую воспринимают как синонимы. Несмотря на то, что оба подразделения призваны улучшить эффективность работы организации и обеспечить принятие правильных решений руководством, их путать не стоит. Эксперт в области аудита Наталья Андреева в колонке для Realist объясняет разницу между процедурами и рассказывает про концепцию «трёх линий защиты компании».

Я часто сталкиваюсь с тем, что люди смешивают понятия «внутренний контроль» и «внутренний аудит». Однако это не совсем одно и то же. Давайте разберем «на пальцах», в чём разница между этими подразделениями. Внутренний аудит имеет два основных отличия.

Во-первых, аудит должен функционально подчиняться и отчитываться перед советом директоров или собственником. Любые другие конструкции, такие как СЕО, CFO, Deputy CEO и прочее, к хорошему не приведут. По сути, аудит – это «глаза и уши» совета директоров и собственников компании. К тому же, аудит не вовлечён в бизнес и операционку, он смотрит незамыленным взглядом на то, что происходит в компании.

Во-вторых, In God We Trust, The Others We Audit. Иначе говоря, аудит проверяет всех, всё и вся, в том числе, работу внутреннего контроля. Грамотный аудит разберёт процессы компании на запчасти, чтобы понять, почему процессы дорогие, долгие и почему клиенты уходят. Аудит будет копать на три метра вглубь и отвечать на такие вопросы как «почему в контролях дырки и компания несет убытки». Если аудитор профи и ему доверяют, он будет не только «консалтинг in-house», но и во многом заменит внешних недешёвых экспертов. Аудит в любом случае повлияет на принятие решений, поэтому для компании эффективнее и дешевле обратиться к услугам аудитора до запуска какого-то ключевого проекта или принятия стратегии.

Внутренний контроль, который может называться комплаенс, служба внутреннего контроля или СВК, предотвращает, отслеживает и управляет только регуляторными рисками, которые заключаются в том, что компания и топ-менеджмент нарвутся на штрафы или, допустим, отзыв лицензии, если не будут соблюдать требования законодательства. Внутренний контроль выполняет роль буфера, который обязан уберечь от таких рисков.

В 2013 появилась концепция «трёх линий защиты компании». Считается, что компания надежно защищена, если у неё есть эффективные контроли на трёх уровнях. Первая линия защиты состоит из самоконтроля, службы безопасности, контроля внутри каждой команды и финансовой службы. Вторая линия – это служба рисков и внутренний контроль.Третья линия представляет собой внутренний аудит. По требованиям биржи, именно это подразделение должно быть в публичных компаниях. Если акции компании не котируются, то создание внутреннего аудита зависит от желания совета директоров или собственника. Как правило, внутренний контроль и внутренний аудит есть в крупных компаниях.

Читайте так же:  Преимущества и недостатки упрощенной системы налогообложения

Обойтись без внутреннего контроля можно в трёх случаях:

Компания не контролируется Банком России. То есть это не банк, не брокер, не пенсионный фонд, не управляющая компания;

Финансовая отчётность компании не подлежит обязательному внешнему аудиту. В этом случае, в компании может не быть службы внутреннего контроля или специального сотрудника. Однако процесс контроля всё равно должен быть выстроен;

Собственник автоматизировал процессы или правильно распределил обязанности службы внутреннего контроля. Также возможен вариант, когда собственник верит, что он сам всё успешно контролирует и неприятности случаются только с чужим бизнесом.

Аудит как вид финансового контроля

Аудит как вид финансового контроля предусмотрен российским законодательством по отношению к предприятиям, которые осуществляют деятельность в коммерческой и бюджетной сферах. Специфика аудиторских проверок состоит в разных форматах их проведения. Бывают аудиты, которые инициируют государственные органы и частные структуры.

Кроме того, финансовый контроль классифицируют как внешний и внутренний. Первый означает, что проверяющее лицо не относится к компании, деятельность которой подвергается проверке. Внутрихозяйственный аудит организации проводят самостоятельно, используя собственные ресурсы.

Основные цели аудита:

  • проверка ведения бухгалтерских отчетных документов;
  • оценка финансового состояния предприятия;
  • составление рекомендаций по улучшению результатов деятельности.

Формы аудитов

Аудиты как независимые формы финансового контроля бывают нескольких типов. При этом есть пять классификаций с учетом параметра, который ложится в основу деления.

  1. На какой стадии проводится.
    • Подтверждающая проверка — направлена на подтверждение результативности большинства финансовых операций.
    • Аудит рисков — предполагает выборочную проверку определенного проблемного места в работе предприятия.
    • Системно-ориентированная проверка — наблюдение за системами, которые контролируют производственные процессы.
  2. По характеру заказа.
    • Инициативная проверка — проводится по решению руководства.
    • Обязательная — выполняется по требованию федерального законодательства.
  3. С учетом периодичности.
    • Первоначальная — проводится аудиторской компанией впервые.
    • Периодическая — выполняется на основании договорных отношений через определенные интервалы.
    • На соответствие — проводится для оценки соблюдения правил и нормативов, схеме начисления заработной платы, отчислении налоговых выплат и т. п.
  4. По назначению.
    • Аудит финансовых отчетов — проверяется, правильно ли ведется бухгалтерский учет.
    • Налоговая проверка — оценивается, в полной ли мере начисляются налоговые платежи.
    • Ценовая проверка — проверяется обоснованность установленных цен.
    • Производственная проверка — необходима для повышения эффективности использования ресурсов компании.

Особо отмечают классификацию аудиторских проверок по объему. По этому признаку выделяют полный и выборочный аудиты. Масштабную ревизию приурочивают к снятию подозрений с руководства компании в искажении бухгалтерской и финансовой отчетности. Трудоемкость проведения объясняет, почему полную проверку применяют исключительно как разновидность внешнего финансового контроля.

Выборочные ревизии проводят чаще. При этом оценке подвергают отдельные документы. Очередность проверки определяет аудитор, ориентируясь на бланки, имеющие наибольшую важность. Остальные документы проверяют частично на основе случайной выборки.

Что такое аудиторский финансовый контроль?

Аудиторский финансовый контроль или аудит — разновидность контроля над эффективностью управления финансами организации, главным субъектом которого являются независимые (в юридическом или функциональном аспекте) фирмы, физлица либо должностные лица.

Юридически независимые субъекты аудита — это специализированные аудиторские организации либо самостоятельно работающие эксперты-аудиторы. И те, и другие должны быть участниками какой-либо саморегулируемой организации аудиторов (п. 1 ст. 3, п. 1 ст. 4 закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ).

Функционально независимые субъекты контроля — это штатные подразделения компаний или специалисты, которые наделены полномочиями по осуществлению необходимых проверок.

Действиям юридически и функционально независимых субъектов аудита соответствуют внешний и внутренний аудит. Изучим их особенности подробнее.

Методы финансового контроля

На текущий момент есть пять основных способов проверки:

3)анализ финансового планирования;

5)оценка информации о руководящем составе.

Наиболее часто при проведении ведомственных проверок используют метод ревизии, который позволяет всесторонне изучить результаты хозяйственной и финансовой деятельности предприятия. Методику обычно применяют государственные органы. Аудиторы же обычно используют способы 2–5.

Основное отличие аудиторских проверок от ревизии состоит в стоящих перед оценщиками целях. Государственный аудит направлен на выявление нарушений. Стандартные проверки — на обнаружение пробелов в работе предприятия с целью составления рекомендаций по их устранению.

Оглавление

3. Отличие аудита от других форм экономического контроля: ревизии, финансового контроля, судебно-бухгалтерской экспертизы

Контроль наряду с планированием, регулированием, учетом и анализом является одной из функций системы управления любого хозяйствующего субъекта. Одним из звеньев системы контроля выступает финансовый контроль. Его назначением является обеспечение соблюдения законодательства в процессе формирования и использования финансовых ресурсов, оценка экономической эффективности финансово-хозяйственной деятельности организаций.-бухгалтерской экспертизы

Развитие предпринимательства, возникновение новых организационно-правовых форм предприятий и форм собственности коренным образом повлияли на механизм системы финансового контроля в стране и вызвали необходимость проведения независимых аудиторских проверок.

В первую очередь независимый аудит отличается от государственного финансового контроля субъектами проведения. Кроме того, различие заключается в задачах этих видов деятельности и, соответственно, в объектах наблюдения.

Внешний, или ведомственный, финансовый контроль представляет собой общегосударственный финансовый контроль деятельности экономических субъектов. Его осуществляют государственные контрольные учреждения, финансовые органы, правоохранительные и налоговые органы, ведомственные организации, а также банки.

Внутренний финансовый контроль проводится внутренними ревизионными органами экономических субъектов, их аудиторскими подразделениями, бухгалтериями, финансовыми отделами, а также общественными организациями.

Государственный финансовый контроль в Российской Федерации на высшем уровне осуществляется Счетной палатой Российской Федерации, деятельность которой определяется Федеральным законом от 11.01.95 № 4-ФЗ «О Счетной палате в Российской Федерации». Счетная палата Российской Федерации является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным собранием Российской Федерации и подотчетным ему.

Читайте так же:  Пример заполнения налогового вычета за обучение

Контрольные полномочия Счетной палаты Российской Федерации распространяются на все государственные органы и их аппараты, на учреждения Российской Федерации, на федеральные внебюджетные фонды, а также на всех экономических субъектов, пользующихся целевыми бюджетными средствами, имеющими льготы по уплате налогов, имеющих в распоряжении федеральную собственность, и в других случаях.

В государственном финансовом контроле существует понятие «аудит», которое имеет иное содержание и значение, чем независимый аудит бухгалтерской финансовой отчетности. Счетная палата Российской Федерации обеспечивает единую систему контроля исполнения федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, что предусматривает проведение проверок, называемых аудитом, в отношении ряда доходных или расходных статей федерального бюджета. Должностные лица, являющиеся членами коллегии Счетной палаты Российской Федерации и возглавляющие ее определенные направления деятельности, называются аудиторами Счетной палаты.

Собственно аудит, являясь методом осуществления вневедомственного независимого финансового контроля, не подменяет государственный финансовый контроль. Однако его основными субъектами являются, прежде всего, организации негосударственного сектора экономики. Они не входят в систему имеющихся в стране министерств и ведомств и по этой причине не охватываются ведомственным контролем. И в отличие от государственного контроля аудит выполняет скорее роль советника, консультанта, помощника всем специалистам, занимающимся обработкой и использованием бухгалтерской информации. Аудиторы не только оценивают достоверность бухгалтерской отчетности предприятия, законность совершенных хозяйственных операций, но и помогают выявить допущенные ошибки, исправить их, а также рекомендуют построение такой системы учета, которая позволит в дальнейшем максимально избегать ошибок.

Таким образом, аудит существенно отличается от государственного (ведомственного) финансового контроля. Принципиальные отличия аудита от ведомственного финансового контроля представлены в табл. 1.

В экономических субъектах, в которых существуют структуры ведомственного контроля, не исключается привлечение независимых аудиторских служб. При этом каждый вид контроля выполняет свойственные ему функции. Так, в структурах с развитыми формами ведомственного аудита контроль деятельности осуществляется как внутриведомственными ревизорами и аудиторами, так и независимыми аудиторскими фирмами. Если ревизоры уделяют основное внимание проверке тех вопросов, по которым идут распоряжения со стороны головной организации (цены, направления реализации, вопросы собственности, сохранность имущества, кассовая дисциплина), то аудиторы наиболее тщательно анализируют вопросы, связанные с формированием себестоимости, прибыли, налогообложения, расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами. При этом каждый субъект контроля играет свою важную роль для обеспечения законности, предотвращения штрафных санкций, минимизации потерь и налоговых выплат.

Независимый аудит существует наряду с государственным финансовым контролем, основное назначение которого заключается в проверке целевого использования государственных средств и имущества.

Следует отметить, что аудит имеет значительные отличия от ревизии и судебно-бухгалтерской экспертизы.

Аудит отличается от ревизии и судебно-бухгалтерской экспертизы по своей сущности, подходу к проверке документации, взаимоотношениям между проверяющим и клиентом, выводам, сделанным по результатам проверки, и т. д.

Так, аудит отличается от такого вида финансового контроля, как ревизия по следующим признакам:

  • своими целями, составом методов и приемов работы;
  • взаимоотношениями между проверяющим и проверяемым субъектами;
  • выводами, сделанными по результатам проверки;
  • методами реализации мероприятий, направленных на исправление выявленных недостатков в работе экономического субъекта.

Ревизия — форма последующего контроля, представляющая собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций ревизуемой организации, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя и главного бухгалтера (бухгалтера) и иных лиц, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными актами установлена ответственность за их осуществление.

Целью ревизии является обеспечение сохранности активов, пресечение и профилактика злоупотреблений, в том числе выявление лиц, виновных в злоупотреблениях, и подготовка доказательств для установления их вины. Ревизию проводят работники контрольно-ревизионного аппарата, а ее проведение инициирует и организует собственник имущества. Таковым может быть и вышестоящая организация или государственный орган. Инициаторы проведения ревизии (вышестоящая организация или государственный орган) оплачивают работу членов ревизионной комиссии. В процессе ревизии выявляются факты хищений имущества собственника и неправильного ведения бухгалтерского учета в организации, определяется величина нанесенного ущерба.

Ревизия проводится на основе инструкций Министерства финансов Российской Федерации, внутренних инструкций, приказов вышестоящих или государственных органов. Акт ревизии — документ, предназначенный ограниченному кругу лиц, в котором фиксируются все выявленные (даже незначительные) недостатки.

По окончании ревизии акт ревизии и сопутствующая информация передаются собственнику, в том числе государственным организациям, а также государственным контролирующим органам, вышестоящей организации для принятия организационных выводов, применения взысканий.

Ревизор приходит в организацию с установкой: определить законность хозяйственных операций и выявить те из них, которые выходят за рамки требований действующих регулятивов. Задача же аудитора состоит в том, чтобы определить, насколько верны данные бухгалтерской отчетности с точки зрения их соответствия фактическим действиям и событиям, имевшим место в прошлом, а также в том, чтобы, определив ошибки или злоупотребления, довести сведения о них до заинтересованных пользователей и предложить рекомендации по их устранению. Если при проведении ревизии процедуры проверки выполняются в определенной последовательности, то в аудите существует лишь рекомендуемая схема. По своему усмотрению аудитор определяет, какие шаги ему следует предпринять при обнаружении отклонений в документах по тем или иным операциям: если отклонения незначительны (несущественны), то на них можно не акцентировать внимание, если же аудитор подозревает, что за этим фактом кроются крупные злоупотребления, то он обязан их детально изучить.

В ревизии все должно быть выверено «до копейки», в аудите же большинство операций проверяется приблизительно, исходя из установленной степени существенности и степени риска.

Читайте так же:  Налог на землю в казахстане

Ревизор получает заработную плату от своего руководства, а гонорар аудитора обычно зависит от суммы, выплаченной клиентом. По данным ревизии действия, нарушающие закон, предполагают наложение взыскания. Аудитор же, выявив подобные факты, только сообщает о них собственникам клиента.

Ревизор требует максимальной гласности, в то время как аудитор должен сохранять конфиденциальность.

Клиент не выбирает ревизора, действия которого подпадают под административное право, выражая вертикальные связи, и который является «глазами и ушами» начальника; аудитора клиент выбирает сам, их отношения регулируются гражданским правом, выражающим горизонтальные связи.

Несмотря на существенные различия между аудитом и ревизией, целый ряд ревизорских методов, приемов, подходов к проверке рационально используется в аудите. В свою очередь, аудитор может быть привлечен по поручению государственного органа в качестве эксперта-бухгалтера для проведения ревизии или судебно-бухгалтерской экспертизы. При этом он как высококвалифицированный специалист в области бухгалтерского учета и контроля самостоятельно определяет методы исследования, так как несет ответственность за обоснованность своих выводов. Более детально различия между аудитом и ревизией характеризуют отличительные признаки, представленные в табл. 1.

Видео (кликните для воспроизведения).

Таблица 1 — Отличия аудита от ведомственного финансового контроля, ревизии, судебно-бухгалтерской экспертизы

Отличительные признаки

Аудит

Ведомственный финансовый контроль

Ревизия

Судебно-бухгалтерская экспертиза

Аудит. Ответы на экзаменационные билеты (С. Р. Юсупова, 2009)

Данное пособие является вспомогательным материалом для подготовки к экзаменам, зачетам по дисциплине «Аудит». Материал книги составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. Изложенный материал поможет студентам сдать экзамены на оценку «отлично». Пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 060500 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».

Оглавление

  • 1. История аудита
  • 2. Сущность аудита
  • 3. Виды аудита
  • 4. Цели и задачи аудита
  • 5. Аттестация аудита
  • 6. Лицензирование аудиторской деятельности
  • 7. Аккредитация
  • 8. Образование аудиторов
  • 9. Аттестация и лицензирование на право осуществления аудиторской деятельности
  • 10. Аудиторская организация
  • 11. Роль аудита в развитии функции контроля в условиях рыночной экономики
  • 12. Рабочая документация
  • 13. Объединения аудиторских организаций
  • 14. Документальное оформление операций с нематериальными активами
  • 15. Права и обязанности аудиторов и аудиторских организаций
  • 16. Оценка внутрихозяйственного контрольного риска и риска необнаружения
  • 17. Основные моменты этического кодекса
  • 18. Направления аудиторских проверок
  • 19. Пользователи материалов аудиторских заключений
  • 20. Отличие аудита от других форм экономического контроля: ревизии, финансового контроля, судебно-бухгалтерской экспертизы
  • 21. Нормативно-правовое регулирование и организация аудиторской деятельности
  • 22. Договор об оказании аудиторских услуг
  • 23. Структура и формы договора

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Аудит. Ответы на экзаменационные билеты (С. Р. Юсупова, 2009) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

20. Отличие аудита от других форм экономического контроля: ревизии, финансового контроля, судебно-бухгалтерской экспертизы

Финансовый контроль подразделяется на государственный, ведомственный и вневедомственный. По отношению к объекту контроль бывает внутренним и внешним. По организации осуществления – ревизионный контроль, или ревизия; аудиторский контроль, или аудит.

Аудит, будучи методом осуществления вневедомственного финансового контроля, не заменяет и не подменяет государственный финансовый контроль за хозяйственной и финансовой деятельностью экономических субъектов, который осуществляют соответствующие государственные органы: Государственная налоговая служба России и налоговая полиция, Министерство финансов России и его контрольно-ревизионные подразделения, Центральный банк России, Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю, Государственный таможенный комитет России, Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью.

Хотя аудиторская деятельность может охватывать все экономические субъекты независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, основными субъектами аудита являются предпринимательские структуры, а объем – собственность акционеров и инвесторов. Независимость – необходимое условие деятельности аудиторов.

При проведении аудита применяются специальные приемы документального и фактического ревизионного контроля, методики ревизии отдельных объектов учета, и наоборот, при проведении ревизионной проверки составления бухгалтерских (финансовых) отчетов с определенными оговорками могут быть использованы нормы и стандарты аудита.

Поскольку аудит и ревизия являются способами организации контроля за финансово-хозяйственной деятельностью экономических субъектов, между ними имеется много общего, но имеются и принципиальные различия.

Отличия аудита от ревизии:

1) по цели. Аудит – выражение мнения по поводу достоверности финансовой отчетности; оказание услуги, помощь, сотрудничество с клиентом. Ревизия – выявление недостатков с целью их устранения и наказания виновных;

2) по характеру. Аудит – предпринимательская деятельность. Ревизия – исполнительская деятельность, выполнение распоряжений;

3) по основе взаимоотношений. Аудит – добровольность, осуществление на основе договоров. Ревизия – принудительность, по распоряжению вышестоящих (или государственных) органов;

4) по управленческим связям. Аудит – горизонтальные связи, равноправие во взаимоотношениях с клиентом, отчет перед ним. Ревизия – вертикальные связи, назначение, отчет перед вышестоящим звеном об исполнении;

5) по принципу оплаты услуг. Аудит оплачивает клиент. Ревизию оплачивает вышестоящее звено или государственный орган;

6) по практическим задачам. Аудит – улучшение финансового положения клиента, привлечение пассивов (инвесторов, кредиторов), помощь и консультирование клиента. Ревизия – сохранение активов, пресечение и профилактика злоупотреблений;

7) по результатам. Аудит – аудиторское заключение – документ, имеющий юридическое значение для всех юридических и физических лиц, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и судебных органов. Итоговая часть аудиторского заключения, содержащая запись о подтверждении достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, может быть опубликована.

Акт ревизии – внутренний документ для контролирующего органа, который должен быть передан вышестоящему и другим органам. В акте отмечаются все выявленные недостатки, включая незначительные.

Оглавление

  • 1. История аудита
  • 2. Сущность аудита
  • 3. Виды аудита
  • 4. Цели и задачи аудита
  • 5. Аттестация аудита
  • 6. Лицензирование аудиторской деятельности
  • 7. Аккредитация
  • 8. Образование аудиторов
  • 9. Аттестация и лицензирование на право осуществления аудиторской деятельности
  • 10. Аудиторская организация
  • 11. Роль аудита в развитии функции контроля в условиях рыночной экономики
  • 12. Рабочая документация
  • 13. Объединения аудиторских организаций
  • 14. Документальное оформление операций с нематериальными активами
  • 15. Права и обязанности аудиторов и аудиторских организаций
  • 16. Оценка внутрихозяйственного контрольного риска и риска необнаружения
  • 17. Основные моменты этического кодекса
  • 18. Направления аудиторских проверок
  • 19. Пользователи материалов аудиторских заключений
  • 20. Отличие аудита от других форм экономического контроля: ревизии, финансового контроля, судебно-бухгалтерской экспертизы
  • 21. Нормативно-правовое регулирование и организация аудиторской деятельности
  • 22. Договор об оказании аудиторских услуг
  • 23. Структура и формы договора
Читайте так же:  Программа возврат налога за лечение программа

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Аудит. Ответы на экзаменационные билеты (С. Р. Юсупова, 2009) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Какие особенности у аудиторского финансового контроля?

Аудиторский финансовый контроль — совокупность процедур, имеющих большую значимость с точки зрения анализа финансовой устойчивости предприятия и эффективности управления его капиталом. Каковы его наиболее примечательные нюансы?

Внешний и внутренний аудит

Внешний аудиторский финансовый контроль может быть добровольным или обязательным. В первом случае обращение к аудиторам может быть инициировано собственниками фирмы, топ-менеджерами, отдельными компетентными специалистами. Второй тип внешнего аудиторского контроля должен осуществляться в силу требований законодательства. В соответствии с п. 1 ст. 5 закона № 307-ФЗ аудит обязателен для организаций, которые:

  • зарегистрированы как АО;
  • осуществляют оборот акций на организованных торгах;
  • являются банком, БКИ, трейдинговой фирмой, страховой компанией либо иным субъектом бизнеса, указанным в подп. 3 п. 1 ст. 5 закона № 307-ФЗ;
  • имеют выручку от продаж за год, предшествовавший отчетному, в размере, превышающем 400 000 рублей (и не являются при этом субъектами бюджетной системы, а также сельхозкооперативами);
  • имеют активы по состоянию на конец года, который предшествует отчетному, в размере, превышающем 60 000 рублей (также при условии, что они не входят в бюджетную систему и не являются сельхозкооперативами);
  • формируют консолидированную отчетность (и не являются при этом организациями бюджетной системы РФ);
  • попадают под юрисдикцию иных НПА, которые предписывают проходить обязательный аудиторский контроль.

Проведение внутреннего аудита также может быть обусловлено инициативой организации либо предписаниями законодательства. Однако первый сценарий — когда аудиторский финансовый контроль является добровольным — характерен главным образом для негосударственных организаций. Второй можно назвать свойственным, прежде всего, бюджетным структурам.

При этом в бюджетном законодательстве РФ предусмотрено 2 типа процедур оценки качества управления финансами организации — внутренний финансовый контроль, а также внутренний финансовый аудит. В чем их специфика?

Как оформляются результаты аудита?

Итоги аудита отображают в заключении. Документ может быть:

  • положительным — если в организации бухучет ведут по всем правилам и замечаний нет;
  • с замечаниями — если в положительном заключении отражены отдельные недочеты;
  • отрицательным — в организации бухучет ведут с отступлениями от правил.

При инициативных проверках заключения иногда вообще не оформляют, если такую просьбу обозначил заказчик.

Аудиторское заключение обладает юридической силой. Его можно предъявлять проверяющим органам. За достоверность указанных в отчете сведений несет ответственность аудитор. При обнаружении ошибок законодательством предусмотрены такие санкции, как лишение лицензии, взыскание, уголовная ответственность.

Отличие аудита от других форм экономического контроля: ревизии, финансового контроля, судебнобухгалтерской экспертизы

Аудиторская деятельность включает помимо проверок оказание различного рода услуг: ведение и восстановление учета, консультации по вопросам ведения учета, налогообложения, обучение и др.

Так как аудит и ревизия являются способами организации контроля за финансово-хозяйственной деятельностью, между ними имеется много общего, но имеются и принципиальные

Аудит — выражение мнения по поводу достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, оказание консультационных услуг, помощь, сотрудничество с клиентом.

Ревизия — выявление недостатков с целью их устранения и наказания виновных лиц.

Аудит — предпринимательская деятельность.

Ревизия — исполнительская деятельность, выполняемая по распоряжению.

По основам взаимоотношений:

Аудит- добровольно осуществляется на основании заключаемых договоров.

Ревизия — принудительность осуществления по распоряжению вышестоящих или государственных органов.

По управленческим связям:

При аудите — горизонтальные связи. Равноправие во взаимоотношениях с клиентом, отчет перед клиентом.

При ревизии — вертикальные связи. Назначается вышестоящим звеном и отчитывается перед ним об исполнении.

По принципам оплаты услуг:

При аудите — оплату производит экономический субъект.

При ревизии — оплату производит вышестоящее звено или государственный орган.

По практическим задачам:

Аудита — улучшение финансового положения клиента, привлечение пассивов, т.е. инвесторов, кредиторов, помощь и консультирование клиента.

Ревизии — сохранение активов, пресечение и профилактика злоупотреблений.

По итоговым документам:

Аудиторское заключение подписывает только аудитор и руководитель аудиторской фирмы. Поэтому документ односторонний. Отчет получает проверенная организация, третьим заинтересованным лицам передается только итоговая часть заключения, которая может быть опубликована.

Акт ревизии подписывают обязательно обе стороны: ре визор и должностные лица проверяемой организации. Акт считается внутренним документом, т.е. не подлежит опубликованию, и передается вышестоящей организации.

При аудите неквалифицированное проведение проверки угрожает аудитору существенными материальными санкциями.

Ревизор несет определенную законом для любого государственного служащего ответственность, материальный аспект здесь отсутствует.

Аудит отличается и от судебно-бухгалтерской экспертизы. Отличие состоит в том, что аудит — независимая проверка, а судебно-бухгалтерская экспертиза осуществляется по решению судебных органов. Специфика судебно-бухгалтерской экспертизы проявляется в ее процессуально-правовой форме, обеспечивающей получение источника доказательств в применении экспертных знаний в области бухгалтерского учета в ходе исследования совершенных хозяйственных операций.

Аудит существует независимо от наличия или отсутствия уголовного или гражданского дела, в то время как судебнобухгалтерская экспертиза не может существовать вне уголовного или арбитражного дела, поскольку представляет собой процессуально-правовую форму (правовую сторону данного вида экспертизы).

Читайте так же:  Лизинг авто для юридических лиц ндс

Аудитор может быть привлечен в качестве эксперта- бухгалтера при проведении судебно-бухгалтерской экспертизы. Эксперт как самостоятельная процессуальная фигура, как квалифицированный специалист в области бухгалтерского учета и контроля самостоятельно определяет методы исследования, так как несет ответственность за обоснованность своих выводов. Уголовный кодекс Российской Федерации не предусматривает никаких ограничений для аудиторов-специалистов в выполнении функций эксперта-бухгалтера.

Между аудитом и ревизией много общего, однако, существуют принципиальные различия. Экономической природой аудита определяется то, что он в известном смысле демократичнее ревизии. От ревизии невозможно уклониться, от аудита в некоторых случаях тоже. Но аудитора можно выбрать по своему усмотрению, и в отличие от ревизора заменить.

Основы аудита (УМК). Отличие аудита от других форм экономического контроля: ревизии, финансового контроля, судебно-бухгалтерской экспертизы

Внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит: соотношение понятий

Если следовать логике положений ст. 160.2-1 БК РФ, то оба направления деятельности — как внутренний финансовый контроль, так и аудит — являются прерогативой таких субъектов, как:

  • главный распорядитель бюджетных средств;
  • главный администратор доходов бюджета;
  • главный администратор источников финансирования дефицита бюджета.

Если речь идет о внутреннем финансовом контроле, то деятельность указанных субъектов будет направлена на обеспечение соблюдения внутренних регламентов составления и исполнения различных статей бюджета, формирования отчетности и ведения специализированного учета (п. 1–3 ст. 160.2-1 БК РФ).

В свою очередь внутренний финансовый аудит, реализуемый указанными субъектами, в соответствии с п. 4 ст. 160.2-1 БК РФ, направлен на:

  • оценку качества внутреннего контроля, а также на повышение его эффективности;
  • верификацию отчетности, а также подтверждение соответствия установленного порядка ведения учета тем регламентам, что утверждены Минфином РФ;
  • выработку предложений по улучшению эффективности расходования средств.

При этом законодатель отмечает, что внутренний финансовый аудит реализуется указанными субъектами исходя из их функциональной автономии. Что касается финансового контроля, то подобный критерий не обозначен в БК РФ. Таким образом, можно обратить внимание на тот факт, что законодатель определяет независимость как один из ключевых признаков аудита также и в бюджетном праве.

В частных организациях функциональная классификация внутрикорпоративных структур, подобная той, что установлена бюджетным законодательством РФ, также может использоваться. Однако соответствующие им направления деятельности, как правило, объединены в одну группу и рассматриваются как разновидности аудиторского финансового контроля.

Подробнее о некоторых распространенных разновидностях аудита читайте в статьях:

Место аудита в системе финансового контроля.

Отличительные черты аудита от других форм финансового контроля

Место аудита в системе финансового контроля. Составной частью и одним из видов финансового контроля является независимый контроль – аудит. Аудит в системе финансового контроля является методом осуществления вневедомственного независимого контроля, но он не заменяет государственный финансовый контроль за деятельностью предприятий, учреждений, организаций, который осуществляют специальные государственные финансовые органы.

Отличие аудита от государственного финансового контроля. В отличие от государственного финансового контроля аудит выполняет роль советника, консультанта, помощника всех специалистов, занимающихся обработкой и использованием бухгалтерской информации. Аудитор не только оценивает достоверность финансовой отчетности предприятия, законность совершенных хозяйственных операций, но и помогает выявить допущенные ошибки, исправить их, а также рекомендует построение такой системы учета, которая позволит в дальнейшем максимально избегать ошибок.

Отличие аудита от ревизии. Аудит отличается от ревизии по своей сущности, подходу к проверке документации, по взаимоотношениям с клиентом, а также по выводам, сделанным по результатам проверки. Аудит обеспечивает не только проверку достоверности финансовых показателей, но и разработку предложений по оптимизации хозяйственной деятельности. Аудиторская деятельность включает помимо проверок оказание сопутствующих аудиту услуг. В отличие от аудита целью ревизии является выявление недостатков для их устранения и наказания виновных. Она выполняется на основе инструкций, приказов вышестоящих или государственных органов и предназначена для обеспечения сохранности имущества, пресечения и профилактики злоупотреблений. Ревизию проводят работники ревизионного аппарата, ее оплачивает вышестоящая организация или государственный орган.

Отличие аудита от судебно-бухгалтерской экспертизы. Отличие аудита от судебно-бухгалтерской экспертизы состоит в том, что судебно-бухгалтерская экспертиза не является независимой проверкой, а осуществляется по решению судебных органов. Она не может существовать вне уголовного или арбитражного дела, так как представляет собой процессуально правовую форму, а аудит существует независимо от наличия или отсутствия уголовного или гражданского дела. Эксперт как самостоятельная процессуальная фигура, как квалифицированный специалист в области бухгалтерского учета и контроля может самостоятельно определять методы исследования, так как несет ответственность за обоснованность своих выводов.

Экономические предпосылки возникновения и

Становления аудита в мире

Видео (кликните для воспроизведения).

Становление аудита в мире.Исторической родиной аудита принято считать Великобританию, где с 1844г. был принят ряд законов, предусматривающих проверку бухгалтерских отчетов независимыми бухгалтерами для представления их заключений акционерам не реже одного раза в год. С течением времени в экономически развитых странах появилась развитая, детализированная законодательная база и сформировался жесткий свод профессиональных требований и стандартов, стали действовать унифицированные правила аудиторской деятельности, гарантирующие аудируемым лицам соответствующую квалификацию аудиторов, защищающие их от недобросовестного аудита и дающие возможность оценивать компетентность и профессионализм аудиторских организаций. С развитием рынка и интеграционных процессов в экономике разных стран обусловило необходимость согласования стандартов аудита на международном уровне, что позволило облегчить сопоставление финансовых показателей деятельности компаний разных стран. В настоящее время во многих странах институт аудита занимает твердые позиции и пользуется широким общественным признанием.

Источники

Чем отличается аудит от финансового контроля
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here