Эффективность бюджетно финансового контроля

Эффективность бюджетного контроля, факторы ее повышения

Можно считать, что бюджетный контроль является эффективным, если он организован так, что достигаются непосредственные и стратегические результаты, обеспечивается законность и эффективность использования бюджетных средств на всех уровнях бюджетной системы государства.

Каким же образом можно оценить степень эффективности бюджетного контроля? Для этого применяются критерии, используемые для оценки деятельности контролирующих органов, ведь, в конечном итоге, они и обеспечивают эффективность бюджетного контроля.

Эффективность деятельности органов бюджетного контроля обычно оценивается по критериям результативности, действенности, экономичности.

Критерий результативности характеризует степень выполнения мероприятий, содержащихся в плане работы органа бюджетного контроля, отражает количество и стоимостную оценку нарушений в процессе использования бюджетных средств и государственной (муниципальной) собственности, а также фактический и потенциальный ущерб от неэффективной деятельности объектов контроля.

Критерий действенности отражает результат воздействия на подконтрольные объекты и характеризуется степенью устранения замечаний, реализации представлений, предписаний и рекомендаций органов бюджетного контроля.

Критерий экономичности показывает степень затратности полученных результатов и выражается соотношением затрат на содержание контролирующего органа и экономического эффекта, полученного в результате его деятельности.

При оценке эффективности по каждому из этих критериев применяется несколько групп показателей – статических и динамических, абсолютных и относительных, количественных и качественных.

Так, результативность деятельности органов бюджетного контроля можно оценить такими показателями, как:

— количество проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий;

— количество объектов контрольных мероприятий;

— количество выявленных нарушений;

— количество выписанных представлений и предписаний;

— количество материалов, переданных в правоохранительные органы;

— количество составленных протоколов об административных нарушениях;

— количество предложений, внесенных по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий;

— объем проверенных средств;

— объем незаконно использованных средств;

— объем средств, использованных нецелевым образом;

— объем неэффективно использованных средств;

— объем нанесенного бюджету ущерба;

— объем средств, недопоступивших в бюджет и другие.

При оценке по критерию действенности применяются показатели, характеризующие эффект от принятых мер:

— сумма средств, возвращенных в бюджет в результате контрольной деятельности;

— количество исполненных предписаний и представлений;

— объем увеличения доходной и экономии расходной частей бюджета в результате исполнения предписаний и представлений;

— количество возбужденных уголовных дел;

— количество ответственных лиц, наказанных в административном и дисциплинарном порядке;

— количество принятых поправок по результатам экспертиз нормативных правовых актов;

— количество предложений, учтенных органами государственной власти (местного самоуправления), из тех, что внесены по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.

Для оценки по критериям результативности и действенности применяют не только абсолютные статические количественные показатели, но и относительные, и динамические.

При оценке деятельности органа бюджетного контроля по критерию экономичности применяется относительный показатель в виде частного от деления суммы средств, возвращенных в бюджет, на сумму средств, затраченных на содержание контрольно-счетного органа. Однако такой подход нельзя считать исчерпывающим. Реальную пользу бюджету приносит не только возврат незаконно потраченных средств, но и иные результаты деятельности контролирующих органов. Например, дополнительные доходы, предотвращенные непроизводительные расходы, предложения по более эффективному использованию бюджетных средств. Это тоже учитывается.

Следует заметить, что вопросам практической реализации теоретических разработок в области определения эффективности органов бюджетного контроля уделяется недостаточно внимания. Соответствующих методик, объективно учитывающих всю совокупность критериев и показателей, пока не существует. В некоторых контрольно-счетных органах субъектов Российской Федерации сделаны попытки разработки методик оценки эффективности с использованием некоторых показателей.

В этой связи можно отметить, например, Счетную палату Владимирской области, где еще в 2004 году разработана методика оценки эффективности контрольно-счетных органов и материальном стимулировании деятельности их сотрудников. Но она касается, в основном, оценки эффективности работы отдельных сотрудников.

В Счетной палате Ульяновской области принята и с 2009 года действует методика определения рейтинговой оценки эффективности работы муниципальных контрольно-счетных органов. Их деятельность оценивается поквартально и по итогам работы за год по 7 показателям, по каждому из которых определяется рейтинг, затем подсчитывается общий рейтинг муниципального контрольно-счетного органа.

Повышение эффективности бюджетного контроля

– одна из важнейших целей государственной бюджетной политики. На ее достижение оказывает влияние множество различных факторов.

Главнейший из них – наличие единой системы бюджетного контроля (а если смотреть шире – системы государственного финансового контроля), в которой для каждого элемента четко определено его место и установлены связи с другими элементами. Такая система уже начала выстраиваться в государстве, и это, несомненно, приведет к повышению эффективности бюджетного контроля.

Создание единой системы бюджетного контроля должно быть закреплено законодательно. Поэтому совершенствование законодательства – второй по значимости фактор повышения эффективности бюджетного контроля. Нынешнее законодательство в сфере бюджетного контроля динамично развивается. В 2013 году приняты новый закон о Счетной палате Российской Федерации, внесены значительные изменения в Бюджетный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях.

Законодательство может совершенствоваться только при наличии стройной теории бюджетного контроля. К сожалению, множественность взглядов ученых даже на элементарную выработку понятийного аппарата не позволяет быстро завершить теоретические дискуссии и предложить отвечающую современным требованиям теорию бюджетного контроля.

Особую значимость приобретает предварительный контроль, так как позволяет обеспечивать предотвращение финансовых нарушений еще до совершения финансовых операций или принятия нормативного правового акта. Его эффективность определяется качеством работы:

— контрольно-счетных органов, осуществляющих экспертизу проектов законов (решений) и других нормативных правовых актов;

— органов Федерального казначейства, осуществляющих предварительный контроль при санкционировании расходов бюджетов;

— финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, самостоятельно осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов.

Значительным фактором повышения эффективности бюджетного контроля является деятельность органов внешнего финансового контроля. Зачастую само существование такого органа способствует повышению финансовой дисциплины участников бюджетного процесса. Если создание полноценных контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации близко к завершению, то аналогичный процесс в муниципальных образованиях находится еще на начальном этапе.

Повышается роль органов внешнего финансового контроля и в выполнении такой важной общественной функции, как предоставление законодательным (представительным) органам и обществу объективной, независимой информации о качестве управления общественными финансами. Таким образом, контрольно-счетные органы, по своей сути, становятся органами бюджетного аудита.

На эффективность бюджетного контроля во многом влияет качество деятельности органов внутреннего финансового контроля. Так, заметно улучшилась финансовая дисциплина благодаря тому, что Федеральное казначейство и финансовые органы достаточно эффективно выполняют функцию предварительного и текущего контроля. В ряде субъектов Российской Федерации внедрены стандарты внутреннего финансового контроля, осваиваются процедура внутреннего аудита. Важным фактором повышения эффективности деятельности органов внутреннего финансового контроля является разработка и принятие административных регламентов исполнения этими органами государственных функций.

Читайте так же:  Основные элементы налога на прибыль организаций

Одним из факторов повышения эффективности бюджетного контроля является выработка единого понятийного аппарата. Очень важны стандартизация его процедур, классификация нарушений и недостатков, унификация подходов к оценке эффективности работы контрольных органов.

Эффективность бюджетного контроля во многом определяется квалификацией специалистов, его осуществляющих. Следовательно, большое значение имеет качество подготовки и повышение профессионализма сотрудников финансовых и контрольных органов.

Эффективность бюджетного контроля может повышаться только на основе глубокого анализа и систематизации разноплановой информации как о состоянии экономики и финансов в публично-правовом образовании, так и о деятельности органов бюджетного контроля. Нельзя недооценивать изучение передового опыта, в том числе – зарубежного. Все это возможно при организации на качественно новом уровне аналитической деятельности органов бюджетного контроля.

Наконец, бюджетный контроль может быть эффективным только при заинтересованности в этом руководителей публично-правовых образований, депутатов законодательных (представительных) органов. Там, где бюджетному контролю уделяется должное внимание, принимаются соответствующие нормативные правовые акты, создаются отвечающие всем современным требованиям органы внешнего и внутреннего финансового контроля, назначаются грамотные и принципиальные руководители, на хорошем уровне организована система подбора и повышения квалификации кадров, там и эффективность бюджетного контроля выше.

Повышение результативности бюджетного контроля позволит решить задачи, стоящие перед органами бюджетного контроля в ходе проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий:

— предупреждение и выявление нарушений бюджетного и иного законодательства, принятие мер к нарушителям;

— повышение эффективности использования бюджетных средств.

Достижение перспективных, стратегических целей бюджетного контроля должно обеспечить повышение эффективности управления общественными ресурсами, эффективное функционирование всей финансовой системы государства, что будет способствовать динамичному развитию экономики, повышению благосостояния граждан России.

1. Приведите примеры показателей деятельности органов бюджетного контроля (абсолютных и относительных, статических и динамических, количественных и качественных).

2. Проанализируйте проблемы классификации нарушений и недостатков, выявляемых органами бюджетного контроля.

3. Проанализируйте факторы, влияющие на эффективность бюджетного контроля, попытайтесь дополнить.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие документы составляются должностными лицами контрольно-счетных органов по окончании контрольного мероприятия?

2. Какие документы составляются должностными лицами органов внутреннего финансового контроля по окончании контрольного мероприятия?

3. Что является непосредственным результатом контрольных и экспертно-аналитических мероприятий?

4. В какие сроки должны быть исполнены представления и предписания органов бюджетного контроля?

5. Какая ответственность наступает за нарушения бюджетного законодательства?

6. Руководители каких органов могут применять бюджетные меры принуждения?

7. В каком законе перечислены бюджетные меры принуждения?

8. За какие нарушения бюджетного законодательства нарушители привлекаются к административной ответственности?

9. Кто уполномочен составлять протоколы об административном правонарушении?

10. Кто рассматривает дела об административных правонарушениях?

11. За какое нарушение бюджетного законодательства установлена уголовная ответственность?

12. По каким критериям оценивается эффективность органов бюджетного контроля?

13. Какими показателями можно оценить результаты деятельности органов бюджетного контроля?

http://mylektsii.ru/10-62971.html

11.6. Эффективность финансового контроля

Бюджетный контроль является способом организации «обратной связи», благодаря которой государственные или му­ниципальные органы отслеживают выполнение принятых ими нормативных правовых актов.

Установление контроля за бюджетной деятельностью является приоритетным направлением финансовой политики государства.

Укрепление законности как основная цель государственного и муниципального бюджетного контроля находится в органиче­ской взаимосвязи с бюджетной дисциплиной.

Государственные реформы и в особенности реформа бюд­жетной системы были направлены на крупномасштабную де­централизацию экономических и управленческих отношений. Как следствие, государство во многих финансовых сферах перестало быть монополистом и перешло от непосредственного вмешательства административными методами в хозяйственную деятельность к опосредованному регулированию финансовых процессов. Последующий переход к рыночной форме экономи­ки значительно ослабил существовавшую централизованную систему государственного воздействия на бюджетную систему, в результате чего резко сократились доходы государственной казны, а расходы, напротив, увеличились; наблюдались высокие темпы инфляции, рост теневого капитала, неуплата налогов, отток денежных средств за границу и т. д. При этом ситуация существенно осложнялась неспособностью государства опе­ративно реагировать на негативные последствия проводимых реформ, поскольку отсутствовали четкая бюджетная политика и соответствующие правовые нормы, обеспечивающие механизм ее реализации.

Содержательная близость понятий бюджетной, экономиче­ской и социальной эффективности не всегда дает возможность четко количественно оценить эффективность исполнения госу­дарственного бюджета.

Эффективность исполнения федерального бюджета должна оцениваться достижением поставленных целей соци­ально-экономического развития страны, заявленных в годовом и бюджетном посланиях Президента РФ.

Управление социально-экономическим развитием, что явля­ется, безусловно, функцией Правительства РФ, предполагает:

1) оценку состояния страны, определение целей и задач развития;

2) определение параметров прогноза социально-экономи­ческого развития страны;

3) разработку параметров финансового обеспечения разви­тия страны (разработку и принятие федерального бюджета);

4) исполнение федерального бюджета и его корректировку.

Контроль эффективности указанных функций должен

присутствовать на каждом этапе управления. В связи с этим основными критериальными показателями эффективности го­сударственного финансового контроля могут служить:

1) оценка обоснованности и достоверности показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы;

2) оценка результативности расходования средств, т. е. ко­личество результата (отдача от расходования средств);

3) оценка возможности снижения уровня нецелесообразных и чрезмерно высоких бюджетных расходов;

4) оценка целесообразности финансовых расходов;

5) оценка законности и целевого характера финансирова­ния;

6) контроль полноты и своевременности бюджетных расхо­дов (т. е. их адресность и срочность);

7) оценка обоснованности нормативов расходования средств (полезность, приходящаяся на единицу израсходованных средств);

8) оценка прогрессивности методов финансово-хозяйствен­ной деятельности.

Существенное повышение эффективности государственно­го финансового контроля невозможно без решения следующих реально существующих проблем:

1. Нет цельного представления о сущности и видах финан­совых нарушений, о признаках различных видов финансовых нарушений и санкциях, соответствующих каждому виду нару­шений.

2. Нет отработанных и утвержденных в законодательном порядке механизмов возмещения средств, в использовании ко­торых допущены финансовые нарушения.

3.Нет общепринятых положений, регламентирующих взаи­моотношения органов государственного финансового контроля и других государственных структур, на которые в соответствии с законодательством наряду с основными задачами возложены отдельные функции финансового контроля.

4. Нет четкого разграничения полномочий органов государ­ственного финансового контроля и правоохранительных органов по предупреждению, выявлению и пресечению финансовых правонарушений. Отсутствие четкого разграничения задач и полномочий, а также координации деятельности контролирую­щих органов, единой информационной и методической базы в немалой степени снижает эффективность общей работы, за­трудняет достижение общей цели.

Читайте так же:  Как заполнить заявление на налоговый вычет

5. Нет единой методологии, стандартов и методики прове­дения контрольных мероприятий для всех органов государст­венного финансового контроля и единых критериев обобщения результатов их работы.

6. Нет согласованной нормативно-правовой базы внутрен­него (ведомственного) контроля. Здесь ситуация такова, что речь идет не о совершенствовании, а о возрождении внутреннего кон­троля, так как именно внутриведомственный контроль является основой государственного финансового контроля в целом.

http://all-sci.net/byudjet_850/116-effektivnost-finansovogo-176909.html

Значение государственного финансового контроля

Дата публикации: 09.09.2018 2018-09-09

Статья просмотрена: 527 раз

Библиографическое описание:

Родионова Е. С. Значение государственного финансового контроля // Молодой ученый. — 2018. — №36. — С. 39-40. — URL https://moluch.ru/archive/222/52559/ (дата обращения: 18.02.2020).

Видео (кликните для воспроизведения).

Важным компонентом бюджетного процесса считается финансовый контроль, который гарантирует результативное функционирование государственной финансовой системы.

Ключевые слова: контроль, финансовый контроль, эффективность, бюджетные средства.

Контроль — одна из существенный функций управленческого процесса, так как позволяет не только выявить и ликвидировать недостатки работы, но и дает стимул для продолжения деятельности. В связи с этим контроль в том или ином виде проявляется во многих сферах и процессах жизнедеятельности общества. Естественно, что в сфере финансов и бюджетных правоотношений он является одной из важных составляющих.

В настоящее время одним из значимых инструментов определения эффективности использования бюджетных средств является финансовый контроль.

Во всех цивилизованных странах должен присутствовать данный вид контроля, осуществляемый уполномоченными органами за соблюдением действующего законодательства, ведением финансовой документации, исполнением плана государственных доходов и расходов, а также за соблюдением общепризнанных норм права в ходе перемещения финансовых ресурсов органами государственной власти и местного самоуправления, юридическими и физическими лицами.

В современной России государственный финансовый контроль представляет собой сложный процесс наблюдения, сопоставления, проверки и анализа различных сфер экономики. Финансовый контроль является частью финансовой деятельности государства и выполняет координирующую роль на всех уровнях реализации государством его контрольной функции.

Шохин С. О. рассматривает финансовый контроль как «межотраслевую систему организации надзорных функций с контрольными функциями государственных и общественных органов за процессами финансовой и хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций для получения реальных оценок экономической эффективности их финансово-хозяйственной деятельности, установления легитимности и оптимальности финансово-хозяйственных операций и поиск имеющихся резервов доходов государственного бюджета» [2].

Именно финансовый контроль обеспечивает надежное функционирование всей финансовой системы, реализацию осуществляемой государством финансовой политики, содействует обеспечению финансовой безопасности. Главная цель государственного финансового контроля заключается в том, чтобы гарантировать эффективность процесса образования и расходования денежных средств, находящихся в руках государства.

В настоящей экономической ситуации все острее стоит проблема повышения эффективности бюджетного контроля на всех уровнях системы. В условиях прогнозируемого бюджетного дефицита необходимо наиболее рациональным образом организовать процесс расходования государственных средств, чтобы не допустить применения различного рода коррупционных схем в бюджетных правоотношениях. Поэтому финансовый контроль в современных условиях следует рассматривать как один из инструментов определения эффективности использования бюджетных средств и поддержания финансовой дисциплины на всех стадиях бюджетного процесса.

Государственный финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий и является неотъемлемой частью управления финансовыми общественными ресурсами. Объектом контроля является деятельность государственных органов и бюджетных учреждений по управлению вверенными им ресурсами.

Финансовый контроль осуществляется органами государственной власти и управления, а также специальными контрольными органами в целях проверки законности и целесообразности действий государства и хозяйствующих субъектов в процессе образования, распределения и использования денежных средств. Основными органами финансового контроля в Российской Федерации являются: Счётная палата Российской Федерации (осуществляющая внешний контроль), Центральный банк Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации (Казначейство — внутренний аудит).

Законодатель обозначил, что государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения [1].

Все контрольно-ревизионные мероприятия основываются на принципах законности, эффективности, объективности, независимости, открытости, гласности.

Между тем, нормы, регулирующие бюджетный контроль, организацию и порядок проведения, общие цели, задачи и принципы осуществления финансового контроля, характеристику его форм и методов являются составной частью бюджетного (финансового) права [3].

Ведущей целью финансового контроля является ни столько выявление правонарушений в бюджетной сфере, сколько анализ деятельности организаций с целью повышения финансовой грамотности, предотвращение ошибок в дальнейшем, разумность в распределении и расходовании бюджетных средств государства. А ориентир финансового права — совершенствование государственными органами правовой базы, структуризация нормативных документов, определение чёткой функциональности контрольно-ревизионных органов.

Достижение вышеуказанных целей требует постоянного совершенствования посредством внесения изменений в законодательные акты различных уровней и создания единого контролирующего органа.

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 31.07.1998 N 145-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 1998.
  2. Мурина Т. Н. Финансовый контроль в системе финансового права РФ — Актуальные проблемы Российского права, 2012. № 1. С. 77–88.
  3. Шохин С. О. Бюджетно-финансовый контроль в России. М.: Прометей, 1995.

http://moluch.ru/archive/222/52559/

Эффективность финансового контроля за расходованием бюджетных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2014 в 17:37, контрольная работа

Краткое описание

Базовые принципы организации бюджетной системы таковы: результативность и эффективность использования бюджетных средств; прозрачность (открытость), достоверность бюджета; адресность и целевой характер направления бюджетных средств; подведомственность расходов бюджетов. В свою очередь финансовый контроль исполнения расходных статей федерального бюджета на мероприятия в рамках проведения государственной социальной политики должен отвечать принципам законности, объективности, независимости и гласности.

Содержание

1. Эффективность финансового контроля за расходованием бюджетных средств.…………………………………………………………………………….3
2 Классификация финансового контроля (с обязательным рассмотрением классификации в виде схемы)……………………………………………………7
3. Тесты……………………………………………………………………..…….15
4. Список использованных источников……………………………………. …17

Вложенные файлы: 1 файл

Финансовый контроль и анализ исполнения бюджета .docx

по дисциплине «Финансовый контроль и анализ исполнения бюджета»

1. Эффективность финансового контроля за расходованием бюджетных средств.………………………………………………………… ………………….3

2 Классификация финансового контроля (с обязательным рассмотрением классификации в виде схемы)……………………………………………………7

4. Список использованных источников……………………………………. …17

Эффективность финансового контроля за расходованием бюджетных средств.

Базовые принципы организации бюджетной системы таковы: результативность и эффективность использования бюджетных средств; прозрачность (открытость), достоверность бюджета; адресность и целевой характер направления бюджетных средств; подведомственность расходов бюджетов. В свою очередь финансовый контроль исполнения расходных статей федерального бюджета на мероприятия в рамках проведения государственной социальной политики должен отвечать принципам законности, объективности, независимости и гласности.

Читайте так же:  Доход от аренды физическое лицо налог

При этом необходимо отметить, что контроль расходования средств на выполнение социальных мероприятий имеет свои особенности. Принципы мониторинга использования средств в отраслях социальной сферы не сводятся только к контролю соответствия фактически произведенных расходов бюджетной росписи. Здесь, как ни в какой другой сфере, необходим аудит эффективности использования бюджетных ресурсов. Развитая социальная сфера государства — залог процветания, вложение в будущие поколения, основа инновационного развития экономики. Один только финансовый контроль за целевым характером расходов не может ответить на вопрос, как планировать вложение средств в социальную сферу в будущем.

Государственный финансовый контроль за расходованием средств федерального бюджета в своей классической форме становится основой развития аудита эффективности. Сам характер работы контрольно-счетных органов предопределяет их высокую роль в формировании объективного представления о состоянии отраслей социальной сферы. Документы проверок становятся инструментом и материалом для анализа критических точек, неэффективных государственных вложений в социальный сектор, а также способом выявления «точек роста», способных дать возможность развиваться новой экономике — экономике знаний. Стратегией социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года в качестве приоритета определен переход страны на инновационный путь развития. Эта задача требует модернизации не только экономики, но и социальной сферы, модернизации институтов государственного управления. Значительные шаги на этом пути уже сделаны.

В настоящее время в отраслях социальной сферы происходят серьезные преобразования. Они базируются на потребностях новой экономической действительности, необходимости построения системы социального обеспечения с сохранением существующих наработок и одновременно интегрированной в информационное общество. Переходный характер состояния социальной сферы обусловливает серьезные инвестиционные вложения государства в отрасли социальной сферы, поскольку решение этой масштабной задачи невозможно без государственного участия, силами только частного капитала. Контроль расходов на реформирование отраслей социальной сферы в этой связи приобретает новое значение. Важно не допустить размывание средств, их нецелевое использование в критический для развития всего социального комплекса момент.

История новейшего времени убедительно показывает, что либерализация экономики порождает необходимость строго контролировать движение денежных ресурсов. Это особенно важно для отраслей социальной сферы, ослабленных нехваткой денежных средств. Здесь проблемы, как правило, усугубляются снижением доверия населения к государству. Модернизация страны и переход к экономике знаний, безусловно, амбициозная задача, требующая объединения усилий государства и общества. Система государственного финансового контроля расходов на социальную сферу должна выполнять функцию позиционирования относительно намеченных стратегических ориентиров и объективно оценивать успешность выполнения задач государственной социальной политики.

Контролировать бюджетный процесс важно для того, чтобы добиваться исполнения финансовых обязательств государства в социальной сфере. Успешное решение задач по укреплению экономики и социально-экономическому развитию страны может быть обеспечено только при наличии хорошо развитой и эффективной системы финансового контроля, прежде всего контроля за целевым и эффективным расходованием бюджетных средств и государственных внебюджетных фондов, обеспечением сохранности государственных денежных средств и имущества.

Основные направления развития

Основные направления дальнейшего развития государственного финансового контроля за расходами на финансирование отраслей социальной сферы, ориентированные на создание его целостной системы, в современных условиях представляются в следующем:

— приведении теоретической базы (в том числе методологического обеспечения) в соответствие с современными условиями;

-формировании системной и завершенной нормативной базы;

формировании системы процедур контроля расходов на финансирование отраслей социальной сферы (методического обеспечения);

-создании целостной научно-исследовательской и учебной базы, -формировании системы кадрового обеспечения;

— формировании системы аудита эффективности государственного -финансового контроля расходов на финансирование отраслей социальной сферы. Акцент должен сместиться с контроля за финансовыми потоками к контролю эффективности использования бюджетных средств;

развитии информационного взаимодействия с органами государственной власти с целью формирования адекватной нормативной правовой базы в отраслях социальной сферы с учетом выявленных в ходе проверок нарушений и несоответствий. Особенно позитивна совместная работа Счетной палаты РФ и Контрольного управления Президента РФ, что позволяет максимально сократить период от выявления проблем до принятия необходимых решений. Именно в контуре государственного финансового контроля должна постоянно производиться оценка различных экономических инициатив исполнительной власти на предмет их социальной цены для предотвращения ситуации, когда формально правильные решения могут затрагивать интересы широких слоев населения;

-расширении взаимодействия контрольно-счетных органов различных уровней между собой с целью более комплексного охвата проблематики отраслей социальной сферы при проведении проверок.

По каждому из вышеуказанных направлений организации системы государственного финансового контроля следует определить соответствующий комплекс работ. Для того чтобы обеспечивать поддержание макроэкономической и социальной стабильности и одновременно создавать необходимые институциональные условия для модернизации страны, органы государственного и муниципального контроля на всех уровнях обязаны содействовать решению трех ключевых задач:

-эффективному управлению государственной собственностью и финансовыми ресурсами;

-эффективному управлению человеческим капиталом;

-эффективному стратегическому прогнозированию и управлению рисками.

Три уровня финансового контроля

В настоящее время существуют три основных уровня финансового контроля, функционирующие практически самостоятельно:

— президентский финансовый контроль во главе с Контрольным управлением Президента РФ;

— внутренний финансовый контроль распорядителя бюджетных средств;

— внешний финансовый контроль — контроль независимый, осуществляемый от лица представительных органов власти. Эту функцию выполняют Счетная палата РФ и контрольно-счетные органы субъектов РФ. Есть также контрольные структуры и у органов государственной исполнительной власти.

Множественность контрольных органов объективно приводит к дуб­лированию. Эта проблема могла бы быть эффективно решена путем закрепления в Бюджетном кодексе РФ положений по разделению целей, задач и полномочий между федеральными, региональными и местными органами внутреннего финансового контроля, с одной стороны, и органами внешнего финансового контроля — с другой.

Проверять и предлагать

Контрольные мероприятия в отраслях социальной сферы создают один из эффективных механизмов обратной связи, позволяющих вести оперативный и последующий мониторинг реализации социальных мероприятий, оценивать их последствия для граждан. Важная задача контрольно-счетных органов состоит в выработке конкретных рекомендаций по совершенствованию бюджетного финансирования, повышению адресности и эффективности бюджетных расходов в отраслях социальной сферы. Таким образом, все большее значение приобретают прогностическая и стратегическая функции органов финансового контроля, способность выявлять наиболее узкие места в экономической и бюджетно-финансовой политике и оперативно информировать власть и общество о вытекающих из этого рисках.

В части работы по пресечению коррупции в социальной сфере можно привести в качестве примера сов­местную проверку Счетной палаты РФ и Генеральной прокуратуры РФ в 2010 году системы государственных закупок лекарств. В результате выявлено 18 тыс. нарушений, по которым возбуждено 2,5 тыс. административных и 15 уголовных дел. Аудит эффективности использования медицинского оборудования, закупленного в рамках реализации приоритетного национального проекта «Здоровье», проведенный Счетной палатой РФ совместно с контрольно-счетными органами Ленинградской области и Республики Татарстан, позволил выявить отсутствие единой государственной ценовой политики по госзакупкам. Это ведет к существенной (от 1,5 до 2,5 раза) разнице импортных контрактных цен и цен государственных контрактов. В итоге расчетный объем неэффективного использования средств федерального бюджета на эти цели составил более 1 млрд руб. Анализ эффективности работы поставленного медицинского оборудования свидетельствует о недоиспользовании его технических возможностей для оказания медицинской помощи населению.

Читайте так же:  Налоговый кодекс ставка земельного налога

В ходе аудита эффективности также был широко использован такой методологический прием, как социологический опрос. На основе данных опроса выявлена тенденция замещения бесплатной медицинской помощи платными медицинскими услугами в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Аудит эффективности позволяет держать под контролем соответствие реальных результатов их деятельности заявленным социально значимым целям. Одновременно аудит эффективности позволяет настроить весь управленческий аппарат на более внимательное, адресное отношение к конкретным запросам граждан, повысить социальную результативность работы органов исполнительной власти. Работа контрольно-счетных органов при проверках отраслей социальной сферы в перспективе должна быть ориентирована на оценку влияния внутренних и внешних условий на плановый и фактический уровне достижения целей социально-экономического развития Российской Федерации, а также на разработку предложений по итогам проведенной оценки.

Классификация финансового контроля (с обязательным рассмотрением классификации в виде схемы).

В основе классификации видов, форм и методов финансового контроля лежат признаки, характеризующие определенные связи между объектами классификации.

Для определения видов финансового контроля, как правило, исходят из таких наиболее существенных признаков классификации, как субъект и объект контроля. Традиционно выделяют следующие виды финансового контроля.

Основные виды финансового контроля

В зависимости от субъектов, осуществляющих контроль, выделяют: государственный финансовый контроль и негосударственный финансовый контроль, который включает аудиторский, внутрихозяйственный и общественный контроль

Государственный финансовый контроль представляет собой совокупность действий и операций, осуществляемых органами государственной власти, а также специально созданными ими органами, с использованием специфических форм и методов его организации за соблюдением субъектами хозяйствования и органами государственной власти установленных норм права с целью обеспечения законности, целесообразности, эффективности образования, распределения и использования финансовых ресурсов государства.

Государственный финансовый контроль охватывает не только государственный сектор экономики, но и распространяется на субъекты хозяйствования всех форм собственности, главным образом путем проверки соблюдения ими налогового законодательства, выполнения государственных и муниципальных заказов, целевого использования субсидий, дотаций, бюджетных кредитов, а также эффективности предоставления и законности использования налоговых льгот. Следовательно, объектом государственного финансового контроля выступают все денежные отношения, складывающиеся в процессе деятельности субъектов хозяйствования, связанные с формированием и использованием финансовых ресурсов государства.

Организация государственного финансового контроля в различных странах во многом определяется формой государственного устройства (например, для России, США — наличие института президентской власти). С учетом определенных признаков классификации внутри государственного финансового контроля можно выделить следующие виды:

1. По отношению к ветвям государственной власти: контроль, осуществляемый законодательными (представительными) органами государственной власти, как непосредственно (парламентский контроль), так и через специально созданные ими органы независимого контроля; контроль, осуществляемый Президентом; контроль, осуществляемый органами исполнительной власти.

http://www.myunivercity.ru/%D0%A4%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D1%81%D1%8B/%D0%AD%D1%84%D1%84%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C_%D1%84%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BB%D1%8F_%D0%B7%D0%B0_%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%85%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%D0%BC_%D0%B1%D1%8E%D0%B4%D0%B6%D0%B5%D1%82%D0%BD%D1%8B%D1%85/427294_3252534_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B01.html

Эффективность государственного финансового контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 15:44, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является: исследование системы государственного финансового контроля, выявление проблем эффективности и определение основных направлений совершенствования финансового контроля.
В соответствии с данной целью в работе определены следующие задачи:
1. раскрыть сущность и значение финансового контроля;
2. определить структуру органов финансового контроля, их права и обязанности;
3. проанализировать заключение Счетной палаты об исполнении федерального бюджета и выявить основные проблемы эффективности государственного контроля;

Работа содержит 1 файл

Эффективность государственного финансового контроля.doc

Важным элементом бюджетного процесса является финансовый контроль, который обеспечивает эффективность функционирования государственной финансовой системы.

Значение финансового контроля в России существенно возросло в период перехода к рыночной экономике. В рыночной системе велика роль налогов, которые являются не только основным источником поступлений в доходную часть бюджета, но и регулятором хозяйственной деятельности. Развитие налоговой системы невозможно без создания эффективной системы контроля за полнотой и своевременностью уплаты налогов в бюджет государства. Также велика значимость общественного контроля за расходованием государственных средств. Усложняется система бюджетного федерализма, которая также требует создания новых механизмов контроля за распределением и использованием бюджетных ресурсов. Очень остро стоит вопрос о необходимости определения задач и функций различных контрольных органов исполнительной и представительной власти.

Организация действенного финансового контроля над полнотой формирования и своевременностью поступления государственных доходов, а также за законностью и эффективностью использования бюджетных средств и распоряжения государственной собственностью становится одним из направлений современной российской экономической политики.

В настоящее время являются актуальными вопросы эффективности государственного финансового контроля (аудита эффективности). Эффективность финансового контроля предполагает двойное толкование с одной стороны – эффективность использования бюджетных средств, с другой – эффективность методов государственного финансового контроля.

Ни одна из острейших социально- экономических проблем не будет решена, пока не будет наведен должный порядок в бюджетно-финансовой сфере, пока системе государственного финансового контроля не будет придана надлежащая стабильность. Поэтому эффективный и действенный финансовый контроль является необходимым условием сильной власти.

Это и обуславливает актуальность данной темы.

Целью данной работы является: исследование системы государственного финансового контроля, выявление проблем эффективности и определение основных направлений совершенствования финансового контроля.

В соответствии с данной целью в работе определены следующие задачи:

  1. раскрыть сущность и значение финансового контроля;
  2. определить структуру органов финансового контроля, их права и обязанности;
  3. проанализировать заключение Счетной палаты об исполнении федерального бюджета и выявить основные проблемы эффективности государственного контроля;
  4. определить пути повышения эффективности государственного финансового контроля.

Объектом исследования данной работы является деятельность органов государственного финансового контроля.

Предметом исследования являются применяемые методы и формы финансового контроля.

В данной работе использованы следующие методы: аналитический, индуктивный, сравнительный и др.

    1. СОДЕРЖАНИЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
      1. Значение и задачи финансового контроля. Объекты и субъекты финансового контроля
    Читайте так же:  Налог усн доходы ип с работниками

    Контроль, являясь одной из важнейших функций процесса управления, осуществляемого на любом уровне, представляет систему наблюдений и проверки соответствия процесса функционирования управляемого объекта принятым управленческим решениям, а также выявление результатов управленческих воздействий на управляемый объект.

    Контроль осуществляется в различных сферах деятельности общества. В связи с этим выделяют виды контроля: экономический, технический, административный и др.

    Как форма реализации контрольной функции финансов, финансовый контроль необходим в любом обществе, основанном на товарно-денежных отношениях. В странах с рыночной экономикой роль финансового контроля особенно велика, т.к. важнейшим направлением деятельности субъектов хозяйствования при обязательном соблюдении установленных норм права становится повышение её эффективности. Финансовый контроль имеет важнейшее значение для управления финансами на любом уровне, обеспечивая надёжное функционирование всей финансовой системы, реализацию осуществляемой государством финансовой политики, содействует обеспечению финансовой безопасности.

    Финансовый контроль это совокупность действий и операций, осуществляемых специально уполномоченными органами, с целью контроля за соблюдение субъектами хозяйствования и органами государственной власти и местного самоуправления норм права в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов для своевременного получения полной и достоверной информации о ходе реализации принятых управленческих финансовых решений.

    Содержание финансового контроля раскрывается через его цель и задачи; элементы, совокупность которых образует систему контроля; принципы организации.

    Цель финансового контроля заключается в своевременном получении всей информации о ходе процесса управления финансами на микро- и макроуровне, выявленных нарушениях для принятия адекватных управленческих решений. Цель финансового контроля реализуется в выполняемых им задачах. [10, с.15-17]

    Основными задачами финансового контроля являются:

    – обеспечение финансовой безопасности государства и финансовой устойчивости субъектов хозяйствования;

    – выполнение субъектами хозяйствования своих финансовых обязательств, в том числе перед органами государственной власти и органами местного самоуправления;

    – рост финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях финансовой системы, обеспечение их рационального, эффективного и законного использования;

    – соблюдение финансовых интересов всех субъектов хозяйствования, усиление их ответственности за результаты своей деятельности;

    – повышение эффективности финансовой политики государства.

    В системе финансового контроля выделяют как основные, так и вспомогательные элементы, образующие инфраструктуру финансового контроля. В качестве основных элементов финансового контроля можно выделить: объект и субъект; информационное, правовое и методическое обеспечение; механизм; принципы; меры ответственности всех участников процесса контроля. Инфраструктура финансового контроля включает в себя: финансовое, техническое, кадровое обеспечение контроля и т.п. Совокупность взаимосвязанных элементов, взаимодействующих друг с другом и образующих целостное единство в процессе достижения целей контроля, представляет собой систему финансового контроля.

    В качестве объекта финансового контроля выступают: процессы образования, распределения и использования финансовых ресурсов субъектами хозяйствования и органами государственной власти и местного самоуправления, характеризующиеся системой различных стоимостных показателей (например, выручка от реализации, себестоимость, налоги и др.)

    Наиболее важным элементом в системе финансового контроля являются субъекты контроля, т.к. они в соответствии с действующим законодательством непосредственно осуществляют контроль и несут ответственность за свои действия. [11, с. 62-65]

    Субъектами финансового контроля являются специально уполномоченные органы (государственные контрольные органы; структурные подразделения, созданные в субъектах хозяйствования и органах государственной власти и местного самоуправления; негосударственные специализированные организации), а также квалифицированные специалисты, осуществляющие свою контрольную деятельность в соответствии с нормами права. Субъекты контроля для реализации поставленных задач выполняют конкретные действия или функции, реализация которых осуществляется на основании их полномочий, определяющих компетенцию органа, осуществляющего контроль.

    Основными принципами финансового контроля являются следующие: законности, независимости, объективности, гласности, ответственности, разграничения функций и полномочий, системности.

    Принцип законности предусматривает наличие правовой базы, обеспечивающей проведение контроля в соответствии с его целями и задачами. Независимость органов финансового контроля (организационная, функциональная, финансовая) гарантируется действующим законодательством. Под объективностью понимают отсутствие предвзятости и невмешательство в оперативную деятельность субъекта хозяйствования (контроля), обоснованность выводов по результатам контрольных мероприятий. Принцип гласности предполагает общедоступность результатов финансового контроля при соблюдении установленных норм и правил, касающихся государственной и коммерческой тайны. Принцип ответственности предполагает добросовестное отношение сотрудников органов финансового контроля к своим должностным обязанностям. Реализация принципа разграничения функций и полномочий заключается в отсутствии дублирования в деятельности органов финансового контроля. Принцип системности означает единство правовой базы, установление периодичности в проведении тех или иных финансовых контрольных мероприятий.

    Осуществление финансового контроля предполагает наличие ответственности субъектов хозяйствования, органов государственной власти местного самоуправления, а также органов, осуществляющих финансовый контроль, и их должностных лиц. При нарушении установленных норм права возникают следующие виды ответственности: административная, гражданско-правовая, уголовная, дисциплинарная. Кроме того, должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления несут ответственность, предусмотренную законодательством о государственной и муниципальной службе. [6, с. 32-34]

    Неисполнение или ненадлежащее исполнение участниками процесса контроля своих прав и обязанностей влечёт применение определённых мер принуждения, основными из которых являются: предупреждение; наложение штрафа, начисление пени; запрещение или ограничение деятельности; запрещение на осуществление тех или иных операций (например, блокировка расходов, приостановление операций по счетам в кредитных организациях); изъятие материальных и денежных средств (например, бюджетных средств); компенсации; конфискации. Применяемые меры принуждения, выраженные в денежной форме, называют финансовыми санкциями.

    Меры принудительного воздействия, или санкции, применяются органами государственной власти и их должностными лицами в соответствии с их полномочиями при наличии определённых оснований. Основанием для применения мер принуждения являются: неисполнение закона (решения) о бюджете ; нецелевое использование бюджетных средств, несвоевременность и неполное перечисление бюджетных средств их получателям; непредоставление бухгалтерской (финансовой), налоговой отчётности; уклонение от уплаты налогов и др. эти нарушения отражаются в итоговом документе (например, акте ревизии и проверки), на основе которого применяются меры принуждения.

      1. Виды, формы и методы финансового контроля

    В основе классификации видов, форм и методов финансового контроля лежат признаки, характеризующие определённые связи между объектами классификации.

    Для определения видов финансово контроля, как правило, исходят из таких наиболее существенных признаков классификации, как субъект и объект контроля. В зависимости от определённых признаков классификации выделяют следующие виды финансового контроля (табл.1)

    Основные виды финансового контроля

    Признак классификации Виды финансового контроля
    Субъект контроля

    Государственный, негосударственный (аудиторский, внутрихозяйственный, общественный)

    Бюджетный, налоговый, таможенный, валютный, страховой, денежно-кредитный и др.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    http://www.stud24.ru/finance/jeffektivnost-gosudarstvennogo-finansovogo-kontrolya/366947-1152710-page1.html

    Эффективность бюджетно финансового контроля
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here