Финансовый контроль сферы образования

Финансовый контроль сферы образования

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Письмо Минфина России от 21 ноября 2017 г. N 02-09-06/76987 О наличии права органа внутреннего муниципального финансового контроля Администрации города осуществлять проверки исполнения бюджетной сметы муниципального казенного учреждения образования, а также финансово-хозяйственных операций, произведенных за счет субвенций из бюджета субъекта РФ

Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее — Департамент) рассмотрел обращение.

По вопросу наличия права органа внутреннего муниципального финансового контроля Администрации города осуществлять проверки исполнения бюджетной сметы муниципального казенного учреждения образования, а также финансово-хозяйственных операций, произведенных за счет субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, сообщаем.

Согласно части 1 статьи 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.

В соответствии с частью 6 статьи 140 Кодекса субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета, расходуются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации, расходуются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии со статьей 47 Кодекса полученные субвенции не являются собственными доходами бюджетов муниципальных образований.

В целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, согласно статье 265 Кодекса осуществляется государственный (муниципальный) финансовый контроль.

Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется, в том числе, на внешний и внутренний.

Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью соответственно Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (далее — органы внешнего государственного (муниципального) финансового контроля).

Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций (далее — органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля), финансовых органов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований).

В соответствии с частью 1 статьи 266.1 Кодекса объектами государственного (муниципального) финансового контроля являются финансовые органы (главные распорядители (распорядители) и получатели средств бюджета, которым предоставлены межбюджетные трансферты) (далее — объекты контроля) в части соблюдения ими целей, порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, предоставленных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также достижения ими показателей результативности использования указанных средств, соответствующих целевым показателям и индикаторам, предусмотренным государственными (муниципальными) программами.

В соответствии с частью 2 статьи 266.1 органы государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль за использованием средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также межбюджетных трансфертов и бюджетных кредитов, предоставленных другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации. Такой контроль осуществляется также в отношении главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты.

При этом проверка соблюдения объектами контроля целей, порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов, предоставленных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также достижения ими показателей результативности использования указанных средств, соответствующих целевым показателям и индикаторам, предусмотренным государственными (муниципальными) программами, может осуществляться как органами государственного финансового контроля субъекта Российской Федерации, так и органами муниципального финансового контроля муниципальных образований.

Кроме того, контроль исполнения бюджетной сметы муниципального казенного учреждения образования осуществляется органами внешнего и внутреннего муниципального финансового контроля муниципальных образований в соответствии с положениями статей 268.1 и 269.2 Кодекса.

По вопросу наличия права органа внутреннего муниципального финансового контроля Администрации города осуществлять проверки финансово-хозяйственных операций муниципального казенного учреждения образования в части приобретения материальных запасов в соответствии с частью 8 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Федеральный закон N 44-ФЗ) Департамент сообщает.

В соответствии с частью 8 статьи 99 Федерального закона N 44-ФЗ органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль в отношении:

1) соблюдения требований к обоснованию закупок, предусмотренных статьей 18 Федерального закона N 44-ФЗ, и обоснованности закупок;

2) соблюдения правил нормирования в сфере закупок, предусмотренного статьей 19 Федерального закона N 44-ФЗ;

3) обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график;

4) применения заказчиком мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

5) соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта;

6) своевременности, полноты и достоверности отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги;

7) соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.

При этом в соответствии с частью 9 статьи 99 Федерального закона N 44-ФЗ контроль в сфере закупок в соответствии с частью 8 статьи 99 Федерального закона N 44-ФЗ осуществляется в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ, Кодексом и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации:

Читайте так же:  Уточнение налогового периода в платежном поручении

1) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере (Федеральным казначейством), в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд;

2) органом государственного финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в отношении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации;

3) органом муниципального финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) местной администрации, в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд.

Такая организация государственного (муниципального) финансового контроля соответствует закрепленному статьей 31 Кодекса в порядке конкретизации конституционных основ финансовой системы государства принципу самостоятельности бюджетов, который означает право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс.

Таким образом, органы внутреннего муниципального финансового контроля (в данном случае орган внутреннего муниципального финансового контроля Администрации города) имеют право осуществлять проверки финансово-хозяйственных операций муниципальных казенных учреждений образования в части приобретения материальных запасов в соответствии с частью 8 статьи 99 Федерального закона N 44-ФЗ.

Заместитель директора Департамента
бюджетной методологии и финансовой
отчетности в государственном секторе
С.С. Бычков

Текущий номер

Когда-то для Татьяны Черноусовой мечтой стал английский язык

номер 07, от 18 февраля 2020

Внутренний государственный финансовый контроль

  • 2020
  • 2019
  • 2018
  • 2017
  • 2016
  • 2012
  • 2011
  • 2007
  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь

Изменения от 31 декабря 2019 г. в Классификатор нарушений (рисков), выявляемых Федеральным казначейством в ходе осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере

Власова Е.Л. Финансовый контроль в сфере публичных финансов

Материалы Всероссийской НПК «Наука. Общество. Образование» (2017 г.)

Финансовый контроль в сфере публичных финансов

Financial control in public finance

Власова Елена Львовна

К.п.н., доцент, ФГБОУ ВО РГУП, г. Иркутск

[email protected]

Аннотация: данная статья посвящена вопросам финансового контроля в сфере пуб-личных финансов.

Abstract: this article is devoted to the issues of financial control in the public finance sec-tor.

Ключевые слова: финансовый контроль, публичные финансы, налог, публичная фи-нансовая деятельность, государственная финансовая дисциплина

Keywords: financial control, public finance, tax, public-fi cial activities, state financial discipline

Публичная финансовая деятельность представляет собой разновидность государ-ственного управления — процесса, имеющего цикличный характер и включающего в качестве одной из стадии контроль и коррекцию управленческого воздействия. Поэтому финансовый контроль это разновидность государственного контроля, наряду с экологическим, по-жарным, архитектурным, дорожным, санитарно-эпидемиологическим. Исходя из этого, фи-нансовый контроль — это властные действия компетентных субъектов по проверке законности и эффективности финансовой деятельности в сфере образования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Субъектами финансового контроля выступают государственные органы. Объект финансового контроля — организации, государственные и местные органы, финансовая деятельность которых контролируется. Предметом финансового контроля являются денежные и сопутствующие им отношения (организационные, имущественные, нематериальные), имеющие место при формировании и расходовании публичных денежных фондов.

В процессе финансового контроля проверяется не только законность, но и целесооб-разность (эффективность) финансовой деятельности. В этом состоит основное отличие кон-троля от надзорной деятельности.

По результатам финансового контроля допускается ставить вопрос об увольнении должностных лиц, ликвидации экономически бесперспективных организаций. Так как кон-трольные мероприятия прямо затрагивают права и свободы человека, то все аспекты финан-сового контроля облекаются в правовую форму. Организация государством финансового контроля путем придания ему правовой формы, а также создание соответствующих органи-зационных структур, предстаёт средством достижения и установления в обществе правопо-рядка, как реализованной цели правового регулирования и государственного управления. Для достижения этой цели необходимы соответствующие средства, и в данном случае фи-нансовый контроль выступает как категория «средство». С точки зрения целеполагания, в самом финансовом контроле возможно выделение целей, средств их достижения и результа-тов.

Итак, финансовый контроль — это управленческая деятельность государства.

Целью государственного управления является достижение в обществе правового по-рядка, деятельности, которая строится в строгом соответствии с требованиями закона и за-крепляется в нормативно-правовых актах. Для достижения этой цели государство органи-зует проведение контроля во всех сферах общественной жизни, в том числе в сфере финан-сов, финансовой деятельности. Следовательно, государственный финансовый контроль выступает средством достижения стоящих перед государством целей- установление правопорядка; Соответственно, целью финансового контроля также является достижение правопорядка и укрепления государственной финансовой дисциплины, выражающей одну из сторон законности. Государственная финансовая дисциплина — это четкое соблюдение установленных правовыми нормами предписаний и порядка образования, распределения и использования государственных и муниципальных денежных фондов. Обеспечение законности не является конечной целью правового регулирования, а является условием достижения стабильности, урегулированности правом различных общественных отношений, в том числе по вопросам финансового контроля.

Далее, достижение поставленных перед государственным финансовым контролем целей требует реализации определенных задач, а именно:

  1. проведение проверки выполнения финансовых обязательств перед государством и муниципальными органами всеми субъектами финансовых правоотношений;
  2. проверка правильности использования государственными и муниципальными учреждениями, организациями и предприятиями, находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении, денежных средств (бюджетных средств, банковских ссуд и т.д.);
  3. проверка соблюдения правил совершения различных финансовых операций, расче-тов, хранения денежных средств, названных ранее субъектами;
  4. выявление внутренних резервов производства, более экономного и эффективного расходования материальных и денежных ресурсов;
  5. превентивная задача, состоящая в предупреждении и предотвращении возможных нарушений финансового законодательства и финансовой дисциплины;
  6. проверка законности в деятельности государственных и муниципальных органов, участвующих в финансовой деятельности. [1]

Решение данных задач позволит при соблюдении приоритетов построения демократического правового государства обеспечить целевое и эффективное использование финансовых средств, снизить количество злоупотреблений и правонарушений, связанных с формированием и использованием государственного имущества, улучшить общую экономи-ческую и социальную ситуацию в стране. Это будет реально способствовать достижению правопорядка в процессе осуществления финансовой деятельности, усилению вертикали власти, что сегодня является одним из главных направлений государственного строитель-ства в России, а также дальнейшему развитию системы государственного финансового контроля в Российской Федерации.

Действующее законодательство Российской Федерации в качестве принципов осу-ществления государственного финансового контроля выделяет:

-соблюдение законности в действиях органов государственного финансового кон-троля и их должностных лиц;

-независимость органов государственного финансового контроля при осуществлении своих полномочий от государственных органов, организаций и должностных лиц;

Читайте так же:  Сумма имущественного вычета в декларации 3 ндфл

-гласность результатов ревизий и проверок с сохранением государственной, коммер-ческой, налоговой, аудиторской и банковской тайны проверяемых субъектов финансово-хозяйственной деятельности;

-неотвратимость наказания виновных лиц в финансовых нарушениях и привлечения их к ответственности.

Важнейшим из перечисленных принципов, по нашему мнению, является независи-мость.

Финансовый контроль, поставленный в независимое положение от администрации, только в том случае обретает необходимый авторитет, если деятельность его будет связана с деятельностью законодательных органов власти. В этом заключается один из важнейших принципов организации финансового контроля. [2]

При этом, независимость контроля должна быть обеспечена: а) финансовой самостоятельностью контрольного органа; б) более длительными по сравнению с парламентскими сроками полномочий руководителей органов контроля; в) закреплением в Конституции их статуса.

Публичные интересы в области финансового контроля состоят в успешной реализа-ции финансовой политики, эффективном использовании публичных финансовых ресурсов. Общесоциальное значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении проверяются:

  1. во-первых, соблюдение установленного правопорядка в процессе финансовой дея-тельности государственными и муниципальными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами, гражданами;
  2. во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых дей-ствий, соответствие их публичным интересам.

Реализация публичных интересов при осуществлении финансового контроля в условиях проведения экономических реформ в Российской Федерации предполагает:

-установление скоординированной структуры государственного и иных видов финан-сового контроля в органах законодательной и исполнительной власти в Российской Федера-ции и единой системы информационного обеспечения между субъектами финансового кон-троля;

-разработку механизма взаимодействия и четкого разграничения полномочий и ответственности между субъектами государственного финансового контроля в целях исключения дублирования и параллелизма в работе;

-определение основных положений взаимодействия субъектов государственного фи-нансового контроля с правоохранительными органами;

-усиление контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций, в том числе связанных с незаконным вывозом за рубеж и репатриацией российского капитала, и проверку выполнения государственных международных финансовых обязательств;

-противодействие легализации(отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма;

-установление порядка осуществления финансового контроля органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации и создание единой системы мониторинга финансовых операций как основы информационного обеспечения государственного финансового контроля;

-совершенствование бюджетных процедур с целью минимизации условий, способ-ствующих потерям и нецелевому использованию бюджетных средств, обеспечения возврата их незаконного использования и поступления доходов от их использования в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

-внесение изменений в законодательство Российской Федерации: уголовное, гражданское, бюджетное и административное в части усиления мер ответственности за нецелевое и неэффективное использование бюджетных средств;

-согласованное планирование проведения контрольных мероприятий всеми органами государственного финансового контроля в текущем году на очередной год;

-установление единой методологии(стандартов) и методики проведения контрольных мероприятий для всех органов государственного финансового контроля и единых критериев обобщения результатов контрольных мероприятий;

-сотрудничество с органами государственного финансового контроля стран СНГ, иностранных государств и международными организациями, занимающимися вопросами финансового контроля;

-повышение кадрового, информационно-технического и материального обеспечения органов государственного финансового контроля, унификация форм и методов их работы, более качественная подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов в области государственного финансового контроля.

Думается, что выделение и формулирование в законодательстве реализации публичных интересов как важнейшей составляющей политики социального государства в качестве основной цели осуществления финансового контроля является приоритетным в со-временных условиях.

Библиографический список:

  1. Волков А.Ю., Волков М.А. Проблемы государственного финансового кон-троля//Экономика современного общества: актуальные вопросы антикризисного развития. Материалы III международной научно-практической конференции. Саратов,2014. С.12-14.
  2. Ефимова Н.П. Государственный финансовый контроль: вопросы теории и практи-ки:Дис. …д-ра эк.наук.- М., 2000.- 295с.
  3. Нуртдинов Р.М Формирование инновационного фактора роста как императив со-временной экономики // Р.М Нуртдинов, А.Р. Нуртдинов //Вестник Казанского технологиче-ского университета 2013.-Т.16.-№11.-с.237-245
Видео (кликните для воспроизведения).

—>

Финансовый контроль сферы образования

Как вы считаете, правильно ли делить учебный год на 4 четверти?

Да, проверено временем

Нет, лучше учиться по полугодиям/семестрам, как в вузе

Нет, лучше учиться по триместрам

Нет, лучше длинную третью четверть разделить пополам

Не надо никаких изменений, мы от них уже устали!

Всего проголосовало: 86

Наши приложения

«УГ Москва», №35 от 29 августа 2017 года

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

Как помочь школьникам с выбором профессии? Этот вопрос дал название IV Международной конференции по управлению качеством образования. Ее участники поделились своим опытом решения проблемы и взглядами на нее в контексте общемировых задач. Самое интересное с полей конференции – в материале Вадима Мелешко.

В России интернет используют 80% детей и подростков. Больше половины читают или смотрят контент, который специалисты называют нежелательным. При этом возраст «самостоятельной жизни» ребенка в интернете снизился с 7 до 5 лет. Какую угрозу видят в этом специалисты и как обезопасить ребенка? Разбиралась Наталья Алексютина.

Сегодня в преподавании литературы в школе преобладает воспроизводящая проверка знаний, констатирует заслуженный учитель РФ Лев Айзерман. Ученик чаще всего отвечает у доски и пишет сочинения о том, что уже изучено в классе. По мнению же эксперта, задача педагога заключается не в том, чтобы заставить школьника «знать» книги, но через них научить понимать и чувствовать то, что он однажды в жизни прочтет без учителя.

Одна из самых известных российских писательниц Дина Рубина выросла в семье художника и учительницы истории. В ее первом, опубликованном в журнале «Юность», рассказе «Беспокойная натура» действие происходит как раз на уроке истории. После 50 лет успешной писательской карьеры Дина Рубина по-прежнему завоевывает сердца аудитории. В эксклюзивном интервью автор рассказала о маминых уроках, отношении к жизни и новом романе.

Обзор документа

Разъяснено, что органы внутреннего муниципального финансового контроля (в частности, орган городской администрации) вправе проверять исполнение бюджетной сметы муниципального казенного учреждения образования, а также финансово-хозяйственные операции таких учреждений в части приобретения материальных запасов в соответствии с Законом о контрактной системе.

Государственный финансовый контроль: сущность, содержание, формы и методы, особенности в сфере образования

Сфера образования является важной социальной отраслью, способствующей созданию условий для инновационного развития страны. В настоящее время эта сфера претерпевает глубокие и масштабные преобразования. Политика государства в отношении финансирования образования меняется в сторону повышения степени самостоятельности бюджетополучателей с целью более эффективного использования предоставляемых ресурсов. При этом, одним из главных приоритетов управления государственными ресурсами в сфере образования становится контроль за своевременным финансированием расходов и правильностью их использования.

Читайте так же:  Возмещение ндс при экспорте товаров

Финансовый контроль, является самостоятельной функцией управления, рассматривается государством как особый вид деятельности, имеющий целевую направленность, определенное содержание и способы его осуществления. В механизме управления государственными активами финансовый контроль может представить в виде системы, состоящей из субъекта контроля, объекта контроля, предмета контроля, метода, механизма, принципов и правил контроля, и действующей как единое целое в процессе определения параметров исполнения целей контроля, анализа состояния объекта контроля и выработки корректирующих воздействий в соответствии с рисунком 1.

При реализации управления осуществление контроля в качестве средства обеспечения обратной связи между субъектом и объектом управления позволяет субъекту управления своевременно получать полную и достоверную информацию о фактическом состоянии объекта. При этом может осуществляться как сравнение реально достигнутых в процессе управления результатов с нормативно установленными ими плановыми показателями, так разработка предложений по корректировке управленческих решений, подходов и действий с целью достижения необходимых результатов.

Рисунок 1 — Система государственного финансового контроля

Необходимость государственного финансового контроля неоднократно обосновывалась видными советскими и российскими учеными, среди которых можно назвать Афанасьева В. Г., Бурцева В. В., Быстрякова А. Я., Жукова В. А., Шохин О. С. И др.

Современные исследователи государственного финансового контроля сферы образования, такие как Т. Г. Антипова, М. Р. Пачковский, С. И. Троховцев и др. характеризуют финансовый контроль как неотъемлемый элемент системы управления финансирование системы образования.

С точки зрения Л. Г. Востриковой, финансовый контроль — это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально-экономического развития страны и отдельных регионов[1].

Ю. А. Крохина в практическом значении рассматривает государственный и муниципальный государственный контроль как контроль государства и контроль муниципальных образований в лице уполномоченных органов за законностью и целесообразностью действий в процессе формирования, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований[2].

По мнению профессора Е. Ю. Грачевой «сущность контроля, в том числе финансового контроля, состоит в том, что субъект управления осуществляет учет и проверку того, как управляемый объект выполняет его предписания. Основной целью данной функции является предупреждение и пресечение отклонений деятельности субъекта управления от заданной управленческой программы. При обнаружении таких отклонений целью является приведение управленческой системы в устойчивое положение при помощи всех социальных регуляторов[3].

Основным источником финансирования Российской системы образования является средства бюджетов различного уровня, вместе с тем за последнее десятилетие прослеживается тенденции к увеличению внебюджетного финансирования.

Федеральное казначейство

официальный сайт Казначейства России
www.roskazna.ru

Финансовый контроль в школе

10 советов директору

​Залогом успешной работы директора современного образовательного комплекса является профессиональная компетентность, в том числе в сфере управления финансово-хозяйственной деятельностью.
К сожалению, не все руководители школ осознают, что даже банальное на первый взгляд нарушение в этой сфере может стать причиной негативных последствий для них вплоть до возбуждения уголовного дела.
Конечно, у директора школы зачастую нет времени вникать во все нюансы, но избежать нарушений вполне реально. И помогут в этом советы наших сотрудников. Учительская газета

Совет 1. Обеспечьте администрацию школы квалифицированными кадрами.

Валерий ФЕЩИШИН, советник, кавалер ордена «За военные заслуги»:
— Эффективная работа финансового подразделения образовательной организации, наличие высокопрофессионального заместителя по управлению ресурсами, главного бухгалтера и контрактного управляющего является серьезным подспорьем для достижения главной цели столичной школы — содействие социальной успешности каждого жителя за счет высокого качества образования.

Совет 2. Контролируйте ход выполнения государственного задания, при необходимости оперативно принимайте меры к его уточнению и корректировке суммы, предоставляемой из бюджета субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания.

Елена ДОЛМАТОВА, ревизор:
— Во избежание превышения объема полученной субсидии над объемом фактически оказанных услуг и выполненных работ, получения в завышенном объеме субсидии на содержание и эксплуатацию помещений образовательной организации следует обеспечить достоверность показателей ежеквартальных отчетов.

Совет 3. Контролируйте строгое соблюдение положений локальных нормативных актов, регулирующих порядок оплаты труда.

Наталья ФЕОКТИСТОВА, советник, почетный работник общего образования РФ:

— Типичное нарушение в части оплаты труда — установление стимулирующих выплат по основаниям, не предусмотренным локальными нормативными актами образовательных организаций, назначение стимулирующих выплат с нарушением порядка, установленного ЛНА (зачастую результат необоснованного и необъективного единоличного решения руководителя организации).
Тщательно изучите положения коллективного договора, внутренних локальных актов, регулирующих оплату труда, и строго их придерживайтесь. Не допускайте выплат разовых премий за выполнение прямых функциональных обязанностей работников. Такие выплаты квалифицируются необоснованными.
Для предотвращения незаконных выплат заработной платы лицам, фактически не выполняющим свои должностные обязанности, необходимо организовать в школе внутренний контроль фактического присутствия работников на рабочих местах. Данная мера будет также способствовать предотвращению нарушений в части неправомерных, излишних выплат, а также выплат без выполнения объема работы.
Помните, что систематическое завышение установленных планом ФХД показателей при расходовании средств на оплату труда может привести к возникновению дефицита средств на покрытие текущих расходов школы.

Совет 4. Обеспечьте соблюдение порядка учета и сохранности материальных ценностей.

Оксана САЛИХОВА, старший ревизор — руководитель направления:
— Практически в ходе каждой проверки устанавливаются факты недостачи и излишков материальных ценностей.
Недостача материальных ценностей может возникнуть в результате того, что материальные запасы были выданы и использованы без оформления соответствующих документов на списание и соответственно без отражения выдачи в бухгалтерском учете. Излишки же, наоборот, могут сформироваться в результате списания материальных ценностей, которые фактически продолжали использоваться.
Основная причина — отсутствие взаимодействия между бухгалтерией и материально ответственными лицами.

Светлана БАЕВА, старший ревизор:
— Во избежание ошибок и хищений бухгалтерии необходимо проводить сверку с материально ответственными лицами не реже чем раз в месяц, а материально ответственным лицам — своевременно оформлять и сдавать в бухгалтерию документы на списание.
Необходимо пересмотреть подход к проведению инвентаризаций, перестать делать это формально. Следует понимать, что внутренние процедуры контроля, в том числе и инвентаризация, направлены на предотвращение нарушений, своевременное выявление и устранение ошибок.

Читайте так же:  Налоговый вычет лечение зубов перечень требуемых документов

Совет 5. Не допускайте нецелевого использования средств целевых бюджетных субсидий и целевых внебюджетных средств.

Анна СЛАВЕЦКАЯ, ревизор:
— Основная задача контроля за организацией питания — обеспечение обучающихся качественным питанием в сроки и объеме, предусмотренных условиями контракта. Для этого следует создать комиссию по контролю за организацией и качеством питания и определить лицо, ответственное за организацию питания. К работе в комиссии следует привлекать родительскую общественность и членов управляющего совета.
Кроме того, следует организовать контроль за количеством заказываемых рационов питания, не допуская заказа порций как сверх, так и ниже фактической потребности. Следует также проверять обоснованность включения обучающихся в списки лиц, имеющих право на получение льготного питания.

Совет 7. Организуйте ведение претензионной работы.

Юлия ГУЛУНОВА, начальник отдела:
— Определите лицо, ответственное за ведение претензионной работы, имеющее познания в области экономики, права и организации хозяйственной деятельности.
При выявлении нарушений условий государственного контракта со стороны поставщика (подрядчика, исполнителя) следует незамедлительно принять меры к устранению нарушений с учетом норм действующего законодательства Российской Федерации и условий заключенного контракта, в том числе к своевременному взысканию штрафных санкций путем их удержания при оплате за поставленный товар, выполненные работы, оказанные услуги.

Совет 8. Расходуйте денежные средства школы рационально и экономно.

Ирина САВИНА, заместитель начальника управления:
— Завышение объемов ремонтных работ и неверное применение сметных нормативов приводят к завышению начальной (максимальной) цены контракта, что существенно увеличивает риск неэффективных расходов заказчика.
Кроме того, в ходе проверок продолжают выявляться случаи несоответствия фактически выполненных работ условиям документации о закупке.
Настоятельно рекомендую директору установить контроль за всеми стадиями закупочного цикла образовательной организации — от планирования закупки до исполнения условий соответствующего контракта.

Наталья ЕВСЕЙ, старший ревизор:
— По-прежнему выявляются нарушения в части целесообразности закупок.
К примеру, заключаются контракты на техническое обслуживание инженерных систем, санитарное содержание зданий, прилегающих территорий при условии, что в штате школы числятся рабочие, должностные обязанности которых учитывают полный комплекс работ, включенных в указанные контракты. В результате образовательные организации несут нецелесообразные расходы.
Осуществляйте закупки только тех товаров, работ или услуг, в которых имеется фактическая потребность.
Кроме того, как показывает практика, существенное повышение прозрачности и эффективности закупочной деятельности достигается при проведении совместных закупок, в связи с чем образовательным организациям рекомендуется в максимальной степени использовать данный ресурс.

Совет 9. Оперативно принимайте исчерпывающие меры к своевременному возмещению (восстановлению) сумм выявленных нарушений и к устранению причин выявленных нарушений.

Андрей ЗАХАРОВ, старший ревизор:
— Непринятие действенных мер к устранению финансовых нарушений можно квалифицировать как причинение убытка, поэтому директорам рекомендуется усилить меры по возмещению в бюджет и восстановлению на лицевых счетах школ сумм нарушений, в том числе путем удержания штрафных санкций при оплате услуг поставщикам.

Совет 10. Заберите ЭЦП в свои руки!

Мария БЕЛИНКА, начальник отдела:
— Не допускайте ситуаций, когда главный бухгалтер имеет неограниченный доступ к ключу вашей ЭЦП, а тем более пользуется подписями один.
Службой финансового контроля выявлено несколько случаев, когда излишнее доверие директоров главным бухгалтерам при использовании ЭЦП позволило последним систематически завышать суммы выплат себе, другим работникам бухгалтерии, иным лицам. Фактически эти люди похищали деньги школы, предназначенные для выплаты заработной платы.
Заберите ЭЦП в свои руки! Передавая ее другому лицу, вы фактически утрачиваете контроль за финансами школы со всеми вытекающими из этого рисками!
Если директор школы будет следовать этим советам, он может смело рассчитывать на отсутствие претензий со стороны органов финансового контроля.
И последнее. Следует помнить, что Служба финансового контроля — это не карающий меч, а в первую очередь помощник школ в развитии системы образования. Наша главная задача на сегодняшний день — переход от контроля к наставничеству. Мы всегда готовы проконсультировать вас по вопросам финансово-хозяйственной деятельности и оказать другую помощь в сфере нашей компетенции.
Желаем всем директорам долгой и успешной работы на поприще столичного образования!

Государственный финансовый контроль учреждения

Автор: Гусев А., к.п.н., редактор журнала

Комментарий к Письму от 25.10.2017 № 02-09-0869935.

Государственный (муниципальный) финансовый контроль делится на внешний и внутренний, предварительный и последующий. Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Счетной палаты РФ, контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований (ст. 265 БК РФ).

Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений признается контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов РФ, местных администраций, финансовых органов субъектов РФ или муниципальных образований соответственно.

В силу ч. 2 ст. 269.2 БК РФ при осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органы такого контроля:

проводят проверки, ревизии и обследования;

направляют акты, заключения, представления и (или) предписания объектам контроля;

направляют уведомления о применении бюджетных мер принуждения органам и должностным лицам, уполномоченным в соответствии с Бюджетным кодексом, иными актами бюджетного законодательства РФ принимать решения о применении бюджетных мер принуждения;

осуществляют производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.

Согласно ст. 267.1 БК РФ орган государственного (муниципального) финансового контроля может проводить следующие контрольные мероприятия:

проверку, которая означает совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного учета и бюджетной отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период. Проверки могут быть камеральными и выездными. Под камеральными проверками понимаются проверки, проводимые по месту нахождения органа государственного (муниципального) финансового контроля на основании бюджетной отчетности и иных документов, представленных по его запросу. Выездные проверки – проверки, проводимые по месту нахождения объекта контроля, в ходе которых определяется фактическое соответствие совершенных операций данным бюджетной отчетности и первичных документов;

ревизию, представляющую собой комплексную проверку деятельности объекта контроля, которая выражается в проведении контрольных действий по документальному и фактическому изу­чению законности всей совокупности совершенных финансовых и хозяйственных операций, достоверности и правильности их отражения в бухгалтерской и бюджетной отчетности. Результаты проверки, ревизии оформляются актом;

Читайте так же:  Оплата земельного налога за 4 квартал

обследование, которое заключается в анализе и оценке состояния определенной сферы деятельности объекта контроля, в том числе внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита. Результаты обследования оформляются заключением;

санкционирование операций, под которым понимается проставление разрешительной надписи после проверки документов, представленных в целях осуществления финансовых операций, на их наличие и (или) соответствие указанной в них информации требованиям бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Исходя из положений ст. 266.1 БК РФ объектами государственного (муниципального) финансового контроля являются государственные (муниципальные) учреждения.

Согласно ст. 269.2 БК РФ к полномочиям органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению такого контроля относится, в частности, контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий.

Таким образом, контроль за полнотой и достоверностью отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий вне зависимости от источников финансового обеспечения субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждениям осуществляется органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, наделенными указанными полномочиями в соответствии с порядком, установленным федеральным законом, нормативным правовым актом Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, муниципальным правовым актом местной администрации.

При этом в соответствии с п. 3 ст. 266.1 БК РФ объекты контроля и должностные лица обязаны своевременно и в полном объеме представлять в органы государственного (муниципального) финансового контроля по их запросам информацию, документы и материалы, необходимые для осуществления государственного (муниципального) финансового контроля, предоставлять должностным лицам органов государственного (муниципального) финансового контроля допуск в помещения и на территории объектов контроля, выполнять их законные требования.

Так, исходя из п. 10 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1092, в ходе осуществления внутреннего государственного финансового контроля должностные лица Федерального казначейства при проведении контрольных мероприятий имеют право:

запрашивать и получать на основании мотивированного запроса в письменной форме информацию, документы и материалы, объяснения в письменной и устной формах, необходимые для проведения контрольных мероприятий.

Отметим, что указанные запросы, акты проверок и ревизий, заключения, подготовленные по результатам проведенных обследований, представления и предписания вручаются представителю объекта контроля либо направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным способом, свидетельствующим о дате его получения адресатом, в том числе с применением автоматизированных информационных систем. Срок представления информации, документов и материалов устанавливается в запросе, исчисляется с даты получения запроса и составляет не менее трех рабочих дней. Документы, материалы и информация, необходимые для проведения контрольных мероприятий, представляются в подлиннике или копиях, заверенных объектами контроля;

при осуществлении выездных проверок (ревизий) беспрепятственно по предъявлении служебных удостоверений и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) о проведении выездной проверки (ревизии) посещать помещения и территории, занимаемые лицами, в отношении которых осуществляется проверка (ревизия), требовать предъявления поставленных товаров, результатов выполненных работ, оказанных услуг;

проводить экспертизы, необходимые при осуществлении контрольных мероприятий, и (или) привлекать независимых экспертов для проведения таких экспертиз;

выдавать представления, предписания об устранении выявленных нарушений;

направлять уведомления о применении бюджетных мер принуждения в случаях, предусмотренных БК РФ;

осуществлять производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном КоАП РФ;

обращаться в суд с исковыми заявлениями о возмещении ущерба, причиненного РФ нарушением бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Таким образом, должностные лица органа государственного (муниципального) финансового контроля, осуществляющие контроль в финансово-бюджетной сфере, имеют право запрашивать и получать на основании мотивированного запроса в письменной форме информацию, документы и материалы, объяснения в письменной и устной формах, необходимые для проведения контрольных мероприятий.

При этом перечень запрашиваемых документов и материалов законодательно не ограничен и определяется должностными лицами органа государственного (муниципального) финансового контроля самостоятельно исходя из предмета (направления) контрольного мероприятия. Кроме того, контрольная деятельность по фактическому изучению законности совершенных финансовых и хозяйственных операций может включать в себя исследование документов, подтверждающих факт оказания услуг, выполнения работ, закупки товаров за счет бюджетных средств.

Следовательно, должностные лица органа государственного (муниципального) финансового контроля могут запрашивать любые документы и материалы, необходимые для осуществления контроля, в связи с тем, что их перечень не определен и устанавливается контролером самостоятельно.

В комментируемом Письме Минфина РФ от 25.10.2017 № 02-09-08/69935 отмечено, что в случае, если контролерам в целях проведения контрольного мероприятия необходима информация, содержащаяся в журнале учета учебных занятий детей, учреждение обязано представить должностным лицам органов государственного (муниципального) финансового контроля указанный документ. Следует отметить, что в данном случае журнал учета учебных занятий детей (табель учета посещаемости детей) является первичным учетным документом, подтверждающим оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) учреждением дополнительного образования в рамках государственного (муниципального) задания.

Видео (кликните для воспроизведения).

Необходимо отметить, что согласно ч. 3 ст. 266.1 БК РФ непредставление или несвоевременное представление объектами контроля в органы государственного (муниципального) финансового контроля названных выше информации, документов и материалов, а также их представление не в полном объеме или представление недостоверных информации, документов и материалов, воспрепятствование законной деятельности должностных лиц органов государственного (муниципального) финансового контроля влекут ответственность, установленную ст. 19.7 КоАП РФ. Совершение данного правонарушения может привести к предупреждению или наложению на должностных лиц учреждения административного штрафа в размере от 300 до 500 руб., а на само учреждение – от 3 000 до 5 000 руб. В свою очередь, ответственность за воспрепятствование законной деятельности должностных лиц органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля применяется по ст. 19.4.1 КоАП РФ.

Источники

Финансовый контроль сферы образования
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here