Фтс орган валютного контроля

Определен порядок представления органами и агентами валютного контроля в ФТС России и ФНС России документов и информации, связанных с проведением валютных операций

Установлено, в частности, что представление и передача в ФТС России и ФНС России документов и информации, связанных с проведением валютных операций, осуществляются Банком России (его территориальными учреждениями), уполномоченными банками (их филиалами), государственной корпорацией «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» (ее филиалами), а также не являющимися уполномоченными банками профессиональными участниками рынка ценных бумаг. Участники рынка ценных бумаг как агенты валютного контроля представляют в уполномоченные органы валютного контроля, территориальные налоговые органы, территориальные таможенные органы по запросу документы и информацию, связанные с проведением валютных операций, проводимых с их участием, при условии, что запрошенные документы входят в перечень документов, предусмотренный частью 4 статьи 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле».

Новации валютного контроля

Теперь во внешнеторговом контракте между резидентами и нерезидентами должны быть указаны конкретные сроки исполнения сторонами обязательств. Их отсутствие фактически является нарушением требований закона и может привести к отказу банком в осуществлении валютной операции по данному контракту

Эта норма закреплена изменениями в Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», вступившими в силу с 14 мая 2018 года. Предыдущая редакция документа позволяла резиденту на его усмотрение приводить «ожидаемые сроки» получения выручки или иные обязательства со стороны нерезидента либо вообще их не указывать.
Кроме того, Федеральным законом от 03.07.2016 № 325-ФЗ уточнены положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП), ужесточающие ответственность за валютные правонарушения. Так, за них для должностных лиц не только до 20-30 тыс. рублей повышены штрафы, но и введена ответственность в виде дисквалификации при повторном совершении.

Указанные нововведения направлены на либерализацию требований валютного контроля и уменьшение «документальной» нагрузки на резидента. При этом вводится некоторое ужесточение требований к внешнеторговым контрактам, расширяются основания для отказа в проведении валютной операции со стороны банка, увеличивается ответственность за нарушения валютного законодательства.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Напомню, что с недавних пор ФТС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции органа валютного контроля. Это право она получила в соответствии с положениями постановления Правительства РФ от 13.04.2016 № 300, вступившими в силу с 18 марта 2016 года. До этого в течение 10 лет применение норм российского валютного законодательства определяла ныне упраздненная Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор).

После получения новых полномочий у ФТС России появилась возможность формировать и отстаивать свою правовую позицию по данному вопросу. Сейчас таможенные органы имеют право не только возбуждать дела об административных правонарушениях (АП), связанных с нарушениями валютного законодательства, но и самостоятельно рассматривать их, причем с применением административного наказания. С недавних пор они уже применяют приведенные выше правовые нормы на практике.

Также отмечу, что в пределах их компетенции на таможенные органы возложена функция по контролю за трансграничным перемещением наличных денежных средств и (или) денежных инструментов в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 6 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС), пунктом 12 части 1 статьи 12 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» и статьей 2 Договора о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при перемещении наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза от 19.12.2011.

При этом следует учитывать, что во второй половине 2017 года были приняты два важных нормативных акта в сфере валютного контроля: новая инструкция Банка России от 16.08.2017 № 181-И и поправки в Федеральный закон № 173-ФЗ, введенные в силу Федеральным законом от 14.11.2017 № 325-ФЗ.

Основным нововведением инструкции Центробанка является отмена паспортов сделок (ПС). На учет ставится внешнеторговый контракт. При этом важное значение приобрела его направленность — на экспорт или импорт, так как порядок учета экспортных и импортных сделок различается. Теперь импортный контракт ставится на учет, если его цена составляет 3 млн рублей и более, в случае экспорта установлена сумма 6 млн рублей. Кроме того, новой инструкцией отменены справки о валютных операциях.

Далее немного о порядке перемещения физическими лицами через таможенную границу Евразийского экономического союза (ЕАЭС) наличных денежных средств и (или) денежных инструментов. Он установлен решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 05.07.2010 № 51 «О договоре о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через Таможенную границу Таможенного союза».

Сейчас физлицо может без ограничений единовременно ввезти (вывезти) на таможенную территории ЕАЭС наличные денежные средства и (или) дорожные чеки на общую сумму, превышающую в эквиваленте 10 тыс. долларов США. В этом случае валюта и чеки подлежат таможенному декларированию в письменной форме путем подачи пассажирской таможенной декларации (ПТД) на всю сумму (ввозимых) вывозимых ценностей (статьи 3, 4 Договора).

В зависимости от величины превышения установленной 10-тысячной нормы недекларирование (недостоверное декларирование) считается административным или уголовным правонарушением. Первый вариант применяется, если без декларирования через таможенную границу перемещаются наличные денежные средства и (или) дорожные чеки на сумму до 30 тыс. долларов. За указанное деяние предусмотрена ответственность по статье 16.4 КоАП РФ. Она влечет наложение административного штрафа, равного от одной второй до двукратного размера незадекларированной суммы наличных денег и (или) стоимости чеков либо их конфискацию.

Если стоимость перемещаемых через границу без декларирования средств превышает 30 тыс. долларов, то за это предусмотрено уголовное наказание. Если не учитывать разрешенный лимит в 10 тыс. долларов, получается, что не декларировались 20 тыс. долларов. Это является нарушением в крупном размере, за что ответственность предусмотрена статьей 200.1 УК РФ. В этом случае размер штрафа составляет от трех до десятикратной суммы незаконно перемещенных средств, или заработную плату, или иной доход осужденного за период до двух лет, либо ограничение свободы на срок до двух лет, либо принудительные работы до двух лет.

Как известно, чтобы облегчить работу участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД), ФТС России в свое время создала для них на своем сайте «Личный кабинет» с набором различных информационных сервисов. Один из них — «Валютный контроль». Он предназначен для информирования участника ВЭД о наличии в информационных ресурсах таможенных органов сведений об оформленных им паспортах сделок и сведений о декларациях на товары (ДТ), направленных в уполномоченный банк.

Сервис позволяет убедиться, что необходимые условия регистрации ДТ (в части валютного контроля) выполнены и информация о ДТ передана в уполномоченный банк. С его помощью также можно своевременно получить информацию о нарушении/возможности нарушения валютного законодательства.

В сервисе можно подать запрос в банк на представление информации о паспортах сделок и ДТ, заверив его электронной подписью. Правомочность пользователя запрашивать указанную в запросе информацию проверяют таможенные органы. Их ответ отображается в списке запросов. Информация о наличии фактов нарушения валютного законодательства поступает в сервис в автоматическом режиме в виде уведомлений от таможенных органов. Дополнительная информация о привлечении участника ВЭД к ответственности за нарушения валютного законодательства содержится в информационном сервисе «Административные правонарушения».

Читайте так же:  Проверка налоговых регистров

Чтобы иметь возможность пользоваться «Личным кабинетом», участник ВЭД должен пройти регистрацию и иметь электронную подпись.

Светлана БОРИСОВА,
начальник отдела валютного
контроля Службы федеральных
таможенных доходов СЗТУ,
«Таможенные новости»

В чем суть валютного контроля в таможенных органах?

Валютный контроль в таможенных органах представлен несколькими задачами. Расскажем о них подробнее в этом материале.

Цели и задачи валютного контроля в таможне

Цели валютного контроля (далее ВК) для таможенных органов поставлены в законе «О таможенном регулировании» от 27.11.2010 № 311-ФЗ. По данному ФЗ целями являются:

  • обеспечение выполнения РФ международной правовой и договорной базы в сфере таможенного дела;
  • обеспечение экономической безопасности РФ;
  • обеспечение прав и интересов лиц в деятельности, связанной с перемещением через границу РФ товаров.

Как видим, эти цели во многих аспектах тесно переплетаются с валютными правоотношениями, которые регулируются соответствующим законодательством РФ.

Подробнее о системе регулирования правоотношений в сфере обращения валютных ценностей и об участниках этой системы читайте: «ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле».

ВАЖНО! Законом от 03.07.2016 № 285-ФЗ внесены изменения в закон «О валютном регулировании» от 10.12.2003 № 173-ФЗ. В свете этих изменений ФТС РФ с 01.01.2017 получает статус органа ВК (до 2017 года ФТС относилась к агентам ВК).

В плане именно ВК сами таможенники определяют основную свою цель как противодействие нелегальным схемам вывода валют и валютных ценностей из РФ (см. материалы брифинга Управления торговых ограничений, валютного и экспортного контроля ФТС России от 11.05.2016 по теме «Противодействие незаконному выводу денежных средств, наличных денег и денежных инструментов за рубеж»).

К достижению данной цели ФТС ведет решение таких задач:

  • контроль за валютными расчетами при экспортно-импортных сделках;
  • контроль за товарами, перемещаемыми через границу при бартере;
  • контроль за движением через границу РФ валютных ценностей и наличных валют.

Остановимся на этих задачах подробнее.

Контроль таможенной стоимости при бартере

В заключение — несколько слов о контроле стоимости товаров при бартере. При бартерных сделках отделения таможни также проводят оценку рыночной стоимости пересекающих границу товаров в обе стороны. Если товар вывозится через одно отделение, а ввозится через другое — отделения обмениваются информацией. Сомнительным моментом, требующим разбирательств, будет считаться несовпадение оценочной стоимости вывозимых и ввозимых товаров в рамках одного контракта.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Существуют различия в проведении таможенных процедур в общем порядке и для участников, являющихся резидентами стран, входящих в Таможенный союз ЕАЭС. В отношении последних таможенники ограничиваются проведением камеральной проверки.

Какие нарушения можно выявить в отделении на таможне

Участие таможенников в ВК позволяет выявлять и пресекать такие незаконные действия участников валютных правоотношений, как:

  • Нарушение обязанности резидентов по репатриации (реинвестированию) валютной выручки в РФ.

Коммерческая фирма «А» в 2015 году заключила контракт с европейским поставщиком на поставку в РФ оборудования на 8 млн евро. По контракту за рубеж был перечислен аванс в размере 4 млн евро. По факту через таможню на территорию РФ было ввезено оборудование только на 1 млн евро. В 2016 году истекли сроки, указанные в контракте, однако ситуация не изменилась. «Лишние» 3 млн евро не были ни возвращены, ни покрыты товарной поставкой. Отделение таможни передало информацию правоохранительным органам. В результате дополнительных мероприятий было выявлено, что по указанному адресу фирма-резидент не находится, складских помещений ни в собственности, ни в аренде не имеет, ввезенное оборудование или документы по его законной перепродаже представить не может. Таким образом, обстоятельства в части незакрытого аванса в 3 млн евро были расценены как вывод за рубеж валютных средств в особо крупном размере. Против руководителя фирмы по данному факту было возбуждено уголовное дело по ст. 193 УК РФ «Уклонение от обязанности по репатриации валютной выручки».

  • Схемы вывода валютных средств из РФ путем завышения стоимости импортных контрактов. Принцип работы с такими схемами похож на описанный выше, только таможня в целях выявления подобных схем проводит экспертизу товара на предмет выявления его реальной рыночной стоимости. Если в контракте указана стоимость, явно превышающая среднюю рыночную, таможня оперативно информирует об этом Банк России, который блокирует платежи в адрес поставщика по такому контракту до проведения комплекса проверочных мероприятий.
  • Сокрытие экспортной выручки. Получение информации при этом происходит тоже в результате активного обмена сведениями между банками и таможней.

Фирма «Б» в 2015 году произвела поставку товаров зарубежному партнеру на сумму 500 тыс. долл. США, что подтверждает отделение ФТС. Оплата от партнера поступила в размере 450 тыс. долл. США. Сроки исполнения обязательств по контракту истекли, фирма никаких действий по взысканию остатка контрактной суммы не предприняла. Банк инициировал проверку сведений о зарубежных счетах фирмы «Б» и обнаружил, что остаток средств по контракту в 50 тыс. долл. поступил на счет представительства фирмы за рубежом напрямую от покупателя «для финансирования деятельности представительства». На руководство фирмы было наложено взыскание по ст. 15.25 КоАП РФ «Нарушение валютного законодательства».

  • Выявление нарушений при перемещении валютных ценностей и наличных валют. С данным направлением деятельности таможни знакомо, наверное, большинство граждан РФ, т. к. с подобной деятельностью, касающейся физических лиц, сталкивался любой, кто выезжал за рубеж или возвращался оттуда с дорогими покупками. Поэтому подробно останавливаться на нем не будем. Отметим только, что для юрлиц действуют иногда еще более суровые правила перемещения через границу некоторых категорий валютных ценностей (драгметаллов, драгоценных камней), чем для «физиков».

Какие нарушения валютного контроля можно выявить на таможне

Мы выделили 5 важных условий соблюдения валютного законодательства , которые проверяют таможенные органы .

Первое условие — комплектность документов

Орган ФТС, принимая к оформлению пересекающий границу товар, требует заверенную копию паспорта сделки. После его отмены 01.03.2018 г. УНК (уникальный номер контракта) и контракт, СПД (справку о подтверждающих документах) и сами документы, которые можно в электронном виде разместить в «Архив декларанта», чтобы не прикладывать каждый раз.

При экспорте орган ФТС выполняет обязательную проверку соответствия сведений в контракте и декларации на товары. Если отсутствует УНК или же имеются нестыковки с остальной документацией — таможенный выпуск разрешен не будет.

При импорте орган ФТС также производит сверку данных документов на товар и СПД, если УНК и контракт по каким-либо причинам не представлены — импортный товар задерживается на таможне до решения вопроса с документами.

Второе условие – репатриация иностранной валюты и рублей

Статья 19 Федерального закона « О валютном регулировании и валютном контроле » от 10.12.2003 №173-ФЗ налагает на участников внешнеэкономической деятельности обязанность в сроки , предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами) обеспечить:

  • получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейсяв соответствии с условиями указанных договоров (контрактов)за переданные нерезидентам товары .
  • возврат в Российскую Федерацию денежных средств , уплаченных нерезидентам за неввезенные в Российскую Федерацию (неполученные на территории Российской Федерации) товары .
Читайте так же:  Финансовый контроль финансовое право

Участие таможенников в валютном контроле позволяет выявлять и пресекать нарушение обязанности резидентов по репатриации (реинвестированию) валютной выручки в РФ.

Пример нарушения: Фирма «Х» заключает контракт на поставку оборудования с зарубежным поставщиков на 10 миллионов долларов, перечисляет аванс 5 миллионов, по факту ввозит через таможню оборудование на один миллион. Истекают сроки поставки, указанные в контракте. Ни 4 миллиона долларов не возвращены в страну, ни оборудования не поставлено. Проверка выясняет, что фирма по указанному в документах адресу не находится, складов в аренде не имеет, документов о продаже оборудования третьему лицу тоже. Таможня передает информацию в правоохранительные органы и возбуждено уголовное дело по ст. 193 УК РФ «Уклонение от обязанности по репатриации валютной выручки».

Третье условие — реальность стоимости

ФТС выявляет схемы вывода валютных средств из РФ путем завышения стоимости импортных контрактов. Для этого таможня проводит экспертизу товара на предмет выявления его реальной рыночной стоимости. Если в контракте указана стоимость, явно превышающая среднюю рыночную, таможня оперативно информирует об этом Банк России, который блокирует платежи в адрес поставщика по такому контракту до проведения комплекса проверочных мероприятий.

Четвертое условие – надлежащее зачисление экспортной выручки

Если нарушения условий 2 и 3 в большинстве случаев злонамеренные, то к сокрытию экспортной выручки приводит незнание или непонимание валютного законодательства. Получение информации о сокрытии экспортной выручки происходит в результате активного обмена сведениями между банками и таможней.

Например, фирма “Y” в 2016 году произвела поставку товаров зарубежному партнеру на сумму 500 тыс. евро, что фиксирует ФТС. Оплата от партнера поступила в размере 450 тыс. евро. Сроки исполнения обязательств по контракту истекли, фирма никаких действий по взысканию остатка контрактной суммы не предприняла. Банк инициировал проверку сведений о зарубежных счетах фирмы “Y” и обнаружил, что остаток средств по контракту в 50 тыс. евро поступил на счет представительства фирмы за рубежом напрямую от покупателя «для финансирования деятельности представительства». На руководство фирмы было наложено взыскание по ст. 15.25 КоАП РФ «Нарушение валютного законодательства».

Пятое условие – законность преремещения через границу валютных ценностей

ФТС контролирует перемещении через границу валютных ценностей и наличных валют. С данным направлением деятельности таможни знакомы те, кто выезжал за рубеж или возвращался оттуда с дорогими покупками. Поэтому подробно останавливаться на нем не будем. Отметим только, что для юридических лиц действуют иногда еще более суровые правила перемещения через границу некоторых категорий валютных ценностей, чем для «физиков».

! Таможенные органы играют существенную роль в области валютного контроля. Часто информация, полученная при таможенных процедурах, становится основой для дальнейших проверочных мероприятий и выявления нарушений закона РФ в сфере валютных правоотношений.

ФТС России и ФНС России — органы валютного контроля

Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон № 173-ФЗ) устанавливает:

правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в РФ;

полномочия органов валютного регулирования;

права и обязанности валютных резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования .

Комментарии к документам доступны только платным подписчикам

Оформите подписку сейчас, и вы получите полный доступ к электронной версии журнала.

Таможня усиливает валютный контроль

В соответствии с Постановлением Правительства России от 13 апреля 2016 года №300 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», функции органа валютного контроля, упраздненного Росфиннадзора, теперь переданы Федеральной таможенной службе и Федеральной налоговой службе.

Наделение Федеральной таможенной службы статусом органа валютного контроля позволит полноценно реализовать цепочку последовательных действий – от выбора объектов контрольно-надзорных мероприятий до привлечения нарушителей к ответственности и взыскания с них штрафов, призванных компенсировать урон, нанесенный экономическим интересам государства противозаконной деятельностью.

Важнейшим направлением работы таможенных органов при осуществлении валютного контроля является превентивное противодействие схемам незаконного вывода денежных средств за рубеж, основанное на развитии механизмов риск-ориентированного подхода при исполнении данной контрольно-надзорной функции, а также совершенствование объектно-ориентированного подхода, предусмотренного Федеральным законом от 27 ноября 2010 года № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», в том числе с использованием механизмов межведомственного и международного взаимодействия по данному направлению.

Поскольку в настоящее время наиболее крупные нарушения валютного законодательства выявляются у юридических лиц, фактически прекративших свою деятельность на момент проведения проверочных мероприятий (фирм-однодневок), это затрудняет процесс взыскания административных штрафов по данным нарушениям и приводит к росту дебиторской задолженности перед федеральным бюджетом.

В целях предупреждения роста дебиторской задолженности российская таможенная служба продолжает реализовывать комплекс мер по противодействию незаконным валютным операциям. Так, совместно с Банком России организовано информационное взаимодействие, направленное на противодействие схеме незаконного вывода денежных средств из Российской Федерации, в основе которой лежит оплата ввозимых на территорию Российской Федерации товаров без уплаты пошлин и налогов по намеренно завышенным ценам.

Кроме того, в настоящий момент налажен информационный обмен по передачи таможенными органами Центробанку РФ и уполномоченным банкам в электронном виде информации о зарегистрированных таможенными органами декларациях на товары. Срок передачи такой информации уполномоченным банкам – не позднее трех рабочих дней со дня, следующего за датой выпуска товаров.

Однако, из-за ошибок, которые допускают декларанты при заполнении деклараций на товары, а также в связи с особенностями функционирования информационной системы таможенных органов, возникли сложности при отправке информации о зарегистрированных таможенными органами деклараций на товары и получении данных уполномоченными банками. Критической ошибкой при заполнении граф деклараций на товары является несоответствие сведений, заявленных в ДТ, сведениям, указанным в паспорте сделки (номер ПС, ИНН участника ВЭД, оформившего ПС, номер контракта, код валюты цены договора). Данные несоответствия не позволяют уполномоченным банкам осуществлять автоматическую загрузку в ведомости банковского контроля.

Но не забывайте о необходимости заявления сведений о платежных банковских документах, подтверждающих факт оплаты на момент декларирования товара (в графе 44 декларации под кодом 04023 «банковские документы, если счета-фактуры оплачены в зависимости от условий внешнеторговых контрактов»). Данные сведения заполняются в случаях осуществления/получения предоплаты, предусмотренной условиями внешнеторговых контрактов.

О введении порядка взаимодействия структурных подразделений таможни при осуществлении валютного контроля

В целях обеспечения непрерывности производства таможенного оформления с учетом требований нормативных документов ГТК РФ по валютному контролю приказываю:

1. Утвердить и ввести в действие с момента регистрации настоящего приказа Порядок взаимодействия отдела валютного контроля таможни и таможенных постов по вопросам осуществления валютного контроля за исполнением внешнеторговых бартерных сделок, а также взаимодействие отдела валютного контроля таможни с отделом таможенных расследований, отделом исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях, оперативно — разыскным отделом и отделом таможенной инспекции таможни при проведении проверок по валютному контролю и производстве по делам о НТП по фактам несоблюдения участниками ВЭД валютного и таможенного законодательства и законодательства в области регулирования внешнеторговых бартерных сделок.

2. Признать утратившим силу приказ МЮТ от 13.08.98 N 271 «О введении технологической схемы взаимодействия ОТОиТК, таможенных постов, ОВК по валютному контролю».

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя начальника таможни Г.В. Голикова.

1.1. Настоящий Порядок разработан в целях согласования действий подразделений Московской южной таможни при взаимодействии отдела валютного контроля (далее — ОВК) таможни, таможенных постов, отдела таможенных расследований (далее — ОТР), оперативно — разыскного отдела (далее — ОРО), отдела исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях (далее — ОИПпоДАП) и отделом таможенной инспекции (далее — ОТИ) таможни при осуществлении функций валютного контроля и контроля за исполнением внешнеторговых бартерных сделок в процессе таможенного оформления товаров и транспортных средств, а также последующего контроля за соблюдением участниками ВЭД требований действующего валютного и таможенного законодательства Российской Федерации.

Читайте так же:  Нпф подоходный налог

1.2. Порядок применяется должностными лицами указанных выше подразделений таможни во всех случаях принятия решений при таможенном оформлении товаров и транспортных средств в части осуществления валютного контроля и контроля за исполнением внешнеторговых бартерных сделок.

1.3. Порядок разработан с учетом положений Таможенного кодекса РФ, действующего законодательства в области валютного регулирования и валютного контроля, а также нормативных актов ГТК России по вопросам организации валютного контроля и контроля за исполнением внешнеторговых бартерных сделок таможенными органами.

2.1. Проверка правильности заполнения ГТД и соответствие документов, предъявленных при таможенном оформлении товаров, требованиям нормативных документов вышестоящих таможенных органов осуществляется должностным лицом таможенного поста, ответственным за этап валютного контроля в процессе таможенного оформления товара. Направление участников ВЭД в ОВК таможни производится в случаях, предусмотренных пп. 2.1.8, 2.1.9, 2.2.4, 2.2.11, 2.2.12, 2.3.4, 2.3.5, 2.4.4, 2.4.5, 2.5.6, 2.5.7, 2.6.2 приложения N 2 к приказу ГТК России от 29.12.95 N 796 (с учетом изменений, внесенных приказом ГТК России от 04.08.98 N 63), приказом ГТК России от 05.06.2001 N 522, а также в иных случаях, когда решение по валютному контролю и контролю за исполнением внешнеторговых бартерных сделок невозможно на таможенном посту.

2.2. Для принятия решения по валютному контролю и контролю за исполнением внешнеторговых бартерных сделок инспектор таможенного поста оформляет направление в ОВК таможни по форме, указанной в приложении к настоящему порядку (приложение 1), с указанием причины, предварительного решения, перечня прилагаемых копий товаросопроводительных документов, своей должности и служебного телефона, заверяет ЛНП и подписывает у начальника таможенного поста.

2.3. Инспектор таможенного поста регистрирует направление в журнале учета направлений и направляет декларанта (участника ВЭД) в ОВК таможни с полным комплектом копий документов (ГТД, ПС, контракт, акт таможенного досмотра, товаросопроводительные документы, доверенность на проведение таможенного оформления и иные документы, необходимые для контроля заявленных сведений), КТС и 3 оригиналами ДТС (если она необходима). Если принятие решения находится в компетенции ЦТУ, комплект документов готовится в двух экземплярах.

2.4. Инспектор ОВК таможни рассматривает документы и принимает решение по направлению с таможенного поста. Резолюция с результатами решения заверяется подписью и ЛНП инспектора ОВК. Оригинал направления с принятым решением возвращается на таможенный пост, а копия направления остается в деле ОВК таможни.

2.5. В случае когда решение принимается на уровне ЦТУ или ГТК России, ОВК таможни направляет в вышестоящий таможенный орган полный комплект документов для принятия окончательного решения по валютному контролю и контролю за исполнением внешнеторговых бартерных сделок в порядке, определенном нормативными документами ГТК России. Направления в ГТК России подписываются заместителем начальника таможни и регистрируются в ОДО. Решения вышестоящих таможенных органов по валютному контролю, оформленные в виде писем, хранятся в делах ОВК таможни; их копии, заверенные сотрудником ОВК таможни, направляются на таможенный пост для исполнения.

2.6. Инспектор таможенного поста по каждой ГТД, для которой решение по валютному контролю и контролю за исполнением внешнеторговых бартерных сделок принято вышестоящим таможенным органом, прикладывает направление с резолюцией (или копию письма ЦТУ) к оригинальному комплекту документов и передает на другие этапы контроля.

3.1. ОВК осуществляет контроль за поступлением валютной выручки от экспорта товаров либо ввозом товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности на основании поручений на проверку, поступивших из вышестоящих таможенных органов.

3.2. На основании приказа по таможне сотрудники таможенных постов могут быть включены в рабочую группу при ОВК таможни для проведения проверок соблюдения и участниками ВЭД требований валютного законодательства и законодательства по исполнению внешнеторговых бартерных сделок.

3.3. В ходе осуществления контроля за соблюдением участниками ВЭД требований валютного и таможенного законодательства ОВК запрашивает у уполномоченных банков, участников ВЭД и на таможенных постах документы, необходимые для осуществления данного контроля (ГТД, ПС, транспортные документы, инвойсы, письма из уполномоченных банков и другие). При подтверждении своевременного и полного зачисления выручки либо ввозе товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности на основании подтверждающих документов ОВК готовит акт о результатах проверки. В случае непоступления (несвоевременного поступления) выручки либо неввоза товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности составляется протокол о НТП, ответственность за которое предусмотрена действующим российским законодательством. Акт проверки и протокол о НТП вместе с материалами, являющимися поводом и основанием для заведения дела о НТП, передаются для регистрации в правоохранительный блок таможни, где осуществляется дальнейшее производство по делу о НТП. В процессе проведения проверки ОВК для получения необходимых сведений направляет соответствующие запросы в ОРО, а также в ОТИ таможни.

Информация о присвоении номера дела о НТП, о суммах штрафных санкций, указанных в постановлении по делу о НТП, об уплаченных суммах штрафов после получения указанных сведений в виде копий документов из ОТР и ОИПпоДАП таможни заносится сотрудниками ОВК в электронные копии КУ и УК и с копиями постановлений по делу о НТП передаются в ОВК ЦТУ.

Видео (кликните для воспроизведения).

3.4. ОТР регистрирует поступивший из ОВК протокол о НТП в порядке, определенном соответствующими нормативными документами ГТК России. Сотрудники ОТР принимают дело к производству и осуществляют в установленном порядке конкретные процессуальные действия. Сотрудники ОТР в рамках производства по делу о НТП в части, касающейся незачисления выручки, при выявлении превышения суммы незачисления 10000-кратного установленного МРОТ, предусмотренного ст. 193 УК РФ, в соответствии со ст. 300 ТК РФ решают вопрос о передаче материалов дела о НТП в органы дознания. В процессе производства при необходимости привлекают сотрудников ОВК для консультаций. ОТР информирует ОВК о продлении производства по делу о НТП, соединении дел в одно производство или направлении материалов в судебные инстанции, а также о результатах рассмотрения материалов дела о НТП в судебной инстанции.

После завершения производства по делу о НТП в 3-дневный срок ОТР направляет копии постановлений по делам о НТП в ОВК таможни для формирования установленной отчетности по валютному контролю.

3.5. ОИПпоДАП ежемесячно передает в ОВК сведения об уплаченных суммах штрафа по конкретным делам о НТП с указанием даты поступления штрафа на счет таможни, прилагая копии платежных поручений на оплату штрафа.

3.6. ОРО в случае необходимости (по запросу ОВК) оказывает содействие в розыске и установлении местонахождения лиц (организаций), в отношении которых осуществляется проверка фактов нарушения валютного и таможенного законодательства или решается вопрос о их привлечении к ответственности по НТП. Устанавливает местонахождение уполномоченных банков в случае отсутствия их адресных данных в ОВК таможни.

3.6. ОТИ осуществляет мероприятия по проведению проверки финансово — хозяйственной деятельности участников ВЭД на основании полученной из ОВК информации, содержащейся в КУ (УК) валютного контроля, в случае отказа уполномоченного банка предоставить сведения о зачислении экспортной выручки на счета экспортеров. Информация о принятом решении по проведению проверки ФХД участника ВЭД, а также о результатах проведения проверки ФХД представляется в ОВК таможни.

Читайте так же:  Налоговое правонарушение отличается от других видов правонарушений

Примечание: нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.

4.1. На таможенном посту назначаются сотрудники из числа инспекторов, имеющих наибольший опыт работы на этапе таможенного оформления товаров, отвечающие за участок валютного контроля в работе таможенного поста в целом. Информационное взаимодействие ОВК таможни и таможенных постов осуществляется через назначенных сотрудников таможенных постов.

4.2. Передача отчетной информации по валютному контролю и контролю за исполнением внешнеторговых бартерных сделок осуществляется таможенным постом в ОВК таможни до 5 числа, следующего за отчетным месяцем.

4.3. Таможенные посты формируют ежемесячные отчеты по вопросам валютного контроля:

— об оформлении экспортных и импортных ГТД без предоставления паспортов сделок по разрешениям ГТК России;

— об оформлении товаров по контрактам, заключенным в счет займов ЕБРР и МБРР.

Отчеты формируются в виде справок по формам, установленным телетайпограммой ГТК России от 01.04.96 N Т-1547 и письмом ГТК России от 23.02.96 N 01-15/3209 (приложение 2 к настоящему Порядку).

4.5. В случае отсутствия данных по какой-либо форме отчетности составляется служебная записка об отсутствии в указанный период предусмотренного отчетом таможенного оформления товаров.

4.6. Отдел валютного контроля таможни принимает от таможенных постов, проверяет, вносит при необходимости исправления, формирует сводные отчеты таможни и передает их в вышестоящие таможенные органы.

4.7. Если на момент сдачи отчетов таможенным постом в ОВК обнаружены ошибки (отчет неполный, форма отчета не соответствует установленной нормативными документами, отсутствует подпись начальника таможенного органа), отчет таможенного поста не принимается и возвращается на доработку. Срок доработки — 1 день.

5.1. Для обеспечения функций валютного контроля ОВК формирует и поддерживает:

— базу данных карточек учета результатов валютного контроля (средствами APM NVA+_GGF на основе данных ОВК ЦТУ с привлечением дополнительной информации, полученной по запросам);

— базу данных оперативной отчетности по осуществлению валютного контроля и проведению проверок участников ВЭД (отчет «4-ЦТУ»).

5.2. Состав и структура баз данных может изменяться в соответствии с нормативными документами ЦТУ и ГТК России.

6.1. ОВК в ходе анализа практики таможенного оформления и таможенного контроля вправе вносить предложения по совершенствованию настоящего Порядка взаимодействия.

6.2. При вступлении в силу нормативных актов, регулирующих порядок взаимодействия ОВК со структурными подразделениями таможни, положения настоящего Порядка применяются в части, им не противоречащей.

5 важных условий, которые проверяют таможенные органы в части валютного контроля

каз Президента РФ от 02.02.2016 № 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере» от 2 февраля 2016 года упразднил Федеральную службу финансово-бюджетного надзора и передал ее функции органа валютного контроляФедеральной таможенной службе и Федеральной налоговой службе .

При подготовки материала к данной статье мы столкнулись с тем, что объем информации относящейся к проверкам валютных операций со стороны ФНС и ФТС – очень велик, и порой функции контролирующих органов дублируются, что приводи к некоторой путанице в понимании вопроса. В связи с этим мы немного задержались с публикацией этой статьи, а материал разбили на две части. Первая часть касается проверок валютных операций таможенными органами, а вторая будет посвящена нарушениям валютного законодательства, выявляемым налоговыми службами. Ссылку на вторую часть смотрите в конце статьи.

В настоящей статье я расскажу о том, как распределяются полномочия между ФНС РФ и ФТС РФ в области валютного контроля. И, могут ли налоговики и таможенники проверять одни и те же положения внешнеторгового контракта.

С Вами Ирина Степанова, кандидат экономических наук, Директор Школы Экономики и Права. В предыдущих двух статьях:

мы обсудили важные требования валютного законодательства, при нарушении которых банк обязательно сообщит в налоговую и таможенную службы, что повлечет за собой проверку вашей валютной деятельности данными контролирующими органами.

Итоги

Таможенные органы играют существенную роль в области ВК. Часто информация, полученная при оперативных таможенных процедурах, становится основой для дальнейших проверочных мероприятий и выявления нарушений законодательства РФ в сфере валютных правоотношений.

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О ВАЛЮТНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ И ВАЛЮТНОМ КОНТРОЛЕ»

22 июня 2016 года

29 июня 2016 года

Внести в Федеральный закон от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 50, ст. 4859; 2004, N 27, ст. 2711; 2005, N 30, ст. 3101; 2007, N 22, ст. 2563; N 29, ст. 3480; 2010, N 47, ст. 6028; 2011, N 29, ст. 4291; N 48, ст. 6728; N 50, ст. 7348, 7351; 2013, N 30, ст. 4084; 2014, N 11, ст. 1098; 2015, N 27, ст. 3972; N 48, ст. 6716) следующие изменения:

1) в части 6 статьи 20 слова «и агентам» исключить;

а) в части 3 слова «, таможенные органы и налоговые органы» исключить;

б) часть 4 после слов «кредитными организациями» дополнить словами «и некредитными финансовыми организациями, осуществляющими виды деятельности, указанные в Федеральном законе от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»,»;

в) часть 5 после слов «кредитными организациями» дополнить словами «и некредитными финансовыми организациями, осуществляющими виды деятельности, указанные в Федеральном законе от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;

в абзаце первом слова «и агентами» исключить;

абзац второй признать утратившим силу;

в абзаце третьем слова «и другими агентами валютного контроля» исключить;

в абзаце четвертом слова «таможенным и налоговым органам для выполнения ими функций агентов валютного контроля» заменить словами «федеральным органам исполнительной власти, являющимся органами валютного контроля,»;

а) часть 3 изложить в следующей редакции:

«3. Порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций устанавливается:

1) для представления федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, — Правительством Российской Федерации;

2) для представления агентам валютного контроля — Центральным банком Российской Федерации.»;

б) в абзаце шестом части 5 слова «территориальному подразделению агента валютного контроля,» исключить;

в) в части 8.2 слова «одним агентом валютного контроля другому агенту валютного контроля» заменить словами «агентами валютного контроля таможенным и налоговым органам и таможенными и налоговыми органами агентам валютного контроля», после слов «стала известна» дополнить словами «таможенным и налоговым органам и»;

г) часть 13 изложить в следующей редакции:

«13. В целях осуществления валютного контроля за проводимыми резидентами валютными операциями, открытием и ведением счетов уполномоченные банки и государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» как агенты валютного контроля передают таможенным и налоговым органам по их запросам имеющиеся в их распоряжении заверенные надлежащим образом копии документов при условии, что запрошенные документы входят в перечень документов, предусмотренный частью 4 настоящей статьи.».

Признать утратившими силу:

1) абзац второй подпункта «б» пункта 2 статьи 74 Федерального закона от 29 июня 2004 года N 58-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 27, ст. 2711);

2) абзац четвертый пункта 9 статьи 1 Федерального закона от 18 июля 2005 года N 90-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 30, ст. 3101);

Читайте так же:  Платежное поручение по штрафу в налоговую

3) абзац второй подпункта «б» пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 23 июля 2013 года N 251-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 30, ст. 4084).

Как распределяются полномочия между ФНС РФ и ФТС РФ в области валютного контроля

ФТС контролирует валютные операции , связанные:

  • cперемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза
  • cввозомтоваровв Российскую Федерацию
  • cвывозомтовараиз Российской Федерации .
  • следит за соответствием проводимых валютных операций валютному законодательству членов Евразийского экономического союза, Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования
  • организовывает проведение таможенными органами проверок соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, а также проверок полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям .

Деятельность ФНС , как органа валютного контроля :

  • проведениепровероксоблюдения резидентами (за исключением кредитных организаций, некредитных финансовых организаций, предусмотренных Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)») и нерезидентамивалютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля ( за исключениемконтроля за валютными операциями , связанными с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации),
  • следит за соответствиемпроводимых валютных операций, не связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации
  • следит за соблюдениемрезидентами , не являющимися уполномоченными банками, обязанности уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии, изменении реквизитов) счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации , и представлять отчеты о движении средств по таким счетам (вкладам).

Из вышеперечисленного видно, что к компетенции таможенной службы относится контроль за валютными операциями связанными с перемещением товара через таможенную границу Евразийского экономического союза и ввозом или вывозом товара с территории РФ .

Все остальные случаи относятся к компетенции налоговой службы , в том числе и валютный контроль не связанный с перемещением товара через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом или вывозом товаров из Российской Федерации (то есть, если Вы совершаете, к примеру, покупку товара в Европе и там же его продаете, то это будет относиться к компетенции валютного контроля ФНС) .

Отметим также, если, к примеру, во внешнеторговом контракте присутствует товар и услуга , то он будет являться объектом контроля таможенной и налоговой служб одновременно .

Итак, в плане именно валютного контроля сами таможенники определяют основную свою цель как противодействие нелегальным схемам вывода валют и валютных ценностей из РФ .

Контроль за расчетами в валюте при экспорте и импорте

Основным документом, который подтверждает выполнение участником международного контракта со стороны РФ требования ВК, является паспорт сделки. Банк участника-резидента оформляет данный документ в 2 экземплярах по единым правилам оформления, установленным Банком России. Визируя со своей стороны паспорт сделки, уполномоченный банк принимает:

  • при экспорте — обязательства по расчетному обслуживанию сделки и по контролю за полным и своевременным поступлением валютных средств на счета экспортера;
  • при импорте — обязательства по расчетному обслуживанию и по контролю за полными и своевременными расчетами импортера с зарубежными контрагентами

Орган ФТС, принимая к оформлению пересекающий границу товар, требует заверенную копию паспорта сделки. При этом:

  • При экспорте — выполняет обязательную проверку соответствия сведений в паспорте, контракте и грузовой таможенной декларации. Если заверенная копия паспорта не представлена или же имеются нестыковки с остальной документацией — таможенный выпуск разрешен не будет.
  • При импорте — орган ФТС также производит сверку данных документов на товар и паспорта. Если копия паспорта по каким-либо причинам не представлена — импортный товар задерживается на таможне до решения вопроса с паспортизацией.

ВАЖНО! Паспорт сделки можно не оформлять в случаях, когда общая сумма по контракту не превышает эквивалент в 50 тыс. долл. США (указание ЦБ РФ от 29.12.2010 № 2557-У).

Если при проводимой проверке на таможне выявлены факты, которые могут указывать на попытку резидента обойти валютное законодательство, то таможня оперативно передает информацию об этом в Банк России и в правоохранительные органы для принятия соответствующих мер.

Со своей стороны, уполномоченные банки обмениваются с органами ФТС информацией о движении денежных средств по счетам сторон международного контракта.

Меры, принимаемые для предупреждения незаконного вывода средств за рубеж:

1. Введение и развитие электронного документооборота. В 2013 г все декларации на товары в электронном виде стали доступны банкам, т.е уже нельзя принести липовый экземпляр в банк. По данным с 01.2015 до настоящего момента почти в 6 раз уменьшилось сумма авансовых платежей по контрактам без исполнения встречных обязательств.

2. Очень эффективный механизм борьбе с нерепатриацией – это использование механизмов межведомственного и международного взаимодействия.

Если при проводимой проверке на таможне выявлены факты, которые могут указывать на попытку резидента обойти валютное законодательство, то таможня оперативно передает информацию об этом в Банк России и в правоохранительные органы для принятия соответствующих мер – отказ в совершении валютной операции, расторжение договора банковского счета, отказ в госрегистрации, исключение из ЕГРЮЛ, дисквалификация должностного лица.

Со своей стороны, уполномоченные банки обмениваются с органами ФТС информацией о движении денежных средств по счетам сторон международного контракта.

3. Развитие система категорирования участников ВЭД на основе риско-ориентированного подхода. Идея в том, чтобы распределить участников ВЭД по категориям – высокий риск, средний, низкий. Соответственно для категории низкого риска вводятся процедуры автодекларирования и автовыпуска грузов, а все проверки и контрольные меры сосредоточены на находящихся в категории высокого риска.

Из вышесказанного очевидно что приоритетным направлением работы ФТС при осуществлении валютного контроля является превентивное противодействие схемам незаконного вывода денежных средств за рубеж.

Ибо предупредить заболевание легче, чем лечить)

Или ищи потом ветра в поле)))

Проявляйте должную осмотрительность, то есть берегите репутацию, как честь – смолоду! Кстати – про должную осмотрительность – есть хороший анализ темы в нашем Обзоре Новинок валютного контроля.

Мы с Вами разобрали 5 основных условий , которые проверяют таможенные органы в части валютного контроля . Думаю, что это все интересно, но возникают вопросы:

  • Что делать если Вампредъявили претензиик осуществлению валютных операцийналоговые или таможенные органы?
  • Какие аргументы предъявлятьв свою защиту с цельюсвести к нулю штрафы?
  • Как правильно выстроить работу со своими иностранными партнерами, чтобы избежать обвинений в недолжной осмотрительности при выборе контрагента?
Видео (кликните для воспроизведения).

Эти вопросы, вместе с вопросами валютного контроля ФНС, мы разберем в специально подготовленном нами Обзоре «НОВИНКИ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ» №1/2018 . ТОП-10 Нарушений валютного законодательства за которые штрафует налоговая. Как минимизировать риски штрафов и проверок со стороны ФНС.

Источники

Фтс орган валютного контроля
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here