Функции земельного налога

Понятие, сущность и функции земельного налога.

Собственник имущества, получая права владения, пользования и распоряжения им, приобретает и некоторые обязанности. Одной из них является обязанность платить налоги. Земельный налог установлен Налоговым кодексом РФ. Налогом облагаются находящиеся у граждан земельные участки и их части, земельные доли (при общей долевой собственности на земельный участок). Назначение земли не имеет принципиального значения — налогом облагается и земля, используемая дачниками для садоводства-огородничества, а также фермерскими хозяйствами, и та, на которой стоят многоквартирные дома.

Так что же такое земельный налог? Итак, земельный налог – это определенная сумма, которую обязан ежегодно вносить (уплачивать) собственник земли, а также землепользователь и землевладелец.

Поступление земельного налога в бюджетную систему централизовано: в федеральный бюджет — 30%, в бюджеты субъектов Российской Федерации — 20%, в местные бюджеты – 50%. Он выделяется в доходах и расходах соответствующих бюджетов отдельной строкой и используется исключительно на:

финансирование предприятий и компенсацию затрат землепользователя по землеустройству, ведению земельного кадастра, мониторинга, охране земель и повышению их плодородия, освоению новых земель.

инженерное и социальное благоустройство территории.

Налогообложение земельных участков в Российской Федерации регулируется Законом РФ «Оплате за землю» от 11 октября 1991 года № 1738-1, Инструкцией МНС России «По применению закона РФ «О плате за землю» от 21 февраля 2000 года № 56, а также законами местных органов власти.

Плательщиками (субъектами) земельного налога выступают землевладельцы, землепользователи (кроме арендаторов) и собственники земли на территории Российской Федерации. К налогоплательщикам относятся:

юридические лица (в том числе иностранные) и их структурные подразделения;

физические лица (граждане и индивидуальные предприниматели).

Землепользователи — лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования. Землевладельцы — лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения. Они, например, могут возводить на участке здания и сооружения. Однако ни землевладельцы, ни землепользователи распоряжаться землей не могут. Собственники земли — лица, которые имеют право и пользоваться, и распоряжаться землей: продавать, дарить ее либо оставлять в качестве наследства.

По общему правилу землевладелец уплачивает налог на землю самостоятельно, причем после того, как налоговая инспекция присылает уведомление. Налоговое уведомление – содержащий расчет суммы налога и порядок его уплаты документ, направляемый налоговым органом налогоплательщику. Срок уплаты налога – это время, в течение которого налогоплательщик должен исполнить свою обязанность по внесению суммы обязательного платежа в бюджет государства. Что будет, если землевладелец не заплатит земельный налог? В соответствии с Кодексом об административных правонарушениях его оштрафуют на сумму в размере 20 % от неуплаченной суммы налога. Если же он запоздает с уплатой налога, то на его сумму будут начислены пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Банка России за каждый пропущенный день.

Сумму земельного налога рассчитывают, исходя из площади земельного участка, а точнее, налоговой базы. Налоговая база – характеристика объекта налогообложения, служащая основой для определения размера налога. Хочу заметить, что в облагаемую налогом площадь земельного участка включается земля, занятая строениями и сооружениями различного рода.

Сумма налога = площадь земельного участка в м2 • кадастровая стоимость1 м2 земли • ставка налога (площадь участка в сотках надо разделить на 100).

Рассмотрим ставки земельного налога. Ставка налога – это размер налога с единицы объекта налогообложения. Может быть плоской (одинаковой для всех объектов), прогрессивной (увеличиваться с ростом объекта налогообложения) или регрессивной (уменьшаться с ростом объекта налогообложения). Ставки устанавливают в виде стабильных платежей в расчете на год. Поскольку земельный налог относится к числу местных, в Налоговом кодексе Российской Федерации установлены только его максимально возможные, предельные, ставки. Поэтому для того, чтобы узнать ставку налога, действующего на территории, где расположен нужный участок, следует обратиться к местному законодательству.

Предельные ставки, закрепленные в ст. 394 НК РФ, составляют:
• 0,3 % от кадастровой стоимости — для участка сельскохозяйственного назначения; занятого жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или предоставленного для жилищного строительства; а также выделенного для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства;
• 1,5 % от кадастровой стоимости — для прочих земельных участков.

Органы местного самоуправления могут повышать ставки земельного налога, но не более чем в 2 раза. Одна из причин повышения ставки — благоприятные условия размещения земельных участков. Кроме того, налог на земли сельскохозяйственного использования в пределах городской (поселковой) черты устанавливается в двукратном размере ставок налога на сельскохозяйственные угодья аналогичного качества на селе. Увеличивается ставка налога и в том случае, если землевладелец длительно не использует свой земельный участок, либо использует его не по целевому назначению (в этом случае ставка удваивается).

10. ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ

10.1 Земельный налог и его функции

Налоги – один из важнейших и постоянных источников финансового и материального обеспечения государства.

Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж , взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. 18

2. Индивидуальная безвозмездность;

3. Уплата в денежной форме.

Цель налогов – финансовое обеспечение расходов, осуществляемых государством в процессе совей деятельности.

Налоговая система строится на определенных принципах, важнейшие из которых сформулированы еще А. Смитом, а именно принцип нейтральности, справедливости и простоты расчета.

Нейтральность налоговой системы заключается в обеспечении равных налоговых стандартов для налоговых плательщиков. К сожалению, в странах с переходной экономикой этой нейтральности практически не существует. Широкая дифференциация налогов, разнообразие льгот отраслям и фирмам дискредитируют общество и подрывают экономическую стабильность.

Принцип справедливости предусматривает возможность равноценного изъятия налоговых средств у различных категорий физических и юридических лиц, не ущемляя интересов каждого плательщика и в то же время обеспечивая достаточными средствами бюджетную систему.

Читайте так же:  Налоговые правонарушения признаки составы

Принцип простоты предполагает построение налоговой системы с использованием набора функциональных инструментов определения облагаемого дохода, налоговой ставки и величины налога, понятных налогосборщикам и налогоплательщикам.

С помощью налогов государство решает экономические, политические, социальные и другие общественные проблемы. Реализация практического назначения налогов осуществляется посредством функций налогообложения. 19

Функции показывают, каким путем реализуется общественное назначение налогов как инструмента распределения и перераспределения государственных доходов. 20

1. Фискальная (распределительная) – посредством этой функции реализуется основное общественное назначение налогов – формирование финансовых ресурсов государства, необходимых для осуществления им возложенных на него обществом функций.

2. Регулирующая функция призвана решать посредством налоговых механизмов те или иные задачи налоговой политики государства, а также предполагает влияние системы налогообложения на экономические процессы и тенденции, происходящие в обществе.

3. Социальная функция затрагивает проблемы справедливого налогообложения и реализуется посредством:

использования прогрессивной шкалы налогообложения;

применения налоговых скидок (например, с доходов граждан, направляемых на приобретение или строительство нового жилья);

введения акцизов на предметы роскоши (например, акциз на ювелирные изделия);

введения в структуру налоговой системы ряда отчислений,

направляемых во внебюджетные гос. социальные фонды и т.п. Социальная функция обеспечивает решение социальных задач, находящихся за пределами рыночного саморегулирования, посредством перераспределения национального дохода с целью поддержания социального баланса в обществе. 21

10.2 Показатели рациональной налоговой системы

Известный экономист Джозеф Стиглиц 22 выделяет пять основных характеристик, которым должна соответствовать налоговая система государства,

и которые вполне применимы для налоговой системы Беларуси:

1. экономическая эффективность – это отсутствие противоречий с эффективным распределением ресурсов;

2. справедливость – справедливый дифференцированный подход к различным индивидуумам;

3. административная простота;

4. гибкость в изменяющихся экономических условиях – способность быстро реагировать на изменившиеся экономические и социальные условия;

5. политическая ответственность.

Налогообложение земли и иного недвижимого имущества имеет существенные преимущества по сравнению с налогообложением других доходов юридических и физических лиц, позволяющие эффективно использовать земельный налог в качестве источника формирования бюджетов различных уровней. 23

Во-первых, земля по самой своей природе является таким объектом обложения, который практически невозможно утаить (при наличии соответствующей системы учета и регистрации, позволяющей идентифицировать земельные участки, иные объекты недвижимости и их владельцев).

Во-вторых, в отличие от налогов, базой которых являются доходы от хозяйственной деятельности, налоговые поступления от сбора земельного налога в гораздо меньшей степени зависят от экономической конъюнктуры

В Беларуси земельный налог не играет значительной роли, слабо влияет на характер использования земель, не побуждает к применению наиболее эффективных методов землепользования.

10.3 Земельный налог в Республике Беларусь

В Беларуси плательщиками земельного налога признаются юридические и физические лица, которым земельные участки предоставлены в:

1. Пожизненно наследуемое владение

2. Постоянное или временное пользование

3. Частную собственность

Объектом налогообложения является земельный участок.

В расчет налога принимаются не все, а только отдельные виды земель. Выделяют две группы льготного налогообложения:

1. Освобождение субъекта налога по виду хозяйственной деятельности либо социальному статусу.

2. Освобождение земельного участка с учетом их целевого использования. Налоговая база рассчитывается на 1 января календарного года, за который

производится исчисление налога, и определяется по видам плательщиков в зависимости от целевого назначения земли.

Так, налоговая база по сельскохозяйственным землям сельскохозяйственного назначения при наличии кадастровой оценки определяется по площади и баллу кадастровой оценки.

Аналогично рассчитывается налоговая база и для других земельных участков, перечень которых приведен в статье 195 Налогового Кодекса. Среди них – сельскохозяйственные земли сельскохозяйственного назначения, не имеющие кадастровой оценки; земельные участки, входящие в состав водного фонда и предоставляемые для использования в сельскохозяйственных целях, и др.

Налоговая база по всем остальных земельных участкам определяется в размере кадастровой стоимости земельного участка.

Ставки земельного налога отличаются многообразием. Они установлены в фиксированной сумме (рублях) и относительных величинах (процентах), дифференцированы с учетом множества факторов: качества земли, ее место расположения и функционального использования.

Земельный налог исчисляется по формуле:

Зн = Пл × Ст , где

Зн – сумма земельного налога в рублях; Пл – площадь земельного участка в гектарах; Ст – ставка налога в рублях

Законодательство предусматривает увеличение ставок на коэффициент 10 в случаи, когда земельный налог используется в качестве финансовой санкции за самовольно занятые участки, используемые по нецелевому назначению и в других случаях.

Ставки налога в случае незавершенного строительства увеличиваются вдвое.

Законодательством Местным Советам депутатов установлено право увеличивать либо уменьшать земельный налог, но не более чем в 2,5 раза.

Физическими лицами налоговые декларации (расчеты) по земельному налогу представляются в налоговые органы не позднее 20 февраля текущего года. Уплата производится в течении налогового периода ежеквартально равными частями, не позднее 22-го числа второго месяца каждого квартала, а за земли сельскохозяйственного назначения — не позднее 15 апреля, 15 июля, 15 октября, 15 ноября – в размере одной четвертой годовой суммы земельного налога.

10.4 Земельный налог за рубежом Германское законодательство о земельном налоге содержит большое

количество налоговых льгот, рассредоточенных по различным, в том числе и не налоговым, законам. Например, в соответствии с первым и вторым законами о жилищном строительстве на 10 лет освобождается от налогообложения земля под жилыми новостройками. Специальных льгот по уплате земельного налога сельскохозяйственными производителями в германском законодательстве сравнительно немного. Так, частные землевладения сельскохозяйственного и лесного профиля могут быть освобождены от уплаты земельного налога при уменьшении совокупного дохода более чем на 20% и должны освобождаться от налогообложения, если «взимание земельного налога при сложившейся на предприятии экономической ситуации повлечет прекращение его производственной деятельности. 24

Во Франции земельный налог является традиционным источником дохода значительной части местного бюджета. Общий кодекс налогов Франции предусматривает ежегодный пересмотр ставок земельного налога, размер которых ставится в зависимость как от качества самой земли, так и от принадлежности к тем или иным территориальным коллективам.

В соответствии с решением правительства, принятым еще в 1908 г. и имеющим силу закона, земельные участки классифицируются на 13 групп (например, группа 5 – леса и лесонасаждения; группа 6 – ланды (песчаные равнины) и болотистые местности; группа 7 – каменоломни и песчаные карьеры; группа 8 – озера, пруды, солончаки; и т. д.).

Читайте так же:  Порядок назначения и проведения выездной налоговой проверки

Общий кодекс налогов Франции предусматривает два вида льгот по земельному налогообложению – постоянные и временные.

К объектам, освобождаемым от уплаты земельного налога на постоянной основе , относятся национальные магистрали, дороги регионального и местного значения, площади, занятые под рынки и торговые ярмарки, а также объекты государственной и муниципальной собственности (кладбища, фортификационные укрепления и т. д.); к этому виду исключений отнесены и земельные участки, на которых построенные сооружения являются, в свою очередь, предметом обложения налогом на имущество.

Порядок исчисления и уплаты земельного налога

Земельный налог должны платить владельцы участков земли, а также те, кто имеет на них право пожизненного владения по наследству или право постоянного пользования. Порядок исчисления земельного налога установлен в гл. 31 НК РФ. Налог на землю должны платить юридические и физические лица, в том числе предприниматели, исходя из кадастровой стоимости и назначения участка.

Как уплатить налог на землю

Для предпринимателей и физических лиц налоговый орган самостоятельно производит расчет налога на землю на основании информации, переданной из Росреестра. Инспекция направляет гражданину извещение об уплате налога на почтовый адрес либо в личный кабинет налогоплательщика.

Организации обязаны самостоятельно производить расчет налога, уплачивать его частями в виде авансов и представлять налоговую декларацию по итогам года, подтверждающую правильность исчисленного и уплаченного налога.

Как рассчитать земельный налог

Необходимость расчета налога на землю зависит от того, кто является владельцем участка земли. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается местными властями муниципалитетов.

Сумма налога на землю, подлежащая уплате за год, рассчитывается как произведение налоговой базы и ставки налога.

Базой для расчета выступает стоимость участка по кадастру на 1 января года, за который рассчитывается налог. Стоимость участка по кадастру на дату постановки на учет применяется в случае образования нового участка земли. Информацию о стоимости можно узнать через интернет-сайт Росреестра, выбрав сервис «Справочная информация по объектам недвижимости».

Налоговый кодекс предусматривает два размера ставок по земельному налогу:

Ставка налога Назначение земельного участка
0,3 сельскохозяйственное назначение
земли жилищного фонда и инфраструктуры; земли, предназначенные для строительства жилья
земли садоводства, огородничества, животноводства, дачного, подсобного хозяйства
земли, ограниченные в обороте для обеспечения таможенных нужд, безопасности и обороны 1,5 прочие земельные участки

Местные власти могут устанавливать ставки, отличные от указанных в НК РФ. Проверить порядок исчисления и уплаты земельного налога, а также ставку налога на землю позволяет сервис ФНС «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам».

Особенности исчисления и уплаты земельного налога

В ситуации, когда право на землю было приобретено или утрачено в течение года, налог рассчитывается особенно, исходя из числа месяцев владения участком. В расчет включается количество полных месяцев. Для включения месяца в расчет либо его исключения необходимо исходить из следующих условий:

Основание Период Учет при расчете
Появление права собственности включительно до 15 числа месяца учитывается после 15 числа месяца не учитывается Утрата права собственности включительно до 15 числа месяца не учитывается после 15 числа месяца учитывается

Пример расчета земельного налога при возникновении права собственности

На земельный участок, предназначенный для сельскохозяйственного использования, получено право собственности 14 марта 2016 года. Стоимость участка по кадастру на начало 2016 года – 3650000 рублей. Ставка налога – 0,3 %.

Поскольку земельный участок находился в собственности неполный год, то в порядке исчисления земельного налога необходимо учитывать число месяцев владения участком. В расчете будет применяться коэффициент 10/12 (март учитывается в качестве полного месяца).

3650000 х 0,3 % х 10 / 12 = 9125 рублей.

Эту сумму налога необходимо оплатить за 2016 год. В случае, если владельцем земельного участка является юридическое лицо, то земельный налог распределяется на 4 квартала и уплачивается авансами.

Земельный налог для организаций

Платите налоги в несколько кликов!

Платите налоги, взносы и сдавайте отчетность, не выходя из дома! Сервис напомнит обо всех отчетах.

Земельный налог относится к местным и регулируется законодательством муниципальных образований, а в городах федерального значения — Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе — законами этих городов. В рамках Налогового кодекса муниципальные образования определяют в рамках:

  • налоговые ставки;
  • порядок и сроки уплаты налога;
  • налоговые льготы, включая размер не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Какие организации платят земельный налог?

Налогоплательщики по земельному налогу — организации, обладающие земельными участками, которые признаются объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса. Земля должна принадлежать организации на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Организации не отчитываются и не платят налог по земельным участкам, которые находятся у них на праве безвозмездного пользования или переданных по договору аренды.

Если земельный участок относится к имуществу, составляющему паевой инвестиционный фонд, налогоплательщиком признается управляющая компания. Налог уплачивается за счет имущества, составляющего этот паевой инвестиционный фонд.

Объект налогообложения по земельному налогу

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог. Также не признаются объектом налогообложения:

  • земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством;
  • ограниченные в обороте земельные участки, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками;
  • земельные участки из состава земель лесного фонда;
  • ограниченные в обороте земельные участки, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами;
  • земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома.

Налоговая база по земельному налогу

Видео (кликните для воспроизведения).

Налоговая база определяется отдельно для каждого земельного участка и равна его кадастровой стоимости на 1 января года, за который считается налог. Если земельный участок появился в течение налогового периода, то для определения налоговой базы берется кадастровая стоимость на дату постановки земельного участка на государственный кадастровый учет.

Изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах. Из этого правила есть исключения:

  • если кадастровая стоимость земельного участка изменилась после исправления технической ошибки, допущенной государственным органом при регистрации участка или ведении кадастра недвижимости: в этом случае исправление учитывается в расчете налоговой базы начиная с периода, в котором была допущена ошибка;
  • если кадастровая стоимость земельного участка изменилась по решению суда или комиссии по рассмотрению споров: в этом случае измененная кадастровая стоимость действует начиная с периода, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости. Но не раньше даты внесения в кадастр первоначальной (оспоренной) кадастровой стоимости.
Читайте так же:  На микроуровне предварительный финансовый контроль заключается

Если земельный участок находится на территориях нескольких муниципальных образований, для каждого из них налоговая база определяется отдельно и равняется доле кадастровой стоимости всего земельного участка, пропорциональной доле части участка.

Как определить налоговую базу для земельного участка, находящегося в общей собственности

Для земельных участков, которые находятся в общей долевой собственности, налоговая база определяется отдельно для каждого налогоплательщика-собственника участка пропорционально его доле в общей собственности.

Часто при покупке недвижимости покупатель получает право собственности на часть земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования. Налоговая база по этому участку для указанного лица определяется пропорционально его доле в праве собственности на земельный участок.

Если недвижимость покупают несколько лиц, налоговая база для каждого определяется пропорционально доле в праве собственности (в площади) на указанную недвижимость.

Налоговый и отчетный период по земельному налогу

Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года. Законодательные органы муниципального образования могут не устанавливать отчетный период.

Налоговая ставка по земельному налогу

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами муниципальных образований и законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.

Ставки не могут превышать:

— 0,3 %

  • для земель сельскохозяйственного назначения и земель, используемых для сельскохозяйственного производства;
  • для земель, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса;
  • для участков, приобретенных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного хозяйства;
  • для участков, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

— 1,5 % для прочих земельных участков.

По этим же ставкам производится налогообложение, если налоговые ставки не определены нормативными правовыми муниципального образования.

Муниципальное образование может установить дифференцированные налоговые ставки в зависимости, например, от категории земли или места нахождения объекта налогообложения участка в муниципальным образовании.

Налоговые льготы по земельному налогу

От налогообложения освобождаются:

  • организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Минюста в отношении земельных участков, которые используются для непосредственного выполнения возложенных на эти организации функций;
  • организации — в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;
  • религиозные организации — в отношении участков, на которых расположены здания религиозного и благотворительного назначения;
  • общероссийские общественные организации инвалидов;
  • «сколковцы».

Полный список смотрите здесь.

Порядок расчета земельного налога и авансовых платежей по нему

Сумма налога считается после окончания налогового периода и равна произведению налоговой ставки и налоговой базы. Если компания приобрела земельный участок с целью жилищного строительства, расчет налога и авансовых платежей по нему производится с коэффициентом:

  • коэффициент = 2 применяется в течение 3 лет с даты государственной регистрации прав на земельный участок и до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости;
  • если строительство и государственная регистрация прав произошли раньше истечения трех лет, то переплаченная сумма налога зачитывается или возвращается налогоплательщику в общем порядке;
  • если жилищное строительство превысило 3-летний срок, в течение следующих 4 лет и до государственной регистрации прав на построенный объект применяется коэффициент = 4.

Налогоплательщики-организации, для которых установлены квартальные отчетные периоды, самостоятельно исчисляют земельный налог и авансовые платежи по нему после окончания первого, второго и третьего квартала.

Квартальный авансовый платеж = ¼ * налоговая ставка * кадастровая стоимость земельного участка на 1 января налогового периода.

Муниципальные образования могут разрешить некоторым категориям налогоплательщиков не исчислять и не перечислять авансовые платежи.

По итогам налогового периода организации перечисляют в бюджет разницу между исчисленной суммой налога и уплаченными в течение налогового периода авансовыми платежами.

Неполный налоговый период или неполный период действия льгот

Если налогоплательщик получил или потерял право собственности на земельный участок в течение налогового периода, при расчете налога и авансовых платежей нужно учесть время владения участком. Для этого рассчитывается коэффициент: число полных месяцев владения участком делим на число календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.

Расчет числа полных месяцев владения участком делается так:

  • если право собственности на земельный участок или его долю произошло до 15-го числа (включительно) или прекращение права произошло после 15-го числа, за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) указанного права;
  • если право собственности на земельный участок или его долю произошло после 15-го числа или прекращение права произошло до 15-го числа (включительно), этот месяц не считается месяцем владения участком.

Налогоплательщики, которые имеют право на налоговые льготы, должны предоставлять подтверждающие документы в ИФНС по месту нахождения земельного участка. Если налогоплательщик в налоговом периоде получил или потерял право на льготу по земельному налогу, при расчете налога и авансовых платежей нужно учесть срок отсутствия этой льготы. Месяц возникновения и прекращения права на налоговую льготу принимается за полный месяц.

Когда сдавать декларацию по земельному налогу

Налогоплательщики-организации не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, сдают налоговую декларацию в налоговый орган по месту нахождения земельного участка. Крупнейшие налогоплательщики, сдают декларации в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

Срок уплаты земельного налога и авансовых платежей

Организации платят авансовые платежи и земельный налог в бюджет по месту нахождения земельных участков в сроки, которые установлены нормативными актами муниципальных образований. Срок уплаты налога не может быть раньше срока сдачи декларации по земельному налогу — сейчас это 1 февраля.

Хотите легко платить налоги и сдавать декларации? Работайте в облачном сервисе Контур.Бухгалтерия: ведите учет, начисляйте зарплату и отпрвляйте отчетность онлайн. Сервис напомнит об уплате налога, поможет рассчитать его и автоматически сформирует отчетность. Первый месяц работы бесплатен для всех новых пользователей.

Читайте так же:  Эффективность бюджетно финансового контроля

Земельный налог и его функции.

Налоги – один из важнейших и постоянных источников финансового и материального обеспечения государства.

Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Признаки налога: Обязательность; Индивидуальная безвозмездность; Уплата в денежной форме.Цель налогов – финансовое обеспечение расходов, осуществляемых государством в процессе совей деятельности.

Налоговая система строится на определенных принципах, важнейшие из которых сформулированы еще А. Смитом, а именно принцип нейтральности, справедливости и простоты расчета.

Нейтральность налоговой системы заключается в обеспечении равных налоговых стандартов для налоговых плательщиков. К сожалению, в странах с переходной экономикой этой нейтральности практически не существует. Широкая дифференциация налогов, разнообразие льгот отраслям и фирмам дискредитируют общество и подрывают экономическую стабильность.

Принцип справедливости предусматривает возможность равноценного изъятия налоговых средств у различных категорий физических и юридических лиц, не ущемляя интересов каждого плательщика и в то же время обеспечивая достаточными средствами бюджетную систему.

Принцип простоты предполагает построение налоговой системы с использованием набора функциональных инструментов определения облагаемого дохода, налоговой ставки и величины налога, понятных налогосборщикам и налогоплательщикам.

С помощью налогов государство решает экономические, политические, социальные и другие общественные проблемы. Реализация практического назначения налогов осуществляется посредством функций налогообложения.

Функции показывают, каким путем реализуется общественное назначение налогов как инструмента распределения и перераспределения го­сударственных доходов.

Функции налогов: Фискальная (распределительная) – посредством этой функции реализуется основное общественное назначение налогов – формирование финансовых ресурсов государства, необходимых для осуществления им возложенных на него обществом функций.Регулирующая функция призвана решать посредством налоговых механизмов те или иные зада­чи налоговой политики государства, а также предполагает влияние системы налогообложения на экономические процессы и тенденции, происходящие в обществе.Социальнаяфункция затрагивает проблемы справедливого налогообложения и реализуется посредством:использования прогрессивной шкалы налогообложения;применения налоговых скидок (например, с доходов граждан, направляемых на приобретение или строительство нового жилья);введения акцизов на предметы роскоши (например, акциз на ювелирные изделия);введения в структуру налоговой системы ряда отчислений, направляемых во внебюджетные гос. социальные фонды и т.п.

Социальная функция обеспечивает решение социальных задач, находящихся за пределами рыночного саморегулирования, посредством перераспределения национального дохода с целью поддержания социального баланса в обществе.

Понятие, сущность и функции земельного налога

Собсттсссссвенник ьмррррримущества, полутиииииичая прстпава владения, пользовантмммммия и распоряжмьррррррррения им, приобретает и некоторые обязанности. Одной из них явстммляется обязанность пмтьььььььлатить налоги. Земельмьььььььььььььььный налог устантссссссовлен Налоговым кодексом РФ. Налогом облагамььььььются находящиеся у граждан земельные участки и их части, земпсптрптпчтачтаельные доли (при общей долевой собсмьтвенности на земельный участок).ст Назнаьттттттттттчение земли не имеет принципиального значения — налогом облагается и земля, используемая дачниками для садоводства-огородничмьмььммьества, а также фермтсььмьммьмерскими хозяйствами, и та, на которой стоят многоквартирные дома.

Итак, земельный налог – этоттттттттттттт определенная сумма, которую обязан ежегодно вносить (уптачттчататчатчалачивать) собственник земли, а также землепользователь и землевладелец.

физические лица (граждане и индивидуальные предприниматели). Тмммммммии ибьььььитьиииииииииии ььььььттттьмммммммм тмььтмьтммь

Землепользователи — лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постииииииииииииииии иииииииянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования.

Землевладельцы — лица, втачтчататаччтатптпадеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения. Они, например, могут возводить на учаьммтттттттттттттлпостке здания и сооружения.

Однако ни землевладельцы, ни землепользователи распоряжаться землей не могут. Собственники земмитптптптптп и пользоваться, и распоряжаться землей: продавать, дарить ее либо оставлять в качестве наследства.

По общемуибббббббббббббб ибббббббббббббббббббб правилу землевладелец уплачивает налпппппппппппппппппчтг на землю самостоятельно, при этом уже поле этого, как налоговая инспекция присылает уведомление. Налоговое уведомленитпппппппппппппппппче – содержащий расчет суммы налога и порядок еииииииииииииииииии ибббббббббббббго уплаты документ, направляемый налоговым органом налогоплателтччччччччччччччччьщику. Срмьтттттттттттттттттттттттттттттток уплаты налога – это время, в теченикноы чарьааааа ирьпп пррььььььььььььььььел аоооооооооооооо мичьрррррррррррр ррььььььььььььььььь пьррррррррррррррр ьпррррррррррр ьрпппппппппппппп рьпссссе которого налогоплательщик объязан исполнить свою обязанность по внесению суммы обязательно тььььььььььььььььго платежа в бюджет государства.

Если землевладелец не заплатит земельный налог, в соответствии с Кодексом об административных птттттттттттттттттттттттпчравонарушениях его оштрафуют на сумму в размере 20 % от неуплаченрдддддд оирр пппппппппппппппппп ьпной суммы налога. Если же он заптттттттттттттттттоздает с уплатой налога, то на его сумму будут начислеьттттттттттттттттт ьиьииииииииииииииииии ьииииииииииииии ииииииииииииины пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Банка России за каждый пропущенный день.

Сумму земельного налога рассчитывают, исходя из площади земельного участка, а точнее, налььм ьииииииииииииии иьььььььььььььььььь тттттттттоговой базы. Налолмм лмммммм лиооооооооооооооооооо илоооооооооооо иооооооооооооговая база – характеристика объекта налогообиол мрррррррррррррррр мрррррррррррррррррррррложения, служащая основой ииииииииииииииииииииииииииииииидля определения размера налога.

В облагаемую налогом площадь земельного участка включается земля, занятая строениями и сооружтпппппппппппппппппчениями различного рода.

объектов), прогресситааааааааааааааапчвной (увеличиваться с ростом объекта налогообложения) или регрессиьммммммммммммммммммвной (уменьшаться с ростом объекта налогообложиббб мьммррррр мррррррррррррррррррр мрррррррррррррррррр рмммммммммммммммм мррррррррррррр мрорррррррррррррния). Ставкитапчттттттттттттттттп устанавливают в виде стабильных платежей в расчете нтттттттттт иииииииииииии тттттттттттт ттттттттттта год. Поскольку земельный налог относит тм тиииииииииииииииииии тттььььььььььььььььььььььься к числу местных, в Налоговом кодексе Российской Федерации установлены только его максимально возможные, предельные, став ииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииики. Поэтому для тогттттттттттттттттттттпчо, чтобы узнать стамтттттттттттттвку налога, действующего на территпччччччччччтории, Органы местмььььььььььььььььььььного самоуправления могут повышать ставки земельного налога, Биииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииии ииииииииииииииииииииииииииииииииииииииии тттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттт пппппппппппппппппппппппппппппппп ьььььььььььььььитиььььььььььььььььь иииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииии иииииииииииииииииииииииииииии

Земельный налог (понятие и элементы налога)

Налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

Не признаются объектом налогообложения:

1) земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов РФ, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;

Читайте так же:  Налоговый вычет на приобретение жилья в ипотеку

3) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

4) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ в пределах лесного фонда;

5) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда, за исключением земельных участков, занятых обособленными водными объектами.

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования

Налоговым периодом признается календарный год. Налоговые декларации по налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Расчеты сумм по авансовым платежам по налогу представляются налогоплательщиками в течение налогового периода не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:

1) 0,3 процента в отношении земельных участков:

· отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;

· занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства;

· предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства;

2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

НК РФ предусматривает случаи освобождения от налогообложения:

– организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ – в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций;

– организации – в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;

– религиозные организации – в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения;

– общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, – в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности;

– организации народных художественных промыслов – в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов;

– физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов – в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов;

– организации – резиденты особой экономической зоны сроком на 5 лет с момента возникновения права собственности на земельный участок, предоставленный резиденту особой экономической зоны.

Госпошлина

Государственная пошлина – сбор, взимаемый с лиц при их обращении в уполномоченные государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями РФ. При этом для целей уплаты государственной пошлины выдача документов (их копий, дубликатов) приравнивается к юридически значимым действиям.

Плательщиками государственной пошлины признаются:

Указанные лица признаются плательщиками в случае, если они:

· обращаются за совершением юридически значимых действий;

· выступают ответчиками в судах

По общему правилу плательщики уплачивают государственную пошлину в следующие сроки:

· при обращении в суд – до подачи запроса, ходатайства, заявления, искового заявления, жалобы (в том числе апелляционной, кассационной или надзорной);

· ответчики, если решение суда принято не в их пользу, – в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда;

· при обращении за совершением нотариальных действий – до совершения нотариальных действий;

· при обращении за выдачей документов (их копий, дубликатов) – до выдачи документов (их копий, дубликатов);

Государственная пошлина уплачивается в наличной или безналичной форме. Размеры государственной пошлины и особенности ее уплаты определены в ст. 333.19-333.34 Налогового кодекса.

От уплаты государственной пошлины освобождаются:

· федеральные органы государственной власти, государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, бюджетные учреждения и организации;

· суды общей юрисдикции, арбитражные суды и мировые судьи, государственные и муниципальные музеи, архивы, библиотеки и иные государственные и муниципальные хранилища культурных ценностей;

· физические лица – Герои Советского Союза, Герои РФ и полные кавалеры ордена Славы, участники и инвалиды Великой Отечественной войны.

Отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины предоставляется по ходатайству заинтересованного лица на срок до шести месяцев. На сумму государственной пошлины, в отношении которой предоставлена отсрочка или рассрочка, проценты не начисляются.

Уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае:

· уплаты государственной пошлины в большем размере, чем предусмотрено в НК;

· возвращения заявления, жалобы или иного обращения или отказа в их принятии судами либо отказа в совершении нотариальных действий уполномоченными на то органами и (или) должностными лицами;

· прекращения производства по делу или оставления заявления без рассмотрения судом общей юрисдикции или арбитражным судом;

· отказа лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган (к должностному лицу), совершающий (совершающему) данное юридически значимое действие;

· отказа в выдаче паспорта гражданина Российской Федерации.

Видео (кликните для воспроизведения).

Возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины производится по заявлению плательщика государственной пошлины, поданному в налоговый орган по месту совершения действия, за которое уплачена (взыскана) государственная пошлина.Заявление может быть подано в течение трех лет со дня уплаты излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины.

Источники

Функции земельного налога
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here