Коап валютный контроль

Увеличился срок давности по валютным правонарушениям

С одного года до двух лет увеличен срок давности привлечения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к административной ответственности за нарушение валютного законодательства и актов органов валютного регулирования.

В КоАП РФ внесены поправки, согласно которым изменился срок давности по валютным правонарушениям. Раньше этот срок составлял один год. Теперь же привлекать нарушителей к административной ответственности за валютные правонарушения будут в течение двух лет. Так, у органов валютного контроля будет целых два года на привлечение к административной ответственности российской компании, к примеру, за то, что ее иностранный контрагент не оплатил в срок приобретенный у нее товар (ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ). Также двухлетний срок давности будет распространяться и на другие валютные правонарушения: например, на случаи непредставления в налоговый орган уведомления об открытии счета в иностранном банке, нарушения установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям (ст. 15.25 КоАП РФ).

Проект этого закона разрабатывался еще в тот период, когда функции по привлечению к административной ответственности находились у Росфиннадзора. С 2 февраля 2016 г. Росфиннадзор был упразднен, его функции как органа валютного контроля переданы Федеральной таможенной службе и Федеральной налоговой службе (Указ Президента РФ от 02.02.2016 № 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере»). В период работы Росфиннадзора необходимость увеличения сроков давности обосновывалась тем, что зачастую протоколы о нарушении и другие доказательства поступали в Росфиннадзор от таможенных и налоговых органов уже после истечения срока давности. Теперь эта проблема решена, валютным контролем занимаются сами налоговые и таможенные органы (в зависимости от совершенных правонарушений). Несмотря на это, одного года на выявление факта совершения валютного правонарушения и привлечение к административной ответственности все равно не хватает.

Во-первых, на сроки сильно повлияло формирование Таможенного союза и Единого экономического пространства. Снятие пограничного, таможенного и иных видов контроля на границах Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также обеспечение свободного перемещения товаров внутри таможенной территории Таможенного союза осложнили контроль за валютными операциями резидентов, в том числе во взаимной торговле в рамках ЕврАзЭС. Так, для фиксации доказательств по валютным правонарушениям зачастую требуются значительные временные затраты для получения заключений органов государственной власти Республики Казахстан и Республики Беларусь. С учетом необходимости получения заключений таможенных органов других государств, выполнения процедуры дополнительных запросов органов государственной власти, осуществляющих государственный надзор и специфические разрешительные функции (подтверждение государственных номеров транспортных средств, указанных в товарно-транспортных накладных и иных товаросопроводительных документах и т.д.), средний срок получения документов и информации от государственных органов стран — членов Таможенного союза может доходить до полугода.

Во-вторых, существуют различные способы затягивания рассмотрения административных дел. Так, проблемы у органов валютного контроля возникают из-за того, что необходимо извещать привлекаемых к административной ответственности лиц и невозможно принять решение по делу в отсутствие данного лица без доказательств его надлежащего уведомления. Но многие нарушители не находятся по месту своей регистрации, поэтому процесс получения доказательств извещения постоянно затягивается. Также сами компании и индивидуальные предприниматели часто злоупотребляют своим правом на заявление ходатайств об отложении рассмотрения дел об административном правонарушении, в результате чего привлечь их к административной ответственности не получается из-за истечения срока давности.

Эти поправки внесены Федеральным законом от 05.04.2016 № 89-ФЗ «О внесении изменений в статью 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части увеличения срока давности привлечения к административной ответственности за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования». Закон вступает в силу 16 апреля 2016 г.

Статья 15.25. Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования

Статья 15.25. Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования

1. Объектом административных правонарушений, предусмотренных в ст. 15.25, являются отношения в области валютного законодательства. При этом виновный нарушает нормы Закона о валюте и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты ЦБР в области валютного законодательства. См. также приказ Минфина РФ от 06.11.07 N 98н «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы финансово бюджетного надзора по исполнению государственной функции органа валютного контроля».

2. Объективная сторона административных правонарушений, предусмотренных в ч. 1, 2 ст. 15.25, состоит в том, что виновный осуществляет валютные операции:

1) запрещенные валютным законодательством РФ, (например, вывозит одновременно более 10000 долларов, несмотря на то, что для данной операции необходимо получить специальное разрешение);

2) с нарушением условий использования специального счета и требований о резервировании (эти условия и требования были до 01.01.07 предусмотрены в ст. 8, 16 Закона о валюте);

3) путем списания (зачисления) денежных средств, внутренних или внешних ценных бумаг со специального счета (на специальный счет) с невыполнением требований о резервировании. Достаточно совершения одного из указанных действий;

4) открывает счета (вклады) с нарушением действующего валютного законодательства Российской Федерации, в зарубежных банках (иных кредитных организациях). При этом нарушаются нормы ст. 12 Закона о валюте. В практике возникает вопрос: если лицо открыло валютный счет в российском банке, находящемся за пределами Российской Федерации, подпадают ли эти действия под объективную сторону данного административного правонарушения? Да, подпадают: впредь до уточнения законодателем своей воли нужно исходить из буквального текста ч. 1 ст. 15.25 (а в ней сказано «в банках за пределами Российской Федерации»). Для открытия счета за пределами Российской Федерации необходимо, в частности уведомлять налоговые органы, а также соблюдать порядок установленный ЦБР.

Оконченными данные деяния считаются с момента осуществления валютной операции. Они совершаются только в форме действий.

3. Объективная сторона административных правонарушений, предусмотренных в ч. 4, 5 ст. 15.25, состоит в том, что виновный не выполняет обязанности:

1) по получению на свои счета (открытые в уполномоченном банке) уплаченных иностранному партнеру денежных средств при отсутствии ввоза на таможенную территорию Российской Федерации товаров (работ, услуг, информации, далее — товары), стоимость которых эквивалентна сумме уплаченных за них денег. Речь идет о том, что импорт товаров отсутствует, хотя соответствующие валютные средства (указанные в контракте, паспорте сделки, заявлении о переводе и т.п.) зарубежному контрагенту были перечислены. Сказанное относится и к неполучению объектов интеллектуальной деятельности и исключительных прав на них. Иначе говоря, виновный игнорирует обязанность по возврату валютных средств, переведенных иностранному партнеру за упомянутые товары (т.е. имеет место невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте). При этом нарушаются нормы ст. 19 Закона о валюте;

Читайте так же:  Сдаю квартиру имущественный вычет

2) по получению на свои банковские счета (открытые в уполномоченном банке) валюты от иностранного партнера, которому виновный поставил товары (работы, услуги, и т.п.).

Эти правонарушения налицо и тогда когда нарушаются сроки получения валюты.

Оконченными данные правонарушения считаются с момента совершения (например, нарушения срока ввоза товаров). Они совершаются путем бездействия (лицо просто игнорирует свои обязанности).

4. Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного в ч. 3 ст. 15.25, состоит в том, что виновный нарушает установленный порядок по обязательной продаже части валютной выручки. Это правонарушение может иметь различные формы, например, незачисление на транзитные (а вслед за этим — на текущие) валютные счета в уполномоченном банке экспортной выручки, или виновный зачисляет на этот счет лишь часть экспортной выручки (а остальное ввозит в Российскую Федерацию наличными), или виновный вообще игнорирует обязанность по продаже установленной ЦБР части валютной выручки.

Оконченным анализируемое правонарушение считается с момента совершения. Оно совершается либо в форме действий (например, нарушение правил продажи валютных средств), либо бездействия (например, нарушение срока зачисления экспортной валютной выручки). Следует иметь в виду, что с 01.01.07 ст. 21 Закона о валюте (она как раз и предусматривала обязательную продажу части валютной выручки) — утратила силу. В связи с эти к правонарушениям предусмотренным в ч. 3 ст. 15.25 совершенным после 01.01.07 — ее правила неприменимы. См. также Инструкцию ЦБР от 30.03.04 N 111-И «Об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке РФ».

5. Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного в ч. 6 ст. 15.25, состоит в том, что виновный не соблюдает (полностью или частично) установленный порядок ведения учета и составления отчетности по валютным операциям (например, нарушает Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» ПБУ 3/2000, утв. приказом Минфина России от 10.01.2000 N 2н) либо нарушает установленные сроки хранения учетных и отчетных документов (например, контрактов, паспортов сделок, учетных карточек), предусмотренные в правовых актах по бухгалтерскому и налоговому учету, а также в актах ЦБР, Правительства России т.п.

Оконченным данное деяние считается с момента совершения. Оно совершается либо путем бездействия (например, учет валютных операций не ведется совсем), либо в форме действий (например, отчетная документация уничтожается до истечения срока ее хранения).

6. Объективная сторона правонарушения предусмотренного ч. 7 ст. 15.25 состоит в том, что виновный, нарушает установленный (в нормах Закона о валюте, Таможенного кодекса, в актах ЦБР, ФТС и т.п.) порядок ввоза и пересылки в РФ; вывоза и пересылки из РФ валюты самой РФ, а также внутренних ценных бумаг в документарной форме (например, акции на бланке). Данное правонарушение совершается только в форме действия и считается оконченным с момента совершения любого из указанных действий. См. также письмо ФТС от 12.02.07 N 01-06/4703 «О направлении методических рекомендаций по квалификации нарушений валютного законодательства» и ст. 15 Закона о валюте.

7. Субъектами административных правонарушений, предусмотренных в:

1) ч. 1, 3-5 ст. 15.25 могут быть не любые должностные лица, а только ИП (напомним, что в ряде случаев КоАП приравнивает их к должностным лицам см. коммент. к ст. 2.4, 2.5),а также (наряду с ИП) юридические лица (см. коммент. к ст. 2.1, 2.10), но и граждане (т.е. вменяемые физические лица, достигшие 16-летнего возраста, не являющиеся ИП);

2) ч. 6 ст. 15.25 являются только должностные лица (см. коммент. к ст. 2.4, 2.5) и юридические лица (см. коммент. к ст. 2.1, 2.10), например экспортеры товаров;

3) ч. 2, 7 ст. 15.25 могут быть любые должностные лица, а также граждане и ЮЛ.

7. Субъективная сторона анализируемых административных правонарушений характеризуется умыслом, реже — неосторожностью (см. коммент. к ст. 2.2).

8. Статья 15.25 предусматривает назначение только административного штрафа, он налагается органами валютного контроля (см. коммент. к ст. 3.5, 23.60). Для правильного определения размера штрафа предусмотренного в ч. 1, 3-5 ст. 15.25 следует руководствоваться нормами примечания к данной статье.

9. Данная редакция ст. 15.25 вступила в силу с 01.10.2004.

Схема. Валютное регулирование и контроль. Ответственность за нарушение валютного законодательства

Схема. Валютное регулирование и контроль. Ответственность за нарушение валютного законодательства

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Разработчик — ООО «КОНСЭКО Пресс»

Компания «КОНСЭКО Пресс» с 1990 года ведет консультационную деятельность и издает пособия по российскому хозяйственному законодательству. «КОНСЭКО Пресс» активно работает с российскими и зарубежными компаниями, федеральными органами власти, с 1995 года является ведущим исполнителем нескольких проектов в области правового образования, реализуемых в рамках межправительственных соглашений и международных программ технической помощи.

Другое направление работы компании — разработка учебных и справочных материалов для предпринимателей, высших учебных заведений юридического и экономического профиля.

Штрафы за нарушение валютного контроля

За нарушения в сфере валютного контроля в 2019 году резидентами и нерезидентами РФ санкции выписывает Федеральная налоговая служба, а если правонарушение касается экспортных или импортных операций, то к определению наказания подключается и Федеральная таможенная служба.

Основные правонарушения и ответственность за них

Если говорить именно о валютном контроле, то основные нарушения перечислены в законе «О валютном регулировании…» № 173 от 10 декабря 2003 года. В частности, глава 4 определяет следующие виды правонарушений:

  • нарушение сроков, оговоренных законом, для подачи уведомлений и отчетности в контролирующие органы;
  • представление документов с неверными данными, а также неправильным заполнением;
  • несоблюдение сроков, указанных в контракте, в течение которых валюта должна поступить на расчетный счет банка (при этом по закону нет разницы, какая из сторон задерживает оплату);
  • перечисление доходов, полученных от нерезидентов, на банковские счета иных государств.

Ответственность за нарушения предусмотрена сразу тремя кодексами: гражданским, КоАПП и уголовным. Соответственно, и санкции по ним также разнятся. Например, при неверно заполненных документах (если речь идет именно об ошибках, опечатках, а не злонамеренной фальсификации) сделку могут просто аннулировать. А вот за вывод денег из России (да еще и группой лиц, в больших масштабах) можно сесть в тюрьму на срок до 10 лет.

Уголовное наказание за несоблюдение валютного контроля

Ответственность за проступки в рамках валютного законодательства могут быть отнюдь не только административными. Применяются и уголовные наказания.

Читайте так же:  Декларация на стандартный налоговый вычет на ребенка

Пример 1. Статья 193 УК РФ – “Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации” – сулит крупные штрафы и даже лишение свободы. Само название статьи говорит о причине ответственности.

В тех случаях, когда резидент должен был получить некоторую сумму, которая впоследствии не дошла до расчётного счёта, судебная инстанция выносит приговор на основании объёма отсутствующих средств.

Таблица 2. Уголовные последствия.

Сумма, руб. Размер штрафа, руб. Срок лишения свободы
> 9 000 000 От 200 000 до 500 000 До трёх лет. В качестве альтернативы могут назначаться исправительные работы

До четырёх лет – при участии в сговоре группы лиц

> 45 000 000 До 1 000 000 До пяти лет

Пример 2. Статья 193.1 – “Совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов” – предусматривает штраф на сумму 200 000 – 500 000 руб. или заключение в тюрьму на срок до трёх лет за предоставление заведомо неправильных данных при переводе денег. Если речь о преступлении, совершённом группой лиц, крупной сумме или применении подставной компании, время пребывания в местах лишения свободы вырастает до 10 лет, а штраф – до 1 000 000 руб.

Исковая давность

Если в связи с валютным законодательством компанией допущены нарушения, опасность привлечения к ответственности для бизнесмена сохраняется на протяжении двух лет.

На сегодняшний момент данный период актуален для любых нарушений, учитываемых статьёй 15.25 «Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30 декабря 2001 г. №195-ФЗ. Сама статья носит соответствующее название – “Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования”.

Примечание 3. До 2016 г. срок исковой давности был меньше на один год. Решение об увеличении периода было обусловлено низкой скоростью документооборота между Федеральной налоговой службой, Федеральной таможенной службой и банковскими учреждениями. Из-за этого обстоятельства многим юрлицам удавалось избежать штрафов благодаря апеллированию к истечению сроков исковой давности. Теперь же такой исход стал редкостью.

Как оспорить штраф – возможно ли это?

Шанс на успех в деле обжалования самого факта применения штрафа или его суммы через судебную инстанцию есть почти всегда. Тут можно выделить два пути:

  • апеллирование к малозначительности нарушения;
  • указание на смягчающие факторы.

Первый вариант работает, если штрафная санкция применена за фактические ошибки, допущенные, например, в оформлении документов (справок). При несоблюдении же сроков малозначительность не получится обосновать – даже при опоздании всего на пару дней.

Если говорить о втором варианте, тут всё несколько сложнее. Что может быть интерпретировано судом, как смягчающие обстоятельства? Это в первую очередь:

  • безупречная репутация организации;
  • непростое финансовое положение;
  • факт исправления ошибки по истечении установленного срока, но до выставления штрафа;
  • т.д.

Указанные моменты в состоянии повлиять на судебное решение, касающееся штрафной суммы, однако целиком снять ответственность они не позволят.

Штрафы

Чтобы лучше понять суть вопроса, нужно вникнуть в некоторые основы, а затем сравнить сами нарушения.

Общие сведения

Штрафные санкции в связи с просрочками и прочие виды взыскания описаны в статье 15.25 КоАП РФ. Её содержание определяет, что штрафы юрлицам оформляются за несоблюдение сроков подачи документации для реализации валютного контроля, а также за её некорректное оформление и хранение.

В особенности внимание уделяется несвоевременному предоставлению:

  • отчётности по передвижению валютных средств;
  • паспортов сделки;
  • информации об изменениях в связи с зарубежными счетами резидентов России;
  • других подтверждающих бумаг и сведений о подлинности сделки.

Примечание 2. Нарушение сроков как оплаты за товар, так и поставки также грозит применением штрафных санкций. Для предприятий это сумма от 40 000 до 1 000 000 рублей. Реализация же незаконных операций с иностранной валютой или операций, игнорирующих специальные банковские счета, чревата штрафом на полную сумму сделки.

Таблица

Все самые значительные санкции за нарушение валютного контроля мы представили ниже. Указанные сведения относятся к юрлицам.

Таблица 1. Штрафы за нарушение ВК.

Вид нарушения Статья КоАП РФ Штраф, руб.
Неполучение резидентом оплаты за реализацию товарных единиц и оказание услуг зарубежной партнёрской организации, а также невозвращение денег за товары, не попавшие в Россию Пункты 4 и 5 0,75 суммы – полная сумма контракта
Игнорирование сроков оформления паспорта сделки (то же касается и переоформления) П.6 40 000 – 50 000
Несвоевременная подача справок об операциях с валютой и подтверждающих документов 5 000 – 50 000
Отказ в предоставлении бумаг по банковскому запросу 40 000 – 50 000
Повторяющееся в течение года нарушение порядка или временных рамок подачи документации 400 000 – 600 000
Непредоставление бумаг по изменениям в связи со счетами в зарубежных банковских компаниях П.2 800 000 – 1 000 000
Несвоевременное предоставление информации об открытии и закрытии счетов П.2 50 000 – 100 000
Нарушение порядка ведения счетов, открытых в валюте П.1 0,75 суммы – полная сумма нелегальной транзакции

В целом, такое положение дел сохраняется на момент 2019 года.

Оспаривание штрафов в суде

Судебная практика показывает, что полностью отменить штрафы, начисленные за валютные правонарушения, нельзя. Однако законом предусматривается ряд условий, в связи с которыми суммы санкций могут быть уменьшены.

В частности, допущенные ошибки, неправильно заполненные отчетные формы или справки могут посчитать малозначительным проступком, что влечет за собой снижение суммы штрафа. А вот с нарушением сроков сослаться на малозначительность уже не получится — даже просрочка в 1 день уже считается серьезным нарушением.

Для снижения штрафов можно сослаться за хорошую репутацию компании или ИП, сложное финансовое положение (подтвержденное отчетностью) — все это признается смягчающими обстоятельствами и служит основанием для уменьшения суммы санкций.

Статья 15.27 КоАП РФ. Неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

Новая редакция Ст. 15.27 КоАП РФ

1. Неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 — 4 настоящей статьи, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

1.1. Неисполнение кредитной организацией требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части разработки правил внутреннего контроля и (или) назначения специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, —

Читайте так же:  Налог на коммерческую недвижимость украина

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

2. Действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 настоящей статьи, —

влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток.

Видео (кликните для воспроизведения).

2.1. Неисполнение законодательства в части блокирования (замораживания) денежных средств или иного имущества либо приостановления операции с денежными средствами или иным имуществом —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток.

2.2. Непредставление в уполномоченный орган сведений о случаях отказа по основаниям, указанным в Федеральном законе от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», от заключения (исполнения) договоров банковского счета (вклада) с клиентами и (или) от проведения операций —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток.

2.3. Непредставление в уполномоченный орган по его запросу имеющейся у организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, информации об операциях клиентов и о бенефициарных владельцах клиентов либо информации о движении средств по счетам (вкладам) своих клиентов —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

3. Воспрепятствование организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, проведению уполномоченным или соответствующим надзорным органом проверок либо неисполнение предписаний, выносимых этими органами в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма или финансированию распространения оружия массового уничтожения, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц — от семисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

4. Неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, или ее должностным лицом законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, повлекшее установленные вступившим в законную силу приговором суда легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, или финансирование терроризма, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Примечания: 1. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

2. За административные правонарушения, предусмотренные частями 1 и 2 настоящей статьи, сотрудники организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, в обязанности которых входит выявление и (или) представление сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, несут ответственность как должностные лица.

3. Административная ответственность, предусмотренная настоящей статьей, не применяется к кредитным организациям, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1 и 4 настоящей статьи.

Уголовная ответственность

Ответственность за нарушение валютного контроля может быть не только административной, но и уголовной. Например, крупными штрафами и лишением свободы предпринимателю грозит статья 193. В ней речь идет о невозврате из-за рубежа денег в иностранной валюте.

Если по контракту резиденту должны были начислить определенные средства, но до расчетного счета они не дошли, суд выносит приговор относительно размера отсутствующей суммы:

Сумма Штраф Срок тюремного заключения
Более 9 млн руб. 200 000 — 500 000 руб. До 3 лет (до 4 лет, если в сговоре подозревается группа лиц) либо исправительные работы
Более 45 млн руб. До 1 000 000 руб. До 5 лет

Статья 193.1 Уголовного кодекса предусматривает штраф 200 000 — 500 000 руб. либо лишение свободы на период до 3 лет за предоставление в банк неверных сведений в процессе перечисления денег на заграничный счет. Если в нарушении участвовала группа лиц, фигурировала особо крупная сумма либо использовалась подставная организация, срок тюремного заключения может быть увеличен до 10 лет, а штраф — до 1 млн руб.

Разновидности нарушений валютного законодательства и ответственность

Все нарушения, касающиеся сферы валютного контроля, делятся на такие направления, как:

  1. Несоблюдение установленных сроков подач отчётных документов. В первую очередь сюда относятся справки.
  2. Подача некорректных или откровенно ложных сведений. Такое происходит как преднамеренно, так и по ошибке.
  3. Неправильное заполнение бумаг. Здесь имеется в виду внесение неполных данных или данных, содержащих неактуальную информацию.
  4. Несоблюдение временных рамок перевода валюты на счёт. Специфика состоит также и в том, что бизнесмен будет вынужден заплатить штраф в любом случае – даже если задержка произошла по причине несвоевременной оплаты зарубежным партнёром выставленных счетов.
  5. Игнорирование обязательства по возвращению в Российскую Федерацию тех денег, что были выплачены нерезидентами.

В рамках темы, разумеется, интересен вопрос ответственности за нарушение порядка работы с валютными транзакциями. В этом случае речь идёт об ответственности:

  • административной (подразумевает штрафные санкции);
  • гражданско-правовой (приводит к аннулированию сделки);
  • уголовной (чревата наказанием вплоть до лишения свободы).

Кто в России занимается штрафным воздействием при нарушении ВК? Ведущие госорганы, организующие мониторинг всех операций, проводимых между российскими и иностранными кредитно-финансовыми учреждениями, – это:

  • Центральный Банк РФ;
  • Федеральная налоговая служба;
  • Федеральная таможенная служба.
Читайте так же:  Валютный контроль для юридических лиц

Примечание 1. Что касается санкций, их применяет в большинстве случаев именно налоговая. Таможня же штрафует за те нарушения, что были допущены при таможенных операциях.

Последние законодательные изменения

Все последние перемены в сфере валютного регулирования были реализованы в период с 2017 по 2018 гг. Причём большая их часть пришлась именно на 18-ый год.

Сегодня не является тайной, кто в государстве занимается обеспечением валютного контроля. За финансовыми операциями как резидентов, так и нерезидентов наблюдают налоговая и таможенная службы, Центробанк и агенты ВК (т.е. банковские компании).

Вся новизна реалий валютного контроля введена в действие в стране с 2018-го. В предыдущие годы законодательство по части данной сферы предъявляло особенно строгие требования к юридическим лицам, а ещё точнее – к руководительскому штату. Причина в том, что высокие должностные лица не просто определяют для компаний порядок ведения внешнеэкономического бизнеса, но ещё и большую часть времени находятся за рубежом.

Примечание 4. С 01.2018 претерпел изменения валютный статус резидента РФ. Для российских граждан, большую часть времени проживающих в другом государстве (более 183 дн. в году), установлен режим льгот – с модернизированными правами по поводу управления расчётным счетами.

Изменения, касающиеся штрафных санкций и взыскиваемых сумм, отражены в Федеральном законе от 29 сентября 2019 г. №325-ФЗ “О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации”. Данный акт определил ряд корректировок в связи с законами о валютном контроле.

Пример 3. Штрафные санкции для юридических лиц за нелегальные операции с использованием иностранной валюты и платежи, совершаемые в обход агентов валютного контроля, ныне не рассчитываются на основании платёжной суммы, а фиксируются в конкретных цифрах – от 20 000 до 30 000 руб. Те же юрлица, что повторно в срок не вернут деньги, выплаченные нерезидентами в счёт не предоставленных товаров и услуг, будут под угрозой отстранения от своей деятельности на 6 месяцев – 3 года.

Уголовная ответственность за нарушение валютного контроля

Статья 193 Уголовного кодекса РФ предусматривает ответственность за уклонение от возврата денежных средств из-за границы, причем не только в валюте иностранных государств, но и в рублях.

Например, за представление в банк неверных сведений при транзакциях, связанных с переводом за рубеж суммы денег, штрафы могут составлять от 200 до 500 тысяч рублей. Если нарушение было совершено группой лиц или в особо крупном размере (а также с участием подставной компании), то штраф возрастает до 1 миллиона рублей. Помимо этого, виновные могут быть заключены под стражу на срок до 5 лет или отправлены на принудительные работы (сроком до 4 лет).

При этом крупным размером считаются суммы, превышающие 9 миллионов рублей, а особо крупным — от 45 миллионов.

Важно! Ответственность за нарушение валютного контроля ложится не только на физических и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, но и на должностных лиц — для них также предусмотрены отдельные штрафы.

Штрафы по валютному контролю в 2017 году

Штрафы за просрочку и другие взыскания за несоблюдение правил валютных операций указаны в статье 15.25 КоАП РФ. Исходя из ее содержания, штрафы юридическим лицам могут быть оформлены за несоблюдение сроков предоставления документов для валютного контроля, за их неверное хранение или оформление.

Особую роль играет несвоевременное предоставление:

  • Отчетности о движении валюты.
  • Паспортов сделки.
  • Сведений об изменениях, касающихся заграничных счетов резидентов РФ.
  • Непредоставление прочих подтверждающих документов и информации о подлинности сделки.

Нарушение сроков оплаты за товар и сроков поставки тоже может обернуться штрафом. Для предприятий штрафы за нарушение валютного контроля в 2017 году могут быть от 40 тыс. до 1 млн рублей. Совершение запрещенных операций с зарубежной валютой или операций, проходящих мимо специальных банковских счетов, карается штрафом вплоть до полной суммы сделки.

Виды нарушений валютного законодательства

Правонарушения в области валютного контроля можно разделить на несколько направлений:

  1. Несоблюдение сроков предоставления отчетности (справок).
  2. Предоставление ложных данных, неверное заполнение документов.
  3. Несоблюдение сроков зачисления валюты на счет. Предприниматель будет вынужден заплатить штраф даже в том случае, если его иностранный партнер не оплатит в срок выставленные ему счета.
  4. Невыполнение обязанности по возврату в РФ денежных средств, уплаченных нерезидентами.

Ответственность за нарушения порядка валютных операций бывает:

  • Гражданско-правовая (аннулирование сделки).
  • Административная (штрафные санкции).
  • Уголовная (вплоть до лишения свободы).

Кто штрафует за нарушение валютного контроля? Ведущими государственными органами, проводящими наблюдение за операциями между российскими и иностранными банками, являются Центробанк, ФТС и ФНС. Санкции, как правило, накладывает именно налоговая, ФТС может оштрафовать за нарушения во время таможенных операций.

Можно ли оспорить штраф

Практически всегда есть шанс оспорить через суд или уменьшить сумму штрафа. Здесь существуют два пути: поставить акцент на малозначительности проступка или указать на смягчающие обстоятельства.

Первый способ может сработать, если штраф выставлен за фактические ошибки (например, в оформлении справок). В ситуациях с несоблюдением сроков малозначительность доказать не удастся, даже если опоздание составило пару дней.

Смягчающими обстоятельствами, с точки зрения суда, могут стать безупречная репутация предпринимателя, тяжелое финансовое положение компании, исправление ошибки после истечения требуемого срока, но до выставления штрафа и так далее. Подобные обстоятельства могут повлиять на решение суда, касающееся суммы штрафа, но полностью снять ответственность, скорее всего, не удастся.

Штрафы за нарушение валютного контроля – законодательные основы

Вопросы валютного контроля и связанных с ним штрафов за нарушения стоят ребром для юридических лиц. Непредоставление справок и прочих документов, просрочки по выплатам – всё это приводит к тем или иным санкции. Разберём законодательные основы проблемы и ряд нюансов – вроде исковой давности и обжалования назначенного наказания.

Изменения в законодательстве

Новости в России в 2017 году почти не затрагивали валютное регулирование. Ни для кого не секрет, кто сегодня осуществляет валютный контроль. В 2017 году за операциями резидентов и нерезидентов следят ФНС, ФТС и агенты валютного контроля (банки).

Все новое в валютном регулировании начинает действовать с 2018 года. Валютное законодательство в РФ в 2017 году строго относилось к юридическим лицам, а в частности, к их руководителям, которые не просто ведут внешнеэкономический бизнес, но и в основное время пребывают за границей. Уже с января изменяется статус валютного резидента. Для граждан РФ, которые преимущественно проживают за границей (более 183 дней в году), устанавливается льготный режим с расширенными правами на распоряжение валютными счетами.

Что касается изменений суммы штрафов в 2017 году, то уже одобренный Федеральный Закон N 325-ФЗ вступает в силу с 18 мая 2018 года. Он вводит несколько незначительных поправок в упомянутые выше законы.

К примеру, штраф для юр. лиц за незаконные валютные операций и платежи, минующие агентов валютного контроля, будет высчитываться не от суммы платежа, а составит 20 000 — 30 000 рублей. Юридическим лицам, которые повторно не вернут в срок денежные средства, уплаченные нерезидентам за непредоставленные товары или услуги, будет грозить дисквалификация от полугода до трех лет.

Читайте так же:  Социальный налоговый вычет в россии

Комментарий к Статье 15.27 КоАП РФ

Доходы, полученные преступным путем, российское законодательство классифицирует как денежные средства или иное имущество, которое получено в результате совершения преступления. Легализация таких доходов означает придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению ими.

К организациям, которые осуществляют операции с денежными средствами или иным имуществом, ст. 5 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» относит:
———————————
См.: Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // СЗ РФ. 2001. N 33 (часть I). Ст. 3418; СЗ РФ. 2006. N 31 (часть I). Ст. 3452.

— профессиональных участников рынка ценных бумаг;

— страховые организации и лизинговые компании;

— организации федеральной почтовой связи;

— организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий;

— организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме;

— организации, осуществляющие управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами;

— организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;

— организации, не являющиеся кредитными организациями, осуществляющие прием от физических лиц наличных денежных средств в случаях, предусмотренных законодательством о банках и банковской деятельности.

Статья 6 названного Закона устанавливает перечень операций с денежными средствами или иным имуществом, которые подлежат обязательному контролю.

Указом Президента РФ от 1 ноября 2001 г. N 1263 образован Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу (КФМ России) и установлено, что данный Комитет является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу преобразован в Федеральную службу по финансовому мониторингу, а его функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности переданы Министерству финансов Российской Федерации.

Срок исковой давности

За несоблюдение валютного законодательства предприниматель может быть привлечен к ответственности в течение двух лет. Сейчас этот срок действителен для всех нарушений, предусмотренных статьей 15.25 КоАП РФ.

До 2016 года срок исковой давности по этим нарушениям был на год меньше. Решение о продлении связано в первую очередь с медленным документооборотом между ФНС, таможенной службой и банками. Многим предпринимателям ранее удавалось избегать санкций, ссылаясь на истечение срока исковой давности, но теперь такие ситуации стали крайне редкими.

Штрафные санкции в 2019 году

В связи с изменениями в КоАПП, вступившими в силу в этом году, возросли и штрафы, за которые предусмотрена административная ответственность. Все они перечислены в статье 15.25 административного кодекса. Так как отныне все юридические лица, зарегистрированные на территории РФ, считаются ее резидентами, то и денежные санкции для них также увеличились.

Чтобы избежать штрафов, необходимо вовремя представлять налоговым органам:

  • отчет о движении валютных средств на счетах;
  • уведомления об открытии или, наоборот, закрытии заграничных счетов, а также смене их реквизитов;
  • документы, подтверждающие легальность сделок.

Важно! С 2019 года паспорта сделок были отменены. Теперь не нужно их оформлять и, соответственно, представлять в контролирующие органы. Вместо этого банк самостоятельно будет регистрировать договоры и контракты, если их сумма превышает 3 млн рублей.

Размеры штрафных санкций в 2019 году:

Таблица штрафов по валютному контролю

Главные штрафы за нарушение валютного контроля в 2017 году мы собрали в таблице. Указанные в ней суммы относятся к юридическим лицам.

Нарушение Статья законодательства (КоАП РФ) Штрафные санкции
Неполучение резидентом оплаты за продажу товара, оказание услуг иностранному партнеру (согласно договору), а также невозврат средств за товары, не ввезенные в Российскую Федерацию. п. 4-5 3/4 — 1 сумма контракта
Несоблюдение сроков оформления и переоформления паспорта сделки п. 6 40 — 50 тыс. руб.
Непредоставление в срок справок (корректирующих справок) о валютных операциях, о подтверждающих документах 5 — 50 тыс. руб.
Отказ в предоставлении документов по запросу банка 40 — 50 тыс. руб.
Повторное (в течение года) нарушение процедуры или сроков предоставления документов 400 — 600 тыс. руб.
Непредоставление документов об изменениях, связанных со счетами в иностранных банках п. 2.1 800 тыс. — 1 млн руб.
Предоставление сведений об открытии, закрытии иностранных счетов позже срока п. 2 50 — 100 тыс. руб.
Нарушение порядка ведения валютных расчетов п. 1 3/4 — 1 сумма незаконной операции

Другой комментарий к Ст. 15.27 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

Комментарий к статье 15.27 КоАП в процессе написания. Заходите позже.

Что-то пошло не так

Воспользуйтесь поиском, чтобы найти нужный материал

Сделано в Санкт-Петербурге

© 1997 — 2020 PPT.RU
Полное или частичное
копирование материалов запрещено,
при согласованном копировании
ссылка на ресурс обязательна

Ваши персональные данные обрабатываются на сайте в целях
его функционирования в рамках Политики в отношении
обработки персональных данных. Если вы не согласны,
пожалуйста, покиньте сайт.

Вы уверены, что хотите удалить используемое изображение и заменить его аватаром по умолчанию?

Валютный контроль и штрафы: чем грозит нарушение сроков сдачи документов и просрочка оплаты за товар

В статье рассмотрим, какие предусмотрены штрафы за нарушение валютного контроля. Разберемся, какие санкции ждут юридических лиц за непредоставление справки о подтверждающих документах, паспорта сделки, а также за просрочку оплаты. Мы подготовили для вас таблицу штрафов и изменения в законе.

Исковая давность

По всем правонарушениям, предусмотренным ст. 15.25 КоАП РФ, срок исковой давности составляет 2 года (а не 1 год, как ранее). Это значит, что штрафы в 2019 году могут быть начислены за нарушения, совершенные в 2017 и 2018 годах. Соответственно, за просрочку или непредставление документов в 2019 году взыскать штраф налоговые органы смогут вплоть до 2021 года включительно.

Решение об увеличении срока исковой давности стало результатом медленной скорости обращения документации между основными агентами валютного контроля.

Заключение

Видео (кликните для воспроизведения).

Нарушение валютного законодательства приводит не только к административной, но и к уголовной ответственности. Последнее подразумевает вкупе с большими штрафами лишение свободы. Отсюда следует, что халатно относиться к вопросу никак нельзя. Самый верный путь – вовремя подавать все документы и делать выплаты.

Источники

Коап валютный контроль
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here