Комплексный финансовый контроль

Финансовый контроль

Сфера распространения финансового контроля охватывает две крупные его отрасли: государственный (муниципальный) и негосудар­ственный финансовый контроль.

Государственный (муниципальный) финансовый контроль осу­ществляется органами законодательной (представительной) и исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципалитетов, а также специально созданными контроли­рующими органами с целью обеспечения законности, целесообразно­сти, результативности и эффективности формирования и использова­ния финансовых ресурсов и доходов государства и муниципальных образований. Однако он не ограничивается только государственным (муниципальным) сектором экономики. Область государственного финансового контроля распространяется также на уровень экономики в целом (контроль инфляции, структуры ВВП по доходам и расходам, валютный и денежно-кредитный контроль) и на ее частный сектор пу­тем проверки соблюдения налогового, банковскоого, страхо­вого, инвестиционного, антимонопольного и иного законодательства, контроля целевого и эффективного использования государственных (муниципальных) заказов, бюджетных кредитов, субсидий и дотаций, мониторинга крупных и сомнительных финансовых операций и сде­лок.

В зависимости от институциональной структуры публичной вла­сти различают финансовый контроль, осуществляемый: органами за­конодательной власти, главой государства (субъек­та федерации) и органами исполнительной власти.

В разрезе пообъектного классификационного признака государ­ственный финансовый контроль делится на денежно-кредитный, валютный, бюджетный, внебюджетный, налоговый, таможенный, страховой, банковский, антимонопольный контроль и т.д.

Видовое разнообразие государственного и негосударственного финансового контроля дополняется разнообразием его форм. Под фор­мами финансового контроля понимаются конкретные особенности контрольной деятельности в зависимости от того или иного формального признака. В этой связи можно выделить основные формы финансово­го контроля в зависимости:

— от времени проведения контрольных действий по отношению ко времени совершения подконтрольного финансового дей­ствия (операции): предварительный, текущий и последующий контроль;

— места проведения контрольных действий: камеральный и вы­ездной контроль;

— полноты и масштаба охвата объектов контрольными действия­ми: сплошной и выборочный, комплексный и тематический контроль;

— периодичности проведения контрольных действий: системати­ческий, периодический и разовый контроль.

Предварительный финансовый контроль осуществляется до мо­мента совершения подконтрольных финансовых операций и действий с целью предотвращения возможных финансовых нарушений и недо­статков. Текущий финансовый контроль проводится в процессе осуществления финансовой деятельности (действий и операций) с целью оценки те­кущего состояния контролируемого объекта, оперативного выявления недостатков и отклонений от параметров финансовых планов. После­дующий финансовый контроль предполагает проведение проверок, ревизий и других контрольных действий после совершения подконт­рольных действий и операций, чаще всего по результатам финансовой деятельности за определенные отчетные периоды (квартал, полугодие, девять месяцев, год), с целью полной оценки состояния контролируе­мого объекта и субъекта, выявления финансовых нарушений и их устра­нения. Обычно по результатам последующего контроля составляются акты, где указываются нарушения и меры по их устранению.

Камеральный финансовый контроль совершается по месту нахож­дения контролирующего органа на основе документов, предоставляе­мых контролируемым субъектом, а выездной финансовый контроль – по месту нахождения контролируемого субъекта на основе первичных документов и непосредственного осмотра объекта контроля.

Сплошной финансовый контроль охватывает все финансовые по­токи (операции) подконтрольного субъекта в целом, а выборочный – только ту их часть, которая определена в качестве эталонной (по ней можно судить о состоянии контролируемого объекта и субъекта в це­лом), приоритетной или проблемной. Комплексный и тематический финансовый контроль близки по содержанию и целям сплошному и выборочному контролю соответственно, но охватывают не только финан­совые потоки (операции), но и другие связанные с ними аспекты хо­зяйственной деятельности и объекты (например, контроль путем ревизии).

Систематический финансовый контроль проводится посто­янно, без привязки к конкретным периодам; периодический контроль осуществляется регулярно, но в установленные сроки (чаще всего по итогам отчетных периодов), а разовый контроль – единовременно и, как правило, без установления конкретных сроков.

По методам проведения выделяют следующие виды контроля: проверка, обследование, ана­лиз финансовой деятельности, надзор, наблюдение (мо­ниторинг), ревизия.

Проверка производится по отдельным вопросам финан­сово-хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных документов. В ходе проверок вы­являются нарушения финансовой дисциплины и намеча­ются мероприятия по устранению их негативных послед­ствий. Исходя из содержания, проверки делятся на комплексные и тематические.

Обследование в отличие от проверки охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития. При этом не обязательно проверяются первичные бухгалтерские документы, могут проводиться контрольные замеры работ, расходов топлива, электроэнергии, про­верка скрытых объектов финансирования и налогообло­жения путем опроса анкетирования, инспекции на месте наблюдения и т.д.

Анализ как метод финансового контроля должен быть сис­темным и пофакторным. Он предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности и ликвидности, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.

Наиболее глубоким и всеобъемлющим методом финан­сового контроля является ревизия. Можно сформулировать следующее ее определение. Ревизия – это полное обследо­вание финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта с целью проверки ее законности, правильности, це­лесообразности и эффективности.

Методы финансового контроля. Формы финансового контроля

Финансовый контроль — обязательная составляющая бюджетного процесса и часто задействуемая в среде бизнеса процедура. Природа его субъектов разнообразна. Это могут быть государственные, муниципальные ведомства, общественные объединения, аудиторские фирмы. Аналогично, объекты финансового контроля — это предприятия и организации, осуществляющие деятельность в самых разных сферах. Каковы особенности данной процедуры? Каковы критерии классификации финансового контроля?

Для чего нужен финансовый контроль?

Организация финансового контроля необходима предприятиям и организациям с целью обеспечения эффективного задействования ими денежного ресурса, предоставляемого в качестве ассигнований (если речь идет о бюджетных структурах) или же извлекаемого в процессе коммерческой деятельности. Также в ряде случаев данного рода активности используются с целью оценки уровня платежной и налоговой дисциплины субъектов хозяйственной деятельности. Есть различные методы финансового контроля. Российские эксперты выделяют следующий перечень основных:

Рассмотрим сущность каждого из них более подробно.

Организация внутреннего финансового контроля.

Создание полноценной системы ВФК в БУ предусматривает следующие действия:

распределение полномочий по ВФК между органами управления, подразделениями и сотрудниками, в том числе оценка целесообразности формирования службы ВФК;

принятие локальных актов по ВФК;

разработка контрольных мероприятий и форм отчетности по ВФК;

доведение до сведения заинтересованных сторон информации об уровне ВФК БУ путем отражения необходимых данных в пояснительной записке к балансу учреждения.

В число локальных актов по ВФК рекомендуется включить:

положение о ВФК, фиксирующее его цели и задачи, порядок организации ВФК, его кадровое обеспечение;

положение о службе ВФК с указанием прав и обязанностей ее сотрудников, обязанностей сотрудников БУ по взаимодействию с сотрудниками службы ВФК;

приложения к положению по ВФК (положение по управлению рисками, включая систему лимитов; план действий в чрезвычайных ситуациях);

посвященный ВФК раздел учетной политики.

В мероприятия по организации текущей работы в рамках ВФК входят[4]:

подготовка к осуществлению ВФК;

оформление результатов ВФК;

принятие решений по его результатам;

Читайте так же:  Нужно ли ип сдавать бухгалтерскую отчетность

составление отчетности службы ВФК.

В порядке текущей работы службы ВФК руководитель БУ утверждает график и план проверок, программу проверки. Результаты текущей работы должны фиксироваться документально, подтверждая, что ВФК БУ носит регулярный характер. Поэтому даже если он организован в минимально допустимом объеме, в штате учреждения должен быть сотрудник, обязанный следить за полнотой и актуальностью документации.

Правовые основы организации внутреннего контроля в БУ.

Внутренний финансовый контроль учреждения представляет собой деятельность БУ, органов его управления, подразделений и сотрудников, призванную обеспечить эффективность и результативность финансово-хозяйственной работы, достоверность финансовой отчетности, соблюдение действующего законодательства и требований регулирующих органов.

Обязательный порядок организации (осуществления) бюджетными учреждениями внутреннего финансового контроля установлен ст. 19 Закона о бухучете[1] и п. 6 Инструкции по применению Единого плана счетов[2]. Сведения о результатах мероприятий внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля включаются в пояснительную записку к балансу учреждения (п. 56 Инструкции № 33н[3]).

Ревизия

Ревизия — в числе наиболее комплексных методов. Можно сказать, что это целая система финансового контроля. Цель ее проведения — всестороннее исследование финансово-хозяйственного аспекта деятельности предприятий и организаций. При этом в рамках ревизии могут изучаться не только документы, отражающие управление денежными потоками, но также и источники, отражающие юридические аспекты деятельности компании, специфику производственных процессов. Вместе с тем основная задача применения данного метода — все-таки выявить особенности реализации конкретно финансовых активностей, обнаружить возможные нарушения в проведении операций с денежными потоками, сопоставить их назначение и документальное оформление с нормами закона. Во многих случаях ревизию, как и проверку, осуществляют высшие структуры исполнительной власти.

Анализ

Следующий популярный метод финансового контроля — анализ. Он подразумевает задействование различного рода математических инструментов с целью выявления неких закономерностей в финансовых активностях предприятия, которые можно наглядно представит в виде конкретных цифр. Объектом контроля обычно становятся показатели, относимые к бухгалтерской документации.

Ключевая задача при проведении анализа соответствующих источников — определение того, насколько корректно они заполняются, и в какой мере объективно отражают процессы управления финансами на предприятии. На практике анализ бухгалтерской документации чаще всего выполняют в отношении государственных организаций: органы финансового контроля при этом обычно выявляют, насколько эффективно идет освоение бюджетных ресурсов.

Внешний контроль

Внутренний контроль — вид активностей, в проведении которых в большей степени заинтересована сама организация. Вместе с тем, как в государственной сфере, так и в частной, в аспекте исследования финансовой составляющей деятельности тех или иных хозяйствующих субъектов часто задействуется также и инструментарий со стороны организаций, юридически независимых от исследуемой. Если рассматривать основные виды финансового контроля, то, наряду со внутренним, полезно исследовать также и аспекты, отражающие особенности внешнего.

Отметим, что критериев классификации такого типа активностей в российской экспертной среде достаточно много. Некоторые специалисты выделяют в отдельную категорию государственный финансовый контроль, осуществляемый ФНС и другими ведомствами, а наряду с ним — деятельность частных структур, чаще всего выражаемую в форме аудита. То есть критерий классификации здесь — принадлежность субъектов контроля к государственным структурам или же к частным организациям.

Есть эксперты, которые подразделяют внешний контроль на добровольный и принудительный. Касательно первой категории — рассматриваемого типа исследования проводятся по инициативе компании. Чаще всего это уже отмеченный аудит, проводимый практически всегда частными организациями. Но возможны сценарии, при которых также и государственный финансовый контроль может проводиться на добровольных началах. Например, законодательством РФ закреплена процедура банкротства фирм, а по итогам недавних поправок в законы — также и физлиц. Инициировать ее может на вполне добровольных началах сам субъект хозяйственной активности, в результате чего открывается дело о банкротстве под контролем государственных органов — судов.

Принудительный финансовый контроль — это, как правило, налоговые проверки, которые делятся на два основных типа — камеральные и выездные. Первые считаются менее сложными и глубокими в аспекте исследования финансовой составляющей деятельности организаций. Вторые, соответственно, предполагают достаточно разностороннее исследование документов и процедур, отражающих функционирование субъекта проверок.

Экспертиза

Методы финансового контроля, регулярно применяемые в России, представлены также и экспертизой. Данный вид активностей представляет собой исследование, которое, как правило, проводится с целью выявления размеров денежных средств и направлений их переводов в рамках операций, проводимых предприятием. В числе ключевых задач экспертизы — сопоставить полученные факты, отражающие содержание финансовых транзакций, с нормами, планами, критериями, установленными на уровне правовых актов или иных распоряжений, имеющих непосредственное отношение к деятельности организации. Данный метод финансового контроля считается аналитиками одним из самых сложных в аспекте практической реализации. Однако, с точки зрения достоверности результатов, он признается экспертами оптимальным.

Какими бывают виды финансового контроля? Критериев классификации соответствующего вида активностей достаточно много. В российской практике весьма распространено деление финансового контроля на внутренний и внешний. Рассмотрим данный тип классификации более подробно.

Контроль на государственном и муниципальном уровне

Формы финансового контроля, осуществляемые государственными и муниципальными органами власти, выделяются многими российскими экспертами в категорию, обособленную от сфер деятельности структур, так или иначе связанных с частными организациями. Как правило, рассматриваемые виды активностей отражают взаимодействие между ведомствами и органами управления в аспекте бюджетного процесса.

Эксперты выделяют разные основания, по которым могут быть классифицированы формы финансового контроля. Например, по времени он может быть предварительным, текущим или последующим. Относительно первого: он представляет собой чаще всего обсуждение неких проектов, законов и норм, которые впоследствии могут стать основой для реализации неких этапов бюджетного процесса. Касательно второго — это проверка текущего соблюдения уже принятой стратегии. Третий вид финансового контроля — последующий — применяется с целью анализа результатов практической реализации утвержденных концепций.

Другое основание, по которому может быть классифицирован государственный и муниципальный финансовый контроль — специфика его субъекта. Так, например, им может быть исполнительное ведомство, Президент РФ, общество в виде неких объединений, в ряде случаев — частные аудиторские фирмы.

Также основанием для классификации государственного и муниципального контроля может быть уровень его субъекта. Так, в частности, он может быть внутрихозяйственным, когда проверку документов и соответствующих аспектов деятельности фирмы проводят внутренние структуры органа власти или организации. Но государственный и муниципальный контроль может быть ведомственным, когда проверку проводят компетентные структуры, которые по вертикали власти располагаются выше проверяемой организации.

Особенности внутреннего финансового контроля в бюджетном учреждении

Автор: Орлова О. Е., эксперт журнала

В системе финансового управления БУ внутренний финансовый контроль учреждения (далее – ВФК) выполняет сквозную роль. Пронизывая все управленческие процессы, контроль гарантирует оптимальное использование ресурсов, выявляет слабые стороны деятельности, способствует устойчивости БУ в быстро меняющихся внешних условиях. В статье расскажем, каким смыслом наполнен ВФК в сфере госсектора, в каких формах и какими способами он проводится, что является первостепенным объектом контроля при риск-ориентированном подходе.

Читайте так же:  Имущественный вычет повторно какие нужны

Мероприятия и действия по ВФК.

Форма мероприятия

Контрольное действие

Получение объяснений, экспертиза, сбор и использование информации (отчетности), сверка данных

Осмотр, опрос, получение объяснений, инвентаризация, экспертиза, сбор и использование информации (отчетности), сверка данных

Осмотр, опрос, получение объяснений, экспертиза, сбор и использование информации (отчетности)

Видеонаблюдение и фотофиксация, сбор и использование информации (отчетности)

Осмотр, опрос, получение объяснений, экспертиза, сбор и использование информации (отчетности)

Осмотр, видеонаблюдение и фотофиксация, опрос, получение объяснений, экспертиза, сбор и использование информации (отчетности), сверка данных

Риски как объект внутреннего финансового контроля.

В конечном итоге вся деятельность в рамках ВФК сводится к управлению рисками, принимаемыми учреждением. Под риском подразумевается вероятность наступления из-за невыполнения обязательных требований событий, влекущих потенциальные негативные последствия различной степени тяжести.

Управление рисками представляет собой комплекс методических, информационно-аналитических, организационных и технологических мероприятий по выявлению, минимизации и предотвращению рисков, оценке эффективности указанных мероприятий, а также по организации работы по непрерывному совершенствованию процедур управления рисками и обновлению информации, на основании которой оцениваются риски.

Система управления рисками включает в себя: 1) идентификацию рисков; 2) анализ рисков; 3) минимизацию рисков; 4) мониторинг.

Изначально система управления рисками появилась в финансовом секторе, который в отличие от прочих областей хозяйства регулярно принимает на себя риски с целью получения вознаграждения. Подобная специфика деятельности интересует банки, страховщиков, инвестиционные фонды не столько в целях исключения, минимизации рисков, сколько в целях управления и измерения этих рисков для установления адекватных цен на свои финансовые продуты (такие как ставки по кредитам, стоимость ценных бумаг, размер страховых премий).

Для государственного сектора понятие риска относительно ново. Риск связан с неопределенностью, а бюджетная деятельность, напротив, является достаточно предсказуемой и высоко регулируемой. Тем не менее, вопрос управления рисками становится ключевым в системе реформирования финансового менеджмента бюджетной сферы России. Основным риском в госсекторе считается бюджетный, под которым понимается возможность возникновения событий, негативно влияющих на выполнение процедур составления и исполнения бюджета, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности, в том числе коррупционных проявлений[5].

Мониторинг

Осуществление финансового контроля может базироваться на методе мониторинга. Его сущность предполагает, главным образом, ознакомительную работу субъекта контроля со спецификой деятельности его объекта.

На основе метода мониторинга возможны некоторые предварительные выводы, касающиеся эффективности использования предприятием или организацией финансового ресурса, однако глубокого исследования каких-либо процессов, отражающих управление денежным ресурсом, как правило, не проводится.

Проверка

Проверку как метод финансового контроля российские эксперты также относят к категории ключевых. Его сущность — в изучении областей деятельности предприятия, которые связаны с необходимостью следования актуальным нормам финансового законодательства. То есть каких-либо нарушений правил, изложенных в нормативных актах, именно в такого типа структурах быть в принципе не должно. Как и в случае с анализом, данный метод часто применяется в бюджетной сфере. Органы финансового контроля, которые могут участвовать в проверке, в ряде случаев представлены высшими исполнительными ведомствами — такими как, например, Счетная Палата России. Вместе с тем данный инструмент также характерен и для банковской отрасли. Так, например, самые популярные методы финансового контроля, применяемые ЦБ РФ в отношении коммерческих кредитно-финансовых организаций, включают в себя именно проверку.

Рассматриваемый инструмент на практике регулярно задействуется налоговиками. Так, например, контроль финансовой деятельности организаций в аспекте платежей в казну ФНС России осуществляет посредством камеральных или же выездных проверок. Существуют самые разные категории активностей рассматриваемого типа. Так, есть проверки тематические, встречные. По критерию срочности они могут быть плановыми или же инициированными вне предварительных графиков.

Такой метод финансового контроля, как проверка, обычно сопровождается оформлением некоторого документа, отражающего результат проведения соответствующего мероприятия. Часто это акт, отражающий перечень выявленных нарушений — например, в аспекте налоговых платежей. Исследовав этот документ, руководитель территориального подразделения ФНС, если речь идет об этом ведомстве, может принять решение применить в отношении организации, допустившей нарушение, предусмотренные законом меры ответственности.

Финансовый контроль: исследование изнутри

Что такое внутренний финансовый контроль? Это система или же инициированная на время проведения соответствующего исследования структурная единица на предприятии, ответственная за проверку деятельности фирмы на предмет исполнения решений в области управления финансовыми потоками. Цель внутреннего контроля — выявление возможных ошибок со стороны отдельных сотрудников фирмы в аспекте обеспечения соответствия выполняемой работе принятой финансовой стратегии организации. В ряде случаев — обнаружение намеренных, обусловленных поиском личной выгоды действий, которые нежелательны с точки зрения устойчивости бизнес-модели компании.

Внутренний финансовый контроль — явление, характерное также и для государственных структур. Часто он проводится на уровне отдельных ведомств. Цель — проверка деятельности отдельных структур, формирующих собой тот или иной орган, на предмет эффективного освоения бюджетных средств и отсутствия нарушений релевантного законодательства.

Осуществление внутреннего контроля часто предполагает создание в структуре компаний (если вести речь о сфере частного бизнеса) подразделений, непосредственно специализирующихся на соответствующем виде активностей. Каким образом подобные единицы формируются в компаниях?

Как правило, на предприятиях создается независимая от других внутренних структур служба финансового контроля. Процесс ее формирования обычно состоит из следующих этапов.

Во-первых, это определение перечня ключевых показателей, отражающих эффективность тех или иных финансовых операций или же соответствие их нормам, определенным на уровне закона, а также элементам стратегии, принятой на предприятии.

Во-вторых, это система интерпретации ключевых показателей. Одно дело — выявить некие цифры, отразить в отчетах некие данные, другое — корректным образом соотнести это с задачами контроля, а также, используя прозрачные критерии, оценить с точки зрения соответствия бизнес-модели фирмы.

В-третьих, это формирование штата специалистов, ответственных за периодическое проведение внутреннего финансового контроля. Есть два основных подхода к решению таких задач. Можно попробовать сформировать соответствующего типа службу на базе уже работающих сотрудников фирмы. Преимущества такого подхода: нет необходимости адаптировать специалистов к особенностям деятельности компании, корпоративной культуре, ключевым аспектам бизнес-модели. Основной недостаток — сотрудникам, уже работающим в фирме, будет достаточно трудно соблюсти нейтралитет и, если это потребуется, строгость в оценке деятельности подразделений компании, где, возможно, работают хорошо знакомые им люди, коллеги. Поэтому во многих фирмах с целью организации службы финансового контроля привлекаются новые сотрудники. Или, что реже, но также практикуется, соответствующая функция организуется по аутсорсинговой модели.

Обследование

Современные методы финансового контроля включают такой вид активности, как обследование. Многие эксперты считают его одним из самых распространенных в российской практике. Обследование применяется, как правило, с целью выявления закономерностей, характеризующих какой-либо аспект деятельности предприятия в области управления финансами. С помощью данного метода субъект финансового контроля исследует процессы, отражающие уровень платежной дисциплины организации, а также иные факты, полезные с точки зрения оценки качества управления денежными потоками со стороны предприятия. Обследование включает в себя несколько типичных задач: изучение финансовой документации, источников, отражающих выполнение организацией тех или иных законодательных предписаний, корректность ведения различного рода отчетов и стабильность их предоставления в компетентные структуры.

Читайте так же:  Срок возврата ошибочно уплаченной госпошлины

Формы и способы осуществления ВФК.

ВФК проводится по линии административного и осуществление внутреннего финансового контроля. Административный контроль состоит в обеспечении проведения операций только уполномоченными на то лицами и в строгом соответствии с определенными БУ полномочиями и процедурами принятия решений по проведению операций. Финансовый контроль учреждения состоит в обеспечении проведения операций в строгом соответствии с нормативными и локальными актами и адекватного отражения этих операций в учете и отчетности.

Административный и финансовый контроль осуществляется в предварительном, текущем и последующем порядке.

Предварительный контроль направлен на предотвращение возможных нарушений и потому проводится до момента совершения финансовых операций. К его мероприятиям относятся формирование планов финансово-хозяйственной деятельности, проверки обоснованности закупок, согласование условий договоров. Кроме службы ВФК в предварительном контроле участвуют плановые, экономические, юридические службы БУ.

Текущий контроль выполняется на стадии совершения операции и призван обеспечить проведение финансовых операций уполномоченными лицами в порядке, установленном локальными актами БУ. Кроме службы ВФК данный контроль осуществляет бухгалтерия БУ.

Последующий контроль производится по результатам финансово-хозяйственной деятельности БУ за определенный период. Этот тип контроля, как правило, является исключительной компетенцией службы ВФК. Формами последующего контроля являются камеральная проверка (по месту работы службы ВФК, а не проверяемого подразделения), выездная проверка (по месту нахождения объекта проверки).

При проведении контрольных мероприятий используются сплошной и выборочный способы. При сплошном способе контрольные действия осуществляются в отношении каждой проведенной операции. При выборочном способе – в отношении отдельных операций и действий.

Контрольные действия делятся на визуальные, автоматические и смешанные. Первые выполняются без использования прикладных программных средств автоматизации, вторые – с использованием таких средств без участия должностных лиц, третьи – с использованием таких средств с участием должностных лиц. Ниже в табличном виде указано, какие контрольные действия могут быть взяты на вооружение службой ВФК и для какой формы контрольного мероприятия они наиболее предпочтительны.

Кадровое обеспечение ВФК.

В зависимости от размера БУ и его финансовых возможностей выполнять функцию ВФК могут служба ВФК, сотрудник по ВФК, комиссия по ВФК. Отметим, что руководители любого уровня выполняют контрольные функции, в этом их отличие от рядового персонала. Поэтому если у БУ нет возможности вменить осуществление ВФК в исключительном порядке отдельным лицам (подразумевается, что сотрудник или служба ничем, кроме контроля, не занимаются), то в локальных актах по ВФК следует особо прописать роль руководителей структурных подразделений во ВФК. У ряда подразделений БУ есть четко выраженные контрольные функции, что способствует более легкому их встраиванию в систему ВФК. Например, юридический и кадровый отделы на этапе заключения договоров проводят предварительный контроль, а бухгалтерия осуществляет текущий контроль на основании расчетных документов.

Служба ВФК в отличие от других структурных подразделений БУ осуществляет контроль за контролем, то есть проверяет, как работают контрольные механизмы, а если они отсутствуют или недостаточны, то налаживает их. Служба ВФК осуществляет контроль без выполнения иных, исполнительских функций, что обеспечивает ее независимость.

Риск-ориентированный подход во внутреннем финансовом контроле.

Внедрение понятия риска в государственное управление сместило акценты и в методах государственного контроля (надзора): на смену традиционному подходу приходит риск-ориентированный[6]. БУ также может использовать модель риск-ориентированного подхода для повышения эффективности собственной службы ВФК.

Риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и осуществления ВФК, при котором выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю, а также превентивных мероприятий определяется отнесением объекта проверки к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.

Риск-ориентированный подход во ВФК идентифицирует риски, производит их классификацию, оценку, а также устанавливает влияние этих рисков на конечные цели учреждения. Основные усилия службы ВФК смещаются с задачи выявления уже причиненного вреда и наказания виновных лиц на предотвращение причинения вреда, повышение информированности и компетентности сотрудников БУ. При этом меняется характер проверок: их периодичность и объем зависят исключительно от размеров рисков, что оборачивается усиленным контролем по отношению к потенциальным нарушителям и пониженным (вплоть до отсутствия контроля) – к добросовестным работникам.

Например, риск-ориентированный подход весьма эффективен при управлении учреждением с разветвленной филиальной сетью. Традиционный метод предполагает, что подразделения и филиалы будут проверены друг за другом в порядке очередности. Нерегулярность проверок трудно обосновать в рамках обычной модели контроля, в результате повышенный контроль проявляется уже по факту происшествия (например, авария, кража, санкция от надзорного органа). Риск-ориентированный подход позволяет сформировать критерии частоты и глубины проверки, обнародовать их для нижестоящих инстанций и осуществлять контроль преимущественно по отношению к неблагополучным филиалам, меньше затрагивая образцовые подразделения и не вызывая при этом обвинений в предвзятости.

При составлении плана проверки филиалов (подразделений) в качестве потенциальных угроз могут выступать размер финансовых потоков, численность персонала, парк оборудования, степень опасности оборудования, число происшествий за предыдущий период и пр. В число превентивных мер могут быть включены надлежащий профессионализм персонала, высокий уровень техники безопасности, наличие страховки, малая изношенность оборудования. Пересечение угроз и предупредительных мер отразит уровень риска каждого филиала. Так, если у учреждения есть крупный филиал с низким качеством менеджмента, то он будет включен в зону особого контроля, а маленький благополучный филиал – в зону низкого контроля.

В зависимости от того, в одной или разных системах находятся субъект и объект, контроль подразделяют на внешний и внутренний. При внешнем контроле, то есть проведении контрольных мероприятий со стороны органов государственной власти, учреждение является объектом проверки. При организации ВФК учреждение выступает субъектом. Руководителей БУ интересуют оба варианта, поскольку желательно, чтобы система ВФК способствовала успешному прохождению проверок, проводимых вышестоящими органами. Внешние контролеры обращают пристальное внимание на организацию ВФК проверяемого учреждения. Если уровень контроля оценивается ими как высокий, это (особенно в условиях риск-ориентированного подхода) проявляется в

[1] Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

[2] Единый план счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

[3] Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 25.03.2011 № 33н.

[4] Мероприятия приведены на основании Стандарта внутреннего контроля Федерального казначейства, утв. Приказом Федерального казначейства от 16.12.2016 № 475.

[5] Пункт 6 Методических рекомендаций по осуществлению внутреннего финансового аудита, утв. Приказом Минфина РФ от 30.12.2016 № 822.

[6] Статья 8.1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»; Постановление Правительства РФ от 17.08.2016 № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ»; законопроект № 332053-7 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Читайте так же:  Енвд какой процент налога

Формы и методы проведения финансового контроля

Существующие принципы классификации:

1) субъект и объект контроля

-негосударственный (аудиторский, общественный, внутрихозяйственный)

Государственный финансовый контроль – совокупность операций, осуществляющими органами государственной власти, а также специализированными созданными ими органами с использованием специализированных форм и методов его организации за соблюдением субъектами хозяйствования и органами государственной власти норм права с целью обеспечения законности, целесообразности, эффективности образования, распределения и использования финансовых ресурсов государства. Охватывает и субъекты хозяйствования всех форм собственности с целью соблюдения ими налогового законодательства, выполнение государственных и муниципальных заказов, целевого использования субсидий, дотаций, бюджетных кредитов, а также законности использования налоговых льгот.

Виды государственного финансового контроля:

— законодательными органами власти (парламентский, президентский)

— исполнительными органами власти

Негосударственный финансовый контроль:

внутрихозяйственный контроль – специализированные подразделения, предусматривающие управление структурой субъекта хозяйствования. Работники, осуществляющие внутрихозяйственный контроль подчиняются руководителю. Он постоянный. Регламент и процедуры определяет организация.

общественный – осуществляется гражданами или общественными организациями, объединениями.

Формы финансового контроля

Признаки классификации Формы финансового контроля
1. время проведения предварительный текущий последующий
2. направление воздействие субъекта на объект внутренний внешний
3. место проведения камеральный выездной
4. полнота охвата проверяемого материала сплошной выборочный
5. характер источников контроля документальный фактический
6. периодичность систематический периодический единовременный
7. полнота охвата проверяемых вопросов комплексный тематический встречный
8. повторяемость изучения источников контроля первичный повторный дополнительный

Методы финансового контроля:

1) обследование: сбор и общий анализ информации по конкретному вопросу для определения целесообразности дальнейшей детальной проверки

2) проверка: единичное или система контрольных действий в отношении определенных финансовых операций субъектов хозяйствования

3) ревизия: система обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности, целесообразности, эффективности совершенных операций и должностных лиц.

Результаты ревизии содержат определение установленных недостач и потерь денежных и материальных ресурсов. Ревизии бывают: тематические, комплексные, документальные, фактические.

4) надзор: система периодический контрольных действий по наблюдению за установленными условиями осуществления той или иной деятельности

5) мониторинг – система постоянно совершаемых контрольных действий и операций по наблюдению с целью определения текущих изменений в деятельности субъекта хозяйствования

6) анализ финансовой деятельности. Предполагает детальное изучение периодичности или годовой финансовой (бухгалтерской) отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности, оценки финансового состояния, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9757 — | 7579 — или читать все.

Финансовый контроль

Финансовый контрольпредставляет собой специфическую деятельность, направленную на проверку обоснованности стоимостного распределения валового общественного продукта по соответствующим фондам денежных средств и их расходование на определенные цели.

Наличие финансового контроля объективно обусловлено тем, что финансам, как экономической категории присуща контрольная функция.

Специфика финансового контролясостоит в том, что он осуществляется в денежной форме. Его непосредственным объектом являютсяпроцессы формирования доходов и накоплений, создание и использование денежных фондов.

Сфера действия финансового контроля часто может совпадать с другими видами контроля: административным, правовым, социальным, техническим, политическим.

Проведение государственного финансового контроля осуществляется с обязательным соблюдением принципов независимости, объективности, достоверности, прозрачности, компетентности, гласности с учетом обеспечения режима секретности.

Видео (кликните для воспроизведения).

Основные задачи финансового контроля, в которых раскрывается его содержание:

1) проверка выполнения финансовых обязанностей перед госу-

дарством, организациями и населением;

2) проверка правильности использования хозяйствующими

субъектами находящихся в их распоряжении денежных ресурсов (бюджетных и собственных средств, банковских ссуд, внебюджетных средств);

3) проверка соблюдения правил совершения финансовых опера-

ций, расчетов и хранения денежных средств хозяйствующими субъектами;

4) выявление внутренних резервов производства;

4) устранение и предупреждение нарушений финансовой дисци-

Классификация финансового контроля основана на различиях в субъектах, времени проведения контрольных действий, приемах (способах) проведения контроля. Исходя из этих признаков финансовый контроль подразделяется по трем направлениям: видам, формам, методам его осуществления.

В зависимости от субъектов (органов или организаций, осуществляющих контроль) выделяются следующие виды финансового контроля (см. схему 4).

Государственный финансовый контроль – это проверка и анализ соблюдения объектами контроля бюджетного и иного законодательства Республики Казахстан с целью выявления, устранения и недопущения нарушений.

Государственный финансовый контроль подразделяется на:

1) внутренний и внешний в зависимости от органа, который его осуществляет;

2) проводимый на республиканском и местном уровне государственного управления в зависимости от соответствующего уровня бюджета.

Внешний контроль – государственный финансовый контроль, осуществ-ляемый Счетным комитетом по контролю за исполнением республикан ского бюджета и ревизионными комиссиями Маслихатов.

Схема 4. Классификации финансового контроля по видам

Ф и н а н с о в ы й к о н т р о л ь
О б щ е г о с у д а р с т в е н н ы й О б щ е с т в е н н ы й
Государственный Ведомственный Контроль общественных организаций, профсоюзных, партийных, массовых движений, научно-тех-нических, культурно-просвети-тельных, спортивных, творческих, ветеранских, различных фондов
Внешний Внутренний Внутриведомственный
П а р л а м е н т с к и й (депутатский) к о н т р о л ь
А У Д И Т О Р С К И Й К О Н Т Р О Л Ь

Внешний контроль осуществляется:

1) на республиканском уровне – Счетным комитетом по контролю за исполнением республиканского бюджета;

2) на местном уровне – ревизионными комиссиями Маслихатов.

Внутренний контроль – государственный финансовый контроль, осуществля-емый центральным уполномоченным органом по внутреннему контролю и службами внутреннего контроля.

Внутренний контроль осуществляется центральным уполномоченным органом по внутреннему контролю и службами внутреннего контроля.

Объекты государственного финансового контроля – Правительство Республики Казахстан, местные исполнительные органы, государственные органы, ответственные за взимание и контроль поступлений в бюджет, государственные учреждения, финансируемые из республиканского и местных бюджетов, их подведомственные организации, получатели бюджетных средств, физические и юридические лица, использующие гранты, активы государства, гарантированные государством займы.

Государственный финансовый контроль подразделяется на следующие типы:

1) контроль на соответствие;

2) контроль финансовойотчетности;

3) контроль эффективности.

Государственный финансовый контроль осуществляется в следующих видах:

1) комплексный контроль – проверка и оценка деятельности объекта государственного финансового контроля за конкретный период сплошным методом;

2) тематический контроль – проверка и оценка деятельности объекта государственного финансового контроля по отдельным вопросам за конкретный период сплошным методом;

3) встречный контроль – контроль третьих лиц, связанный с необходимостью получения информации в отношении объекта контроля, который заключается в сопоставлении документов, связанных между собой единством операций.

Читайте так же:  Налог на прибыль организаций определяется как

4) совместный контроль – контроль, проводимый органами государственного финансового контроля совместно с другими государственными органами.

Ведомственный финансовый контроль осуществляется в пределах полномочий отдельного министерства, ведомства за деятельностью входящих в их систему (подчиненных, курируемых, подведомственных) предприятий, организаций, учреждений.

В рамках ведомственного контроля проводится внутрихозяйст-венный контроль, то есть контроль, осуществляемый на конкретных хозяйствующих субъектах (фирмах, компаниях, организациях, уч-реждениях).

В зависимости от времени проведения финансовый контроль может быть предварительным, текущим и последующим. Такие формы контроля свойственны деятельности большинства контро-лирующих органов.

Аудиторский контроль – проверка состояния финансово-хозяйст-венной деятельности на основе договора (контракта), заключаемого не-зависимой аудиторской фирмой и владельцем (собственником) предпри-ятия, компании, банка, страховой компании.

Аудит проводится по следующим последовательным стадиям:

1) планирование (с внутренней систематизацией действия сторон);

2) получение информации об объекте аудита и ее оценка;

3) разработка подхода к процедуре аудита и подготовка программы;

4) проверка и тесты систем контроля;

5) проведение процедур аудита;

6) формирование аудиторского заключения.

Выделяется также внутренний аудит – неотъемлемая часть системы внутреннего контроля предприятия, компании, фирмы. Объектом внутреннего аудита может быть финансовая, производственная, снабженческая и другие виды деятельности.

Финансовый контроль проводится разнообразными методами, под которыми понимают приемы или способы, средства его осуществления. Применение конкретного метода зависит от ряда факторов: особенностей форм деятельности органов, осуществляющих финансовый контроль, от объекта и цели контроля, основания возникновения контрольного действия.

Используются следующие методы финансового контроля: ревизии, проверки (документации, состояния учета и отчетности, счетная проверка), обследования, рассмотрение проектов финпланов, заявок, отчетов о финансово-хозяйственной деятельности, заслушивание докладов, информация должностных лиц и др. Каждый из этих методов подразделяется на более частные способы, позволяющие решать промежуточные задачи. Например, в документальной ревизии используются такие способы, как встречная проверка документов, инвентаризация денежных средств и материальных ценностей, восстановление количественного учета, контрольное сличение и другие.

Эффективность финансового контроля во многом определяется его рациональной организацией: четкого определения субъектов контроля, их прав и обязанностей, сочетания форм и методов проведения финансового контроля.

Общегосударственный финансовый контроль осуществляют органы государственной власти и управления: Аппарат Президента, Парламент, Правительство Республики Казахстан, местные представительные органы (собрания депутатов) органы местных администраций.

К органам, осуществляющим общегосударственный контроль, также относятся Министерство финансов, Министерство экономики и бюджетного планирования, Национальный банк Республики Казахстан.

Систему органов государственного финансового контроля составляют:

1) Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета;

2) ревизионные комиссии маслихатов;

2. 3) уполномоченный Правительством Республики Казахстан

орган по внутреннему контролю – Комитет финансового контроля и государственных закупок Министерства финансов;

4) службы внутреннего контроля центральных государственных органов;

3. 5) службы внутреннего контроля местных исполнительных

органов области, города республиканского значения, столицы.

Представительные органы (маслихаты – собрания депутатов) всех ступеней осуществляют финансовый контроль в процессе рассмотрения и утверждения бюджетов и отчетов об их исполнении.

Государственный контроль, в пределах своих полномочий, осуществляют органы Казначейства.

Налоговые и финансовые органы осуществляют контроль, наря-ду с выполнением своей основный работы – управлением доходами и расходами государства (региона).

Ведомственный финансовый контроль осуществляют министерства и ведомства республики в отношении подчиненных им предприятий, организаций и учреждений.

Внутрихозяйственный контроль осуществляют структурные подразделения хозяйствующих субъектов.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Какие исходные основы принимаются при разработке финансовой политики?

2. Сформулируйте понятие «финансовая политика», ее содержание

3. С какой целью в практику хозяйствования введено понятие финансовый механизм?

4. Сформулируйте понятие финансового механизма, раскройте его структуру.

5. Покажите этапность в проведении финансовой политики на примере определенного государства.

6. В чем состоят особенности финансового политики Казахстана, в начальный период его самостоятельного развития?

7. Как определяется понятие фискальной политики и какие имеются ее виды?

8. В чем состоит цель финансовой политики в Казахстане в современный период?

9. Какие задачи решаются финансовой политикой и основные принципы ее осуществления?

10. Перечислите известные вам финансовые инструменты, применяемые на разных уровнях управления экономикой.

11. Сформулируйте определение понятия «управление финансами».

12. Перечислите основные принципы управления финансами.

13. В чем состоит научный подход в управлении финансами?

14. Охарактеризуйте основные элементы управления финансами.

15. Назовите органы по стратегическому управлению финансами и их основ

ные функции в этом процессе.

16. Роль и функции Министерства финансов.

17. Роль областных, городских и районных финансовых органов в решении задач социально-экономического развития.

18. Изложите структуру управления налоговой службы Казахстана.

19. Какие особенности управления финансами хозяйствующих субъектов?

20. В чем необходимость применения автоматизированных систем управления

21. В чем заключаются особенности автоматизации управления финансами

22. В чем состоят особенности финансового планирования?

23. Что является объектом финансового планирования?

24. Каковы задача и цели финансового планирования?

25. В чем отличие планирования и прогнозирования?

26. Что такое индикативное планирование?

27. Охарактеризуйте принципы финансового планирования

28. Какие методы применяются в финансовом планировании?

29. Какие имеются этапы при осуществлении процесса финансового плани-

30. Что представляет собой система финансовых планов?

31. Приведите перечень основных видов финансовых планов и дайте краткую

характеристику каждого из них.

32. Дайте краткую характеристику государственному бюджету как основному

финансовому плану страны.

33. Каковы содержание и структура баланса доходов и расходов хозяйствую-

щего субъекта сферы материального производства?

34. Что представляет собой индивидуальный план финансирования (смета)

35. Сформулируйте определение финансовых показателей.

36. Приведите основные финансовые показатели хозяйствующих субъектов,

37. Что представляют собой нормы, нормативы?

38. В каких направлениях необходимо совершенствовать финансовое плани-

рование и прогнозирование?

39.Назовите важнейшие экономические индикаторы и изложите схему их

40. Почему необходимо правовое регулирование финансовых отноше-ний?

41. Что представляют собой финансово-правовые нормы?

42. Как характеризуется финансово-правовой механизм?

43. Какими методами проводится финансово-правовое регулирование?

44. В чем состоит содержание финансовой деятельности государства и какие

факторы влияют на нее?

45. Охарактеризуйте методы финансовой деятельности государства.

46. Назовите важнейшие законодательные акты Республики Казахстан, регу

лирующие финансовую деятельность.

47. Каким образом проявляется объективная необходимость и субъективная

возможность финансового контроля?

48. Каковы принципы финансового контроля?

49. В чем заключаются задачи финансового контроля?

50. Какова роль финансового контроля в условиях рыночных отношений?

51. Назовите признаки классификации финансового контроля и охарактери

зуйте основные виды контроля?

52. Что такое аудит? Дайте краткую характеристику аудиторской деятельно

53. Перечислите основные методы финансового контроля.

54. Как организован финансовый контроль в Казахстане?

55. Перечислите органы финансового контроля.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Видео (кликните для воспроизведения).

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10794 — | 8073 — или читать все.

Источники

Комплексный финансовый контроль
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here