Контроль и надзор финансовых рынков

Глава X.1. Регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков (ст.ст. 76.1 — 76.9-3)

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ настоящий Федеральный закон дополнен главой X.1, вступающей в силу с 1 сентября 2013 г.

Глава X.1. Регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков

>
Статья 76.1
Содержание
Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с изменениями.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Межрегиональное управление Службы Банка России по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе (г. Казань)

420021, Республика Татарстан
г.Казань, ул. Московская, д.53/6
тел.: (843) 264-69-09
e-mail: [email protected]

Законодательные и нормативные акты, регулирующие деятельность организаций, осуществление контроля и надзора за которыми возложено на ФСФР России

1.Гражданский кодекс РФ (часть 1, 2) от 30.11.1994 №51-ФЗ, от 26.01.1996 № 14-ФЗ. 2.Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ.2.Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».

Регулирует отношения, возникающие при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг независимо от типа эмитента, при обращении иных ценных бумаг, а также особенности создания и деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг.

3. Федеральный закон от 26.12.1995 №208-ФЗ «Об акционерных обществах».

Определяет порядок создания, реорганизации, ликвидации, правовое положение акционерных обществ, пава и обязанности их акционеров, а также обеспечивает защиту прав и интересов акционеров.

4.Положение о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 29.08.2011№717.

Определяет полномочия и порядок организации деятельности ФСФР России.

5. Положение о территориальных органах Федеральной службы по финансовым рынкам, утвержденное Приказом ФСФР России от 11.10.2011 №11-47/пз-н (ред. от 22.01.2013).

Определяет полномочия и порядок организации деятельности территориальных органов ФСФР России.

6. Административный регламент исполнения Федеральной службой по финансовым рынкам государственной функции проведения проверок организаций, осуществление полномочий по контролю и надзору за которыми возложено на Федеральную службу по финансовым рынкам, за исключением субъектов страхового дела, микрофинансовых организаций, кредитных потребительских кооперативов, утвержденный Приказом ФСФР России от 21.05.2013 №13-44/пз-н

Определяет сроки и последовательность административных процедур (действий) ФСФР России и территориальных органов ФСФР России при проведении проверок соблюдения законодательства Российской Федерации в сфере финансовых рынков, а также определяет основания проведения проверок, права и обязанности инспекторов ФСФР России, региональных отделения ФСФР России, уполномоченных сотрудников саморегулируемых организаций, проверяемых лиц и их представителей при проведении проверок.

Контроль и надзор финансовых рынков

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Доступ к Trading Central

Зарегистрируйтесь и начните получать аналитические обзоры от Trading Central™.

Государственное регулирование финансового рынка является одной из самых важных задач государства. Грамотный контроль финансовых рынков обеспечивает успешное развитие и функционирование экономики страны.

Существует две модели регулирования финансового рынка: первая предполагает доминирование государственных органов и лишь небольшая часть полномочий передается объединениям профессиональных участников рынка — саморегулирующимся организациям (СРО). Вторая наоборот, предполагает передачу основных функций саморегулирующимся организациям, а государство оставляет за собой право контроля и возможность вмешаться в любой момент.

В Российской Федерации регулирование финансового рынка и регулирование рынка финансовых услуг в большей степени обеспечивает государство, и в частности, Федеральная Служба по Финансовым Рынкам (ФСФР). Как такого полноценного закона о финансовых рынках не существует, но о полномочиях Федеральной Службы по Финансовым Рынкам и управлению по финансовым рынкам можно судить по Постановлению Правительства РФ от 29 августа 2011 года «О некоторых вопросах государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации». В данном Постановлении говорится, что Федеральная Служба по Финансовым Рынкам является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением банковской и аудиторской деятельности), в том числе по контролю и надзору в сфере страховой деятельности, кредитной кооперации и микрофинансовой деятельности, деятельности товарных бирж, биржевых посредников и биржевых брокеров, обеспечению государственного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком.

Помимо ФСФР и управления по финансовым рынкам к государственным органам по регулированию финансового рынка также относятся Центральный Банк, Министерство финансов, Федеральная антимонопольная служба.

Совместно с развитием государственного регулирования финансового рынка происходит становление негосударственных форм контроля финансовых рынков. В частности, отметим создание СРО НП ЦРФИН (Центр Регулирования внебиржевых Финансовых Инструментов), который появился в 2011 году с целью создания и систематизацииединых правил и требований к брокерам на валютном рынке FOREX-услуг (от англ. FOReign Exchange — рынок межбанковского обмена валют по свободным ценам).

Отсутствие единого и полного закона о финансовых рынках в России подталкивает его участников к проявлению самостоятельной активности и приведению рынка к цивилизованному облику, в том числе, осуществлению контроля за финансовыми рынками в своей отдельной сфере. Создание нормативно-правового поля процесс сложный и длительный, требует от участников финансового рынка полной самоотдачи. В каком соотношении распределятся полномочия за контролем финансового рынка в России между государством и СРО сейчас говорить сложно, но главное, процесс идет, и российский рынок все больше приходит к мировым стандартам и нормам.

Читайте так же:  Общая характеристика упрощенной системы налогообложения

на финансовых рынках

Управление контроля финансовых рынков Федеральной антимонопольной службы осуществляет контроль за соблюдением антимонопольного законодательства и иных нормативных правовых актов в сфере защиты конкуренции на рынках банковских, страховых и лизинговых услуг; услуг профессиональных участников рынка ценных бумаг, негосударственных пенсионных фондов и организаторов торговли; а также иных финансовых услуг.

Аналогичные функции выполняются Управлением контроля финансовых рынков и на иных связанных с указанными товарных рынках, включая рынки услуг платежных систем, кредитных рейтинговых агентств, бюро кредитных историй, факторинговых и коллекторских услуг.

Основными задачами Управления являются предупреждение и пресечение нарушений антимонопольного законодательства; разработка и обеспечение реализации предложений по развитию конкуренции, совершенствованию рыночных отношений и антимонопольного контроля на перечисленных рынках.

Регулирование, контроль и надзор на финансовом рынке в Российской Федерации

Скопировать в буфер библиографическое описание

Добавить в избранное

Нравится
7 Посмотреть кому понравилось

    Гузнов А.Г., Рождественская Т.Э.

В представленном учебном пособии рассматриваются такие вопросы, как: понятие финансового рынка, его система и соотношение системы финансового рынка и финансовой системы, дается классификация видов финансовых организаций, формулируются цели и принципы публично-правового (финансово-правового) регулирования финансового рынка, особенности осуществления надзора на финансовом рынке в целом и за его отдельными субъектами. Особое внимание уделяется исследованию международных стандартов в области регулирования и осуществления надзора в различных сегментах финансового рынка, а также опыту организации публичных органов, отвечающих за регулирование и надзор. Отдельные главы посвящены мерам воздействия, применяемым Банком России к финансовым организациям, а также особенностям урегулирования банкротства институтов финансового рынка. При подготовке учебного пособия нормативные правовые акты представлены по состоянию на 1 июня 2016 г.

Регулирование, контроль и надзор на финансовом рынке в Российской Федерации

Скопировать в буфер библиографическое описание

Добавить в избранное

Нравится
11 Посмотреть кому понравилось

    Гузнов А. Г., Рождественская Т. Э.

Издание посвящено вопросам публично-правового регулирования финансового рынка, в том числе вопросам правового регулирования, контроля и надзора. Особое внимание уделяется банковскому сектору, страхованию, рынкам ценных бумаг и коллективных инвестиций, микрофинансовой деятельности, а также организациям инфраструктуры финансового рынка. Отдельные главы освещают вопросы правового регулирования, контроля и надзора в системе финансового рынка и мерам воздействия, применяемым Банком России к финансовым организациям, а также особенностям урегулирования банкротства институтов финансового рынка. При подготовке учебного пособия нормативные правовые акты представлены по состоянию на 5 сентября 2018 г.

Глава X.1. Регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков (ст.ст. 76.1 — 76.9-3)

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ настоящий Федеральный закон дополнен главой X.1, вступающей в силу с 1 сентября 2013 г.

Глава X.1. Регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков

>
Статья 76.1
Содержание
Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с изменениями.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Государственное регулирование финансового рынка

Приказ Федеральной антимонопольной службы от 19 января 2009 г. N 11 «Об утверждении Положения об Управлении контроля финансовых рынков Федеральной антимонопольной службы»

В соответствии с пунктом 10.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Положение об Управлении контроля финансовых рынков Федеральной антимонопольной службы.

2. Признать утратившим силу приказ ФАС России от 09.08.2005 N 181 «Об утверждении Положения об Управлении контроля и надзора на рынке финансовых услуг Федеральной антимонопольной службы».

3. Контроль исполнения настоящего приказа оставляю за собой.

Руководитель И.Ю. Артемьев

Приложение
к приказу Федеральной антимонопольной службы
от 19 января 2009 г. N 11

Положение
об Управлении контроля финансовых рынков Федеральной антимонопольной службы

I. Общие положения

1.1. Управление контроля финансовых рынков Федеральной антимонопольной службы (далее — Управление) является структурным подразделением Федеральной антимонопольной службы (далее — ФАС России).

1.2. Управление в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Положением о Федеральной антимонопольной службе, нормативными правовыми актами ФАС России, настоящим Положением, поручениями руководителя ФАС России, а также, поручениями заместителя руководителя ФАС России, непосредственно координирующего и контролирующего деятельность Управления.

1.3. Управление подчиняется руководителю ФАС России и заместителю руководителя ФАС России, непосредственно координирующего и контролирующего деятельность Управления.

1.4. Управление осуществляет свою деятельность во взаимодействии со структурными подразделениями ФАС России и его территориальными органами.

2. Задачи Управления

2.1. Основными задачами Управления являются:

2.1.1. осуществление контроля соблюдения антимонопольного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, связанные с защитой конкуренции на рынке ценных бумаг, рынке банковских услуг, рынке страховых услуг, рынке услуг по негосударственному пенсионному обеспечению, рынке лизинговых услуг и рынке иных финансовых услуг;

2.1.2. осуществление мер по предупреждению и пресечению нарушений антимонопольного законодательства и иных нормативных правовых актов о защите конкуренции на рынке ценных бумаг, рынке банковских услуг, рынке страховых услуг, рынке услуг по негосударственному пенсионному обеспечению, рынке лизинговых услуг и рынке иных финансовых услуг;

2.1.3. методическое обеспечение структурных подразделений ФАС России и его территориальных органов, а также координация деятельности территориальных органов ФАС России по вопросам, отнесенным к компетенции Управления.

3. Полномочия Управления

3.1. Управление осуществляет следующие полномочия:

3.1.1. проводит самостоятельно или совместно с территориальными органами, структурными подразделениями ФАС России анализ и мониторинг состояния рынка ценных бумаг, рынка банковских услуг, рынка страховых услуг, рынка услуг по негосударственному пенсионному обеспечению, рынка лизинговых услуг и рынок# иных финансовых услуг;

3.1.2. разрабатывает и реализует предложения о мерах по развитию конкуренции, а также совершенствованию рыночных отношений и антимонопольного контроля на рынке ценных бумаг, рынке банковских услуг, рынке страховых услуг, рынке услуг по негосударственному пенсионному обеспечению, рынке лизинговых услуг и рынке иных финансовых услуг;

Читайте так же:  Налог на землю пенсионерам инвалидам

3.1.3. разрабатывает/участвует в разработке и реализации программ развития рынка ценных бумаг, рынка банковских услуг, рынка страховых услуг, рынка услуг по негосударственному пенсионному обеспечению, рынка лизинговых услуг и рынка иных финансовых услуг;

3.1.4. участвует в подготовке проектов нормативных правовых актов, регулирующих отношения на соответствующем товарном рынке;

3.1.5. совместно с Правовым управлением Федеральной антимонопольной службы проводит анализ и подготовку заключений на проекты законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам, относящимся к компетенции Управления;

3.1.6. рассматривает в установленном порядке и подготавливает заключения на ходатайства и уведомления, направляемые в ФАС России в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства и иных нормативных правовых актов о защите конкуренции на рынке ценных бумаг, рынке банковских услуг, рынке страховых услуг, рынке услуг по негосударственному пенсионному обеспечению, рынке лизинговых услуг и рынке иных финансовых услуг, в пределах компетенции Управления;

3.1.7. организует и принимает участие в проведении проверок соблюдения антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, осуществляющими свою деятельность на рынке ценных бумаг, рынке банковских услуг, рынке страховых услуг, рынке услуг по негосударственному пенсионному обеспечению, рынке лизинговых услуг и рынке иных финансовых услуг;

3.1.8. рассматривает в установленном порядке заявления и материалы юридических и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти и местного самоуправления, Центрального банка Российской Федерации, а также органов Прокуратуры, в пределах компетенции Управления;

3.1.9. подготавливает материалы для направления в органы прокуратуры, а также, в другие правоохранительные органы в соответствии с законодательством Российской Федерации;

3.1.10. подготавливает материалы к возбуждению дел о нарушении антимонопольного законодательства и иных нормативных правовых актов о защите конкуренции в пределах компетенции Управления;

3.1.11. представляет в Правовое управление Федеральной антимонопольной службы материалы, указанные в п. 3.1.10. настоящего Положения, для проведения правовой экспертизы;

3.1.12. организует работу по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства и иных нормативных правовых актов о защите конкуренции, а также участвует в рассмотрении таких дел;

3.1.13. подготавливает решения и предписания ФАС России по делам о нарушении антимонопольного законодательства и иных нормативных правовых актов о защите конкуренции в пределах компетенции Управления, а также контролирует их исполнение;

3.1.14. подготавливает или участвует в подготовке документов о привлечении к административной ответственности граждан, юридических и должностных лиц за нарушения антимонопольного законодательства и иных нормативных правовых актов о защите конкуренции в пределах компетенции Управления;

3.1.15. в установленном порядке участвует совместно с Правовым управлением Федеральной антимонопольной службы в рассмотрении дел в судах;

3.1.16. совместно с Правовым управлением Федеральной антимонопольной службы обобщает практику применения антимонопольного законодательства и иных нормативных правовых актов о защите конкуренции в пределах компетенции Управления;

3.1.17. проводит анализ фактов злоупотребления финансовыми организациями доминирующим положением, оценки их воздействия на состояние конкурентной среды на соответствующем товарном рынке;

3.1.18. совместно с Правовым управлением Федеральной антимонопольной службы участвует в подготовке разъяснений по вопросам применения антимонопольного законодательства и иных нормативных правовых актов о защите конкуренции в пределах компетенции Управления;

3.1.19. осуществляет обработку, анализ и обобщение ведомственной периодической отчетности территориальных органов ФАС России в пределах компетенции Управления;

3.1.20. организует работу Экспертного совета по защите конкуренции на рынке финансовых услуг при ФАС России;

3.1.21. участвует по поручению руководителя ФАС России в разработке и осуществлении международных проектов и программ по вопросам, относящимся к компетенции Управления;

3.1.22. осуществляет иные полномочия в соответствии с Положением о Федеральной антимонопольной службе, правовыми актами ФАС России, поручениями руководителя ФАС России, а также, заместителя руководителя ФАС России, непосредственно координирующего и контролирующего деятельность Управления.

3.2. Управление вправе:

3.2.1. запрашивать и получать от других структурных подразделений ФАС России и его территориальных органов информацию и материалы, необходимые для осуществления полномочий Управления;

3.2.2. привлекать государственных гражданских служащих и работников структурных подразделений ФАС России и его территориальных органов с согласия их руководителей для консультаций, а также для разработки и осуществления мероприятий, проводимых Управлением в соответствии с возложенными на него полномочиями;

3.2.3. принимать участие в совещаниях, научно-практических конференциях, других мероприятиях по вопросам, входящим в компетенцию Управления;

3.2.4. осуществлять иные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

4. Организация деятельности

4.1. Управление возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности руководителем ФАС России.

4.2. Структура Управления и штатное расписание утверждаются руководителем ФАС России.

4.3. Начальник Управления имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности руководителем ФАС России в установленном порядке.

4.4. Структурными подразделениями Управления являются отделы по основным направлениям деятельности Управления.

4.5. Начальник Управления:

4.5.1. руководит деятельностью Управления и несет персональную ответственность за осуществление возложенных на Управление полномочий, а также состояние исполнительской дисциплины в Управлении;

4.5.2. осуществляет контроль и принимает необходимые меры по соблюдению в Управлении сроков исполнения документов;

4.5.3. вносит предложения на рассмотрения руководителя ФАС России, его заместителей, Коллегии ФАС России по вопросам, относящимся к компетенции Управления;

4.5.4. участвует в установленном порядке в заседаниях Коллегии ФАС России, а также совещаниях, проводимых руководителем ФАС России и его заместителями, при обсуждении на них вопросов, относящихся к компетенции Управления;

Видео (кликните для воспроизведения).

4.5.5. представляет ФАС России по поручению руководителя ФАС России в органах государственной власти и в российских организациях, а также в учреждениях и организациях иностранных государств и международных организациях;

4.5.6. распределяет обязанности между своими заместителями, непосредственно руководит их деятельностью, а также устанавливает обязанности государственных гражданских служащих и работников Управления;

4.5.7. утверждает положения об отделах Управления, а также должностные регламенты государственных гражданских служащих и работников Управления;

4.5.8. дает государственным гражданским служащим и работникам Управления обязательные для исполнения указания и поручения в пределах компетенции Управления;

Читайте так же:  Налоговое правонарушение отличается от других видов правонарушений

4.5.9. обеспечивает соблюдение государственными гражданскими служащими и работниками Управления трудовой дисциплины, контролирует своевременное и качественное исполнение ими указаний и поручений;

4.5.10. обеспечивает проведение мероприятий, связанных с прохождением государственной гражданской службы, в том числе представляет предложения о назначении на должность и об освобождении от должности, о повышении квалификации, поощрении государственных гражданских служащих и работников Управления и наложении на них взыскания;

4.5.11. обеспечивает ведение делопроизводства в Управлении;

4.5.12. обеспечивает соблюдение государственными гражданскими служащими и работниками Управления режима секретности при работе с документами, а также организацию работы по защите сведений, составляющих государственную тайну, и информации ограниченного доступа, находящихся в ведении Управления или полученных им от других органов и организаций;

4.5.13. при обнаружении нарушения законности в работе структурных подразделений ФАС России и его территориальных органов или их должностных лиц докладывает руководителю ФАС России об этих нарушениях;

4.5.14. осуществляет иные права и выполняет другие обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации и поручениями руководителя ФАС России;

4.6. Во время отсутствия начальника Управления его обязанности выполняет один из его заместителей по поручению начальника Управления или в соответствии с Приказом руководителя ФАС России.

Приказ Федеральной антимонопольной службы от 19 января 2009 г. N 11 «Об утверждении Положения об Управлении контроля финансовых рынков Федеральной антимонопольной службы»

Текст приказа официально опубликован не был

Банк России как орган контроля и надзора в сфере финансовых рынков

Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями и (или) сфере их деятельности в соответствии с федеральными законами.

Регулирующие, контрольные и надзорные функции Банка России в сфере финансовых рынков осуществляются через действующий на постоянной основе орган — Комитет финансового надзора, объединяющий руководителей структурных подразделений Банка России, обеспечивающих выполнение его надзорных функций. Комитет финансового надзора принимает решения по основным вопросам регулирования, контроля и надзора в сфере финансовых рынков.

Банк России проводит проверки деятельности некредитных финансовых организаций, направляет некредитным финансовым организациям обязательные для исполнения предписания, а также применяет к некредитным финансовым организациям предусмотренные федеральными законами иные меры.

Банк России в установленном им порядке ведет базы данных о некредитных финансовых организациях, об их должностных лицах и иных лицах, в отношении которых получает персональные данные, в рамках реализации возложенных на него функций.

При неисполнении некредитной финансовой организацией в срок, установленный требованием (предписанием) Банка России, обязывающим ее устранить нарушения, связанные с представлением и (или) публикацией (раскрытием) отчетности, и при обоснованных предположениях о наличии деяний, предусмотренных статьей 172.1 Уголовного кодекса РФ, Банк России обязан в течение трех рабочих дней со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в следственные органы, уполномоченные производить предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьей 172.1 Уголовного кодекса РФ, для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Государственное регулирование финансового рынка

Доступ к Trading Central

Зарегистрируйтесь и начните получать аналитические обзоры от Trading Central™.

Государственное регулирование финансового рынка является одной из самых важных задач государства. Грамотный контроль финансовых рынков обеспечивает успешное развитие и функционирование экономики страны.

Существует две модели регулирования финансового рынка: первая предполагает доминирование государственных органов и лишь небольшая часть полномочий передается объединениям профессиональных участников рынка — саморегулирующимся организациям (СРО). Вторая наоборот, предполагает передачу основных функций саморегулирующимся организациям, а государство оставляет за собой право контроля и возможность вмешаться в любой момент.

В Российской Федерации регулирование финансового рынка и регулирование рынка финансовых услуг в большей степени обеспечивает государство, и в частности, Федеральная Служба по Финансовым Рынкам (ФСФР). Как такого полноценного закона о финансовых рынках не существует, но о полномочиях Федеральной Службы по Финансовым Рынкам и управлению по финансовым рынкам можно судить по Постановлению Правительства РФ от 29 августа 2011 года «О некоторых вопросах государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации». В данном Постановлении говорится, что Федеральная Служба по Финансовым Рынкам является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением банковской и аудиторской деятельности), в том числе по контролю и надзору в сфере страховой деятельности, кредитной кооперации и микрофинансовой деятельности, деятельности товарных бирж, биржевых посредников и биржевых брокеров, обеспечению государственного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком.

Помимо ФСФР и управления по финансовым рынкам к государственным органам по регулированию финансового рынка также относятся Центральный Банк, Министерство финансов, Федеральная антимонопольная служба.

Совместно с развитием государственного регулирования финансового рынка происходит становление негосударственных форм контроля финансовых рынков. В частности, отметим создание СРО НП ЦРФИН (Центр Регулирования внебиржевых Финансовых Инструментов), который появился в 2011 году с целью создания и систематизацииединых правил и требований к брокерам на валютном рынке FOREX-услуг (от англ. FOReign Exchange — рынок межбанковского обмена валют по свободным ценам).

Отсутствие единого и полного закона о финансовых рынках в России подталкивает его участников к проявлению самостоятельной активности и приведению рынка к цивилизованному облику, в том числе, осуществлению контроля за финансовыми рынками в своей отдельной сфере. Создание нормативно-правового поля процесс сложный и длительный, требует от участников финансового рынка полной самоотдачи. В каком соотношении распределятся полномочия за контролем финансового рынка в России между государством и СРО сейчас говорить сложно, но главное, процесс идет, и российский рынок все больше приходит к мировым стандартам и нормам.

Межрегиональное управление Службы Банка России по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе (г. Казань)

420021, Республика Татарстан
г.Казань, ул. Московская, д.53/6
тел.: (843) 264-69-09
e-mail: [email protected]

Законодательные и нормативные акты, регулирующие деятельность организаций, осуществление контроля и надзора за которыми возложено на ФСФР России

1.Гражданский кодекс РФ (часть 1, 2) от 30.11.1994 №51-ФЗ, от 26.01.1996 № 14-ФЗ. 2.Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ.2.Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».

Читайте так же:  Платежное поручение по штрафу в налоговую

Регулирует отношения, возникающие при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг независимо от типа эмитента, при обращении иных ценных бумаг, а также особенности создания и деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг.

3. Федеральный закон от 26.12.1995 №208-ФЗ «Об акционерных обществах».

Определяет порядок создания, реорганизации, ликвидации, правовое положение акционерных обществ, пава и обязанности их акционеров, а также обеспечивает защиту прав и интересов акционеров.

4.Положение о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 29.08.2011№717.

Определяет полномочия и порядок организации деятельности ФСФР России.

5. Положение о территориальных органах Федеральной службы по финансовым рынкам, утвержденное Приказом ФСФР России от 11.10.2011 №11-47/пз-н (ред. от 22.01.2013).

Определяет полномочия и порядок организации деятельности территориальных органов ФСФР России.

6. Административный регламент исполнения Федеральной службой по финансовым рынкам государственной функции проведения проверок организаций, осуществление полномочий по контролю и надзору за которыми возложено на Федеральную службу по финансовым рынкам, за исключением субъектов страхового дела, микрофинансовых организаций, кредитных потребительских кооперативов, утвержденный Приказом ФСФР России от 21.05.2013 №13-44/пз-н

Определяет сроки и последовательность административных процедур (действий) ФСФР России и территориальных органов ФСФР России при проведении проверок соблюдения законодательства Российской Федерации в сфере финансовых рынков, а также определяет основания проведения проверок, права и обязанности инспекторов ФСФР России, региональных отделения ФСФР России, уполномоченных сотрудников саморегулируемых организаций, проверяемых лиц и их представителей при проведении проверок.

на финансовых рынках

Управление контроля финансовых рынков Федеральной антимонопольной службы осуществляет контроль за соблюдением антимонопольного законодательства и иных нормативных правовых актов в сфере защиты конкуренции на рынках банковских, страховых и лизинговых услуг; услуг профессиональных участников рынка ценных бумаг, негосударственных пенсионных фондов и организаторов торговли; а также иных финансовых услуг.

Аналогичные функции выполняются Управлением контроля финансовых рынков и на иных связанных с указанными товарных рынках, включая рынки услуг платежных систем, кредитных рейтинговых агентств, бюро кредитных историй, факторинговых и коллекторских услуг.

Основными задачами Управления являются предупреждение и пресечение нарушений антимонопольного законодательства; разработка и обеспечение реализации предложений по развитию конкуренции, совершенствованию рыночных отношений и антимонопольного контроля на перечисленных рынках.

Межрегиональное управление Службы Банка России по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе (г. Казань)

420021, Республика Татарстан
г.Казань, ул. Московская, д.53/6
тел.: (843) 264-69-09
e-mail: [email protected]

Законодательные и нормативные акты, регулирующие деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг

1.Федеральный закон от 07.08.2001 N115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем».

Федеральный закон направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

2.Постановление ФКЦБ России N32, Минфина РФ N108н от 11.12.2001 «Об утверждении порядка ведения внутреннего учета сделок включая срочные сделки, и операций с ценными бумагами профессиональными участниками рынка ценных бумаг, осуществляющими брокерскую, дилерскую деятельность и деятельность по управлению ценными бумагами».

Порядок ведения внутреннего учета сделок, включая срочные сделки, и операций с ценными бумагами профессиональными участниками рынка ценных бумаг, осуществляющими брокерскую, дилерскую деятельность и деятельность по управлению ценными бумагами (далее — Порядок), устанавливает единые требования:

-к ведению профессиональными участниками рынка ценных бумаг, осуществляющими брокерскую, дилерскую деятельность и деятельность по управлению ценными бумагами (далее — профессиональные участники), внутреннего учета сделок, включая срочные сделки, и операций с ценными бумагами;

— к содержанию разрабатываемых ими Правил ведения внутреннего учета сделок, включая срочные сделки, и операций с ценными бумагами профессионального участника;

— к ведению профессиональными участниками счетов внутреннего учета денежных средств и ценных бумаг, фьючерсных контрактов и опционов;

— к составлению и предоставлению клиентам отчетов по сделкам, включая срочные сделки, и операциям с ценными бумагами, совершенным в интересах клиентов.

Требования настоящего Порядка не распространяются на порядок ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности профессиональными участниками.

3.Приказ ФСФР России от 24.05.2012 №12-32/пз-н «Об утверждении Положения о внутреннем контроле профессионального участника рынка ценных бумаг».

Положение определяет порядок организации и осуществления профессиональным участником рынка ценных бумаг контроля за соответствием деятельности профессионального участника требованиям законодательства Российской Федерации о рынке ценных бумаг, в том числе нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, законодательства Российской Федерации о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг, законодательства Российской Федерации о рекламе, а также соблюдением внутренних документов профессионального участника, связанных с его деятельностью на рынке ценных бумаг.

4. Приказ ФСФР России от 20.07.2010 №10-49/пз-н «Об утверждении Положения о лицензионных требованиях и условиях осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг».

Положение регулирует отношения, возникающие между Федеральной службой по финансовым рынкам и юридическими лицами созданными и осуществляющими деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации в связи с осуществлением лицензирования видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

5.Приказ ФСФР России от 24.05.2011 №11-23/пз-н «Об утверждении нормативов достаточности собственных средств профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов»

6.Приказ ФСФР России от 23.10.2008 №08-41/пз-н «Об утверждении Положения о порядке расчета собственных средств профессиональных участников рынка ценных бумаг, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, товарных бирж и биржевых посредников, заключающих в биржевой торговле договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами, базисным активом которых является биржевой товар».

Положение определяет порядок расчета собственных средств профессионального участника рынка ценных бумаг, управляющей компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, товарной биржи и биржевого посредника, заключающего в биржевой торговле договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами, базисным активом которых является биржевой товар.

В целях настоящего Положения размер собственных средств организации определяется как разница между стоимостью активов и суммой пассивов организации, определенными в соответствии с Положением.

Читайте так же:  Возврат госпошлины из росреестра образец

7.Положение ЦБ РФ от 10.02.2003 №215-П «Положение о методике собственных средств (капитала) кредитных организаций»

Постановление устанавливает требования к нормативам достаточности собственных средств кредитных организаций.

8.Постановление ФКЦБ России от 11.10.1999 N9 «Об утверждении правил осуществления брокерской и дилерской деятельности на рынке ценных бумаг РФ».

Правила устанавливают единые требования к осуществлению брокерской и дилерской деятельности на рынке ценных бумаг.

9.Федеральный закон от 07.02.2011 N7-ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности».

Федеральный закон устанавливает правовые основы осуществления клиринга, требования к юридическим лицам, осуществляющим клиринговую деятельность и (или) функции центрального контрагента, а также правовые основы государственного регулирования клиринговой деятельности и государственного контроля за ее осуществлением.

10.Приказ ФСФР России от 03.04.2007 №07-37/пз-н «Об утверждении порядка осуществления деятельности по управлению ценными бумагами».

11.Постановление ФКЦБ России от 16.10.1997 N36 «Об утверждении Положения о депозитарной деятельности в РФ, установлении порядка введения его в действие и области применения».

Положение определяет условия осуществления депозитарной деятельности в Российской Федерации, устанавливает требования к осуществлению депозитарной деятельности, регламентирует общие правила ведения депозитарного учета, а также определяет порядок государственного регулирования и надзора за депозитарной деятельностью.

12.Постановление ФКЦБ России от 05.11.1998 N44 «О предотвращении конфликта интересов при осуществлении профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг»

Постановление устанавливает, что в целях предотвращения конфликта интересов при осуществлении профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и уменьшения его негативных последствий профессиональный участник при осуществлении профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг обязан соблюдать принцип приоритета интересов клиента перед собственными интересами.

13.Постановление ФКЦБ России N33, Минфина РФ N 109н от 11.12.2001 «Об утверждении Положения об отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг»

Положение устанавливает состав и порядок представления отчетности профессиональными участниками рынка ценных бумаг

14.Приказ ФСФР России от 10-78/пз-н от 28.12.2010 «Об утверждении Положения о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг»

Положение определяет требования к деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг в Российской Федерации.

15.Приказ ФСФР России от 08.08.2013 №13-71/пз-н «О Единых требованиях к правилам осуществления брокерской деятельности при совершении отдельных сделок за счет клиентов, а также признании утратившими силу отдельных нормативных правовых актов Федеральной службы по финансовым рынкам»

Единые требования к правилам осуществления брокерской деятельности при совершении отдельных сделок за счет клиентов регулируют брокерскую деятельность в части совершения сделок с денежными средствами и (или) ценными бумагами, которые находятся в распоряжении брокера или должны поступить в его распоряжение, и предназначены для совершения указанных сделок в соответствии с договором о брокерском обслуживании.

16. Приказ ФСФР России от 05.04.2011 №11-7/пз-н «Об утверждении требований к правилам осуществления брокерской деятельности при совершении операций с денежными средствами клиентов брокера».

Требования устанавливают правила осуществления операций брокера с денежными средствами его клиентов.

17. Приказ ФСФР России от 02.12.2010 №10-74/пз-н «Об утверждении Порядка определения рыночной цены ценных бумаг, расчетной цены ценных бумаг, а также предельной границы колебаний рыночной цены ценных бумаг в целях 23 главы Налогового кодекса Российской Федерации».

18. Приказ ФСФР России от 08.12.2005 №05-77/пз-н «Об утверждении Положения о требованиях к осуществлению деятельности участников финансовых рынков при использовании электронных документов».

19. Приказ ФСФР России от 07.03.2006 №06-25/пз-н «Об утверждении Положения о критериях ликвидности ценных бумаг».

20. Приказ ФСФР России от 22.06.2006 №06-67/пз-н «Об утверждении Положения о представлении информации о заключении сделок».

21. Приказ ФСФР России от 24.08.2006 №06-95/пз-н «О порядке оказания услуг, способствующих заключению срочных договоров (контрактов), а также особенностях осуществления клиринга срочных договоров (контрактов)».

22. Приказ ФСФР России от 25.01.2011 №11-5/пз-н «Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральной службой по финансовым рынкам государственной услуги по лицензированию деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг».

23. Приказ ФСФР России от 23.10.2007 №07-105/пз-н «Об утверждении Положения о квалификации иностанных финансовых инструментов в качестве ценных бумаг».

24. Приказ Росфинмониторинга от 03.08.2010 №203 «Об утверждении Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Дополнительная информация для профессиональных участников рынка ценных бумаг.

25. «О форме представления отчетности профессиональными участниками рынка ценных бумаг».

Видео (кликните для воспроизведения).

В соответствии с пунктом 2.1 приказа ФСФР России от 06.12.2012 № 12-108/пз-н «О сроках и порядке предоставления отчетов профессиональными участниками рынка ценных бумаг», вступившего в силу 25.03.2013, отчетность профессиональных участников рынка ценных бумаг (далее – профессиональные участники), а именно: отчеты по формам № 010 «Внесение изменений в сведения об организации», № 020 «Сообщения о сделках, совершенных организацией с нерезидентами», № 050 «Сведения об участии в судебных процессах, ответчиком в которых выступила организация», № 1100 «Квартальный отчет профессионального участника рынка ценных бумаг» и № 2000 «Ежемесячный отчет Группы оперативного финансового анализа» (далее – Отчеты) представляется в ФСФР России в форме электронного документа с электронной подписью. Одновременно с 25.03.2013 утратил силу приказ ФСФР России от 19.11.2009 № 09-49/пз-н «О порядке и сроках представления отчетности профессиональными участниками рынка ценных бумаг».

Таким образом, все Отчеты, а также Информация о структуре собственности лицензиата, представляемая профессиональными участниками, Расчет собственных средств профессиональных участников и Сведения о квалифицированных инвесторах, представляются профессиональными участниками в ФСФР России только в форме электронного документа с электронной подписью. При этом порядок представления электронных документов с электронной подписью в ФСФР России определен в Порядке организации электронного документооборота при представлении электронных документов с электронной подписью в Федеральную службу по финансовым рынкам, утвержденном приказом ФСФР России от 25.03.2010 № 10-21/пз-н.

Источники

Контроль и надзор финансовых рынков
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here