Место проведения выездной налоговой проверки

Энциклопедия решений. Место проведения выездной налоговой проверки

Место проведения выездной налоговой проверки

По общему правилу выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика (абз. 1 п. 1 ст. 89 НК РФ).

Исключения установлены для следующих случаев (абз. 2 п. 1 ст. 89 НК РФ):

— когда у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения проверки — проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа;

— в случае проведения выездной налоговой проверки налогоплательщиков — иностранных организаций, признаваемых налоговыми резидентами РФ в порядке, установленном п. 8 ст. 246.2 НК РФ, — проверка может проводиться по месту нахождения обособленного подразделения такой организации (норма введена Федеральным законом от 15.02.2016 N 32-ФЗ и действует с 15 марта 2016 г.).

При проведении выездной налоговой проверки на территории (в помещении) налогоплательщика доступ проверяющих на территорию или в помещение налогоплательщика осуществляется при предъявлении ими служебных удостоверений и решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки этого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента (п. 1 ст. 91 НК РФ).

Если у налогоплательщика отсутствует возможность принять проверяющих на своей территории, необходимо обратиться в инспекцию с соответствующим заявлением. Заявление составляется в произвольной форме и должно содержать обоснование факта отсутствия возможности предоставить помещение для проведения проверки (например, ремонт помещения, офис состоит из одного кабинета). Решение о проведении проверки по месту нахождения налогового органа принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, назначившего выездную налоговую проверку. О принятом решении уведомляется лицо, в отношении которого проводится проверка.

Статья 89 НК РФ не предусматривает возможности выбора места проведения проверки ни налогоплательщику, ни налоговым органам. Поэтому отсутствие возможности предоставления помещения для проведения проверки должно быть обусловлено объективными причинами и подтверждаться фактическими обстоятельствами. При необходимости должностные лица налогового органа имеют право провести осмотр помещений налогоплательщика, используемых для осуществления предпринимательской деятельности, для того чтобы убедиться, что они не пригодны для проведения проверки (п. 2 ст. 91, ст. 92 НК РФ).

Внимание

Отсутствие у налогоплательщика помещения для проведения выездной налоговой проверки не может являться препятствием для доступа проверяющих на его территорию или в помещение (за исключением жилых помещений). Даже в том случае, когда проверка проходит по месту нахождения налогового органа, инспектор имеет право осуществления на территории налогоплательщика таких мероприятий налогового контроля, как осмотр, инвентаризация (п. 13 ст. 89 НК РФ), выемка документов и предметов (п. 14 ст. 89 НК РФ) и др. Кроме того, в зависимость от места проведения выездной налоговой проверки не ставится реализация права налогового органа на истребование документов (письмо Минфина России от 17.11.2011 N 03-02-07/1-395).

В отсутствие объективных причин, непредставление сотрудникам налогового органа помещения для проведения проверки может квалифицироваться как воспрепятствование проверке, что влечет за собой крайне негативные последствия для налогоплательщика в виде:

— привлечения к административной ответственности за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) по проведению проверок или уклонение от таких проверок (ст. 19.4 КоАП РФ);

— возникновения у налоговых органов оснований для производства выемки документов согласно ст. 94 НК РФ или самостоятельного определения суммы налога, подлежащей уплате в бюджет (п. 3 ст. 91, пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ).

В отдельных случаях решение о прохождении проверки на территории инспекции может быть принято руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и без участия налогоплательщика. Такое возможно в ситуациях:

— когда налоговому органу не удается обнаружить налогоплательщика по юридическому адресу (постановления ФАС Дальневосточного округа от 14.11.2012 N Ф03-5027/12 (определением ВАС РФ от 07.03.2013 N ВАС-1947/13 отказано в пересмотре дела), ФАС Северо-Кавказского округа от 19.03.2012 N Ф08-213/12, постановление Девятого ААС от 23.12.2014 N 09АП-43620/14);

— в случае, если местом регистрации налогоплательщика является жилое помещение (письмо Минфина РФ от 24.12.2012 N 03-02-08/109).

При таких обстоятельствах основанием для принятия решения о проведении выездной проверки на территории инспекции служит докладная записка руководителя проверяющей бригады о невозможности проведения проверки на территории (в помещении) налогоплательщика.

Внимание

В п. 5 ст. 91 НК РФ содержится прямой запрет на доступ должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, в жилые помещения помимо или против воли проживающих в них физических лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения. Поэтому физическое лицо, в том числе являющееся ИП, может быть проверено на своей территории только в случае, если оно направит в налоговый орган соответствующую просьбу в письменном виде в произвольной форме (см. постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 26.04.2013 N Ф04-1845/13, ФАС Волго-Вятского округа от 13.01.2009 N А29-1428/2008).

Проведение выездной проверки на территории инспекции без должных на то оснований хотя и является нарушением установленной ст. 89 НК РФ процедуры, однако не относится к числу безусловных оснований для отмены решения о привлечении (отказе в привлечении) налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренных п. 14 ст. 101 НК РФ. Поэтому само по себе такое нарушение суды не считают достаточным основанием для признания решения налоговой инспекции недействительным в случае, если решение правильно по существу дела (см., например, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 18.04.2013 N Ф02-883/13).

Как показывает практика, данное обстоятельство учитывается судьями только в совокупности с иными обстоятельствами рассматриваемого дела (постановления ФАС Московского округа от 20.08.2010 N Ф05-8070/10, ФАС Уральского округа от 04.10.2011 N Ф09-6159/11 и др).

Читайте так же:  Валютный контроль тарифы банков

C 12 июня 2015 года налоговые органы используют в своей работе формы документов, которые утверждены приказом ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/[email protected] При этом форма акта налоговой проверки и Требования к его составлению не предполагают отражение сведений о месте проведения выездной налоговой проверки.

Место проведения выездной налоговой проверки

Сайт для предпринимателей, руководителей и владельцев малого и среднего бизнеса

Москва +7 (499) 378-1962
Санкт-Петербург +7 (812) 649-1962

Налоговые, полицейские и пр. проверки бизнеса. Скачайте Бронежилет предпринимателя

Выездные налоговые проверки

Как фискалы готовятся к выездной проверке?

Если Вы получили решение о назначении выездной налоговой проверки, значит фискалы уже нашли разрывы среди Ваших контрагентов и знают, сколько Вам будет доначислено налогов.

Если компания соответствует критериям отбора на выездную налоговую проверку, фискалы начинают подготовку

Подготовка к назначению выездной налоговой проверки

Предпроверочный анализ — исследование информации о налогоплательщике, по которому фискалы определяют целесообразность назначения ВНП.

Налоговые аналитики с помощью специальных технологий и программных инструментов собирают и обобщают информацию о деятельности налогоплательщика и находят «разрывы».

Подробнее о разрывах

В ходе предпроверочного анализа выясняется, есть ли перспектива реального взыскания доначисленных налогов и штрафов.

Первичный отбор

Первичный отбор кандидатов для выездных проверок производится автоматически программными комплексами СУР АСК НДС-2 и АСК НДС-2.

Система Управления Рисками.

АСК НДС-2 Автоматизированная Система Контроля за уплатой НДС

Как работает АСК НДС-2?

Принцип работы программ сводится к выявлению звеньев в цепочках взаимосвязей, которые не платят НДС (возможные фирмы-однодневки).

СУР АСК НДС автоматически делит всех налогоплательщиков на три категории:

высокий налоговый риск (не платят НДС либо платят его в минимальном размере, в составе контрагентов имеются потенциальные однодневки, отсутствуют ресурсы для реальной деятельности)
низкий налоговый риск (платят НДС, не взаимодействуют с потенциальными однодневками, имеют ресурсы для ведения деятельности)
средний налоговый риск (не попали в вышеуказанные категории)

По результатам работы этих программ отображается примерно следующее:

Подробнее об АСК НДС-2

Если в результате предпроверочного анализа отобрана компания ООО «Лютики-цветочки», то далее налоговые инспекторы изучают дополнительные факторы:

  • движение средств по счетам,
  • наличие имущества у компании,
  • состав руководителей и учредителей (участников) и их имущество

На этом этапе задача фискалов — понять, есть ли смысл выходить на выездную проверку?

При отсутствии перспектив для взыскания, проверка назначаться не будет. Фискалы ограничатся блокировкой деятельности компании – блокировка счета, отзыв ЭЦП, вызов директора (для снятия показаний о его номинальности) и т.п.

«Ручной» анализ, определение размера доначислений

Главная задача этапа – определить объем средств, укрытых от налогообложения путем составления «схем оптимизации».

  • поиск связей с фиктивными контрагентами («схемы оптимизации» НДС и обналичка);
  • выявление признаков искусственного дробления (в целях минимизации налога на прибыль и получения наличных).

Используемые средства – упомянутые выше программные комплексы СУР АСК НДС и АСК НДС, другие налоговые базы и открытые источники.

Налоговые базы

Прежде всего ЕГРЮЛ и СПАРК. С их помощью устанавливаются связи кандидата на ВНП с другими компаниями через учредителей, руководителей, адреса, интернет сайты и номера телефонов. Фискалы выстраивают схему группы взаимосвязанных лиц.

Открытые источники

Сайт кандидата на выездную проверку, социальные сети, публикации в интернет-СМИ. Выявляются связи кандидата, объем деятельности, взаимозависимые лица, реальное количество работников, реальные обороты и пр.

Будете смеяться, но отсутствие у контрагента арбитражных дел рассматривается как один из признаков компании-однодневки.

Сбор информации

  • запрос в банки о движении средств по счетам
  • запрос в банки об используемых IP-адресах банк-клиента и совпадениях по этим адресам других компаний
  • запрос в сервис электронной отчетности об используемых IP-адресах и совпадениях по этим адресам других компаний
  • запросы в Росреестр и ГИБДД (имущество компании, взаимозависимых лиц, участников и руководителя)
  • архив ФНС – все Ваши поданные ранее пояснения, ответы и пр., что Вы писали или говорили в ФНС

В итоге фискалы должны определить:

  • точную сумму доначислений по налогам и сборам
  • возможность взыскания этих доначислений со штрафами и пенями

Место проведения выездной налоговой проверки

Давно прошло то время, когда инспекторы выходили на адрес налогоплательщика и в его кабинетах (например, в бухгалтерии) изучали документы. Сейчас выездная проверка проводится в кабинетах самой налоговой инспекции.

Документы для проверки фискалы могут потребовать у Вас, либо прийти вместе с полицией и сделать выемку (вместе с компьютерами, флэшками и пр. электроникой).

Был случай, компания привезла документы на трёх Газелях (только опись занимала более 1000 страниц).

Не думайте, что фискалам не хватит ресурсов изучить такой объем документации.

Они не будут вчитываться в каждый лист и искать там ошибки.

Их цель – найти в документах подтверждение выводов предпроверочного анализа. Т.е. документы будут изучаться «точечно».

Еще они могут сделать осмотр помещений (включая закрытые и запертые комнаты, хранилища, сейфы и пр.). Чтобы упростить процесс, фискалы приходят вместе с полицией и полиция взламывает то, что не открывается добровольно.

Опрос сотрудников может быть произведен как на объектах проверяемого, так и в кабинете инспекции (вызов по повестке).

Подробнее о вызовах в инспекцию

Подробнее об ошибках проверяющих

Важные дополнения о выездной налоговой проверке

«Портрет» проверяемого

Компания реального сектора экономики либо торгово-закупочная компания с оборотом от 300 млн рублей в год, с наличием собственного и/или оборотного имущества.

Критерий «Три года»

У многих руководителей и их бухгалтеров существует иллюзия, что выездная проверка возможна не ранее чем через три года после создания компании. Это всего лишь один из мифов.

Читайте так же:  Налоговая амнистия пенсионный фонд

Выводы.

Если вы получили решение о назначении ВНП, значит фискалам уже известна сумма доначислений.

Размер недоплаченных налогов позволяет привлечь Вас к уголовной ответственности по ст.ст. 198, 199 УК РФ.

У фискалов есть отработанный механизм взыскания недоимок и штрафов с компании, руководителей и взаимозависимых лиц.

Главный вывод:

Если Вы в бизнесе достигли такого успеха, что Вам могут назначить выездную проверку, значит пора вложить деньги в свою безопасность.

Проведение выездной налоговой проверки

Проверка физлица

Если же проверка проводится в отношении физлица, в том числе утратившего статус ИП, которое не согласно пустить контролеров в свою квартиру, то проверяющие будут проводить контрольные мероприятия на территории инспекции.

Доступ должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, в жилые помещения помимо или против воли проживающих в них людей иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения не допускается. Такие разъяснения приведены Минфином в письмах от 14 ноября 2019 года № 03-02-08/87997, 31 августа 2017 года №03-02-08/55972.

Читайте на сайте

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Место проведения выездной налоговой проверки

Видео (кликните для воспроизведения).

Российский бухгалтер, N 6, 2016 год
Ольга Заботина,
эксперт журнала

Целью выездной налоговой проверки является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах. В данной статье рассмотрим общий порядок проведения выездной налоговой проверки.

ФНС России в письме от 25 июля 2013 года N АС-4-2/13622 дало рекомендации о проведении выездных налоговых проверок (далее — Рекомендации).

Какова продолжительность выездной налоговой проверки?

Срок выездной налоговой проверки составляет 2 месяца, но в то же время НК РФ дает возможность налоговым органам как продлевать его, так и приостанавливать. Инспекторы очень часто пользуются этими возможностями, когда нужно выяснить, является ли совершение определенной хозяйственной операции нарушением, или же изучить дополнительные материалы, касающиеся деятельности проверяемого лица.

О случаях, когда налоговые органы могут продлить срок выездной проверки, читайте в материале «Как и когда может быть продлена выездная налоговая проверка».

Срок, на который инспектор имеет право продлевать проверку, составляет 4 (6) месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ), а приостановить — 6 (9) месяцев (п. 9 ст. 89 НК РФ). Таким образом, если в течение контрольного мероприятия налоговики прибегают к описанным выше методам, то максимальный срок проверки может составить 1 год и 3 месяца.

Исключением является выездная налоговая проверка конкретного филиала или представительства — она должна быть проведена в течение 1 месяца. В данном случае законодатель предоставил контролерам только право на приостановление.

Срок выездной налоговой проверки начинает исчисляться со дня вынесения решения о проведении этого контрольного мероприятия, а заканчивается в день составления справки по результатам проверки (указанный документ должен быть вручен в тот же день).

Следовательно, можно выделить основные этапы проводимой проверки:

  • начало выездной налоговой проверки (вручение решения о проведении);
  • процесс проведения проверки (максимально — 1 год 3 месяца);
  • завершение проверки (составление справки о проведении выездной налоговой проверки).

Таким образом, в указанные выше сроки контролеры обязаны успеть провести все запланированные мероприятия, а также те, которые возникли в процессе проверки. Если же инспекторы получили какие-либо доказательства после истечения срока, то приобщать их к материалам выездной налоговой проверки они не имеют права (постановление ФАС Дальневосточного округа от 26.05.2009 № Ф03-2248/2009).

Также стоит отметить, что такое нарушение не предполагает отмены решения и результатов выездной налоговой проверки полностью, так как существует только одно формальное обстоятельство, способное повлиять на решение суда, — это нарушение процедуры участия налогоплательщика при рассмотрении материалов проверки (абз. 2 п. 14 ст. 101 НК РФ).

Более подробно о сроках выездной налоговой проверки рассказано в материале «Какой срок проведения выездной налоговой проверки?».

Выездная налоговая проверка в 2019 году: список особенностей

Если вы или ваша организация стали объектом внимания налоговых органов и получили уведомление о выездной налоговой проверке в 2019 году, вам необходимо ознакомиться с особенностями такой проверки:

  • выездная налоговая проверка может быть проведена только по месту нахождения налогоплательщика (за исключением случаев, указанных в абз. 2, 3 п. 2 ст. 89 НК РФ);
  • главная цель проверки — установить, правильно ли были исчислены налоги и страховые взносы, а также вовремя ли они были уплачены (пп. 4, 17 ст. 89 НК РФ);
  • основным документом, подтверждающим начало выездной налоговой проверки, является решение о ее проведении (п. 1 ст. 89 НК РФ);
  • проверяемый период не может превышать 3 лет (п. 4 ст. 89 НК РФ);
  • налогоплательщик не может быть проверен более 1 раза по одним и тем же налогам за один и тот же период;
  • за календарный год может быть проведена только одна выездная проверка (исключение — когда решение о повторной проверке принято руководителем вышестоящего налогового органа ФНС РФ);
  • выездная проверка не может быть назначена в отношении специальной декларации (п. 2 ст. 89 НК РФ), которую физлицо вправе добровольно подать в ИФНС об имеющемся у него имуществе (недвижимости, транспорте, вкладах в банки или в уставный капитал организаций), а также о контролируемых им иностранных компаниях.

Деятельность в жилом помещении

Очень часто небольшие организации или ИП ведут работаютв жилом помещении. Как в этом случае должна проводиться выездная налоговая проверка: в жилом помещении или по месту нахождения налогового органа?

Читайте так же:  Налог ип по усн 6 образец

ФНС России в письме от 23 сентября 2011 года № ПА-21-6/293 разъяснила, что Налоговый кодекс позволяет зарегистрировать организацию по месту жительства учредителя. Но чтобы использовать квартиру под офис, ее нужно перевести из статуса жилого помещения в статус нежилого.

Отметим, что Налоговый кодекс запрещает доступ налоговых инспекторов, проводящих налоговую проверку, в жилые помещения помимо или против воли проживающих в них физлиц согласно пункту 5 статьи 91 Налогового кодекса.

Но как показывает судебная практика, использование помещения, в качестве офиса без перевода его в категорию «нежилого», не является основанием для отказа налоговикам в доступе в такой офис. Примером тому служит постановление ФАС Уральского округа от 24 сентября 2013 года № Ф09-8732/13.

Поэтому, если проверяемая организация ведет деятельность по месту жительства учредителя, ей, вероятнее всего, придется пустить налоговых инспекторов во время выездной проверки в офис, оборудованный в квартире.

Решение о проведении налоговой проверки

Решение о проведении налоговой проверки

Порядок и сроки проведения выездной налоговой проверки

Срок выездной проверки ограничен 2 месяцами, но при необходимости он может продлеваться до 4-х, а в исключительных случаях – до 6 месяцев. В этот период включается проверка самого налогоплательщика вместе с его филиалами и представительствами. Если же проверка проводится только по обособленному подразделению, на нее отводится меньший срок – 1 месяц, но без возможности ее продления (п. 6, 7 ст. 89 НК РФ; п. 2 приложения № 4 к приказу ФНС РФ от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189).

Проверку могут приостановить для истребования информации и документов, проведения экспертиз, перевода документов с иностранного на русский язык. Общий срок приостановки не должен превышать 6 месяцев, а если этого времени не хватило для получения нужной информации от иностранных госорганов, допускается его продление еще на 3 месяца (п. 9 ст. 89 НК РФ).

Учитывая данный порядок и сроки проведения выездной налоговой проверки, максимальная ее продолжительность может составить 15 месяцев.

Проверка на территории налогового органа

В тоже время Налоговый кодекс позволяет проводить выездную налоговую проверку по месту нахождения налогового органа, но только при наличии весомой причины. Например, если организация не может предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки.

Других оснований для проведения выездной налоговой проверки по месту нахождения налогового органа кодексом не предусмотрено. Такие разъяснения давал и Минфин в письме от 24 декабря 2012 года № 03-02-08/109, и ФНС России в письме от 25 июля 2013 года № АС-4-2/13622.

Право на доступ на территорию организации

Если проверка проводится по месту нахождения налогового органа, проверяющие сохраняют право на доступ на территорию организации.

Налоговые органы могут провести отдельные мероприятия налогового контроля (осмотр, инвентаризация, выемка).

Воспрепятствование доступу должностных лиц налоговых органов на территорию проверяемого лица фиксируется актом, образует состав административного правонарушения, а также может являться основанием для начисления налогов проверяемой фирмы расчетным путем.

Проведение выездной налоговой проверки

Похожие публикации

Выездная проверка – самая эффективная форма налогового контроля. Она предполагает более тщательное изучение документов и финансовой отчетности предприятия, а значит выше шанс обнаружения налоговых нарушений. Как осуществляется выездная налоговая проверка 2017, порядок проведения проверки – об этом в нашей статье.

Проверка на территории организации

Выездная налоговая проверка проводится на территории организации на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Этот порядок установлен пунктом 1 статьи 89 Налогового кодекса.

Ограничения при проведении выездных налоговых проверок

Решение о проведении выездной налоговой проверки

Как уже отмечалось выше, началу выездной налоговой проверки предшествует подготовка основного документа, дающего право на проведение контрольного мероприятия, — решения о проведении выездной налоговой проверки и, соответственно, вручение его проверяемому юридическому или физическому лицу.

Этому документу стоит уделить особое внимание, так как он является основанием для осуществления комплекса контрольных мероприятий. Зачастую некомпетентные инспекторы пренебрегают обязанностью своевременно вручить и ознакомить налогоплательщиков с решением, но это является грубой ошибкой и может быть использовано проверяемыми лица как аргумент при подтверждении нарушения процессуальных норм.

Решение о проведении выездной налоговой проверки имеет право составить только тот налоговый орган, к которому территориально принадлежит проверяемый налогоплательщик. В этом документе отражается информация о субъекте контроля, предмете проверки (перечень проверяемых налогов), периоде проверки и о составе проверяющей группы. Решение обязательно должно быть подписано руководителем налоговой инспекции либо его заместителем.

Выездные налоговые проверки и обособленные подразделения

Самостоятельная налоговая проверка

Место проведения выездной проверки

Выездная проверка проводится на территории налогоплательщика. Предупреждать заранее о своем визите налоговики не обязаны, ссылаясь на п. 8 ст. 89 НК РФ, где порядок проведения налоговой проверки ничего не говорит о сроках предъявления налогоплательщику решения, но подчеркивается, что сама проверка начинается со дня, когда вынесено решение о ее назначении, и ведется до составления справки о ее проведении (письмо Минфина РФ от 17.02.2016 № 03-02-07/1/8635; письмо ФНС РФ от 10.03.2016 № ЕД-4-2/3936).

Помимо вручения решения о проверке (лично или заказным письмом), проверяющие обязаны предъявить налогоплательщику свои служебные удостоверения. Если в решении указаны одни сотрудники ИФНС, а проверять пришли другие — это грубое нарушение, и документы о результатах такой проверки незаконны.

Для проведения выездной проверки налогоплательщик должен предоставить проверяющим помещение в своем офисе, а если такой возможности у него нет, порядок проведения налоговой проверки допускает ее прохождение на территории ИФНС, при этом она все равно считается выездной (п. 1 ст. 89 НК РФ).

Читайте так же:  Чем открыть декларацию 3 ндфл

Место проведения выездной налоговой проверки

Выездная налоговая проверка проводится:

  • на территории (в помещении) налогоплательщика;
  • по месту нахождения налогового органа.

При проведении выездной налоговой проверки на территории (в помещении) налогоплательщика доступ проверяющих на территорию или в помещение налогоплательщика осуществляется при предъявлении этими лицами служебных удостоверений и решения руководителя (его заместителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки этого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента.

После вручения налогоплательщику копии решения о проведении выездной налоговой проверки руководитель проверяющей группы (бригады) рассматривает вопросы проверки с руководителем, главным бухгалтером и (или) иными должностными лицами проверяемой организации, индивидуальным предпринимателем, ответственными за ведение бухгалтерского и (или) налогового учета, а также за исчисление и уплату налогов:

  • информационного характера (о правах и обязанностях налогового органа и его должностных лиц, проводящих выездную налоговую проверку; правах и обязанностях проверяемого лица);
  • организационного характера (предоставление проверяющим помещения, определение графика работы и т.д.);
  • получение общей информации о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

При воспрепятствовании доступу должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, на территорию или в помещение налогоплательщика (за исключением жилых помещений) руководителем проверяющей группы (бригады) составляется акт, подписываемый им и проверяемым лицом.

В случае отказа проверяемого лица подписать указанный акт в нем делается соответствующая запись.

На основании такого акта налоговый орган по имеющимся у него данным о проверяемом лице или по аналогии вправе самостоятельно определить сумму налога, подлежащую уплате (ст. 91 Налогового кодекса) в порядке, закрепленном подп. 7 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса, с учетом положений п. 3,5.6 настоящего Единого процессуального порядка проведения выездных налоговых проверок.

Воспрепятствование доступу должностных лиц налогового органа, проводящих налоговую проверку, на территорию или в помещение проверяемого лица может быть квалифицировано как обстоятельство, дающее право проведения выемки на основании ст. 94 Налогового кодекса.

Воспрепятствование доступу должностных лиц налогового органа, проводящих налоговую проверку, на территорию или в помещение проверяемого лица квалифицируется как:

  • неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль);
  • воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей, влекущее ответственность граждан и должностных лиц, предусмотренную ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ.

Выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа в случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки.

Отсутствие возможности предоставления помещения для проведения выездной налоговой проверки должно быть обусловлено объективными причинами и подтверждаться фактическими обстоятельствами.

Принятие решения о проведении выездной налоговой проверки по месту нахождения налогового органа осуществляется руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, назначившего выездную налоговую проверку, при наличии письменного заявления лица, в отношении которого проводится проверка либо на основании докладной записки руководителя проверяющей группы. При необходимости может быть проведен осмотр, предусмотренный ст. 92 Налогового кодекса.

О принятом решении уведомляется лицо, в отношении которого проводится проверка по специальной форме уведомления.

При проведении выездной налоговой проверки по месту нахождения налогового органа необходимо учитывать, что отсутствие помещения для проведения выездной налоговой проверки не препятствует доступу должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, на территорию или в помещение налогоплательщика (за исключением жилых помещений), а также проведению мероприятий налогового контроля, связанных с нахождением должностных лиц налоговых органов на территории или в помещении налогоплательщика (осмотр, инвентаризация, выемка документов и предметов).

В случае изменения места нахождения (места жительства) налогоплательщика в ходе проведения выездной налоговой проверки, проверка продолжается налоговым органом, принявшим решение о проведении выездной налоговой проверки.

Мероприятия налогового контроля, связанные с нахождением должностных лиц налоговых органов на территории или в помещении налогоплательщика, могут проводиться должностными лицами налогового органа по новому месту нахождения (месту жительства) налогоплательщика, включенными в состав проверяющей группы.

Место проведения выездной налоговой проверки

Как правило, выездная налоговая проверка проводится на территории организации. В статье рассмотрим, в каких случаях может проводиться проверка на территории налоговой инспекции.

Аргументы для отказа

Однако присутствие налоговых органов в помещении организации или ИП нередко невыгодно для них. Ведь они могут увидеть и что-то лишнее, не относящееся к предмету проверки. Кроме того, офисы проверяемых ИП и организаций бывают настолько малы, что проверяющих просто некуда посадить без ущерба работе других сотрудников.

Для этого организация должна документально подтвердить невозможность обеспечить налоговым инспекторам проведение проверки на своей территории. Такими аргументами, могут выступать: недостаточная площадь офиса; аренда помещения на территории другой организации, проход на которую осуществляется по пропускам, проведение на территории организации ремонта и т.д.

Решение о выездной проверке

Решение о проведении выездной проверки – главный документ, дающий инспекторам право на данную контрольную процедуру. Его выносит ИФНС по месту нахождения фирмы, месту жительства ИП или физлица. Когда проверяется только обособленное подразделение организации, порядок назначения выездной налоговой проверки предусматривает вынесение решения о проверке ИФНС по месту его нахождения (п. 2 ст. 89 НК РФ).

Выездная проверка не может назначаться сторонними инспекциями, где, например, стоит на учете только недвижимое или иное имущество налогоплательщика.

В тексте решения указывается наименование (Ф.И.О.) проверяемого лица, налоги, по которым будет проводиться проверка, проверяемые периоды, а также перечисляются должности и фамилии инспекторов, проводящих проверку.

Право ИФНС на выездную проверку

Законодательно определено, что право на проведение выездной налоговой проверки имеет тот налоговый орган, к которому территориально принадлежит налогоплательщик. Хотя существуют и исключения, действующие для крупнейших налогоплательщиков и обособленных подразделений.

Читайте так же:  Проблемы связанные с уплатой налогов на землю

Также важную роль играют дата постановки на учет в качестве налогоплательщика в определенном налоговом органе и дата внесения изменений в реестр учета.

Так, если при смене местонахождения своевременно не внесены соответствующие изменения в ЕГРЮЛ, то выездную налоговую проверку будет проводить налоговый орган по прежнему месту нахождения. Если такая ситуация возникнет по вине налоговой инспекции в связи с нарушением требований и сроков регистрации, то выездная налоговая проверка также будет проведена инспекцией по старому месту регистрации (постановление ФАС Поволжского округа от 29.05.2013 № А65-25327/2012).

Другие ИФНС не вправе назначать проверку налогоплательщиков, находящихся вне зоны их юрисдикции. Так, налоговый орган, у которого на учете числится лишь недвижимость и транспорт, но не сам налогоплательщик, не может назначить последнему выездную налоговую проверку.

Выездная налоговая проверка 2017: порядок проведения

Любая выездная проверка проводится по поводу правильности начисления и своевременности уплаты налогов, сборов, а с 2017 г. еще и страховых взносов. Налогоплательщика или налогового агента могут проверить как по одному, так и по нескольким налогам сразу (п. 3 ст. 89 НК РФ). Причем, проверяемый период не должен превышать 3-х лет, предшествующих году выездной проверки, то есть, в 2017 г. ИФНС может проверять налоги за 2014-2016 годы и истекший период 2017г. (п. 4 ст. 89 НК РФ).

Порядок назначения налоговых проверок не допускает проверку налога за тот же период более одного раза, кроме случая, когда по итогам выездной проверки подается «уточненка» по уменьшению налога к уплате. При этом повторная проверка возможна только по отношению к изменениям, а незатронутые при корректировке данные проверяться заново не должны (письмо ФНС РФ от 26.09.2016 № ЕД-4-2/17979).

Действующий порядок проведения выездной налоговой проверки дает инспекторам право требовать у налогоплательщика документы, связанные с проверяемыми налогами, а он в свою очередь, обязан их предоставить – отказ в предоставлении документов или несоблюдение сроков их представления, является налоговым правонарушением и дает повод проверяющим провести выемку необходимой им документации. Требование передается налогоплательщику под расписку, а документы подаются на проверку в виде заверенных копий. Ознакомление с подлинными документами возможно только на территории налогоплательщика, кроме ситуации, когда выездная проверка проходит в стенах ИФНС (п. 12 ст. 89; п. 1-4 ст. 93 НК РФ).

Проверяющие также могут проводить инвентаризацию имущества, осматривать производственные и прочие, связанные с получением дохода, помещения и территории (п. 13 ст. 89 НК РФ).

Дата окончания выездной проверки – это дата составления справки по ее результатам, которую налогоплательщик должен получить на руки в тот же день. В течение 2-х месяцев после проверки, налоговики составляют акт и не позднее 5 дней с даты акта вручают его налогоплательщику. При несогласии с фактами, изложенными в акте, ему дается 1 месяц на представление в ИФНС своих возражений (ст. 100 НК РФ).

Таков общий порядок проведения выездной налоговой проверки. Схема действий налоговиков, фактически, включает два основных момента: изучение и анализ документов, а также подведение итогов и составление акта проверки.

Порядок проведения выездной налоговой проверки (нюансы)

Где проводится согласно НК РФ выездная налоговая проверка?

Местом проведения выездной налоговой проверки являются помещения или офис налогоплательщика (п. 1 ст. 89 НК РФ). Но иногда бывает так, что размер помещений не позволяет расположиться там всей проверяющей группе, и тогда проверка может быть проведена в налоговой инспекции.

О том, что у налогоплательщика отсутствуют возможности по размещению проверяющих, он должен сообщить сам, в противном случае это решение принимает руководитель проверяющей группы по факту выезда и осмотра помещений налогоплательщика.

Следует отметить, что на практике случается, что налоговый орган без получения соответствующего заявления и должного осмотра принимает решение провести выездную налоговую проверку в инспекции. Но это свидетельствует о том, что контролирующие органы нарушают действующий порядок проведения выездной налоговой проверки.

Такое мнение поддерживают и суды. Так, ФАС Московского округа в постановлении от 20.08.2010 № КА-А40/8830-10 отменил решение, вынесенное по результатам выездной налоговой проверки, проводимой в упрощенном варианте, из-за нарушения процедуры проведения.

Но в то же время если решение налогового органа не содержит существенных ошибок, то суды вряд ли встанут на сторону налогоплательщика только лишь потому, что выездная налоговая проверка была проведена в налоговой инспекции без соответствующего уведомления проверяемого лица (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 26.04.2013 № А75-3810/2012).

Важным обстоятельством является то, что даже при проведении выездной налоговой проверки на территории контролирующего органа налогоплательщику необходимо выполнять все требования проверяющих, будь то запрос на представление документов либо требование на осмотр рабочих помещений.

Итоги

Целью проведения налоговой проверки является контроль за правильностью исчисления и уплаты налогов. Порядок проведения выездной налоговой проверки регулируется ст. 89 НК РФ. Результаты проверки могут быть отменены только в случаях существенных нарушений со стороны налогового органа, например при непредставлении налогоплательщику возможности участвовать в рассмотрении материалов проверки и дать пояснения.

Налоговый процесс

Место проведения выездной налоговой проверки

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Видео (кликните для воспроизведения).

Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт» или купите этот документ прямо сейчас всего за 49 руб.

Источники

Место проведения выездной налоговой проверки
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here