На микроуровне предварительный финансовый контроль заключается

Финансовый контроль

Финансовый контроль — это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации.

1. Формы проявления: внешний / внутренний — обязательный / инициативный

1.Обязательный контроль за финансовой деятельностью физических и юридических лиц осуществляется на основе закона. Это относится, например, к налоговым проверкам, контролю за целевым использованием бюджетных ресурсов, обязательному аудиторскому подтверждению данных финансово-бухгалтерской отчетности предприятий и организаций и т. д., осуществляемым в основном внешними, независимыми контролерами. 2.Инициативный (внутренний) контроль не вытекает из финансового законодательства, но является неотъемлемой частью управления финансами для достижения тактических и стратеги¬ческих целей.

2. По времени проведения:

-Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций и имеет важное значение для предупреждения финансовых нарушений. Он предусматривает оценку финансовой обоснованности расходов для предотвращения неэкономного и неэффективного расходования средств. Примером такого контроля на макроуровне является процесс составления и утверждения бюджетов всех уровней и финансовых планов внебюджетных фондов на основе прогноза макроэномических показателей развития экономики страны. На микроуровне — это процесс разработки финансовых планов и смет, кредитных и кассовых заявок, финансовых разделов бизнес-планов, составление прогнозных балансов, договоров о совместной деятельности и т. д.

— Текущий (оперативный) финансовый контроль производится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд и субсидий и т. д. Он предупреждает возможные злоупотребления при получении и расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременности осуществления денежных расчетов. Большую роль здесь играют бухгалтерские службы.

— Последующий финансовый контроль, проводимый путем анализа и ревизии отчетной финансовой и бухгалтерской документации, предназначен для оценки результатов финансовой деятельности экономических субъектов, эффективности осуществления предложенной финансовой стратегии, сравнения финансовых издержек с прогнозируемыми и т. д.

3. По содержанию: комплексный — некомплексный

4. По степени императивности: государственный — не государственный (например — аудиторский)

5. По методам проведения: — проверка — обследование — надзор — анализ финансовой деятельности — наблюдение (мониторинг) — ревизия

Государственный и муниципальный финансовый контроль

— контроль государства и муниципальных образований в лице компетентных органов, а также иных уполномоченных органов за законностью и целесообразностью действий в процессе аккумулирования, распределения, использования денежных доходов государства и имущественных образований в целях эффективного развития страны.

Задачи

обеспечить экономическую безопасность государства; обеспечить контроль за формированием государственных доходов; проверка выполнения государственных обязательств со стороны физических и юридических лиц; проверка целевого использования бюджета; улучшение взаимодействия и координации деятельности контролирующих органов в РФ.

Методы финансового контроля

наблюдение (мониторинг), проверка, обследование, анализ финансовой деятельности, надзор, ревизия.

Объекты контроля — средства федерального бюджета.

Финансовый контроль: понятие, значение, виды

Финансовый контроль является неотъемлемой чатью финансовой деятельности государств и муниципальных образований.

Понятие и значение финансового контроля подразумевает контроль законности и целесообразности действий в образовании, распределения и использования государственных и муниципальных фондов для того, чтобы эффективно развивать страну и ее регионы на социально-экономическом уровне.

Осуществление финансового контроля производится на основании установленного правовыми нормами порядка всей системой органов государственной власти и местных самоуправлений, включая специальные контрольные органы, общественные организации, трудовые коллективы и граждан.

Основным способом выражения финансового контроля является проверка при проведении того, как соблюдается правопорядок в процессе финансовой деятельности в лице органов государственной власти, местных самоуправлений, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами, а также экономической обоснованности и эффективности осуществляемых действий, то, как они соответствуют задачам государства и муниципальных образований.

Можно сделать вывод, что финансовый контроль — один из самых важных способов обеспечения законности и целесообразности финансовой деятельности, которая проводится в стране.

Задачи и направления финансового контроля

Основные задачи финансового контроля:

  • поддерживать баланс между потребностями в финансовых ресурсах и размерами дохода страны;
  • обеспечивать своевременность и полноту выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом;
  • выявлять внутрипроизводственные резервы, с помощью которых можно повысить финансовые ресурсы;
  • обеспечение соблюдения требований действующего законодательства относительно финансовой деятельности;
  • повышать эффективность внешнеэкономической деятельности и валютных операций.

Основные направления финансового контроля, которые регулируются на основании финансового права:

Виды финансового контроля: в зависимости от времени проведения

Финансовый контроль можно разделить на несколько видов на основании различных оснований:

В зависимости от того, в какое время он производится — предварительный, текущий и последующий.

Финансовый контроль по инициативе субъекта финансовых правоотношений

В зависимости от того, какова инициатива субъекта финансовых проавоотношений, финансовый контроль может быть обязательным или добровольным.

Проведение обязательного финансового контроля осуществляется:

  • на основании требований законодательства, к примеру контроль от лица законодательство органа власти за тем, как исполняет бюджет на основании годовых итогов;
  • на основании решения компетентного государственного органа (например, проверка и обследование налогоплательщиков в соответствии с вопросами налогообложения со стороны налоговых органов; контроль, который проводится на основании решений правоохранительного органа).

Замечание 1

Добровольный финансовый контроль может осуществляться в соответствии с самостоятельным решением хозяйствующих субъектов.

В зависимости от органов, которые ответственны за проведение финансового контроля, он бывает государственным (общегосударственным, вневедомственным, ведомственным), внутрихозяйственными аудиторским.

Читайте так же:  Льготы по налогу на имущество юридических лиц

Финансовый контроль органами

У общегосударственного финансового контроля имеется наивысшее значение из-за особого статуса органов, которые занимаются его осуществлением (Федеральное Собрание Российской Федерации и Правительство России).

Он направлен на объекты, которые подлежат контролю независимо от того, каким ведомостям они подчиняются. Им производится контроль за законностью и эффективностью того, как используются государственные средства, проекты бюджета по звеньям бюджетной системы, отчеты о том, как исполняются бюджеты.

Вневедомственным финансовым контролем является контроль в лице специального финансово-кредитного органа, который направлен на объекты, вне зависимости от того, каким ведомостям они принадлежат. Обладает повседневным, систематическим и регулярным характером.

Ведомственным финансовым контролем является контроль в лице министерств, ведомств, других органов исполнительной власти, государственного управления за тем, как ведется деятельность предприятий, организаций и учреждений, входящих в их систему. Он осуществляется самостоятельными структурными контрольно-ревизионными подразделениями (управлениями, отделами, группами) министерств и ведомств, которые подчинены руководителям указанных органов. То, как контрольно-ревизионные подразделения осуществляют свою деятельность находится под контролем Министерства финансов Российской Федерации, финансовых органов субъектов России. Минимум один раз в год министерствами и ведомствами докладывается Правительству Российской Федерации о том, в каком состоянии находится контрольно-ревизионная работа.

Осуществление внутрихозяйственного финансового контроля производится внутри предприятий, учреждений и организаций в лице их руководителей и структурных подразделений (бухгалтерия, финансовые и экономические службы). Объект контроля в данных случаях это производственная и финансовая деятельность предприятия, включая входящие в него структурные подразделения.

Аудиторский финансовый контроль является независимым вневедомственным контролем, который осуществляется как один из видов предпринимательской деятельности — аудиторской деятельности. То, что данный вид вообще появился связывают с переходом к рыночным отношениям и тем, что изменились методы, которые регулируют экономику. Создавались предприятия, коммерческие банки, другие хозяйственные структуры, которые были основаны на негосударственной форме собственности, что и стало основным требованиям для вопроса по поводу форм и субъектов проведения контроля за финансово-хозяйственной деятельности, так как контроль компетентных государственных органов в указанных отношениях направлен на интересы государственной казны.

Также интерес хозяйствующих субъектов заключается в достоверности и качественности учета и отчетности, связанных с финансово-хозяйственной деятельностью, что в итоге отвечает и интересам государства. Во время использования аудиторской формы сочетают интересы обеих сторон без обязательных затрат бюджетных средств на контрольную деятельность.

Порядоко того, как проводится аудиторский финансовые контроль регулируется на основании Указа Президента Российской Федерации от 22.12.1993 под номером 2263 «Об аудиторской деятельности в РФ» и утвержденными данным указов Временным правил аудиторской деятельности в РФ (были лишены силы на основании Указа Президента от 13.12.2001 под номером 1459 и Федерального закона от 07.08.2001 под номером 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»). На сегодняшний день порядок, в котором осуществляется аудиторская деятельность определен на основании Федерального закона от 30.12.2008 под номером 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Аудиторская деятельность

На основании данных актов аудиторская деятельность представляет из себя предпринимательскую деятельность в области проведения аудита и оказания смежных услуг, которые осуществляются в лице аудиторских организаций или индивидуальных аудиторов.

Аудит — это независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц для того, чтобы выразить мнение касательно достоверности данной отчетности.

Цель аудита — выразить мнение по поводу достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и о том, соответствует ли порядок ведения бухгалтерского учета Законодательству Российской Федерации.

Помимо этого, аудиторские организации и индивидуальные аудиторы могут предоставлять такие виды услуг:

  • устанавливать, восстанавливать и вести бухгалтерский учет, составлять финансовую (бухгалтерскую) отчетность, проводить бухгалтерское консультирование;
  • осуществлять налоговое консультирование;
  • анализировать финансово-хозяйственную деятельность организации или индивидуального предпринимателя, проводить экономическое и финансовое консультирование;
  • проводить управленческое консультирование, которое также может быть связано с реструктуризацией организации;
  • консультирование в области права, представлять в судебных и налоговых органах в связи с налоговыми и таможенными спорами;
  • автоматизировать бухгалтерский учет и внедрять информационные технологии;
  • проводить оценочную деятельность(
  • проводить маркетинговые исследования;
  • проводить научно-исследовательские и экспериментальные работы в областях, которые имеют отношение к аудиторской деятельности;
  • обучать на основании установленного законодательством Российской Федерации порядка специалистов в тех областях, которые связаны с аудиторской деятельностью;
  • оказывать другие услуги, которые связаны с аудиторской деятельностью.

Аудиторские фирмы регистрируются в качестве предприятий, а физические лица, которые осуществляют аудиторскую деятельность в индивидуальном порядке в качестве предпринимателей. Аудиторами в установленном порядке должна быть пройдена регистрация, а осуществлять юридическую деятельность у них есть право только после того, как будет получена лицензия.

Финансовый контроль, его формы, виды, методы. Финансовый контроль можно рассматривать в двух аспектах:

Финансовый контроль можно рассматривать в двух аспектах:

— как деятельность специальных контролирующих органов за соблюдением финансового законодательства;

— как неотъемлемый элемент управления финансами и денежными потоками для обеспечения целесообразности и эффективности финансовых операций.

Финансовый контроль – элемент системы управления финансами, особая сфера стоимостного контроля за финансовой деятельностью всех экономических субъектов (государства, территориальных административных образований, предприятий и организаций), соблюдением финансово-хозяйственного законодательства, целесообразностью производственных расходов, экономической эффективностью финансово-хозяйственных операций.

Объектом финансового контроля, прежде всего, являются денежные отношения, возникающие при формировании и использовании финансовых ресурсов в материальном производстве и в непроизводственной сферах, а также во всех звеньях финансовой системы.

Финансовый контроль охватывает все сферы общественного воспроизводства, сопровождает весь процесс движения денежных фондов. Он обеспечивает интересы государства и всех экономических субъектов.

Читайте так же:  Подоходный налог на корпорации

Финансовый контроль – это средство для реализации финансовой политики государства, обеспечение стабильного финансового положения экономики.

Финансовый контроль предполагает разработку, утверждение, исполнение бюджетов, контроль за финансовой деятельностью предприятий, банков, финансовых корпораций.

Финансовый контроль негосударственной сферы предполагает контроль выполнения денежных обязательств перед государством (налоги), выполнение установленных государством правил ведения отчетности и т.д.

Финансовый контроль осуществляется также со стороны кредитных учреждений, акционеров и по линии внутреннего контроля.

Финансовый контроль – важнейший инструмент управления финансами.

Финансовый контроль можно разделить на две взаимодействующие, но самостоятельные составляющие: контроль государственный и негосударственный.

Цель государственного финансового контроля – максимизация поступления денежных средств в казну и недопущение их нецелевого и неэффективного расходования.

Негосударственный финансовый контроль включает внутрифирменный и аудиторский контроль.

Внутрихозяйственный контроль проводится самим предприятием, его экономическими службами за финансово-хозяйственной деятельностью своего предприятия, его филиалов и дочерних предприятий и подразделяется на оперативный (текущий) и стратегический.

Аудиторский контроль – это независимый вневедомственный финансовый контроль, который проводят как отдельные физические лица, прошедшие государственную аттестацию и зарегистрированные в качестве предпринимателей-аудиторов, так и аудиторские фирмы.

Принципы организации финансового контроля:

— четкость и логичность предъявляемых контролерами требований и т.д.

Финансовый контроль принято классифицироватьпо следующим критериям:

1) регламенту осуществления:

2) времени проведения:

3) субъектам контроля:

— законодательных органов власти и местного самоуправления;

— исполнительных органов власти;

4) объектам контроля:

— за внебюджетными фондами;

— за денежной массой.

Обязательный контроль финансовой деятельности юридических и физических лиц осуществляется на основе закона (налоговые проверки, контроль за целевым использованием бюджетных ресурсов и т.д.).

Инициативный (внутренний) контроль не вытекает из финансового законодательства, но является неотъемлемой частью управления финансами для достижения тактических и стратегических целей.

Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций и призван предупреждать финансовые нарушения.

Текущий (оперативный) финансовый контроль проводится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд и субсидий. Большую роль здесь играют бухгалтерские службы.

Последующий финансовый контроль – проводится путем ревизии и анализа отчетной бюджетной, финансовой и бухгалтерской документации и призван оценить результаты финансовой деятельности с точки зрения законности и эффективности как на макро-, так и на микроуровне.

Методы финансового контроля:

1) документальные и камеральные проверки – на основе отчетной документации и расходных документов рассматриваются отдельные вопросы финансовой деятельности и намечаются меры для устранения выявленных нарушений;

2) обследование – охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития;

3) надзор – осуществляется контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов (например, осуществляется надзор за коммерческими банками со стороны Банка России и т.д.);

4) анализ финансового состояния – детальное изучение поквартальной или годовой финансово-бухгалтерской отчетности в целях общей оценки результатов финансовой деятельности и ликвидности, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования;

5) наблюдение (мониторинг) – постоянный контроль со стороны кредитора за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием клиента;

6) ревизия – наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового контроля – это обследование финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта в целях проверки его законности, правильности, целесообразности, эффективности. Виды ревизии: полные и частичные, комплексные и тематические, плановые и внеплановые. Результаты ревизии оформляются актом, на основании которого принимаются меры по устранению нарушений, возмещению материального ущерба и привлечению виновных к ответственности.

Дата добавления: 2015-08-14 ; просмотров: 610 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ЗНАЧЕНИЕ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

Финансовый контроль

— это совокупность мероприя­тий по проверке соответствия фактического состояния финансо­вой системы плановому или отчетному. Финансовый контроль заключается в:

1) деятельности специально созданных контролирующих орга­нов за соблюдением финансового законодательства и финансо­вой дисциплины всех экономических субъектов;

2) управлении финансами и денежными потоками на макро-, и микроуровне с целью обеспечения целесообразности и эффек­тивности финансовых операций.

Финансовый контроль имеет два различных аспекта. Госу­дарственный финансовый контроль — комплексная и целена­правленная система экономико-правовых действий конкретных органов власти и управления, базирующихся на положениях ос­новных законов государства. Негосударственный финансовый контроль подразделяется на внутренний (внутрифирменный, кор­поративный) и внешний (аудиторский).

Главная цель государственного контроля — максимизировать поступление ресурсов в казну и минимизировать издержки госу­дарственного управления, а негосударственного (главным обра­зом внутрифирменного) — напротив, минимизировать свои от-

числения в пользу государства и другие издержки с целью повы­шения нормы прибыли на вложенный капитал.

Формы контроля

принято классифицировать по следующим критериям:

обязательный контроль

за финансовой деятельностью физи­ческих и юридических лиц осуществляется на основе закона (налоговые проверки, контроль над целевым использованием бюджетных ресурсов, обязательное аудиторское подтвержде­ние данных финансово-бухгалтерской отчетности предприятий и организаций и т.д.);

инициативный (внутренний) контроль

не установлен зако­нодательно, но является неотъемлемой частью управления фи­нансами предприятия для достижения тактических и стратеги­ческих целей;

предварительный финансовый контроль

проводится до совершения финансовых операций и имеет важное значение для предупреждения финансовых нарушений; текущий (оперативный) финансовый контроль производит­ся в момент совершения денежных сделок, финансовых опе­раций, выдачи ссуд и субсидий и т.д.;

последующий финансовый контроль

проводится путем ана­лиза и ревизии отчетной финансовой и бухгалтерской докумен­тации; предназначен для оценки результатов финансовой дея­тельности экономических субъектов. Различают следующие объекты контроля:

денежная масса. Методы контроля:

1. Обследование изучение широкого спектра финансово-экономических показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возмож­ных перспектив развития.

Читайте так же:  Номер налогового документа в платежном поручении

2. Надзор производится контролирующими органами за эко­номическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности. Например, осуществляется надзор со стороны Центрального банка (ЦБ) России за деятельностью коммерческих банков; со стороны Департамента страхового над­зора Минфина России — за страховыми фирмами. Несоблюдение

нормативов, приводящее к риску банкротства и ущемлению ин­тересов клиентов, влечет за собой отзыв лицензии.

3. Анализ финансового состояния как разновидность фи­нансового контроля предполагает детальное изучение периоди­ческой или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности и ликвидно­сти, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.

4. Наблюдение — постоянный контроль со сто­роны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия-клиента; неэффективное использование полученной ссуды и снижение ликвидности может привести к ужесточению условий кредитования, требованию до­срочного возврата ссуды.

5. Ревизия или проверка наиболее глубокий и всеобъем­лющий метод финансового контроля. Это полное обследование финансово-хозяйственной деятельности экономического субъек­та с целью проверки ее законности, правильности, целесообраз­ности, эффективности. Ревизии могут быть:

• полными и частичными;

• комплексными и тематическими;

• плановыми и внеплановыми.

Ревизии проводятся органами управления в отношении под­ведомственных предприятий и учреждений, а также различными государственными и негосударственными органами контроля (Де­партаментом финансового контроля и аудита Министерства фи­нансов РФ, Казначейством, Центральным банком, аудиторскими службами). Результаты ревизии оформляются актом, на основа­нии которого принимаются меры по устранению нарушений, воз­мещению материального ущерба и привлечению виновных к ответ­ственности.

Дата добавления: 2015-12-22 ; просмотров: 313 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Предварительный, текущий и последующий финансовый контроль: характеристика.

Под формой финансового контроля понимают способы конкретного выражения и организации контрольных действий. В зависимости от времени совершения контроля выделяют три основные формы финансового контроля — предварительный, текущий и последующий.

Предварительный финансовый контроль производится до выполнения какого-либо финансового мероприятия (например, проверка правильности и законности документов, служащих основанием для получения или расходования денежных средств).

Предварительный контроль осуществляется вышестоящими органами хозяйственного управления и учреждениями финансово-кредитной системы при рассмотрении финансовых (кредитных, кассовых) планов, смет и других нормативных расчетов, открытии кредитов и перечислении бюджетных средств.

Проводится до совершения финансовых операций — в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) по финансовым вопросам; оценки финансовых разделов бизнес-планов предприятий; прогнозирования поступлений налоговых платежей в бюджеты и т. д. Важное значение предварительный контроль имеет при опенке экономических, правовых и политических последствий финансовых законопроектов; при введении в действие новых финансово- правовых норм, регулирующих финансовую деятельность хозяйствующих субъектов. Предварительная реализация государством или муниципальным образованием своих контрольных функций имеет большое значение для предупреждения правонарушений и способствует укреплению финансовой дисциплины.

Видео (кликните для воспроизведения).

Результаты предварительного финансового контроля внешне могут быть оформлены в виде экспертных заключений по проектам соответствующих бюджетов и внебюджетных фондов, смет государственных и муниципальных предприятий, по проектам нормативных правовых актов всех уровней, затрагивающих бюджетные расходы или иные вопросы публичной финансовой деятельности. Так, ст. 195 БК РФ устанавливает предварительный финансовый контроль, осуществляемый Счетной палатой РФ относительно бюджетных документов: проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год направляется на заключение в Счетную палату РФ.

Текущий (оперативный) контроль проводится непосредственно в процессе операций по расходованию и поступлению денежных средств.

На основе данных оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризаций и визуального наблюдения текущий контроль помогает предотвратить совершение финансовых правонарушений, а также регулировать финансовые риски.

Объектом текущего контроля является документация, непосредственно связанная с уплатой или получением денежных средств. Фактические затраты регулярно сопоставляются с действующими нормами по расходованию средств с целью оперативного выявления отклонений.

Проводится во время осуществления каких-либо финансовых операций — уплаты налогов, финансирования государственных расходов, межбюджетного кредитования, исполнения бюджетов и т. д. Текущий финансовый контроль реализуется как в деятельности контролирующих органов специальной компетенции, так и в ходе рассмотрения отдельных вопросов финансовой деятельности на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп, законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления, в ходе парламентских слушаний и в связи с де путатс к и м и за п росам и.

Особенностью текущего финансового контроля является его проведение в ходе реализации хозяйственных или финансовых операций, т. е. в процессе ежедневной работы финансовых органов. Поэтому иначе его называютоперативным финансовым контролем. Он основывается на бухгалтерском и налоговом учетах, первичных документах, инвентаризациях, порядке ведения кассовых операций, что позволяет и контролирующим органам, и подконтрольным субъектам быстро реагировать на изменения в финансовой деятельности, предупреждать нарушения законодательства и предотвращать потери и убытки.

Последующий контроль проводится после совершения денежных операций с целью дополнительной проверки их законности и обоснованности.

Эта форма контроля осуществляется путем анализа отчетов и балансов, а также методом проверок и ревизий непосредственно на месте — на предприятиях, в учреждениях и организациях.

проводится после завершения финансовых операций путем анализа и ревизии бухгалтерской и финансовой документации, проведения внешнего аудита отчетов об исполнении бюджетов, государственных внебюджетных фондов, отраслевых программ или смет государственных (муниципальных) унитарных предприятий.

Главной целью последующего финансового контроля является оценка результатов финансовой деятельности и эффективности проводимых операций. Основным критерием последующего финансового контроля следует считать максимальную полноту охвата проверками, ревизиями и другими методами всей финансовой деятельности контролируемого субъекта.

Читайте так же:  Документы в ифнс для получения имущественного вычета

В ходе осуществления финансового контроля по окончании отчетного периода определяется состояние финансовой дисциплины, выявляются правонарушения и закладывается база для дальнейшего совершенствования государственной и муниципальной финансовой деятельности. Последующий контроль отличается углубленным анализом финансовой деятельности какого- либо субъекта за определенный период и позволяет определить степень эффективности проведенных ранее предварительного и текущего финансового контроля.

Финансовый контроль выступает разновидностью финансовой деятельности и одновременно разновидностью управленческой деятельности государства в финансовой сфере, поэтомув зависимости от субъектов, осуществляющих государственный и муниципальный финансовый контроль, выделяют:

§ контроль законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления;

§ контроль Президента РФ;

§ контроль органов исполнительной власти обшей компетенции;

§ контроль со стороны специально образованных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления;

§ внутренний (внутриведомственный и внутрихозяйственный) контроль;

§ аудиторский контроль; общественный контроль.

Согласно ст. 265 Б К РФ законодательные (представительные) органы власти и представительные органы местного самоуправления реализуют контрольные полномочия в следующих формах:

§ предварительный контроль — в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам;

§ текущий контроль — в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления, в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами;

§ последующий контроль — в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.

Для реализации контрольных полномочий в финансовой сфере законодательные (представительные) органы власти и представительные органы местного самоуправления наделены законодательством соответствующими правами, важнейшими из которых являются: получать от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления сопроводительные материалы, необходимые для утверждения бюджетов; получать от соответствующих органов оперативную информацию об их исполнении и давать оценку деятельности этих органов; утверждать или отклонять отчет об исполнении бюджета; образовывать собственные контрольные органы для проведения внешнего аудита бюджета.

Важным инструментом контроля законодательных (представительных) органов за деятельностью исполнительной власти в бюджетной сфере являются специально образуемые органы парламентского контроля (аудита): Счетная палата РФ, контрольные палаты, иные структуры законодательных (представительных) органов. Законодательные (представительные) органы формируют данные структуры и выступают их непосредственными заказчиками для проверки и оценки деятельности участников бюджетного процесса по законности и эффективности распоряжения бюджетными средствами, а также достоверности представляемых бюджетных отчетов.

Часть 5 ст. 101 Конституции РФ устанавливает, что для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату РФ. Статус, состав и полномочия Счетной палаты РФ закреплены в Федеральном законе от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» (далее — Закон о Счетной палате). Следует отметить, что это единственный правовой акт федерального уровня, регулирующий деятельность специализированного органа государственного финансового контроля.

В соответствии с Законом о Счетной палате Счетная палата РФ является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, подотчетным Федеральному Собранию РФ. Счетная палата РФ решает следующие задачи:

§ организует и осуществляет контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

§ определяет эффективность и целесообразность расходов государственных средств и использования федеральной собственности;

§ оценивает обоснованность доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

§ проводит финансовую экспертизу проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

§ анализирует выявленные отклонения от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготавливает предложения, направленные на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом.

В процессе реализации поставленных задач Счетная палата РФ осуществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и иную деятельность.

Дата добавления: 2016-12-03 ; просмотров: 6481 | Нарушение авторских прав

Финансовый контроль

Финансовый контроль — это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации.

1. Формы проявления: внешний / внутренний — обязательный / инициативный

1.Обязательный контроль за финансовой деятельностью физических и юридических лиц осуществляется на основе закона. Это относится, например, к налоговым проверкам, контролю за целевым использованием бюджетных ресурсов, обязательному аудиторскому подтверждению данных финансово-бухгалтерской отчетности предприятий и организаций и т. д., осуществляемым в основном внешними, независимыми контролерами. 2.Инициативный (внутренний) контроль не вытекает из финансового законодательства, но является неотъемлемой частью управления финансами для достижения тактических и стратеги¬ческих целей.

2. По времени проведения:

-Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций и имеет важное значение для предупреждения финансовых нарушений. Он предусматривает оценку финансовой обоснованности расходов для предотвращения неэкономного и неэффективного расходования средств. Примером такого контроля на макроуровне является процесс составления и утверждения бюджетов всех уровней и финансовых планов внебюджетных фондов на основе прогноза макроэномических показателей развития экономики страны. На микроуровне — это процесс разработки финансовых планов и смет, кредитных и кассовых заявок, финансовых разделов бизнес-планов, составление прогнозных балансов, договоров о совместной деятельности и т. д.

— Текущий (оперативный) финансовый контроль производится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд и субсидий и т. д. Он предупреждает возможные злоупотребления при получении и расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременности осуществления денежных расчетов. Большую роль здесь играют бухгалтерские службы.

Читайте так же:  Оставить жалобу на налоговую инспекцию

— Последующий финансовый контроль, проводимый путем анализа и ревизии отчетной финансовой и бухгалтерской документации, предназначен для оценки результатов финансовой деятельности экономических субъектов, эффективности осуществления предложенной финансовой стратегии, сравнения финансовых издержек с прогнозируемыми и т. д.

3. По содержанию: комплексный — некомплексный

4. По степени императивности: государственный — не государственный (например — аудиторский)

5. По методам проведения: — проверка — обследование — надзор — анализ финансовой деятельности — наблюдение (мониторинг) — ревизия

Государственный и муниципальный финансовый контроль

— контроль государства и муниципальных образований в лице компетентных органов, а также иных уполномоченных органов за законностью и целесообразностью действий в процессе аккумулирования, распределения, использования денежных доходов государства и имущественных образований в целях эффективного развития страны.

Задачи

обеспечить экономическую безопасность государства; обеспечить контроль за формированием государственных доходов; проверка выполнения государственных обязательств со стороны физических и юридических лиц; проверка целевого использования бюджета; улучшение взаимодействия и координации деятельности контролирующих органов в РФ.

Методы финансового контроля

наблюдение (мониторинг), проверка, обследование, анализ финансовой деятельности, надзор, ревизия.

Объекты контроля — средства федерального бюджета.

Методические указания по изучению темы. Ответьте на следующие вопросы:

Читайте также:
  1. I. ГИМНАСТИКА, ЕЕ ЗАДАЧИ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
  2. I. Методические основы
  3. I. ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
  4. II. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
  5. III. УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО КУРСУ «ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ К. XIX – НАЧ. XX В.»
  6. Высказывания без указания конкретной ситуации или конкретного человека
  7. Географические указания.
  8. Деятельностный подход к изучению психики
  9. ЗАДАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
  10. Задания и методические указания для самостоятельной работы студентов по подготовке к практическим (семинарским) занятиям
  11. Задания к контрольной работе по дисциплине и методические указания к их выполнению
  12. И.М. Сеченов (1829-1905) проводит опыт по изучению работы мышц рук

Ответьте на следующие вопросы:

1. Каковы элементы системы управления финансами?

2. Раскройте содержание процесса управления финансами посредством его функциональных элементов.

3. Как соотносятся финансовое планирование и финансовое прогнозирование?

4. Охарактеризуйте задачи финансового прогнозирования. Ответ аргументируйте.

5. Рассмотрите структуру финансового механизма.

6. Каковы цель и объекты финансового контроля?

7. Какие формы финансового контроля осуществляют органы государственной власти и местного самоуправления?

Выполните тестовое задание для самопроверки:

1) Как называется контроль законодательных и исполнительных органов власти, а также специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов с применением особых методов?

а) финансовой политикой;

б) финансовым контролем;

в) системой управления финансами;

г) финансовым менеджментом;

2) В соответствии с временем проведения финансовый контроль подразделяется на:

а) президентский, ведомственный, аудиторский;

б) предварительный, текущий, последующий;

в) бюджетный, налоговый, валютный;

г) обязательный, инициативный;

д) проверки, обследования, надзор.

3) Какой вид финансового контроля проводится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций и пр.?

а) последующий финансовый контроль;

б) предварительный финансовый контроль;

в) оперативный финансовый контроль;

г) аудиторский контроль;

4) На микроуровне предварительный финансовый контроль заключается в:

а) составлении и утверждении бюджетов всех уровней;

б) разработке финансовых планов и смет, кредитных и кассовых заявок, финансовых разделов бизнес-планов и пр.;

в) составлении и утверждении бюджетов всех уровней; разработке финансовых планов и смет, кредитных и кассовых заявок, финансовых разделов бизнес-планов и пр.;

г) оценке результатов финансовой деятельности экономических субъектов;

д) сравнении финансовых издержек с прогнозируемыми.

5) Назовите основную форму финансового контроля, проводимого Счетной палатой:

в) тематические проверки и ревизии;

г) анализ финансовой деятельности предприятий и организаций;

д) сравнение результатов финансовой деятельности.

6) Внутрихозяйственный финансовый контроль подразделяется на:

а) оперативный и неоперативный;

б) оперативный и стратегический;

в) оперативный, неоперативный и стратегический;

г) стратегический и тактический;

д) прогностический и прагматический.

7) Выберите органы государственного финансового контроля РФ.

а) главное контрольное управление при Президенте РФ;

б) аудиторские службы;

в) Счетная палата РФ;

г) финансовые службы хозяйствующих субъектов;

д) налоговая служба;

8) Выберите орган негосударственного финансового контроля:

а) Министерство финансов РФ;

б) Центральный банк России;

в) финансовые отделы коммерческих банков;

г) Счетная палата РФ;

д) главное контрольное управление при Президенте РФ;

9) Функции Министерства финансов РФ включают:

а) разработку и проведение единой финансовой политики РФ;

б) разработку единой методологии составления бюджетов всех уровней и отчетов об их использования;

в) финансовую экспертизу проектов федеральных законов, а также нормативных актов федеральных органов государственной власти;

г) контроль за правильностью исчисления и своевременностью и полнотой платежей в бюджеты;

д) нет верного ответа;

10) Как называется унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления?

а) муниципальным предприятием;

б) муниципальным казенным предприятием;

в) федеральным предприятием;

г) федеральным казенным предприятием;

д) государственным предприятием.

Видео (кликните для воспроизведения).

Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)

Источники

На микроуровне предварительный финансовый контроль заключается
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here