Некриминальное уклонение от налогов предполагает ответственность

Статья 199. Уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией — плательщиком страховых взносов

Информация об изменениях:

Наименование изменено с 10 августа 2017 г. — Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 250-ФЗ

Статья 199. Уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией — плательщиком страховых взносов

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 199 УК РФ

О конституционно-правовом смысле статьи 199 настоящего Кодекса см. Постановление Конституционного Суда РФ от 9 июля 2019 г. N 27-П

Информация об изменениях:

Часть 1 изменена с 10 августа 2017 г. — Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 250-ФЗ

1. Уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией — плательщиком страховых взносов, путем непредставления налоговой декларации (расчета) или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию (расчет) или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 420-ФЗ в часть 2 статьи 199 внесены изменения

2. То же деяние, совершенное:

а) группой лиц по предварительному сговору;

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Информация об изменениях:

Примечания изменены с 10 августа 2017 г. — Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 250-ФЗ

Примечания. 1. Крупным размером в настоящей статье признается сумма налогов, сборов, страховых взносов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пяти миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов превышает 25 процентов подлежащих уплате сумм налогов, сборов, страховых взносов в совокупности, либо превышающая пятнадцать миллионов рублей, а особо крупным размером — сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пятнадцати миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов превышает 50 процентов подлежащих уплате сумм налогов, сборов, страховых взносов в совокупности, либо превышающая сорок пять миллионов рублей.

2. Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если этим лицом либо организацией, уклонение от уплаты налогов, сборов, страховых взносов которой вменяется этому лицу, полностью уплачены суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумма штрафа в размере, определяемом в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

ГАРАНТ:

См. Инструкцию по организации контроля за фактическим возмещением ущерба, причиненного налоговыми преступлениями, утвержденную приказом Генеральной прокуратуры РФ, ФНС России, МВД России и Следственного комитета РФ от 8 июня 2015 г. N 286/ММВ-7-2/[email protected]/675/50

ГАРАНТ:

Об ответственности за нарушения налогового законодательства см. справку

http://base.garant.ru/10108000/4f9e3a4ee74f1efd05fc6c63a006059b/

Налоговая оптимизация или уклонение от уплаты налогов

Уклонение от уплаты налогов представляет собой форму уменьшения налоговых и других платежей, при которой налогоплательщик умышленно или неосторожно избегает уплаты налога или уменьшает размер своих налоговых обязательств с нарушением действующего законодательства. В данном случае, снижение налоговых обязательств, а так же полное уклонение от налоговых обязательств представляется в виде совершения налогоплательщиком налоговых правонарушений, имеет место нарушение налогового законодательства. Любое действие налогоплательщика совершенное с целью уклонения от уплаты налогов, является противозаконным. В данном случае, главное отличие уклонения уплаты налогов от налоговой оптимизации заключается в выборе пути достижения налогоплательщиком снижения налогового обязательства.

Незаконное уменьшение налогов — уклонение, влечет негативные последствия как для экономики государства, так и для государства в целом. При этом государственный бюджет недополучает причитающиеся ему средства, и, следовательно, ему приходиться ограничивать себя в расходах. Следствием этого выступают приостановка реализации некоторых государственных программ, невыплата заработной платы работникам бюджетной сферы и т.д., вплоть до процедуры секвестра бюджета. Кроме того, уклонение от уплаты налогов может иметь серьезные экономические последствия в виде нарушения конкуренции. Два одинаковых предприятия, занимающихся, например, производством определенных товаров, будут находиться в неравных условиях в случае уклонения одного из них от уплаты налогов.

Поэтому, в настоящий момент пресечение попыток «творческой неуплаты налогов» возведено в ранг государственной налоговой политики и является основным направлением деятельности многих государственных органов (например, налоговой полиции), а также главной целью текущего налогового нормотворчества.

Зачастую, снижение или отклонение от уплаты налогов совершается за счет:

— снижения или сокрытия объекта налогообложения (дохода, прибыли и т.д.);

— нарушения правил ведения бухгалтерского и налогового учета;

— представления недостоверных данных;

— несвоевременное представление или не представление необходимых документов;

Читайте так же:  Схема валютного контроля

— неправомерное использование налоговых льгот.

Поскольку речь идет о противозаконных действиях налогоплательщика, то соответственно за совершение таких действий предусмотрена административная, финансовая, уголовная и гражданско-правовая ответственность. Несмотря на это, все способы незаконного уклонения от уплаты налогов не одинаковы. В зависимости от тяжести нарушения законодательства, можно выделить несколько видов:

1. Некриминальное уклонение от уплаты налогов. В данном случае налогоплательщик своими действиями по уменьшению налогового обязательства нарушает налоговое законодательство, что влечет за собой применение налоговой ответственности. Нарушение налогового законодательства проявляется в совершение таких действий, как:

— неправильное отражение операций в бухгалтерском и налоговом учете;

— неправильное заключение договоров, их фиктивное заключение, переоформление и заключение их после совершения операции;

— выплата санкций за несуществующие налоговые нарушения и т.д.

При налоговой ответственности к нарушителю не применяется уголовная ответственность.

В зависимости от отраслевой принадлежности норм законодательства, которые совершаются некриминальными способами, можно выделить налоговое и таможенное правонарушение.

2. Криминальное уклонение от уплаты налогов. В данном случае налогоплательщик с целью уклонения от уплаты налога или для снижения сумм налогов, совершает противозаконные действия, что влечет не только нарушение налогового, но и уголовного законодательства. Соответственно, криминальное правонарушение влечет применение к нарушителям уголовной ответственности в соответствии со ст.ст. 198, 199, 199.1, 199.2 Уголовного кодекса РФ.

Налогоплательщик может привлекаться к налоговой ответственности за совершение следующих правонарушений:

1. Непредставление налоговой декларации физическими лицами или иных документов, представление которых является обязательным, как следствие уклонения от уплаты налогов. В данном случае уклонением признается совершенным в крупном размере, составляющем более 100.000 рублей за три финансовых года подряд, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 300 000 рублей.

Так, например, если налогоплательщик (физическое лицо) получил доход в сумме 1 500 000 рублей и не уплатил налог, исчисленный по ставке 13 %, который составит 195 000 рублей, то данный факт будет являться для привлечения налогоплательщика к уголовной ответственности. А если налогоплательщик в данном случае заплатит налог не в полном размере, допустим 30 000 рублей, то основанием для привлечения данного налогоплательщика к уголовной ответственности не имеется, поскольку сумма уплаченного налога превышает 10 % ( 195 000 * 10 % = 19 500 руб.).

Если сумма неуплаченного налога составит более 300 000 рублей, то уголовная ответственность наступает во всех случаях.

Уклонение признается совершенным в особо крупном размере, если сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 500 000 рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов (сборов) превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 1 500 000 рублей.

2. Непредставление налоговой декларации организациями или иных документов, представление которых является обязательным, либо включение в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном или особо крупном размере как следствие уклонения от уплаты налогов.

3. Неисполнение налогового агента своих обязанностей по исчислению, удержанию и перечислению в личных интересах, в крупном или особо крупном размере.

Для организаций и налоговых агентов определение крупного и особо крупного размера недоимки осуществляется в одинаковом порядке. Уклонение признается совершенным в крупном размере, если сумма налогов (сборов), составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд, более 500 000 рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов (сборов) превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов (сборов), либо превышающая 1 500 000 рублей. Уклонение признается совершенным в особо крупном размере, если сумма налогов (сборов), составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд, более 2 500 000 рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 7 500 000 рублей.

4. Сокрытие индивидуальным предпринимателем денежных средств или имущества, за счет которого должно быть произведено удержание недоимки в крупном размере. Критерии определения такого крупного размера применительно к данной статье УК РФ не установлены.

Криминальными способами уклонения от уплаты налогов, например, являются: подделка документов, фальсификация данных бухгалтерского учета, умышленное неоприходование денег, поступивших в кассу предприятия за реализованную продукцию (работа за «наличку»), фиктивный прием на работу «мертвых душ».

Анализируя все вышеизложенное, можно еще раз убедиться в том, что не существует понятий законного и легального отклонения от уплаты налогов. Любые действия предприятия, направленные на уменьшение уплачиваемых налогов либо отклонение от их уплаты, предполагает недополучение средств в бюджет и приводит к наступлению налоговой или уголовной ответственности.

Многие предлагаемые способы по уменьшение налогов направлены на какие-то хитрые изъяны, например, порядок оформления договоров (пример: договор арендной платы оформлять договором совместной деятельности и т.д.), но при этом не учитывается тот факт, что порядок оформления договоров регламентируется Гражданским кодексом РФ и согласно ст. 53 сделки признаются не действительными, фиктивные сделки, если они оформлены только для вида, без намерения создать какую-либо юридическую ситуацию.

Мнимая сделка — это сделка совершенная лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия. Признание сделки мнимой и, соответственно, применение последствий ее недействительности на практике может привести к довольно серьезным последствиям для предприятия. Например, при выявлении налоговыми органами факта фиктивной передачи предприятием денежных средств (только на бумаге, без реального перечисления) в качестве добровольных пожертвований в избирательные фонды кандидатов в депутаты, которые подлежат льготированию по налогу на прибыль, данная сделка будет признана судом недействительной, что в свою очередь приведет к доначислению налога на прибыль, начислению пени и применению к предприятию налоговых санкций за недоплату налога на прибыль.

Притворной признается сделка, совершенная с целью прикрыть другую сделку. К притворной сделке применяются правила сделки, которую стороны имели в виду при совершении притворной сделки. Например, договор комиссии может быть выдан предприятием за договор купли- продажи имущества. В случае признания такого договора притворным, к данной сделке будет применен порядок регулирования отношений комиссии и, соответственно, на комиссионера будут наложены налоговые санкции за занижение сумм налога, вызванного неприменением повышенной ставки налога на прибыль, а также доначислен налог и пени.

Читайте так же:  Задолженность по налогам физических лиц казахстан караганда

В категорию законного уменьшения налогов можно отнести только те способы, при которых экономический эффект достигается с помощью квалифицированной организации работы. При этом речь идет не об уклонении от налогов, а о такой организации работы, при которой снижаются необоснованная переплата налогов и не начисляются пени, штрафы. Другими словами, минимизация налогов определяется понятием «как налоги не переплачивать и как не платить штрафы» – это и есть легальное уменьшение налоговых платежей.

Налоговая оптимизация, минимизация налогов (легальное уменьшение налогов) — это уменьшение размера налоговых обязательств посредством целенаправленных правомерных действий налогоплательщика, включающих в себя полное использование всех предоставленных законодательством льгот, налоговых освобождений и других законных приемов и способов. Другими словами, это организация деятельности предприятия, при которой налоговые платежи сводятся к минимуму на законных основаниях, без нарушения норм налогового и уголовного законодательства. Данные способы с юридической точки зрения не предполагают нарушения законных интересов бюджета.

Теперь мы можем выделить главное отличие налоговой оптимизации от уклонения от уплаты налогов. В данном случае налогоплательщик использует разрешенные или не запрещенные законодательством способы уменьшения налоговых платежей, то есть не нарушает законодательство. В связи с этим такие действия плательщика не составляют состав налогового преступления или правонарушения, и, следовательно, не влекут неблагоприятных последствий для налогоплательщика, таких как доначисление налогов, а также взыскания пени и налоговых санкций.

Зачастую, предприятие в силу неопытности бухгалтера осуществляет за счет своей чистой прибыли какие-либо затраты, которые в соответствии с установленным порядком подлежат включению в расходы, учитываемые при исчислении прибыли, или предприятие не пользуется предоставленной льготой, использует повышенную ставку налога и т.д. Работа квалифицированных специалистов, привлеченных предприятием, устраняет вышеуказанные негативные моменты, что естественно приводит к снижению налоговых выплат в бюджет, но основания такого снижения абсолютно законны.

Чтобы наглядно представить отличие налоговой оптимизации от уклонения от уплаты налогов представим следующую ситуацию. Предприятие по расчетам бухгалтерии уплатило в отчетном периоде в бюджет 600 тыс. руб. При проведении проверки аудиторская фирма установила, что на самом деле, по результатам своей хозяйственной деятельности предприятие должно было уплатить в бюджет только 400 тыс. руб. и выдало клиенту соответствующие рекомендации, в данной ситуации и есть налоговая оптимизация. Но допустим, если предприятию будет предоставлена та или иная методология расчета налогов, с помощью которой предприятие начнет платить не 400 тыс. руб. как положено, а например уменьшит сумму уплачиваемых налогов до 150 тыс. руб., то в этом случае речь уже будет идти не о налоговой оптимизации, а об незаконном уклонении от уплаты налогов.

Как указывалось выше, уменьшение налогов в любом виде, будь то уклонение от уплаты налогов или налоговая оптимизация (налоговая минимизация), вызывает активное и жесткое противодействие государства в лице его фискальных и правоохранительных органов. Естественно, от того, каким способом осуществляется уменьшение налоговых платежей, зависит и ответная реакция государства: в лучшем случае, Вы можете столкнуться с откровенным неодобрением вашей «налоговой политики» (при налоговой оптимизации), в худшем, возможно применение всего репрессивного механизма в виде доначисления налогов, начисления пени и наложения санкций вплоть до уголовной ответственности (при уклонении от налогов). Ошибки налогоплательщика, а также недооценка возможностей налоговых органов могут привести вместо налоговой экономии к огромным финансовым потерям, банкротству или к лишению свободы.

http://www.f-consalt.ru/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F-%D0%BE%D0%BF%D1%82%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F-%D0%B8%D0%BB%D0%B8-%D1%83%D0%BA%D0%BB%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%BE%D1%82-%D1%83%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D1%82%D1%8B-%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2

Классификация и виды уклонений и обхода налогов (криминальные и некриминальные деяния)

С учетом особенностей законных и незаконных способов уменьшения налоговых выплат в налоговом праве различают налоговые правонарушения и налоговые преступления. Налоговые правонарушения – это противоправные деяния, виды, ответственность и производство по которым регламентируются нормами Налогового кодекса РФ. Налоговое преступление – это возникающее в определенных условиях в финансовой среде противоправное общественно опасное деяние, носящее характер преступления, объектом которого являются охраняемые уголовным законом отношения по поводу взимания налоговых платежей, а также осуществления контроля за своевременностью и полнотой их уплаты.

Для целей налогового менеджмента, исходя из тяжести содеянного, можно выделить некриминальные и криминальные обход и уклонение от уплаты налогов. Первые способы минимизации налоговых платежей могут быть включены в систему корпоративного налогового менеджмента, а вторые должны быть исключены из нее.

Некриминальные уклонение от уплаты и обход налогов – это уголовно не наказуемые деяния (действия, бездействия) субъекта налоговых отношений, направленные на избежание или снижение налоговых выплат в бюджетную систему посредством нарушения законодательства о налогах и сборах, влекущих применение к нарушителю мер налоговой ответственности (штрафных налоговых санкций), предусмотренных гл.16 Налогового кодекса РФ, а также административных штрафных санкций, предусмотренных Кодексом об административных правонарушениях РФ (см. глава 2, § 8.3, приложение 1). Данные деяния налогоплательщика не образуют состава налогового преступления, но влекут за собой наступление налоговой ответственности в соответствии с положениями налогового и административного законодательства.

Исходя из отраслевой принадлежности норм законодательства, которые нарушаются при уклонении от уплаты и обходе налогов некриминальными способами, можно выделить налоговые правонарушения и таможенные правонарушения (при уплате налогов на таможне). Некриминальными способами уклонения могут быть следующие умышленные или неумышленные деяния, не имеющие состава преступления (по критериям размера неуплаченных налогов, периодичности и другим): неправильное отражение операций в бухгалтерском и налоговом учете; занижение доходов и объектов налогообложения; нарушение сроков уплаты налогов; заключение фиктивных договоров, переоформление договоров и изменение их содержания после их исполнения; выплата санкций за несуществующие договорные нарушения; занижение стоимости ввозимых через таможенную границу товаров и, соответственно, занижение сумм НДС, подлежащих уплате на таможне и т. д.

Читайте так же:  Как узнать какой налог платит ип

Криминальное уклонение от уплаты налогов предполагает совершение налогоплательщиком противозаконных социально и экономически опасных деяний (действий, бездействий), направленных на избежание уплаты налога или снижение его размера, нарушающих не только нормы налогового, но и уголовного законодательства (см. глава 2, § 8.4, приложение 1). Криминальными способами уклонения от налогов является неуплата (недоплата) налогов в крупных и особо крупных размерах, совершенная умышленно, неоднократно и в сговоре группы лиц, в том числе путем подделки документов, фальсификации данных бухгалтерского учета, неоприходования денег, поступивших в кассу предприятия за реализованную продукцию (работы «за наличку»), фиктивного приема на работу и других действий (бездействий).

Учитывая что для предприятия важен конечный результат, а именно – экономия на налогах (какими бы способами она не осуществлялась), в сферу корпоративного налогового менеджмента при определенных обстоятельствах (прежде всего, с учетом степени риска уплаты налоговых санкций) можно включить некриминальное уклонение от уплаты и обход налогов. Безусловно, ни в коем случае нельзя поощрять такой способ минимизации налоговых платежей, но и нельзя закрывать на это глаза, и делать вид, что такого явления не существует, тем более что, порой, отдельные виды некриминальной минимизации налогов более результативны, чем законны. Все вышесказанное схематично представлено на рис. 8.

Рис. 8. Минимизация налогов в структуре корпоративного налогового менеджмента

Все известные налоговые правонарушения и преступления, которые классифицируются как уклонение от налогов можно подразделить на несколько групп [41] :

а) виды уклонения от уплаты налогов, связанные с сокрытием выручки или дохода:

· оформление реализации продукции по таможенный режим «экспорта» без реального перемещения ее за пределы страны (так называемый «лжеэкспорт», имеющий целью использование ставки 0 % по НДС);

· сокрытие выручки от реализации продукции, работ и услуг, хотя в наличии имеются акты выполненных работ (например, отражение ее как аванса от заказчика с последующим вычетом НДС, исчисленных с сумм предоплаты, из общей суммы полученного НДС);

· сокрытие выручки от розничной торговли путем подмены или уничтожения накладных и других документов после продажи товара;

· сокрытие дохода от налогообложения путем заключения договора о предоставлении займа (заемные средства не облагаются налогом);

· безфактурный отпуск товарно-материальных ценностей для сокрытия фактического объема выручки, полученной от реализации;

· неоприходование наличной выручки за продукцию, реализованную через доверенных лиц;

· неотражение в бухгалтерских отчетах прибыли, полученной за предоставленные предприятиям и организациям займы;

· занижение в налоговой отчетности объема реализации продукции;

· занижение количества и завышение цены товара при составлении акта их закупки у частных лиц;

б) виды уклонения от уплаты налогов, связанные с использованием фондов предприятий:

· перечисление средств в виде финансовой помощи в специальные фонды предприятия за оказанные услуги, выполненные работы, отпущенную продукцию (сейчас средства финансовой помощи подлежат налогообложению как доходы, но существует возможность обхода налогов при передаче средств между головными и дочерними предприятиями);

· начисление затрат на ремонт (в резерв по ремонту) без фактического его проведения или проведения в меньших объемах;

· неправомерность применения порядка ускоренной амортизации основных фондов (например, списание в первый месяц полной стоимости компьютеров с последующим начисление сумм ежемесячных амортизационных отчислений по ним);

в) виды уклонения от уплаты налогов, связанные с использованием расчетных счетов:

· нарушение срока предоставления сведений об открытии и закрытии счета в банке;

· открытие счетов в проблемных банках для расчетов с бюджетом;

· осуществление финансовых операций с использованием счетов других предприятий по взаимной договоренности;

· проведение финансовых операций, минуя расчетный счет, с использованием счетов в коммерческих банках;

· помещение полученной валютной выручки на счета иностранного партнера или доверенного лица с целью последующего использования всей суммы и полученного банковского процента на собственные нужды без налогообложения;

· уход от уплаты налогов путем закрытия расчетных счетов и распределения имущества предприятия среди его членов;

· перечисление средств за выполненные работы (услуги) на личные счета руководителей предприятий вместо расчетного счета самого предприятия;

· зачисление части выручки от реализованной за границей продукции на открытые там личные счета и счета предприятий на основании подложных, специально разработанных для этих целей договоров, которые, в отличие от официальных, по завершении сделки и поступлении средств на открытый за рубежом счет, уничтожаются;

г) виды уклонений от уплаты налогов, совершаемые путем манипуляций с расходами, применяемые для целей налогообложения:

· завышение расходов на производство на сумму прибыли, заложенную в цену изделий, путем учета брака не по фактической себестоимости, а по оптовым ценам;

· отнесение к расходам на производство продукции затрат по содержанию аппарата управления вышестоящей организации;

· включение в издержки производства сумм списанных запасных частей для ремонта автотранспорта и другой техники при отсутствии дефектных ведомостей и пообъектных актов на списание;

· включение в состав расходов предварительной оплаты за неполученную продукцию;

· завышение расходов на производство продукции путем необоснованного отнесения к ней расходов, подлежащих финансированию за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий;

· фиктивное завышение стоимости ввозимого из-за рубежа оборудования, материалов и т. д. с целью последующего завышения фактических расходов;

д) виды уклонений от уплаты налогов, совершаемых посредством злоупотреблений в личных интересах:

· использование в личных интересах материальных и денежных средств государственных или муниципальных предприятий их сотрудниками, которые одновременно являются владельцами частных предприятий;

· передача в личное пользование товарно-материальных ценностей с отражением их стоимости на забалансовых счетах;

· аренда жилых помещений для проживания сотрудников предприятия под видом аренды этих помещений для производственных нужд;

· неполная регистрация в учетных журналах взятых на складирование (хранение) товарно-материальных ценностей;

е) виды уклонений от уплаты налогов, совершаемых путем формального увеличения числа сотрудников:

· формальное зачисление на работу инвалидов с целью получения льгот;

· формальное придание статуса ученика основным работникам предприятия с целью снижения сумм единого налога на вмененный доход по видам деятельности, где базой исчисления выступает численность работников;

Читайте так же:  Группы налоговых правонарушений

ж) виды уклонений от уплаты налогов, совершаемых посредством подделки документов (данный тип уклонения граничит с криминальным и в отдельных случаях может перерасти в уголовно наказуемое преступление):

· использование фиктивных закупочных документов;

· подделка финансово-расчетных документов (например, выписка фиктивных нарядов на работу);

· использование при проведении коммерческих операций подложных документов (утерянных паспортов, накладных, иных документов, оформленных на других лиц);

з) виды уклонений от уплаты налогов, совершаемых посредством неправомерного учреждения новых структур:

· создание коммерческих структур на базе предприятия без разделения финансово-хозяйственной деятельности;

· создание не предусмотренных законом благотворительных организаций и фондов;

· ликвидация действующих предприятий и создание теми же учредителями новых структур, не являющихся их правопреемниками, в целях неуплаты сумм задолженности бюджету;

и) виды уклонений от уплаты налогов, совершаемых путем неправомерного ведения деятельности:

· ведение коммерческой деятельности без регистрации в налоговом органе либо нарушение срока постановки на налоговый учет;

· осуществление лицензируемой коммерческой деятельности без лицензии;

· реализация товаров, изготовленных предприятиями одного региона, в другом регионе через частных лиц за денежное вознаграждение;

· заключение государственными (муниципальными) предприятиями договоров с предприятиями других форм собственности с заранее обусловленными большими штрафными санкциями;

к) виды уклонений от уплаты налогов, совершаемых посредством несоблюдения порядка регистрации и хранения денежных средств:

· совершение финансово-хозяйственных операций с оплатой наличными без оприходования этих сумм в кассах предприятия;

· несоблюдение порядка хранения в кассе предприятия наличных денежных средств.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше. 9250 — | 7350 — или читать все.

http://studopedia.ru/15_15228_klassifikatsiya-i-vidi-ukloneniy-i-obhoda-nalogov-kriminalnie-i-nekriminalnie-deyaniya.html

Основные подходы к минимизации налоговых платежей

Некриминальное уклонение от уплаты налогов — это совершение налогоплательщиком действий, направленных на избежание или снижение налоговых выплат в бюджет посредством нарушения законодательства о налогах и сборах, влекущих применение к нарушителю мер налоговой ответственности (налоговых санкций). Данные действия налогоплательщика не образуют состав налогового преступления и не влекут наступления уголовной ответственности.

Исходя из отраслевой принадлежности норм законодательства, которые нарушаются при совершении уклонения от уплаты налогов некриминальными способами, можно выделить:[15]

таможенные правонарушения (при уплате налога на таможне).

Некриминальные способы уклонения применяются в основном через нарушение гражданско-правовых норм и норм налогового законодательства: неправильное отражение операций в бухгалтерском и налоговом учете, заключение фиктивных договоров, переоформление договоров и изменение их содержания после их исполнения, выплата санкций за несуществующие договорные нарушения, занижение стоимости ввозимых через таможенную границу товаров, и, соответственно, занижение сумм НДС, подлежащих уплате на таможне и т.д.

Криминальное уклонение от уплаты налогов совершается путем совершения налогоплательщиком противозаконных действий, направленных на избежание налога или снижение его размера, нарушающих не только нормы налогового, но и уголовного законодательства. Совершение уклонения от уплаты налогов данным способом влечет наступление для налогоплательщика уголовной ответственности. Данные способы составляют состав уголовных преступлений по ст.ст.198, 199 Уголовного кодекса РФ.[15]

В соответствии с действующим уголовным законодательством для организаций уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов путем включения в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах или расходах либо иным способом, а равно от уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, наступает только при совершении этого преступления в крупном или особо крупном размере. При этом уклонение признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченных налогов и (или) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды превышает одну тысячу минимальных размеров оплаты труда, а в особо крупном размере — пять тысяч минимальных размеров оплаты труда.

Для примера, криминальными способами уклонения от уплаты налогов являются (при соблюдении условий, предусмотренных указанными статьями): подделка документов, фальсификация данных бухгалтерского учета, умышленное неоприходование денег, поступивших в кассу предприятия за реализованную продукцию (работа за «наличку»), фиктивный прием на работу «мертвых душ».

Можно ли «законно» уклониться от уплаты налогов?[1]

Любые целенаправленные действия субъекта, заведомо нарушающие действующее законодательство, в результате которых бюджет, так или иначе, недополучает причитающиеся ему по закону суммы налогов — ущербны и нелегальны и ведут к наступлению налоговой либо уголовной ответственности.

Большинство способов, рекомендуемых во многих печатных изданиях, содержат один большой изъян. Они основаны на «хитром» оформлении определенных хозяйственных операций. Например, договор рекламы оформляется договором на оказание информационных услуг, арендный договор — договором о совместной деятельности и т.д.

Некоторые процессуальные трудности в доказывании фиктивного и притворного характера таких сделок не дает оснований для признания их законными. Об этом необходимо помнить всем налоговым «консультантам», способными своими «рекомендациями» нанести своим читателям или клиентам огромный ущерб.

Анализ основных изменений и дополнений в налоговое законодательство России, сделанных за период с 1992 года, а также принятие Налогового кодекса РФ, свидетельствует, что логика развития и совершенствования налоговой системы во многом направлена в первую очередь на предотвращение и закрытие тех или иных способов ухода от налогов. Все способы отслеживаются на местах налоговыми органами, которые, обобщая и выделяя самые типичные из них, реагируют путем или принятия соответствующих методических разъяснений, или обращаются с законодательной инициативой к высшим органам государственной власти.

Здесь необходимо учитывать, что в соответствии со ст.4 Налогового кодекса РФ нормативные документы МНС РФ (инструкции, письма, приказы, методические разъяснения) не относятся к законодательству о налогах и сборах, а следовательно, данные акты не могут регулировать налоговые отношения и изменять или дополнять налоговое законодательство. Вместе с тем, данные документы обязательны для исполнения территориальными налоговыми органами. Поэтому в случае издания соответствующего документа, например, с указанием способа уклонения от уплаты налога и методикой его выявления (обнаружения), будет принят инспекциями как «руководство к действию» и при проведении налоговых проверок данному вопросу будет уделено повышенное внимание.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://www.financedone.ru/sools-97-2.html

Тесты

1. Налоги возникли вследствие…

Читайте так же:  Нерезидент налог квартира

А: появления государства

Б: становления промышленности

В: развития торговли

2. Под фискальной функцией налога понимается:

А: функция количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства

Б: функция формирования стабильной доходной части государственного бюджета

В: функция ограничения (сдерживания определенных видов деятельности либо производства определенных товаров и услуг)

3. По способу взимания налоги подразделяются на…

А: общеобязательные и факультативные,

Б: прямые и косвенные,

В: абстрактные и целевые,

4. Налоги выполняют функции:

Г: финансирование социальной политики,

Д: функцию совокупного денежного эквивалента ценности услуг государства.

5. Налоги, в зависимости от органа, который устанавливает и имеет право изменять и конкретизировать, делятся на…

А: федеральные, региональные, местные,

Б: закрепленные и регулирующие,

В: общие и специальные.

6. В зависимости от масштаба и сферы влияния налоговая политика государства делится на:

А: внутреннюю и внешнюю

Б: тактическую и стратегическую

7. Создание оффшорных компаний считается:

А: налоговой оптимизацией

Б: уклонением от уплаты налогов

В: налоговой минимизацией

8. Возможность применения налогоплательщиком пробелов в законодательстве для сокращения своих обязательств перед бюджетом – это сущность:

А: налоговой оптимизации

Б: уклонения от уплаты налогов

9. Нельзя отнести к принципам корпоративного налогового планирования:

А: полноценное использование налоговых льгот

Б: уплату минимальной суммы положенных налогов

В: несвоевременную уплату налогов

Г: уплату налогов в последний день установленного срока

10. Нельзя отнести к законодательным ограничениям корпоративного налогового планирования:

А: обязанность субъекта зарегистрироваться в налоговом органе

Б: обязанность применения всех налоговых льгот, применимых к предприятию

В: необходимость предоставления документов по исчислению и уплате налога

11. К судебным доктринам противодействия уклонению от уплаты налогов относятся:

А: форма над содержанием

Б: содержание над формой

В: налоговая цель

Г: целостность сделки

12. Налоговый менеджмент включает звенья (уровни):

13. Налоговая оптимизация и налоговая минимизация – это понятия:

14. Корпоративный налоговый менеджмент охватывает:

А: уровень хозяйствующих субъектов

Б: уровень государства

В: международный уровень

Г: конкретное физическое лицо

15. Конечная цель корпоративного налогового менеджмента:

А: минимум уплаченных налогов

Б: максимум уплаченных налогов

В: максимум полученной прибыли

16. Государственный налоговый менеджмент охватывает:

А: уровень хозяйствующих субъектов

Б: уровень государства

В: международный уровень

Г: конкретное физическое лицо

17. Цель государственного налогового менеджмента:

А: минимум полученных налогов

Б: рост налоговых доходов на базе роста производства

В: максимум расходов на налоговое администрирование

18. Элементами налогового менеджмента являются:

А: налоговое планирование

Б: налоговое регулирование

В: налоговое функционирование

Г: налоговый контроль

Д: налоговая политика

19. При расчете налогового бремени в качестве знаменателя используют:

Б: добавленную стоимость

Г: величину расходов

Д: сэкономленную сумму налогов

20. Некриминальное уклонение от налогов предполагает ответственность:

А: согласно УК РФ

Б: согласно НК РФ

Г: согласно БК РФ

21. По воздействию на налоговую нагрузку корпоративное налоговое планирование подразделяется на:

А: классическое и оптимизационное

Б: оптимистическое и пессимистическое

В: законное и противозаконное

Г: стратегическое и тактическое

22. Налоговый бюджет необходим организации для:

А: оптимизации налогов

Б: формирования платежного календаря

В: уклонения от налогов

Г: минимизации налоговых потоков

23. Об эффективности мер налоговой оптимизации в рамках корпоративного налогового менеджмента можно судить по:

А: чистому финансовому результату

Б: сэкономленной сумме налогов

В: величине недоимки

Г: сумме начисленных налогов

24. Замена договора купли-продажи основного средства на договор лизинга является примером:

А: метода замены отношений

Б: метода разделения отношений

В: метода сокращения объекта обложения

25. При приобретении имущества сумма платежа разбивается на две части: часть стоимости оплачивается по договору купли-продажи, другая часть – по договору на оказание информационно-консультационных услуг. Это пример:

А: метода замены отношений

Б: метода разделения отношений

В: метода сокращения объекта обложения

26. Использование переоценки основных средств предприятия – это:

А: метод замены отношений

Б: метод разделения отношений

В: метод сокращения объекта обложения

27. Процесс определения наиболее эффективных направлений движения и объема, состава и структуры входящих и исходящих налоговых потоков оптимизации сумм налогов и сборов на предстоящий год и (или) перспективу государством и хозяйствующим субъектом это:

А: налоговый процесс

Б: налоговое регулирование

В: налоговое планирование

28. Налоговое планирование как элемент налогового менеджмента состоит из:

А: налогового прогнозирования

Б: налогового бюджетирования, ориентированного на результат

В: рационального использования полученных дополнительных доходов на финансирование эффективных расходов

Г: налогового контроля

29. Уравновешивание общественных, корпоративных и личных экономических интересов – это цель:

А: налогового контроля

Б: налогового менеджмента

В: налогового регулирования

30. Процесс, обеспечивающий достижение поставленных целей, задач и плановых параметров, в том числе путем применения налоговых санкций – это:

А: налоговый контроль

Б: налоговое прогнозирование

В: налоговое регулирование

30. Виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, которое НК РФ установлена ответственность – это:

А: налоговое правонарушение

Б: налоговое преступление

В: налоговая ответственность

31. Некриминальные уклонения от уплаты и обход налогов…

А: относятся к корпоративному налоговому менеджменту

Б: не относятся к корпоративному налоговому менеджменту

Ответы к тестам

1 – А; 2 – Б; 3 – Б; 4 – А,Б,В, Д; 5 – А; 6 – А; 7 – В; 8 – А; 9 – В; 10 – Б; 11 – Б; 12 – Ф, Б; 13 – В; 14 – А; 15 – В; 16 – Б; 17 – Б; 18 – А,Б,Д; 19 – А, Б, В; 20 – Б; 21 – А; 22 – А,Б; 23 – А; 24 – А; 25 – Б; 26 – В; 27 – В; 28 – А,Б,В; 29 – В; 30 – А; 31 – А.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://www.nnre.ru/delovaja_literatura/nalogovyi_menedzhment/p5.php

Некриминальное уклонение от налогов предполагает ответственность
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here