Несвоевременная регистрация налоговой накладной штраф

ВОПРОС: В каких случаях за несвоевременную регистрацию налоговой накладной в ЕРНН в 2017 году не применяются штрафные санкции?

На дату возникновения налоговых обязательств налогоплательщик обязан составить налоговую накладную в электронной форме с соблюдением условия относительно регистрации в порядке, определенном законодательством, электронной подписи уполномоченного им лица и зарегистрировать ее в ЕРНН в установленный НКУ срок (п. 201.1 ст. 201 НКУ).

В 2017 году регистрация налоговых накладных и/или расчетов корректировки к налоговым накладным в ЕРНН должна осуществляться с учетом предельных сроков:

  • для налоговых накладных/расчетов корректировки к налоговым накладным, составленным с 1 по 15 календарный день (включительно) календарного месяца, — до последнего дня (включительно) календарного месяца, в котором они составлены;
  • для налоговых накладных/расчетов корректировки к налоговым накладным, составленным с 16 по последний календарный день (включительно) месяца, — до 15 календарного дня (включительно) календарного месяца, следующего за месяцем, в котором они составлены.

Согласно п. 120 1 .1 ст. 120 1 НКУ нарушение указанного предельного срока влечет за собой наложение штрафа на плательщика НДС, на которого в соответствии с требованиями п. 192.1 ст. 192 НКУ и 201 НКУ возложена обязанность относительно такой регистрации.

При этом п. 120 1 .1 ст. 120 1 НКУ содержит исключение относительно применения штрафа за нерегистрацию налоговой накладной, которая предоставляется получателю (покупателю), составленной на поставку товаров/услуг для операций, которые освобождены от налогообложения или облагаются налогом по нулевой ставке. То есть штраф не применяется в случае, если налоговая накладная не предоставляется получателю (покупателю) по причине того, что она составлена на поставку:

  • освобожденную от налогообложения;
  • облагаемую НДС по нулевой ставке.

Однако штраф рассчитывается исходя из суммы НДС, указанной в налоговой накладной, а в вышеперечисленных налоговых накладных НДС нет. То есть формулировка, приведенная в скобках, не несет смысловой нагрузки, ее наличие или отсутствие ничего не меняет. Причем отметим, что штрафа не будет независимо от того, предоставляется получателю (покупателю) налоговая накладная или нет.

В связи с этим возникает вопрос: для чего предусматривать явно не работающее исключение?

Поэтому вполне логично выглядит вариант, что при нарушении плательщиками НДС предельного срока штраф не применяется в случае, если налоговая накладная:

  • не предоставляется получателю (покупателю);
  • составлена на поставку товаров/услуг для операций, освобожденных от налогообложения;
  • составлена на поставку товаров/услуг для операций, облагаемых НДС по нулевой ставке.

Органы ГФС на этот счет пока хранят молчание, но можно смело полагать, что им ближе первый вариант.

Однако не следует забывать о правиле конфликта интересов (п.п. 4.1.4 п. 4.1 ст. 4 НКУ), в соответствии с которым, если нормы закона допускают неоднозначную трактовку, решение должно приниматься в пользу налогоплательщика.

Фискальная служба начала штрафовать налогоплательщиков за несвоевременную регистрацию налоговых накладных

Государственная фискальная служба начала штрафовать налогоплательщиков за несвоевременную регистрацию налоговых накладных с 1 октября.

Наложение штрафа за вышеуказанное нарушение предусмотрено законом “О внесении изменений в Налоговый кодекс относительно усовершенствования администрирования налога на добавленную стоимость”, который был принят Верховной Радой 16 июля и начал действовать с 29 июля.

Законом предусмотрено, что с 1 октября налогоплательщики будут обязаны выплатить штраф в размере 10% от суммы НДС , указанной в налоговых накладных, в случае нарушения срока регистрации от 1 до 15 календарных дней, 20% – в случае нарушения срока регистрации от 16 до 30 календарных дней.

В случае нарушения срока регистрации налоговых накладных от 31 до 60 дней налогоплательщики обязаны уплатить 30% от суммы НДС .

40% от суммы НДС налогоплательщик обязан уплатить, если нарушит сроки регистрации на 61 и более календарный дней, а 50% – в случае нарушения срока регистрации на 180 календарных дней.

Как сообщало агентство, система электронного администрирования налога на добавленную стоимость начала работу с 1 июля.

Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам об этом.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство «Украинские Новости», в каком-либо виде строго запрещена.

Штрафы за несвоевременную регистрацию налоговой накладной

Ошибка в дате составления налоговой накладной не может быть исправлена путем представления расчета корректировки. Однако такая накладная может быть определена как ошибочно составленная.

В этом случае налогоплательщик составляет «отрицательный» расчет корректировки. При этом он должен составить налоговую накладную с правильной датой (по дате наступления «первого события» — операции поставки) и зарегистрировать ее в ЕРНН в установленные сроки.

Ответственность налогоплательщиков за нарушение предельных сроков регистрации налоговых накладных и расчетов корректировки в ЕРНН установлена ст. 120 1 НКУ. При этом, как сообщает ГФС в ИНК от 25.04.2018 г. № 1855/6/99-99-12-02-01-15/ІПК, этой статьей не предусмотрены исключения относительно применения штрафных санкций за нарушение срока регистрации налоговых накладных в ЕРНН, в том числе тех, которые после их регистрации признаются ошибочно составленными.

В ИНК от 02.05.2018 г. № 1963/6/99-99-12-02-01-15/ІПК ГФС разъясняет, что в случае нарушения сроков регистрации налоговых накладных и/или расчетов корректировки в ЕРНН применяются штрафные санкции, предусмотренные ст. 120 1 НКУ, а при остановке регистрации налоговых накладных и/или расчетов корректировки штрафные санкции, предусмотренные этой статьей, не применяются на период их остановки.

Кроме того, ГУ ГФС в Харьковской области в ИНК от 25.04.2018 г. № 1856/ІПК/20-40-12-01-11 разъясняет, что штрафные санкции за нарушение налогоплательщиком предельных сроков регистрации налоговых накладных в ЕРНН применяются независимо от начала проведения камеральной проверки органами ГФС.

Індивідуальна податкова консультація Державної фіскальної служби України від 02.05.2018 р. № 1963/6/99-99-12-02-01-15/ІПК

Читайте так же:  Узнать долги по налогам по инн физического

Державна фіскальна служба України розглянула лист товариства щодо надання податкової консультації відповідно до статті 52 Податкового кодексу України (далі — Кодекс) та повідомляє.

Платник у своєму запиті повідомив, що за результатами проведеної у жовтні 2017 року операції з постачання товару на підставі Договору постачання ним складено податкову накладну, реєстрація в Єдиному реєстрі податкових накладних (далі — ЄРПН) якої була зупинена. На підставі Додаткової угоди до Договору постачання платником податку у грудні 2017 року складено розрахунок коригування до зазначеної податкової накладної. У зв’язку з тим, що на дату складання розрахунку коригування податкова накладна, до якої він був складений, не була зареєстрована в ЄРПН (залишалася заблокованою), платник не зміг вчасно зареєструвати розрахунок коригування в ЄРПН.

Після реєстрації в ЄРПН в порядку, визначеному пунктом 57 1 підрозділу 2 Розділу XX Кодексу, заблокованої податкової накладної, в ЄРПН був зареєстрований розрахунок коригування до неї, але з порушенням терміну реєстрації. У зв’язку з чим контролюючим органом до платника податку було застосовано штрафну санкцію за порушення строків реєстрації розрахунку коригування в ЄРПН.

Платник податку просить роз’яснити питання застосування штрафних санкцій за несвоєчасну реєстрацію розрахунку коригування до податкової накладної в ЄРПН.

Реєстрація податкових накладних та/або розрахунків коригування у ЄРПН здійснюється відповідно до вимог Кодексу та Порядку ведення Єдиного реєстру податкових накладних, затвердженого постановою Кабінету Міністрів України від 29 грудня 2010 року № 1246 (зі змінами) (далі — Порядок).

Пунктом 201.1 статті 201 Кодексу встановлено, що на дату виникнення податкових зобов’язань платник податку зобов’язаний скласти податкову накладну в електронній формі з дотриманням умови щодо реєстрації у порядку, визначеному законодавством, електронного підпису уповноваженої платником особи та зареєструвати її в ЄРПН у встановлений Кодексом термін.

Згідно з пунктом 192.1 статті 192 Кодексу, якщо після постачання товарів/послуг здійснюється будь-яка зміна суми компенсації їх вартості, включаючи наступний за постачанням перегляд цін, перерахунок у випадках повернення товарів/послуг особі, яка їх надала, або при поверненні постачальником суми попередньої оплати товарів/послуг, суми податкових зобов’язань та податкового кредиту постачальника та отримувача підлягають відповідному коригуванню на підставі розрахунку коригування до податкової накладної, складеному в порядку, встановленому для податкових накладних та зареєстрованому в ЄРПН.

Така податкова накладна та/або розрахунок коригування до податкової накладної підлягає обов’язковій реєстрації в ЄРПН таким платником податку з дотриманням визначених Кодексом термінів реєстрації.

Реєстрація податкової накладної / розрахунку коригування в ЄРПН може бути зупинена в порядку та на підставах, визначених Кабінетом Міністрів України (пункт 201.16 статті 201 Кодексу).

Відповідальність платників за порушення граничних термінів реєстрації податкових накладних та/або розрахунків коригування до таких податкових накладних в ЄРПН встановлено статтею 120 1 Кодексу.

Таке порушення тягне за собою накладення на платників ПДВ, на яких відповідно до вимог статей 192 та 201 Кодексу покладено обов’язок щодо такої реєстрації, штрафу в розмірах, визначених пунктом 120 1 .1 статті 120 1 Кодексу.

При цьому у разі зупинення реєстрації податкової накладної та/або розрахунку коригування в ЄРПН згідно з пунктом 201.16 статті 201 Кодексу штрафні санкції, передбачені цим пунктом, не застосовуються на період зупинення такої реєстрації до прийняття рішення щодо відновлення реєстрації таких податкових накладних та/або розрахунків коригування згідно з підпунктом 201.16.4 пункту 201.16 статті 201 Кодексу.

Отже, у разі порушення термінів реєстрації податкових накладних та/або розрахунків коригування до таких накладних в ЄРПН застосовуються штрафні санкції передбачені статтею 120 1 Кодексу, а у разі зупинення реєстрації податкових накладних та/або розрахунків коригування в ЄРПН штрафні санкції передбачені статтею 120 1 Кодексу, не застосовуються на період зупинки реєстрації таких податкових накладних та/або розрахунків коригування до прийняття рішення контролюючим органом щодо відновлення реєстрації податкових накладних та/або розрахунків коригування.

Згідно з пунктом 52.2 статті 52 Кодексу індивідуальна податкова консультація має індивідуальний характер і може використовуватися виключно платником податків, якому надано таку консультацію.

Індивідуальна податкова консультація Головного управління ДФС у Харківській області від 25.04.2018 р. № 1856/ІПК/20-40-12-01-11

Відповідно до вимог пункту 120 1 .1 статті 120 1 Податкового кодексу (далі — Кодекс) порушення платниками податку на додану вартість граничного строку, передбаченого статтею 201 Кодексу, для реєстрації податкової накладної та/або розрахунку коригування до такої податкової накладної в Єдиному реєстрі податкових накладних (крім податкової накладної, що не надається отримувачу (покупцю), складеної на постачання товарів/послуг для операцій: які звільнені від оподаткування або які оподатковуються за нульовою ставкою) тягне за собою накладення на платника податку на додану вартість, на якого відповідно до вимог статей 192 та 201 Кодексу покладено обов’язок щодо такої реєстрації, штрафу в розмірі:

  • 10 відсотків суми податку на додану вартість, зазначеної в таких податкових накладних / розрахунках коригування, — у разі порушення строку реєстрації до 15 календарних днів;
  • 20 відсотків суми податку на додану вартість, зазначеної в таких податкових накладних / розрахунках коригування, — у разі порушення строку реєстрації від 16 до 30 календарних днів;
  • 30 відсотків суми податку на додану вартість, зазначеної в таких податкових накладних / розрахунках коригування, — у разі порушення строку реєстрації від 31 до 60 календарних днів;
  • 40 відсотків суми податку на додану вартість, зазначеної в таких податкових накладних / розрахунках коригування, — у разі порушення строку реєстрації від 61 до 365 календарних днів.

У разі зупинення реєстрації податкової накладної / розрахунку коригування в Єдиному реєстрі податкових накладних згідно з пунктом 201.16 статті 201 Кодексу штрафні санкції, передбачені пунктом 120 1 .1 статті 120 1 Кодексу, не застосовуються на період зупинення такої реєстрації до прийняття рішення щодо відновлення реєстрації таких податкових накладних / розрахунків коригування згідно з підпунктом 201.16.4 пункту 201.16 статті 201 Кодексу.

У разі реєстрації податкової накладної та/або розрахунку коригування до податкової накладної до початку проведення перевірки, предметом якої є дотримання вимог Кодексу щодо своєчасності реєстрації таких документів в Єдиному реєстрі податкових накладних, штрафні санкції, передбачені пунктом 120 1 .2 статті 120 1 , не застосовуються.

Читайте так же:  Возврат ндфл за дополнительное обучение ребенка

Тобто, штрафні санкції з податку на додану вартість за порушення платником податку граничних термінів реєстрації податкових накладних в Єдиному реєстрі податкових накладних застосовуються відповідно до пункту 120 1 .1 статті 120 1 Кодексу, незалежно від початку проведення камеральної перевірки органами ДФС.

Водночас повідомляємо, що відповідно до пункту 52.2 статті 52 Кодексу податкова консультація має індивідуальний характер і може використовуватися виключно платником податків, якому надано таку консультацію.

Штрафы за несвоевременную регистрацию/нерегистрацию налоговых накладных и расчетов корректировки в ЕРНН

Какие штрафы грозят плательщикам НДС за несвоевременную регистрацию или нерегистрацию налоговых накладных/расчетов корректировки (далее — НН/РК) в ЕРНН? Будут ли штрафовать за несвоевременную регистрацию НН/РК, которые не выдаются покупателям или составлены по ошибке? Придется ли плательщикам уплачивать такие штрафы, если их вины в том, что НН/РК попали в ЕРНН с задержкой, нет? Ответы на эти и другие вопросы, связанные со штрафами, предусмотренными п.п. 120 1 .1 и 120 1 .2 НКУ, читайте в нашей консультации

Прежде чем говорить о штрафах за несвоевременную регистрацию НН/РК в ЕРНН, напомним об установленных НКУ сроках для такой регистрации.

Сроки регистрации НН/РК в ЕРНН

Данные сроки установлены п. 201.10 НКУ. Плательщик НДС должен зарегистрировать в ЕРНН НН/РК, составленые:

  • с 1 по 15 календарный день месяца, — до конца календарного месяца, в котором они составлены;
  • с 16 по последний календарный день месяца (включительно), — до 15 числа месяца, следующего за месяцем, в котором они составлены.

Для расчетов корректировки, составленных на уменьшение суммы компенсации стоимости товаров/услуг, обязанность регистрации которых возложена на покупателей — плательщиков НДС, с 01.01.2018 установлен специальный срок регистрации. А именно — 15 календарных дней со дня получения такого расчета корректировки получателем (покупателем).

Возможность зарегистрировать НН/РК в ЕРНН с нарушением установленных НКУ сроков у плательщиков НДС есть в течение 1095 к.дн. с даты их составления.

Штрафы за несвоевременную регистрацию НН/РК

Несоблюдение предельного срока регистрации НН/РК в ЕРНН грозит штрафом, размер которого зависит от количества дней просрочки и суммы налога, указанной в такой НН/РК. Размеры данных финансовых санкций покажем в таблице

.

Штрафы за несвоевременную регистрацию в ЕРНН налоговых накладных: первое разъяснение ГФС

by admin · Квітень 12, 2017

(комментарий к письму ГФСУ от 03.03.2017 г. № 709/4/99-99-15-03-02-15)

Суть вопроса.

Как известно, с 01.01.2017 г. статья 120 1 НКУ относительно ответственности за нарушение сроков регистрации в ЕРНН налоговых накладных и/или расчетов корректировки была обновлена.

Среди прочего обновленные п.п. 120 1 .1 и 120 1 .2 НКУ уточняют, что штрафы за несвоевременную регистрацию в ЕРНН налоговых накладных/расчетов корректировки, предусмотренные данными пунктами, не применяются к

«налоговой накладной, которая не предоставляется получателю (покупателю), составленной на поставки товаров/услуг для операций: которые освобождены от налогообложения или облагаются по нулевой ставке».

Вводя такую норму, законодатель не позаботился о грамотности ее изложения. И теперь плательщикам НДС не понятно, к каким именно налоговым накладным НЕ применяются штрафы, предусмотренные п.п. 120 1 .1 и 120 1 .2

НКУ?

Позиция налоговиков.

В комментируемом письме контролеры сделали вывод, что штрафные санкции, определенные п.п. 120 1 .1 и 120 1 .2 НКУ, не применяются к налогоплательщикам за нарушение ими предельного срока регистрации/отсутствия регистрации в ЕРНН налоговых накладных:

    • которые не предоставляются получателю (покупателю), составленных на операции по поставке товаров/услуг, освобожденных от налогообложения,
  • которые не предоставляются получателю (покупателю), составленных на операции по поставке товаров/услуг, облагаемых по нулевой ставке.

Например

: при нарушении налогоплательщиком сроков регистрации/отсутствии регистрации в ЕРНН сводных налоговых накладных на условные налоговые обязательства по НДС согласно п. 198.5 НКУ, к такому налогоплательщику применяются штрафные санкции, предусмотренные п.п. 120 1 .1 или 120 1 .2 НКУ.

Позиция редакции.

С данного разъяснения контролеров понятно, что штрафы, предусмотренные п.п. 120 1 .1 и 120 1 .2 НКУ, НЕ будут применяться к налоговым накладным, составленным на поставки неплательщикам НДС, которые освобождаются от обложения НДС, и поставки неплательщикам НДС, которые облагаются по ставке НДС 0%. Обобщим эту информацию в таблице.

Таблица

Применение штрафов за несвоевременную регистрацию/отсутствие регистрации в ЕРНН НН/РК

Штрафы, предусмотренные п.п. 120 1 .1 и 120 1 .2 НКУ, применяются к:

Видео (кликните для воспроизведения).

Штрафы, предусмотренные п.п. 120 1 .1 и 120 1 .2 НКУ, НЕ применяются к:

налоговым накладным, составленным на поставки товаров/услуг плательщикам НДС (в т.ч. освобожденные от НДС операции и операции, облагаемые по ставке 0%) налоговым накладным, составленным на поставки товаров/услуг НЕплательщику НДС, которые:
  • освобождаются от обложения НДС;
  • облагаются НДС по ставке 0%.
налоговым накладным, составленным на поставки товаров/услуг НЕплательщикам НДС, в т.ч.:
  • обычным налоговым накладным с типом причины «02» и условным ИНН получателя (покупателя) товаров/услуг «100000000000»;
  • налоговым накладным по ежедневным итогам с типом причины «11» и условным ИНН получателя (покупателя) товаров/услуг «100000000000»;
  • налоговым накладным на покупателя экс-плательщика НДС на сумму увеличения компенсации стоимости поставленных товаров/услуг с типом причины «01» и условным ИНН получателя (покупателя) товаров/услуг «100000000000»
налоговым накладным на условные поставки, в т.ч.:
  • сводным налоговым накладным на начисление налоговых обязательств по НДС в соответствии с п.п. 198.5 и 199.1 НКУ (типы причин — «04», «08», «09», «13» и условный ИНН — «600000000000») и начисление налоговых обязательств при аннулировании НДС-регистрации (тип причины — «10», условный ИНН — «600000000000»);
  • налоговым накладным на поставку товаров/услуг в счет оплаты труда физлицам (тип причины — «03»), ликвидацию ОС по самостоятельному решению (тип причины — «05») и перевод производственных ОС в состав непроизводственных (тип причины — «06») (условный ИНН — «400000000000»)
налоговым накладным на превышение базы обложения НДС, определенной в соответствии со ст.ст. 188 и 189 НКУ, над фактической ценой поставки (тип причины — «15»)

Если это то, что хотел прописать законодатель, то фраза «которая не предоставляется получателю (покупателю)»

в соответствующей норме абсолютно неуместна. Ведь в налоговых накладных, которые составляются на освобожденные от НДС поставки и поставки, которые облагаются по ставке НДС 0%, не будет базы для начисления штрафа в любом случае. Сумма НДС в таких налоговых накладных, независимо от того, выдаются ли они покупателю — плательщику НДС, все равно будет равна нулю, а значит, не будет и штрафа. Поэтому логично было бы данную норму прописать без упоминания налоговых накладных, которые не выдаются покупателям — плательщикам НДС. И тогда бы вопросы не возникали.

Читайте так же:  Проведения проверки по возмещению ндс

Однако пока что фразу «кроме налоговой накладной, которая не предоставляется получателю (покупателю), составленной на поставки товаров/услуг для операций: которые освобождены от налогообложения или облагаются по нулевой ставке» можно трактовать и в пользу плательщиков НДС. То есть как вариант — штрафы за нарушение предельных сроков регистрации в ЕРНН налоговых накладных и расчетов корректировки не применяются в случаях, когда:

  • налоговая накладная НЕ выдается получателю (покупателю) товаров/услуг;
  • налоговая накладная составлена на операцию, освобожденную от НДС, и/или операцию, которая облагается по ставке 0%.

Поэтому, пока нет четкой законодательной нормы, согласиться с данным разъяснением контролеров мы не можем. Хотя бы по причине того, что это разъяснение в определенной степени противоречит действующему разъяснению контролеров в подкатегории 101.30 системы «ЗІР», где указано

:

«Нарушение плательщиками НДС предельных сроков регистрации налоговых накладных, подлежащих предоставлению покупателям — плательщикам НДС и расчетов корректировки к таким налоговым накладным в Едином реестре налоговых накладных (далее — ЕРНН) влекут за собой наложение штрафа в размерах, предусмотренных п. 120 прим. 1.1 ст. 120 прим. 1 Налогового кодекса Украины от 02 декабря 2010 года № 2755-VI, с изменениями и дополнениями» (Выделено авт. — А.П.).

Учитывая данное разъяснение, под указанные штрафы попадают только налоговые накладные, предоставляемые покупателям — плательщикам НДС. А значит, на налоговые накладные, составленные на покупателей — неплательщиков НДС, штрафы налагаться не должны. Таким образом, налоговики противоречат сами себе.

Кроме того, возможность двоякой трактовки соответствующей нормы дает преимущество плательщикам НДС. Выгодную им позицию они могут отстоять в суде, руководствуясь принципом презумпции правомерности решений налогоплательщика (пп. 4.1.4 НКУ). Данный принцип гласит: если нормы законодательных актов допускают неоднозначную (множественную) трактовку, то правомерным считается само решение налогоплательщика, а не контролирующего органа.

Алевтина ПОЛИЩУК,

За несвоевременную регистрацию налоговых накладных — штраф

Порушення платниками податку на додану вартість граничних термінів реєстрації податкових накладних/розрахунків коригування до податкових накладних в Єдиному реєстрі податкових накладних (далі – ЄРПН), тягнуть за собою накладення штрафу в розмірі:

— 10 відсотків від суми податку на додану вартість, зазначеної в таких податкових накладних/розрахунках коригування, — у разі порушення терміну реєстрації до 15 календарних днів;

— 20 відсотків від суми податку на додану вартість, зазначеної в таких податкових накладних/розрахунках коригування, — у разі порушення терміну реєстрації від 16 до 30 календарних днів;

— 30 відсотків від суми податку на додану вартість, зазначеної в таких податкових накладних/розрахунках коригування, — у разі порушення терміну реєстрації від 31 до 60 календарних днів;

— 40 відсотків від суми податку на додану вартість, зазначеної в таких податкових накладних/розрахунках коригування, — у разі порушення терміну реєстрації на 61 і більше календарних днів.

Крім того, пунктом 120 прим.1.2 ст. 120 прим.1 Податкового кодексу України визначено, що відсутність з вини платника реєстрації податкової накладної/розрахунку коригування в Єдиному реєстрі податкових накладних протягом 180 календарних днів з дати їх складання тягне за собою накладення штрафу в розмірі 50 відсотків від суми податку на додану вартість, зазначеної в таких податковій накладній/розрахунку коригування.

Обратите внимание: новостная лента «Дебет-Кредит» содержит не только редакционные материалы, но также статьи сторонних авторов, разъяснения сотрудников фискальной службы и т.п.

Данные материалы, а также комментарии к ним, отражают исключительно точку зрения их авторов и могут не совпадать с точкой зрения редакции.

Редакция не идентифицирует лица комментаторов, а не модерирует тексты комментариев и не несет ответственности за их содержание.

Как применяются штрафные санкции за несвоевременную регистрацию налоговых накладных

Практикующий бухгалтер и сертифицированный аудитор. С удовольствием отвечу на ваши комментарии к моим статьям.

Вопросы применения штрафных санкций за несвоевременную регистрацию налоговых накладных всегда вызывали бурные обсуждения в среде плательщиков НДС. После того как в НКУ были внесены последние судьбоносные правки, в нем появилась неоднозначная норма, из которой даже сами контролеры не могли понять, применять ли штрафные санкции за несвоевременную регистрацию налоговых накладных, которые не выдаются покупателю. Со времени вступления в силу последних правок в НКУ прошло уже три месяца, но, несмотря на это, официальную позицию по этому вопросу не торопились высказать ни ГФС, ни Министерство финансов. Однако на прошлой неделе свет увидело письмо ГФС от 03.03.2017 г. №709/4/99-99-15-03-02-15, где контролеры поднимают вопрос применения штрафных санкций к таким налоговым накладным. Забегая наперед, скажем, что либеральным подходом в этом письме и не пахнет, поэтому в данной консультации попытаемся разобраться во всех нюансах составления и регистрации такого рода налоговых накладных.

Несвоевременная регистрация каких налоговых накладных подпадает под штраф?

До 01.01.2017 года на этот вопрос можно было дать четкий ответ, который подтверждался нормами НКУ, под штрафы подпадают только те налоговые накладные, которые подлежат предоставлению покупателям — плательщикам налога на добавленную стоимость. Ко всем же остальным налоговым накладным, которые покупателям не выдавались (в них обязательно должен быть указан тип причины составления этого документа), никакие штрафные санкции не применялись.

Однако после 01.01.2017 года ответить на этот вопрос однозначно не может никто, включая контролирующие органы. Все дело в том, что статья 120¹ НКУ теперь изложена в новой редакции. В тексте статьи содержится неоднозначная формулировка из которой следует, что теперь штрафные санкции не применяются только к налоговой накладной, не выдаваемой получателю (покупателю), составленной на поставку товаров (услуг) для операций: освобожденных от налогообложения или облагаемых по нулевой ставке.

Читайте так же:  Не плачу налог на землю

Что имел в виду законодатель излагая свои мысли таким образом до конца не понятно. Осторожный налогоплательщик должен был бы решить, что в результате такой формулировки из-под штрафов теперь выведены только налоговые накладные, которые составлены на нулевые и льготные поставки. Такую же позицию в свое время аккуратно пытался озвучить и глава Комитета по вопросам налоговой и таможенной политики. Не имея мнения официальных органов, и мы в своих консультациях предупреждали о том, что с Нового года оштрафовать могут за несвоевременную регистрацию любых налоговых накладных, в которых есть хоть какая-то сумма НДС.

Хотя, если трактовать эту норму НКУ именно таким образом, то она сама по себе становиться абсурдом. В этой связи сразу напрашивается несколько вопросов, например, почему выделены так называемые нулевые налоговые накладные, которые не выдаются покупателю? В чем их принципиальное отличие от нулевых налоговых накладных, которые выдаются покупателю? Почему одни из них освобождены от штрафов, а к другим штрафы должны применяться? Ведь сумма штрафных санкций всегда считается исходя из суммы НДС заложенной в налоговой накладной, а если НДС в этой накладной априори нет, то, о каком штрафе вообще может идти речь?

Помимо этого, сама фраза в статье 120¹ НКУ построена таким образом, что в ней речь идет сугубо о налоговых накладных, составленных на поставку товаров (услуг) для операций, освобожденных от налогообложения. Тогда, может быть, законодатель имел в виду все, так называемые, компенсирующие налоговые накладные, которые составляются по пп. 198.5 и 199.1 НКУ (например, составленные с типом причины «09 — Складена на постачання для операцій, які звільнені від оподаткування податком на додану вартість»).

Как видим, полной ясности в этом вопросе нет, и окончательную точку здесь может поставить только решения суда, которые, по мнению автора, не заставят себя долго ждать. Хотя остается извечный вопрос: зачем гражданам страны нужен законодатель, который не может сформулировать свои мысли однозначно?

Позиция ГФС

Как мы уже говорили выше, долгое время и ГФС, и Министерство финансов осторожно обходили вопрос применения штрафных санкций стороной. Правда, положа руку на сердце, нужно сказать, что в журнале «Вестник. Право знать все о налогах.» №1-2 за 2017 год, все же была консультация, где фискалы говорят о том, что штрафы все-таки не касаются только не выдаваемых покупателю налоговых накладных, сумма НДС в которых равна нулю.

Теперь же свет увидело письмо ГФС от 03.03.2017 №709/4/99-99-15-03-02-15. В этом письме контролеры занимает свойственную себе фискальную позицию и утверждают, что штрафы за несвоевременную регистрацию налоговых накладных по ст. 120¹ НКУ не применяются только к «нулевым» налоговым накладным, которые не выдаются покупателю. Все же остальные налоговые накладные, которые не выдаются покупателю, но в которых есть сумма НДС, подпадают под штрафы.

Правда, если дочитать письмо до конца, то из текста последнего абзаца становиться ясно, что уверенности в своей позиции ГФС не имеет. Мало того, этим письмом ГФС обращается к Министерству финансов, как к вышестоящей инстанции, с просьбой «согласовать позицию ГФС или выразить позицию МФУ по данному вопросу». Из этой формулировки делаем вывод о том, что ГФС не до конца уверена в том, применять ли штрафные санкции к таким налоговым накладным либо оставить все как было до этого.

Несмотря на внутреннюю неуверенность контролеров, по нашему мнению, радужных перспектив в этом вопросе ожидать не стоит. Вряд ли государственный орган, на который возложены обязанности по наполнению государственного бюджета страны, сам откажется от, пусть даже призрачной, возможности применения еще одной штрафной санкции. Хотя поживем – увидим.

Варианты ухода от штрафных санкций

Прежде всего, нужно сказать, что если ГФС все-таки согласует свою позицию с Министерством финансов, и обе эти инстанции в унисон заявят о том, что нужно применять штрафные санкции за несвоевременную регистрацию всех налоговых накладных, то единственной возможностью обжаловать это будет обращение в суд. В связи с этим возникает вопрос, какие аргументы смогут убедить суд в Вашей правоте?

Здесь нужно обратиться к основной базе налогового законодательства в Украине, а именно к НКУ. Именно в этом документе заложена презумпция правомерности решений налогоплательщика или так называемый конфликт интересов. Так, п.56.21 НКУ гласит о том, что если норма закона допускает неоднозначную (множественную) трактовку прав и обязанностей налогоплательщика, вследствие чего решение можно принять как в пользу плательщика, так и в пользу контролирующего органа, решение принимается в пользу плательщика. Аналогичная норма содержится и в п.4.1.4 НКУ.

То, что данная законодательная норма допускает множественные трактовки, по-моему, не может вызывать сомнения, ведь само ГФС в письме, о котором мы говорили выше, просит предоставить ей разъяснения, как она должна поступать в данном вопросе. Поэтому будьте начеку и если попадете в щекотливую ситуацию, то используйте все законодательные нормы в своих интересах.

Ну и наконец, хотим немного пролить свет на вопрос о том, быть ли штрафу за несвоевременную регистрацию не выдаваемых покупателю налоговых накладных, датированных 2016 годом, но зарегистрированных в 2017 году?

По нашему мнению, в этом вопросе все зависит от того, когда истек предельный срок регистрации (в 2016 году — 15 календарных дней) таких налоговых накладных. Если предельный срок регистрации заканчивался в 2016 году, то штрафы к Вам принять не должны, ведь весь 2016 год действовала норма, согласно которой штрафные санкции за несвоевременную регистрацию таких налоговых накладных не применялись. А вот если предельный срок регистрации приходится уже на 2017 год (речь идет о налоговых накладных, составленных после 17 декабря 2016 года), то здесь уже все очень неоднозначно и штрафные санкций к Вам могут попытаться применить.

Штраф за несвоевременную регистрацию РК

Сразу напомним: с легкой руки фискалов с 01.01.2017 г. «сфера влияния» пп. 120 1 .1, 120 1 .2 НКУ, предусматривающих штрафы за нарушение сроков/отсутствие регистрации, значительно расширилась. Теперь их применяют к абсолютно всем НДС-содержащим НН/РК (см. БЗ 101.27 и наш комментарий в «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 13, с. 4). То есть

Читайте так же:  Штраф за совершение налогового правонарушения

сегодня под «несвоевременные» штрафы подпадают не только РК, составленные на покупателей — плательщиков НДС, но также РК на неНДСников и «на себя»

Конечно, такой произвол налоговиков можно попробовать оспорить в суде. Но, к сожалению, каким будет судебное решение — предугадать сложно. Ведь единая позиция по этому вопросу пока не выработана (см. определения Харьковского административного суда от 06.11.2017 г. по делу № 818/1060/17, от 21.11.2017 г. по делу № 816/1488/17*).

А вот поставщики электроэнергии, осуществляющие поставки государственному предприятию «Энергорынок» и имеющие по состоянию на 01.01.2016 г. налоговый долг по НДС, от штрафов по ст. 120 1 НКУ временно (до 01.07.2018 г.) освобождены (п. 62 подразд. 2 разд. ХХ НКУ).

Размер «несвоевременного» штрафа

Размер штрафа за нарушение регистрационных сроков рассчитывается исходя из абсолютного значения суммы НДС, указанной в РК (т. е. «минусовый» РК тоже подпадает под штраф) и зависит от того, на сколько дней плательщик опоздал с регистрацией. Так,

Если срок регистрации нарушен

то штраф составит

до 15 календарных дней

от 16 до 30 календарных дней

от 31 до 60 календарных дней

от 61 до 365 календарных дней

более 365 календарных дней

Если РК будет зарегистрирован в ЕРНН до начала проверки, то никакие другие штрафы плательщику не грозят.

Если же нарушение сроков регистрации РК будет выявлено в ходе проверки, то к плательщику будет применена ответственность согласно п. 120 1 .2 НКУ. Ведь достоверно определить размер штрафа по п. 120 1 .1 НКУ в таком случае не получится (кроме случая, когда срок регистрации на дату решения по проверке нарушен более чем на 365 дней), так как период нарушения еще не закрыт (последняя точка для определения количества дней просрочки — дата регистрации РК, еще не наступила).

А п. 120 1 .2 НКУ предусматривает штраф за отсутствие регистрации в размере 50 % суммы НДС независимо от того, сколько дней прошло после окончания предельных сроков регистрации из п. 201.10 НКУ.

Кроме того, если РК не будет зарегистрирован в течение 10 календарных дней, следующих за днем получения налогового уведомления-решения (НУР), то плательщик будет оштрафован еще на 50 % согласно абз. 2 п. 120 1 .2 НКУ.

Административная ответственность по ст. 163 1 КоАП при нарушении сроков регистрации РК не применяется (БЗ 101.27). Конечно, при условии, что такой РК своевременно и в полной сумме был отражен в декларации.

Кому грозят «несвоевременные» штрафы?

Штрафы за несвоевременную регистрацию РК применяют к плательщику, на которого согласно ст. 192 НКУ возложена обязанность такой регистрации.

Напомним, что РК, составленный на неплательщика НДС или «на себя», всегда регистрирует поставщик. А вот РК, составленный на плательщика НДС, подлежит регистрации:

— поставщиком — если сумма НДС в нем положительная (в том числе нулевая), т. е. РК увеличивающий (либо нулевой);

— покупателем — если сумма НДС — отрицательная, т. е. РК уменьшающий.

ответственность за несвоевременную регистрацию уменьшающего РК, составленного на покупателя — плательщика НДС, лежит на таком покупателе

А по остальным РК оштрафуют поставщика.

При этом учтите: на наш взгляд, к покупателю штраф за несвоевременную регистрацию РК может быть применен только в том случае, если он нарушит новый срок регистрации (зарегистрирует РК по истечении 15 календарных дней, следующих за днем получения РК от поставщика (абз. 17 п. 201.10 НКУ)). В противном случае оснований для применения штрафа нет.

Поставщики же, как и раньше, должны зарегистрировать РК, составленные:

— с 1 по 15 число месяца — до конца этого месяца;

— с 16 до последнего дня месяца — до 15 числа следующего месяца (абз. 14-16 п. 201.10 НКУ). Поэтому при нарушении этих сроков штрафа им не избежать.

Обратите внимание: плательщик будет оштрафован даже в том случае, если несвоевременно зарегистрированный РК составлен к лишней НН. Во всяком случае, на это намекают фискалы в письме ГФСУ от 23.03.2018 г. № 1207/6/99-99-12-02-01-15/ІПК (ср. 025069200). То есть, под штраф попадет не только поставщик — в случае несвоевременной регистрации РК к лишней НН, составленной на неплательщика НДС или на себя, но и ошибочный покупатель-НДСник, несвоевременно зарегистрировавший РК к лишней НН, на него составленной. Ведь он хоть и ошибочный, но все же покупатель. А значит, «несвоевременные» штрафы к нему тоже вполне применимы. Такой подход налоговики исповедовали и раньше (см., например, письмо ГФСУ от 17.02.2015 г. № 5292/7/99-99-19-03-02-17).

А вот если РК зарегистрирован несвоевременно из-за того, что средства на электронный счет перечислены с опозданием не по вине плательщика, то штрафы за нарушение сроков регистрации к нему применяться не должны (БЗ 101.27).

Остановка регистрации и штраф

В случае остановки регистрации РК «несвоевременные» штрафы не применяют на период такой остановки до принятия решения о возобновлении регистрации этих РК (п. 201.16 НКУ). Так что,

если РК подан на регистрацию в рамках предельного срока, то штрафы за нарушение сроков регистрации применяться вообще не должны

Ведь разблокированный РК будет считаться зарегистрированным датой принятия соответствующего решения, независимо от того, когда произойдет фактическая регистрация.

Если же РК подан на регистрацию с нарушением указанного срока — период остановки регистрации при подсчете количества дней просрочки участвовать не будет. Подробнее о применении штрафов при остановке регистрации см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 89, с. 16.

Видео (кликните для воспроизведения).

Кстати, заметьте: при остановке регистрации РК поясняющие документы всегда подает поставщик — независимо от того, уменьшающий он или увеличивающий (БЗ 101.17).

Источники

Несвоевременная регистрация налоговой накладной штраф
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here