Нормативно правовая база валютного контроля

Статья 4. Валютное законодательство Российской Федерации, акты органов валютного регулирования и акты органов валютного контроля

Статья 4 . Валютное законодательство Российской Федерации, акты органов валютного регулирования и акты органов валютного контроля

1. Валютное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Федерального закона и принятых в соответствии с ним федеральных законов (далее — акты валютного законодательства Российской Федерации).

Органы валютного регулирования издают нормативные правовые акты по вопросам валютного регулирования (далее — акты органов валютного регулирования) только в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

2. Международные договоры Российской Федерации применяются к отношениям, указанным в статье 2 настоящего Федерального закона, непосредственно, за исключением случаев, когда из международного договора Российской Федерации следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта валютного законодательства Российской Федерации.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила указанного международного договора.

3. Акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов валютного регулирования применяются к отношениям, возникшим после вступления указанных актов в силу, за исключением случаев, прямо предусмотренных настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.

К отношениям, возникшим до вступления в силу соответствующих актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, указанные акты применяются в части прав и обязанностей, возникших после вступления их в силу.

4. Акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов валютного регулирования, устанавливающие новые обязанности для резидентов и нерезидентов или ухудшающие их положение, обратной силы не имеют.

Акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов валютного регулирования, отменяющие ограничения на осуществление валютных операций или иным образом улучшающие положение резидентов и нерезидентов, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

Акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов валютного регулирования подлежат официальному опубликованию.

Неопубликованные акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов валютного регулирования не применяются. Требования настоящего абзаца не распространяются на акты или отдельные положения актов органов валютного регулирования, содержащие сведения, составляющие государственную тайну в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5485-I «О государственной тайне».

5. Органы валютного контроля могут издавать акты валютного контроля по вопросам, отнесенным к их компетенции (далее — акты органов валютного контроля), только в случаях и пределах, предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации и актами органов валютного регулирования. Акты органов валютного контроля не должны содержать положения, касающиеся вопросов регулирования валютных операций.

6. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов валютного законодательства Российской Федерации, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля толкуются в пользу резидентов и нерезидентов.

Информация об изменениях:

Часть 7 изменена с 9 декабря 2018 г. — Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. N 452-ФЗ

7. Положения настоящего Федерального закона и иных актов валютного законодательства Российской Федерации, устанавливающие права и обязанности уполномоченных банков и предусматривающие осуществление ими банковских операций со средствами в иностранной валюте, применяются к государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» при осуществлении ею функций, предусмотренных Федеральным законом от 17 мая 2007 года N 82-ФЗ «О государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ».

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 4 настоящего Федерального закона


http://base.garant.ru/12133556/1b93c134b90c6071b4dc3f495464b753/

Правовые основы валютного контроля.

Понятие валютного контроля необходимо рассматривать в двух аспектах. В широком аспекте валютный контроль представляет собой совокупность мер государственного регулирования, направленных на обеспечение экономической безопасности государства и соблюдение государственных интересов в валютных правоотношениях. В узком аспекте под валютным контролем понимается деятельность специально уполномоченных субъектов, направленная на обеспечение соблюдения валютного законодательства и актов органов валютного регулирования участниками валютных правоотношений.

Основным источником правового регулирования отношений, в сфере валютного контроля является ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», в нем, само понятие валютного контроля не определяется. Основные принципы валютного контроля и валютного регулирования получили правовое закрепление. В соответствии со ст. 3 Закона такими принципами являются:

– приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;

– исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;

– единство внешней и внутренней валютной политики РФ;

– единство системы валютного регулирования и валютного контроля;

– обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Валютный контроль можно определить как контроль Правительства РФ, органов и агентов валютного контроля за соблюдением валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

Правовое регулирование системы валютного контроля осуществляется по двум направлениям:

1) организационное обеспечение валютного контроля путем создания соответствующих организационных структур и наделения их властными полномочиями в пределах возложенных на них функций в этой области;

2) определение правовых форм взаимоотношений участников валютных операций между собой и с органами (агентами) валютного контроля, использование которых необходимо для осуществления эффективного валютного контроля.

В соответствии с валютным законодательством целью валютного контроля является соблюдение валютного законодательства при осуществлении валютных операций. Валютному контролю подлежат все валютные операции независимо от того, осуществляются они свободно либо применительно к ним установлены валютные ограничения.

Валютный контроль является одной из основополагающих функций государственного управления и видом государственного финансового контроля.

Валютный контроль, как и финансовый контроль в целом, осуществляется в целях реализации государственной валютной политики, представляя собой особый вид государственного контроля. В таком качестве валютный контроль рассматривается в нескольких аспектах.

Во-первых, валютный контроль является одной из функций государственного управления. Он обеспечивает проверку деятельности участников валютных отношений на предмет выявления случаев отклонения от выполнения предписаний государства. Контроль представляет собой проверку, а также наблюдение с целью проверки, проверку деятельности кого- или чего-либо, наблюдение за кем- или чем-либо с целью проверки, что характеризует контроль как функцию государственного управления.

Во-вторых, валютный контроль представляет собой стадию конкретных управленческих действий государства.

Читайте так же:  Срок платежа налога на землю юридических лиц

В-третьих, валютный контроль представляет собой форму обратной связи в системе регулирования валютных отношений. Посредством валютного контроля осуществляется постоянный мониторинг действий участников валютных правоотношений. Это позволяет оценивать результаты реализации норм валютного права и проводить их корректировку.

В-четвертых, валютный контроль направлен на обеспечение соблюдения установленных валютных ограничений, что характеризует его как средство поддержания правопорядка в валютной сфере.

Валютный контроль представляет собой систему мероприятий, осуществляемых специально уполномоченными на то субъектами (Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля), направленных на сбор и систематизацию информации о валютных операциях, предупреждение, выявление и пресечение валютных правонарушений. Система мероприятий валютного контроля состоит из следующих основных процедур (мер):

1) сбор информации о валютных операциях;

2) систематизация информации о валютных операциях;

3) предупреждение валютных правонарушений;

4) выявление и пресечение валютных правонарушений.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 10104 — | 7844 — или читать все.

http://studopedia.ru/20_16797_pravovie-osnovi-valyutnogo-kontrolya.html

Нормативно-правовая база, регулирующая валютные операции

Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Агентами валютного контроля, согласно закону, являются уполномоченные банки, подотчетные ЦБ РФ, а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти.

Инструкция ЦБ РФ от 15 июля 2005 г. № 124-И «Об установлении размеров (лимитов) открытых валютных позиций, методике их расчета и особенностях осуществления надзора за их соблюдением кредитными организациями» устанавливает размеры (лимиты) открытых валютных позиций, методики их расчета и особенности осуществления надзора за их соблюдением кредитными организациями.

Положение ЦБ РФ от 10 февраля 2003 г. № 395-П «О методике определения собственных средств (капитала) кредитных организаций».

Положение ЦБ РФ от 1 июня 2004 г. № 258-П «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций».

Инструкция ЦБ РФ от 28 апреля 2004 г. № 113-И «О порядке открытия, закрытия, организации работы обменных пунктов и порядке осуществления уполномоченными банками отдельных видов банковских операций и иных сделок с наличной иностранной валютой и валютой Российской Федерации, чеками (в том числе дорожными чеками), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, с участием физических лиц».

Инструкция ЦБР от 15 июня 2004 г. № 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок»

Указание ЦБ РФ от 20 июля 2007 г. № 1869 «О внесении изменений в Инструкцию ЦБР от 15 июня 2004 г. N 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок»

Положение ЦБР от 20 июля 2007 г. № 308-П «О порядке передачи уполномоченными банками информации о нарушениях лицами, осуществляющими валютные операции, актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования».

Указание ЦБР от 14 августа 2008 г. № 2054-У “О порядке ведения кассовых операций с наличной иностранной валютой в уполномоченных банках на территории Российской Федерации”.

Федеральный закон от 22 июля 2008 № 150-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле».

Указание ЦБ РФ от 10 декабря 2007 г. «О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж»

Информационное письмо ЦБ РФ от 30 мая 2008 г. № 37. Вопросы, связанные с применением Положения ЦБР от 20 июля 2007 г. N 308-П «О порядке передачи уполномоченными банками информации о нарушениях лицами, осуществляющими валютные операции, актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования»

Банки передают в территориальное учреждение Банка России информацию о нарушениях валютного законодательства лицами, являющимися клиентами данного уполномоченного банка, за исключением кредитных организаций и валютных бирж для последующего направления в Росфиннадзор.

Банк не считается обязанным передавать информацию о правонарушениях, совершенными лицами, не являющимися клиентами этого банка, во время осуществления валютных операций.

В результате либерализации валютного законодательства была значительно снижена трудоемкость и упрощен порядок проведения валютных операций. Созданы предпосылки для развития процесса нормализации внутреннего валютного рынка. Существенные изменения претерпела структура операций кредитных организаций с наличной иностранной валютой.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10366 — | 7650 — или читать все.

http://studopedia.ru/6_111150_normativno-pravovaya-baza-reguliruyushchaya-valyutnie-operatsii.html

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp» , которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска

курсовая работа Осуществление таможенными органами валютного контроля Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 11.09.2012. Год: 2011. Страниц: 42. Уникальность по antiplagiat.ru: Федеральная таможенная служба
Государственное казенное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российская таможенная академия»
Владивостокский филиал

Кафедра административного и таможенного права

по дисциплине «Таможенное право»
Студента Бойко Ольги Игоревны
группа 131форма обучения очная
факультета таможенного дела
на тему: «Осуществление таможенными органами валютного контроля»
Руководитель: А.Л.Скакун,
доцент
Оценка_____________________
Подпись____________________
«___»_______________2011 г.

Введение 3
Глава 1. Основные положения валютного контроля 5
1.1.Понятие, цель и объект валютного контроля 6
1.2. Принципы валютного контроля 10
1.3. Валютные операции 11
1.4. Органы и агенты валютного контроля 12
1.5.Таможенные органы как агенты валютного контроля 14
1.6. Нормативно-правовая база валютного контроля, осуществляемого таможенными органами 19
Глава 2. Осуществление валютного контроля 19
2.1. Валютный контроль экспортных операций 20
2.2.Валютный контроль импортных операций 22
2.3.Валютный контроль за бартерными операциями 23
2.4. Осуществление валютного контроля в неторговом обороте 23
Глава 3. Юридическая ответственность лиц за нарушение валютного законодательства 26
3.1.Юридическая ответственность за нарушение лицами валютного законодательства 26
3.2. Обзор судебной практики по ответственности за нарушение валютного законодательства. 31
3.3. Действия должностных лиц органов и агентов валютного контроля в случае выявления факта административного правонарушения 36
Заключение 39
Список использованных источников 41
Введение

Читайте так же:  Налог на имущество элементы налога

Глава 1. Основные положения валютного контроля

      Понятие, цель и объект валютного контроля

1.2. Принципы валютного контроля

1.3. Валютные операции

1.4. Органы и агенты валютного контроля

1.5.Таможенные органы как агенты валютного контроля

1.6. Нормативно-правовая база валютного контроля, осуществляемого таможенными органами

Валютный контроль не может осуществляться, не имея соответствующих основ. Под основами валютного контроля следует понимать необходимые условия, которые обеспечивают действие его механизма. Данные основы выступают в нормативно-правовой и информационной форме.
Нормативно-правовая основа валютного контроля представляет собой совокупность нормативно-правовых актов различного уровня, которыми руководствуются органы и агенты валютного контроля и их должностные лица при выполнении своих функций.
В силу того, что валютный контроль является элементом механизма валютного регулирования, его нормативно-правовая основа не имеет самостоятельного значения, т.е. она не существует в законченном виде как определенный, внутренне связанный набор особых нормативных актов. Данная основа является составляющей единой нормативной базы валютного регулирования, что нельзя не учитывать при ее характеристике.
Прежде всего это касается иерархической организации этой базы, включающей в себя три уровня различных видов нормативных актов (рис. 1.1).

Глава 2. Осуществление валютного контроля
2.1. Валютный контроль экспортных операций

2.2.Валютный контроль импортных операций

2.3.Валютный контроль за бартерными операциями

2.4. Осуществление валютного контроля в неторговом обороте

    3.1.Юридическая ответственность за нарушение лицами валютного законодательства

Согласно статье 25 Федерального закона № 173-ФЗ резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральный закон, не конкретизировав виды ответственности, предусмотрел отсылочную норму к иным отраслям российского законодательства, прежде всего административного и уголовного.
Рассмотрим положения об обязательности зачисления валютной выручки.
Иностранная валюта, получаемая организациями-резидентами, обязательно должна зачисляться на их счета в уполномоченных банках (банки и иные кредитные учреждения, получившие лицензии Банка России на проведение операций с валютой).
и т.д.

Перейти к полному тексту работы

Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru

Смотреть полный текст работы бесплатно

Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.

http://www.webkursovik.ru/kartgotrab.asp?id=-70078

Раздел 3 ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ

Глава 9 ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Валютный контроль как элемент механизма валютного регулирования

Применение государством валютных ограничений в качестве инструмента валютного регулирования вызывает необходимость совершения им определенных контролирующих действий над тем, как эти ограничения «работают», в какой мере они соблюдаются, каково их влияние на экономику страны, способствуют они ее стабильному развитию или, напротив, являются ему препятствием. Такие действия предусмотрены в структуре механизма валютного регулирования. Они имеют форму валютного контроля, который наряду с валютными ограничениями является инструментом административного метода в составе данного механизма.

Валютные ограничения и валютный контроль как инструменты административного метода валютного регулирования неразрывно связаны друг с другом. Причем эта связь имеет причинно-следственный характер. В качестве причины здесь выступает применение в экономике страны валютных ограничений, как следствие – валютный контроль. Это значит, что содержание валютного контроля, направления его осуществления обусловлены применяемыми валютными ограничениями. Чем они жестче и чем шире их круг, тем более многообразны формы валютного контроля и более значима его роль в качестве элемента механизма валютного регулирования. В то же время валютный контроль оказывает существенное обратное воздействие на применение валютных ограничений. Он придает ему реальную силу, обеспечивает обратную связь между объектной и субъектной стороной валютного регулирования.

Валютные ограничения, а с ними и валютный контроль применяются в различных сферах экономики, в которых производятся валютные операции. Однако особое место здесь принадлежит внешнеэкономической сфере и ее главной составляющей – внешней торговле, которая невозможна без функционирования валютного рынка. Это дает основание различать широкий и узкий смысл валютного контроля. Валютный контроль в широком смысле применим к соответствующей деятельности государства, направленной на совокупность отраслей и сфер экономики страны, функционирование которых связано с валютными операциями и применением валютных ограничений. В узком смысле валютный контроль ограничивается его осуществлением применительно к внешней торговле. В этой сфере раскрываются его главные характеристики, поэтому в дальнейшем рассмотрению валютного контроля внешней торговли будет уделено особое внимание.

Итак, валютный контроль представляет собой элемент механизма валютного регулирования – инструмент его административного метода, который обеспечивает действие валютных ограничений при осуществлении валютных операций в различных сферах экономики страны, прежде всего, во внешней торговле.

Поскольку в России валютный контроль является элементом единого механизма валютного регулирования, он не может иметь принципы, цели и задачи, отличные от тех, которые реализуются, преследуются и решаются благодаря действию данного механизма. Вместе с тем валютный контроль обладает специфическими нормативно-информационными основами, особой субъектной стороной, собственным сложным содержанием, механизмом действия, особым путем становления как системы.

Нормативно-правовые и информационные основы валютного контроля

Валютный контроль не может осуществляться, не имея соответствующих основ. Под основами валютного контроля следует понимать необходимые условия, которые обеспечивают действие его механизма. Данные основы выступают в нормативно-правовой и информационной форме.

Нормативно-правовая основа валютного контроля представляет собой совокупность нормативно-правовых актов различного уровня, которыми руководствуются органы и агенты валютного контроля и их должностные лица при выполнении своих функций.

В силу того, что валютный контроль является элементом механизма валютного регулирования, его нормативно-правовая основа не имеет самостоятельного значения, т.е. она не существует в законченном виде как определенный, внутренне связанный набор особых нормативных актов. Данная основа является составляющей единой нормативной базы валютного регулирования, что нельзя не учитывать при ее характеристике.

Прежде всего это касается иерархической организации этой базы, включающей в себя три уровня различных видов нормативных актов (рис. 9.1).

Рис. 9.1. Состав нормативной базы валютного регулирования
и валютного контроля

Главный принцип, лежащий в ее основе, – строгое соответствие нормативных актов более низкого уровня иерархии нормативным актам более высокого уровня. Соблюдение данного принципа является непременным условием действенности нормативной базы валютного регулирования, а значит, и эффективного функционирования системы валютного контроля.

Читайте так же:  Выездная налоговая проверка требование документов

Высший

уровень организации нормативной базы валютного регулирования воплощается в Конституции РФ. В ней нашли закрепление принципиальные положения о федеральном ведении решения вопросов, связанных с финансовым, валютным, кредитным, таможенным регулированием (ст. 71), и его законодательном оформлении (ст. 76).

Видео (кликните для воспроизведения).

Средний

уровень рассматриваемой иерархии – законодательный. Его составляют федеральные законы, которые содержат положения, определяющие основные направления действия механизма валютного регулирования. Данный уровень представлен:

· Гражданским кодексом РФ от 30.11.1994 № 51-Ф3;

· Таможенным кодексом РФ от 28.06.2003 № 61-ФЗ;

· Кодексом РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ;

· Федеральным законом от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»;

· Федеральным законом от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)»;

· Федеральным законом от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности»;

· Федеральным законом от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»;

· Федеральным законом от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»;

· Федеральным законом от 26.03.1998 № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» и др.

Особое место в составе нормативно-правовой базы валютного контроля занимает Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Это – законодательный акт специальной направленности, в котором содержится основной объем положений, регламентирующих различные стороны воздействия государства на валютную сферу экономики страны, в том числе связанные с осуществлением валютного контроля (глава 4). Данный Закон вместе с другими принятыми в соответствии с ним федеральными законами составляет валютное законодательство РФ – основу нормативно-правовой базы валютного регулирования и валютного контроля.

Нижний

уровень иерархической организации нормативно-правовой базы валютного контроля, на котором ее специфика проявляется наиболее полно, составляет совокупность различного вида подзаконных актов. Их основное содержание регламентирует вопросы организации валютного контроля, функционирования его механизма, устанавливает порядок взаимодействия контролирующих органов, алгоритм действий их должностных лиц, формы документов, применяемые при осуществлении валютного контроля, порядок их оборота и т.д.

Состав рассматриваемого уровня нормативно-правовых основ валютного контроля неоднороден. В него входят нормативные акты, различные по своему статусу и значению: указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства, акты органов валютного регулирования, акты органов валютного контроля (инструкции, положения, приказы, распоряжения, методические рекомендации, письма и др.). Примером подобного рода документов могут служить:

· Указ Президента РФ от 18.08.1996 № 1209 «О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок»;

· Постановление Правительства РФ от 15.06.2004 № 278 «Об утверждении Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора» (наделяет Росфиннадзор статусом органа валютного контроля);

· Инструкция Центрального банка РФ от 15.06.2004 № 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок» (устанавливает порядок оформления основных документов валютного контроля – справки о валютных операциях, паспорта сделки);

· Положение Центрального банка РФ от 01.06.2004 № 258-П «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам и осуществление уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций»;

· Приказ Федеральной таможенной службы от 05.02.2009 № 125 «Об организации работы по выявлению нарушений валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования при осуществлении внешнеэкономической деятельности»;

· Письмо Федеральной таможенной службы РФ 12.07.2007 № 01-06/25927 «О направлении Методических рекомендаций по осуществлению таможенными органами валютного контроля и контроля за исполнением внешнеторговых бартерных сделок».

Важным отличительным признаком уровня подзаконных актов нормативно-правовой базы валютного контроля является изменчивость его состава. Достаточно часто отдельные нормативные акты, утратившие свою актуальность, выводятся из оборота, перестают действовать, а в оборот вводятся новые документы, в большей мере отвечающие требованиям времени. Благодаря этому поддерживается высокий уровень оперативности нормативно-правовой базы валютного контроля, ее способность быть эффективным инструментом решения соответствующих задач. Но при этом незыблемым остается принцип непротиворечивости содержания подзаконных актов положениям федеральных законов.

Информационную основу валютного контроля составляет необходимая для осуществления органами и агентами валютного контроля и их должностными лицами своих функций совокупность сведений, касающихся проведения резидентами и нерезидентами валютных операций, открытия и ведения счетов.

В качестве источника информации при осуществлении валютного контроля используются главным образом различные документы, а также сведения, поступающие от организаций – участников контрольных действий.

Перечень документов, являющихся основным источником информации при осуществлении валютного контроля, определен Законом (ст. 23) и представляет собой закрытый список. Это сделано в целях недопущения произвола в отношении участников валютных операций со стороны должностных лиц контролирующих органов при выполнении ими своих функций. Причем, как отмечается в Законе, агенты валютного контроля вправе требовать представления только тех документов, которые непосредственно относятся к проведенной валютной операции.

В установленный Законом перечень документов, содержащих информацию, необходимую для осуществления валютного контроля, входят:

1) документы, удостоверяющие личность физического лица;

2) документ о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

3) документы, удостоверяющие статус юридического лица, – для нерезидентов, документ о государственной регистрации юридического лица – для резидентов;

4) свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;

5) документы, удостоверяющие права лиц на недвижимое имущество;

6) документы, удостоверяющие права нерезидентов на осуществление валютных операций, открытие счетов (вкладов), оформляемые и выдаваемые органами страны места жительства (места регистрации) нерезидента, если получение нерезидентом такого документа предусмотрено законодательством иностранного государства;

7) уведомление налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории РФ;

8) регистрационные документы в случаях, когда предварительная регистрация предусмотрена в соответствии с Законом;

9) документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая договоры (соглашения, контракты), доверенности, выписки из протокола общего собрания или иного органа управления юридического лица; документы, содержащие сведения о результатах торгов (в случае их проведения); документы, подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, акты государственных органов;

Читайте так же:  Возмещение затрат облагается ндс

10) документы, оформляемые и выдаваемые кредитными организациями, включая банковские выписки; документы, подтверждающие совершение валютных операций;

11) таможенные декларации, документы, подтверждающие ввоз в Россию валюты РФ, иностранной валюты и внешних и внутренних бумаг в документарной форме;

12) паспорт сделки (ПС);

13) документы, подтверждающие, что физические лица являются супругами или близкими родственниками, включая документы, выданные органами записи актов гражданского состояния (свидетельство о заключении брака, свидетельство о рождении), вступившие в законную силу решения суда об установлении факта семейных или родственных отношений, об усыновлении (удочерении), об установлении отцовства, а также записи в паспортах о детях, о супруге и иные документы, предусмотренные законодательством РФ.

Не все представленные в данном списке документы имеют для осуществления валютного контроля одинаковое значение. Наиболее важными источниками необходимой для него информации являются контракты, прежде всего внешнеторговые, банковские документы, подтверждающие совершение валютных операций, таможенные декларации, паспорта сделок. Особое место здесь занимают внешнеторговые контракты, в первую очередь их разделы, связанные с ценой контракта, валютными и финансовыми условиями платежей. В них содержится информация, которая становится основой оформления банковских документов, таможенных деклараций, паспортов сделок. Поэтому она является исходной и для действий контролирующих органов.

Дата добавления: 2016-03-28 ; просмотров: 2706 | Нарушение авторских прав


http://lektsii.org/5-52663.html

Правовые основы валютного контроля в РФ.

Валютный контроль – это контроль государства за соблюдением валютного законодательства при осуществлении валютных операций. Валютный контроль является разновидностью финансового контроля, поэтому ему присущи все общие черты последнего. В то же время он имеет некоторые специфические черты. Его основными направлениями являются:

1) определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличие необходимых для них лицензий и разрешений;

2) проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке России;

3) проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;

4) проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям.

Валютный контроль в РФ осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля в соответствии с федеральным законодательством.

Органами валютного контроля в России являются Банк России, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством РФ.

Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Банку России, а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля.

Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право:

1) проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного контроля;

2) проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;

3) запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.

В свою очередь органы валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право:

1) выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования;

в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.

Агенты валютного контроля вправе требовать представления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой валютной операции.

Агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны:

1) осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства и актов органов валютного контроля;

2) представлять органам валютного контроля информацию о валютных операциях, проводимых с их участием, в порядке, установленном актами валютного законодательства и актами органов валютного регулирования.

Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны сохранять в соответствии с законодательством РФ коммерческую, банковскую и служебную тайну, ставшую им известной при осуществлении их полномочий.

При осуществлении валютных операций на территории РФ резиденты и нерезиденты, осуществляющие в РФ валютные операции, имеют право:

1) знакомиться с актами проверок, проведенных органами и агентами валютного контроля;

2) обжаловать решения и действия (бездействие) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц в порядке, установленном законодательством РФ;

3) на возмещение в установленном законодательством РФ порядке реального ущерба, причиненного неправомерными действиями (бездействием) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц.

Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в России валютные операции, обязаны:

1) представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, связанную с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов;

2) вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора;

3) выполнять предписания органов валютного контроля об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования.

Дата добавления: 2016-12-17 ; просмотров: 445 | Нарушение авторских прав

http://lektsii.org/13-3596.html

Правовые основы валютного контроля

Дата публикации: 03.02.2016 2016-02-03

Статья просмотрена: 3057 раз

Библиографическое описание:

Хаматханов И. Б. Правовые основы валютного контроля // Молодой ученый. — 2016. — №3. — С. 710-712. — URL https://moluch.ru/archive/107/25804/ (дата обращения: 18.02.2020).

В статье рассматриваются вопросы правового обеспечения валютного контроля. Автором делается вывод о том, что правовые основы валютного контроля составляют нормы международного и национального права. Валютные предписания носят правовой характер только в том случае, если они соответствуют общеправовым принципам права.

Ключевые слова: валютный контроль, финансово-правовой институт, финансовая деятельность, правовые основы, валютное законодательство.

Валютный контроль представляет собой финансово-правовой институт, то есть совокупность финансово-правовых норм, определяющих цели и задачи валютного контроля, устанавливающих финансово-правовой статус органов и агентов валютного контроля, формы и методы осуществления валютного контроля. Финансово-правовое регулирование валютного контроля осуществляется не только на основе общей теории финансового контроля и надзора, но и с учетом субъектного состава валютных операций, попадающих под юрисдикцию Российской Федерации.

Читайте так же:  Результаты проверок внутреннего финансового контроля

Валютный контроль как финансово-правовой институт имеет ряд особенностей. Нормы, его составляющие, нацелены на обеспечение режима законности в валютной сфере. Они регламентируют финансовые отношения, возникающие между органами, агентами валютного контроля, резидентами и нерезидентами как участниками валютных правоотношений. Финансово-правовое регулирование валютных отношений составляет самостоятельное направление финансовой деятельности российского государства [1].

Правовое регулирование валютного контроля относится к предмету исключительного ведения Российской Федерации. Согласно статье 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находится установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки [2].

Наличие у федерального законодателя собственной дискреции в регулировании валютного контроля является необходимым условием обеспечения законности и правопорядка в сфере валютных правоотношений.

Правовые основы валютного контроля в Российской Федерации включают в себя и нормы международного права, например, согласно статьям Соглашения Международного валютного фонда государства-участники, в том числе и Российская Федерация, обязаны проводить валютную политику, не противоречащую принятым обязательствам.

Существенную роль в правовом обеспечении валютного контроля играют соглашения, подписанные в рамках Евразийского экономического сообщества. В юридической науке справедливо отмечается, что первоначальный процесс, выразившийся в определении единого вектора сотрудничества в валютной сфере, по мере нарастания интеграционного движения модифицировался в подписание международных соглашений, непосредственно отменявших валютные ограничения и устанавливающих единые меры валютного контроля [3]. Например, в рамках ЕврАзЭС сегодня действуют Договор о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза от 5 июля 2010 года; Договор о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при перемещении наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза от 19 декабря 2011 г.

Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «О валютном регулировании и валютном контроле» конкретизировал конституционные положения о приоритете норм международного права: если международным договором Российской Федерации предусмотрены иные правила, чем те, которые определенны данным Федеральным законом, применению подлежат нормы, содержащиеся в международных договорах Российской Федерации. Поэтому механизм правового регулирования валютного контроля учитывает, например, двусторонние соглашения, подписанные от имени Российской Федерации, в частности, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве и взаимной помощи в области валютного контроля (Пекин, 25 апреля 1996 г.).

Правовые основы валютного контроля составляют не только нормы международного права, но и национальное законодательство. Здесь по юридической силе выделяются, прежде всего, положения федеральных конституционных законов. Например, в соответствии со статьей 15 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 № 2-ФКЗ (ред. от 23.05.2015) «О Правительстве Российской Федерации» к компетенции Правительства Российской Федерации отнесено осуществление валютного регулирования и валютного контроля.

Существенную роль в правовом регулировании валютного контроля играет Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «О валютном регулировании и валютном контроле», глава четвертая которого посвящена валютному контролю. Положениями данного нормативного правового акта определяется система валютного контроля в Российской Федерации; права и обязанности субъектов правоотношений, возникающих при осуществлении валютного контроля; ответственность за нарушение валютно-правовых предписаний (к сожалению, нормы, регулирующие ответственность носят отсылочный характер).

Правовые основы валютного контроля составляют также нормы других федеральных законов, в частности, Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 05.10.2015) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»; Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 05.10.2015); Таможенном кодексе Таможенного союза (ред. от 08.05.2015); Законе РФ от 21.03.1991 № 943–1 (ред. от 02.04.2014) «О налоговых органах Российской Федерации».

Значительную роль в правовом обеспечении валютного контроля имеют подзаконные нормативные правовые акты, принятые, например, органами валютного регулирования — Правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации [4].

Правовые основы валютного контроля включают в себя также судебные решения. Среди них выделяются, прежде всего, Постановления и Определения Конституционного Суда Российской Федерации. Так, например, Конституционный Суд Российской Федерации подтвердил соответствие конституционным положениям законодательно установленный запрет на осуществление валютных операций между резидентами. По мнению органа конституционного надзора, данные нормы направлены на обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества и не могут рассматриваться как затрагивающие конституционные права граждан [5].

Судебная практика учитывает правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации при рассмотрении вопроса о привлечении к ответственности за нарушение валютно-правовых норм. По мнению органа конституционного надзора, резидент несет ответственность перед своей страной в любом случае, в том числе и за правонарушение, произошедшее по вине иностранного контрагента [6]. Но при этом, на наш взгляд, необходимо не забывать о принципе справедливости и о необходимости предупреждения и устранения юридических ошибок [7].

Выводы: правовые основы валютного контроля составляют нормы международного и национального права. Общетеоретическое деление нормативных правовых актов на законы и подзаконные акты нашло свое законодательное закрепление.

Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «О валютном регулировании и валютном контроле» четко разграничивает акты валютного законодательства — федеральные законы и нормативные правовые акты органов валютного регулирования.

Акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов валютного регулирования:

 устанавливающие новые обязанности для резидентов и нерезидентов или ухудшающие их положение, обратной силы иметь не могут;

 отменяющие ограничения на осуществление валютных операций или иным образом улучшающие положение резидентов и нерезидентов, могут иметь обратную силу, если об этом в них прямо указано;

 подлежат обязательному официальному опубликованию за исключением положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну.

Нормативные предписания, регулирующие валютные отношения, должны соответствовать общеправовым принципам права. Только в этом случае они будут носить правовой характер и станут частью права как высшей социальной ценности [8].

Видео (кликните для воспроизведения).

http://moluch.ru/archive/107/25804/

Нормативно правовая база валютного контроля
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here