Орган внешнего муниципального финансового контроля

Содержание

  • Статья 268.1. Полномочия органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внешнего государственного (муниципального) финансового контроля

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 252-ФЗ настоящий Кодекс дополнен статьей 268.1

    Статья 268.1. Полномочия органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внешнего государственного (муниципального) финансового контроля

    ГАРАНТ:

    См. комментарии к статье 268.1 БК РФ

    Информация об изменениях:

    Пункт 1 изменен с 6 августа 2019 г. — Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 199-ФЗ

    1. Полномочиями органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внешнего государственного (муниципального) финансового контроля являются:

    контроль за соблюдением положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также за соблюдением условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета;

    контроль за достоверностью, полнотой и соответствием нормативным требованиям составления и представления бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, квартального и годового отчетов об исполнении бюджета;

    контроль в других сферах, установленных Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» и Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».

    Информация об изменениях:

    Пункт 2 изменен с 6 августа 2019 г. — Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 199-ФЗ

    2. При осуществлении полномочий по внешнему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внешнего государственного (муниципального) финансового контроля:

    проводятся проверки, ревизии, анализ, обследования, мониторинг в ходе осуществления ими в установленном порядке контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» и Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований»;

    направляются объектам контроля представления, предписания;

    направляются финансовым органам (органам управления государственными внебюджетными фондами) уведомления о применении бюджетных мер принуждения;

    осуществляется производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.

    3. Порядок осуществления полномочий органами внешнего государственного (муниципального) финансового контроля по внешнему государственному (муниципальному) финансовому контролю определяется соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

    http://base.garant.ru/77683511/e6a33153f2d3918a7324f5124f881036/

    Что-то пошло не так

    Воспользуйтесь поиском, чтобы найти нужный материал

    Сделано в Санкт-Петербурге

    © 1997 — 2020 PPT.RU
    Полное или частичное
    копирование материалов запрещено,
    при согласованном копировании
    ссылка на ресурс обязательна

    Ваши персональные данные обрабатываются на сайте в целях
    его функционирования в рамках Политики в отношении
    обработки персональных данных. Если вы не согласны,
    пожалуйста, покиньте сайт.

    Вы уверены, что хотите удалить используемое изображение и заменить его аватаром по умолчанию?

    http://ppt.ru/kodeks.phtml?kodeks=2&paper=268.1

    Статья 265. Виды государственного (муниципального) финансового контроля

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 252-ФЗ статья 265 настоящего Кодекса изложена в новой редакции

    Статья 265. Виды государственного (муниципального) финансового контроля

    ГАРАНТ:

    См. комментарии к статье 265 БК РФ

    Информация об изменениях:

    Пункт 1 изменен с 6 августа 2019 г. — Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 199-ФЗ

    1. Государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.

    Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.

    Информация об изменениях:

    Пункт 2 изменен с 6 августа 2019 г. — Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 199-ФЗ

    2. Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью соответственно Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (далее — органы внешнего государственного (муниципального) финансового контроля).

    Информация об изменениях:

    Пункт 3 изменен с 6 августа 2019 г. — Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 199-ФЗ

    3. Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами местных администраций) (далее — органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля).

    4. Предварительный контроль осуществляется в целях предупреждения и пресечения бюджетных нарушений в процессе исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

    5. Последующий контроль осуществляется по результатам исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в целях установления законности их исполнения, достоверности учета и отчетности.

    http://base.garant.ru/12112604/0a6fda841ffb8946e017bd31280e68c1/

    Статья 268.1. Полномочия органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внешнего государственного (муниципального) финансового контроля

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 252-ФЗ настоящий Кодекс дополнен статьей 268.1

    Статья 268.1. Полномочия органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внешнего государственного (муниципального) финансового контроля

    ГАРАНТ:

    См. комментарии к статье 268.1 БК РФ

    Информация об изменениях:

    Пункт 1 изменен с 6 августа 2019 г. — Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 199-ФЗ

    1. Полномочиями органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внешнего государственного (муниципального) финансового контроля являются:

    контроль за соблюдением положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также за соблюдением условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета;

    Читайте так же:  Проверка задолженности по налогам юридического лица

    контроль за достоверностью, полнотой и соответствием нормативным требованиям составления и представления бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, квартального и годового отчетов об исполнении бюджета;

    контроль в других сферах, установленных Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» и Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».

    Информация об изменениях:

    Пункт 2 изменен с 6 августа 2019 г. — Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 199-ФЗ

    2. При осуществлении полномочий по внешнему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внешнего государственного (муниципального) финансового контроля:

    проводятся проверки, ревизии, анализ, обследования, мониторинг в ходе осуществления ими в установленном порядке контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» и Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований»;

    направляются объектам контроля представления, предписания;

    направляются финансовым органам (органам управления государственными внебюджетными фондами) уведомления о применении бюджетных мер принуждения;

    осуществляется производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.

    3. Порядок осуществления полномочий органами внешнего государственного (муниципального) финансового контроля по внешнему государственному (муниципальному) финансовому контролю определяется соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

    http://base.garant.ru/12112604/e6a33153f2d3918a7324f5124f881036/

    58.Органы, осуществляющие государственный (муниципальный) финансовый контроль.

    Раздел IX. Государственный (муниципальный) финансовый контроль Глава 26. Основы государственного (муниципального) финансового контроля бк рф предусматривает:

    органы внешнего государственного (муниципального) финансового контроля: Счетная палата РФ, контрольно-счетные органы субъектов РФ и муниципальных образований.

    органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля:

    Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, органы государственного (муниципального) финансового контроля, являющиеся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местные администрации + внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляют — Федеральное казначейство (финансовые органы субъектов РФ или муниципальных образований).

    Полномочия органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля:

    — контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в ходе исполнения бюджета;

    — контроль за достоверностью, полнотой и соответствием нормативным требованиям составления и представления бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, квартального и годового отчетов об исполнении бюджета;

    — контроль в других сферах, установленных ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» и ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».

    При осуществлении полномочий по внешнему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внешнего государственного (муниципального) финансового контроля:

    — проводятся проверки, ревизии, обследования;

    — направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания;

    — направляются органам и должностным лицам, уполномоченным в соответствии с настоящим Кодексом, иными актами бюджетного законодательства Российской Федерации принимать решения о применении предусмотренных настоящим Кодексом бюджетных мер принуждения, уведомления о применении бюджетных мер принуждения;

    — осуществляется производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.

    Порядок осуществления полномочий органами внешнего государственного (муниципального) финансового контроля по внешнему государственному (муниципальному) финансовому контролю определяется соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

    Полномочия Федерального казначейства (финансовых органов субъектов Российской Федерации или муниципальных образований)

    — контроль за непревышением суммы по операции над лимитами бюджетных обязательств и (или) бюджетными ассигнованиями;

    — контроль за соответствием содержания проводимой операции коду бюджетной классификации Российской Федерации, указанному в платежном документе, представленном в Федеральное казначейство получателем бюджетных средств;

    — контроль за наличием документов, подтверждающих возникновение денежного обязательства, подлежащего оплате за счет средств бюджета.

    При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю Федеральным казначейством (финансовыми органами субъектов Российской Федерации или муниципальных образований) проводится санкционирование операций.

    Полномочия органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля

    — контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;

    — контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий.

    При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля:

    — проводятся проверки, ревизии и обследования;

    — направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания;

    направляются органам и должностным лицам, уполномоченным в соответствии с настоящим Кодексом, иными актами бюджетного законодательства Российской Федерации принимать решения о применении предусмотренных настоящим Кодексом бюджетных мер принуждения, уведомления о применении бюджетных мер принуждения;

    — осуществляется производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.

    Порядок осуществления полномочий органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю определяется соответственно федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местных администраций.

    В случаях установления нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органами государственного (муниципального) финансового контроля составляются представления и (или) предписания.

    Под представлением понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать обязательную для рассмотрения в установленные в нем сроки или, если срок не указан, в течение 30 дней со дня его получения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений.

    Под предписанием понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, содержащий обязательные для исполнения в указанный в предписании срок требования об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и (или) требования о возмещении причиненного такими нарушениями ущерба Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.

    Читайте так же:  Как заполнять стандартные налоговые вычеты

    Неисполнение предписаний органа государственного (муниципального) финансового контроля о возмещении причиненного нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию ущерба является основанием для обращения уполномоченного соответственно нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации государственного (муниципального) органа в суд с исковыми заявлениями о возмещении ущерба, причиненного Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

    Органами внешнего финансового контроля являются:

    Счетная палата РФ, контрольно-счетные органы субъектов РФ и муниципальных образований.

    Органами внутреннего финансового контроля являются:

    Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, органы государственного (муниципального) финансового контроля, являющиеся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местные администрации + внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляют — Федеральное казначейство (финансовые органы субъектов РФ или муниципальных образований).

    Государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляют:

    Органы внешнего финансового контроля и Органы внутреннего финансового контроля являются

    Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и:

    органы государственного (муниципального) финансового контроля, являющиеся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местные администрации, Федеральное казначейство (финансовые органы субъектов Российской Федерации или муниципальных образований).

    http://studfile.net/preview/4168865/page:44/

    Взаимодействие представительных органов местного самоуправления и органов внешнего муниципального финансового контроля: вопросы правовой теории и практики

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Дата публикации: 22.04.2019 2019-04-22

    Статья просмотрена: 248 раз

    Библиографическое описание:

    Волков А. С. Взаимодействие представительных органов местного самоуправления и органов внешнего муниципального финансового контроля: вопросы правовой теории и практики // Молодой ученый. — 2019. — №16. — С. 81-83. — URL https://moluch.ru/archive/254/58155/ (дата обращения: 18.02.2020).

    Правовое регулирование и основы юридического взаимодействия контрольно-счетного органа с представительным органом муниципального образования устанавливаются Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», уставами муниципальных образований, положениями об органах местного самоуправления.

    Контрольно счетный орган отнесен 131 ФЗ к факультативным органам местного самоуправления, то есть его наличие не является

    обязательным [3, C. 276]. А. Ю. Лукьянова отмечает, что «наличие контрольно-счетного органа как отдельного самостоятельного органа местного самоуправления в муниципальном образовании не является обязательным. Создание этого органа местного самоуправления отнесено к дискреционным полномочиям самого муниципального образования, является его правом, но не обязанностью» [6, C. 268]. Закон предусматривает наличие контрольно-счетного органа в муниципальном образовании без наделения статуса юридического лица, однако назвать его органом местного самоуправления не представляется возможным, на что указывает в своей работе В. И. Перов «организационная и функциональная независимость контрольно-счетных органов муниципальных образований может быть реализована в полной мере только при наделении контрольно-счетного органа муниципального района, городского округа правами юридического лица как одного из органов местного самоуправления» [4. С. 57].

    С момента создания представительным органом муниципального образования контрольно-счетного органа муниципального образования между ними начинается непосредственное сотрудничество. Однако сотрудничество представительных органов муниципальных образований с контрольно-счетными органами муниципальных образований в рамках правового регулирования только к этой стороне их взаимодействия не сводится. Взаимоотношения между ними имеют сложный многосторонний характер.

    Взаимодействие Представительного органа муниципального образования с контрольно-счетным органом муниципального образования реализуется посредством:

    – принятия решения о создании контрольно-счетного органа и формировании нормативно-правовой базы для регулирования его деятельности;

    – принятия решения о назначении на должность председателя и аудиторов контрольно-счетного органа;

    – заслушиваний на заседаниях отчеты по результатам проведенных контрольно-счетным органом мероприятий;

    – направлений поручений, либо предложений по проведению контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в годовой план работы.

    Контрольно-счетный орган в свою очередь:

    – проводит финансово-экономическую экспертизу проектов муниципальных правовых актов, а также муниципальных программ.

    – представляет информацию о ходе исполнения местного бюджета, отчеты результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий

    – направляет представительному органу отчеты о результатах своей деятельности, участвует в совместных с представительным органом слушаниях, проводит совместные проверки с комиссиями и комитетами представительного органа.

    При проведении комплексного метода исследования, можно сделать вывод, что представительные органы осуществляют контроль в ходе рассмотрения вопросов исполнения местного бюджета на своих заседаниях, заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп, в ходе проводимых представительными органами слушаний и в связи с депутатскими запросами. Контрольно-счетный орган муниципального образования — это постоянно действующий орган внешнего муниципального финансового контроля, который образуется представительным органом муниципального образования и соответственно ему подотчетен, названный термин впервые применен в Федеральном законе от 07.02.2011 № 6-ФЗ [2].

    Оказывая влияние посредством реализации своих полномочий по созданию нормативно-правовых основ для контрольно-счетного органа муниципального образования, представительный орган муниципального образования не может вмешиваться в его деятельность. Законом установлено, что контрольно-счетный орган осуществляет свою деятельность самостоятельно и обладает функциональной и организационной независимостью. В своей работе Г. Е. Соловьев указывает «содержанием правового статуса контрольно-счетного органа муниципального образования определено, что он — субъект конституционно-муниципального права, обладающий специальным статусом органа постоянно действующего внешнего финансового контроля на муниципальном уровне, который образуется представительным органом муниципального образования и самостоятельно осуществляет свою деятельность в соответствии с возложенными полномочиями» [5, С 176].

    Помимо перечисленных вариантов по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля законодатель впервые наделил полномочиями на осуществление внешнего муниципального финансового контроля контрольно-счетные органы субъекта Российской Федерации: Федеральным законом от 27.12.2018 № 566-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 07.02.2011 № 6-ФЗ. Часть 12 статьи 3 — изложена в новой редакции: «В порядке, определяемом законами субъектов Российской Федерации, представительные органы муниципальных образований вправе заключать соглашения с контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации о передаче им полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля» [2]. На основании выше изложенного, следует вывод, что представительные органы не только внутригородских муниципальных образований городов федерального значения получили право заключать соглашения с контрольно-счетными органами субъектов о передаче им полномочий внешнего муниципального финансового контроля. Теперь это право предоставлено всем представительным органам муниципалитетов.

    Читайте так же:  Перечень имущества облагаемого налогом

    В целях экономии бюджета представительный орган муниципального образования сможет отдавать предпочтение в пользу контрольно-счетного органа субъекта. Перед представительными органами встает выбор между собственным контрольно-счетным органом и передаче полномочий контрольно-счетному органу субъекта. Порядок взаимодействия, права и обязанности между представительным органом и контрольно-счетным органом субъекта будут регулироваться соглашением о передаче полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля.

    Возникают вопросы, в частности: какое количество муниципалитетов воспользуются данным правом, с каким количеством муниципалитетов контрольно-счетный орган субъекта готов заключить соглашения о передаче полномочий внешнего муниципального финансового контроля, как это может отразиться на взаимодействии?

    Сотрудничество представительных органов муниципальных образований с контрольно-счетными органами муниципальных образований остается довольно сложной проблемой, нуждающейся в разрешении на современном этапе развития, определении основных направлений, выявлении и применении эффективных форм и методов их взаимодействия.

    Таким образом, в результате исследования моделей и способов взаимодействия представительных органов муниципальных образований с контрольно-счетными органами, можно предложить представительному органу муниципального образования следующие меры по его повышению:

    – в зависимости от необходимости и объема бюджетных средств выбрать модель наиболее оптимальную для осуществления внешнего муниципального финансового контроля;

    – обеспечить участие представительного органа муниципального образования в планировании работы на очередной финансовый год контрольно-счетного органа;

    – особое внимание уделять вопросам и объектам повышенного риска, регулярно рассматривать результаты проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, проводимых контрольно-счетным органом;

    – принимать к сведениям заключения по результатам проведенной экспертизы проектов муниципальных правовых актов о бюджете и муниципальных программ;

    – принимать меры воздействия в отношении объектов контроля по исполнению представлений, рекомендаций (предложений) контрольно-счетного органа по устранению выявленных нарушений и недостатков;

    – производить контроль полноты и качества исполнения обязанностей, установленных действующим законодательством для контрольно-счетного органа муниципального образования;

    – при наличии в муниципалитете собственного контрольно-счетного органа муниципального образования, способствовать проведению совместной работы с контрольно-счетным органом субъекта.

    http://moluch.ru/archive/254/58155/

    Проблемные аспекты правового регулирования муниципального финансового контроля

    Дата публикации: 14.12.2017 2017-12-14

    Статья просмотрена: 297 раз

    Библиографическое описание:

    Олейникова А. Я., Лукьянова А. Ю. Проблемные аспекты правового регулирования муниципального финансового контроля // Молодой ученый. — 2017. — №50. — С. 306-309. — URL https://moluch.ru/archive/184/47126/ (дата обращения: 18.02.2020).

    В настоящей статье осуществлен анализ нормативной основы в сфере регулирования муниципального финансового контроля, рассмотрены имеющиеся противоречия. Изучены наиболее острые проблемные вопросы контрольной деятельности в сфере муниципальных финансов и рассмотрены представленные в литературе позиции относительно преодоления указанных проблем.

    Ключевые слова: муниципальный финансовый контроль, контрольно-счетные органы, местный бюджет.

    В современных реалиях значительно актуализировалась проблема функционирования контрольных структур в России. Муниципальный финансовый контроль как одно из направлений финансовой деятельности муниципальных образований представляет собой деятельность уполномоченных субъектов, направленную на обеспечение целевого и эффективного использования средств местных бюджетов, выявление резервов увеличения доходной части местных бюджетов, укрепление финансовой дисциплины субъектов бюджетных правоотношений.

    Нормативный фундамент осуществления данного вида контрольной деятельности достаточно обширен. В настоящее время законодательством федерального и регионального уровней регулируются различные аспекты муниципального финансового контроля, а также статус контрольно-счетных органов.

    Проблемы правового регулирования муниципального финансового контроля в настоящее время стоят чрезвычайно остро. Следует отметить, что законодательная база муниципального финансового контроля в полной мере не сформирована, на данный момент она представляет собой набор разноуровневых правоустановлений, которые не в полной мере раскрывают систему. Несмотря на то, что существует большое количество нормативных правовых актов, регламентирующих государственную и муниципальную контрольную деятельность, заложенные в них нормы не облегчают взаимодействия между контрольными органами.

    На сегодняшний день нормативный регламент муниципального финансового контроля составляют: Конституция Российской Федерации, Бюджетный Кодекс Российской Федерации, федеральный закон от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

    По итогам краткого обзора законодательной базы можно прийти к выводу о значительном перечне полномочий, закрепленном за органами муниципального финансового контроля для осуществления своей деятельности. Вместе с тем, законодательство содержит ряд пробелов, оказывающих деструктивное влияние на правоприменительную практику в рамках осуществления муниципального финансового контроля.

    Иллюстрацией могут послужить некоторые положения федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Бюджетного кодекса Российской Федерации. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 34 Закона № 131-ФЗ, наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа, главы муниципального образования, местной администрации является императивным условием. Для осуществления внешнего муниципального финансового контроля представительным органом может быть образован контрольно-счетный орган муниципального образования [1].

    Бюджетный кодекс, напротив, устанавливает обязательность учреждения органа муниципального финансового контроля в муниципальных образованиях. В России контрольно-счетные органы, как правило, образованы во всех муниципальных районах и городских округах, что нельзя сказать о поселениях.

    Вышеизложенное вызывает ряд вопросов. Прежде всего, неясно на кого будет возложена функция по осуществлению финансового контроля в случае отсутствия в муниципальном образовании контрольно-счетного органа. Кроме того, Бюджетный кодекс не уточняет необходимо ли создание контрольно-счетных органов в муниципальных образованиях малочисленных поселений. Также неясно может ли данная функция возлагаться на контрольно-счетный орган муниципального района, в состав которого входят поселения. Существующее законодательство не содержит ответы на данные вопросы.

    В литературе встречается позиция о том, что в данной ситуации муниципальные образования не лишены возможности обратиться за помощью к контрольно-счетному органу субъекта Российской Федерации в порядке ст. 264.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации [2].

    Читайте так же:  Общий подоходный налог

    Вместе с тем, хотелось бы отметить, что данное право выступает скорее мерой временного характера, не имеющей возможности осуществления надлежащего контроля за сохранностью и эффективностью использования финансовых ресурсов муниципальных образований.

    Реально оценивая ситуацию, все-таки следует признать нерациональность и невозможность создания собственных контрольно-счетных органов во всех муниципальных образованиях вследствие дефицита финансовых средств.

    Важно учитывать, что контрольные органы муниципальных районов при осуществлении государственных полномочий одновременно получают и финансовые средства для их исполнения, и возможность быть информированными о состоянии бюджетной динамики в поселениях, в то же время существенно снижая нагрузку региональных контрольных органов.

    Необходимость последующего планомерного развития и совершенствования системы контрольных механизмов в области использования средств местных бюджетов вызвана рядом факторов: численный рост муниципальных образований, через которые осуществляется расходование порядка 1∕2 бюджетных средств субъектов РФ; переход к среднесрочному планированию и бюджетированию с нацеленностью на результат, от объектного к проектному управлению; совершенствование системы муниципальных закупок.

    Отсюда, совершенствование механизма контрольных процедур, включая соответствующее методическое обеспечение, имеет вполне объективные предпосылки.

    В целом же, указанная сфера не лишена иных пробелов нормативно-правового и методологического характера [3].

    Значение слаженно функционирующего муниципального финансового контроля не представляется возможным переоценить, поскольку именно на местном уровне решаются самые острые проблемы обеспечения жизнедеятельности граждан: медицинские, образования, жилищно-коммунального и социально-бытового обслуживания, дорожного строительства.

    Муниципальный финансовый контроль необходим как неотъемлемое структурное звено единой системы финансового контроля в Российской Федерации и действенный инструмент повышения результативности бюджетного расходования на местном уровне, сбалансированности местных бюджетов, усиления ответственности и расширения независимости участников бюджетного процесса муниципального уровня.

    Дополнительные проблемы порождает отсутствие в контрольно-счетных органах единой системы наименований исходящей документации — она имеет различные названия (справки, отчёты, заключения).

    В данном аспекте следует указать и на различие в названиях органов внешнего финансового контроля. К примеру, в Краснодарском и Ставропольском краях, Ростовской области — это контрольно-счётные палаты, в Чеченской республике — Государственный контрольный комитет, в Астраханской области — контрольно-бюджетная палата. Подобная ситуация, безусловно, не способствует унификации процесса финансового контроля на уровне муниципальных образований.

    Помимо этого, значительные сложности порождает громоздкость системы органов финансового контроля. Как показывает анализ законодательства и правоприменительной практики, задачи данных органов недостаточно конкретны, границы их ответственности размыты, а координирование их деятельности не отличается упорядоченностью.

    Дискуссионным остается вопрос об административно-правовом статусе контрольно-счетных органов муниципальных образований. Как считает В. Свинарев, «…контрольно-счетные органы муниципальных районов и городских округов должны наделяться статусом юридического лица, в то время как эти же органы в поселениях, внутригородских территориях городов федерального значения могут наделяться таким статусом по усмотрению представительных (законодательных) органов власти».

    Обоснованием его позиции служит тот факт, что данный подход в большей степени соответствовал бы законодательству о местном самоуправлении в части решения вопроса обязательности наличия контрольно-счетных органов в муниципальных образованиях в зависимости от их вида, и, самое главное, — на нормативном уровне усиливал бы единые гарантии организационной независимости внешнего муниципального финансового контроля.

    В данном аспекте, признавая в целом целесообразность учреждения контрольных структур в муниципальных образованиях, необходимо отметить, что в наиболее крупных городах создание контрольных органов является необходимостью, поскольку именно в столь масштабных муниципальных образованиях происходит сосредоточение существенных финансовых ресурсов. Критерием для отнесения города к крупному представляется оптимальным считать численность населения в диапазоне от 250–1000 тыс. чел., а к крупнейшим — свыше 1 млн человек.

    Таким образом, необходимыми предпосылками функционирования муниципального финансового контроля выступают четкая правовая регламентация всех аспектов контрольной деятельности с определением ее видов, пределов, форм и методов реализации, а также нормативное закрепление правового статуса контрольных органов, вбирающего в себя спектр всех необходимых прав и обязанностей.

    1. Федеральный закон № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // «СПС Консультант-Плюс».
    2. Васильева М. В. Развитие системы государственного финансового контроля в Российской Федерации: методология, методика, концепция: Монография. Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2015. — 499 с.
    3. Колесникова Е. Н. Экономическая безопасность: экономика и безопасность? // Юридическая наука и практика. Вестник Нижегородской академии МВД России. — 2013. — № 21. — С. 170–173.

    http://moluch.ru/archive/184/47126/

    Правовые основы муниципального финансового контроля

    Дата публикации: 22.05.2016 2016-05-22

    Статья просмотрена: 2595 раз

    Библиографическое описание:

    Киреева В. В. Правовые основы муниципального финансового контроля // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 1305-1308. — URL https://moluch.ru/archive/115/30656/ (дата обращения: 18.02.2020).

    В статье анализируется муниципальный финансовый контроль как составная часть публичной финансовой деятельности, как разновидность негосударственного финансового контроля. Автором формулируются конкретные предложения, направленные на повышение эффективности муниципального финансового контроля.

    Ключевые слова: финансовый контроль, негосударственный финансовый контроль, государственный финансовый контроль.

    Муниципальный финансовый контроль как одно из направлений финансовой деятельности муниципальных образований представляет собой деятельность уполномоченных субъектов, направленную на обеспечение целевого и эффективного использования средств местных бюджетов, выявление резервов увеличения доходной части местных бюджетов, укрепление финансовой дисциплины субъектов бюджетных правоотношений.

    Правовые основы муниципального финансового контроля составляют Конституция Российской Федерации как основа правового регулирования абсолютно всех финансовых отношений [1], Бюджетный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 07.02.2011 № 6-ФЗ (ред. от 04.03.2014) «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», иные нормативные правовые акты.

    В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации муниципальный финансовый контроль нацелен на обеспечение соблюдения бюджетного законодательства, иных нормативных правовых актов, регламентирующих бюджетные правоотношения. В зависимости от субъектного состава он подразделяется на внутренний и внешний.

    Внутренний муниципальный финансовый контроль является компетенцией финансовых органов муниципальных образований, внешний — контрольно-надзорных органов муниципальных образований.

    Значимость муниципального финансового контроля обусловлена тем, что именно на местном уровне решается многие проблемы повседневной жизни граждан.

    Муниципальный финансовый контроль не может быть подменен другими видами финансового контроля, поскольку является составной частью единой системы финансового контроля, важнейшим способом обеспечения сохранности и эффективного использования финансовых ресурсов муниципальных образований.

    Читайте так же:  Код вида торговой деятельности для торгового сбора

    Муниципальный финансовый контроль призван согласовать прямо противоположные интересы субъектов финансового права, предупредить появление кризисных явлений [2].

    Контрольно-счетными органами муниципальных образований являются постоянно действующими органами внешнего муниципального финансового контроля. Они образуются по решению представительных органов муниципального образования.

    Суды при рассмотрении споров с участием контрольно-счетных органов муниципальных образований исходят из следующего:

    ‒ контрольно-счетная палата муниципального образования уполномочена на выдачу по итогам ревизии (проверки) обязательного для исполнения представления о выявленных нарушениях только бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требований о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений. Выдача представления по устранению иных выявленных нарушений (бухгалтерского учета, трудового, гражданского, налогового законодательства, законодательства о государственной службе, законодательства о контрактной системе, поставках товаров) не относится к ее полномочиям [3];

    ‒ акт проверки и заключение финансового органа муниципального образования не имеют властного характера, они не могут быть охарактеризованы как ненормативные акты, нарушающие права заявителя, поэтому не могут быть самостоятельным предметом спора в арбитражном суде [4];

    ‒ юридическое лицо, индивидуальный предприниматель должны быть уведомлены контрольно-счетным органом муниципального образования о проведении плановой проверки не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения [5].

    Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ (ред. от 04.03.2014) «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» установлены квалификационные требования к лицам, претендующим на должность председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетного органа муниципального образования. На наш взгляд, они носят размытый характер.

    В связи с чем предлагаем пункт 1 статьи 7 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» изложить в следующей редакции: «На должность председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетного органа муниципального образования назначаются граждане Российской Федерации, имеющие высшее образование и опыт работы в области государственного, муниципального управления, государственного, муниципального контроля (аудита), экономики, финансов, юриспруденции не менее трех лет».

    Дальнейшее развитие муниципального финансового контроля затрудняется наличием ряда нерешенных проблем. В частности, согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации бюджетные средства должны использоваться эффективно и экономно в соответствии с их целевым назначением. Однако, на сегодняшний день контроля эффективности деятельности органов местного самоуправления фактически нет в связи с отсутствием соответствующих методик. Аудит эффективности в отличие от распространенного сегодня финансового аудита направлен на оценку эффективного использования бюджетных средств, предоставляемых для оказания соответствующих муниципальных услуг и выполнения муниципальных программ [6].

    Признанным лидером аудита эффективности в Российской Федерации является Счетная палата Российской Федерации. На наш взгляд, стоит подумать о расширении деятельности и штатной численности Счетной палаты Российской Федерации, создании на ее основе методического центра, который мог за счет средств федерального бюджета оказывать помощь муниципальным образованиям в части подготовки и переподготовки специалистов, специализирующихся на проведении аудита эффективности использования бюджетных средств муниципальных образований.

    Дальнейшее развитие муниципального финансового контроля во многом зависит и от надлежащего его правового обеспечения. В связи с чем необходимо проанализировать правовые положения, устранить встречающиеся противоречия. Например, Федеральный закон от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» не предусматривает обязательного создания контрольно-счетных органов муниципальных образований, что не соответствует положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации в части проведения обязательной внешней проверки отчетов об исполнении бюджетов муниципальных образований. Конечно, муниципальные образования могут обратиться за помощью к контрольно-счетному органу субъекта Российской Федерации в порядке ст. 264.4 БК РФ, но это полномочие можно рассматривать только как временную меру, не позволяющую обеспечить надлежащий контроль за сохранностью и эффективностью использования финансовых ресурсов муниципальных образований.

    В связи с этим предлагаем пункт 1 статьи 38 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ (ред. от 04.03.2014) «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» изложить в следующей редакции: «В целях осуществления внешнего муниципального финансового контроля представительный орган муниципального образования образует контрольно-счетный орган муниципального образования».

    Муниципальный финансовый контроль является частью системы негосударственного финансового контроля. Помимо муниципального финансового контроля в нее входят так же такие разновидности финансового контроля, как: внутрихозяйственный, аудиторский, общественный.

    Внутрихозяйственный финансовый контроль представляет собой деятельность, осуществляемая под руководством субъекта хозяйствования, направленная на подтверждение законности и экономической целесообразности проводимых финансовых операций, правильности бухгалтерской (финансовой) отчетности. По своей сути внутрихозяйственный финансовый контроль является самоконтролем, проводимым за счет собственных средств.

    При рассмотрении споров суды анализируют должностные обязанности лиц, отвечающих за организацию и проведение внутрихозяйственного финансового контроля; а также роль и значение бухгалтерского учета в целях формирования полной и достоверной информации (бухгалтерской отчетности) о деятельности организации и ее имущественном положении [7].

    Аудиторский финансовый контроль — это действия по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемые аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами на основе принципов независимости, конфиденциальности, профессионализма, честности. Это, наверное, единственный вид финансового контроля, регламентация которого строится с учетом моральных принципов и норм. Выражается это, например, в наличие такого специфического источника правового регулирования аудиторской деятельности, как Кодекс профессиональной этики аудиторов, своде правил, обязательных для всех аудиторов и аудиторских организаций.

    Общественный финансовый контроль можно определить как деятельность субъектов гражданского общества, выражающуюся в даче общественной оценки законности и эффективности использования публичных финансовых ресурсов.

    Муниципальный финансовый контроль отличается от других видов негосударственного финансового контроля. Он носит публичный характер, обусловленный публично-правовой природой муниципальных образований и создаваемых ими органов власти.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    http://moluch.ru/archive/115/30656/

    Орган внешнего муниципального финансового контроля
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here