Органом контроля за финансово хозяйственной деятельностью

Глава XII. Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью общества (ст.ст. 85 — 87.1)

Глава XII. Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью общества

ГАРАНТ:

См. схему «Учет и отчетность АО»

>
Ревизионная комиссия общества
Содержание
Федеральный закон «Об АО»

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

http://base.garant.ru/10105712/56ae36fc84d31bc2f9c0b07177fa16a9/

§ 7. Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью общества

Ревизионная комиссия как орган внутреннего контроля

Ревизионная комиссия — орган внутреннего контроля хозяйственного общества, избираемый на общем собрании акционеров (участников).

Ревизионная комиссия создается для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества.

Ревизионная комиссия вправе в любое время проводить проверки финансово-хозяйственной деятельности общества и иметь доступ ко всей документации, касающейся его деятельности (ч. 2 ст. 47 Закона об ООО, ч. ч. 3, 4 ст. 85 Закона об АО).

В силу п. 4 ч. 3 ст. 66.3 ГК РФ по решению участников (учредителей) непубличного общества, принятому единогласно, в устав общества могут быть включены положения об отсутствии в обществе ревизионной комиссии или о ее создании исключительно в случаях, предусмотренных уставом общества.

Таким образом, ревизионная комиссия является обязательным органом внутреннего контроля только для публичных обществ.

При этом нашей рекомендацией является создание ревизионной комиссии во всех обществах, включая непубличные, в случае, если владение отделено от управления бизнесом, то есть если владельцы бизнеса не принимают непосредственного участия в текущем управлении, не занимают должностей в исполнительных органах. В этом случае ревизионная комиссия будет являться дополнительным инструментом контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества, который может быть использован собственниками бизнеса в любое время.

Для ООО законодательно установлена и еще одна особенность: функции ревизионной комиссии общества, если это предусмотрено уставом, может осуществлять утвержденный общим собранием участников общества аудитор, не связанный имущественными интересами с обществом, членами его органов управления и участниками (п. 6 ст. 32 Закона об ООО).

Избрание членов ревизионной комиссии осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством для формирования других органов общества, и регулируется, соответственно, ст. 53 Закона об АО и ст. 36 Закона об ООО. Избрание членов ревизионной комиссии и досрочное прекращение их полномочий относятся к исключительной компетенции общего собрания (п. 2 ст. 48 Закона об АО, п. 2 ст. 33 Закона об ООО).

В ревизионную комиссию целесообразно избирать лиц, имеющих профильное образование и опыт в сфере финансов, бухгалтерского учета, налогообложения, юриспруденции, а также лиц, обладающих компетенциями по профилю основной деятельности компании.

Членами ревизионной комиссии (ревизором) общества не могут быть члены совета директоров (наблюдательного совета) общества, лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества, и члены коллегиального исполнительного органа общества (ч. 6 ст. 32 Закона об ООО, ч. 6 ст. 85 Закона об АО).

Компетенция ревизионной комиссии

Компетенция ревизионной комиссии определяется уставом общества. Порядок ее деятельности регулируется в АО в соответствии с законом и внутренними документами, а в ООО — в соответствии с уставом и внутренними документами (п. 2 ст. 85 Закона об АО, п. 4 ст. 47 Закона об ООО).

В акционерном обществе ревизионная проверка осуществляется по итогам деятельности общества за год, а также в любое время по инициативе самой ревизионной комиссии либо решению общего собрания акционеров, совета директоров, акционера (акционеров), владеющего в совокупности не менее чем 10% голосующих акций общества (п. 3 ст. 85 Закона об АО).

В обществах с ограниченной ответственностью ревизионная комиссия в обязательном порядке проводит проверку годовых отчетов и бухгалтерских балансов общества до их утверждения общим собранием участников. Общее собрание участников общества не вправе утверждать годовые отчеты и бухгалтерские балансы при отсутствии заключений ревизионной комиссии (п. 3 ст. 47 Закона об ООО).

Общество с ограниченной ответственностью для проверки и подтверждения правильности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности вправе, а в случаях, предусмотренных законом, обязано ежегодно привлекать аудитора, не связанного имущественными интересами с обществом или его участниками (внешний аудит). Такой аудит также может быть проведен по требованию любого из участников общества (ч. 4 ст. 67.1 ГК РФ).

В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», проведение аудита является обязательным в случае, если объем выручки от продажи продукции организации за предшествовавший отчетному год превышает 400 млн. руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 млн. руб. (пп. 4 п. 1 ст. 5).

Акционерное общество для проверки и подтверждения правильности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности должно ежегодно привлекать аудитора, не связанного имущественными интересами с обществом или его участниками.

В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, уставом общества, аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности акционерного общества должен быть проведен по требованию акционеров, совокупная доля которых в уставном капитале акционерного общества составляет десять и более процентов (ч. 5 ст. 67.1 ГК РФ).

http://vuzirossii.ru/publ/7_kontrol_za_finansovo_khozjajstvennoj_dejatelnostju_obshhestva/34-1-0-2333

Глава 13. Органы контроля за финансово-хозяйственной деятельностью акционерного общества

13.1. Ревизионная комиссия (ревизор) общества

Для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества общим собранием в соответствии с уставом общества избирается ревизионная комиссия (ревизор).

Принятие решения по избранию членов ревизионной комиссии (ревизора) общества и досрочное прекращение их полномочий — исключительная компетенция общего собрания акционеров (участников) общества. При этом в акционерном обществе по смыслу ст. 47 ФЗ «Об акционерных обществах» избрание ревизионной комиссии обязательно независимо от количества акционеров.

Читайте так же:  Налог на прибыль организации это федеральный

Согласно п. 6 ст. 85 ФЗ «Об акционерных обществах» акции, принадлежащие членам совета директоров (наблюдательного совета) общества или лицам, занимающим должности в органах управления общества, не могут участвовать в голосовании при избрании членов ревизионной комиссии (ревизора) общества. В связи с этим на практике часто возникает вопрос: что делать, если все акции сосредоточены у лиц, которые как раз и не могут участвовать в голосовании? Показателен в этом отношении следующий пример.

В ЗАО «Х» пять акционеров владеют приблизительно равными пакетами голосующих акций. Один из них — генеральный директор и одновременно член совета директоров общества, другие являются членами совета директоров. Каким образом им выбирать ревизионную комиссию (ревизора)? Практика предлагает два варианта решения этого вопроса.

Первый. Как мы уже отмечали ранее, согласно п. 1 ст. 66 ФЗ «Об акционерных обществах» члены совета директоров (наблюдательного совета) избираются общим собранием акционеров на срок до следующего годового собрания акционеров. Следовательно, срок полномочий совета директоров (наблюдательного совета) истекает в момент начала рассмотрения первого вопроса повестки дня и соответственно с этого момента члены совета директоров утрачивают свой статус. Таким образом, если вопрос об избрании ревизионной комиссии рассматривать раньше, чем будет избран новый состав совета директоров (наблюдательного совета), то лица, которые уже утратили свой статус членства в совете директоров (наблюдательном совете), могут без всяких ограничений осуществлять голосование своими пакетами акций.

Второй. Одному из акционеров достаточно подарить одну свою акцию, например, своему родственнику, чтобы именно этой акцией он голосовал за ревизионную комиссию. Учитывая, что избрание ревизионной комиссии относится к тому вопросу, решение по которому принимается простым большинством голосов акционеров, участвующих в собрании и не относящихся к той категории лиц, акции которых не могут участвовать в голосовании, ревизионная комиссия будет избрана даже при одном голосе «за», если «против» нет ни одного голоса.

Есть еще одно исключение, касающееся избрания ревизионной комиссии. Речь идет о тех случаях, когда в отношении открытого акционерного общества используется специальное право на участие Российской Федерации или субъекта Российской Федерации в управлении этим обществом («золотая акция»). Правительство РФ или орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе направлять своих представителей в ревизионную комиссию (п. 2 ст. 38 Закона о приватизации) *(298).

Порядок деятельности ревизионной комиссии (ревизора) общества определяется внутренним документом общества, который утверждается общим собранием акционеров. Как правило, это положение о ревизионной комиссии (ревизоре) общества.

Ревизионная комиссия должна строить свою деятельность на основе принципов коллегиальности, компетентности, самостоятельности и ответственности.

Члены ревизионной комиссии (ревизор) избираются общим собранием акционеров в количестве, который определен уставом общества. Опыт показывает, что для нормальной работы комиссия должна быть в составе не менее трех человек. Членами ревизионной комиссии (ревизором) могут быть участники общества или лица, не являющиеся участниками общества.

Вопрос о сроке, на который избирается ревизионная комиссия (ревизор), четко решается только для обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью — на срок, определяемый уставом общества. В акционерных обществах такой ясности нет.

С одной стороны, согласно ст. 47 ФЗ «Об акционерных обществах» вопрос об избрании счетной комиссии (ревизора) включается в повестку дня годового общего собрания, а согласно ст. 53 того же Закона акционеры имеют право выдвигать кандидатов (кандидата) в состав ревизионной комиссии (ревизора) общества. С другой стороны, ст. 85 ФЗ «Об акционерных обществах» предусматривает, что ревизионная комиссия (ревизор) общества избирается общим собранием акционеров общества, но не содержит указания на вид проводимого собрания (годовое, внеочередное). Кроме того, ФЗ «Об акционерных обществах» не содержит никаких положений о сроке полномочий ревизионной комиссии (ревизора), за исключением возможности досрочного прекращения ее полномочий (подп. 9 п. 1 ст. 48).

На наш взгляд, ревизионная комиссия (ревизор) в акционерном обществе должна избираться ежегодно, в противном случае мы не сможем выполнить требование ст. 47 этого же Закона об обязательности рассмотрения ежегодно определенного в данной статье круга вопросов *(299).

Члены ревизионной комиссии могут переизбираться на новый срок неограниченное число раз, поэтому в случае добросовестного выполнения полномочий ревизионной комиссией (ревизором) ее избрание на новый срок представляется техническим вопросом.

Согласно п. 6 ст. 85 ФЗ «Об акционерных обществах» члены ревизионной комиссии (ревизор) не могут одновременно быть членами совета директоров (наблюдательного совета), а также занимать иные должности в органах управления общества. Кроме того, члены ревизионной комиссии (ревизор) не могут входить в состав счетной комиссии.

Размер вознаграждений и компенсаций, выплачиваемых членам ревизионной комиссии (ревизору), определяется решением общего собрания акционеров по рекомендации совета директоров (наблюдательного совета) простым большинством голосов акционеров, присутствующих на собрании (ст. 65 и 85 ФЗ «Об акционерных обществах»).

Ревизионная комиссия подотчетна общему собранию акционеров. В случае обнаружения фактов недобросовестной работы ревизионной комиссии собрание акционеров вправе переизбрать отдельных членов или весь состав ревизионной комиссии до истечения срока ее полномочий. Таким собранием по логике закона может быть только внеочередное. Счетная комиссия (ревизор), избранная на внеочередном собрании, может осуществлять свои полномочия только до годового общего собрания акционеров.

Компетенция ревизионной комиссии (ревизора) общества определяется действующим законодательством и уставом общества. Закон исходит из того, что предусмотренная ФЗ «Об акционерных обществах» компетенция ревизионной комиссии (ревизора) может быть расширена за счет дополнительных вопросов, определенных уставом общества. Типичный комплекс вопросов, решение которых может быть отнесено к компетенции ревизионной комиссии (ревизора) общества, можно представить в следующем виде:

Читайте так же:  Срок проверки налоговыми органами

— не реже одного (двух) раза в год производит плановые проверки деятельности совета директоров (наблюдательного совета), единоличного исполнительного органа (генерального директора, директора), коллегиального исполнительного органа (правления, дирекции);

— не позднее чем за 30 дней до годового собрания акционеров представляет в совет директоров отчет по результатам годовой проверки в соответствии с правилами и порядком ведения финансовой отчетности и бухгалтерского учета;

— осуществляет плановые и внеплановые проверки (ревизии) финансово-хозяйственной деятельности общества за год, а также в любое время по собственной инициативе, по решению общего собрания акционеров, решению совета директоров (наблюдательного совета), по письменному запросу акционера (акционеров) общества, владеющего в совокупности не менее чем 10% голосующих акций общества;

— требует созыва внеочередного собрания акционеров, если возникла угроза существенным интересам общества или выявлены злоупотребления должностных лиц;

— составляет заключение по годовым отчетам и балансам;

— требует у лиц, занимающих должности в органах управления общества, документы о финансово-хозяйственной деятельности общества.

Ревизионная комиссия (ревизор) общества вправе в любое время проводить проверки финансово-хозяйственной деятельности общества и иметь доступ ко всей документации, касающейся деятельности общества. По требованию ревизионной комиссии (ревизора) общества члены совета директоров (наблюдательного совета) общества, лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества, члены коллегиального исполнительного органа общества, а также работники общества обязаны давать необходимые пояснения в устной или письменной форме.

Проверка годовых отчетов и бухгалтерских балансов общества должна проводиться ревизионной комиссией (ревизором) общества в обязательном порядке до их утверждения общим собранием участников общества. При этом общее собрание акционеров (участников) общества не вправе утверждать годовые отчеты и бухгалтерские балансы общества при отсутствии заключений ревизионной комиссии (ревизора) общества.

В соответствии с законодательством проведение годовых и внеочередных проверок является одним из основных механизмов контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества. В процессе внеочередной проверки могут контролироваться как отдельная хозяйственная операция общества, так и хозяйственные операции за отдельный период.

Все организационные вопросы проведения проверок, определение лиц, непосредственно ответственных за эту работу, рекомендуется предварительно определять на заседаниях ревизионной комиссии общества.

Чтобы не допустить необоснованного затягивания проверок, Кодекс корпоративного поведения рекомендует во внутренних документах общества устанавливать сроки их проведения, а внеочередную проверку финансово-хозяйственной деятельности общества начинать не позднее 30 дней с даты поступления требования акционеров о ее проведении или протокола общего собрания акционеров или совета директоров. Срок проведения проверки не должен превышать 90 дней.

С целью упорядочения процедуры проведения проверок совету директоров общества рекомендуется утвердить положение о проведении проверок финансово-хозяйственной деятельности общества ревизионной комиссией.

Руководит работой ревизионной комиссии ее председатель, избираемый простым большинством голосов из числа членов комиссии. Председатель ревизионной комиссии, если это допускается уставом общества, может передавать свои полномочия другому члену комиссии на определенный срок с обязательным уведомлением об этом совета директоров.

Законодательство не определяет необходимый кворум для принятия решений на заседаниях ревизионной комиссии общества. Но чтобы решения принимались действительно коллегиально, в Кодексе корпоративного поведения рекомендуется проведение заседания ревизионной комиссии в составе не менее половины числа избранных членов ревизионной комиссии.

Как правило, в уставах большинства хозяйственных обществ предусмотрено, что на заседаниях ревизионной комиссии решения принимаются простым большинством голосов. В случае равенства голосов решающим является голос председателя комиссии. Передача права голоса члена ревизионной комиссии иному лицу, в том числе другому члену ревизионной комиссии, не допускается.

Результаты всех проверок, все решения, а также ход заседаний отражаются в протоколах ревизионной комиссии. Протокол должен быть составлен и подписан после окончания заседания не позднее того срока, который оговорен в уставе или положении о ревизионной комиссии (ревизоре). Протокол подписывается председателем и членами ревизионной комиссии. В случае несогласия с принятым на заседании решением любой член ревизионной комиссии вправе записать в протокол свое особое мнение.

Протокол заседания ведет один из членов ревизионной комиссии по поручению ее председателя. Председатель ревизионной комиссии несет персональную ответственность за фактическую достоверность протокола заседания.

Протоколы заседаний ревизионной комиссии хранятся так же, как и вся документация общества.

Ревизионная комиссия на основании письменного запроса акционера (группы акционеров) своим решением может предоставить ему возможность ознакомиться с протоколом (протоколами) своего заседания (заседаний).

По итогам проверки финансово-хозяйственной деятельности общества ревизионная комиссия (ревизор) составляет заключение, в котором, во-первых, подтверждается достоверность данных отчетов и иных финансовых документов общества; во-вторых, содержится информация о фактах нарушения установленного правовыми актами Российской Федерации порядка ведения бухгалтерского учета и представления финансовой отчетности, а также правовых актов Российской Федерации при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности.

Кодекс корпоративного поведения рекомендует, чтобы заключение ревизионной комиссии подписывалось всеми членами ревизионной комиссии лично. Член ревизионной комиссии, выразивший несогласие с заключением ревизионной комиссии, вправе подготовить особое мнение, которое прилагается к заключению ревизионной комиссии и является его неотъемлемой частью.

Если член ревизионной комиссии не подписал заключения и не подготовил особого мнения, в заключении должны быть указаны причины этого.

http://studfile.net/preview/428946/page:51/

Виды контроля за финансово-хозяйственной деятельностью организаций и предприятий

По времени осуществления контроль финансово-хозяйственной деятельности организаций и предприятий подразделяют на предварительный, текущий и последующий.

Предварительный контроль применяется на стадии принятия управленческих решений, до начала совершения какой-либо деятельности.

Текущий контроль осуществляется в ходе ведения хозяйственных операций. Его цель — оперативное выявление и своевременное пресечение нарушений и отклонений при выполнении производственных заданий, поиск и освоение внутрихозяйственных резервов роста эффективности производства. Основными объектами текущего контроля являются показатели оперативной отчетности, первичные документы, отражающие те или иные хозяйственные операции.

Последующий контроль проводится после совершения хозяйственных операций по истечении определенного отчетного периода. Цель данного вида контроля — установить правильность, законность и экономическую целесообразность произведенных хозяйственных операций, выявить факты бесхозяйственности и хищений. Эта форма контроля является самой распространенной и применяется в работе всех контролирующих органов. Такой контроль обеспечивает объективную оценку деятельности всех звеньев экономики и отдельных должностных лиц. Объектами последующего контроля служат первичные документы, отражающие совершенные хозяйственные операции, регистры бухгалтерского учета и отчетности.

Читайте так же:  Сроки зачисления налогового вычета после камеральной проверки

По источникам проведения контроль финансово-хозяйственной деятельности организаций и предприятий подразделяют на документальный и фактический контроль.

Документальный контроль заключается в проверке различного рода первичных документов, бухгалтерских и оперативных регистров, статистической, бухгалтерской, оперативной отчетности и других документальных носителей экономической информации. Целью его является выявление правильности, достоверности, законности и экономической целесообразности документально отраженных хозяйственных операций. Специфика источников документального контроля состоит в том, что они могут быть как достоверными, так и недостоверными, полными и неполными, что сказывается на выборе технических приемов его осуществления, которые связаны главным образом с проверкой документов.

Фактический контроль предполагает проверку состояния, наличия и использования основных и оборотных средств организации и предприятия, осуществляемую путем обследования, осмотра, обмера, пересчета, взвешивания. Его целью является обеспечение безусловной достоверности контрольных данных. Объектами фактического контроля служат товарно-материальные ценности, наличные деньги и ценные бумаги, готовая продукция, товары, незавершенное производство, выполненный объем работ и т.д.

Фактический контроль не в состоянии обеспечить воссоздание всей картины хозяйственных процессов из-за отсутствия полной необходимой информации, поэтому его следует применять в сочетании с документальным контролем, что в конечном итоге повышает качественный уровень контрольно-ревизионной работы.

По методам осуществления контроль финансово-хозяйственной деятельности организаций и предприятий подразделяют на ревизию и проверку.

Ревизия — совокупность обязательных контрольных мероприятий, обеспечивающих возможность достоверного документального подтверждения обоснованности и (или) не обоснованности действий руководства и ответственных сотрудников ревизуемой организации (предприятия), совершенных по всем направлениям финансово-хозяйственной деятельности.

Проверка — совокупность контрольных мероприятий, обеспечивающих возможность достоверного и документального подтверждения обоснованности и (или) необоснованности действий руководства и ответственных сотрудников проверяемой организации (предприятия), совершенных по отдельным направлениям финансово-хозяйственной деятельности.

http://economics.studio/reviziya-rossii-kontrol/vidyi-kontrolya-finansovo-hozyaystvennoy-89149.html

Органы контроля за финансово-хозяйственной деятельностью

15.1. Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью Товарищества, в том числе

деятельность его председателя, членов правления и правления, осуществляет ревизионная

комиссия (ревизор), избранная общим собранием членов Товарищества из их числа в составеодного или не менее чем трех человек на срок два года.

В состав ревизионной комиссии (ревизором) не могут быть избраны председатель и

члены правления Товарищества, а также их супруги, дети, родители, внуки, родные братья исестры (их супруги).

Порядок работы ревизионной комиссии (ревизора) и ее полномочия регулируются

положением о ревизионной комиссии (ревизоре), утвержденным общим собранием (собраниемуполномоченных) членов Товарищества.

Перевыборы ревизионной комиссии (ревизора) могут быть проведены досрочно по

требованию не менее чем одной четверти от общего числа членов Товарищества.

Ревизионная комиссия избирает из своего состава председателя комиссии.

15.2. Члены ревизионной комиссии (ревизор) Товарищества несут ответственность за

Видео (кликните для воспроизведения).

надлежащее выполнение обязанностей, предусмотренных Федеральным законом от 15.04.1998№ 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединенияхграждан» и настоящим Уставом.

15.3. Ревизионная комиссия (ревизор) Товарищества обязана:

15.3.1. Проверять выполнение правлением Товарищества и председателем правления

решений общих собраний членов Товарищества, законность гражданско-правовых сделок,

совершенных органами управления Товарищества, нормативных правовых актов,

регулирующих деятельность Товарищества, состояние его имущества.

15.3.2. Осуществлять ревизии финансово-хозяйственной деятельности Товарищества не

реже чем один раз в год, а также по инициативе членов комиссии (ревизора), решению общегособрания членов Товарищества, либо по требованию одной пятой общего числа членовТоварищества или одной трети общего числа членов правления.

15.3.3. Отчитываться о результатах ревизии перед общим собранием членов

Товарищества с представлением рекомендаций об устранении выявленных нарушений.

15.3.4. Докладывать общему собранию членов Товарищества обо всех выявленных

нарушениях в деятельности органов управления Товарищества.

15.3.5. Осуществлять контроль за своевременным рассмотрением правлением

Товарищества и председателем правления Товарищества заявлений членов Товарищества.

15.4. По результатам ревизии при создании угрозы интересам Товарищества и его членам

или при выявлении злоупотреблений членов правления Товарищества и председателя

правления Товарищества ревизионная комиссия (ревизор) в пределах своих полномочий вправесозвать внеочередное общее собрание членов Товарищества.

16. Реорганизацияи ликвидация Товарищества

16.1. Реорганизация Товарищества (слияние, присоединение, разделение, изменение

организационно-правовой формы) осуществляется в соответствии с решением общего

собрания членов Товарищества на основании Гражданского кодекса Российской Федерации,Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачныхнекоммерческих объединениях граждан» и других федеральных

законов, при этом вносятся соответствующие изменения в настоящий Устав или

принимается новый Устав, который также подлежит государственной регистрации.

16.2. Ликвидация Товарищества осуществляется в порядке, установленном Гражданским

кодексом Российской Федерации, федеральными законами, а также по решению суда.

При ликвидации Товарищества как юридического лица сохраняются права его бывших

членов на земельные участки, долю в праве общей собственности на общее имущество и

другое недвижимое имущество, находящееся на этих земельных участках.

16.3. Общее собрание членов Товарищества, принявшее решение о его ликвидации,

назначает по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию

юридических лиц, ликвидационную комиссию и определяет в соответствии с Гражданскимкодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 15.04.1998 № 66-ФЗ «Осадоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» порядок исроки ликвидации Товарищества.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9757 — | 7579 — или читать все.

http://studopedia.ru/20_94072_organi-kontrolya-za-finansovo-hozyaystvennoy-deyatelnostyu.html

Система контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества

В современных крупных корпорациях действует целая система контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества, целью которой является обеспечение прав акционеров (участников) и потенциальных инвесторов общества. Эта система может включать наряду с традиционными механизмами контроля в форме деятельности ревизионной комиссии и привлечения внешнего аудита также функционирование комитета по аудиту совета директоров и создание контрольно-ревизионной службы в качестве отдельного структурного подразделения общества.

Читайте так же:  Когда наступает уголовная ответственность за неуплату налогов

Внутренний контроль в хозяйственном обществе

Под внутренним контролем общества Кодекс корпоративного поведения понимает контроль за осуществлением финансово-хозяйственной деятельности общества (в том числе за исполнением его финансово-хозяйственного плана) структурными подразделениями и органами общества. Процедуры внутреннего контроля включают процедуры осуществления операций в рамках финансово-хозяйственного плана, а также процедуры по выявлению и совершению нестандартных операций. Процедуры внутреннего контроля включают также управление рисками (абз. 3 пп. 1.1.1 гл. 8).

Ревизионная комиссия

Ведущая роль в осуществлении внутреннего контроля принадлежит ревизионной комиссии (ревизору, далее — ревизионная комиссия). В акционерном обществе ревизионная комиссия является обязательным органом контроля. В обществе с ограниченной ответственностью ревизионная комиссия образуется, если это предусмотрено уставом общества. В обществах, имеющих более 15 участников, образование ревизионной комиссии (избрание ревизора) является обязательным.

Для ООО законодательно установлена еще одна особенность: функции ревизионной комиссии общества, если это предусмотрено уставом, может осуществлять утвержденный общим собранием участников общества аудитор, не связанный имущественными интересами с обществом, членами его органов управления и участниками (п. 6 ст. 32 Закона об ООО).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 10104 — | 7844 — или читать все.

http://studopedia.ru/7_158055_sistema-kontrolya-za-finansovo-hozyaystvennoy-deyatelnostyu-obshchestva.html

Органом контроля за финансово хозяйственной деятельностью

В современных крупных корпорациях действует целая система контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества, целью которой является обеспечение прав акционеров (участников) и потенциальных инвесторов общества. Эта система может включать наряду с традиционными механизмами контроля в форме деятельности ревизионной комиссии и привлечения внешнего аудита также функционирование комитета по аудиту совета директоров и создание контрольно-ревизионной службы в качестве самостоятельного структурного подразделения общества.

Внутренний контроль в хозяйственном обществе

Под внутренним контролем общества в Кодексе корпоративного поведения понимается контроль за осуществлением финансово-хозяйственной деятельности общества (в том числе за исполнением его финансово-хозяйственного плана) структурными подразделениями и органами общества. Процедуры внутреннего контроля включают процедуры осуществления операций в рамках финансово-хозяйственного плана, а также процедуры по выявлению и совершению нестандартных операций. Процедуры внутреннего контроля включают также управление рисками (пп. 1.1.1 п. 1 гл. 8 Кодекса корпоративного поведения).

Ревизионная комиссия

Ведущая роль в осуществлении внутреннего контроля принадлежит ревизионной комиссии (ревизору). В акционерном обществе ревизионная комиссия является обязательным органом контроля. В обществе с ограниченной ответственностью ревизионная комиссия образуется, если это предусмотрено уставом общества.

Избрание ревизионной комиссии

Избрание членов ревизионной комиссии осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством для формирования других органов общества. По общему правилу избрание членов ревизионной комиссии осуществляется на годовом общем собрании акционеров или очередном общем собрании участников. В соответствии с письмом ФКЦБ России от 28 февраля 2000 г. N ИК-07/883 «О сроках полномочий ревизионной комиссии» ревизионная комиссия должна ежегодно переизбираться на годовом общем собрании акционеров, срок ее полномочий истекает в день проведения следующего годового общего собрания акционеров вне зависимости от того, будет ли она избрана на этом собрании. Представляется, что соответствующая норма должна быть включена в Закон об АО для обеспечения ее легитимности .

Вестник ФКЦБ России. 2000. N 3.

Заметим, что ФКЦБ России в соответствии с п. 2 ст. 47 Закона об АО может устанавливать дополнительные требования к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров. Представляется, что регулирование сроков полномочий ревизионной комиссии является прерогативой федерального закона.

Избрание членов ревизионной комиссии и досрочное прекращение их полномочий относится к исключительной компетенции общего собрания, т.е. этот вопрос не может быть передан на решение ни совету директоров общества, ни его исполнительному органу (п. 2 ст. 48 Закона об АО, п. 2 ст. 33 Закона об ООО). Такое решение принимается большинством голосов акционеров -владельцев голосующих акций общества, принимающих участие в собрании (п. 2 ст. 49 Закона об АО), а в обществе с ограниченной ответственностью — большинством голосов от общего числа участников общества, если уставом не предусмотрена необходимость большего числа голосов (п. 8 ст. 37 Закона об ООО). При этом акции, принадлежащие членам совета директоров общества или лицам, занимающим должности в органах управления акционерного общества, не могут участвовать в голосовании при избрании членов ревизионной комиссии (п. 6 ст. 85 Закона об АО).

Подобное регулирование порядка избрания членов ревизионной комиссии в акционерном обществе вызывает критику специалистов, особенно применительно к неучастию в голосовании членов совета директоров, являющихся, по сути, представителями акционеров, призванными обеспечивать реализацию их прав. Одной из реальных гарантий прав акционеров является контроль за финансово-хозяйственной деятельностью общества, осуществляемый ревизионной комиссией, а значит, совет директоров должен влиять на формирование ее состава. В этом мнении есть здравый смысл.

Компетенция ревизионной комиссии

Компетенция ревизионной комиссии определяется уставом общества (в отношении АО — по вопросам, не предусмотренным в самом Законе об АО). Порядок деятельности комиссии регулируется в АО — внутренним документом, в ООО — уставом и внутренним документом общества (п. 2 ст. 85 Закона об АО, п. 4 ст. 47 Закона об ООО).

В соответствии с Законом об АО проверка (ревизия) финансово-хозяйственной деятельности общества осуществляется по итогам деятельности общества за год, а также во всякое время по инициативе самой ревизионной комиссии, решению общего собрания акционеров, совета директоров или по требованию акционера (акционеров) общества, владеющего в совокупности не менее чем 10% голосующих акций общества (п. 3 ст. 85). Согласно Закону об ООО ревизионная комиссия общества в обязательном порядке проводит проверку годовых отчетов и бухгалтерских балансов общества до их утверждения общим собранием участников общества. Общее собрание участников общества не вправе утверждать годовые отчеты и бухгалтерские балансы общества при отсутствии заключений ревизионной комиссии (п. 3 ст. 47).

Читайте так же:  Аванс по налогу на имущество расчет

Следует отметить, что предмет проверки финансово-хозяйственной деятельности общества значительно шире сложившегося неправильного понимания ревизии только как проверки соответствия требованиям законодательства бухгалтерского учета и отчетности. К сфере контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества можно в том числе отнести:

— использование средств прибыли общества;

— соблюдение требований кредитной политики, принятой в обществе;

— исполнение смет общехозяйственных расходов;

— соблюдение кассовой дисциплины;

— формирование закупочных цен на сырье, материалы и сбытовых цен на продукцию (работы, услуги);

— соблюдение норм расхода сырья;

— использование основных производственных средств и соблюдение графиков проведения планово-предупредительных ремонтов;

— организацию договорно-правовой и претензионно-исковой работы.

Комитет по аудиту совета директоров

Для осуществления внутренней проверки финансово-хозяйственной деятельности общества в составе совета директоров может создаваться комитет по аудиту. Как и другие комитеты совета директоров, комитет по аудиту не является самостоятельным органом общества. Он осуществляет вспомогательные функции по подготовке информации, материалов, проектов, заключений и выносит их на рассмотрение совета директоров.

Рекомендации по созданию комитета по аудиту, его компетенции, составу и порядку осуществления деятельности содержит Кодекс корпоративного поведения.

Контрольно-ревизионная служба

В числе рекомендаций, содержащихся в Кодексе корпоративного поведения, в области обеспечения эффективного контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества, имеется также создание в качестве самостоятельного структурного подразделения контрольно-ревизионной службы и возложение на нее задач по проведению ежедневной внутренней проверки (предварительной или последующей) совершения хозяйственных операций (пп. 1.1.1 п. 1 гл. VIII Кодекса корпоративного поведения).

Последующему контролю подлежат те финансово-хозяйственные операции общества, которые осуществляются в рамках финансово-хозяйственного плана. Операции, совершаемые обществом за пределами финансово-хозяйственного плана, Кодекс корпоративного поведения именует нестандартными и рекомендует осуществлять по отношению к ним предварительный контроль. По результатам проверки каждой нестандартной операции контрольно-ревизионная служба должна подготовить для совета директоров заключение относительно целесообразности совершения такой операции.

Внешний контроль

Внешний контроль за финансово-хозяйственной деятельностью общества осуществляется аудиторской организацией (аудитором).

Понятие аудита

Закон об аудиторской деятельности определяет аудиторскую деятельность или аудит как предпринимательскую деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ. Под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения (ст. 1 Закона об аудиторской деятельности).

Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (с изм. на 3 ноября 2006 г.) // СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. 1). Ст. 3422; 2006. N 45. Ст. 4635.

Аудиторская деятельность может проводиться аудиторскими организациями или аудиторами, имеющими статус индивидуальных предпринимателей. В соответствии с требованиями Закона обязательный аудит проводится только аудиторскими организациями (п. 2 ст. 7 Закона об аудиторской деятельности). Независимость аудитора обеспечивается отсутствием какой-либо связи с проверяемым хозяйственным обществом и членами его органов управления: имущественной, организационной, должностной и пр.

Обязательный аудит

Обязательной аудиторской проверке применительно к хозяйственным обществам в соответствии с российским законодательством подлежат:

— открытые акционерные общества;

— любые хозяйственные общества, которые имеют объем выручки от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) в год свыше 500 тыс. установленного в России МРОТ или если сумма активов баланса общества превышает на конец отчетного года в 200 тыс. раз установленный МРОТ;

— кредитные, страховые организации, общества взаимного кредитования, инвестиционные фонды и другие инвестиционные институты.

Таким образом, привлечение независимого аудитора в закрытых акционерных общества и обществах с ограниченной ответственностью (за исключением действующих в обозначенных выше сферах) осуществляется по усмотрению самого общества.

Помимо обязательного аудита, открытое акционерное общество может также провести аудиторскую проверку по собственной инициативе. Такая проверка может быть проведена по решению общего собрания акционеров, совета директоров, ревизионной комиссии, а также по требованию акционера (акционеров), владеющего в совокупности не менее чем 10% голосующих акций общества.

Порядок утверждения и оплаты услуг аудитора

Аудитор акционерного общества утверждается общим собранием акционеров, а размер оплаты его услуг определяется советом директоров общества (ст. 86 Закона об АО). В обществе с ограниченной ответственностью аудиторская проверка может быть проведена выбранным им профессиональным аудитором, который должен соответствовать требованиям независимости от общества и членов его органов управления. В случае проведения такой проверки оплата услуг аудитора осуществляется за счет участника общества, по требованию которого она проводится. Расходы участника общества на оплату услуг аудитора могут быть ему возмещены по решению общего собрания участников общества за счет средств общества (ст. 48 Закона об ООО).

Аудиторское заключение

По результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности общества аудитор составляет заключение, в котором должны содержаться:

— подтверждение достоверности данных, содержащихся в отчетах и иных финансовых документах общества;

— информация о фактах нарушения установленных правовыми актами РФ порядка ведения бухгалтерского учета и представления финансовой отчетности, а также при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://uristinfo.net/korporativnoe-pravo/128-isshitkina-korporativnoe-pravo.html/3359—8-sistema-kontrolja-za-finansovo-hozjajstvennoj-dejatelnostju-obschestva.html

Органом контроля за финансово хозяйственной деятельностью
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here