Осмотр налоговой в рамках камеральной проверки

Порядок проведения камеральной налоговой проверки — 2018

Камеральная проверка является одним из видов проверок, осуществляемых налоговыми органами. Она позволяет проанализировать достоверность и точность отчетности, предоставляемой налогоплательщиками. Каковы процедура и порядок проведения камеральной проверки, рассмотрим в представленной статье.

Камеральная налоговая проверка – это…

Камеральная проверка представляет собой проверку соблюдения налогоплательщиком налогового законодательства на основании сданной им отчетности. Она имеет характер обязательной и проводится в отношении любой отчетности, представленной в налоговый орган.

Первым этапом камеральной налоговой проверки 2018 является регистрация данных поданного отчета в автоматизированной информационной системе налоговых органов (АИС «Налог»).

На следующем этапе проведения камеральной налоговой проверки производится сверка контрольных соотношений. Кроме того, анализируются показатели текущего налогового (расчетного, отчетного) периода в сопоставлении с аналогичными показателями за прошлый период. Также при камеральной проверке производится сверка показателей представленной декларации (расчета) с показателями в иной отчетности и, в частности, с отчетами по другим налогам (страховым взносам).

Одновременно при камеральной проверке представители налоговых служб отслеживают следующие моменты:

  1. Соблюдение сроков предоставления декларации или расчета (п. 1 ст. 23, п. 6 ст. 80, п. 2 ст. 88 НК РФ).
  2. Наличие либо отсутствие противоречий, ошибок, несоответствий в отчетности (ст. 88 НК РФ).
  3. Наличие оснований для углубленной камеральной проверки.

Следует отметить, что во время камеральной проверки контролируется не только соблюдение срока подачи отчетности, но и те сроки, которые дают право налоговым органам на вынесение наказания за несвоевременное представление отчета. При задержке подачи декларации (расчета) на 10 дней и более налоговые органы вправе приостановить ведение операций по расчетным счетам (п. 3 ст. 76 НК РФ). Арест с банковских счетов налогоплательщика будет снят только на следующий день после предоставления отчетности (ст. 76 НК РФ).

Постановление об осмотре при камералке

Осмотр должен проводиться на основании мотивированного постановлени инспектора, проводящего камеральную проверку. Такое постановление должно быть утверждено руководителем ИФНС (его замо В случае вручения этого документа в бумажном виде налогоплательщик или его доверенное лицо должны расписаться в его получении. Вместе с постановлением ревизоры обязаны предъявить служебные удостоверени

Уведомление об осмотре

Ситуация: обязана ли инспекция уведомлять организацию о времени и месте проведения осмотра?

С одной стороны, в Налоговом кодексе не предусмотрено требование к инспекции уведомлять организацию о времени и месте проведения осмотра (ст. 92 НК РФ).

С другой стороны, представители проверяемой организации вправе участвовать в проведении осмотра (п. 3 ст. 92 НК РФ). Но чтобы реализовать это право на практике, организация должна быть извещена о времени и месте проведения осмотра. Исходя из этого, можно сделать вывод, что инспекция все же обязана уведомлять организацию о времени и месте проведения осмотра. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, которые подтверждают правомерность этого вывода (см., например, постановление ФАС Московского округа от 19 августа 2009 г. № КА-А41/8084-09, Центрального округа от 11 июля 2008 г. № А64-6856/07-19).

Присутствие налогоплательщика при осмотре

Проверяемый налогоплательщик (его представитель), а также его работники вправе присутствовать при осмотр То есть они могут сопровождать инспекторов. Чтобы проверяемое лицо могло реализовать свое право находиться при осмотре, налоговики обычно заранее уведомляют о дате и времени осмотра, чаще всего телефонограммой или факсимильным сообщением. Хотя такой обязанности для них не установлено.

За незаконный отказ (воспрепятствование) проверяющим в доступе к осмотру производственных, складских, торговых и других помещений и территорий, используемых для ведения бизнеса, налоговики могут оштрафовать руководителя фирмы или предпринимателя на

По мнению судов, воспрепятствование заключается в активных действиях проверяемого лица, в результате которых доступ инспекторов в помещение или на территорию затруднен. Если же при осмотре проверяемое лицо не присутствовало, то оно никак не могло препятствовать доступ

Порядок проведения камеральной налоговой проверки

В случае выявления ошибок и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

В случае если налогоплательщик представляет в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, он так же вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет).

Налоговый инспектор, который проводит камеральную проверку, в свою очередь обязан рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы.

Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном НК РФ.

Если налоговый орган не выявляет в представленной налогоплательщиком налоговой декларации (расчете) ошибок или не соответствий, то акт проверки не оформляется, т.е. налогоплательщик даже не узнает, что в отношении поданной им декларации (расчете) проводилась камеральная проверка.

В случае если в налоговой декларации налогоплательщик заявил какие-либо льготы или предъявил НДС к возмещению из бюджета, то налоговый орган проводит углубленную камеральную проверку и имеет право истребовать в установленном порядке документы, подтверждающие право налогоплательщиков на налоговые льготы .

Предмет камеральной налоговой проверки

Камеральная налоговая проверка проводится на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

К другим документам относятся:

ранее представленные налоговые декларации (расчеты);

документы, полученные налоговым органом с первоначальной налоговой декларацией (расчетом) при проведении камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации (расчета);

документы, ранее полученные (составленные) в ходе выездных и камеральных налоговых проверок, иных мероприятий налогового контроля;

документы, полученные налоговым органом при осуществлении им иных функций, законодательно отнесенных к компетенции налоговых органов (по валютному контролю, проверкам контрольно-кассовой техники, полноты учета выручки и так далее);

решения (постановления) налоговых органов;

заявления и сообщения, полученные от налогоплательщика и третьих лиц;

материалы, полученные от правоохранительных и иных органов, от внебюджетных фондов, в том числе в соответствии с ведомственными соглашениями с ФНС России, региональными ведомственными соглашениями и так далее;

иные документы и сведения, полученные на законных основаниях, в том числе указанные в методологических документах ФНС России о проведении предпроверочного анализа налогоплательщика.

Читайте так же:  Документы для налогового вычета на ребенка студента

Сколько длится камеральная проверка

Сроки проведения камеральной проверки соответствуют 3 месяцам со дня подачи отчетности в налоговую службу (п. 2 ст. 88 НК РФ).

Периодичность проведения камеральной проверки зависит от сдачи отчетности.

Решение о проведении камеральной проверки не зависит от налогоплательщика.

Порядок проведения камеральной проверки регулируется НК РФ.

Нарушения при осмотре

Ситуация: вправе ли инспекция при рассмотрении материалов налоговой проверки использовать в качестве доказательства результаты осмотра (протокол осмотра)? Осмотр проведен с нарушением требований законодательства (например, без участия понятых).

Ответ: нет, не вправе.

При рассмотрении материалов налоговой проверки не допускается использование доказательств, полученных с нарушением Налогового кодекса РФ (абз. 2 п. 4 ст. 101 НК РФ).

В Налоговом кодексе РФ определены правила проведения осмотра (ст. 92 НК РФ) и порядок оформления протокола осмотра (ст. 99 НК РФ). Нарушение указанных норм дает основания полагать, что результаты осмотра (протокол осмотра) получены с нарушением Налогового кодекса РФ. Следовательно, инспекция не вправе использовать их в качестве доказательства при рассмотрении материалов налоговой проверки. Арбитражная практика подтверждает правомерность этого вывода. Так, суды не признают результаты осмотра (протоколы осмотра) в качестве доказательств при рассмотрении материалов налоговой проверки, если инспекция:

– провела осмотр без участия понятых (см., например, постановления ФАС Центрального округа от 25 мая 2009 г. № А48-3866/08-17, Московского округа от 24 июля 2009 г. № КА-А41/6959-09, от 20 апреля 2009 г. № КА-А41/2243-09, от 28 января 2008 г. № КА-А41/14543-07, Поволжского округа от 17 февраля 2009 г. А55-9574/2008, Северо-Западного округа от 27 марта 2007 г. № А05-9810/2006-34);

– провела осмотр с участием одного понятого, о чем свидетельствует единственная подпись понятого в протоколе (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 26 июля 2007 г. № А21-409/2007, от 29 ноября 2006 г. № А56-58556/2005, от 2 ноября 2006 г. № А56-15090/2006);

– привлекла в качестве понятых заинтересованных лиц – сотрудников инспекции или работников проверяемой организации (см., например, определение ВАС РФ от 21 ноября 2007 г. № 15627/07, постановления ФАС Северо-Западного округа от 13 сентября 2007 г. № А05-419/2007, от 6 июня 2007 г. № А21-7086/2006, от 27 марта 2007 г. № А05-9810/2006-34, Западно-Сибирского округа от 28 июня 2007 г. № Ф04-4058/2007(35465-А46-27));

– внесла исправления в протокол, которые не заверены подписями понятых (см., например, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 29 ноября 2004 г. № А79-3216/2004-СК1-3262);

– не оформила протокол осмотра (см., например, постановление ФАС Московского округа от 28 января 2008 г. № КА-А41/14543-07).

Основание для осмотра

Чтобы провести осмотр помещений и территорий в ходе выездной налоговой проверки, оформлять специальное решение инспекции не требуется. Для доступа на территорию или в помещение проверяемой организации сотрудникам инспекции, непосредственно проводящим налоговую проверку, достаточно предъявить свои служебные удостоверения и решение о проведении выездной проверки.

Если же инспекторы решили провести осмотр в рамках камеральной проверки декларации по НДС, то помимо служебных удостоверений они обязаны предъявить специальный документ – мотивированное постановление. Данное постановление должно быть утверждено руководителем (заместителем) инспекции.

Это следует из положений пункта 1 статьи 91 Налогового кодекса РФ.

Отказ в доступе инспекторов

Если в ходе проверки (выездной или камеральной по НДС) организация препятствует доступу сотрудников инспекции к своим территориям и помещениям (за исключением жилых помещений), руководитель проверяющей группы составляет об этом акт по форме, утвержденной приказом ФНС России от 6 марта 2007 г. № ММ-3-06/106. Акт должен быть подписан с двух сторон: руководителем проверяющей группы и представителем проверяемой организации. Если представитель организации откажется подписать акт, руководитель проверяющей группы сделает об этом соответствующую запись в акте. Это следует из положений пункта 3 статьи 91 Налогового кодекса РФ.

Кроме того, инспекция получит право самостоятельно определить сумму налога, подлежащую уплате (абз. 2 п. 3 ст. 91 НК РФ). При этом в расчетах инспекция будет опираться не на фактические данные, которые она могла бы получить в ходе осмотра, а на другие доступные ей сведения. Например, инспекция может использовать сведения, полученные в других организациях, схожих с проверяемой. Это следует из положений абзаца 2 пункта 3 статьи 91 Налогового кодекса РФ.

Также налоговая инспекция вправе оштрафовать организацию и ее должностных лиц.

Выявление противоречий в представленной отчетности

Камеральная проверка позволяет выявить ошибки налогоплательщиков, которые они допустили при составлении отчетности.

Рассмотрим варианты развития событий при получении сообщения от проверяющих о выявленных несоответствиях (ст. 88 НК РФ).

Если налогоплательщик обнаруживает ошибки и противоречия, которые ведут к занижению суммы налога к уплате, необходимо внести поправки и предоставить уточненную декларацию (отчет) не позднее 5 рабочих дней (п. 1 ст. 81, ст. 88 НК РФ). Предоставление корректировки допускается и при выявлении каких-либо иных ошибок (ст. 81 НК РФ).

Как правило, налогоплательщики дополнительно с уточненкой предоставляют пояснения. Данное право предоставляется ст. 21, 24 НК РФ. Пояснения необходимы также в том случае, когда налогоплательщик согласен с налоговиками лишь частично.

При предоставлении уточненной декларации по ней начинается новая камеральная проверка. Камеральная проверка по предыдущей отчетности считается законченной (п. 9. 1 ст. 88 НК РФ).

Несмотря на то что камеральная проверка считается законченной, предоставленные по ней документы могут быть использованы сотрудниками налоговых служб при проведении других камеральных проверок или осуществлении каких-либо налоговых процедур (ст. 88 НК РФ).

Налогоплательщики не всегда соглашаются с ошибками, выявленными проверяющими во время камеральной проверки. В таком случае будет достаточно предоставления пояснений по данному вопросу и оправдательных документов (ст. 88 НК РФ). Сотрудники налоговых органов обязаны их принять и рассмотреть (п. 5 ст. 88 НК РФ).

О том, как оформить пояснения для налоговых органов, читайте в статье «Пояснительная записка в налоговую по требованию – образец».

Налоговики на основании предоставленных пояснений производят сопоставление показателей с уже имеющимися в их информационной базе сведениями (пп. 1, 5 ст. 88 НК РФ).

Если проверяющие сочтут предоставленные пояснения и доказательства неудовлетворительными, они вправе вызвать налогоплательщика в налоговую инспекции для дачи дополнительных пояснений (ст. 31 НК РФ).

Если НДС к возмещению — будет ли проверка

Если по итогам квартала сумма налоговых вычетов по НДС превысит исчисленную сумму налога, то полученную разницу организация вправе возместить из бюджета (п. 2 ст. 173 НК РФ). Если НДС к возмещению, будет ли проверка? Да. Проверка возмещения НДС прямо предусмотрена Налоговым кодексом РФ. При получении налоговым органом декларации по НДС, в которой сумма налога заявлена к возмещению, инспектор обязан провести камеральную проверку (подп. 2 п. 1.1 ст. 88 НК РФ).

Понятые при осмотре

Любой осмотр должен происходить в присутствии как минимум двух понятых. Причем ими не могут быть сотрудники налоговых органов или лица, заинтересованные в исходе А вот запрета привлекать в качестве понятых работников проверяемого лица в Налоговом кодексе нет.

Читайте так же:  Налог на землю истринский район

Составление акта камеральной налоговой проверки

При составлении акта проверяющие должны соблюдать следующие правила:

акт составляется в двух экземплярах по утвержденной форме и должен содержать установленные Налоговым кодексом РФ сведения;

акт подписывается инспектором и проверенным налогоплательщиком или его представителем;

инспектор должен составить акт в течение 10 рабочих дней со дня окончания проверки, по итогам которой выявлены нарушения;

экземпляр акта в течение пяти рабочих дней с даты его составления вручается налогоплательщику или его представителю.

При этом акт камеральной проверки должен состоять из следующих частей:

вводной части (общие положения);

описательной части (установленные факты);

итоговой части (выводы налоговых органов, предложения по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи об ответственности за эти правонарушения).

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Горячая линия: Налоговые проверки

На вопросы отвечает Максим Иванов, начальник отдела по контрольной работе УФНС России по Московской области.

Отсутствие реестра документов не повод для отказа в отсрочке представления документов

– Получили из инспекции требование представить документы о контрагенте. В пятидневный срок, который указан в требовании, мы подготовить документы не успеваем, поэтому делаем письмо с просьбой продлить сроки. В инспекции настаивают на том, чтобы мы приложили к письму еще и реестр с перечнем представляемых документов. Могут ли нам отказать в продлении сроков, если мы не приложим такой реестр?
– Отказать вашей компании в продлении срока только лишь на том основании, что к письму не будет приложен реестр с перечнем представляемых документов, инспекторы не вправе. В кодексе нет такого основания для отказа в продлении сроков представления документов. Подтверждают это и разъяснения Минфина России, данные им в письме от 05.08.08 № 03-02-07/1-336.

– А где можно найти исчерпывающий перечень документов, которые мы должны представить в инспекцию в рамках проверки контрагента?
– Конкретный перечень таких документов кодексом не установлен. Главное, чтобы такие документы были связаны с операциями, проводимыми между вашей компанией и контрагентом. Такимм документами могут быть, например, договор, счета-фактуры, накладные, платежные документы, акты выполненных работ и другие подобные документы.

КОММЕНТАРИЙ «УНП». Принимая решение о продлении сроков, инспекторы, по мнению специалистов Минфина, должны учитывать причины, по которым компания не может в срок направить документы. А также объем запрашиваемых документов, их частичное представление и сроки, в которые компания сможет их передать. О том, как лучше составить письмо с просьбой продлить сроки направления документов, чтобы наверняка получить отсрочку, читайте в статье «Срок представления документов ИФНС должна продлевать с учетом пожеланий компании».

Использование факсимильной подписи на документах инспекции незаконно

– В требовании о представлении документов для камеральной проверки по НДС стоит факсимиле подписи руководителя инспекции. Насколько это законно?
– Использование факсимильного воспроизведения подписи на документах, которые налоговые инспекции используют для реализации своих полномочий в рамках законодательства о налогах и сборах, не предусмотрено. Запрет на использование факсимиле подписи должностных лиц налоговых органов прямо закреплен в письме МНС России от 01.04.04 № 18-0-09/[email protected]

– Значит ли это, что мы можем не исполнять такое требование?
– Формально такое требование не отвечает нормам законодательства, поэтому компания имеет право его проигнорировать. Однако если инспекция оштрафует вас за непредставление документов, то свою точку зрения скорее всего придется отстаивать в суде.

Сейчас в кодексе не установлен срок вручения акта налоговой проверки

– В какие сроки инспекторы должны, если обнаружат нарушения, выдать нам акт по камералке?
– Сроки вручения такого акта ни Налоговым кодексом, ни приказом ФНС России от 25.12.06 № САЭ-3-06/[email protected], которым утверждена форма акта, не установлены. В кодексе лишь сказано, что он должен быть вручен компании или ее представителю под расписку либо передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения.

– А могут ли инспекторы сразу направить нам акт по почте?
– Нет, акт направляют по почте заказным письмом, только если компания уклоняется от его получения. В этом случае датой вручения акта считают шестой день со дня отправки заказного письма. Основание – пункт 5 статьи 100 Налогового кодекса.

КОММЕНТАРИЙ «УНП». Со следующего года в пункте 5 статьи 100 кодекса будет указано, что акт должен быть вручен в течение пяти рабочих дней с даты его составления (Федеральный закон от 26.11.08 № 224-ФЗ).

Компания вправе потребовать у ревизоров копию решения о проверке

– В отношении нашей компании была назначена выездная проверка. Должен же у нас быть документ, подтверждающий проведение проверки?
– Да, инспекторы, которые придут к вам на проверку, должны будут ознакомить вас с решением о проведении выездной проверки. Ознакомление компании с таким решением прямо предусмотрено самой формой решения, которая утверждена приказом ФНС России от 25.12.06 № САЭ-3-06/[email protected] Отказать в представлении копии решения о проведении выездной налоговой проверки инспекторы не вправе.

– Какие еще документы помимо решения инспекторы должны предъявить, когда выйдут к нам на проверку?
– Служебные удостоверения, которые подтвердят их полномочия на проведение проверки. Об этом сказано в пункте 1 статьи 91 Налогового кодекса.

Осмотр помещений допустим только в рамках выездной проверки

– Могут ли инспекторы прийти в компанию, чтобы проверить, ведет ли она фактически деятельность? Например, есть ли у нее товар на складе или производственные цеха.
– Да, такое право инспекторам предоставляет статья 92 Налогового кодекса. Однако осмотр помещений компании инспекторы вправе производить только в ходе выездной проверки.

– А если у нас проходит камеральная проверка?
– Камеральную проверку инспекторы проводят по местонахождению инспекции на основе документов компании. Осмотр в рамках камеральной проверки не проводится.

КОММЕНТАРИЙ «УНП». Даже если инспекторы в рамках камеральной проверки проведут осмотр помещений и составят по его результатам акт, на основе которого потом примут решение о привлечении компанию к ответственности, судьи такое решение скорее всего отменят. Протокол осмотра, который был произведен вне выездной проверки, доказательством правонарушения не является (постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 13.05.08 № Ф09-3350/08-С3).

Выездная проверка может захватить и текущий год

– В этом году в отношении нас назначена выездная налоговая проверка. Можно ли проверить 2008 год?
– Формулировка пункта 4 статьи 89 Налогового кодекса запрещает инспекторам проверять более ранние периоды. Так, в вашем случае не могут проверить 2004 год. Но не ограничивает их право проверить текущий год. К такому же выводу в пункте 27 постановления от 28.02.01 № 5 пришел и Пленум Высшего арбитражного суда.

– А какие налоги инспекторы могут проверить за текущий год?
– Только те налоги, для которых налоговый период уже закрыт, например НДС или ЕНВД, по которым налоговым периодом является квартал. Проверять другие налоги, по которым налоговый период еще не завершен, инспекторы вряд ли будут. Ведь даже если инспекторы найдут какие-либо нарушения, штрафные санкции они к вам применить не смогут.

Читайте так же:  Возврат налогового вычета за лечение

Как проводится осмотр помещений и территорий в ходе налоговой проверки

Налоговая инспекция вправе провести осмотр территории и помещений организации в следующих случаях:

  • в ходе выездной налоговой проверки;
  • в ходе камеральной проверки декларации по НДС.

Это следует из положений статьи 92 Налогового кодекса РФ.

Камеральные проверки налоговых органов без оснований для углубленной проверки

Бывает, что на первоначальном этапе камеральной проверки не выявляется никаких нарушений в предоставленной налоговым органам отчетности. Соответственно, оснований для углубленной камеральной проверки нет, и камеральная проверка заканчивается на данной стадии.

В обязанности налоговых органов не входит составление акта камеральной проверки в таких ситуациях (ст. 88 НК РФ), и они не обязаны сообщать налогоплательщикам о ее завершении. Исключение составляет камеральная проверка, проводимая по НДС, заявленному к возмещению (ст. 176, 176.1 НК РФ).

О том, что отличает камеральную проверку по НДС, читайте в статье «Особенности камеральной проверки по НДС к возмещению».

Какие документы и пояснения ИФНС вправе потребовать при камеральной налоговой проверке

При камеральной проверке декларации ИФНС вправе потребовать от организации представить дополнительные документы или пояснения в следующих ситуациях:

Видео (кликните для воспроизведения).

Ситуация

Что вправе потребовать ИФНС

В декларации обнаружены ошибки

Пояснения или исправленную (уточненную) декларацию.

Выявлено, что сведения, содержащиеся в декларации, противоречат сведениям из представленных документов

Выявлено, что сведения, содержащиеся в декларации, не соответствуют сведениям из документов, имеющихся в ИФНС

Документы, подтверждающие достоверность сведений в декларации.

Представлена убыточная декларация

Пояснения, обосновывающие размер убытка.

Представлена уточненная декларация, в которой сумма налога к уплате меньше, чем в ранее представленной декларации за тот же период

Пояснения, обосновывающие уменьшение суммы налога.

По истечении двух лет с последнего дня срока подачи декларации представлена уточненная декларация, в которой по сравнению с ранее представленной декларацией увеличен убыток или уменьшена сумма налога, исчисленная к уплате.

Любые документы, подтверждающие обоснованность уменьшения суммы налога к уплате или увеличения убытка, в том числе:

регистры налогового учета

К декларации не приложены обязательные сопутствующие документы

Документы, которые должны прилагаться к декларации.

Например, документы, подтверждающие нулевую ставку НДС.

В декларации заявлены налоговые льготы

Документы, подтверждающие ваше право на эти льготы.

Например, документы, подтверждающие реализацию услуг, освобожденных от НДС

В декларации по НДС заявлена сумма налога к возмещению

Документы, подтверждающие правомерность вычетов по НДС.

Например, счета-фактуры поставщиков, первичные документы на приобретение товаров (работ, услуг)

В декларации по НДС содержатся сведения об операциях, которые:

  • или противоречат другим сведениям из этой же декларации;
  • или не соответствуют сведениям об этих же операциях, содержащимся в декларации по НДС, представленной другим лицом, либо в журнале учета счетов-фактур, представленном лицом, которое обязано подавать в ИФНС такой журнал

Пояснения и любые документы (в т.ч. счета-фактуры и первичные документы), относящиеся к операциям, в сведениях о которых выявлены противоречия или несоответствия.

Представлена декларация по НДПИ, водному или земельному налогам

Документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты этих налогов.

Какие помещения осматривают

Осматривать помещения (территории) организации налоговые инспекторы вправе в ходе выездной налоговой проверки, а также в ходе камеральной проверки декларации по НДС (подп. 6 п. 1 ст. 31, п. 1 ст. 82, п. 13 ст. 89, п. 2 ст. 91, ст. 92 НК РФ).

Налоговые инспекторы обязательно проведут осмотр, если у них есть следующие данные:

– организация получила товарно-материальные ценности, но не отразила их в учете;

– у организации есть мощности и ресурсы, которые она использует в деятельности, не заявленной в учредительных документах;

– организация не отразила в отчетности или отразила в заниженном размере выручку от реализации произведенной продукции.

Об этом сказано в пункте 6.5 письма ФНС России от 17 июля 2013 г. № АС-4-2/12837.

Осмотру подлежат производственные, складские, торговые и любые другие помещения и территории, которые организация использует в своей деятельности (подп. 6 п. 1 ст. 31, п. 13 ст. 89 НК РФ). При этом доступ инспекции в жилые помещения без согласия жильцов запрещен. Исключение составляют случаи, когда инспекции предоставлен такой доступ на основании федеральных законов или судебного решения (п. 5 ст. 91 НК РФ).

Подробнее о правомерности проведения осмотров помещений (территорий) в ходе камеральных налоговых проверок см. Какие полномочия имеет налоговая инспекция при камеральной проверке .

Возмещение НДС: сроки камеральной проверки

Срок проведения камеральной проверки налоговой декларации по НДС и документов, подтверждающих возмещение налога, составляет 2 месяца (а для иностранной компании, состоящей на учете в ИФНС согласно п. 4.6 ст. 83 НК РФ, – 6 месяцев). Срок проверки исчисляется начиная со дня получения налоговой инспекцией декларации по НДС (п. 2 ст. 88 НК РФ).

Если до окончания проверки инспектором будут выявлены признаки возможного нарушения налогового законодательства РФ, срок камеральной проверки может быть увеличен до 3-х месяцев (п. 2 ст. 88 НК РФ).

Возмещение НДС: результат камеральной проверки

Если в ходе камеральной проверки по НДС нарушения налогового законодательства РФ выявлены не будут, то в течение 7 рабочих дней после окончания проверки инспекция принимает решение о возмещении НДС, а также решение о зачете (возврате) суммы налога (п. 6 ст. 6.1, п. 2, п. 7 ст. 176 НК РФ).

При выявлении в ходе камеральной проверки нарушений законодательства о налогах инспектором составляется акт в течение 10 рабочих дней после окончания налоговой проверки (п. 6 ст. 6.1, п. 1 ст. 100 НК РФ). Далее, в течение 5 рабочих дней со дня составления акта проверки, экземпляр акта должен быть передан в организацию (п. 6 ст. 6.1, п. 5 ст. 100 НК РФ).

Обжаловать результат камеральной проверки компания вправе, направив свои возражения проверяющим в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки (п. 6 ст. 6.1, п. 6 ст. 100 НК РФ).

Правила осмотра при налоговой проверке

Для проведения осмотра территорий и помещений в рамках выездной проверки постановление об осмотре составляться не должно.

Когда проводится углубленная камеральная налоговая проверка

Все декларации и отчеты, предоставляемые в налоговые органы, проходят начальную камеральную проверку в автоматизированном режиме. Камеральная проверка заканчивается на данном этапе, если не выявлено нарушений (противоречий) и нет оснований для углубленной проверки.

Если у налоговиков возникают вопросы относительно сданной отчетности, они имеют право провести углубленную камеральную проверку. Процедура осуществления углубленной камеральной проверки зависит от ее оснований.

Углубленная камеральная проверка может проводиться по формальным основаниям для углубленной проверки (заявленные льготы по НДС, предоставление поясняющих документов и т. д.). При данных основаниях сотрудники налоговой инспекции оценивают представленные документы и проводят конкретные мероприятия по налоговому контролю. Они могут запрашивать дополнительные документы у налогоплательщиков или какую-либо информацию у банка по расчетному счету.

Читайте так же:  Выписка из расчетно платежной ведомости

Эти процедуры налоговые органы проводят для того, чтобы удостовериться в отсутствии ошибок и искажений в данных отчетности либо выявить нарушения налогового законодательства.

При выявлении в ходе камеральной проверки в декларации (отчетности) каких-либо нарушений, противоречий, ошибок налоговики обязаны поставить в известность налогоплательщика и потребовать документальное подтверждение представленных данных либо достоверную отчетность (п. 3 ст. 88 НК РФ).

В случаях когда основанием для углубленной камеральной проверки являются технические ошибки, явные несоответствия финансовых показателей в отчетности, проверяющие потребуют предоставить пояснения либо корректировку.

С 2017 года обязательной стала подача пояснений по НДС в электронном формате. Подробнее об этом – в материале «Пояснения по НДС принимают только в электронном виде».

Участники осмотра

Осмотр помещений и территорий в ходе налоговой проверки (выездной или камеральной по НДС) сотрудники инспекции обязаны проводить в присутствии понятых (п. 3 ст. 92 НК РФ). Их присутствие необходимо для подтверждения содержания и результатов осмотра, а также фактов, выявленных в процессе осмотра (п. 5 ст. 98 НК РФ). В качестве понятых проверяющие могут пригласить любых незаинтересованных лиц (п. 2 ст. 98 НК РФ). Например, привлекать в качестве понятых других сотрудников инспекции проверяющие не вправе (п. 4 ст. 98 НК РФ). В проведении осмотра должно участвовать не менее двух понятых (п. 2 ст. 98 НК РФ). Нарушение указанных требований со стороны инспекции (например, проведение осмотра без понятых или в присутствии одного понятого) может стать основанием того, что результаты осмотра не будут учтены в качестве доказательств при рассмотрении материалов проверки.

Помимо понятых, в проведении осмотра вправе участвовать:

– представители проверяемой организации;

Об этом говорится в пункте 3 статьи 92 Налогового кодекса РФ.

При необходимости в ходе осмотра сотрудники инспекции могут провести фото- и киносъемку, видеозапись и иные действия по своему усмотрению (п. 4 ст. 92 НК РФ).

Протокол осмотра

Результаты осмотра оформляютс протоколо который должен соответствовать установленным в НК требования Он подписывается всеми лицами, принимавшими участие в осмотре, включая представителя налогоплательщика и поняты К протоколу должны быть приложены все материалы, полученные при осмотре, в частности фотографии, видеозаписи, копии отснятых налоговиками документо

Протокол осмотра, проведенного с нарушениями, в частности без понятых, является недопустимым доказательство Однако если, помимо такого протокола, у инспекторов будут и другие доказательства вашей вины, то нарушения при осмотре вряд ли помогут вам выиграть спор с

В заключение стоит сказать, что существенное значение они могут иметь скорее при камеральных проверках НДС-деклараций с налогом к возмещению, чем при выездных проверках. Ведь проводить осмотр через несколько месяцев или даже лет после окончания проверяемого периода в большинстве случаев нелогично. Как осмотр, проведенный сегодня, может доказать наличие, к примеру, товаров, принятых налогоплательщиком к учету 2 года назад? Некоторые суды тоже считают, что осмотры, проведенные спустя долгое время после факта вменяемого нарушения, не могут это самое нарушение подтверждат А порой это вынуждены признавать и сами налоговик

Камеральная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка является основной формой проведения налогового контроля и проводится по месту нахождения налогового органа.

Целью камеральной налоговой проверки является контроль над соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

Оформление результатов

По итогам осмотра помещений и территорий проверяющие составляют протокол по форме, утвержденной приказом ФНС России от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/338 (п. 5 ст. 92 НК РФ).

Протокол составляется на русском языке (п. 1 ст. 99 НК РФ) и должен содержать следующие данные:

– наименование протокола (например, протокол осмотра помещения по адресу…);

– место и дату составления;

– время начала и окончания осмотра;

– должность, Ф.И.О. инспектора, который составил протокол;

– сведения о лицах, которые участвовали в осмотре (их Ф.И.О., адрес, гражданство и т. п.);

– сведения об объектах осмотра (помещениях, территориях) и их местонахождение;

– подробное описание результатов осмотра.

Об этом сказано в пункте 2 статьи 99 Налогового кодекса РФ.

Протокол подписывают все лица, которые принимали участие в осмотре. При этом и понятые, и представители организации, и приглашенные инспекцией специалисты могут внести в протокол или приложить к нему свои замечания. Об этом говорится в пункте 3 статьи 99 Налогового кодекса РФ.

Если в ходе осмотра была проведена фото- и видеосъемка, видеозапись или иные действия, то снимки, негативы, киноленты, видеозаписи и иные материалы, полученные в ходе осмотра, должны быть приложены к протоколу (п. 5 ст. 99 НК РФ).

Срок проведения камеральной налоговой проверки

Камеральная налоговая проверка начинается после представления в налоговую инспекцию налоговую декларацию или расчет.

Для начала проверки не требуется какого-либо специального решения руководителя налогового органа.

Камеральная налоговая проверка проводится в течение трёх месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).

Процедура камеральной налоговой проверки при возмещении НДС

Камеральная проверка проводится налоговым инспектором без какого-либо специального решения руководителя ИФНС на территории инспекции (п. 1, п. 2 ст. 88 НК РФ). При проведении камеральной проверки декларации по НДС налоговая инспекция вправе затребовать у организации счета-фактуры, договоры и другие первичные документы, подтверждающие заявленную сумму налога к возмещению (п. 8.1 ст. 88, п. 1 ст. 93 НК РФ). Также налоговики вправе произвести осмотр территорий, помещений и имущества проверяемой компании (п. 1 ст. 92 НК РФ).

Представить затребованные документы проверяющим организация должна в течение 10 рабочих дней со дня получения требования (п. 6 ст. 6.1, п. 3 ст. 93 НК РФ). Документы можно представить в виде копий, заверенных подписью руководителя и печатью компании. Также можно направить документы в электронном виде, заверенные усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика (п. 2 ст. 93 НК РФ).

Если руководитель организации понимает, что представить затребованные документы в установленный срок компания не сможет, то необходимо направить проверяющим уведомление о невозможности представить документы в указанные сроки. В уведомление необходимо будет указать причины нарушения сроков представления документов и новый срок исполнения требования ИФНС. Подать такое уведомление нужно не позднее дня, следующего за днем получения требования, по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 24.04.2019 N ММВ-7-2/[email protected] (п. 3 ст. 93 НК РФ).

Ответственность

Внимание: за незаконный отказ в доступе (незаконное воспрепятствование доступу) сотрудников налоговой инспекции на территорию (в помещения) организации к ее должностным лицам (например, к руководителю) может быть применена административная ответственность. Размер штрафа составляет 10 000 руб. (ст. 19.7.6, ч. 1 ст. 23.5 КоАП РФ).

Энциклопедия решений. Осмотр помещений и территорий при камеральной налоговой проверке

Осмотр помещений и территорий при камеральной налоговой проверке

Налоговые органы вправе в порядке, предусмотренном ст. 92 НК РФ, осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории (пп. 6 п. 1 ст. 31 НК РФ).

Читайте так же:  Объект налогообложения при упрощенной системе налогообложения

На основании п. 1 ст. 92 НК РФ (в редакции Федерального закона от 28.06.2013 N 134-ФЗ, действующей с 1 января 2015 года) должностное лицо налогового органа, производящее выездную либо камеральную налоговую проверку, в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки, вправе производить осмотр территорий, помещений лица, в отношении которого проводится налоговая проверка, документов и предметов. Однако право на проведение осмотра предоставляется налоговым органам только при камеральной налоговой проверке на основе налоговой декларации по НДС в следующих случаях:

1) при подаче налоговой декларации, в которой заявлено право на возмещение НДС (п. 8 ст. 88 НК РФ);

2) при выявлении в налоговой декларации следующих противоречий или несоответствий, свидетельствующих о занижении суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет, либо о завышении суммы НДС, заявленной к возмещению (п. 8.1 ст. 88 НК РФ):. При этом в числе таких противоречий и несоответствий поименованы:

— противоречий между сведениями об операциях, содержащимися в налоговой декларации по НДС;

— несоответствии сведений об операциях, содержащихся в налоговой декларации по НДС, представленной налогоплательщиком, сведениям об указанных операциях, содержащимся:

в налоговой декларации по НДС, представленной в налоговый орган другим налогоплательщиком (иным лицом, на которое в соответствии с гл. 21 НК РФ возложена обязанность по представлению налоговой декларации по НДС),

или в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур, представленном в налоговый орган лицом, на которое в соответствии с гл. 21 НК РФ возложена соответствующая обязанность.

В этих случаях осмотр производится на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего эту налоговую проверку. При этом постановление подлежит утверждению руководителем (заместителем руководителя) налогового органа.

Доступ проверяющих на территорию или в помещение проверяемого лица осуществляется при предъявлении проверяющими служебных удостоверений и указанного мотивированного постановления (п. 1 ст. 91 и п.п. 1, 2 ст. 92 НК РФ).

Обновленные нормы п. 8.1 ст. 88 и п. 1 ст. 92 НК РФ применяются при проведении камеральных налоговых проверок в отношении налоговых деклараций (уточненных налоговых деклараций) по НДС, представляемых после 31 декабря 2014 года (письмо Минфина России от 30.04.2015 N 03-07-11/25178).

Внимание

В иных случаях, не предусмотренных п. 1 ст. 92 НК РФ, допускается осмотр лишь документов и предметов, если они были получены должностным лицом налогового органа в результате ранее произведенных действий по осуществлению налогового контроля или при согласии владельца этих предметов на проведение их осмотра (п. 2 ст. 93 НК РФ).

Протоколы осмотров территорий и помещений, проведенных в рамках камеральных проверок на основе иных деклараций, кроме НДС, суды признают недопустимым доказательством (см. постановления АС Восточно-Сибирского округа от 20.10.2016 N Ф02-4873/16).

Вместе с тем необходимо учитывать, что при рассмотрении материалов налоговой проверки налоговый орган, руководствуясь нормой абз. 2 п. 4 ст. 101 НК РФ, вправе исследовать также документы, полученные в установленном НК РФ порядке до момента начала соответствующей налоговой проверки (п. 27 постановления Пленума ВАС N 57).

Поэтому протокол осмотра помещений и территорий налогоплательщика, произведеного до начала соответствующей камеральной налоговой проверки, может быть использован налоговым органом в качестве доказательства нарушения налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах (письмо ФНС России от 22.08.2014 N СА-4-7/16692).

До 2015 года норма п. 1 ст. 92 НК РФ предусмотривала право налогового органа производить осмотр территорий, помещений только в период проведения в отношении этого налогоплательщика выездной налоговой проверки. Вне рамок выездной налоговой проверки в силу п. 2 ст. 92 НК РФ допускался осмотр только документов и предметов, если они были получены должностным лицом налогового органа в результате ранее произведенных действий по осуществлению налогового контроля или при согласии владельца этих предметов на проведение их осмотра.

В связи с этим в рамках камеральной проверки налоговые органы были не вправе осуществлять осмотр (см. письмо Минфина России от 30.11.2011 N 03-02-07/1-411, письма ФНС России от 29.12.2012 N АС-4-2/22690 (вопрос 5) и от 17.07.2013 N АС-4-2/[email protected] (п.п. 6.1-6.4)).

Однако налоговые органы нередко проводят осмотр помещений налогоплательщиков не только в рамках выездных проверок, но и камеральных. Свои действия они обосновывают нормами п. 1 ст. 82 НК РФ, (в котором осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), назван в качестве одной из форм налогового контроля) и п. 2 ст. 91 НК РФ (предоставляющим должностным лицам налоговых органов, непосредственно проводящим налоговую проверку, возможность производить осмотр используемых для осуществления предпринимательской деятельности территорий или помещения проверяемого лица либо осмотр объектов налогообложения для определения соответствия фактических данных об указанных объектах документальным данным, представленным проверяемым лицом.

При этом арбитражная практика по данному вопросу была достаточно противоречива. Нередко суды приходили к выводу, что действующее законодательство не запрещает налоговым органам проводить в ходе камеральной проверки осмотр (обследование) используемых налогоплательщиком помещений (постановления ФАС Северо-Западного округа от 12.12.2012 N Ф07-7510/12, ФАС Западно-Сибирского округа от 22.03.2011 N Ф04-918/2011).

В других случаях судьи считали, что у налоговых органов отсутствуют законные основания, установленные статьями 91 и 92 НК РФ, для производства осмотра помещений при проведении камеральной проверки, в связи с чем не принимали протоколы осмотра в качестве допустимых доказательств (постановления ФАС Центрального округа от 30.10.2012 N Ф10-3761/12 и от 28.12.2011 N Ф10-4755/11, ФАС Северо-Западного округа от 29.05.2012 N Ф07-2958/12, ФАС Поволжского округа от 02.12.2010 по делу N А55-7610/2010).

В целях обеспечения единообразных подходов к разрешению споров Пленум ВАС РФ в п. 24 постановления N 57 от 30.07.2013 разъяснил, что положения статей 91 и 92 НК РФ, регламентирующие соответствующие полномочия налоговых органов, прямо указывают на то, что осмотр территорий (помещений) налогоплательщика и доступ на территорию (в помещение) налогоплательщика возможен только в связи с проведением в отношении данного налогоплательщика выездной налоговой проверки. Следовательно, в контексте действующего законодательного регулирования осмотр помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода (прибыли), не может рассматриваться в качестве самостоятельной формы налогового контроля и осуществляться вне рамок выездной налоговой проверки.

Видео (кликните для воспроизведения).

С учетом указанных разъяснений в последнее время суды признают недопустимым доказательством протоколы осмотров территории и помещений налогоплательщика, произведенных до 2015 года в рамках камеральных проверок (см. постановления АС Северо-Кавказского округа от 19.07.2016 N Ф08-4636/16, ФАС Северо-Западного округа от 20.01.2014 N Ф07-7946/12, ФАС Волго-Вятского округа от 25.11.2013 N Ф01-11955/13, ФАС Центрального округа от 29.05.2014 N Ф10-1337/14, Девятнадцатого ААС от 20.08.2013 N 19АП-3400/13 (оставлено в силе постановлением ФАС Центрального округа от 19.12.2013 N Ф10-3696/13)).

Источники

Осмотр налоговой в рамках камеральной проверки
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here