Основные субъекты валютного контроля

Валютный контроль, его цели, функции и роль в совершении валютных сделок

В 2019 году в России процедура валютного контроля проводится по новым правилам. Во-первых, с 1 марта 2018 года применяется Инструкция Центрального банка Российской Федерации №181-И от 16 августа 2017 года. Во-вторых, 14 мая 2018 года начали действовать поправки в базовый Федеральный закон от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ, регламентирующий проведение валютного контроля. В результате был несколько изменен порядок прохождения валютного контроля, упразднены некоторые документы и скорректированы суммы штрафов.

Для чего нужен валютный контроль

Специалисты определяют валютный контроль как некий комплекс определенных действий, благодаря которым государство обеспечивает соблюдение и выполнение правил и законов, связанных с валютными расчетами, а кроме того, ограничивает отток капитала.

Для нерезидентов РФ российское законодательство предусматривает возможность свободного осуществления валютных переводов без каких-либо ограничений. Более того, такие переводы разрешены между резидентами и нерезидентами РФ. А вот между резидентами РФ переводы в валюте запрещены за исключением нескольких оговоренных законом случаев [1] .

Валютному контролю в обязательном порядке подлежат сделки, для которых в качестве основной используется иностранная валюта. То есть в том случае, если валюта используется российской компанией, например, для расчетов с зарубежными партнерами, сделка обязательно должна пройти валютный контроль, и при этом неважно, импортом или экспортом занимается организация.

Валютный контроль в нашей стране осуществляет Правительство РФ, а кроме него, также органы и агенты валютного контроля. Для начала выясним, что же такое органы валютного контроля. Главный из них — это Центробанк РФ, но такую функцию может выполнять и федеральная исполнительная власть, наделенная соответствующими полномочиями от Правительства РФ. Центробанк России контролирует все валютные операции, которые проводятся кредитными и финансовыми организациями, и соответствие этих операций российскому законодательству. Деятельность федеральных органов власти в рамках валютного контроля и их взаимодействие по этому вопросу с Центробанком координирует также Правительство РФ.

В функционал органов валютного контроля входит:

  • издание нормативных актов;
  • контроль над исполнением положений законодательства;
  • надзор в сфере валютных операций;
  • проведение соответствующих проверок.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

В свою очередь, обязанность контроля над резидентами и нерезидентами РФ, которые кредитными или финансовыми организациями не являются, ложится на агентов валютного контроля — так принято называть банки, обладающие соответствующими полномочиями и подчиняющиеся ЦБ РФ. Однако агентами могут быть и некоторые другие организации, среди которых Федеральная налоговая служба и «Внешэкономбанк». Агенты валютного контроля ведут и регулируют на территории РФ любые валютные операции с оформлением всех требуемых документов.

При осуществлении валютного контроля должно исключаться неоправданное вмешательство в операции государства и при этом обеспечиваться единство системы валютного урегулирования и контроля. Права любых участников валютных сделок защищены на государственном уровне.

Важно!

Согласно статье 15.25 КоАП РФ, нарушение валютного законодательства чревато для компаний последствиями в виде наложения крупных штрафов.

Этапы валютного контроля

Предполагается, что компания, ведущая расчеты в валюте, по умолчанию заранее открыла валютный счет, в противном случае для начала потребуется его открыть. На обычных рублевых счетах операции в иностранной валюте не производятся. Если валютный счет открывается в том же банке, где уже открыт счет в российских рублях (а обычно так и происходит), то потребуется всего лишь подать заявление, поскольку банк может использовать ранее предоставленные документы.

При открытии первого счета в большинстве случаев от клиента потребуют:

  • заявление по форме банка;
  • учредительные документы;
  • документы, подтверждающие полномочия лиц, указанных в карточке с образцами подписей и оттиска печатей;
  • копии паспортов лиц, которые будут распоряжаться денежными средствами по счету.

После необходимых формальностей валютный счет будет открыт, и с этого момента компания при каждом поступлении на него средств должна добровольно проходить валютный контроль, иначе пользоваться деньгами на счете будет просто невозможно.

Процедура валютного контроля с учетом внесенных в 2018 году изменений стала выглядеть для ее участников несколько проще. В первую очередь это касается тех компаний, которые проводят сделки с относительно небольшими суммами — до 200 000 рублей. В таком случае организации достаточно только сообщить код валютной операции банку, отметив его в специальной форме. В большинстве банков валютный контроль ведется в электронном виде, так что эту форму можно найти на сайте. В некоторых случаях банк может запросить у компании дополнительные документы по конкретному валютному переводу.

Если сумма контракта окажется больше 200 000 рублей, то придется направить в банк целый пакет документов (о них мы поговорим позже) или поставить контракт на учет — это следующий этап валютного контроля. В его ходе банк откроет специальную ведомость банковского контроля, внесет в нее контракт, присвоит ему индивидуальный номер и направит этот номер клиенту. По новым правилам постановка контракта на учет должна осуществляться банком за один рабочий день, все эти процедуры производятся в электронном виде.

После присвоения сделке номера и после ее проведения, компания обязана предоставить в банк справку о подтверждающих документах и сам пакет подтверждающих документов, которые необходимо подать в банк, в течение определенного времени:

  • не позднее 15 рабочих дней после последнего дня месяца, в котором на документах, используемых в качестве таможенной декларации, проставлена отметка о дате их выпуска;
  • или не позднее 15 рабочих дней после последнего дня месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы.

Обычно такая справка также подается в электронном виде, ее проверку банк выполняет в течение трех рабочих дней, а затем снова направляет клиенту. Если же в подтверждающие документы вносились изменения, справку придется заполнить заново и в течение 15 дней со всеми нужными корректировками отправить в банк.

Заключительный шаг — подготовка отчетности и отражение информации о сделке в отчетных документах.

Какие документы нужно подавать в банк для контроля

С 2018 года пакет документов, которые необходимо предоставлять в банк для валютного контроля, также значительно изменился.

Во-первых , был отменен такой важный документ. как паспорт сделки, на оформление которого ранее требовалось не менее трех дней. С 2018 года организациям при совершении сделок в валюте необходимо только поставить контракт на учет. Это делается в двух случаях:

  1. если сумма контракта по экспорту составляет более шести млн рублей или эквивалентную сумму в валюте;
  2. если сумма контракта по импорту составляет более трех млн рублей или эквивалентную сумму в валюте.
Читайте так же:  Ставка единого налога для ип в беларуси

Если сумма контракта не достигает 200 000 рублей, то такой контракт на учет не ставится. Если же она превышает 200 000 рублей, но при этом ее размер менее шести млн рублей для импорта или трех млн рублей для экспорта, то также можно обойтись без постановки на учет, однако потребуется предоставить банку дополнительные документы, объясняющие сделку, — сам контракт, счета, накладные и так далее.

Во-вторых , в банк больше не нужно направлять справку о валютных операциях. При совершении сделки на сумму, превышающую 100 000 долларов, до 2018 года в банк необходимо было подавать документы, подтверждающие необходимость осуществления такой сделки. Теперь при выполнении сделки на крупную сумму достаточно оформить и направить в банк только справку о подтверждающих документах, являющуюся основным отчетным документом для компаний. В банках таким документом, согласно новой инструкции, является ведомость банковского контроля.

Сами подтверждающие документы, список которых определяется особенностями проведения валютной операции, необходимо подавать одновременно со справкой. Например, при импорте или экспорте в качестве возможного подтверждающего документа предоставляется таможенная декларация и прочие товаросопроводительные, коммерческие или перевозочные документы.

Счета-фактуры, акты приема-передачи и прочие бумаги подаются в банк при расчетах за выполненные работы или услуги. Заполняется и подается справка обычно через банк-клиент или интернет-банк.

Согласно инструкции, компания может заключить с обслуживающим организацию банком соглашение, по которому обязанность по оформлению справки будет возложена на этот банк. В таком случае достаточно направить ему только необходимые документы и соответствующее заявление.

Агентам валютного контроля законодательство также разрешает требовать у компании дополнительные документы, касающиеся проведения валютных операций. Однако, в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ, агенты валютного контроля вправе требовать предоставления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой операции. Все они не являются обязательными при каждой сделке и направляются в банк только по особому запросу.

Услуги банка, осуществляющего валютный контроль

За помощью при совершении валютных операций клиент может обратиться в банк-агент валютного контроля. Одной из таких кредитных организаций является «ЮниКредит Банк», работающий с 1989 года и выполняющий функции агента в полном соответствии с требованиями отечественного валютного законодательства. При этом он является крупнейшим российским банком с иностранным капиталом и находится на одной из лидирующих позиций на рынке корпоративных услуг.

Своим клиентам «ЮниКредит Банк» готов оказать следующие услуги в области валютного контроля:

  1. Консультации по вопросам валютного законодательства РФ.
  2. Анализ контрактов на их соответствие требованиям законодательства, содействие в подготовке новых контрактов.
  3. Консультирование по проведению валютных операций с применением различных форм расчета, включая аккредитивную, инкассовую, а также расчет путем банковского перевода.
  4. Консультирование по поводу изменений в валютном законодательстве, разъяснение специфики его применения на практике.
  5. Общее осуществление валютного контроля: помощь в составлении документов, постановка контрактов на учет, оформление справки о подтверждающих документах и прочее.

Тарифы на услуги кредитной организации можно узнать на сайте.

P. S. В 2018 году «ЮниКредит Банк» занял восьмое место по объему активов в рейтинге «Интерфакс-100». Финансово-кредитная организация имеет Генеральную лицензию на осуществление банковской деятельности №1 Банка России.

Валютный контроль: основные субъекты и предмет регулирования

Валютный контроль в РФ— специфический вид деятельности государственных органов и частных учреждений, который регулируется целой группой федеральных законов. Кто осуществляет валютный контроль в РФ, и в чем его предназначение?

Какие валютные сделки контролируются в РФ?

Валютный контроль представляет собой деятельность компетентных государственных и частных структур, направленную на обеспечение закона различных операций с иностранной валютой и российским рублем.

В соответствии с положениями регулирующего законодательства, контролю подлежат такие финансовые операции как:

  • сделки по купле-продаже валюты, а также валютных ценностей с участием резидентов РФ;
  • сделки по купле-продаже валюты и ценностей с участием как резидентов, так и нерезидентов РФ;
  • сделки по купле-продаже валюты и ценностей с участием только нерезидентов РФ;
  • ввоз на территорию России, а также вывоз с нее валюты, а также валютных ценностей, различных ценных бумаг;
  • осуществление транзакций иностранной валюты, различных ценных бумаг с банковских счетов граждан, что открыты за пределами России, на счета тех же граждан, что открыты в РФ — и наоборот;
  • осуществление транзакций валюты, ценных бумаг с банковских счетов нерезидентов РФ, что открыты за пределами страны, на счета тех же резидентов, что открыты в РФ;
  • осуществление валютных сделок в виде перевода денежных средств с одного счета на другой с участием разных резидентов РФ;
  • осуществление различных сделок с российским рублем, попадающих подвалютный контроль.

Рассмотрев то, что представляет собой валютный контроль, и на какие операции он распространяется, изучим специфику участников соответствующей деятельности.

Основные участники валютного контроля

Валютный контроль в России осуществляют следующие основные структуры:

Кроме того, участникамивалютного контроля в РФ могут быть различные частные структуры. Прежде всего, это подотчетные ЦБ агенты соответствующего контроля — таковыми являются некоторые банки, трейдинговые организации.

Участие в контроле, о котором идет речь, также принимают таможенные органы и налоговая служба. Значимым субъектомвалютного контроля в России является Внешэкономбанк.

В компетенции ЦБ РФ — мониторинг осуществления транзакций с валютой, которые осуществляются частными кредитно-финансовыми организациями.

Федеральные органы власти, а также агенты контроля осуществляют мониторинг операций, которые проводят субъекты, не зарегистрированные как кредитно-финансовые структуры.

В компетенции Правительства РФ — мониторинг деятельности федеральных структур, которые вовлечены ввалютный контроль. Так, например, Правительство РФ содействует взаимодействию таможенных, а также налоговых структур, выполняющих функции агентов контроля, с ЦБ РФ.

В свою очередь, сам ЦБ РФ осуществляет коммуникации практически со всеми типами структур, которые вовлечены ввалютный контроль.

Между участниками контроля, о котором идет речь, может быть налажен обмен информацией, представленной в самом широком спектре разновидностей. Как правило, соответствующий обмен осуществляется по тем нормам и стандартам, которые определены ЦБ РФ или же положениями регулирующего законодательства.

Таким образом, участие ввалютном контроле в РФ могут осуществлять структуры как государственные, так и частные. Их деятельность контролируется органами власти, а также главным российским банковским учреждением — ЦБ РФ. Соответствующие субъекты могут взаимодействовать между собой по самому широкому кругу вопросов.

Тема 1. Организация валютного контроля в рф

1. Субъекты валютного контроля: их задачи и полномочия. Направления валютного контроля.

2. Особенности методики проведения контроля за соблюдением норм валютного законодательства.

3. Анализ контрольной деятельности органов и агентов валютного контроля за соблюдением валютного законодательства.

На протяжении всего времени обращения на территории Российской Федерации иностранной валюты государство осуществляло специальный контроль, целью которого было обеспечение законности при проведении валютных операций и недопущение вывоза национальной валюты за границу.

Читайте так же:  Имущественный налоговый вычет при ипотеке расчет

Вопросы необходимости границ валютного контроля находятся в центре внимания ученых и практиков. Причем имеются и противники валютного контроля как такового. Их аргументы основываются на выводах монетаристов, сделанных в середине ХХ в., и сводятся к тому, что никакая экономика не может достичь всех целей одновременно. Под действием любого государственного регулирования экономика описывает лишь зигзаги, а достижение идеальной точки может быть только кратковременным и случайным событием.

Государственное регулирование валютно-кредитных отношений в Российской Федерации, призвано обеспечить экономическую безопасность страны, содействовать более быстрому росту ее экономики за счет расширения внешнеэкономических связей, создать условия для всесторонней интеграции экономики России в мировое хозяйство. Государственное регулирование в РФ осуществляется как экономическими, так и административными методами.

С переходом России к рыночным отношениям в экономики весьма важными и трудноконтролируемыми вопросами являлись невозврат в РФ валютной выручки от экспорта товаров и оказания услуг отечественными предприятиями и организациями, а также бестоварный перевод ими валюты и сделки по фиктивным импортным контрактам. В результате на счетах в иностранных банках скопились огромные валютные средства, принадлежащие отечественным предприятиям и организациям, чем наносится значительный ущерб экономической безопасности государства.

В этой связи потребовалось создание в России всеохватывающей системы валютного контроля за проводимыми отечественными предприятиями и организациями экспортными, импортными и другими внешнеэкономическими операциями.

Цель данной работы – рассмотреть понятие и сущность валютного контроля.

1. Субъекты валютного контроля: их задачи и полномочия. Направления валютного контроля.

Органами валютного контроля являются Центральный банк РФ и федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ. К федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным осуществлять валютный контроль в пределах своих полномочий, относятся: Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба, Федеральная служба по финансовому мониторингу и Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.

Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку РФ, а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля. Контроль осуществления валютных операций кредитными организациями, а также валютными биржами осуществляет Центральный банк РФ.

Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право:

1) проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;

2) проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;

3) запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса.

Органы валютного контроля и их должностные лица также имеют право:

— выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;

— применять установленные законодательством РФ меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования.

В целях осуществления валютного контроля агенты валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов следующие документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов:

1) документы, удостоверяющие личность физического лица;

2) документ о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

3) документы, удостоверяющие статус юридического лица, — для нерезидентов, документ о государственной регистрации юридического лица – для резидентов;

4) свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;

5) документы, удостоверяющие права лиц на недвижимое имущество;

6) документы, удостоверяющие права нерезидентов на осуществление валютных операций, открытие счетов (вкладов), оформляемые и выдаваемые органами страны места жительства (места регистрации) нерезидента, если получение нерезидентом таких документов предусмотрено законодательством иностранного государства;

7) уведомление налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории РФ;

8) таможенные декларации, документы, подтверждающие ввоз в РФ валюты РФ, иностранной валюты и внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме;

9) паспорт сделки и другие документы, перечень которых определен п. 4 ст. 23 Федерального закона 2овалютном регулировании и валютном контроле».

Агенты валютного контроля вправе требовать представления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой валютной операции.

Агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны:

1) осуществлять контроль соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;

2) представлять органам валютного контроля информацию о валютных операциях, проводимых с их участием, в порядке, установленном актами валютного законодательства РФ и актами органов валютного регулирования.

Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны сохранять в соответствии с законодательством РФ коммерческую, банковскую и служебную тайну, ставшую им известной при осуществлении полномочий.

Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в РФ валютные операции, при проведении валютного контроля имеют право:

1) знакомиться с актами проверок, проведенных органами и агентами валютного контроля;

2) обжаловать решения и действия (бездействие) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц в порядке, установленном законодательством РФ;

3) на возмещение в установленном законодательством РФ порядке реального ущерба, причиненного неправомерными действиями (бездействием) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц.

В то же время резиденты и нерезиденты, осуществляющие в РФ валютные операции, обязаны:

1) представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены законодательством;

2) вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора;

3) выполнять предписания органов валютного контроля об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования.

Основными направлениями валютного контроля в России являются:

— определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий;

— проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке РФ;

— проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;

— проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям.

В зависимости от времени совершения валютного контроля выделяют три его основные формы: предварительный, текущий и последующий. Все они находятся в тесной взаимосвязи, характеризуя непрерывный процесс контроля. Под методами валютного контроля понимают приемы и способы его осуществления (наблюдение, проверка, анализ, ревизия).

Читайте так же:  Лизинг медицинского оборудования без ндс

Валютный контроль: цель, функции, субъекты и их полномочия

Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций, защита интересов государства и всех субъектов валютных отношений.

Основные функции валютного контроля:

1) определение соответствия проводимых операций действующему законодательству и необходимых для этого лицензий и разрешений;

2) проверка выполнения резидентами и нерезидентами своих обязанностей, определенных валютным законодательством;

3) проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;

4) проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также операций нерезидентов в валюте Российской Федерации.

Субъектами валютного контроля в Российской Федерации являются Правительство РФ, органы и агенты валютного контроля.

Органами валютного контроля

в Российской Федерации являются Центральный банк РФ, федеральные органы (Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральная таможенная служба, Федеральная налоговая служба и другие федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ.

Агентами валютного контроля

являются уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку РФ, государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», а также профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и налоговые органы.

Центральный банк РФ контролирует валютные операции кредитных организаций, а также валютных бирж.

Контроль за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами, осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля.

Правительство РФ

обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также их взаимодействие с Центральным банком РФ, а также взаимодействие профессиональных участников рынка ценных бумаг, таможенных и налоговых органов как агентов валютного контроля с Центральным банком РФ.

Центральный банк Российской Федерации осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля, а также с таможенными и налоговыми органами.

Уполномоченные банки как агенты валютного контроля передают таможенным и налоговым органам для выполнения ими функций агентов валютного контроля информацию в объеме и порядке, установленных Центральным банком РФ.

Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица имеют право:

1) проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;

2) проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;

3) запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов[1]. Обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса.

4) выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;

5) применять установленные законодательством Российской Федерации меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.

Агенты валютного контроля вправе требовать представления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой валютной операции.

Документы представляются агентам валютного контроля в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Если к проведению валютной операции или открытию счета имеет отношение только часть документа, может быть представлена заверенная выписка из него.

Уполномоченные банки отказывают в осуществлении валютной операции в случае непредставления лицом установленных документов, либо представления им недостоверных документов.

Агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны:

1) осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;

2) представлять органам валютного контроля информацию о валютных операциях, проводимых с их участием, в порядке, установленном актами валютного законодательства Российской Федерации и актами органов валютного регулирования;

3) сохранять в соответствии коммерческую, банковскую и служебную тайну.

Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица несут ответственность за неисполнение функций, установленных Федеральным законом, а также за нарушение ими прав резидентов и нерезидентов.

[1] Документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов:

1) документы, удостоверяющие личность физического лица;

2) документ о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

3) документы, удостоверяющие статус юридического лица, — для нерезидентов, документ о государственной регистрации юридического лица — для резидентов;

4) свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;

5) документы, удостоверяющие права лиц на недвижимое имущество;

6) документы, удостоверяющие права нерезидентов на осуществление валютных операций, открытие счетов (вкладов), оформляемые и выдаваемые органами страны места жительства (места регистрации) нерезидента, если получение нерезидентом такого документа предусмотрено законодательством иностранного государства;

7) уведомление налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации;

8) регистрационные документы в случаях, когда предварительная регистрация предусмотрена в соответствии с настоящим Федеральным законом;

Видео (кликните для воспроизведения).

9) документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая договоры (соглашения, контракты), доверенности, выписки из протокола общего собрания или иного органа управления юридического лица; документы, содержащие сведения о результатах торгов (в случае их проведения); документы, подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, акты государственных органов;

10) документы, оформляемые и выдаваемые кредитными организациями, включая банковские выписки; документы, подтверждающие совершение валютных операций;

11) таможенные декларации, документы, подтверждающие ввоз в Российскую Федерацию валюты Российской Федерации, иностранной валюты и внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме;

12) паспорт сделки;

13) документы, подтверждающие, что физические лица являются супругами или близкими родственниками, включая документы, выданные органами записи актов гражданского состояния (свидетельство о заключении брака, свидетельство о рождении), вступившие в законную силу решения суда об установлении факта семейных или родственных отношений, об усыновлении (удочерении), об установлении отцовства, а также записи в паспортах о детях, о супруге и иные документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Дата добавления: 2015-07-18 ; просмотров: 4103 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

63. Валютный контроль: понятие, направления и субъекты.

Валютный контроль – это контроль Правительства РФ, органов и агентов валютного контроля за соблюдением валютного законодательства, один из видов финансового контроля при проведении валютных операций.

Являясь агентом валютного контроля, Федеральная таможенная служба не уполномочена выдавать предписания об устранении выявленных нарушений валютного законодательства и применять установленные законом меры ответственности за указанные нарушения. Федеральная таможенная служба, аккумулируя информацию о выявленных валютных правонарушениях в сфере её ведения, не управомочена при этом применять какие-либо меры ответственности в связи с данными правонарушениями. Эту функцию выполняет Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.

Читайте так же:  Минпромторг машины налог на роскошь

Направления валютного контроля:

Определение соответствия проводимых операция действующему законодательству и наличие необходимых для них лицензий и разрешений;

Проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;

Проверка полноты и учета по валютным операциям;

Проверка выполнения резидентами обязательства в иностранной валюте.

Субъекты валютного контроля делятся на три категории – это Правительство РФ, органы валютного контроля, агенты валютного контроля. Правительство обеспечивает координацию деятельности в сфере валютного контроля.

К органам валютного контроля относятся: Центральный Банк РФ, осуществляющий валютный контроль за операциями кредитных организаций и биржами; Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, осуществляющая контроль и надзор за соблюдением резидентами и нерезидентами валютного законодательства РФ, требований актов органов валютного контроля и регулирования, а так же за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений; Федеральная налоговая служба, осуществляемая контроль и надзор за валютными операциям между резидентами и не резидентами, не являющимися кредитными организациями.

К агентам валютного контроля относятся подразделения органов валютного контроля: таможенные органы, которые осуществляют в пределах своей компетенции контроль за валютными операциями резидентов и нерезидентов, связаннее с перемещением товаров через таможенную границу; налоговые органы; территориальные подразделения Росфиннадзора.

Валютный режим – это совокупность правил регулирующих использование иностранной валюты и валютных ценностей внутри страны, их ввоз и вывоз за пределы государства. Виды режима: государственная валютная монополия, когда государство разрешает осуществлять валютные платежи, но регулирует их; режим валютного регулирования и контроля (РФ); режим свободного конвертирования валюты.

Субъекты валютного контроля

Органы валютного контроля (ЦБ РФ и Федеральная служба финансово-бюджетного надзора)

Агенты валютного контроля (коммерческие банки, профессиональные участники рынка ценных бумаг, таможенные и налоговые органы, правоохранительные органы).

Согласно классификации субъектов валютного контроля выделяют следующие организационно-правовые формы валютного контроля:

общий /Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, правоохранительные органы/

банковский /ЦБ РФ и коммерческие банки/

Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право:

1) проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;

2) проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;

3) запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса и др.

4) выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;

5) применять установленные законодательством РФ меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования и др.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10366 — | 7649 — или читать все.

Валютное регулирование и валютный контроль ВЭД

Валютное регулирование в РФ осуществляется в соответствии с Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ, с изменениями от 30 декабря 2006 г.

Цель валютного регулирования — с помощью комплекса мер по управлению внутренними валютными потоками и внешними платежами и переводами воздействовать на валютный рынок страны и ее экономику в целом.

Валютное регулирование заключается в установлении:

— порядка совершения валютных операций на территории страны;

— порядка ввоза и вывоза российской и иностранной валюты;

— прав и обязанностей юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями;

— ответственности за нарушение валютного законодательства;

— полномочий и функций органов и агентов валютного контроля.

Цель валютного контроля — определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству, проверка выполнения обязательств в иностранной валюте перед государством и обязательств по продаже валюты на внешнем рынке, проверка обоснованности платежей в иностранной валюте.

Основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации являются:

1) приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;

2) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;

3) единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;

4) единство системы валютного регулирования и валютного контроля;

5) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Органами валютного контроляв РФ являются Центральный банк РФ и Правительство РФ. ЦБ РФ определяет сферу и порядок обращения в РФ иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, устанавливает правила проведения операций с иностранной валютой и проводит валютные операции.

Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки.

Уполномоченные банки — кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие право на основании лицензий ЦБ РФ осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте, а также действующие на территории Российской Федерации в соответствии с лицензиями ЦБ

РФ филиалы иностранных кредитных организаций.

Субъектами валютного контроля являются резиденты и нерезиденты.

а) физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан Российской Федерации, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства;

б) постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;

в) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации;

г) находящиеся за пределами территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные подразделения резидентов, указанных в подпункте «в»;

д) дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации и иные официальные представительства Российской Федерации, находящиеся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянные представительства Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях;

е) Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами.

а) физические лица, не являющиеся резидентами;

б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;

в) организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;

г) аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях;

д) межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации;

е) находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов;

Резиденты и нерезиденты имеют право:

— открывать в уполномоченных банках банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте;

Читайте так же:  Срок оплаты налога на имущество юридических лиц

— ввозить в Российскую Федерацию иностранную валюту и внешние ценные бумаги в документарной форме без ограничений при соблюдении требований таможенного законодательства Российской Федерации;

— знакомиться с актами проверок, проведенных органами и агентами валютного контроля;

— обжаловать решения и действия (бездействие) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

— получить возмещение в установленном законодательством Российской Федерации порядке реального ущерба, причиненного неправомерными действиями (бездействием) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц.

— производить расчеты с партнерами через банковские счета в уполномоченных банках России или в банках за пределами территории РФ в любой иностранной валюте с проведением в случае необходимости конверсионной операции по курсу, согласованному с уполномоченным банком, независимо от того, в какой иностранной валюте был открыт банковский счет;

— декларировать в таможенном органе вывоз иностранной валюты и внешних ценных бумаг в документарной форме;

— уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии) счетов (вкладов), не позднее месяца со дня заключения (расторжения) договора об открытии счета (вклада) с банком, расположенным за пределами территории Российской Федерации, по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;

— обеспечить в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), получение на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них;

— обеспечить возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные на таможенную территорию Российской Федерации (неполученные на таможенной территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них;

Валютному контролю подлежат валютные операции, под которыми понимают:

1. Приобретение, отчуждение, использование в качестве средства платежа:

— резидентами у резидентов — валютных ценностей;

— резидентами у нерезидентов и наоборот — валютных ценностей, валюты РФ, внутренних ценных бумаг;

— нерезидентами у нерезидентов — валютных ценностей, валюты РФ, внутренних ценных бумаг.

2. Ввоз на таможенную территорию РФ и вывоз с таможенной территории РФ валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг.

3. Перевод одним лицом со своего счета в РФ на счет вне РФ иностранной валюты, валюты РФ, внешних и внутренних ценных бумаг.

4. Перевод нерезидентом валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг с одного своего счета в РФ другой свой счет в РФ.

Базовым документом для осуществления валютного контроля при экспорте, импорте или внешнеторговой бартерной сделке является паспорт сделки, который оформляется резидентом в уполномоченном банке по каждому контракту и содержит основные сведения о внешнеэкономической сделке

Практические задания к главе 1 «Регулирование внешнеэкономической деятельности»

Задание 1.1.

Изучите международные нормативные акты и ответьте на вопросы:

1) Правом какой страны регулируются купля-продажа товаров, если сторонами это в договоре не определено?

2) В какой момент риск переходит от продавца на покупателя, если договор международной купли-продажи предусматривает перевозку товара и продавец не обязан передать его в каком-либо определенном месте?

3) На какие категории разделены термины в соответствии с условиями поставки Инкотермс-2000?

4) Как распределяются обязанности по оплате накладных расходов при условиях FAS, FOB, CIF, CFR, DDU?

Задание 1.2.

Изучите Таможенный кодекс РФ и ответьте на следующие вопросы:

1) Каковы основные принципы перемещения товаров через таможенную границу РФ?

2) Какие лица осуществляют деятельность в области таможенного дела?

3) Какими документами подтверждается страна происхождения товаров?

4) Для каких целей используется товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности?

5) Каковы основные процедуры и требования таможенного оформления?

6) В каких случаях устанавливаются специальные упрощенные процедуры таможенного оформления?

7) Какие процедуры следует произвести по прибытию товаров на таможенную территорию и убытию их с таможенной территории РФ?

8) Какие документы следует предоставить таможенному органу при международной перевозке товаров автомобильным, морским (речным), воздушным и железнодорожным транспортом?

9) Какие документы необходимы для помещения товаров на склады временного хранения?

10) Каков порядок декларирования товаров?

11) Назовите особенности деятельности таможенных брокеров?

12) Дайте характеристику основных таможенных режимов?

13) Назовите условия помещения товаров под режимы переработки на таможенной территории и переработки вне таможенной территории?

14) Каковы особенности режимов временного ввоза и временного вывоза?

15) Каково содержание таможенных режимов реимпорта и реэкспорта?

16) В каких случаях применяются специальные таможенные процедуры?

17) Назовите виды таможенных платежей, сроки и порядок их уплаты?

18) Дайте характеристику форм таможенного контроля?

19) Какие лица представляют документы и сведения для таможенного контроля?

20) Какие права и обязанности имеют таможенные органы?

Задание 1.3.

Изучите закон «О валютном регулировании и валютном контроле» и подготовьте ответы на вопросы:

1) Определите понятия резидентов и нерезидентов.

2) Какие операции относят к валютным?

3) В каких случаях допускается использование иностранной валюты в расчетах между резидентами?

4) Какие требования может устанавливать Центральный банк России при купле-продаже иностранной валюты на внутреннем рынке?

5) В каком порядке резиденты могут открывать счета в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации?

6) Какие права и обязанности имеют резиденты при осуществлении валютных операций?

7) В каком порядке производится уведомление об открытии счета (вклада) резидента в банке за пределами территории Российской Федерации?

8) Что такое «репатриация резидентами иностранной валюты и валюты Российской Федерации» и какие требования при этом предъявляются к резидентам?

9) Какие сведения содержит паспорт сделки, в каком порядке его оформляют?

10) Каковы права и обязанности органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц?

Задание 1.4.

Изучите закон «О таможенном тарифе» и ответьте на вопросы:

1) Что такое «таможенный тариф»?

2) Какие виды ставок таможенных пошли могут быть установлены и в каком порядке?

3) Что такое «таможенная стоимость» и для каких целей ее используют?

4) Для каких целей используют особые и сезонные пошлины?

5) Какие права и обязанности имеет декларант при заявлении таможенной стоимости?

6) Какие методы определении таможенной стоимости существуют?

7) Каким образом определяется таможенная стоимость при использовании метода оценки по цене сделки с ввозимыми товарами?

Видео (кликните для воспроизведения).

8) С какой целью необходимо определить страну происхождения товара?

Источники

Основные субъекты валютного контроля
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here