Отдел валютного контроля таможни

Отдел валютного контроля таможни

Валютные отделы таможенных органов проверяют не только операции участников ВЭД с товарами, но также и их расчеты с нерезидентами по услугам, работам, передачам объектов интеллектуальной собственности, расчеты через банковские счета участников ВЭД за рубежом.

Проверки проводятся на предмет выявления следующих признаков уголовных преступлений и административных правонарушений:

    — признаки уголовных преступлений:

невозвращение из-за границы денежных средств (ст.ст. 193, 193.1 Уголовного кодекса РФ);

  • использование заведомо подложного документа (часть 3 ст. 327 УК, штраф до 80 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев, либо обязательные работы на срок от 180 до 240 часов, либо исправительные работы на срок до 2 лет, либо арест на срок от 3 до 6 месяцев);
    • — признаки административных правонарушений:

    осуществление незаконных валютных операций (часть 1 ст. 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, штраф от 3/4 до 100% от суммы незаконной валютной операции);

    нарушение установленного порядка открытия счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации (часть 2 ст. 15.25 КоАП, штраф на граждан от 1 000 до 1 500 рублей; на должностных лиц — от 5 000 до 10 000 рублей; на юридических лиц — от 50 000 до 100 000 рублей);

    невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающихся за переданные нерезидентам товары, выполненные для нерезидентов работы, оказанные нерезидентам услуги либо за переданные нерезидентам информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (часть 4 ст. 15.25 КоАП, штраф от 3/4 до 100% от неполученной суммы валютной выручки);

    невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации (не полученные на таможенной территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (часть 5 ст. 15.25 КоАП, штраф от 3/4 до 100% от суммы невозвращенных денежных средств);

    несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок (часть 6 ст. 15.25 КоАП, штраф от 44 000 до 55 000 рублей);

    нарушение установленного порядка ввоза и пересылки в Российскую Федерацию и вывоза и пересылки из Российской Федерации валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в документарной форме (часть 7 ст. 15.25 КоАП, штраф на граждан от 500 до 1 000 рублей; на должностных лиц — от 1 000 до 2 000 рублей; на юридических лиц — от 5 000 до 10 000 рублей);

    незавершение в установленные сроки таможенного режима, в отношении которого установлено требование о его завершении (часть 3 ст. 16.19 КоАП, штраф на граждан от 1 000 до 2 000 рублей; на должностных лиц — от 10 000 до 20 000 рублей; на юридических лиц — от 1/2 до 100% стоимости товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискация предметов административного правонарушения);

  • неисполнение при осуществлении внешнеторговых бартерных сделок требований таможенного режима экспорта об обязательном ввозе на таможенную территорию Российской Федерации равноценных по стоимости экспортированным товарам товаров, работ, услуг или исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности либо о зачислении на счета в уполномоченных банках денежных средств, если внешнеторговые бартерные сделки предусматривают частичное использование денежных и (или) иных платежных средств, а равно неподтверждение факта выполнения такой обязанности (часть 4 ст. 16.19 КоАП, штраф на должностных лиц от 10 000 до 20 000 рублей; на юридических лиц — от 1/2 до 100% стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения).
  • Проверки в рамках валютного контроля операций участников ВЭД проводятся таможенными органами на основании:

      ежемесячных планов проверок, формируемых на основе информации о предполагаемых нарушениях участниками ВЭД валютного законодательства;

    информации о предполагаемых нарушениях валютного законодательства, выявленных при таможенном оформлении и таможенном контроле, а также информации о возможных нарушениях валютного законодательства, полученной из структурных подразделений данного таможенного органа, налоговых и иных контролирующих органов;

  • поручений ФТС России на проведение проверок валютного законодательства.
  • Новости

    05.02.2020
    Факты незаконного вывода денежных средств за границу были установлены тверскими таможенниками при проверке

    Аналитические правовые услуги по ВЭД, счетам за рубежом, КИК, Испании
    Описание услуг на сайте не является публичной офертой услуг
    Правовое бюро «Проект-ВС» (Москва) • 2001-2020 • Контакты
    © Автор сайта: Славинский В. Ч. Все права сохранены

    Приказ МЮТ от 05.04.2002 № 153 «О введении порядка взаимодействия структурных подразделений таможни при осуществлении валютного контроля»

    Документ полезен? m
    n

    В целях обеспечения непрерывности производства таможенного оформления с учетом требовании нормативных документов ГТК России по валютному контролю ПРИКАЗЫВАЮ:

    1. Утвердить и ввести в действие с момента регистрации настоящего приказа «Порядок взаимодействия отдела валютного контроля таможни и таможенных постов по вопросам осуществления валютного контроля за исполнением внешнеторговых бартерных сделок, а также взаимодействие отдела валютного контроля таможни с отделом таможенных расследовании, отделом исполнения постановлении по делам об административных правонарушениях, оперативно-розыскным отделом и отделом таможенной инспекции таможни при проведении проверок по валютному контролю и производстве по делам о НТП по фактам несоблюдения участниками ВЭД валютного и таможенного законодательства и законодательства в области регулирования внешнеторговый бартерных сделок.

    Читайте так же:  Лизинг авто для юридических лиц ндс

    2. Признать утратившим силу приказ МЮТ от 13.08.98 N 271 «О введении технологической схемы взаимодействия ОТО и ТК, таможенных постов, OВK по валютному контролю».

    3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя начальника таможни Г.В.Голикова.

    Начальник таможни
    полковник таможенной службы
    А.М.Узловский

    «УТВЕРЖДАЮ»
    Начальник МЮТ,
    полковник таможенной службы
    ____________ А.М.Узловский

    Порядок взаимодействия
    отдела валютного контроля таможни и таможенных постов по вопросам
    осуществления валютного контроля и контроля за исполнением
    внешнеторговых бартерных сделок, а также взаимодействие отдела валютного
    контроля таможни с отделом таможенных расследований, отделом исполнения
    постановлений по делам об административных правонарушениях,
    оперативно-розыскным отделом и отделом таможенной инспекции таможни при
    проведении проверок по валютному контролю и производстве по делам о НТП
    по фактам несоблюдения участниками вэд валютного и таможенного
    законодательства и законодательства
    в области регулирования внешнеторговых бартерных сделок

    1. общие положения

    1.1. Настоящий порядок разработан в целях согласования действий подразделении Московской южной таможни при взаимодействии отдела валютного контроля (далее OВK) таможни, таможенных постов, отдела таможенных расследований (далее ОТР), оперативно-розыскного отдела (далее ОРО), отдела исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях (далее ОИПпо ДАП) и отделом таможенной инспекции (далее ОТИ) таможни при осуществлении функций валютного контроля и контроля за исполнением внешнеторговых бартерных сделок в процессе таможенного оформления товаров и транспортных средств, а также последующего контроля за соблюдением участниками ВЭД требований действующего валютного и таможенного законодательства Российской Федерации.

    1.2. Порядок применяется должностными лицами указанных выше подразделений таможни во всех случаях принятия решений при таможенном оформлении товаров и транспортных средств в части осуществления валютного контроля и контроля за исполнением внешнеторговых бартерных сделок.

    1.3. Порядок разработан с учетом положений Таможенного кодекса РФ, действующего законодательства в области валютного регулирования и валютного контроля, а также нормативных актов ГТК России по вопросам организации валютного контроля и контроля за исполнением внешнеторговых бартерных сделок таможенными органами.

    2.1. Проверка правильности заполнения ГТД и соответствие документов, предъявленных при таможенном оформлении, товаров, требованиям нормативных документов вышестоящих таможенных органов осуществляется должностным лицом таможенного поста, ответственным за этап валютного контроля в процессе таможенного оформления товара. Направление участников ВЭД в ОВК таможни производится в случаях, предусмотренных п. 2.1.8, 2.1.9, 2.2.4, 2.2.11, 2.2.12, 2.3.4, 2.3.5, 2.4.4, 2.4.5, 2.5.6, 2.5.7, 2.6.2 приложения N 2 к приказу ГТК России от 29.12.95 г. N 796 (с учетом изменений, внесенных приказом ГТК России от 04.08.98 г. N 63), приказом ГТК России от 05.06.2001 г. N 522, а также в иных случаях, когда решение по валютному контролю и контролю за исполнением внешнеторговых бартерных сделок невозможно на таможенном посту.

    2.2. Для принятия решения по валютному контролю и контролю за исполнением внешнеторговых бартерных сделок инспектор таможенного поста оформляет направление в OВK таможни по форме, указанной в приложении к настоящему порядку (приложение 1) с указанием причины, предварительного решения, перечня прилагаемых копий товаросопроводительных документов своей должности и служебного телефона, заверяет ЛНП и подписывает у начальника таможенного поста;


    2.3. Инспектор таможенного поста регистрирует направление в журнале учета направлений, и направляет декларанта (участника ВЭД) в ОВК таможни с полным комплектом копий документов (ГТД, ПС, контракт, акт таможенного досмотра, товаросопроводительные документы, (доверенность на проведение таможенного оформления и иные документы, необходимые для контроля заявленных сведений), КТС и 3-мя оригиналами ДТС (если она необходима). Если принятие решения находится в компетенции ЦТУ — комплект документов готовится в двух экземплярах;

    2.4. Инспектор ОВК таможни рассматривает документы и принимает решение по направлению с таможенного поста. Резолюция с результатами решения заверяется подписью и ЛНП инспектора ОВК. Оригинал направления с принятым решением возвращается на таможенный пост, а копия направления остается в деле ОВК таможни.

    2.5. В случае, когда решение принимается на уровне ЦТУ или ГТК России, OВK таможни направляет в вышестоящий таможенный орган полный комплект документов для принятия окончательного решения по валютному контролю и контролю за исполнением внешнеторговых бартерных сделок в порядке, определенном нормативными документами ГТК России. Направления в ГТК России — подписываются заместителем начальника таможни и регистрируются в ОДО. Решения вышестоящих таможенных органов по валютному контролю, оформленные в виде писем, хранятся в делах OВK таможни; их копии, заверенные сотрудником OВK таможни, направляются на таможенный пост для исполнения;

    2.6. Инспектор таможенного поста по каждой ГТД, для которой решение по валютному контролю и контролю за исполнением внешнеторговых бартерных сделок принято вышестоящим таможенным органом, прикладывает направление с резолюцией (или копию письма ЦТУ) к оригинальному комплекту документов и передает на другие этапы контроля.

    3.1. ОВК осуществляет контроль за поступлением валютной выручки от экспорта товаров, либо ввозом товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности на основании поручений на проверку, поступивших из вышестоящих таможенных органов.

    3.2. На основании приказа по таможне сотрудники таможенных постов могут быть включены в рабочую группу при ОВК таможни для проведения проверок соблюдения участниками ВЭД требований валютного законодательства и законодательства по исполнению внешнеторговых бартерных сделок.

    3.3. В ходе осуществления контроля за соблюдением участниками ВЭД требований валютного и таможенного законодательства ОВК запрашивает у уполномоченных банков участников ВЭД и на таможенных постах документы, необходимые для осуществления данного контроля (ГТД, ПС, транспортные документы, инвойсы, письма из уполномоченных банков и другие). При подтверждении своевременного и полного зачисления выручки, либо ввозе товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности на основании подтверждающих документов ОВК готовит акт о результатах проверки. В случае непоступления (несвоевременного поступления) выручки, либо неввоза товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности составляется протокол о НТП, ответственность за которое предусмотрена действующим российским законодательством. Акт проверки и протокол о НТП вместе с материалами, являющимися поводом и основанием для заведения дела о НТП, передаются для регистрации в правоохранительный блок таможни, где осуществляется дальнейшее производство по делу о НТП. В процессе проведения проверки ОВК для получения необходимых сведений направляет соответствующие запросы в ОРО, а также в ОТИ таможни.

    Читайте так же:  Расчетно платежная ведомость по начислению заработной платы

    Информация о присвоении номера дела о НТП, о суммах штрафных санкций, указанных в постановлении по делу о НТП, об уплаченных суммах штрафов после получения указанных сведений в виде копий документов из ОТР и ОИПпоДАП таможни заносится сотрудниками ОВК в электронные копии КУ и УК и с копиями постановлений по делу о НТП передаются в ОВК ЦТУ.

    3.4. ОТР регистрирует поступивший из ОВК протокол о НТП в порядке, определенном соответствующими нормативными документами ГТK России. Сотрудники ОТР принимают дело к производству и осуществляют в установленном порядке конкретные процессуальные действия. Сотрудники ОТР в рамках производства по делу о НТП в части, касающейся незачисления выручки, при выявлении превышения суммы незачисления 10000-кратного установленного МРОТ, предусмотренного ст. 193 УК РФ, в соответствии со ст. 300 ТК РФ решают вопрос о передаче материалов дела о НТП в органы дознания. В процессе производства, при необходимости привлекают сотрудников ОВК для консультаций. ОТР информирует ОВК о продлении производства по делу о НТП, соединение дел в одно производство или направлении материалов в судебные инстанции, а также о результатах рассмотрения материалов дела о НТП в судебной инстанции.

    После завершения производства по делу о НТП в 3-х дневный срок ОТР направляет копии постановлений по делам о НТП в ОВК таможни для формирования установленной отчетности по валютному контролю.

    3.5. ОИПпоДАП ежемесячно передает в ОВК сведения об уплаченных суммах штрафа по конкретным делам о НТП с указанием даты поступления штрафа на счет таможни, прилагая копии платежных поручений на оплату штрафа.

    3.6. ОРО в случае необходимости (по запросу ОВК) оказывает содействие в розыске и установлении местонахождения лиц (организаций), в отношении которых осуществляется проверка фактов нарушения валютного и таможенного законодательства или решается вопрос о их привлечении к ответственности по НТП. Устанавливает местонахождение уполномоченных банков в случае отсутствия их адресных данных в ОВК таможни.

    3.7. ОТИ осуществляет мероприятия по проведению проверки финансово-хозяйственной деятельности участников ВЭД на основании полученной из ОВК информации, содержащейся в КУ (УК) валютного контроля в случае отказа уполномоченного банка предоставить сведения о зачислении экспортной выручки на счета экспортеров. Информация о принятом решении по проведению проверки ФХД участника ВЭД, а также о результатах проведения проверки ФХД предоставляется в ОВК таможни.

    4.1. На таможенном посту назначаются сотрудники из числа инспекторов, имеющих наибольший опыт работы на этапе таможенного оформления товаров, отвечающие за участок валютного контроля в работе таможенного поста в целом. Информационное взаимодействие ОВК таможни и таможенных постов осуществляется через назначенных сотрудников таможенных постов.

    4.2. Передача отчетной информации по валютному контролю и контролю за исполнением внешнеторговых бартерных сделок осуществляется таможенным постом в ОВК таможни до 5 числа, следующего за отчетным месяцем.

    4.3. Таможенные посты формируют ежемесячные отчеты по вопросам валютного контроля:

    об оформлении экспортных и импортных ГТД без предоставления паспортов сделок по разрешениям ГТК России.

    об оформлении товаров по контрактам, заключенным в счет займов ЕБРР и МБРР. Отчеты формируются в виде справок по формам, установленным телетайпограммой ГТК России от 01.04.96 N Т-1547 и письмом ГТК России от 23.02.96 г. N 01-15/3209 (приложение 2 к настоящему порядку).

    4.5. В случае отсутствия данных по какой-либо форме отчетности составляется служебная записка об отсутствии в указанный период предусмотренного отчетом таможенного оформления товаров.

    4.6. Отдел валютного контроля таможни принимает от таможенных постов, проверяет, вносит, при необходимости, исправления, формирует сводные отчеты таможни и передает их в вышестоящие таможенные органы;

    4.7. Если на момент сдачи отчетов таможенным постом в ОВК обнаружены ошибки (отчет не полный, форма отчета не соответствует установленной нормативными документами, отсутствует подпись начальника таможенного органа), отчет таможенного поста не принимается и возвращается на доработку. Срок доработки — 1 день.

    5.1. Для обеспечения функций валютного контроля ОВК формирует и поддерживает:

    — базу данных карточек учета результатов валютного контроля (средствами АРМ NVAL GGF на основе данных ОВК ЦТУ с привлечением дополнительной информации, полученной по запросам);

    — базу данных оперативной отчетности по осуществлению валютного контроля и проведению проверок участников ВЭД (отчет «4-ЦТУ»);

    5.2. Состав и структура баз данных может изменяться в соответствии с нормативными докуметами ЦТУ и ГТК России.

    6.1 ОВК в ходе анализа практики таможенного оформления и таможенного контроля вправе вносить предложения по совершенствованию настоящего порядка взаимодействия.

    6.2 При вступлении в силу нормативных актов, регулирующих порядок взаимодействия ОВК со структурными подразделениями таможни, положения настоящего порядка применяются в части им не противоречащей.

    Центральное таможенное управление

    Смоленская таможня обращает внимание участников ВЭД на правильность заполнения граф ДТ для целей валютного контроля

    В настоящее время таможенное декларирование товаров осуществляется в электронной форме. Учитывая, что валютный контроль в РФ организован и эффективен в виде таможенно-банковского валютного контроля, сведения из деклараций на товары (далее – ДТ) уполномоченным банкам таможенные органы передают также в электронном виде.

    Порядок передачи таможенными органами Центральному банку РФ (Банк России) и уполномоченным банкам в электронном виде информации о зарегистрированных таможенными органами ДТ определен постановлением Правительства РФ от 28.12.2012 № 1459.

    Зарегистрированные/Оформленные ДТ автоматически выгружаются и передаются на вышестоящий уровень по технологической цепочке от таможенного поста – в таможню – региональное таможенное управление — Центральное информационно-техническое Управление ФТС России.

    Автоматически ведется Протокол передачи и сверки зарегистрированных и выпущенных ДТ.

    При подаче ДТ в электронной форме сохраняется требование об указании уникального номера контракта (далее — УНК) в графе 44 ДТ под кодом вида документа «03031».

    Проверку достоверности заявляемых в ДТ сведений об УНК таможенные органы осуществляют с использованием региональной базы данных валютного контроля (далее – КПС «Ведение РБД ВК»).

    При несоответствии сведений, заявленных в ДТ со сведениями в УНК, такие ДТ не передаются в уполномоченные банки.

    Читайте так же:  Порядок исчисление налога подоходного

    В связи с этим у участников ВЭД могут возникнуть проблемы, связанные с невозможностью исполнения контрактных обязательств по осуществлению переводов денежных средств контрагенту.

    Например, когда импортным внешнеторговым контрактом предусмотрена оплата после поставки товара (код валютной операции – «11200»), а в графах ДТ, необходимых для целей валютного контроля (графы 9, 22,42, 23, 24, 44) – см. Инструкцию (Решение КТС от 20.05.2010 № 257) указаны неверные (ошибочные) сведения, то в уполномоченный банк (Банк УНК) не поступает информация о данной поставке и, соответственно в Ведомости банковского контроля отсутствует подтверждающий документ (ДТ). На таком основании, банк может отказать в осуществлении перевода валюты за рубеж. В свою очередь, данное обстоятельство может привести к штрафным санкциям по исполнению контрактных обязательств.

    В целях повышения эффективности использования ДТ в качестве подтверждающего документа при осуществлении валютных операций таможенными органами осуществляется контроль за соблюдением правильности заявления в ДТ сведений, необходимых для целей валютного контроля. Кроме того участникам ВЭД (декларантам и таможенным представителям) необходимо проверять соответствие сведений, заявленных в ДТ, используемых для целей валютного контроля и информации, содержащейся в документах в электронном виде:

    1) проверять графы, заполняемые в целях валютного контроля:

    — гр. 9 – наименование участника ВЭД, ИНН, адрес,

    — гр. 22 (первый подраздел) –код валюты контракта, указанный в УНК,

    — гр. 22 (второй подраздел) и гр.42 – по возмездным поставкам заполняются, а по безвозмездным поставкам проставляется «0»,

    — гр. 24 – код характера сделки и особенностей сделки, исходя из вида внешнеэкономического договора, на основании которого осуществлялась поставка товара,

    выбор кода характера сделки осуществляется из соответствующего раздела классификатора, то есть: исходя из анализа вида договора (если договор купли-продажи – из 1 раздела, если договор об оказании услуг – из 2 раздела, если договор аренды – из 4 раздела и т.д.)

    Видео (кликните для воспроизведения).

    — гр.44 – проверку необходимости либо отсутствия необходимости указания сведений об УНК.

    Требование о постановке на учет (регистрации) в уполномоченном банке уникального номера контракта не распространяется на валютные операции, если сумма обязательств по контрактам менее (в эквиваленте)

    — для импортных контрактов или кредитных договоров – 3 млн. рублей;

    — для экспортных – 6 млн. рублей.

    Типичные ошибки, рекомендации.

    1) Зачастую путают коды характера сделки в целом по контракту (сделке) и за декларируемую партию товара (например, вместо кода характера сделки «018» (безвозмездная поставка по возмездной сделке) указывают значение «058» (безвозмездная сделка), а товары перемещаются безвозмездно в рамках возмездного договора, по которому зарегистрирован УНК (на безвозмездную сделку УНК не регистрируется) и др.

    2) Инструкцией о порядке заполнения ДТ в графе 44 указание даты паспорта сделки (ПС) (с 01.03.2018 года – УНК) не предусмотрено.

    3) В правой части графы 24 неверно заявляется код особенности внешнеэкономической сделки, на которые не распространяется требование о регистрации уникального номера контракта — УНК (требование о постановке на учет: свыше или равно 3 млн. руб. для импортных и свыше 6 млн. руб. или равно – для экспортных контрактов) должно быть значение «06», вместо «00» (без особенностей).

    4) При декларировании нескольких товаров в одной ДТ указывают разные номера ПС/УНК.

    5) В пятой части номера УНК проставляют «0», вместо необходимых значений «1» или «2».

    По возникающим вопросам можно обратиться в отдел валютного контроля таможни по телефону: (4812) 20 10 67, 20 10 44

    В чем суть валютного контроля в таможенных органах?

    Валютный контроль в таможенных органах представлен несколькими задачами. Расскажем о них подробнее в этом материале.

    Контроль за расчетами в валюте при экспорте и импорте

    Основным документом, который подтверждает выполнение участником международного контракта со стороны РФ требования ВК, является паспорт сделки. Банк участника-резидента оформляет данный документ в 2 экземплярах по единым правилам оформления, установленным Банком России. Визируя со своей стороны паспорт сделки, уполномоченный банк принимает:

    • при экспорте — обязательства по расчетному обслуживанию сделки и по контролю за полным и своевременным поступлением валютных средств на счета экспортера;
    • при импорте — обязательства по расчетному обслуживанию и по контролю за полными и своевременными расчетами импортера с зарубежными контрагентами

    Орган ФТС, принимая к оформлению пересекающий границу товар, требует заверенную копию паспорта сделки. При этом:

    • При экспорте — выполняет обязательную проверку соответствия сведений в паспорте, контракте и грузовой таможенной декларации. Если заверенная копия паспорта не представлена или же имеются нестыковки с остальной документацией — таможенный выпуск разрешен не будет.
    • При импорте — орган ФТС также производит сверку данных документов на товар и паспорта. Если копия паспорта по каким-либо причинам не представлена — импортный товар задерживается на таможне до решения вопроса с паспортизацией.

    ВАЖНО! Паспорт сделки можно не оформлять в случаях, когда общая сумма по контракту не превышает эквивалент в 50 тыс. долл. США (указание ЦБ РФ от 29.12.2010 № 2557-У).

    Если при проводимой проверке на таможне выявлены факты, которые могут указывать на попытку резидента обойти валютное законодательство, то таможня оперативно передает информацию об этом в Банк России и в правоохранительные органы для принятия соответствующих мер.

    Со своей стороны, уполномоченные банки обмениваются с органами ФТС информацией о движении денежных средств по счетам сторон международного контракта.

    Цели и задачи валютного контроля в таможне

    Цели валютного контроля (далее ВК) для таможенных органов поставлены в законе «О таможенном регулировании» от 27.11.2010 № 311-ФЗ. По данному ФЗ целями являются:

    • обеспечение выполнения РФ международной правовой и договорной базы в сфере таможенного дела;
    • обеспечение экономической безопасности РФ;
    • обеспечение прав и интересов лиц в деятельности, связанной с перемещением через границу РФ товаров.

    Как видим, эти цели во многих аспектах тесно переплетаются с валютными правоотношениями, которые регулируются соответствующим законодательством РФ.

    Подробнее о системе регулирования правоотношений в сфере обращения валютных ценностей и об участниках этой системы читайте: «ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле».

    ВАЖНО! Законом от 03.07.2016 № 285-ФЗ внесены изменения в закон «О валютном регулировании» от 10.12.2003 № 173-ФЗ. В свете этих изменений ФТС РФ с 01.01.2017 получает статус органа ВК (до 2017 года ФТС относилась к агентам ВК).

    В плане именно ВК сами таможенники определяют основную свою цель как противодействие нелегальным схемам вывода валют и валютных ценностей из РФ (см. материалы брифинга Управления торговых ограничений, валютного и экспортного контроля ФТС России от 11.05.2016 по теме «Противодействие незаконному выводу денежных средств, наличных денег и денежных инструментов за рубеж»).

    Читайте так же:  Подтверждение отсутствия задолженности по налогу

    К достижению данной цели ФТС ведет решение таких задач:

    • контроль за валютными расчетами при экспортно-импортных сделках;
    • контроль за товарами, перемещаемыми через границу при бартере;
    • контроль за движением через границу РФ валютных ценностей и наличных валют.

    Остановимся на этих задачах подробнее.

    Контроль таможенной стоимости при бартере

    В заключение — несколько слов о контроле стоимости товаров при бартере. При бартерных сделках отделения таможни также проводят оценку рыночной стоимости пересекающих границу товаров в обе стороны. Если товар вывозится через одно отделение, а ввозится через другое — отделения обмениваются информацией. Сомнительным моментом, требующим разбирательств, будет считаться несовпадение оценочной стоимости вывозимых и ввозимых товаров в рамках одного контракта.

    ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Существуют различия в проведении таможенных процедур в общем порядке и для участников, являющихся резидентами стран, входящих в Таможенный союз ЕАЭС. В отношении последних таможенники ограничиваются проведением камеральной проверки.

    Итоги

    Таможенные органы играют существенную роль в области ВК. Часто информация, полученная при оперативных таможенных процедурах, становится основой для дальнейших проверочных мероприятий и выявления нарушений законодательства РФ в сфере валютных правоотношений.

    Отдел валютного контроля Ростовской таможни на защите экономических интересов страны

    Нарушения валютного законодательства посягают на базисные внешнеэкономические отношения, от уровня развития которых зависит стабильность торгового баланса страны. Именно поэтому валютный контроль остается одним из ключевых направлений деятельности таможенных органов.

    За 10 месяцев 2017 года отделом валютного контроля Ростовской таможни проведено 104 проверки, по результатам которых возбуждено 87 дел об административных правонарушениях на сумму 377 миллионов рублей. Выявлено 11 признаков уголовных преступлений, ответственность за которые предусмотрена статьей 193 Уголовного кодекса Российской Федерации, на сумму 5 миллиардов рублей.

    Деятельность в статусе органа валютного контроля подразумевает тесное взаимодействие отдела валютного контроля с правоохранительными подразделениями, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность и дознание. Проводится аналитическая работа, направленная на выявление участников ВЭД, аффилированных с лицами, в отношении которых по результатам проверок были выявлены признаки уголовных преступлений, предусмотренных статьями 193 и 193.1 УК РФ. Например, по результатам проверки в отношении одной из фирм выявлены нарушения валютного законодательства на сумму, эквивалентную 20 миллионам рублей, возбуждены дело об административном правонарушении и уголовное дело в отношении руководителя, при этом в ходе оперативно-розыскных мероприятий, к которым были привлечены правоохранительные подразделения, были выявлены два аффилированых юридических лица, в отношении которых в настоящее время проводятся проверочные мероприятия. По обоим участникам ВЭД материалы направлены в правоохранительные подразделения таможни с признаками уголовных преступлений, предусмотренных статьей 193 УК РФ.

    В рамках взаимодействия с налоговыми органами ведется работа по выявлению юридических лиц, имеющих признаки недействующих (фирм-однодневок), создаваемых путем использования подставных физических лиц и иных недостоверных сведений в целях совершения сомнительных валютных операций. В текущем году в территориальные налоговые органы направлена информация о более чем тридцати юридических лицах, отвечающих признакам недействующих.

    Федеральная таможенная служба (ФТС России)

    Федеральная таможенная служба (ФТС России)
    Код федерального таможенного органа 10000000
    Адрес:121087, Москва, Новозаводская ул., д. 11/5, Телетайп 611385 VETO RU

    Адреса
    Главное здание:
    121087, Москва, Новозаводская ул., д 11/5.

    Здание на Комсомольской площади:
    107140, Москва Комсомольская площадь, д. 1 а.

    Здание на Садово-Сухаревской улице:
    107842, Москва, Садово-Сухаревская ул., д.9, стр.2.

    Приемная ФТС России, часы приема граждан:
    понедельник, вторник, среда, четверг: с 9-30 до 17-30;
    пятница с 9-30 до 16-30

    Телефоны
    Приемная ФТС России: +7 (499) 449-7675
    Справочная телефонная служба ФТС России: +7 (499) 449-7771
    Справочная по документам, направленным в ФТС России: +7 (499) 449-7235, факс: +7 (495) 913-9390, +7 (499) 449-7300 (оба номера — для направления факсов), + 7 (499) 449-7305 (проверка прохождения факса)
    Единая служба технической поддержки ФТС России: +7(499) 449-78-66, e-mail: [email protected]
    Центр телефонного обслуживания по вопросам предоставления госуслуг: +7 (495) 740-1818
    Телефон доверия ФТС России: +7 (499) 449-7997

    Банковские реквизиты
    Банковские реквизиты, открытые ФТС России в Межрегиональном операционном управлении Федерального казначейства лицевых счетов в Первом операционном управлении Банка России:
    ИНН 7730176610
    наименование банка: Операционный департамент Банка России, г. Москва;
    БИК банка 044501002

    Руководитель БУЛАВИН Владимир Иванович.
    Приемная: (499)449-7121,449-7050

    Первый заместитель руководителя ДАВЫДОВ Руслан Валентинович
    Приемная: (499)449-7157,449-7179,449-7270

    Заместитель руководителя СТРУКОВ Андрей Борисович
    Заместитель руководителя МОСКАЛЕЦ Андрей Александрович
    Заместитель руководителя ТЕРЕЩЕНКО Денис Викторович
    Заместитель руководителя ИВИН Владимир Владимирович
    Заместитель руководителя ГУБАЙДУЛИН Олег Галинурович
    Заместитель руководителя ЯГОДКИНА Елена Владимировна

    СТРУКТУРНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ФТС РОССИИ

    ГЛАВНОЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ИНСПЕКТОРСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ (АППАРАТ РУКОВОДИТЕЛЯ ФТС РОССИИ)
    Начальник
    КУЗЬМИНОВ Иван Александрович
    т. (499) 449-7242

    ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
    Начальник
    ПЕСЧАНСКИХ Георгий Владимирович
    (499) 449-7842

    ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ТАМОЖЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ И ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ
    Начальник
    Жуков Дмитрий Борисович
    (499) 449-7003

    ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПО БОРЬБЕ С КОНТРАБАНДОЙ
    Начальник
    ЮДИНЦЕВ Андрей Андреевич
    (499)449-7281

    ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ТЫЛОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
    Начальник
    ЗАВГОРОДНИЙ Олег Алексеевич
    (499) 449-2420

    ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ТАМОЖЕННЫХ ДОХОДОВ И ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
    Начальник
    СЕМАШКО Сергей Александрович
    (499)449-7707

    ГЛАВНОЕ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ
    Начальник
    ВАХНЯК Юрий Орестович
    (499) 449-7203

    ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ
    Начальник
    СЕЛЕЗНЕВ Валерий Иванович
    т. (499) 449-7271

    УПРАВЛЕНИЕ ТАМОЖЕННЫХ РАССЛЕДОВАНИЙ И ДОЗНАНИЯ
    Начальник
    КИЗЛЫК Александр Петрович
    (499) 449-8716

    ПРАВОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ
    Начальник
    ЗАРЕМБО Сергей Александрович
    (499) 449-8352

    УПРАВЛЕНИЕ ТОРГОВЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ, ВАЛЮТНОГО И ЭКСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ
    Начальник
    ШКЛЯЕВ Сергей Владимирович
    (499) 449-7244

    Читайте так же:  Возврат налога за лечение какие сроки

    УПРАВЛЕНИЕ ДЕЛАМИ
    Начальник
    ИЩЕНКО Сергей Геннадьевич
    (499) 449-8429

    УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И КАДРОВ
    Начальник
    ХАНУТИН Сергей Евгеньевич
    (499) 449-7344

    УПРАВЛЕНИЕ ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ
    Начальник
    ВИНОКУРОВ Владимир Сергеевич
    (499) 449-7252

    УПРАВЛЕНИЕ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ
    Начальник
    МУРЫШОВ Дмитрий Николаевич
    (499) 449-7204

    УПРАВЛЕНИЕ ТАМОЖЕННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
    Начальник
    КОЗЫРЕВ Евгений Александрович
    (499) 449-7286

    КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
    Начальник
    ФЕДОТОВА Ольга Борисовна
    тел: (495) 604-5728, факс (495) 607-18-46

    УПРАВЛЕНИЕ ТОВАРНОЙ НОМЕНКЛАТУРЫ
    Начальник
    ВОЛКОВ Александр Николаевич
    (499) 449-7199

    АНАЛИТИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ
    Начальник
    ИВИН Владимир Владимирович
    (499) 449-7162

    43. Роль, функции и осуществление валютного контроля Государственным таможенным комитетом рф.

    Итак, валютное регулирование, как часть денежно-кредитной политики государства, направлено на достижение и поддержание экономической стабильности в обществе, обеспечение экономической безопасности, установление порядка проведения операций с валютными ценностями и реализуется через механизм валютных ограничений и валютного контроля.

    Валютный контроль осуществляется органами валютного контроля (Центральным банком РФ, Государственным таможенным комитетом (ГТК) РФ и Правительством РФ) и агентами валютного контроля (организациями, которые в соответствии с законодательными актами Российской Федерации могут осуществлять функции валютного контроля).

    ТК России дано определение компетенции таможенных органов в области валютного контроля: «Таможенные органы Российской Федерации осуществляют валютный контроль за перемещением лицами через таможенную границу Российской Федерации, за исключением периметров свободных таможенных зон и свободных складов, валюты Российской Федерации, ценных бумаг в валюте Российской Федерации, валютных ценностей, а также за валютными операциями, связанными с перемещением через указанную границу товаров и транспортных средств».

    Важным условием валютного контроля за осуществлением внешнеторговой деятельности является перемещение через таможенную границу Российской Федерации предметов внешнеторговой деятельности – товаров, работ, услуг, информации, результатов интеллектуальной деятельности.

    Объектами валютного контроля для таможенных органов являются: перемещение через таможенную границу Российской Федерации валюты Российской Федерации, ценных бумаг в валюте Российской Федерации, валютных ценностей, а также валютные операции, связанные с перемещением через указанную границу товаров и транспортных средств.

    В качестве субъектов валютного контроля выступают участники валютного рынка – физические и юридические лица, являющиеся резидентами и нерезидентами. Применительно к валютному контролю при экспорте товаров, субъектами являются участники внешнеэкономической деятельности – экспортеры и их контрагенты.

    Все таможенные органы осуществляют функции валютного контроля в пределах своей компетенции (ст. 10 ТК России). С этой целью в их составе действуют специально созданные структурные подразделения:

    в ГТК России – Управление валютного контроля;

    в региональных таможенных управлениях – отделы контроля таможенной стоимости и валютного контроля или отделы валютного контроля;

    в таможнях – отделы таможенного оформления и таможенного контроля, а также отделы контроля таможенной стоимости и валютного контроля, отделы валютного контроля;

    в таможенных постах – действуют таможенные инспекторы по валютному контролю.

    Какие нарушения можно выявить в отделении на таможне

    Участие таможенников в ВК позволяет выявлять и пресекать такие незаконные действия участников валютных правоотношений, как:

    • Нарушение обязанности резидентов по репатриации (реинвестированию) валютной выручки в РФ.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Коммерческая фирма «А» в 2015 году заключила контракт с европейским поставщиком на поставку в РФ оборудования на 8 млн евро. По контракту за рубеж был перечислен аванс в размере 4 млн евро. По факту через таможню на территорию РФ было ввезено оборудование только на 1 млн евро. В 2016 году истекли сроки, указанные в контракте, однако ситуация не изменилась. «Лишние» 3 млн евро не были ни возвращены, ни покрыты товарной поставкой. Отделение таможни передало информацию правоохранительным органам. В результате дополнительных мероприятий было выявлено, что по указанному адресу фирма-резидент не находится, складских помещений ни в собственности, ни в аренде не имеет, ввезенное оборудование или документы по его законной перепродаже представить не может. Таким образом, обстоятельства в части незакрытого аванса в 3 млн евро были расценены как вывод за рубеж валютных средств в особо крупном размере. Против руководителя фирмы по данному факту было возбуждено уголовное дело по ст. 193 УК РФ «Уклонение от обязанности по репатриации валютной выручки».

    • Схемы вывода валютных средств из РФ путем завышения стоимости импортных контрактов. Принцип работы с такими схемами похож на описанный выше, только таможня в целях выявления подобных схем проводит экспертизу товара на предмет выявления его реальной рыночной стоимости. Если в контракте указана стоимость, явно превышающая среднюю рыночную, таможня оперативно информирует об этом Банк России, который блокирует платежи в адрес поставщика по такому контракту до проведения комплекса проверочных мероприятий.
    • Сокрытие экспортной выручки. Получение информации при этом происходит тоже в результате активного обмена сведениями между банками и таможней.

    Фирма «Б» в 2015 году произвела поставку товаров зарубежному партнеру на сумму 500 тыс. долл. США, что подтверждает отделение ФТС. Оплата от партнера поступила в размере 450 тыс. долл. США. Сроки исполнения обязательств по контракту истекли, фирма никаких действий по взысканию остатка контрактной суммы не предприняла. Банк инициировал проверку сведений о зарубежных счетах фирмы «Б» и обнаружил, что остаток средств по контракту в 50 тыс. долл. поступил на счет представительства фирмы за рубежом напрямую от покупателя «для финансирования деятельности представительства». На руководство фирмы было наложено взыскание по ст. 15.25 КоАП РФ «Нарушение валютного законодательства».

    • Выявление нарушений при перемещении валютных ценностей и наличных валют. С данным направлением деятельности таможни знакомо, наверное, большинство граждан РФ, т. к. с подобной деятельностью, касающейся физических лиц, сталкивался любой, кто выезжал за рубеж или возвращался оттуда с дорогими покупками. Поэтому подробно останавливаться на нем не будем. Отметим только, что для юрлиц действуют иногда еще более суровые правила перемещения через границу некоторых категорий валютных ценностей (драгметаллов, драгоценных камней), чем для «физиков».

    44. Роль, функции и осуществление валютного контроля Банком России.

    Источники

    Отдел валютного контроля таможни
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here