Оценка эффективности внутреннего финансового контроля

АНАЛИЗ ПРЕДПРИЯТИЯ ОНЛАЙН

помогу найти финансовую отчетность компании, составить сводные таблицы, диаграммы и описать анализ деятельности предприятия на примере

Оценка эффективности внутреннего контроля предприятия

Оценка внутреннего контроля

В АО «ВИС» проверка проведена выборочным методом. Контрольные действия производились путем документального изучения финансовых и хозяйственных операций, совершенных предприятием в проверяемый период. Изучены бухгалтерские, статистические отчеты иные отчеты о выполнении работ. Проведен анализ и дана оценка полученной из них информации:

1. В хозяйственном ведении АО «ВИС» в 2019 году находилось 3 собственных котельных. Покупка тепловой энергии для передачи осуществлялась у 3-х энергоснабжающих организаций.

2. В течение длительного периода (год, более года) действенные меры по реализации неэксплуатируемых транспортных средств не принимались, что привело к неэффективному расходованию средств по уплате транспортного налога в сумме 36,5 тыс. руб.

3. В отсутствие специализированной техники и необходимостью расходования средств на привлечение ее у сторонних подрядных организаций предприятие нерационально использовало средства в сумме 986,56 тыс. руб. на приобретение транспорта для административного персонала.

4. Не утвержден порядок пользования услугами корпоративного такси, а также перечень должностей сотрудников, имеющих право пользования данными услугами.

5. Возможности установленного на автомашинах Аппаратно-программного комплекса «АвтоТрекер» не используются. Средства за 2019 год на его обслуживание в сумме 39,0 тыс. руб. оплачены неэффективно.

6. На предприятии используются две аналогичные информационно-правовые системы «Консультант Плюс» и «Гарант». Средства на оплату услуг «Гарант» считаем неэффективным расходованием в размере 118,2 тыс. руб.

7. Сделать вывод об обоснованности расходов в размере 900,0 тыс. руб. на оплату страховой премии по договору добровольного медицинского страхования граждан в отсутствие подтверждающих документов об оказанных услугах не представляется возможным.

8. Необходимость заключения договора на оказание услуг по взысканию дебиторской задолженности с физическим лицом Даньшиным В.И. не подтверждена, следовательно, средства в размере 74,5 тыс. руб. потрачены необоснованно и неэффективно.

9. Оплата покупателями тепловой энергии (населением и иными потребителями), является основным источником дохода предприятия. Задолженность по платежам влечет за собой несвоевременную оплату предприятием поставщикам за поставленную тепловую энергию.

Оценка системы внутреннего контроля

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

На основе бухгалтерской финансовой отчетности отдел внутреннего контроля провел анализ динамики основных технико-экономических показателей деятельности АО «ВИС» за последние 3 года (табл. 20).

Таблица 20 — Основные технико-экономические показатели АО «ВИС» за 2017-2019 гг.

Оценка эффективности внутреннего финансового контроля

Наименование нормативно-правового актаКраткая характеристика1. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) (части первая, вторая и третья) (с изм. и доп. от

Введение риск-ориентированного подхода оценки как системы внутреннего контроля (СВК). Методология выявления взаимосвязей аудиторских рисков и СВК. Внешняя оценка эффективности внутреннего контроля. Основные этапы обзорной проверки процедур планирования.

Рубрика Менеджмент и трудовые отношения
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 08.06.2018
Размер файла 31,8 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

УДК 336.225.673 (574)

Оценка эффективности внутреннего контроля

Костанайский государственный университет

имени А. Байтурсынова

В связи с введением риск-ориентированного подхода актуальность оценки как системы внутреннего контроля (СВК) в целом, так и ее отдельных элементов возросла в силу необходимости рассматривать аудиторские риски и элементы СВК во взаимосвязи, однако методология выявления таких взаимосвязей не проработана должным образом. В данной ситуации необходим универсальный инструмент анализа СВК, способный увязать элементы бухгалтерской (финансовой) отчетности и элементы системы внутреннего контроля.

Ключевые слова: система внутреннего контроля, эффективность, аудитор, риск, показатели, процедуры контроля, оценка.

Современная система внутреннего контроля компании, имеющей в своем составе службу внутреннего контроля, является одним из незаменимых инструментов руководства при организации корпоративного управления и контроля. Эффективная работа службы внутреннего контроля и контроля (СВК) позволяет менеджерам принимать правильные решения, направленные на соблюдение требований законодательства и внутренних регламентов компании, сохранность активов, обеспечение достоверности всех видов отчетности, предотвращение, оперативное выявление и минимизацию внутренних и внешних рисков; обеспечение эффективности финансово-хозяйственной деятельности и совершенствование управления компанией [1, с.13].

Эффективность внутреннего контроля можно оценивать с двух позиции:

1) внутренней, т.е. с точки зрения руководства компании, руководителей филиалов и других подразделений, финансовых менеджеров;

2) внешней, т.е. с точки зрения партнеров, поставщиков, покупателей и других заинтересованных сторон. Большинство руководителей и специалистов компаний, имеющих службы внутреннего контроля, сходятся во мнении о том, что внутренний контроль можно считать эффективным, если, с одной стороны, отчеты о результатах проверок внутренних контролеров представляют ценную информацию высшему руководству, а с другой — ресурсы, используемые при осуществлении внутреннего контроля, минимальны. Поэтому для оценки эффективности каждая компания должна осуществлять мониторинг выполнения разработанных программ внутреннего контроля, результатов проверок, отзывов контролеров и деятельности подразделений [2, с.21].

Внешняя оценка эффективности внутреннего контроля производится обычно в результате проверок третьей стороной: аудиторскими организациями, налоговыми органами и др. Выявление нарушений, ошибок, фактов искажения отчетности или мошенничества внешними аудиторами при наличии в компании службы внутреннего контроля и контроля указывает на неэффективную работу внутренних контролеров и слабость системы внутреннего контроля компании.

Читайте так же:  Пришел налог на землю на ребенка

В настоящее время не существует типового решения по созданию системы показателей качества, эффективности, полезного результата работы СВК.

С точки зрения контролеров, СВК может считаться эффективной, если она, с одной стороны, своевременно предупреждает руководство о возникновении недостоверной информации, а с другой — выявляет искажения в течение ограниченного времени после их возникновения.

В настоящее время имеющиеся рекомендации и разъяснения по оценке риска средств внутреннего контроля недостаточно структурированы, что затрудняет их применение в практической деятельности [3, с.18].

Концептуальный подход к оценке системы внутреннего контроля можно свести к следующим утверждениям:

-риск средств внутреннего контроля оценивается на уровне подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности в целом в разрезе конкретных обнаруженных аудитором рисков;

-при оценке аудиторских рисков аудитор должен выявить отдельные средства внутреннего контроля, которые способны предотвратить или исправить искажение на уровне предпосылок подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности для групп однотипных операций, остатков по счетам бухгалтерского учета и случаев раскрытия информации;

-аудитор получает понимание средств контроля и устанавливает соответствие между ними и предпосылками подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности в контексте процессов и систем, в которых они существуют;

-отдельные средства внутреннего контроля подлежат обязательной оценке в случае, когда аудитор признает связанный с этим элементом СВК риск значимым или планирует полагаться на надежность таких элементов в той или иной степени при проведении процедур аудиторских;

-особого рассмотрения заслуживают информационные системы, применяемые в хозяйственной деятельности, в особенности для ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Внедрение и применение новых стандартов аудита может вызывать затруднение у многих практикующих аудиторов и аудиторских организаций с точки зрения интеграции процедур, связанных с системой внутренних контролей и аудиторских процедур по существу. Для повышения эффективности данных процедур предлагается получать более глубокое понимание внутреннего контроля на основе интегрированной концепции COSO — комитета организаций-спонсоров Комиссии Тредвея (рис. 1).

Данный подход к выявлению средств внутреннего контроля, непосредственно связанных с обнаруженным риском, позволяет увязать бухгалтерскую (финансовую) отчетность и систему внутреннего контроля.

Более того, это позволит сэкономить время, не рассматривая элементы СВК, относящиеся к несущественным сальдо и оборотам, что повысит эффективность аудиторской проверки.

Далее необходимо оценить сам элемент внутреннего контроля. Такая оценка должна проводиться в три этапа:

— эффективность модели внутреннего контроля, то есть позволяет ли процедура как таковая выявлять и устранять соответствующие риски;

— эффективность внедрения процедуры контроля, то есть насколько правильно такая процедура имплементирована в хозяйственную деятельность коммерческой организации;

— операционная эффективность процедуры контроля, что требует оценки качества выявления и устранения целевых рисков установленной процедурой контроля.

Рисунок 1 — Схема оценки средств внутреннего контроля COSO

Эффективность модели внутреннего контроля можно оценить посредством анализа и осмысления рисковой ситуации и действий, которые выполняются для предотвращения ее наступления. Эта процедура целиком зависит от профессионального суждения аудитора. Для того чтобы минимизировать возможность неверного решения в отношении той или иной модели, целесообразно проводить оценку проделанной работы другим аудитором, задействованным в проверке [4, с.11].

Эффективность внедрения может быть оценена посредством получения аудиторских доказательств об исполнении процедуры контроля. На наш взгляд, к таким процедурам необходимо относить следующие инструменты (по возрастанию эффективности): наблюдение, документация, повторное выполнение.

В процессе исследования средств внутреннего контроля аудируемого лица аудитору, по нашему мнению, также необходимо протестировать элементы СВК, являющиеся важными с точки зрения аудиторской проверки. Это необходимо для того, чтобы снизить риск неверной классификации аудиторского риска по значимости, а также снизить риски того, что он будет пропущен или в недостаточной степени оценен.

Наблюдение представляет собой аудиторскую процедуру, когда аудитор непосредственно присутствует при осуществлении контрольного действия и может видеть результат эффективного срабатывания контроля.

Документирование дополняет предыдущий процесс тем, что аудитор может получить вещественное доказательство успешного функционирования контрольной процедуры и приобщить полученные доказательства к аудиторскому файлу (то есть к общему файлу или папкам, в которых будет содержаться полное документирование аудиторской проверки). Стоит отметить, что получить вещественное доказательство не всегда возможно, например, в случае если имеет место автоматизированный контроль и его результат не может быть выгружен из системы. К вещественным доказательствам можно отнести такие примеры документов, как отчет по сверке различного рода реестров, копии журналов выполнения операций и т.д. [5, с.34].

Повторное выполнение процедуры является самым весомым доказательством эффективного выполнения контроля, так как аудитор может лично инициировать срабатывание контрольного элемента СВК, имея возможность задавать различные условия для данной операции.

В случае если на каком-либо из этапов тестирования связанного с риском элемента СВК (модели контроля или его внедрения) он окажется неэффективным, то стоит переходить к общему случаю разработки плана ответных процедур по снижению выявленного риска до приемлемого уровня.

Если модель и внедрение элемента внутреннего контроля являются эффективными, то аудитор по своему усмотрению может принять решение о тестировании операционной эффективности. Такое решение может быть принято в случае, когда система внутреннего контроля организована и поддерживается на высоком уровне, руководство ведет непрерывный процесс отслеживания рисков и моделирует СВК согласно выявленным изменениям.

По нашему мнению, в условиях качественной СВК тестированию операционной эффективности подлежат все значимые и тривиальные риски, и делать это избирательно для отдельных рисков не имеет смысла. Однако в случае если аудитор может принять решение о тестировании операционной эффективности для всех выявленных рисков, то это означает сокращение объемов каждой аудиторской процедуры.

Читайте так же:  Нерезидент налог квартира

Когда и операционная эффективность будет подтверждена, это позволит применять сокращенный объем аудиторских процедур, так как риск существенного искажения бухгалтерской (финансовой) отчетности будет тем самым значительно снижен.

Так как варианты специфических процедур ответных действий по снижению рисков многообразны и способы и сочетания их применения зависят от каждой конкретной ситуации, то формализовать методику регулирования объема процедур можно только со стороны размеров выборок при детальном тестировании по существу.

Необходимо отметить, что тестирование элементов СВК необходимо осуществлять ежегодно, а не полагаться на прошлогодние данные (аудиторский файл). Это позволит не упустить произошедшие изменения во внутренней и внешней среде коммерческой организации и отследить соответствующие необходимые изменения в системе внутреннего контроля.

Область оказания услуг, к которой непосредственно относится аудиторская деятельность, подразумевает также непрерывный процесс оценки их качества как неотъемлемый фактор успешного функционирования бизнеса.

Таким образом, любая аудиторская организация обязана иметь в своем арсенале инструменты оценки качества предоставляемых услуг. С другой стороны, такие мероприятия позволяют снизить общий аудиторский риск в отношении каждого аудируемого лица[6, с.20].

Задокументированные процедуры планирования аудиторской проверки должны быть проверены независимым компетентным лицом. Для систематизирования данного процесса каждый рассматриваемый элемент раздела перечня должен быть оценен на основе ключевых характеристик, подтверждающих качество выполненной аудиторской процедуры или обозначенного суждения.

К таким характеристикам, по нашему мнению, относятся следующие утверждения:

— работа была проведена в соответствии с внутренними профессиональными стандартами и другим применимым нормативно-правовым регулированием;

— проделанная работа соответствует сделанным заключениям;

— аудиторские доказательства, полученные в ходе процедур планирования аудиторской проверки, достаточны, чтобы подтвердить указанную оценку, глубину понимания, выводы.

— существенные вопросы были вынесены на обсуждение внутри аудиторской группы и с внешними специалистами, результаты были задокументированы и приняты к сведению.

Таким образом, каждый элемент контрольного перечня подвергается оценке по вышеприведенным пунктам. С целью повышения эффективности и объективности такой оценки необходимо использовать количественную составляющую. Условно предварительные оценки можно вывести из суммы полученных баллов за оценку элемента контрольного перечня по ключевым параметрам качества (табл. 1). После предварительной оценки процедур планирования контрольный перечень с комментариями передается руководителю аудиторской проверки для ознакомления и подготовки ответных комментариев по вынесенным замечаниям.

Таблица 1 — Бальная система оценки процедур планирования

Особенности оценки эффективности внутреннего финансового аудита

Автор: И.С. Егорова, канд. экон. наук, доцент Департамента учета, анализа и аудита ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», член экспертного совета СРО РСА, e-mail: [email protected]
Источник: Журнал “АУДИТОР” №4-2018
Опубликовано: 11 мая 2018

Статья посвящена вопросам оценки эффективности использования средств, выделенных на осуществление внутреннего финансового аудита, а также проблемам определения показателей эффективности и их идентификации, при этом основной акцент сделан на особенности определения показателей эффективности использования государственных ресурсов.

В рамках аудита в настоящее время как в российской, так и в международной практике важнейшее значение приобретает оценка эффективности вложенных средств. Несмотря на то, что согласно стандартам ау­диторской деятельности пользователь не дол­жен принимать мнение аудитора как под­тверждение эффективности ведения дел руководством экономического субъекта, дан­ная оценка является одной из основных при принятии управленческих решений. Кроме того, оценка эффективности является перво­степенной при осуществлении внутреннего контроля и внутреннего аудита в соответ­ствии с профессиональными стандартами деятельности.

При определении понятия «эффектив­ность» его нередко отождествляют с поня­тием «эффект», что является неверным с позиций идентификации и определения данных понятий. ГОСТ ISO 9000-2011 «Меж­государственный стандарт. Системы менеджмента качества. Основные положения и сло­варь» трактует понятие эффективности (efficiency) как связь между достигнутым результатом и использованными ресурсами.

Вопросы аудита эффективности сегодня достаточно хорошо изучены применитель­но к оценке использования государственных средств как при осуществлении государ­ственного аудита, так и при определении системы ключевых показателей эффектив­ности для госкомпаний. Аудит эффектив­ности занимает одно из основных мест в видовой структуре контрольных меропри­ятий, проводимых Счетной палатой, кото­рые в зависимости от поставленных целей и характера решаемых задач подразделя­ются на несколько видов, представленных на рис. 1.

В разное время термин «аудит эффектив­ности» в контексте эффективности исполь­зования государственных средств опреде­лялся по-разному. Так, в [16] аудит эффек­тивности определяется как новый вид конт­роля, призванный оценить результативность различных бюджетных расходов и их влия­ние на социально-экономическое положение страны и отдельных регионов, в [14] — как разновидность финансового контроля госу­дарственных средств, осуществляемого путем проведения проверок деятельности органов государственной власти, других распоряди­телей и получателей государственных средств в целях определения эффективности исполь­зования ими государственных средств, полу­ченных для выполнения возложенных на них функций и поставленных задач.

С.Н. Рябухин под аудитом эффективно­сти государственных расходов понимает систематизированную, целенаправленную, организованную и объективную проверку деятельности органов государственной вла­сти в части расходования финансовых средств и сохранности государственного имущества. Также автор подчеркивает, что аудит эффективности может рассматривать­ся как одно из направлений деятельности государственной организации или же функ­ционально ориентированная область ис­пользования бюджетных средств, охваты­вающая ряд ведомств и организаций [11].

По мнению И.А. Зуевой, аудит эффектив­ности государственных расходов — это со­временная форма финансового контроля, играющая существенную роль в структуре учета в рамках государственной контроль­ной системы и имеющая целью оценить на­правления и дать гарантии эффективной работы и экономного использования госу­дарственных ресурсов [12].

Читайте так же:  Документы в ходе выездной налоговой проверки

Е.Н. Синева отмечает, что аудит эффек­тивности является инструментом государ­ственного финансового контроля. Направ­ленность же аудита эффективности харак­теризуется, по мнению автора, не только оценкой эффективности, экономичности и рентабельности управленческой деятель­ности, но и выработкой рекомендаций по устранению нарушений и дальнейшему повышению результативности использова­ния бюджетных средств [15].

М.П. Афанасьев называет аудит эффек­тивности новой ступенью развития систе­мы государственного финансового контро­ля, которая представляет собой независи­мую проверку, осуществляемую государ­ственными органами внешнего контроля в целях оценки результативности и эконом­ности процесса расходования бюджетных средств и управления государственной соб­ственностью [5].

Ф.В. Голубев считает, что аудит эффек­тивности — это проверка экономичности, продуктивности и результативности, с ко­торыми проверяемая организация исполь­зует имеющиеся ресурсы [6].

В соответствии со статьей 160.2-1 Бюд­жетного кодекса целями внутреннего фи­нансового аудита являются: оценка надеж­ности внутреннего финансового контроля и подготовка рекомендаций по повышению его эффективности, подтверждение досто­верности бюджетной отчетности и соот­ветствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам Минфина России, а также подготовка предложений о повы­шении экономности и результативности использования бюджетных средств.

Ввиду особой актуальности, которую приобретают в настоящее время вопросы организации и методики проведения внут­реннего контроля и внутреннего аудита в государственном секторе экономики, це­лесообразно эффективность контрольных мероприятий рассматривать с двух позиций:

  • стандарта СГА 104 «Стандарт внешне­го государственного аудита (аудита). Аудит эффективности»;
  • стандарта внешнего государственного аудита (контроля) СГА 311 «Проверка и ана­лиз эффективности внутреннего финансо­вого аудита».

Предназначение у этих стандартов раз­ное — в первом охарактеризованы подходы к определению эффективности использо­вания государственных средств в объектах внешнего государственного аудита, во вто­ром приведено методологическое обеспе­чение проверки и анализа эффективности внутреннего аудита Счетной палатой Рос­сийской Федерации.

В СГА 311 рассматриваются общие по­ложения, содержание внутреннего финан­сового аудита, предмет, цели, задачи, мето­дика проведения проверки и анализа эф­фективности внутреннего финансового аудита.

К документу прилагаются типовые таб­лицы для занесения в них результатов про­верок в целях дальнейшего анализа и полу­чения результатов, свидетельствующих о состоянии внутреннего финансового ау­дита. Основные цели, задачи, этапы орга­низации и проведения проверки и анализа системы внутреннего финансового контро­ля согласно Стандарту внешнего государ­ственного аудита (контроля) СГА 311 «Про­верка и анализ эффективности внутренне­го финансового аудита» представлены на рис. 2.

СГА 311 используют члены Коллегии Счетной палаты, инспекторы и иные со­трудники аппарата Счетной палаты:

  • при проверке исполнения федеральных законов о федеральном бюджете и бюдже­тах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации за отчетный финан­совый год;
  • при проведении в главном администра­торе бюджетных средств, администраторе бюджетных средств самостоятельных тема­тических контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, включающих в себя или направленных на проверку и анализ эффективности внутреннего финансового аудита.

Проверка и анализ внутреннего финан­сового контроля осуществляются в два этапа:

  • на первом этапе оценивается, прове­ряется и анализируется подготовленность системы внутреннего финансового аудита к выполнению стоящих перед ней задач;
  • на втором этапе изучаются и анализи­руются результаты функционирования сис­темы внутреннего финансового аудита, оценивается эффективность стоящих перед ней задач.

В целях реализации каждого этапа в СГА 311 предусмотрен список вопросов, позволяющих получить количественные оценки эффективности системы внутрен­него финансового аудита для последующе­го их анализа. Выводы, сформулированные в ходе анализа результатов проверки с по­мощью заполнения соответствующих таблиц и получения количественных оценок, гово­рят об эффективности или неэффективно­сти системы внутреннего контроля. Таким образом, по существу, в СГА 311 представ­лена доступная и удобная схема оценки системы внутреннего финансового аудита, но в то же время он не позволяет оценить эффективность использования выделяемых на осуществление внутреннего финансово­го аудита государственных средств.

В этой связи в данной статье предлага­ется ряд показателей, которые могут быть использованы при подготовке предложений о повышении экономности и результатив­ности использования бюджетных средств в рамках осуществления внутреннего фи­нансового аудита. В качестве оценочных нами рекомендуется применение трех по­казателей, а именно: экономности, продук­тивности, результативности [1] .

[1 ] Егорова И.С. Особенности аудита эффективности: пробле­мы идентификации и осуществления // Аудитор. — 2017. — № 1.

Экономность характеризуется достиже­нием заданных результатов с использова­нием наименьшего объема федеральных и иных ресурсов, поэтому условие эконом­ности использования федеральных и иных ресурсов на осуществление внутреннего аудита в формализованном виде можно представить следующим образом:

При этом под Р1 можно понимать до­полнительно разработанные в рамках сис­темы внутреннего контроля результаты оценки эффективности использования фе­деральных и иных средств дополнительно к максимально возможным.

Для оценки результативности исполь­зования федеральных и иных ресурсов на осуществление внутреннего финансо­вого аудита можно воспользоваться формой рабочего документа, представленного в табл. 3.

Анализ различных показателей эффектив­ности использования федеральных и иных ресурсов на осуществление внутреннего ау­дита позволяет сделать вывод, что показа­телем эффективности по сути является только показатель продуктивности, пока­затели же экономности и результативности являются показателями эффекта.

Предлагаемая форма рабочего документа оценки результативности федеральных и иных ресурсов на осуществление внутреннего финансового аудита (составлено автором)

Обозначение, методика расче­та

Отклонение, тыс. руб.

Объем федеральных и иных ресурсов на осуществление внутреннего финансового аудита, тыс. руб.

Оценка эффективности внутреннего финансового контроля

Наименование нормативно-правового актаКраткая характеристика1. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) (части первая, вторая и третья) (с изм. и доп. от

Оценка эффективности внутреннего финансового контроля

Другие дипломы по предмету

Основу механизма управления финансовой деятельностью предприятия составляет финансовый контроль. В современных рыночных условиях предприятия все больше внимания уделяют финансовому контролю, как основному методу управления финансами.

Читайте так же:  Перечень документов для оформления имущественного налогового вычета

Финансовый контроль — это процесс проверки исполнения и обеспечения реализации управленческих решений в области финансовой деятельности с целью реализации финансовой стратегии и предупреждения кризисный ситуаций, приводящих к банкротству. Создание системы внутреннего финансового контроля является неотъемлемой частью построения системы управления предприятием с целью обеспечения его эффективности.

Цель дипломной работы — изучение теоретических и практических основ, проблем и перспектив развития внутреннего финансового контроля на предприятиях и выявление на этой основе путей оптимизации данного процесса.

Для достижения цели, нами были определены следующие задачи:

  1. исследовать цели и задачи внутреннего финансового контроля;
  2. рассмотреть показатели, характеризующие эффективность внутреннего финансового контроля;
  3. изучить нормативно-правовые акты, регулирующие внутренний финансовый контроль;
  4. ознакомиться с общей характеристикой ОАО «Лента» и проанализировать показатели финансово-хозяйственной деятельности за 2008-2010 гг.;
  5. проанализировать особенности, преимущества и недостатки внутреннего финансового контроля на ОАО «Лента»;
  6. разработать рекомендации по совершенствованию внутреннего финансового контроля на ОАО «Лента» и рассчитать их эффективность.
Видео (кликните для воспроизведения).

Объектом исследования в выпускной квалификационной работе является ОАО «Лента».

Предметом исследования в данной работе является финансово хозяйственная деятельность и эффективность внутреннего финансового контроля на ОАО «Лента».

В первой главе дипломной работы нами изучаются цели и задачи внутреннего финансового контроля, системы организации внутреннего финансового контроля, показатели, характеризующие эффективность контроля, нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность предприятия и организацию внутреннего финансового контроля.

Во второй главе рассматриваются история создания, структура управления, анализируется финансово-хозяйственная деятельность ОАО «Лента». В этой же главе исследуются особенности внутреннего финансового контроля на предприятии, и на основе выявленных тенденций анализируется эффективность финансового контроля.

В третьей главе дипломной работы предлагаются рекомендации по совершенствованию внутреннего финансового контроля и рассчитывается экономический эффект от внедрения мероприятий по совершенствованию внутреннего финансового контроля на ОАО «Лента».

Над изучением данной темы работали профессора Бланк И.А., Бочаров В.В., Стоянова Е.С., Ковалев В.В., Савчук В.П., Лытнева Н.А., Савицкая В.В. и др. При подготовке данной работы также были использованы издания периодической печати, нормативно-правовые акты, сайты сети Интернет, бухгалтерская отчетность ОАО «Лента» за 2008-2010 гг.

внутренний финансовый контроль

ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ внутреннего ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ

.1 Понятие и виды внутреннего финансового контроля

В составе механизма финансового менеджмента важная роль отводится системам и методам внутреннего финансового контроля.

Внутренний финансовый контроль представляет собой организуемый предприятием процесс проверки исполнения и обеспечения реализации всех управленческих решений в области финансовой деятельности с целью реализации финансовой стратегии и предупреждения кризисных ситуаций, приводящих к его банкротству.

Организация эффективно функционирующей системы внутреннего финансового контроля — это сложный многоступенчатый процесс, включающий следующие этапы.

. Критический анализ и сопоставление определенных для прежних условий хозяйствования целей функционирования организации, принятого ранее курса действий, стратегии и тактики с видами деятельности, размерами, организационной структурой, а также с ее возможностями.

. Разработка и документальное закрепление новой (соответствующей изменившимся условиям хозяйствования) деловой концепции организации, а также комплекса мероприятий, способного привести эту деловую концепцию к развитию и совершенствованию организации, успешной реализации ее целей, укреплению ее позиций на рынке.

. Анализ эффективности существующей структуры управления, ее корректировка.

. Разработка формальных типовых процедур контроля конкретных финансовых и хозяйственных операций.

. Организация отдела внутреннего аудита (или другого специализированного контрольного подразделения). При организации такого отдела необходимо учитывать основные требования к эффективности его функционирования.

Критерием эффективности системы внутреннего финансового контроля служит соблюдение принципов внутреннего контроля организации.

. Принцип подконтрольности каждого субъекта внутреннего контроля, работающего в организации.

. Принцип своевременного сообщения об отклонениях.

. Принцип ущемления интересов.

. Принцип заинтересованности администрации.

. Принцип компетентности, добросовестности и честности субъектов внутреннего контроля.

. Принцип приемлемости методологии внутреннего контроля.

. Принцип непрерывности развития и совершенствования.

Важным аспектом функционирования системы внутреннего финансового контроля является выполнение принципов данной системы, соблюдение которых повысит доверие к ней как внешних пользователей и ревизоров, так и внутренних пользователей данными контроля. Контроль необходимо осуществлять на основе четкого взаимодействия всех подразделений и служб организации. Совокупность указанных принципов является основанием эффективности системы внутреннего финансового контроля.

Внутренний контроль решает следующие задачи:

) контроль над состоянием активов и недопущение убытков;

) подтверждение выполнения внутрисистемных контрольных процедур;

) анализ эффективности функционирования системы внутреннего контроля и обработки информации;

) оценка качества информации, выдаваемой управленческой информационной системой.

Система финансового контроля включает в себя систему бухгалтерского учета, контрольную среду, отдельные средства контроля.

Система бухгалтерского учета состоит из учетной политики предприятия, структурного подразделения, ответственного за ведение учета и подготовку бухгалтерской отчетности, распределения обязанностей и полномочий между учетными работниками, организации подготовки, оборота, хранения документов, регистров, отражающих хозяйственные операции, порядка отражения этих операций, форм и методов обобщения данных регистров, средств автоматизации в ведении учета и подготовки отчетности.

Контрольная среда — это осведомленность и практические действия контролеров, направленные на установление и поддержание системы финансового контроля; включает в себя распределение ответственности и полномочий, порядок осуществления финансового контроля, внешние факторы. Правильное распределение полномочий даст оправданное и целесообразное разделение труда, сэкономит ресурсы, исключит дублирование функций, позволит полнее и тщательнее провести контроль.

Средства контроля — методы и правила, разработанные для получения уверенности, что совершенные операции зарегистрированы полностью, точно в соответствии с действующим законодательством, что все нарушения обнаруживаются быстро и ясны последствия данных нарушений — их влияние на достоверность данных учета и отчетности.

Читайте так же:  Дарить квартиру внуку налог

По форме проведения финансовый контроль делится на: предварительный, текущий (оперативный) и последующий.

Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций и имеет большое значение для предупреждения финансовых нарушений.

Текущий (оперативный) финансовый контроль производится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд и т. д.

Последующий финансовый контроль, проводимый путем анализа и ревизии отчетной финансовой и бухгалтерской документации для оценки результатов финансовой деятельности хозяйствующих субъектов, сопоставления финансовых планов и прогнозов с результатами оценки эффективности осуществления предложенной финансовой стратегии, сравнения финансовых издержек с прогнозируемыми и т. д.

По методам проведения, т. е. приемам и способам осуществления финансового контроля, различают — проверки, обследования, надзор, анализ финансовой деятельности, наблюдение (мониторинг), ревизии. Анализ финансовой деятельности как разновидность финансового контроля предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности, оценки финансового состояния и обеспеченности собственным капиталом, эффективности его использования.

Процедуры внутреннего контроля могут быть представлены в виде следующего алгоритма:

. определение и документальное закрепление порядка деятельности конкретного состава работников в процессе планирования и контроля на предприятии.

. определение первичных документов, в которых отражаются данные об исполнении соответствующими работниками своих функций и о реализации планов соответствующих финансовых или хозяйственных операций.

. выбор порядка движения документов.

. определение точек контроля для оценки различных аспектов реализации конкрет

Оценка эффективности внутреннего контроля

Оценка эффективности внутреннего финансового контроля

Другие дипломы по предмету

. выбор методов проведения контроля.

1.2 Оценка эффективности внутреннего финансового контроля

В финансовом менеджменте наибольшее распространение получили следующие группы аналитических финансовых коэффициентов, которые характеризуют эффективность внутреннего финансового контроля на предприятии.

. Коэффициенты оценки финансовой устойчивости предприятия позволяют выявить уровень финансового риска, связанного со структурой источников формирования капитала предприятия, а соответственно и степень его финансовой стабильности в процессе предстоящего развития. Для проведения такой оценки в процессе финансового анализа используются следующие основные показатели:

а) коэффициент автономии (КА).

КА= СК/К; КА= ЧА/А(1.1)

где СК — сумма собственного капитала предприятия;

ЧА — стоимость чистых активов предприятия;

К — общая сумма капитала предприятия;

А — общая стоимость всех активов предприятия.

б) коэффициент финансирования (КФ).

где ЗК — сумма привлеченного предприятием заемного капитала.

в) коэффициент задолженности (КЗ). Он показывает долю заемного капитала в общей используемой его сумме.

г)коэффициент текущей задолженности (КТЗ).

где ЗКК — сумма привлеченного предприятием краткосрочного заемного капитала.

д) коэффициент долгосрочной финансовой независимости (КДН).

КДН = (СК+ ЗКД )/ А(1.5)

2. Коэффициенты оценки платежеспособности (ликвидности) характеризуют возможность предприятия своевременно рассчитываться по своим текущим финансовым обязательствам за счет оборотных активов различного уровня ликвидности.

а) коэффициент абсолютной платежеспособности или «кислотный тест» (КАП).

КАП = (ДА +КФИ)/ОБк(1.7)

где ДА — сумма денежных активов предприятия;

КФИ — сумма краткосрочных финансовых инвестиций предприятия;

ОБк — сумма всех текущих финансовых обязательств предприятия.

б)коэффициент промежуточной платежеспособности (КПП).

КПП = (ДА +КФИ +ДЗ)/ОБк(1.8)

где ДЗ — сумма дебиторской задолженности всех видов (средняя или на определенную дату).

в)коэффициент текущей платежеспособности (КТП).

где ОА — сумма всех оборотных активов предприятия;

ТФО — сумма всех текущих финансовых обязательств предприятия.

. Коэффициенты оценки оборачиваемости активов характеризуют насколько быстро сформированные активы оборачиваются в процессе хозяйственной деятельности предприятия.

а) коэффициент оборачиваемости всех используемых активов в рассматриваемом периоде (КОа).

где ОР — общий объем реализации продукции в рассматриваемом периоде.

б)коэффициент оборачиваемости оборотных активов предприятия в рассматриваемом периоде (К00а).

где ŌĀ- средняя стоимость оборотных активов в рассматриваемом периоде (рассчитанная как средняя хронологическая).

в)период оборота всех используемых активов в днях (ПОа).

ПОа = Ā / ОРо; ПОа = Д/КОа(1.13)

где ОР0 — однодневный объем реализации продукции в рассматриваемом периоде;

Д — число дней в рассматриваемом периоде.

. Коэффициенты оценки оборачиваемости капитала характеризуют насколько быстро используемый предприятием капитал в целом и отдельные его элементы оборачиваются в процессе его хозяйственной деятельности.

а) коэффициент оборачиваемости всего используемого капитала в рассматриваемом периоде (КОк). Этот показатель определяется по следующей формуле:

где К-средняя сумма всего используемого капитала предприятия.

б)коэффициент оборачиваемости собственного капитала в рассматриваемом периоде (К0СК).

КО ск = ОР /Ск(1.15)

в)коэффициент оборачиваемости привлеченного заемного капитала в рассматриваемом периоде (К0ЗК)

КОзк = ОР / ЗК(1.19)

. Коэффициенты оценки рентабельности (прибыльности) характеризуют способность предприятия генерировать необходимую прибыль в процессе своей хозяйственной деятельности и определяют общую эффективность использования активов и вложенного капитала.

а) коэффициент рентабельности всех используемых активов или коэффициент экономической рентабельности (Ра).

где ЧП0-общая сумма чистой прибыли предприятия, полученная от всех видов хозяйственной деятельности, в рассматриваемом периоде;

б) коэффициент рентабельности собственного капитала или коэффициент финансовой рентабельности (Рск).

в) коэффициент рентабельности реализации продукции или коэффициент коммерческой рентабельности (Ррп).

Ррп = ЧПрп /ОР(1.22)

Оценка приведенных показателей в динамике за несколько лет характеризует эффективность финансового контроля и финансово хозяйственной деятельности предприятия в целом.

1.3 Нормативно-правовые акты, регулирующие внутренний финансовый контроль

Нормативно-правовые акты, регулирующие внутренний финансовый контроль предприятий приводятся в табл. 1.1.

Видео (кликните для воспроизведения).

Таблица 1.1 Нормативно-правовая база, регулирующая внутренний контроль предприятия

Источники

Оценка эффективности внутреннего финансового контроля
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here