Под финансовым контролем понимается

24. Финансовый контроль: понятие и значение.

Финансовый контроль – регламентированная нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных органов и организаций и иных хозяйствующий субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, а так же правильности и эффективности их использования.

Предмет финансового контроля:

— валютные и кассовые операции,

— операции с бюджетными средствами,

— бухгалтерская документация и т.д.

Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении проверяются,

во-первых, соблюдение установленного в области финансовой деятельности правопорядка всеми органами государственной власти и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и,

во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства и муниципальных образований. Он служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности. Требование соблюдения законности в финансовой деятельности имеет конституционную основу.

Цель финансового контроля: обеспечение законности и эффективности публичной финансовой деятельности, что выражается проверке соблюдения различных финансово-правовых режимов.

— обеспечение экономической безопасности государства при формировании денежных фондов государства,

— обеспечение надлежащего контроля за формированием государственных доходов и рациональное их использование,

— улучшение взаимодействия и координации деятельности контрольных органов в РФ,

— проверка исполнения финансовых обязательств перед государством и муниципальными образованиями, органами и физическими лицами,

— проверка целевого использования бюджетными получателями и распорядителями выделенных бюджетных средств,

— пресечение и предупреждение правонарушений в финансовой сфере.

Объектом финансового контроля являются денежные, распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в т.ч. в форме фондов денежных средств на всех уровнях и звеньях народного хозяйства.

Субъекты контроля могут быть различными. В их число входят органы государственной власти и управления (президент, правительство, парламент, налоговые, финансовые и специализированные контрольные органы), контрольно-ревизионные управления министерств и ведомств, финансово-экономические службы предприятий и организаций, аудиторские фирмы, неправительственные организации, а также граждане страны как налогоплательщики.

25. Виды и формы финансового контроля.

Финансовый контроль – регламентированная нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных органов и организаций и иных хозяйствующий субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, а так же правильности и эффективности их использования.

Вид финансового контроля – определенные направленные действия органов государственной власти по реализации основных задач финансового контроля.

1) по органу, осуществляющему контроль:

— контроль органов законодательной власти,

— контроль органов исполнительной власти,

— контроль муниципальных органов,

2) по времени проведения:

Форма финансового контроля – способ конкретного выражения и организации контрольных действий.

1) Фактический контроль.

2) Дистанционный контроль (запрос документов).

Финансы — что это, каковы их функции, как устроена система управления и контроля финансов

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Многие термины из области экономики даже на фоне их постоянного использования остаются не до конца уясненными. Причем это касается не только каких-то нюансов, но и основополагающих вещей, таких как финансы.

Сегодня мы поговорим про то, что такое финансы, какие функции на них возложены, как построена финансовая система, как и кем она контролируется. Все это будет рассказано максимально простыми словами с пояснения и отсылками к более полным материалам по теме.

Методы финансового контроля

Методы финансового контроля строго определены, а их содержание точно сформулировано.

  1. К основным методам относится обследование. Оно включает в себя сбор информации с последующим анализом, относительно определённого финансового вопроса. Цель обследования — решить, насколько целесообразны последующие расширенные проверки, и в каком объёме они должны проводиться;
  2. Ревизия — глубокая полная проверка с целью выявить нарушения, неэффективные операции;
  3. Мониторинг — перманентные проверки, они позволяют увидеть картину произошедших изменений.
  4. Надзор — контрольные проверки определенных предприятий, позволяющие определить, насколько они соблюдают фиксированные условия своей деятельности.

Система финансов

Под системой понимаются все сферы взаимоотношений, касающиеся финансов.

Российскую финансовую систему принято рассматривать как целое, состоящее из подсистем:

  1. Общегосударственные финансы:
    1. государственный бюджет, являющийся, по сути, финансовым планом доходов и расходов, составленным на определённый срок. Бюджет – это средство аккумулировать деньги и перераспределять их;
    2. внебюджетные фонды. Средства в них мобилизованы и имеют целевое назначение. Распоряжаются фондами федеральные власти. Средства обособлены от бюджета, так как их назначение уже предопределено.

Можно выделить социальные и экономические фонды; госкредит. Внутренний госкредит — от населения и кампаний, работающих в России, внешний — от зарубежных стран и корпораций. Формы кредита гос.займы, то есть ГКО и ОГЗС, и казначейские ссуды.

  • Местные финансы. Бюджеты, формирующиеся на уровне субъекта РФ или муниципалитета, а также внебюджетные фонды регионального значения.
  • Финансы хозяйствующих субъектов. Денежные средства организаций, предприятий, ИП, физ.лиц. Эти финансы децентрализованы, и экономические решения относительно их использования принимаются независимо.
  • Контроль финансов

    Он особенно важен для рыночных экономик, так как только он может решить следующие задачи:

    1. сформировать финансовую безопасность как на гос.уровне, так и на уровне отдельно взятого хозяйствующего субъекта;
    2. и общее стабильное функционирование системы финансов. Ресурсы должны использоваться рационально, результативно, в соответствии с законодательством.
    Читайте так же:  Возмещение расходов по гпх ндфл

    Целью контроля финансов считается компетентная и своевременная информация о том, как происходят управленческие процессы, как на макро, так и на микроуровне; выявление возможных недоработок или нарушений в сфере финансов.

    Контроль осуществляется государством, или негосударственными структурами (делится на аудиторский, общественный).

    Его виды при этом могут быть различными, например, таможенными, налоговыми.

    Формы

    финансового контроля могут различаться ещё по целому ряду признаков, например, по периоду осуществления контроль бывает текущим, предопределённым заранее, или запланированным на последующий период. По месту проведения его принято делить на камеральный или выездной, а по степени охвата – на сплошной и выборочный.

    Финансы — что это

    Многие считают, что финансы и деньги – это полные синонимы. Но на самом деле, смысл слова финансы – несколько глубже. Это – деньги в движении. Деньги — это средства, мы рассчитываемся деньгами за товар или услугу, оцениваем товар, храним их в банке или сейфе.

    Финансы же – это инструмент, с помощью которого можно приумножить деньги.

    Деньги позволяют зарабатывать другие деньги только тогда, когда не просто лежат в банковской ячейке, а «движутся», будучи куда-то вложенными.

    Термин финансы образован от латинского слова «financia», то есть «доход», и трактуется как все экономические отношения, возникающие при использовании, распределении, формировании денежных фондов.

    В русском языке есть и устойчивое понятие – финансировать, это значит – снабжать деньгами. Под «финансами» часто понимают научную дисциплину, изучающую денежные отношения.

    В современной трактовке определение может звучать так:

    финансы — это совокупность материальных ресурсов, выраженных в денежной форме. Ресурсы могут находиться во владении отдельного человека, хозяйственного субъекта, бизнеса, государства.

    Функции финансов

    Функции финансов определяются по-разному, в зависимости от экономической школы, их оценивающей.

    Так, московская экономическая школа выделяет такие функции:

    1. Распределительную. Деньги в виде внутреннего валового дохода распределяются и перераспределяются в разные отрасли и сектора.
    2. Контрольную. Контролируются процессы распределения с точки зрения законодательства.
    3. Стабилизирующую. Поддержание стабильности в экономике.
    4. Регулирующую. Воздействие государства на общество при помощи налогов, госкредитов, финансирования предприятий (что это?).
    5. Стимулирующую. Ударный труд, интересные и полезные идеи хорошо оплачиваются.

    Санкт-петербургская экономическая школа рассматривает функции финансов в другом ключе, как:

    1. осуществление расходов из бюджета;
    2. контроль исполнения.

    Финансовые рынки

    Финансовый рынок — это условное обозначение места, где ведётся торговля финансовыми активами. Наиболее часто таким местом становится биржа.

    Также под финансовым рынком понимается и сам механизм, дающий возможность торговать ценными бумагами и другими активами. Стоимость актива при этом определяет сам рынок.

    Рынки можно разделить на подкатегории:

    1. ценных бумаг или фондовый рынок (можно далее дополнительно разделить на рынок акций и облигаций);
    2. валютный;
    3. товарный;
    4. рынок недвижимости.

    Заключение

    В словосочетаниях «финансовая система» или «финансы предприятия» разговор идёт о деньгах, находящихся в движении.

    Если бы государство или предприятие оперировало понятием деньги, хаотично поступающими, и также хаотично расходуемыми, оно не могло бы организованно существовать. Поэтому и необходима финансовая система, а также финансисты, которые её формируют и обслуживают.

    5. Виды финансового контроля

    Специфика любого контроля как элемента управления — его вторичность: контролировать можно только то, что уже имеется независимо от контроля. Финансовый контроль не является сам по себе инструментом непосредственной организации финансовой деятельности. Он имеет целью устранение или предотвращение ошибок в этой деятельности или улучшение ее. Для осуществления контроля необходимы критерии, с которыми сравнивается действительность. Такие критерии определяются финансовым законодательством и другими правовыми нормами организации финансовой деятельности. Теоретической концепцией, определяющей сущность и организацию финансового контроля, является прежде всего отличие этих сравнительных критериев и границ вмешательства в финансовую деятельность различных структур контролирующих органов в различных государствах. Этим определяется и различие в системе органов финансового контроля и конкретных форм и методов их работы.

    Под финансовым контролем понимается наблюдение, определение или выявление фактического положения финансовых показателей деятельности по сравнению с заданными.

    В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают общегосударственный, ведомственный, внутрихозяйственный, общественный и независимый (аудиторский) финансовый контроль.

    Общегосударственный (вневедомственный) финансовый контроль осуществляют органы государственной власти и управления. Контролю подлежат объекты независимо от их ведомственной подчиненности.

    Ведомственный финансовый контроль проводят контрольно-ревизионные отделы министерств, ведомств. Эти органы осуществляют проверки финансово-хозяйственной деятельности подведомственных предприятий, учреждений.

    Внутрихозяйственный финансовый контроль проводится финансовыми службами предприятий, учреждений (бухгалтериями, финансовыми отделами). В их функции входит проверка производственной и финансовой деятельности самого предприятия, а также его структурных подразделений.

    Общественный финансовый контроль выполняют отдельные физические лица, на добровольных началах.

    Независимый финансовый контроль осуществляют аудиторские фирмы и службы. Объектом данного контроля является деятельность всех экономических субъектов.

    По времени проведения финансового контроля он подразделяется на:

    Предварительный финансовый контроль осуществляется на стадии рассмотрения и принятия решений по финансовым вопросам. Это касается прежде всего процесса определения объема финансовых ресурсов государства на планируемый период и их основной части, мобилизуемой в государственном бюджете, и их распределения между отдельными общественными потребностями и адресатами выделяемых финансовых ресурсов. Предварительный финансовый контроль необходимо осуществлять и на стадии разработки и приема законов и других нормативных актов по финансовым вопросам. Для этого нужна квалифицированная экспертная оценка финансовых результатов внедрения того или иного принимаемого решения. При этом предварительный контроль на основе глубокого анализа и просчета финансовых результатов обеспечивает объективность оценки целесообразности принимаемых решений.

    Читайте так же:  Налоговые льготы подоходного налога

    Предварительный контроль должен предшествовать расходованию финансовых ресурсов и принятию каких-либо решений по финансовым (и не только финансовым) вопросам. Он должен способствовать выбору наиболее экономичных решений, обеспечивающих наряду с наибольшей эффективностью использования финансовых ресурсов оптимальную сбалансированность стоимостных и натурально-вещественных пропорций и показателей экономического и социального развития общества. Как правило, предварительный финансовый контроль осуществляется высшими государственными органами власти.

    Текущий финансовый контроль — это контроль за оперативной текущей деятельностью, и он состоит в регулярной проверке соблюдения финансовой дисциплины, то есть соблюдения финансовых норм и нормативов и, прежде всего, соблюдения установленных показателей по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды. Этот вид финансового контроля оказывает наибольшее превентивное воздействие на процесс формирования и использования финансовых ресурсов во всех структурах общественного воспроизводства.

    Последующий финансовый контроль — это контроль за финансовыми результатами деятельности. Он обычно проводится либо по наступлении отчетного периода, либо по завершении определенных этапов деятельности с целью выявления ее эффективности. Последующий финансовый контроль — база для анализа и оценки не только эффективности использования финансовых средств, но и эффективности организации финансовой работы и применения конкретных финансовых норм и нормативов.

    Все названные виды финансового контроля проводятся и непосредственно финансовыми работниками структур, осуществляющих производственно-хозяйственную и финансовую деятельность, и владельцами капитала. Значение и роль их не изменяется, но сфера контроля ограничивается своим предприятием, учреждением, организацией, фирмой. Здесь акцент делается не на проверку соблюдения государственной финансовой дисциплины (хотя и этот участок работы является важным), а на оборот финансовых средств, его эффективность и отражение в учете и отчетности.

    Методы и формы финансового контроля (наблюдения, обследования, инспекции, ревизии) изучаются специальными финансовыми дисциплинами.

    Понятие и задачи финансового контроля

    Финансовый контроль – это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления (государства, предприятий, учреждений, организаций) с применением специфических форм и методов его организации. Он осуществляется законодательными и исполнительными органами власти всех уровней, а также специально созданными учреждениями и включает:

    контроль за соблюдением финансово-хозяйственного законодательства в процессе формирования и использования фондов денежных средств,

    оценку экономической эффективности финансово-хозяйственных операций и целесообразности произведённых расходов.

    Финансовый контроль в отличие от других видов контроля (экологического, санитарного, административного и др.) связан с использованием стоимостных категорий. Предметом проверок выступают такие финансовые (стоимостные) показатели, как прибыль, доходы, рентабельность, себестоимость, издержки, обращения, налог на добавленную стоимость, отчисления на различные цели и в фонды. Эти показатели носят синтетический характер, поэтому контроль за их выполнением, динамикой, тенденциями охватывает все стороны производственной, хозяйственной и коммерческой деятельности предприятий, а также механизм финансово-кредитных взаимосвязей. Объектом финансового контроля являются денежные, распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме фондов денежных средств на всех уровнях народного хозяйства.

    Финансовый контроль – это совокупность мероприятий проводимых субъектами контроля по проверке финансовых и связанных с ними операций, действий государственных органов власти, муниципальных образований, предприятий, а так же населения.

    Объектом финансового контроля является система денежных отношений (платежи в бюджет).

    Предмет финансового контроля:

    бюджетные показатели на всех этапах бюджетного процесса (составляется рассмотрение исполнения финансового бюджета);

    Финансовые показатели деятельности хозяйствующих субъектов;

    показатели, характеризующие денежно — кредитные отношения (расчеты, производимые через коммерческие банки);

    показатели страхового рынка.

    Цель финансового контроля содействие успешной реализации финансовой политики государства и хозяйствующих субъектов обеспечение эффективности процесса формирования, распределения и использование финансовых ресурсов.

    Перед финансовым контролем стоят следующие задачи:

    обеспечить соблюдения финансового законодательства (гражданское, бюджетное, банковское);

    Видео (кликните для воспроизведения).

    обеспечить своевременность и полноту уплаты налоговых обязательств (налоги обеспечивает бюджет);

    содействовать эффективному и целевому использованию средств;

    выявление резервов роста финансовых ресурсов (бюджет, внебюджетные фонды, организации)

    обеспечить правильность ведения учета и отчетности и т. д.

    Основное назначение финансового контроля состоит в том, чтобы обеспечить эффективность процесса формирования и расходования денежных средств, находящихся в руках государства. Контроль является неотъемлемым элементом процесса государственного управления. Он способствует успешной реализации задач, стоящих перед бюджетной системой страны. В плане бюджетного контроля финансовый контроль призван обеспечивать 1 :

    правильность составления бюджетов различных уровней и их исполнения;

    соблюдение действующего бюджетного и налогового законодательства, правильность ведения бухгалтерского учета, составления отчетности;

    эффективное и целевое использования средств государственного бюджета и внебюджетных фондов; правильность операций с бюджетными средствами на счетах в банках и других кредитных учреждениях;

    выявление резервов роста бюджетных доходов и экономии средств;

    успешную реализацию межбюджетных отношений; эффективное и обоснованное распределение фондов финансовой поддержки регионов;

    пресечение правонарушений в бюджетной сфере, выявление финансовых злоупотреблений и применение наказания к виновным лицам; компенсацию последствий незаконных действий;

    улучшение финансовой дисциплины, проведение профилактической и разъяснительной работы.

    Финансовый контроль

    В словарях под финансовым контролем понимается: 1) контроль за ведением финансовой документации, ее соответствием установленным нормам и правилам; 2) контроль за соблюдением законов и нормативных актов при осуществлении финансовых операций, сделок с юридическими и физическими лицами[22].

    Читайте так же:  Какой налог ип в месяц

    Государственный финансовый контроль можно рассматривать в широком и узком смысле слова. В широком — как деятельность государственных органов (включая ЦБ РФ, Счетную палату РФ) и субъектов РФ по организации и осуществлению финансового контроля на всех уровнях финансовой системы страны (в бюджетной, налоговой, банковской сферах, в отношении финансовых рынков: страхового, валютного, ценных бумаг и т.д.) в рамках установленных полномочий.

    А в узком значении — как деятельность федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных осуществлять финансовый контроль.

    Финансовый контроль в зависимости от направленности можно разделить на внешний (вневедомственный) и внутренний (ведомственный) контроль.

    Финансовый контроль в зависимости от субъектов контроля делят на контроль ЦБ РФ, контроль Счетной палаты РФ, контроль уполномоченных федеральных служб и т.п.

    Рассмотрим финансовый контроль, осуществляемый органами исполнительной власти.

    Казначейство России осуществляет контроль за ведением операций со средствами федерального бюджета распорядителями и получателями этих средств; организует проведение необходимых экспертиз по вопросам своей компетенции; контроль за поступлением и использованием внебюджетных средств; и др.

    Органы казначейства обладают широкими полномочиями. Они имеют право:

    а) проводить в министерствах, ведомствах, организациях любых форм собственности проверки денежных документов, регистров бухгалтерского учета, отчетов, планов, смет, связанных с зачислением и использованием средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, а также получать необходимые объяснения, справки по вопросам, возникающим при проверках;

    б) требовать от должностных лиц проверяемых объектов устранения выявленных нарушений, контролировать их устранение;

    в) приостанавливать операции по счетам организаций, использующих средства федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов в случаях непредставления органам казначейства финансовых документов, связанных с их использованием;

    г) изымать у проверяемых организаций документы, свидетельствующие о нарушениях порядка исполнения федерального бюджета, государственных внебюджетных средств;

    д) выдавать обязательные для исполнения предписания и др.

    ФНС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением: законодательства о налогах и сборах; правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей налогоплательщиками; требований к контрольно-кассовой технике; порядком и условиями ее регистрации и применения; полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателях; проведением лотерей.

    В пределах компетенции осуществляет контроль за соблюдением валютного законодательства.

    Эти функции реализуются: а) в процессе выдачи лицензий (разрешений); б) государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств; в) ведения ЕГРЮЛ, Единого государственного реестра налогоплательщиков, Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

    Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством: 1) налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов[23] и плательщиков сбора, 2) проверки данных учета и отчетности, 3) осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в другихформах,предусмотренных НК РФ.

    Таможенные органы и органы государственных внебюджетных фондов в пределах своей компетенции осуществляют налоговый контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах в порядке, предусмотренном НК РФ. При этом таможенные органы и органы государственных внебюджетных фондов пользуются правами и несут обязанности, предусмотренные НК РФ.

    Налоговые органы проводяткамеральные и выездные налоговые проверкиналогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов. Налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки.

    Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

    В случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа, а в случае проведения выездной налоговой проверки налогоплательщиков — иностранных организаций, признаваемых налоговыми резидентами РФ — по месту нахождения обособленного подразделения такой организации.

    Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам. Ее предметом является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Порядок ее проведения определен в ст. 89 НК РФ.

    Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.

    КоАП РФ предусматривает административную ответственность за финансовые правонарушения, предусмотренные в гл. 15.

    Финансовый контроль, осуществляемый ЦБ РФ.

    ЦБ РФ осуществляет страховой надзор, который включает в себя: 1) лицензирование деятельности субъектов страхового дела и ведение единого государственного реестра субъектов страхового дела, реестра объединений субъектов страхового дела; 2) контроль за соблюдением страхового законодательства, в том числе путем проведения на местах проверок деятельности субъектов страхового дела и достоверности представляемой ими отчетности, а также за обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности и т.п.

    Читайте так же:  Расчетно платежная ведомость на выдачу зарплаты

    На ЦБ РФ также возложено осуществление: надзора за деятельностью кредитных организаций, банковских групп и некредитных финансовых организаций; контроля и надзора за соблюдением эмитентами требований законодательства об акционерных обществах и ценных бумагах; валютного контроля; контроля за соблюдением требований законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком; надзора и наблюдения в национальной платежной системе; валютного контроля.

    Необходимо отметить, что в Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» не были внесены дополнения, касающиеся осуществления им страхового надзора.

    Финансовый контроль, осуществляемый Счетной палатой РФ.

    Счетная палата является постоянно действующим высшим органом внешнего государственного аудита (контроля) и подотчетным Федеральному Собранию РФ.

    Государственный аудит включает три типа государственного финансового контроля, а именно финансовый аудит, аудит эффективности, стратегический аудит. Данные элементы государственного аудита, внедренные Счетной палатой РФ на практике, отражены в Федеральном законе от 5 апреля 2013 г. № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации». Задачами Счетной палаты являются:

    1) организация и осуществление контроля за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

    2) аудит реализуемости и результативности достижения стратегических целей социально-экономического развития РФ;

    3) определение эффективности и соответствия нормативным правовым актам порядка формирования, управления и распоряжения федеральными и иными ресурсами;

    4) анализ выявленных недостатков и нарушений в процессе формирования, управления и распоряжения федеральными и иными ресурсами, выработка предложений по их устранению, а также по совершенствованию бюджетного процесса в целом;

    5) оценка эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, бюджетных кредитов за счет средств федерального бюджета;

    6) определение достоверности бюджетной отчетности главных администраторов средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов и др.

    Требования инспекторов Счетной палаты, связанные с исполнением ими своих обязанностей, являются обязательными для государственных и негосударственных органов.

    | следующая лекция ==>
    Проблемы терминологии | Защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)

    Дата добавления: 2018-09-24 ; просмотров: 693 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

    Государственный финансовый контроль учреждения

    Автор: Гусев А., к.п.н., редактор журнала

    Комментарий к Письму от 25.10.2017 № 02-09-0869935.

    Государственный (муниципальный) финансовый контроль делится на внешний и внутренний, предварительный и последующий. Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Счетной палаты РФ, контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований (ст. 265 БК РФ).

    Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений признается контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов РФ, местных администраций, финансовых органов субъектов РФ или муниципальных образований соответственно.

    В силу ч. 2 ст. 269.2 БК РФ при осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органы такого контроля:

    проводят проверки, ревизии и обследования;

    направляют акты, заключения, представления и (или) предписания объектам контроля;

    направляют уведомления о применении бюджетных мер принуждения органам и должностным лицам, уполномоченным в соответствии с Бюджетным кодексом, иными актами бюджетного законодательства РФ принимать решения о применении бюджетных мер принуждения;

    осуществляют производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.

    Согласно ст. 267.1 БК РФ орган государственного (муниципального) финансового контроля может проводить следующие контрольные мероприятия:

    проверку, которая означает совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного учета и бюджетной отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период. Проверки могут быть камеральными и выездными. Под камеральными проверками понимаются проверки, проводимые по месту нахождения органа государственного (муниципального) финансового контроля на основании бюджетной отчетности и иных документов, представленных по его запросу. Выездные проверки – проверки, проводимые по месту нахождения объекта контроля, в ходе которых определяется фактическое соответствие совершенных операций данным бюджетной отчетности и первичных документов;

    ревизию, представляющую собой комплексную проверку деятельности объекта контроля, которая выражается в проведении контрольных действий по документальному и фактическому изу­чению законности всей совокупности совершенных финансовых и хозяйственных операций, достоверности и правильности их отражения в бухгалтерской и бюджетной отчетности. Результаты проверки, ревизии оформляются актом;

    обследование, которое заключается в анализе и оценке состояния определенной сферы деятельности объекта контроля, в том числе внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита. Результаты обследования оформляются заключением;

    санкционирование операций, под которым понимается проставление разрешительной надписи после проверки документов, представленных в целях осуществления финансовых операций, на их наличие и (или) соответствие указанной в них информации требованиям бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

    Исходя из положений ст. 266.1 БК РФ объектами государственного (муниципального) финансового контроля являются государственные (муниципальные) учреждения.

    Согласно ст. 269.2 БК РФ к полномочиям органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению такого контроля относится, в частности, контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий.

    Читайте так же:  Налог усн доходы ип с работниками

    Таким образом, контроль за полнотой и достоверностью отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий вне зависимости от источников финансового обеспечения субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждениям осуществляется органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, наделенными указанными полномочиями в соответствии с порядком, установленным федеральным законом, нормативным правовым актом Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, муниципальным правовым актом местной администрации.

    При этом в соответствии с п. 3 ст. 266.1 БК РФ объекты контроля и должностные лица обязаны своевременно и в полном объеме представлять в органы государственного (муниципального) финансового контроля по их запросам информацию, документы и материалы, необходимые для осуществления государственного (муниципального) финансового контроля, предоставлять должностным лицам органов государственного (муниципального) финансового контроля допуск в помещения и на территории объектов контроля, выполнять их законные требования.

    Так, исходя из п. 10 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1092, в ходе осуществления внутреннего государственного финансового контроля должностные лица Федерального казначейства при проведении контрольных мероприятий имеют право:

    запрашивать и получать на основании мотивированного запроса в письменной форме информацию, документы и материалы, объяснения в письменной и устной формах, необходимые для проведения контрольных мероприятий.

    Отметим, что указанные запросы, акты проверок и ревизий, заключения, подготовленные по результатам проведенных обследований, представления и предписания вручаются представителю объекта контроля либо направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным способом, свидетельствующим о дате его получения адресатом, в том числе с применением автоматизированных информационных систем. Срок представления информации, документов и материалов устанавливается в запросе, исчисляется с даты получения запроса и составляет не менее трех рабочих дней. Документы, материалы и информация, необходимые для проведения контрольных мероприятий, представляются в подлиннике или копиях, заверенных объектами контроля;

    при осуществлении выездных проверок (ревизий) беспрепятственно по предъявлении служебных удостоверений и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) о проведении выездной проверки (ревизии) посещать помещения и территории, занимаемые лицами, в отношении которых осуществляется проверка (ревизия), требовать предъявления поставленных товаров, результатов выполненных работ, оказанных услуг;

    проводить экспертизы, необходимые при осуществлении контрольных мероприятий, и (или) привлекать независимых экспертов для проведения таких экспертиз;

    выдавать представления, предписания об устранении выявленных нарушений;

    направлять уведомления о применении бюджетных мер принуждения в случаях, предусмотренных БК РФ;

    осуществлять производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном КоАП РФ;

    обращаться в суд с исковыми заявлениями о возмещении ущерба, причиненного РФ нарушением бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

    Таким образом, должностные лица органа государственного (муниципального) финансового контроля, осуществляющие контроль в финансово-бюджетной сфере, имеют право запрашивать и получать на основании мотивированного запроса в письменной форме информацию, документы и материалы, объяснения в письменной и устной формах, необходимые для проведения контрольных мероприятий.

    При этом перечень запрашиваемых документов и материалов законодательно не ограничен и определяется должностными лицами органа государственного (муниципального) финансового контроля самостоятельно исходя из предмета (направления) контрольного мероприятия. Кроме того, контрольная деятельность по фактическому изучению законности совершенных финансовых и хозяйственных операций может включать в себя исследование документов, подтверждающих факт оказания услуг, выполнения работ, закупки товаров за счет бюджетных средств.

    Следовательно, должностные лица органа государственного (муниципального) финансового контроля могут запрашивать любые документы и материалы, необходимые для осуществления контроля, в связи с тем, что их перечень не определен и устанавливается контролером самостоятельно.

    В комментируемом Письме Минфина РФ от 25.10.2017 № 02-09-08/69935 отмечено, что в случае, если контролерам в целях проведения контрольного мероприятия необходима информация, содержащаяся в журнале учета учебных занятий детей, учреждение обязано представить должностным лицам органов государственного (муниципального) финансового контроля указанный документ. Следует отметить, что в данном случае журнал учета учебных занятий детей (табель учета посещаемости детей) является первичным учетным документом, подтверждающим оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) учреждением дополнительного образования в рамках государственного (муниципального) задания.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Необходимо отметить, что согласно ч. 3 ст. 266.1 БК РФ непредставление или несвоевременное представление объектами контроля в органы государственного (муниципального) финансового контроля названных выше информации, документов и материалов, а также их представление не в полном объеме или представление недостоверных информации, документов и материалов, воспрепятствование законной деятельности должностных лиц органов государственного (муниципального) финансового контроля влекут ответственность, установленную ст. 19.7 КоАП РФ. Совершение данного правонарушения может привести к предупреждению или наложению на должностных лиц учреждения административного штрафа в размере от 300 до 500 руб., а на само учреждение – от 3 000 до 5 000 руб. В свою очередь, ответственность за воспрепятствование законной деятельности должностных лиц органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля применяется по ст. 19.4.1 КоАП РФ.

    Источники

    Под финансовым контролем понимается
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here