Понятие цели и задачи валютного контроля

§ 4. Цель, задачи и направления валютного контроля

Цель и задачи валютного контроля предопределяются тем, что он есть продолжение валютной политики государства, неотъемлемый элемент системы валютного регулирования. Однако следствия этого в реальной жизни не так прямолинейны, как можно было бы ожидать, в силу специфики контрольной деятельности.

Конечная цель валютного контроля в принципе та же, что и цель валютного регулирования, — это защита национальной валюты от конкуренции со стороны других валют. Если валютные ограничения направлены на достижение этой цели прямо, то система контрольных мер достигает ее опосредованно, будучи средством поддержки работоспособности, эффективности валютных ограничений.

Решаемые валютным контролем задачи также соответствуют общим задачам валютного регулирования (поддержание стабильного курса валюты, контроль над текущими операциями и движением капитала, поддержание оптимальной структуры платежного баланса и т.д.). Однако функции контроля предопределяют наличие минимум трех специальных задач, на решение которых он направлен прямо и непосредственно:

1) предотвращение нарушений валютного законодательства;

2) выявление нарушений валютного законодательства для последующего привлечения виновных к административной (в ряде случаев — уголовной) ответственности;

3) учет, обобщение и анализ информации о валютных операциях для стратегического планирования и текущей корректировки государственной валютной политики.

Напрашивается утверждение, что одной из задач должно быть также пресечение длящихся правонарушений. Однако применительно к валютному законодательству это не вполне реализуемо по двум причинам:

1) предусмотренные действующим законодательством составы правонарушений сконструированы как ответственность за деяния, совершенные (оконченные) в момент нарушения запрета или в момент нарушения срока исполнения обязанности. С юридической точки зрения эти деяния не признаются длящимися; в этом смысле они поддаются не столько «пресечению», сколько выявлению;

2) фактически невозможно «пресечь» специфические нарушения, такие как оставление за рубежом выручки, посредством принуждения лица исполнить эту обязанность. Нет такого правового механизма, который позволил бы принудительно вернуть деньги из-за рубежа, по аналогии, скажем, с принудительным взысканием налоговой недоимки. Даже если такой механизм создать, он не будет иметь особого практического смысла. Ведь эти валютные ресурсы не подлежат зачислению в казну ни посредством изъятия, ни посредством обязательной продажи за рубли, собственник вправе их вывести снова за рубеж в тот же день.

Оговоримся, что это высказывание справедливо лишь для действующей модели мягкого валютного регулирования. В условиях более жесткого регулирования в 1990-е гг., когда действовали разрешительный порядок вывоза капитала и норма обязательной продажи валютной выручки за рубли, валютное законодательство предполагало принуждение к исполнению обязанности по репатриации. Впрочем, на практике это требование оставалось практически неисполнимым.

Если цели и задачи валютного контроля более или менее ясны, то возникает вопрос: как именно государство должно организовать валютный контроль для достижения максимального результата? Должны ли контрольные мероприятия выстраиваться применительно к валютным операциям, к видам валютных операций? Например, одна методика контроля — для капитальных операций, другая — для текущих? Может быть, удобнее строить систему контроля, отправляясь от системы валютных ограничений? Или определяющим фактором будет решение конкретных задач: одни мероприятия — для поиска нарушителей, другие — для сбора статистической информации? Иными словами, как именно могут быть определены направления валютного контроля? Простого ответа здесь нет.

В качестве теоретической гипотезы можно предложить выстраивать систему валютного контроля, отправляясь от основанной на предмете правового регулирования классификации валютных операций. Это позволит одновременно учесть и специфику определенной группы валютных операций, и соответствующие им ограничения, и те непосредственные задачи, которые ставит перед собой государство исходя из влияния операций каждого вида на его интересы в валютной сфере. Тогда получим следующие направления:

— контроль международных операций движения капитала;

— контроль международных текущих операций;

— контроль валютных операций внутри страны;

— контроль офшорных (зарубежных) валютных операций.

Однако в действительности предметом анализа выступает не структурированный подобным образом валютный контроль в его исторически сложившемся виде. Это не означает, что регулирующие его правовые нормы и соответствующая им деятельность не могут быть соотнесены с тем или иным видом валютной операции. Напротив, имея дело с конкретным приемом контроля, надо всегда задаваться вопросом: на проверку (и (или) учет) какой конкретно операции он направлен, какого вида эта операция, в какой степени она важна с точки зрения защиты национальной валюты? Как можно адаптировать контроль, исходя из особенностей операции, чтобы он не превратился в формальность, бессодержательную для государства и обременительную для участников валютных операций?

Поясним это несколько абстрактное рассуждение примером.

Действующее законодательство предполагает составление паспортов сделок по всем внешнеторговым и кредитным/заемным валютным операциям, если их сумма превышает эквивалент 50 тыс. долл. При этом процедура контроля такова, что от российского участника сделки требуется скрупулезно отчитаться за каждый цент, доказать, что сумма платежа по сделке полностью совпадает и с условиями договора, и с фактической суммой встречного предоставления — будь то товар, услуга или финансовая (читай — капитальная) операция.

Такая точность нужна по большому счету исключительно для экспортных операций, предполагающих зачисление в страну валютной выручки, да и то только лишь при наличии действующих правил, обязывающих экспортера продать часть этой самой выручки за рубли.

Если законом такие правила отменены, то все, что требуется, — это отличать оплату по реальным торговым сделкам от скрытого нелегального вывода капитала за рубеж под прикрытием фиктивных сделок, маскируемых под обычную торговлю или финансирование. То есть задача предполагает ответ «да» — «нет»: подозрительная сделка или нет, для последующей углубленной проверки, ровно так, как это реализовано, к примеру, в близких по сфере приложения правилах борьбы с отмыванием денег.

Читайте так же:  Заявление на имущественный вычет по ипотеке

Разумеется, есть еще и задача учета суммы операции для целей работы механизма обратной связи — сделка должна быть учтена в итоге в платежном балансе страны. Но эта задача решается обязанием уполномоченного банка составлять аналитическую отчетность по суммам валютных платежей его клиентов. Искать «бестоварные» сделки для этой нехитрой цели как раз не надо. Кроме того, небольшими расхождениями между контрактом и фактическим исполнением можно пренебречь, тем более что государство сделало самый смелый шаг в этом направлении и нормативно зафиксировало, что пренебречь можно контролем всех сделок меньше 50 тыс. долл.

Получается, что адаптация правил контроля к сущности операций и реально необходимые для нужд государства задачи в этом примере позволили бы:

— принципиально упростить процедуру контроля внешнеторговых сделок, отказавшись от громоздкой паспортизации и сплошного сбора первичных «подтверждающих документов» по всем таким сделкам;

— отделить процедуру контроля внешнеторговых сделок от процедуры контроля займов и кредитов, включив последнюю в какую-то простую и стандартизированную систему контроля международного движения капитала, которой сейчас попросту нет;

— отменить практически бесполезную систему ведения паспортов сделок в отношении услуг и кредитов (займов) в тех ситуациях, когда сделки искусственно отнесены к валютным операциям исключительно по признаку субъектного состава.

Тем не менее поскольку дальше анализируется не идеальная, а конкретно-историческая действующая модель валютного контроля в Российской Федерации, то с учетом оговорки, что представление о направлениях валютного контроля может иметь некоторую практическую ценность, дальнейшее изложение для простоты восприятия будет построено не по направлениям, а по субъектам и методам контроля.

http://zakoniros.ru/?p=3643

Валютный контроль: понятие, цели, принципы.

Валютный контроль можно охарактери­зовать как деятельность государства в лице органов и агентов валютного контроля, направленную на обеспечение соблюдения ва­лютного законодательства при осуществлении конкретных валютных операций.Более развернутое определение валютного контроля сформулировано А. С. Селивановским как «особый вид деятельности государства и некоторых негосударственных организаций, уполномоченных и обязанных выполнять на тер­ритории РФ контрольные функции при осуществлении опера­ций, связанных с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, ввозом и пересылкой в РФ, вывозом и пересылкой из РФ валютных ценностей, а также операций не­резидентов в валюте Российской Федерации».

Целью валютного контроляявляется обеспечение соблюдения валютного законодательства РФ, а также актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля при осуществлении валютных операций. Эта цель ранее была закреплена в ч. 1 ст. 10 Закона РФ № 3615-1, однако в Федеральном законе № 173-ФЗ цель валют­ного контроля прямо не указана.

Принципы валютного контроля в Федеральном законе № 173-ФЗ также прямо не закреплены (ст. 3 содержит единые принци­пы, распространяющиеся в равной степени, как на валютное ре­гулирование, так и на валютный контроль). Однако путем толко­вания его норм можно выделить следующие принципы:

· законность — состоит в требовании неукоснительного со­блюдения норм валютного законодательства РФ, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля при проведении контрольных мероприятий;

· обязательность — заключается в том, что осуществление контрольных мероприятий является не правом, а обязанностью органов валютного контроля и агентов валютного контроля (п. 1 ч. 7 ст. 23), при этом ответственность для органов валют­ного контроля, агентов валютного контроля и их должностных лиц устанавливается не только за нарушение ими прав резиден­тов и нерезидентов, но и за неисполнение функций, установ­ленных указанным Федеральным законом (ч. 12 ст. 23);

· обеспечение коммерческой, банковской и служебной тайны — закреплен в ч. 8 ст. 23, согласно которой органы и агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны сохранять в соответствии с законодательством РФ коммерческую, банков­скую и служебную тайну, ставшую им известной при осуществ­лении их полномочий;

· институционалъностъ — заключается в том, что органы и агенты валютного контроля при наличии информации о нару­шении актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования лицом, осуществляющим валютные операции, или об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории РФ, санкции к которому применяются иным орга­ном валютного контроля, передают органу валютного контро­ля, имеющему право применять санкции к данному лицу, ин­формацию, указанную в ч. 9 ст. 23;

· разграничение компетенции — проявляется в двух аспектах: общее разграничение компетенции между органами валютного , .контроля и агентами валютного контроля (ч. 1 и 2 ст. 23); разгра­ничение компетенции между Правительством РФ (ч. 6 ст. 22), Банком России (ч. 4 ст. 22), Федеральной службой финансово-бюджетного надзора и агентами валютного контроля (ч. 5 ст. 22). По сравнению с Законом № 3615-1 в Федеральном законе № 173-ФЗ направления валютного контроля упомянуты только в самой общей форме. Ими являются (п. 1 и 2 ч. 1 ст. 23): про­верка соблюдения резидентами и нерезидентами актов валют­ного законодательства РФ и актов органов валютного регулиро­вания; проверка полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Видео (кликните для воспроизведения).

http://studopedia.ru/12_171055_valyutniy-kontrol-ponyatie-tseli-printsipi.html

Цель, задачи, основные направления валютного контроля в Российской Федерации. Функции, полномочия таможенных органов РФ в системе валютного контроля.

Валютный контроль — деятельность государства, направленная на обеспечение валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

Валютный контроль, являясь частью государственной валютной политики, является инструментом реализации охранительной и регулятивной функции государства, позволяющим обеспечивать экономическую безопасность и сохранять экономическую независимость государства.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

Основными направлениями валютного контроля являются:

· определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;

· проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации;

· проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;

· проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте Российской Федерации.

Организация валютного контроля в России строится на сочетании 3 взаимодополняющих организационно-правовых форм:

А) Общий (неспециализированный) контроль, включающий в себя контроль специальной службы (Минфин), а также взаимодействие с ней налоговых и правоохранительных органов. В рамках общего контроля реализуется внутренний валютный контроль путем проведения проверок документации;

Б) Банковский валютный контроль – направления контроля, которые связаны с наблюдением за законностью валютных операций, осуществляемых через кредитные организации;

В) Таможенный валютный контроль, объединяющий деятельность таможенных органов по контролю за валютными операциями, связанными с перемещением валютных ценностей и товаров через таможенную границу ТС.

Недостатки такой множественности форм является пересечение и дублирование функций, а также отсутствие единообразного и четкого правового регулирования деятельности контролирующих органов.

В области осуществления валютного контроля таможенными органами ведется контроль за соблюдением таможенного и валютного законодательства участниками ВЭД в части зачисления денежных средств за экспортируемые товары при экспорте и возврата валютной выручки за не ввезенные импортные товары в рамках заключенных внешнеторговых контрактов.

Работа в области валютного контроля ориентируется на предотвращение совершения участниками ВЭД незаконных валютных операций путем уклонения от технологий валютного контроля, основанных на применении паспортов сделок, оформляемых уполномоченными банками.

В неторговом обороте таможенные органы осуществляют контроль за ввозом и вывозом физическими и юридическими лицами наличной иностранной валюты, валюты РФ, внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме, а также дорожных чеков и др.

Валютный контроль в РФ осуществляют:

1) Правительство РФ;

2) органы и агенты валютного контроля.

К органами валютного контроля в РФ относятся:

· Центральный банк РФ;

· федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ.

Агентами валютного контроля признаются:

· уполномоченные банки, подотчетные ЦБ РФ;

· не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг;

· территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля.

Контроль за осуществлением валютных операций обеспечивают:

1) Центральный банк РФ — в отношении кредитных организаций, валютных бирж.

в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, выступающие в качестве органов валютного контроля, и агенты валютного контроля — в отношении резидентов и нерезидентов, не являющихся кредитными организациями или валютными биржами.

2) Правительство РФ выполняет следующие функции:

· координирует деятельность в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, их взаимодействие с ЦБ РФ;

· обеспечивает взаимодействие не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг и таможенных органов как агентов валютного контроля с ЦБ РФ. Центральный банк РФ осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля и обеспечивает взаимодействие с ними, а также с таможенными органами уполномоченных банков как агентов валютного контроля. Уполномоченные банки как агенты валютного контроля передают таможенным органам для выполнения ими этих функций информацию в объеме и порядке, установленных ЦБ РФ.

ФТС осуществляют валютный контроль за перемещением лицами через таможенную границу Российской Федерации, за исключением периметров свободных таможенных зон и свободных складов, валюты Российской Федерации, ценных бумаг в валюте Российской Федерации, валютных ценностей, а также за валютными операциями, связанными с перемещением через указанную границу товаров и транспортных средств.

7. Таможенные платежи в таможенном союзе: сущность, виды, назначение, порядок исчисления и уплаты, льготы по уплате таможенных платежей. Порядок и сроки уплаты таможенных платежей. Изменение сроков уплаты таможенных платежей. Обеспечение уплаты таможенных платежей в таможенном союзе: способы обеспечения, определение суммы обеспечения, возврат обеспечения.

Таможенные платежи– обязательный взнос денежных средств, взимаемые ТО с организаций и физ лиц, в связи с перемещением товаров и транспортных средств через т. границу ТС.

Назначение т. платежей двояко. Во-первых, они могут рассматр-ся как источник пополнения гос. бюджета. Во-вторых, по средством введения т. пошлин, изменения размеров ее ставок либо отмены на отдельные тов-ры гос-во регулирует динамику внешнеторгового оборота , в т.ч. решая вопросы защиты российских производителей тов-ов, а также наполнения внутреннего рынка необходимой продукцией.

Виды т.платежей:

1) ввозная таможенная пошлина (Специальные, антидемпинговые и компенсационные);

2) вывозная таможенная пошлина;

3) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза;

4) акциз (акцизы), взимаемый (взимаемые) при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза;

5) таможенные сборы.

Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины устанавливаются в соответствии с международными договорами государств-членов таможенного союза и (или) законодательством государств — членов таможенного союза и взимаются в порядке, предусмотренном ТК ТС для взимания ввозной таможенной пошлины.

Товары, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации, подлежат обложению таможенной пошлиной в соответствии с Законом «О таможенном тарифе».

Исчисление т. платежей:

Объектом обложения т. пошлинами, налогами явл. тов-ры, перемещ ч/з т. границу.

Базой для исчисления таможенных пошлин в зависимости от вида товаров и применяемых видов ставок является таможенная стоимостьтоваров и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении (количество, масса с учетом его первичной упаковки, которая неотделима от товара до его потребления и в которой товар представляется для розничной продажи, объем или иная характеристика).

Налоговая база для исчисления налогов определяется в соответствии с законодательством государств-членов таможенного союза.

Таможенные пошлины, налоги исчисляются плательщиками таможенных пошлин, налогов самостоятельно.

При взыскании таможенных пошлин, налогов исчисление подлежащих уплате сумм таможенных пошлин, налогов производится таможенным органом, в валюте государства-члена таможенного союза, таможенному органу которого подана таможенная декларация.

Плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, на которых в соответствии с ТКТС, международными договорами государств — членов таможенного союза и (или) законодательством г — ч ТС возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.

В ТКТС под льготами по уплате таможенных платежей понимаются:

1) тарифные преференции;

2) тарифные льготы (льготы по уплате таможенных пошлин);

3) льготы по уплате налогов;

4) льготы по уплате таможенных сборов.

Тарифные преференции представляются в соответствии с законодательством и (или) международными договорами государств — членов таможенного союза.

Виды тарифных льгот, порядок и случаи их предоставления определяются в соответствии с настоящим Кодексом и (или) международными договорами государств — членов таможенного союза.

Льготы по уплате налогов и таможенных сборов определяются законодательством государств — членов таможенного союза

Тарифные льготы— освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины или снижения ставки ввозной таможенной пошлины.

Читайте также:
  1. A.Становление системы экспортного контроля
  2. B. средств контроля
  3. D) Палата представителей рассматривает проекты законов по всем направлениям внутренней и внешней политики.
  4. I. Основные термины курса
  5. S: Перечислите основные направления в исламе.
  6. S: Перечислите основные направления в исламе.
  7. S: Перечислите основные направления протестантизма.
  8. S: Перечислите основные причины возникновения религии.
  9. V1: Основы административного права Российской Федерации
  10. V1: Основы гражданского права Российской Федерации
Видео (кликните для воспроизведения).

Тарифные льготыприменяются в зависимости от целевого назначения ввозимых товаров, т.е. товары, в отношении которых предоставлены тарифные льготы должны использоваться только в целях, соответствующих условиям предоставления льгот.

Тарифные льготы не могут носить индивидуальный характер.

Допускается предоставление тарифных льгот в отношении товаров:

1) ввозимых под таможенным контролем в рамках соответствующих таможенных процедур;

2) ввозимых в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал в пределах сроков, установленных учредительными документами для формирования этого капитала;

3) ввозимых в рамках международного сотрудничества государств в области исследования и использования космического пространства.

При ввозе на таможенную территорию от уплаты ввозной таможенной пошлины освобождаются:

1) транспортные средства, осуществляющие международные перевозки грузов, багажа и пассажиров, а также предметы материально-технического снабжения и снаряжение, топливо, продовольствие и другое имущество, необходимое для их нормальной эксплуатации на время следования в пути, в пунктах промежуточной остановки;

2) продукция морского промысла судов государств ТС, а также судов, арендованных (зафрахтованных) юридическими лицами и физическими лицами государств ТС;

3) товары, ввозимые для официального или личного пользования представителями третьих стран, физическими лицами, имеющими право на беспошлинный ввоз таких предметов на основании международных договоров государств ТС или их законодательства;

4) валюта государств ТС, валюта третьих стран (кроме используемой для нумизматических целей), а также ценные бумаги в соответствии с законодательством государств ТС;

5) товары, ввозимые в качестве гуманитарной помощи и (или) в целях ликвидации последствий аварий и катастроф, стихийных бедствий;

6) товары, кроме подакцизных ввозимые в качестве безвозмездной помощи (содействия), а также в благотворительных целях по линии третьих стран, международных организаций, правительств, в том числе для оказания технической помощи (содействия);

7) товары, ввозимые в рамках таможенных режимов, установленных правовыми актами в области таможенного регулирования и предусматривающих освобождение от обложения ввозными таможенными пошлинами;

8) товары, ввозимые физическими лицами, за исключением запрещенных к ввозу, не предназначенные для производственной или иной предпринимательской деятельности, в соответствии с правовыми актами в области таможенного регулирования;

9) товары, подлежащие обращению в собственность государств ТС, в случаях, предусмотренных их законодательством.

Тарифные преференции — устанавливаемые государством особо льготные (или предпочтительные) ввозные пошлины, как для отдельных, так и для всех товаров той или иной страны, не распространяемые на товары прочих стран.

В ТС используется дифференцированный таможенный тариф, со ставками в зависимости от стран.

Существует Единая система тарифных преференций ТС, которая применяется в целях содействия экономическому развитию развивающихся и наименее развитых стран.

· В отношении товаров, происходящих из развивающихся стран — применяются ставки в размере 75 % от ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа.

· В отношении товаров, происходящих из наименее развитых стран — применяются нулевые ставки ввозных таможенных пошлин.

· Для стран, которым предоставлен РНБ — 100%

Решением Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. № 130 утверждены:

· Перечень развивающихся стран — пользователей системы тарифных преференций Таможенного союза

· Перечень наименее развитых стран — пользователей системы тарифных преференций Таможенного союза

·Перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции.

Дата добавления: 2015-04-18 ; просмотров: 16 ; Нарушение авторских прав

http://lektsii.com/2-37486.html

Понятие цели и задачи валютного контроля

Цель валютного контроля — обеспечить соблюдение валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

Поэтому и основные направления валютного контроля — соответствие валютных операций действующему законодательству, выполнение резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, проверка обоснованности платежей в иностранной валюте и проверка объективности учета и отчетности по валютным операциям.

Основная задача валютного контроля и регулирования валютного рынка страны — регламентация числа участников внутреннего валютного рынка и их поведения, характера валютных операций, в частности, по осуществлению внешнеэкономической деятельности и др. Это позволяет контролировать соотношение спроса и предложения иностранной валюты на валютном рынке и ограничивать появление и воздействие негативных факторов (например, спекулятивных операций), дестабилизирующих валютный рынок.

Резиденты могут покупать иностранную валюту только в строгом порядке и на определенные государством цели. При этом покупка-продажа валюты допускается лишь через уполномоченные банки, что дает государству возможность взять под контроль валютные операции.

Одной из задач валютного контроля является борьба с отмыванием денег. Для борьбы с отмыванием «грязных денег» и ограничением притока незаконно нажитых капиталов валютные средства должны иметь легальное происхождение. Они считаются приобретенными законным путем, если были получены из строго определенных источников.

Для резидентов этими источниками являются средства валютных фондов (резервов) различных уровней. Это также валютная выручка от разрешенной внешнеэкономической деятельности, взносы в уставный капитал, валютные кредиты от уполномоченных банков и нерезидентов на основании лицензии, валюта, приобретенная на внутреннем валютном рынке через уполномоченные банки, и средства благотворительных фондов.

Законными источниками валютных средств для нерезидентов являются средства, переведенные, ввезенные или пересланные из-за границы, поступления за реализуемые на территории страны товары и услуги, средства, поступающие в погашение обязательств перед владельцами счетов, проценты, уплачиваемые уполномоченными банками, поступления со счетов других нерезидентов в уполномоченных банках, доходы от инвестиций на территории государства.

Для определения легальности происхождения средств в иностранной валюте при совершении валютных операций в уполномоченный банк представляются надлежащим образом оформленные банковские документы, содержащие информацию о валютной операции.

Для ограничения спроса на иностранную валюту внутри страны и защиты от ее негативного влияния на экономику страны запрещается реализация товаров за иностранную валюту, исключая случи, установленные законодательством.

Как правило, все расчеты в иностранной валюте на территории страны при реализации гражданам товаров осуществляются в безналичном порядке. Такому ограничению подвергаются не только торговые сделки, но все виды обращения наличной иностранной валюты за исключением некоторых случаев. Так, допускается зачисление на счет в уполномоченном банке неиспользованного остатка наличной иностранной валюты, ранее полученной для оплаты расходов, связанных с выездом и пребыванием за границей командированных работников.

Задачей валютного контроля и регулирования валютного рынка страны является отслеживание счетов в иностранной валюте. Они могут открываться как резидентам, так и нерезидентам. Регулирование режимов функционирования также помогает государству в административном порядке воздействовать на спрос и предложение иностранной валюты на внутреннем валютном рынке и предотвращать отток иностранной валюты за границу.

Валютные счета открываются только при наличии у клиента необходимых, надлежащим образом оформленных документов, среди которых справка из налоговых органов, подтверждающая отсутствие задолженности у клиента перед государством. Таким способом производится «отсев» недобросовестных участников валютного рынка.

Государство ограничивает также возможность резидентов свободно открывать валютные счета за ее пределами, так как в противном случае это приводит к утечке валюты и нарушению платежного баланса страны.

Необходимо отметить, что валютный контроль является только надстройкой над системой валютного регулирования в целом, если такая система предполагает наличие валютных ограничений, и решает вполне конкретные задачи, поставленные перед ним в тот или иной момент экономического развития общества. Валютный контроль осуществляется органами и агентами валютного контроля.

Одно из важнейших направлений деятельности органов валютного контроля — формирование цивилизованного валютного рынка, создание таких условий, при которых возможно более эффективное использование валютных ресурсов в интересах развития экономики.

Утечка валютной выручки от экспорта товаров и невозврат предоплаты по их импорту предприятиями наносят значительный ущерб экономике страны. Из нее выкачивается сырье, расхищаются недра. Оседание валютной выручки в других странах способствует созданию там дополнительных рабочих мест, развитию экономики в целом.

В России же идет обратный процесс. Здесь превышение вывоза капитала над ввозом в виде кредитов, прямых и портфельных инвестиций может трактоваться как бегство капитала в связи с ограниченностью возможностей инвестирования этих средств во внутреннюю экономику.

http://newinspire.ru/lektsii-po-gosregulirovaniiu-ekonomiki/tsel-napravleniya-i-zadachi-valiutnogo-kontrolya-2359

Валютный контроль: понятие, правовая основа агенты и органы валютного контроля, их задачи и функции. Валютное регулирование.

Валютный контроль – гос. контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами норм валют.закон-ва при осуществлении вал. операций.

173-ФЗ 10.12.2003год «О валютном регулировании и валютном контроле».

Валютные ценности — иностранная валюта и внешние ценные бумаги.

Внутренние ценные бумаги:

а) эмиссионные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации и выпуск которых зарегистрирован в Российской Федерации;

б) иные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение валюты Российской Федерации, выпущенные на территории Российской Федерации;

Внешние ценные бумаги — ценные бумаги, в том числе в бездокументарной форме, не относящиеся в соответствии с настоящим Федеральным законом к внутренним ценным бумагам.

Резиденты – физ.лица, являющиеся гражданами РФ, граждане постоянно проживающие в РФ на основании вида на жительство иностр. и лица без гражданства. Также юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ; находящиеся за пределами территории Российской Федерации филиалы; дипломатические представительства, консульские учреждения РФ, находящиеся за пределами территории РФ, а также постоянные представительства РФ при межгосударственных или межправительственных организациях; Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами.

Валютные операции резидентов с нерезидентами не требуют особого разрешения ЦБ РФ.

Органами валютного контроля являются ЦБ РФ, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством Российской Федерации.

Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные ЦБ РФ, государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и налоговые органы.

Контроль за осущ. валютных операций кред. орг-ями, а также вал. биржами осуществляет ЦБ РФ.

Контроль за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами, осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля.

Правительство РФ обеспечивает координацию деятельности в области вал. контроля фед. органов испол. власти, являющихся органами валютного контроля, а также их взаимодействие с ЦБ РФ.

Правительство РФ обеспечивает взаимодействие не явл. уполн. банками профессиональных участников рынка ценных бумаг, таможенных и налог. органов как агентов вал. контроля с ЦБ РФ.

Уполн. банки передают таможенным и налоговым органам информацию в объеме и порядке, установленных ЦБ РФ.

Органы и агенты ВК и их должностные лица имеют право:

1) проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного закон-ва;

2) проверки полноты и достоверности учета и отч-ти по вал.операциям резидентов и нерезидентов;

3) запрашивать и получать док-ты и инфо, связанные с проведением вал.опер.,откр. и веден счетов.

Органы валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право:

1) выдавать предписания об устранении выявленных нарушений;

2) применять меры ответственности за нарушение

В целях осуществления ВК агенты в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов следующие документы (копии документов):

1) документы, удостоверяющие личность физического лица;

2) документ о гос. регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

3) док-ты, удост. статус юр.лица, — для нерез-ов, документ о гос. рег-ии юр лица — для резидентов;

4) свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;

5) документы, удостоверяющие права лиц на недвижимое имущество;

6) документы, удост. права нерезидентов на осуществление валютных операций, открытие счетов.

7) уведомление налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации;

8) регистрационные документы в случаях, когда предварительная регистрация предусмотрена в соответствии с настоящим Федеральным законом;

9) документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций,

Агенты валютного контроля вправе требовать представления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой валютной операции.

По запросу агента валютного контроля представляются надлежащим образом заверенные переводы на русский язык документов, исполненных полностью или в какой-либо их части на иностранном языке.

Документы представляются агентам валютного контроля в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Если к проведению валютной операции или открытию счета имеет отношение только часть документа, может быть представлена заверенная выписка из него.

Уполномоченные банки отказывают в осуществлении валютной операции в случае непредставления лицом документов, требуемых на основании части 4 настоящей статьи и настоящей части, либо представления им недостоверных документов.

Оригиналы документов принимаются агентами валютного контроля для ознакомления и возвращаются представившим их лицам. В материалы валютного контроля в этом случае помещаются заверенные агентом валютного контроля копии.

Налоговые органы, осуществляющие в соответствии с настоящим Федеральным законом предварительную регистрацию, в пределах своей компетенции обязаны рассматривать заявления резидентов о предварительной регистрации, требуемой в соответствии с настоящим Федеральным законом, и принимать решение о предварительной регистрации либо об отказе в предварительной регистрации.

Агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны:

1) осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;

2) представлять органам валютного контроля информацию о валютных операциях, проводимых с их участием, в порядке, установленном актами валютного законодательства Российской Федерации и актами органов валютного регулирования.

Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны сохранять в соответствии с законодательством Российской Федерации коммерческую, банковскую и служебную тайну, ставшую им известной при осуществлении их полномочий.

Валютное регулирование – определение гос-вом принципов осуществления операций с вал. ценностями с целью защиты нацвалюты, поддержания ее устой-ти, ограничения масштабов утечки капитала из страны, обеспечения необх-ого ур-ня вал.резервов страны и равновесия плат.баланса.

Основными принципами являются:

1) приоритет экон мер в реализации гос. политики в области валютного регулирования;

2) исключение неоправданного вмеш-ва государства в вал операции резидентов и нерезидентов;

3) единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;

4) единство системы валютного регулирования и валютного контроля;

5) обеспечение гос защиты прав и экон интересов резидентов и нер-ов при осущ вал операций.

Методы валютного регулирования: проведение вал.операций уполномоченными банками; лицензирование вал.операций путем выдачи лицензий на проведение вал.операций; требование репатриации (обязательное возвращение выручки из-за границы); продажа экспортерами части вал.выручки 10%; лимит вывоза ин. и нац валюты за границу; регулирование валютного курса.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 11021 — | 7451 — или читать все.

http://studopedia.ru/13_31135_valyutniy-kontrol-ponyatie-pravovaya-osnova-agenti-i-organi-valyutnogo-kontrolya-ih-zadachi-i-funktsii-valyutnoe-regulirovanie.html

Читайте так же:  Налоговые льготы подоходного налога
Понятие цели и задачи валютного контроля
Оценка 5 проголосовавших: 1