Порядок осуществления контроля за репатриацией валютной выручки

Обязательность репатриации экспортной выручки в валюте РФ при осуществлении внешнеторговых расчетов между резидентами и нерезидентами будет отменена поэтапно

Поправками, в том числе:

предусмотрена отмена (за отдельными исключениями) с 1 января 2020 года требования о репатриации резидентами валюты РФ в отношении несырьевого экспорта, а также поэтапная отмена требования о репатриации резидентами валюты в отношении экспорта сырьевых товаров (нефть и нефтепродукты, газ природный, уголь, отходы и лом металлов, драгоценные камни и другое);

разрешены переводы физлицами — резидентами иностранной валюты со своих счетов, открытых в уполномоченных банках, в оплату переданных им товаров, выполненных для них работ, оказанных им услуг физическими лицами — резидентами, срок пребывания которых за пределами территории РФ в течение календарного года в совокупности составит более 183 дней и которые осуществляют предпринимательскую деятельность без образования юрлица в соответствии с законодательством иностранного государства своего пребывания, на счета таких физлиц, открытые в банках за рубежом;

закреплено право резидентов (за исключением отдельных категорий лиц) открывать без ограничений счета в иностранной валюте и валюте РФ не только в банках, но и в иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории РФ;

предусмотрена возможность зачисления без ограничений на счета физлиц-резидентов, открытых в банках, расположенных за пределами территории РФ, денежных средств, получаемых от нерезидентов, при условии, что такие банки расположены на территории иностранного государства — члена ОЭСР или ФАТФ и такое иностранное государство осуществляет обмен финансовой информацией;

отменено требование о представлении физлицами-резидентами налоговым органам отчета о движении средств по счету, открытому в банках за пределами территории РФ, в государствах — членах ОЭСР или ФАТФ, участвующих в обмене финансовой информацией, при условии, что общая сумма зачисленных (списанных) денежных средств на такой счет за отчетный год не превышает 600000 рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 600000 рублей;

агенты валютного контроля получили право запрашивать и получать документы, подтверждающие право физлица-резидента осуществлять предпринимательскую деятельность без образования юрлица на территории иностранного государства своего пребывания, выданные в соответствии с законодательством такого иностранного государства.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2020 года, за исключением положений, для которых установлен иной срок вступления их в силу.

Установлены дополнительные условия исполнения резидентами обязанности по репатриации валютной выручки при осуществлении внешнеторговой деятельности

Резидент, являющийся получателем средств в соответствии с условиями переводного (трансферабельного) аккредитива, при осуществлении расчетов в рамках заключенного с нерезидентом внешнеторгового договора признается исполнившим эту обязанность в случае, если он обеспечил в установленные договором сроки получение иностранной валюты и/или валюты РФ на счета в уполномоченных банках.

Установлен перечень документов, подтверждающих осуществление расчетов с использованием переводного аккредитива, которые вправе запрашивать агенты валютного контроля.

Резидент также признается исполнившим обязанность по репатриации валютной выручки, если он обеспечил в сроки, предусмотренные внешнеторговым договором или договором займа, получение на банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающейся в соответствии с условиями таких договоров (или возврат денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные в РФ товары), за вычетом сумм комиссионного вознаграждения, уплаченных банкам-корреспондентам за осуществление операций по переводу денежных средств.

Осуществление контроля за репатриацией валютной выручки

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос «Осуществление контроля за репатриацией валютной выручки». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

При этом, сам Закон в ст. 4 прямо закрепляет, что вступит в силу (т.е. начнет применяться) по истечении 180 дней после дня официального опубликования.

Обязательная продажа части валютной выручки осуществляется на основании распоряжения резидента (физического лица — индивидуального предпринимателя и юридического лица) не позднее чем через семь рабочих дней со дня ее поступления на банковский счет резидента в уполномоченном банке.
Перечень иностранной валюты, подлежащей обязательной продаже на внутреннем валютном рынке Российской Федерации, определяется Центральным банком РФ. Обязательная продажа части валютной выручки резидентов осуществляется в порядке, устанавливаемом Центральным банком РФ, через уполномоченные банки Центральному банку РФ.

14. Репатриация резидентами валютной выручки

О валютном регулировании и валютном контроле : ФЗ от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ (в ред. от 22.07.2008 г.) // Собрание законодательства РФ.

Требования к экспортерам по возврату валютной выручки будут смягчены для компаний, купивших полисы по страхованию рисков не оплаты контрактов не только у дочки ВЭБа — ЭКСАРа, но и у частных страховщиков.⠀ Цель проекта — расширение доступа компаний к экспортному страхованию.

Иностранной валютой считаются денежные знаки, являющиеся законным платежным средством в соответствующем государстве или группе стран. В качестве законного платежного средства выступают денежные знаки, которые по закону обязательны к приему в погашение долга на территории данного государства.

Проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте РФ.

Изменена система торгов на межбанковских валютных биржах, что обеспечило экономически более обоснованный механизм курсообразования и отделение торговли валютой по внешнеторговым операциям от спекулятивных сделок.

Льготы по обязательной продаже части валютной выручки резидентов, а также освобождение резидентов от обязательной продажи части валютной выручки устанавливаются актами валютного законодательства Российской Федерации.

Принятые Банком России решения во многом носят вынужденный характер и являются адекватной реакцией на конкретные условия, связанные с высоким уровнем криминализации экономики и, в частности, с уходом от налогообложения, конверсией неучтенных доходов в валюту с целью ее последующего перевода за границу с использованием «серых» схем.

Репатриация валютной выручки российскими резидентами призвана предотвратить «бегство капиталов» из России и обеспечить ликвидность валютного рынка и стабильность курса рубля.

Обязательная продажа валютной выручки: сколько составляет ее размер для резидентов

До 2007 года в законе № 173 действовала ст. 21, предусматривавшая такое понятие, как обязательная продажа валютной выручки (ее части). Суть этого обязательства заключалась в том, что резидент, получивший причитающиеся ему деньги по контракту от контрагента-нерезидента был обязан часть этих средств, выраженных в иностранной валюте, продать, то есть купить рубли. Затем статья 7 была исключена, однако заголовок главы 3 закона № 173 по-прежнему содержал фразу «обязательная продажа». Указанная фраза была удалена из закона № 173-ФЗ 3 апреля 2018г.

Читайте так же:  Налог на прибыль организаций лекция

В настоящее время порядок и условия обязательной продажи установлены инструкцией Банка России от 30.03.2004 № 111-И, которая применяется в части, не противоречащей действующему законодательству (см. письмо Банка России от 06.08.2007 № 36).

Часть валютной выручки, подлежащая непременной реализации, определяется в процентах, определяемых Центробанком. В настоящее время уже много лет (с марта 2006 года) эти проценты равняются 0, то есть резидент, получивший валютную выручку, не обязан продавать ее часть, а может перевести ее полную сумму на свой валютный счет. До этого участники внешнеторговых отношений (резиденты РФ) должны были продавать 25, а чуть позже 10% от дохода в иностранной валюте.

Штрафы для нарушителей валютного контроля снизят из-за санкций

Российским предприятиям, нарушителям правил валютного контроля, увеличат срок репатриации валюты на 30 дней и снизят штрафы до 30 процентов от объёма выручки пишет «Парламентская газета». Законопроект с такими поправками был рекомендован к первому чтению Комитетом Госдумы по финансовому рынку в понедельник.

Поясняя необходимость принятия поправок, замминистра финансов Алексей Моисеев отметил, что в настоящее время участились случаи, когда зарубежные контрагенты стали задерживать перечисления российским предприятиям по контрактам. Происходит это часто по причине усиливающегося санкционного давления и предприятия невольно вынуждены терпеть убытки. Согласно действующему закону, в случае просрочки зачисления валютной выручки на счета уполномоченного российского банка предприятию грозит штраф до 100 процентов от объёма валютной выручки.

Чтобы обезопасить отечественный бизнес от негативного влияния санкций, кабмин предлагает увеличить на 30 дней срок репатриации валютной выручки и снизить штрафы. Согласно нововведению, с нарушителей валютной дисциплины будут взимать от 5 до 30 процентов от объёма выручки.

Моисеев также уточнил, что при доработке проекта закона ко второму чтению, возможно, будут учтены интересы физических лиц, в отношении которых также действуют серьёзные санкции в случае нарушения правил валютного контроля.

Репатриации экспортной выручки предлагают отменить

Возвращение экспортной выручки в рублях при внешнеторговых расчётах резидентов и нерезидентов России может быть отменено.

Соответствующий законопроект от Минфина размещён на официальном портале правовых актов.

Действующие нормы, по мнению министерства, обуславливают значительную административную нагрузку на российских экспортеров, что, в том числе, не способствует расширению объемов несырьевого экспорта из Российской Федерации, а также недостаточная степень либерализации валютного ркгулирования в отношении зарубежных счетов граждан.

Законопроект предполагает либерализацию режима счетов резидентов зарубежных банков, а также отмену репатриации экспортной выручки в рублях при осуществлении внешнеторговых расчётов между резидентами и нерезидентами. Также документ устанавливает обязанность по уведомлению налоговых органов о действиях с зарубежными вкладами, открытыми в иных организациях финансового рынка.

Валютные операции осуществляются в безналичной форме

Органы валютного контроля в пределах своей компетенции издают нормативные акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами в Российской Федерации.

Таким образом, анализ ситуации на внутреннем валютном рынке подводит к доказательному выводу о том, что в условиях кризиса и разбалансированности отдельных сегментов финансового рынка, неразвитости рублевых финансовых инструментов, а также криминализации экономики меры в области валютного регулирования и валютного контроля достаточно эффективны и требуют дальнейшего развития. Ст.2 Закона вносит изменения в чч.1, 4, 4.1, 5 и 5.1. ст. 15.25 КоАП ужесточая ответственность за нарушение валютного законодательства.

Порядок осуществления валютного контроля за поступлением в РФ валютной выручки от экспорта товаров оговорен Инструкцией ЦБ РФ от 12.10.1993г. и ГТК РФ от 12.10.1993г.

Тенденции законодательства в сфере контроля и регулирования репатриации валют

Как уже разъяснялось выше, обязательная репатриация валютной выручки — это способ защиты финансовой системы государства от утекания денег за рубеж. Если рассмотреть проекты законов, разработанные и обсуждаемые в 2016 году, то можно сделать вывод о том, что меры по репатриации валютной выручки являются самым приоритетным направлением в законотворчестве в РФ.

В части обеспечения государством репатриации средств от экспортно-импортных контрактов с участием резидентов РФ законы будут все более детализироваться и ужесточаться.

Еще о перспективах валютного законодательства смотрите в материале «Изменения в валютном законодательстве с 2017 года».

Репатриацию экспортной выручки могут отменить

Минфин РФ предложил распространить идею либерализации валютного законодательства в части отмены обязательной репатриации рублевой выручки экспортеров на их выручку в валюте.

Инициатива сейчас обсуждается с ведомствами и ЦБ, к консенсусу стороны пока не пришли, пишет «Интерфакс».

«Мы сначала решили с репатриацией рублёвой (выручки экспортеров — ИФ), а потом подумали — почему только с рублёвой, будем со всей репатриацией разбираться. Сейчас разработан законопроект, который предполагает полную отмену всех репатриаций экспортной выручки, и валютной тоже. Он в самой начальной стадии согласования, но, тем не менее, мы его разработали и пытаемся продвигать», — сказал замглавы ведомства Алексей Моисеев журналистам в кулуарах Гайдаровского форума.

«У нас есть три принципиально важных ограничения, которые сохранились: репатриация выручки для экспортеров, обязанность возврата аванса по импорту, ограничения по режиму счетов для граждан — для тех, которые живут заграницей больше 183 дней, по факту уже нет, а для тех, кто здесь, эти ограничения сохраняются — предполагается и отмена этих оставшихся ограничений», — сказал замминистра.

«Законопроект написан в Минфине, сейчас обсуждаем с ФНС, ФТС, ЦБ и Минэкономразвития. Минэк поддерживает, ФНС, ФТС — осторожно, а ЦБ — совсем осторожно», — добавил он.

Закон о поэтапной отмене репатриации экспортной выручки внесен в Госдуму

Правительство внесло в Госдуму законопроект, которым предусматривается поэтапная отмена обязательности репатриации экспортной выручки в российской валюте при внешнеторговых расчётах между резидентами и нерезидентами. Об этом сообщает пресс-служба Кабмина.

С 1 января 2020 года предполагается отменить репатриацию резидентами валюты РФ в отношении несырьевого экспорта. В дальнейшем будет проведена поэтапная отмена репатриации в отношении экспорта сырьевых товаров.

Документом также предлагается закрепить за российским рублём статус региональной валюты и средства международных расчётов, и либерализовать режим счетов резидентов, открытых в банках за пределами России.

Однако нельзя сказать, что законопроект даст только послабления для участников валютных расчетов. Так, например, резиденты РФ должны будут уведомлять налоговые органы об открытии счетов не только в иностранных банках, но и в других финансовых организациях. Кроме того, движения по таким счетам тоже ограничат, т.е. можно будет зачислять или списывать с них денежные средства только в установленных ЦБ РФ случаях.

Законодательное определение репатриации резидентами иностранной валюты и валюты РФ

О том, что такое репатриация иностранной валюты и валюты РФ для резидентов РФ, написано в ст. 19 закона «О валютном регулировании» от 10.12.2003 № 173-ФЗ. Упомянутая репатриация предусматривает 2 аспекта:

  • Резиденты — участники международных контрактов при осуществлении экспорта товаров обязаны обеспечить получение на свои счета в РФ выручки по таким контрактам. Причем данная выручка может быть как в инвалюте, так и в рублях РФ.
  • Резиденты — участники международных контрактов при заключении соглашений об импортных поставках должны обеспечить соответствие уплаченных зарубежным контрагентам сумм и фактической стоимости полученных по импорту товаров. Если же денег по контракту уплачено больше, чем получено товаров — «излишки» следует вернуть в РФ.
Читайте так же:  Упрощенная система налогообложения доходы ставка

Требование о репатриации денежных средств — одна из основных возможностей госрегулирования валютного обращения, позволяющая ограничить отток денежных средств из страны. Поэтому в сфере репатриации валют действует комплекс ограничительных мер и контрольных процедур, установленный законодательством.

Что это такое?

Репатриация валютной выручки представляет собой возвращение резидентом валютной выручки, которую он получил в результате заключения внешнеэкономической сделки. Следует отметить, что законодатель обязывает это сделать в отношении как иностранной, так и национальной валюты. Репатриация очень важна в поддержке объема материальных благ в государстве.

Ее суть состоит в том, что экономические агенты, участвующие в международных торговых отношениях не должны полученную выручку оставлять в стране контрагента.

Если из родной страны ушли материальные блага в виде, например, товара, то и уплаченные за них финансовые средства должны поступить сюда же. Основные правила, регулирующие порядок репатриации иностранной и валютной выручки отражены в статье 19 ФЗ РФ «О валютном регулировании и валютном контроле».

Репатриацию должна быть совершена при возникновении двух видов правоотношений:

  1. Составляют отношения, в процессе которых по определенным договорам резиденты передают нерезидентам товары, информацию, исключительные права интеллектуальной собственности, а также оказывают услуги.
  2. Отношения, при которых обязательства не исполнены должным образом. Это случаи, когда резидент уплатил нерезиденту валюту за определенные соглашением товары, работы, услуги, результаты интеллектуальной собственности и исключительные права на них, а иностранный контрагент не выполнил свою обязанность по ввозу данных благ на территорию Российской Федерации. Этот блок отношений очень важен, так как часто является средством мошенничества.

Обязанность по возврату не закрытых поставками платежей

Эта обязанность, налагаемая на резидентов-импортеров, закрывает второй возможный путь вывода валют из РФ. Смысл этой меры в том, чтобы лишить участников внешнеэкономической деятельности возможности заключать подложные договоры, по которым из РФ будут выводиться деньги на зарубежные счета без реальных поставок соответствующих товаров в РФ.

В данном случае в качестве контрольных моментов:

  • тоже оформляются паспорта сделок по импортным контрактам;
  • действует система обмена информацией между органами и агентами валютного контроля, отслеживающими переводы денег и фактические поставки товаров (об этом также рассказывается в предлагаемой выше статье о валютном контроле на таможне).

Обязанность по зачислению на счета резидентов валютной выручки

Помимо того что такая обязанность предусмотрена в законах, регулирующих валютные правоотношения в РФ, существует методика контроля со стороны органов и агентов валютного контроля.

Подробнее о структуре системы валютного контроля в РФ читайте: «ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле».

Основными «инструментами» контроля со стороны государства являются:

  • Меры, налагающие ограничения на резидентов — участников внешнеторговой деятельности в части проведения транзакций по банковским счетам за рубежом. Например, российские юрлица не могут получать деньги за экспортированный товар напрямую на счета, открытые в иностранных банках. Для контроля за транзакциями резидентов по зарубежным счетам действует обязательный порядок информирования российских банков об открытых счетах и транзакциях (ст. 12 ФЗ № 173-ФЗ). Большинство ограничений отражено в федеральных законах и действует в отношении всех резидентов РФ.
  • Меры, связанные с оформлением сделок в банках — агентах валютного контроля в РФ. В первую очередь — это обязанность резидента по оформлению паспорта сделки в своем банке. Паспорт оформляется на каждый контракт и служит контрольной информацией не только для банка, но и для других сторон валютного контроля. Например, паспорт обязательно потребуют на таможне.

Зачем требуют паспорт сделки таможне, узнайте подробнее: «В чем суть валютного контроля в таможне».

В какие сроки нужно осуществить?

Согласно пункту 1 статьи 19 ФЗ РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» репатриацию нужно осуществить в сроки, установленные внешнеэкономическими контрактами. Законодателем установлена такая обтекаемая норма в связи с тем, что каждые договорные отношения индивидуальны.

По некоторым оплата производится единовременно, по другим частями (например, ежеквартально). По некоторым оплата производится по факту доставки продукции, по другим только авансовым платежом. Таким образом, заключая внешнеэкономическое соглашение, уделите особое внимание пунктам о репатриации, с той целью, чтобы быть в силах исполнить требования действующего законодательства в этой части.

Порядок обязательной продажи части валютной выручки: подлежит ли он применению

Этот порядок определен в гл. 3 инструкции №111-И и выглядит он следующим образом:

  1. Банк в течение 1 дня после даты поступления денег на транзитный счет сообщает клиенту-резиденту об этом. Ему направляется уведомление по установленной форме и выписка со счета, из которой видна сумма поступления.
  2. Клиент, на счет которого поступили деньги в иностранной валюте, делает распоряжение банку о продаже части валюты, а затем о перечислении денег. То есть рубли, полученные от обязательной продажи, перечисляются на рублевый счет, а оставшаяся иностранная валюта — на валютный счет.
  3. Одновременно с распоряжением клиент представляет в банк справку, в которой указывается поступившая в иностранной валюте сумма и валютная операция, по которой эта сумма поступила. Ее форма установлена Инструкцией Банка России от 16.08.2017 № 181-И «О порядке представления…».
  4. Банк, получив распоряжение клиента и справку, проверяет правильность суммы, которая подлежит продаже, а если она указана верно, то депонирует ее на специальный счет. Оставшаяся часть валюты в это же время переводится на валютный счет резидента.
  5. В последующие 2 дня после депонирования банк обязан продать валюту.

ВАЖНО! Учитывая, что закон № 173 не предусматривает обязательной продажи вовсе, а Банк Росси установил размер обязательной продажи валютной выручки резидентов в размере 0%, указанный порядок в настоящее время не применяется.

≈ще по теме 15.6. –епатриаци€ и продажа части валютной выручки:

Итак, валютное регулирование, как часть денежно-кредитной политики государства, направлено на достижение и поддержание экономической стабильности в обществе, обеспечение экономической безопасности, установление порядка проведения операций с валютными ценностями и реализуется через механизм валютных ограничений и валютного контроля.

Главное условие, которое закреплено в этих законах — обязательная продажа валютной выручки, которая получена резидентами на таможенной территории Российской Федерации.

Согласно новым положениям ч.1.1. ст. 19 Закона о валютном регулировании и валютном контроле, стороны внешнеторгового контракта в целях репатриации должны будут указывать в заключенных договорах (контрактах) сроки исполнения сторонами обязательств по таким контрактам.

Валютная выручка и действия с ней регулируются различными документами: инструкциями Центробанка, законами (федеральными и региональными), подзаконными актами министерств и ведомств.

Теперь надо указать не ожидаемые сроки (то есть предполагаемые), а более конкретные сроки и определенные сроки по получению денежных средств или исполнению обязательств.

Читайте так же:  Налогоплательщиками водного налога признаются

С 2020 года предлагается отмена обязательной репатриации выручки в рублях для юрлиц — фактически она сохраняется для госучреждений, работающих через счета казначейства. Проектом предусмотрено снятие ограничений на получение физлицами на свои зарубежные счета средств нерезидентов, отмена отчетности в ФНС физлиц по использованию сумм на зарубежных счетах общей суммой до 600 тыс. руб. в год.

Согласно ст. 5 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле» органами валютного регулирования в Российской Федерации являются Центральный банк и Правительство Российской Федерации.
С помощью реализации тактических целей валютной политики решается задача перехода к свободной конвертируемости национальной валюты.

Описания возможных правовых услуг и решений на настоящей странице и на сайте в целом не являются публичной офертой услуг.

Видео (кликните для воспроизведения).

Российское законодательство различает два вида валюты: иностранную валюту и валюту Российской Федерации.

Требование о репатриации касается только резидентов, являющихся юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Резидент был не вправе продлевать срок исполнения обязательств нерезидента, а также каким-либо способом уменьшать сумму этих требований или обязательств.

Обязательная продажа части валютной выручки резидентов (физических лиц — индивидуальных предпринимателей и юридических лиц) осуществляется в размере 30% суммы валютной выручки, если иной размер не установлен Центральным банком РФ. Центральный банк РФ вправе устанавливать иной размер обязательной продажи части валютной выручки указанных резидентов, но не свыше 30% ее суммы.

Инструкция ЦБ РФ от 12.10.1993г. «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в РФ валютной выручки от экспорта товаров» и др.

По каждому заключенному экспортером контракту оформляется паспорт сделки (ПС), подписываемый одним уполномоченным банком, на транзитный счет в который должна поступать вся валютная выручка от импортера-нерезидента от экспорта товара по контракту.

Торговлю товарами без ввоза в Россию возьмут на валютный контроль

Минфин подготовил поправки в закон о валютном регулировании, ужесточающие контроль над валютной выручкой.

Обязанности репатриации денежных средств будет распространена на внешнеторговые контракты, по условиям которых товары передаются вне территории России не подлежат ввозу на территорию РФ.

Действующая редакция Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» не охватывает весь спектр торговых отношений между резидентами и нерезидентами, поскольку предусматривает перемещение товара исключительно через границу РФ. Поэтому, отмечает Минфин, отсутствует возможность контроля со стороны органов и агентов валютного контроля за валютными операциями резидентов по внешнеторговым договорам, в соответствии с которыми перемещение товаров через границу Российской Федерации не предусмотрено.

Законопроектом предусматривается новая редакция абзаца первого пункта 2 части 1 статьи 19 Закона, предусматривающая распространение требования о репатриации денежных средств по таким контрактам.

Контроль за осуществлением валютных операций, связанных с передачей указанных товаров, будет проводиться налоговыми органами. При этом на банки будет возложена обязанность информирования о платежах в рамках таких внешнеторговых контрактов.

Вторым законопроектом предлагается добавить в ст.15.25 КоАП ответственность за неисполнение обязанности по репатриации денежных средств по внешнеторговым договорам (контрактам), по условиям которых товары передаются вне территории РФ и не подлежат ввозу на территорию РФ.

Что такое репатриация валютной выручки и как проходит эта процедура, что нужно знать, чтобы не получить штраф?

Термин «репатриация» обозначает возвращение на родину. Его можно применить в отношении возвращения в родное государство граждан, беженцев, военнопленных, а также облигаций, капитала и выручки.

Установление правил репатриации, является важным рычагом в валютном регулировании каждой страны.

Понятие и порядок возврата валютной выручки, а так же многие другие аспекты, более подробно рассмотрим в статье.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-47-92 . Это быстро и бесплатно !

Вина в невозврате денег в РФ

Рассматривая дела по данным правонарушениям, суды должны выяснять, имелось ли событие административно-наказуемого деяния и содержится ли в действиях (бездействии) организации и должностных лиц вина, какова ее степень.

К рассматриваемой категории дел, так же как и к иным, применяются положения ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ. Так, если компания, обязанная осуществить репатриацию денег в срок, не выполнит свои обязательства, хотя у нее будет для этого реальная возможность, а также не предпримет всех необходимых мероприятий по возврату денег и предотвращению нарушения закона, она будет считаться виновной (см., например, постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 27.04.2010 по делу № А47-6629/2009).

Чтобы организацию не привлекли к ответственности за невозврат денег в РФ, можно предпринять следующие действия:

  1. Заранее предусмотреть в заключаемом договоре санкции к контрагенту за задержку в перечислении денежных средств (неустойку, штраф и т. п.). Это будет в будущем свидетельствовать о стремлении принять разумные и достаточные меры для побуждения контрагента к исполнению обязанностей (см. постановление президиума ВАС РФ от 28.04.2009 № 15714/08).
  2. Незамедлительно после нарушения обязательств контрагентом выслать ему соответствующую претензию. Вкупе с другими мероприятиями резидента она будет свидетельствовать о его невиновности (см. постановление ВС РФ от 19.05.2015 № 309-АД15-4149).
  3. При игнорировании требований, указанных в претензии, подать иск в судебные инстанции.

Итоги

Один из основных способов ограничить отток капиталов из страны — это репатриация иностранной валюты. Судя по принимаемым законам и рассматриваемым законопроектам, существует приоритетная тенденция по дальнейшему совершенствованию валютного законодательства РФ в данном вопросе.

репатриация выручки

Репатриация и продажа части валютной выручки

Верным оформлением было бы, если иностранные контрагенты договорились между собой, что второй нерезидент передаст товар первому нерезиденту и первый нерезидент поставит его вашей организации, как это прописано в контракте с ним и во всех документах, которые вы оформили в банке. Сейчас получается, что документы оформлены с первым нерезидентом, а поставка прошла от второго нерезидента.

Наличие строго регламентируемого состава потенциальных участников внешнеэкономической деятельности, единственного банка (Внешэкономбанк СССР), осуществляющего международные расчеты, строжайшая централизация валютных поступлений и жесткий контроль за их использованием составляли систему валютного контроля без формального декларирования ее наличия и определения органов, осуществляющих такой контроль.

Согласно ст. 4 Закона о валютном регулировании и валютном контроле, акты валютного законодательства РФ и акты органов валютного контроля, устанавливающие новые обязанности для резидентов и нерезидентов или ухудшающие их положения, обратно силы не имеют.

Она может продаваться следующими способами:

  • банкам и кредитным организациям, уполномоченным на это ЦБ РФ;
  • посредством валютных бирж;
  • Центробанку РФ без посредников.

Режим информирования ФНС о счетах физлиц и движении средств по ним также предполагается несколько упростить. Для граждан РФ, проживающих за пределами РФ более 183 дней в году, уведомления предполагается отменить вообще.

Читайте так же:  Коэффициент при расчете налога на землю

Центральный банк Российской Федерации в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям в соответствии с настоящим Федеральным законом может устанавливать единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами. Вторая идея Минфина — распространять режим счетов (вкладов) в иностранных банках на «иные организации финансового рынка». Очевидно, что в первую очередь речь идет о небанковских кредитных организациях, брокерах и фондах. Но с реализацией этого положения могут возникнуть разногласия: определение «организаций финансового рынка» в РФ не всегда совпадает с определениями других юрисдикций.

Репатриация в валютном законодательстве

Какого-то специфического смысла в слово «репатриация» законодателем не вкладывается. Оно имеет то же значение, что и других случаях, — возвращение на родину (в переводе с латинского языка).

Не давая понятия этого термина, законодатель установил обязанность, связанную с репатриацией, закрепив ее в ст. 19 закона «О валютном регулировании…» от 10.12.2003 № 173-ФЗ (далее — закон № 173).

Данная обязанность возлагается на участников гражданского оборота, осуществляющих внешнеторговые сделки. При этом такие участники должны быть резидентами РФ и обязаны обеспечить:

  1. Получение предусмотренных международным договором денег от контрагента-нерезидента за услуги, работы или товары, которые такой контрагент получил. Денежные средства должны быть перечислены на банковский счет резидента в банке РФ.
  2. Возвращение в Россию денег, которые ранее были перечислены резидентом своему контрагенту, являющемуся нерезидентом, за определенные соответствующим договором услуги, товары, работы, если контрагент не исполнил свои обязательства, то есть не ввез в РФ товар, не оказал на территории РФ услуги, не произвел работы, которые должен был сделать в соответствии с условиями заключенного договора.
  3. Получение на свои счета валюты, причитающейся в соответствии с договорами займа.

При этом обязанность по репатриации считается выполненной, если резидент РФ обеспечил поступление денежных средств при неисполнении контрагентом своих обязательств путем страхования рисков, либо установления обеспечения выполнения договора, а также в случае, когда резидент включен иностранным государством в санкционный список (п.п. 4, 4.1, 4.2 закона № 173).

Подписан закон об отмене штрафов за нерепатриацию валютной выручки для санкционных компаний

Президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон от 29.07.2018 № 246-ФЗ, отменяющий штрафы за нерепатриацию валютной выручки для компаний-экспортеров, которые подпали под западные санкции.

Согласно закону компания освобождается от обязанности репатриировать валютную выручку в случае, если она включена в специальный перечень резидентов. Данный перечень утверждает ФНС по согласованию с Минфином, пишет «Интерфакс». Перечень также должен быть размещен на официальном сайте ФНС.

Включение резидента в перечень осуществляется на основании его письменного заявления с указанием в нем соответствующего нормативного правового акта иностранного государства, государственного объединения или союза о введении в отношении такого резидента мер ограничительного характера.

Одновременно с этим расширяется перечень разрешенных валютных операций между резидентами в том случае, если они связанны с заключением с Внешэкономбанком договоров страхования экспортных кредитов и инвестиций. В перечень разрешенных валютных операций включены сделки, обеспечивающие исполнение обязательств нерезидента по внешнеторговому контракту перед Внешэкономбанком. Из-под валютного контроля выводятся операции по уплате страховой премии, выплате страхового возмещения по договорам страхования экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских или политических рисков, операции по выплате вознаграждения и выплате иностранной валюты по сделкам, обеспечивающим исполнение обязательств нерезидента по внешнеторговому контракту, предусмотренных федеральным законом «О банке развития».

Закон вступает в силу со дня официального опубликования.

Когда не требуется?

Возвращать выручку на родину это общее правило. Однако из каждого правила есть исключения. Итак, резиденты могут не осуществлять зачисление национальной и валютной выручки, если выручка:

  1. Зачислена на счет юридического лица-резидента в иностранном банке для исполнения его обязательств по кредитным или долговым обязательствам перед правительственными агентами других стран, а также резидентами государств – членов ОЭСР или ФАТФ на срок свыше двух лет.
  2. Связана с расходами резидента по возведению сооружений в иностранном государства, но только на время строительства.
  3. Получена от проведения выставок, спортивных, культурных и иных мероприятий за пределами РФ, и направлена для покрытие расходов по их проведению, но на период проведения этих мероприятий.
  4. Является взаимозачетом по обязательствам агентов в области рыбной и транспортной отраслях, по обязательствам перестрахования, по обязательствам в газовой отрасли, в том числе связанных с транзитом газа.
  5. Зачислена транспортным организациям на их иностранные счета, но только для целей выполнения их функций за пределами РФ.

Методические рекомендации по исключению ответственности за невозвращение валютной выручки

Невиновность организации в невозврате валютной выручки, когда иностранным государством введены ограничительные меры, следствием которых является невозможность репатриации, может быть подтверждена сертификатом. Этот документ может выдать Торгово-промышленная палата РФ (см. письмо Минфина России от 12.08.2015 № 07-05-08/46382).

Еще одним документом, на который следует опираться при ведении внешнеторговых отношений и спорах с органами валютного контроля, является приказ Росфиннадзора от 28.09.2015 № 369. Им утверждены Методические рекомендации, в соответствии с которыми должны устанавливаться обстоятельства, исключающие ответственность по ст. 15.25 КоАП.

Так, помимо указанного выше принципа невиновности, можно отметить следующие моменты, указанные в этих рекомендациях:

  1. Отсутствие состава адм. правонарушения исключает производство по делу. Так, если задержка в перечислении возникла из-за действий кредитных учреждений, в том числе Внешэкономбанка, то административная ответственность не наступает.
  2. Резидент считается выполнившим требования закона, если обеспечил перечисление денег на свой счет от страховой компании по договору страхования рисков невыполнения обязательств его контрагентом-нерезидентом. В данном случае анализу подлежит соответствующий договор страхования.
  3. Также резидент считается исполнившим свои обязательства, если им было передано право требования денег с нерезидента финансовому агенту.

Таким образом, ответ на вопрос «что это — репатриация валютной выручки?» таков: это не только часть валютно-денежной политики страны, но и средство воздействия на хозяйствующие субъекты, осуществляющие международную деятельность. Воздействие это заключается в стимулировании таких субъектов к добросовестному, разумному и ответственному поведению при проведении валютных операций с нерезидентами под страхом применения административной и уголовной ответственности.

Статья оказалась полезной? Подписывайтесь на наш канал RUSЮРИСТ в Яндекс.Дзен!

Репатриация резидентами иностранной валюты в РФ — это…

Репатриация иностранной валюты это зачисление валютной выручки резидентов или возврат не закрытых поставками валютных авансов резидентов на счета внутри страны. Подробнее о том, что представляет собой репатриация и в чем ее экономический смысл, читайте в этой статье.

Какова позиция России по отношению к экспортерам?

Во всех остальных случаях организация обязана обеспечить поступление денежных средств на счет в уполномоченном банке. Взаимозачет по операциям, не указанным в перечне, проводить нельзя.

Читайте так же:  Валютное законодательство еаэс

Суть предлагаемых мер сводится к необходимости: 2) четкого законодательного определения понятий и терминов, связанных с экспортом и импортом работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности; 3) установления минимального набора обязательных требований к внешнеторговым контрактам и документам, подтверждающим предоставление и получение услуг и результатов интеллектуальной деятельности.

Действующим законодательством предусмотрены случаи освобождения резидентов от обязанности осуществлять репатриацию иностранной валюты, причем перечень случаев, когда резиденты вправе не зачислять иностранную валюту на свои счета в уполномоченных банках, намного шире, чем в Законе РФ 1992 года.

Паспорт сделки должен содержать сведения, необходимые в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям между резидентами и нерезидентами. Указанные сведения отражаются в паспорте сделки на основании подтверждающих документов, имеющихся у резидентов.

Возможные последствия отмены репатриации рублей пока сложно оценить. Теоретически это может улучшить возможности для бизнеса за пределами РФ «дочек» российских банков и увеличить обороты российской валюты в ЕС и Китае при экспортных сделках.

Чтобы выполнить продажу обязательной части валютной выручки, необходимо знать, по какому курсу можно это сделать. Для этого используется тот курс валюты другого государства по отношению к национальной валюте, который зафиксирован на внутреннем рынке в РФ. Он фиксируется на момент продажи, и по нему происходят все дальнейшие расчеты.

Репатриация валютной выручки — обязательность возврата

Штраф за нарушение требований валютного законодательства

Валютная выручка подлежит обязательной репатриации, кроме оговоренных выше случаев. Штраф за репатриацию валютной выручки, произведенную с опозданием или иным нарушением, а также за ее невозвращение предусмотрен ст. 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ.

Категория административного нарушения

Размер штрафа

Ст. КоАП

Нарушение срока репатриации за оказанные нерезидентам услуги, поставленный товар и т. д.

1/150 ставки рефинансирования за каждый день — на сумму, перечисленную с опозданием

От 75 до 100% штраф будет наложен на сумму, которая не перечислена на счета

На должностное лицо от 20 000 до 30 000

Нарушение резидентом сроков своих обязательств по обеспечению поступления валютной выручки в определенной Правительством РФ доле (по контрактам с паспортом сделки)

На организации и ИП — от 40 000 до 50 000 руб.

На должностных лиц — от 20 000 до 30 000 руб.

Невозвращение резидентом уплаченных денег в определенный срок за товары, работы, услуги, которые, соответственно, не были поставлены, выполнены, оказаны нерезидентом

1/150 ставки рефинансирования за каждый день — на сумму, перечисленную с нарушением срока

От 75 до 100% — штраф от невозвращенной суммы

На должностных лиц — от 20 000 до 30 000 руб.

В тех случаях, когда размер невозвращенных денег больше 9 млн руб., виновное лицо может быть привлечено к уголовной ответственности по ст. 193 Уголовного кодекса РФ.

Как происходит?

В данном процессе участвуют три стороны. Резидент, нерезидент и банк резидента.

  1. Заключив внешнеэкономическое соглашение экономический агент должен известить уполномоченный банк о:
    • предельном сроке по истечении, которого на расчетный счет резидента поступят деньги от иностранного контрагента в соответствии с условиями, указанными в договоре;
    • предельном сроке по истечении, которого нерезидентом будут переданы товары, выполнены работы, оказаны услуги.
  2. Далее нужно оформить в банке паспорт сделки. Порядок его оформления установлен Инструкцией от 4 июня 2012 года № 138-И, утвержденная ЦБ РФ.
  3. После поступления валютной выручки на счет резидента, он должен принести соответствующую справку в уполномоченный банк для снятия с контроля данной сделки. Сроки предоставления данной справки варьируют в зависимости от вида валютной операции. Они также установлены в вышеназванной Инструкции.
  4. Если контрагент не выполнил свои обязательства по репатриации, резидент должен обеспечить поступление на свой банковский счет страховых выплат риска репатриации по договору страхования. Только в таком случае обязательства по репатриации будут считаться выполненными резидентом.
  5. Обязательство по репатриации может перейти к другому лицу (фактору), если ему уступлено право требования исполнения обязательств по заключенному договору.

Когда возврат валютной выручки не обязателен

В п. 2 ст. 19 закона № 173 предусмотрен исчерпывающий перечень случаев, когда резидент имеет право не производить возврат валютной выручки:

  1. Если валюта была перечислена на банковские счета за рубежом с целью погашения займов и кредитов, полученных у нерезидентов.
  2. Когда нерезидент-заказчик оплачивает траты резидента по возведению объектов на территории иностранного государства.
  3. Когда валюта получена резидентом РФ от проведения всевозможных культурных мероприятий за рубежом и предназначена для покрытия трат на их поведение.
  4. При зачете встречных требований, которые проводятся за рубежом между резидентами, осуществляющими рыбный промысел, и нерезидентами, оказывающими им соответствующие агентские услуги. Это же основание применяется при взаиморасчетах между транспортными компаниями-резидентами и их контрагентами-нерезидентами, оказывающими тем услуги.
  5. Когда взаимозачет совершается между страховыми организациями по договорам страхования.
  6. Если зачисление валюты произошло на счета транспортных компаний в зарубежные банки, а цель такого зачисления — оплата услуг, сборов, иных расходов.
  7. При взаимозачетах, проводимых между участниками договора по экспорту природного газа.

Законом «О внесении изменений…» от 03.04.2018 № 64-ФЗ с 14.04.2018 вводятся еще 3 основания:

  • При предоставлении нерезиденту займа на добычу полезных ископаемых при условии, что возврат займа зависит от объема добычи ископаемых или размера выручки от их продажи.
  1. При взаимозачетах по договорам займа.
  2. При невозврате средств денежного займа, предоставленного нерезиденту на осуществление инновационной деятельности.

Ответственность и штрафы

За невыполнение требований валютного законодательства в сфере репатриации установлена следующая ответственность.

Невыполнение обязанности по поступлению валютной выручки на счет резидента по внешнеэкономическому контракту (п. 4.1 ст. 15.25 КоАП РФ) Невыполнение обязанности по возврату уплаченной валюты за навезённые товары, оказанные услуги, выполненные работы (п. 5 ст. 15.25 КоАП РФ)
Должностные лица 4000-5000 руб. одна стопятидесятая ставки рефинансирования ЦБ РФ от суммы денежных средств, возвращенных в РФ с нарушением установленного срока, за каждый день просрочки возврата в РФ таких денежных средств и (или) от 3/4 до 1 размера суммы денежных средств, не возвращенных в РФ.
Юридические лица 40 000-50 000 руб.

Институт репатриации валютной выручки играет большую роль в финансовых процессах государства. С одной стороны, он обеспечивает удержание материальных благ в государстве, с другой стороны обеспечивает родину иностранной валютой. Бытует мнение, что данное обязательство ограничивает свободу экономических агентов, заключающие гражданско-правовые соглашения.

Однако, государству в первую очередь нужно думать о благосостоянии государства.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

Видео (кликните для воспроизведения).

+7 (499) 938-47-92 (Москва)
Это быстро и бесплатно !

Источники

Порядок осуществления контроля за репатриацией валютной выручки
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here