Порядок производства по делу о налоговом правонарушении

Схема. Налоги и сборы. I часть НК РФ. Налоговые проверки. Производство по делу о налоговом правонарушении. Принудительное взыскание

Схема. Налоги и сборы. I часть НК РФ. Налоговые проверки. Производство по делу о налоговом правонарушении. Принудительное взыскание

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Разработчик — ООО «КОНСЭКО Пресс»

Компания «КОНСЭКО Пресс» с 1990 года ведет консультационную деятельность и издает пособия по российскому хозяйственному законодательству. «КОНСЭКО Пресс» активно работает с российскими и зарубежными компаниями, федеральными органами власти, с 1995 года является ведущим исполнителем нескольких проектов в области правового образования, реализуемых в рамках межправительственных соглашений и международных программ технической помощи.

Другое направление работы компании — разработка учебных и справочных материалов для предпринимателей, высших учебных заведений юридического и экономического профиля.

Энциклопедия решений. Налоговые правонарушения, дела о которых рассматриваются в порядке ст. 101.4 НК РФ

Налоговые правонарушения, дела о которых рассматриваются в порядке ст. 101.4 НК РФ

Порядок рассмотрении дел о налоговых правонарушениях установлен в ст. 100.1 НК РФ, согласно которой:

— дела о выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном ст. 101 НК РФ;

— дела о выявленных в ходе иных мероприятий налогового контроля налоговых правонарушениях (за исключением правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122 и 123 НК РФ) рассматриваются в порядке, предусмотренном ст. 101.4 НК РФ.

Из взаимосвязанного толкования положений ст. 100.1 НК РФ следует, что исключительный порядок рассмотрения дел в порядке ст. 101 НК РФ. предусмотрен только в отношении правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122, 123 НК РФ. Такие правонарушения могут быть выявлены только в рамках налоговых проверок. В отношении иных составов налоговых правонарушений законодательство о налогах и сборах подобного запрета не содержит. Следовательно, производство по всем иным составам налоговых правонарушений, кроме предусмотренных статьями 120, 122, 123 НК РФ, возможно в порядке, установленном статьями 101.4 и 101 НК РФ.

Следует учитывать, что в силу ст.ст. 88 и 89 НК РФ предметом камеральной или выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Принимая во внимание этот факт, Пленум ВАС РФ в п. 37 постановления от 30.07.2013 N 57 (далее — Постановление N 57) разъяснил, что дела о нарушениях законодательства о налогах и сборах, не связанные с неправильным исчислением и несвоевременной уплатой налогов, подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 101.4 НК РФ. Вместе с тем, если такие правонарушения выявлены налоговым органом в период проведения налоговой проверки, они могут быть отражены в материалах этой проверки и, соответственно, в решении, принимаемом по итогам рассмотрения указанных материалов (ст. 101 НК РФ).

Информация о правонарушениях, рассматриваемых в порядке ст. 101.4 НК РФ, приведена в Рекомендациях ФНС России по проведению камеральных и выездных налоговых проверок, изложенных в письмах от 16.07.2013 N АС-4-2/[email protected] и от 25.07.2013 N АС-4-2/[email protected] (далее — Рекомендации). Для наглядности приведем эти данные в таблице.

Производство
по делу осуществляется
в порядке

Нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе

Непредставление в установленный срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета

Непредставление расчета финансового результата инвестиционного товарищества в налоговый орган по месту учета в установленный срок

Нарушение установленного способа представления налоговой декларации (расчета)

Представление в налоговый орган управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества, содержащего недостоверные сведения

Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест или в отношении которого налоговым органом приняты обеспечительные меры в виде залога

Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ

Непредставление в установленный срок налоговому органу сведений о налогоплательщике, отказ лица представить имеющиеся у него документы, предусмотренные НК РФ, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями

Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода

Неправомерное несообщение сведений налоговому органу

Нарушение порядка регистрации объектов игорного бизнеса

Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате применения в целях налогообложения в контролируемых сделках коммерческих и (или) финансовых условий, не сопоставимых с коммерческими и (или) финансовыми условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми

Неправомерное непредставление уведомления о контролируемых сделках, представление недостоверных сведений в уведомлении о контролируемых сделках

Неправомерное непредставление уведомления о контролируемых иностранных компаниях, уведомления об участии в иностранных организациях, представление недостоверных сведений в уведомлении о контролируемых иностранных компаниях, уведомлении об участии в иностранных организациях

Нарушение банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах 132, 133, 134, 135, 135.1 и 135.2

Из Рекомендаций следует, что налоговые правонарушения, предусмотренные ст.ст. 125, п. 2 ст. 126, ст. 128, 129, 129.1, 129.3, 129.4 НК РФ, а также совершенные банком и предусмотренные гл. 18 НК РФ), оформляются в порядке, предусмотренном ст. 101.4 НК РФ, независимо от формы проводимых мероприятий налогового контроля (налоговые проверки или иные), в рамках которых они выявлены.

Дела о правонарушениях, предусмотренных ст.ст. 116, 118*(2) и 129.2 НК РФ, рассматриваются в порядке ст. 101.4 НК РФ (п. 4.2 письма N АС-4-2/[email protected]). Однако в случае их выявления в ходе выездной налоговой проверки, такие правонарушения отражаются в акте выездной налоговой проверки, дела об их выявлении рассматриваются в порядке ст. 101 НК РФ (п. 6.5 письма N АС-4-2/[email protected]).

Читайте так же:  Возврат банковских процентов по ипотеке в налоговой

В случае представления налогоплательщиком налоговой декларации после установленного законодательством о налогах и сборах срока привлечение налогоплательщика к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 119 НК РФ, осуществляется только после проведения камеральной налоговой проверки данной налоговой декларации. По результатам данной проверки сумма налога, подлежащая уплате (доплате) на основании этой декларации и являющаяся базой для расчета суммы штрафа, может быть подтверждена налоговым органом либо скорректирована. Поэтому такие дела рассматриваются в порядке, предусмотренном ст. 101 НК РФ, в том числе и в случае, если по результатам камеральной проверки указанной налоговой декларации будет выявлено только правонарушение, предусмотренное п. 1 ст. 119 НК РФ (п. 1.6 письма N АС-4-2/[email protected]).

Рассмотрение дел о налоговых правонарушениях, связанных с несоблюдением способа представления отчетности (расчетов), а также с непредставлением сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ответственность за которые установлена ст. 119.1, п. 1 ст. 126 НК РФ), может осуществляться как в порядке ст. 101 НК РФ, так и в порядке ст. 101.4 НК РФ. Применяемый порядок привлечения к ответственности зависит от обстоятельств дела.

Внимание

С 1 января 2016 года вступила в силу новая ст. 126.1 НК РФ (в ред. Федерального закона от 02.05.2015 N 113-ФЗ), которой установлена ответственность налоговых агентов за представление документов, содержащих недостоверные сведения (в том числе сведений по форме 2-НДФЛ) в виде штрафа в размере 500 рублей за каждый документ.

В связи с этим в декабре 2015 года ФНС России рекомендовала налоговым агентам в целях представления достоверных сведений по форме 2-НДФЛ в налоговый орган принять меры по актуализации персональных данных физических лиц — получателей дохода.

Одновременно территориальным налоговым органам поручено обеспечить контроль за полнотой и достоверностью представления налоговыми агентами сведений по форме 2-НДФЛ за 2015 год. При выявлении фактов представления документов, содержащих недостоверные сведения (в том числе персональные данные физических лиц), производство по делу о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях осуществляется в порядке, установленном ст. 101.4 НК РФ (письма ФНС России от 18.12.2015 N БС-4-11/[email protected], от 17.12.2015 N БС-4-11/[email protected]).

Кроме того, с 2016 года налоговые агенты обязаны ежеквартально представлять расчет сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом, по форме 6-НДФЛ. При установлении факта непредставления расчета в установленный срок принимать решение о привлечении к ответственности в соответствии с п. 1.2 ст. 126 НК РФ налоговые органы будут также в порядке, установленном ст. 101.4 НК РФ. Такой алгоритм действий проверяющих предусмотрен в письме ФНС России от 10.03.2016 N БС-4-11/[email protected] «О направлении Контрольных соотношений».

*(2) Статья 118 НК РФ утратила силу с 02.05.2014 и с этой даты не применяется в связи с отменой обязанности налогоплательщиков сообщать в налоговый орган об открытии или о закрытии счетов в банке и других кредитных организациях, ранее установленной пп. 1 п. 2, п. 3 ст. 23 НК РФ. Соответствующие поправки внесены в НК РФ Федеральным законом от 02.04.2014 N 52-ФЗ

Статья 10. Порядок производства по делам о налоговых правонарушениях

Статья 10. Порядок производства по делам о налоговых правонарушениях

ГАРАНТ:

1. Порядок привлечения к ответственности и производство по делам о налоговых правонарушениях осуществляются в порядке, установленном главами 14, 15 настоящего Кодекса.

2. Производство по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки административного правонарушения или преступления, ведется в порядке, установленном соответственно законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях и уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

Производство по делу о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях

Производство по делу о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях регламентируется статьей 101.4 НК РФ.

При обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах, ответственность за которые установлена НК РФ (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 НК РФ), должностным лицом налогового органа в течение 10 дней со дня выявления указанного нарушения должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое нарушение. Об отказе лица, совершившего нарушение законодательства о налогах и сборах, подписать акт делается соответствующая запись в этом акте.

В акте о налоговом правонарушении должны быть указаны:

    • документально подтвержденные факты нарушения законодательства о налогах и сборах;
    • выводы и предложения должностного лица, обнаружившего факты нарушения, по устранению выявленных нарушений и применению налоговых санкций.

Акт вручается лицу, совершившему налоговое правонарушение, под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения. Если указанное лицо уклоняется от получения указанного акта, должностным лицом налогового органа делается соответствующая отметка в акте и акт направляется этому лицу по почте заказным письмом. В случае направления указанного акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается 6 день считая с даты его отправки.

Лицо, совершившее налоговое правонарушение, вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт налогового правонарушения, в течение 10 дней со дня получения акта представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом указанное лицо вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений.

По истечении срока, указанного в пункте 5 настоящей статьи, в течение 10 дней руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт, в котором зафиксированы факты нарушения законодательства о налогах и сборах, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим налоговое правонарушение.

Акт рассматривается в присутствии привлекаемого к ответственности лица или его представителя. О времени и месте рассмотрения акта налоговый орган извещает лицо, совершившее нарушение законодательства о налогах и сборах, заблаговременно. Неявка извещенного надлежащим образом лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, или его представителя не лишает возможности руководителя (заместителя руководителя) налогового органа рассмотреть акт в отсутствие этого лица.

При рассмотрении акта могут оглашаться составленный акт, иные материалы мероприятий налогового контроля, а также письменные возражения лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения. Отсутствие письменных возражений не лишает этого лица права давать свои объяснения на стадии рассмотрения акта.

При рассмотрении акта заслушиваются объяснения лица, привлекаемого к ответственности, исследуются иные доказательства. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением НК РФ. Если документы (информация) были представлены лицом, привлекаемым к ответственности, в налоговый орган с нарушением установленных НК РФ сроков, то полученные документы (информация) не будут считаться полученными с нарушением НК РФ.

Читайте так же:  Заявление на возврат подоходного налога бланк

В ходе рассмотрения акта и других материалов мероприятий налогового контроля может быть принято решение о привлечении в случае необходимости к участию в этом рассмотрении свидетеля, эксперта, специалиста.

В ходе рассмотрения акта и других материалов руководитель (заместитель руководителя) налогового органа:

    1. устанавливает, допускало ли лицо, в отношении которого был составлен акт, нарушения законодательства о налогах и сборах;
    2. устанавливает, образуют ли выявленные нарушения состав налоговых правонарушений, содержащихся в настоящем Кодексе;
    3. устанавливает, имеются ли основания для привлечения лица, в отношении которого был составлен акт, к ответственности за совершение налогового правонарушения;
    4. выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, или обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.

По результатам рассмотрения акта и приложенных к нему документов и материалов руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:

    1. о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение;
    2. об отказе в привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение.

На основании вынесенного решения о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах этому лицу направляется требование об уплате пеней и штрафа в порядке, установленном ст. 69 НК РФ, и в сроки, установленные п. 2 ст. 70 НК РФ.

Копия решения руководителя налогового органа и требование об уплате пеней и штрафа вручаются лицу, совершившему налоговое правонарушение, под расписку или передаются иным способом, свидетельствующим о дате их получения этим лицом (его представителем).

Условия отмены решения налогового органа:

    1. нарушение существенных условий процедуры рассмотрения акта и иных материалов мероприятий налогового контроля:
      • обеспечение возможности лица, в отношении которого был составлен акт, участвовать в процессе рассмотрения материалов лично и (или) через своего представителя;
      • обеспечение возможности этого лица представить объяснения.
    2. иные нарушения процедуры рассмотрения материалов, если только такие нарушения привели или могли привести к принятию неправильного решения.

По выявленным налоговым органом нарушениям законодательства о налогах и сборах, за которые лица подлежат привлечению к административной ответственности, уполномоченное должностное лицо налогового органа составляет протокол об административном правонарушении. Рассмотрение дел об этих правонарушениях и применение административных санкций в отношении лиц, виновных в их совершении, производятся налоговыми органами в соответствии с законодательством РФ об административных правонарушениях.

5. Порядок производства по делам о налоговых правонарушениях.

Порядок привлечения к ответственности и производство по делам о налоговых правонарушениях осуществляются в порядке, установленном главами 14, 15 НК РФ.

Производство по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки административного правонарушения или преступления, ведется в порядке, установленном соответственно законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях и уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

Производство по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации ведется в порядке, установленном таможенным законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено НК РФ.

Материалы проверки рассматриваются руководителем (заместителем руководителя) налогового органа. В случае представления налогоплательщиком письменных объяснений или возражений по акту налоговой проверки материалы проверки рассматриваются в присутствии должностных лиц организации-налогоплательщика либо индивидуального предпринимателя или их представителей. О времени и месте рассмотрения материалов проверки налоговый орган извещает налогоплательщика заблаговременно. Если налогоплательщик, несмотря на извещение, не явился, то материалы проверки, включая представленные налогоплательщиком возражения, объяснения, другие документы и материалы, рассматриваются в его отсутствие.

По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:

1) о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения;

2) об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения;

3) о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

В решении о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного налогоплательщиком налогового правонарушения, как они установлены проведенной проверкой, документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства, доводы, приводимые налогоплательщиком в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей НК РФ, предусматривающих данные правонарушения и применяемые меры ответственности.

На основании вынесенного решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения налогоплательщику направляется требованиеоб уплатенедоимкипо налогу и пени.

Копия решения налогового органа и требование вручаются налогоплательщику либо его представителю под расписку или передаются иным способом, свидетельствующим о дате получения налогоплательщиком либо его представителем. Если указанными выше способами решение налогового органа вручить налогоплательщику или его представителям невозможно, оно отправляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней после его отправки.

Несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований настоящей статьи может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.

По выявленным налоговым органом нарушениям, за которые налогоплательщики — физические лицаили должностные лица налогоплательщиков-организаций подлежат привлечению к административной ответственности, уполномоченное должностное лицо налогового органа, проводившее проверку, составляет протокол об административном правонарушении. Рассмотрение дел об этих правонарушениях и применение административных санкций в отношении должностных лиц организаций-налогоплательщиков и физических лиц — налогоплательщиков, виновных в их совершении, производятся налоговыми органами в соответствии с административным законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Порядок рассмотрения дел о налоговых правонарушениях. Вынесение решения по результатам налоговой проверки

Понятие налогового правонарушения

Ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах — это охранительное правоотношение, возникающие на ос­новании законодательства о налогах и сборах между государством и нарушителем законодательства относительно возложения на ви­новного субъекта дополнительной обязанности, связанной с лише­ниями личного и материального характера.

Налоговое правонарушение — виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность (ст. 106 НК РФ).

Состав налогового правонарушения:

    • объект,
    • объективная сторона,
    • субъект и
    • субъективная сторона.

Лица, подлежащие ответственности за совершение налоговых правонарушений в случаях, предусмотренных главами 16 и 18 НК РФ (ст. 107 НК РФ):

Общие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения:

Обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения (ст. 109)

    • отсутствие события налогового правонарушения;
    • отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения;
    • совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния шестнадцатилетнего возраста;
    • истечение сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Порядок рассмотрения дел о налоговых правонарушениях

Статья 100.1 НК РФ устанавливает, что дела о выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101 НК РФ.

Читайте так же:  Рапорт на стандартный налоговый вычет

Дела о выявленных в ходе иных мероприятий налогового контроля налоговых правонарушениях (за исключением правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122 и 123 НК РФ) рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101.4 НК РФ.

Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки (ст. 101 НК РФ)

Акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 НК РФ. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на 1 месяц.

Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.

Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе:

    • участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя;
    • до вынесения решения знакомиться со всеми материалами дела, включая материалы дополнительных мероприятий налогового контроля.

Неявка лица , в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица будет признано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным для рассмотрения этих материалов.

При рассмотрении материалов налоговой проверки может быть оглашен акт налоговой проверки, а при необходимости и иные материалы мероприятий налогового контроля, а также письменные возражения лица, в отношении которого проводилась проверка. Отсутствие письменных возражений не лишает это лицо (его представителя) права давать свои объяснения на стадии рассмотрения материалов налоговой проверки.

При рассмотрении материалов налоговой проверки исследуются представленные доказательства, в том числе документы, ранее истребованные у лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (включая участников консолидированной группы налогоплательщиков), документы, представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данных лиц, и иные документы, имеющиеся у налогового органа. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением НК РФ. Если документы (информация) о деятельности налогоплательщика (консолидированной группы налогоплательщиков) были представлены в налоговый орган с нарушением сроков, установленных НК РФ, полученные налоговым органом документы (информация) не будут считаться полученными с нарушением НК РФ. В ходе рассмотрения материалов налоговой проверки может быть принято решение о привлечении в случае необходимости к участию в этом рассмотрении свидетеля, эксперта, специалиста.

В ходе рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа:

    1. устанавливает, совершал ли налогоплательщик нарушение законодательства о налогах и сборах;
    2. устанавливает, образуют ли выявленные нарушения состав налогового правонарушения;
    3. устанавливает, имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение налогового правонарушения;
    4. выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.
Видео (кликните для воспроизведения).

В случае необходимости получения дополнительных доказательств руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий 1 месяц (два месяца — при проверке консолидированной группы налогоплательщиков), дополнительных мероприятий налогового контроля.

По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:

    1. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
    2. об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решение о привлечении к ответственности и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (за исключением решений, вынесенных по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков) вступают в силу по истечении 10 дней со дня вручения (для консолидированной группы налогоплательщиков ― по истечении 20 дней со дня вручения ответственному участнику этой группы). При этом соответствующее решение должно быть вручено в течение 5 дней после дня его вынесения. В случае, если решение вручить невозможно, оно направляется налогоплательщику по почте заказным письмом и считается полученным по истечении 6 дней с даты направления заказного письма.

В случае подачи апелляционной жалобы на решение налогового органа в порядке, предусмотренном статьей 101.2 НК РФ, указанное решение вступает в силу со дня его утверждения вышестоящим налоговым органом полностью или в части.

Лицо, в отношении которого вынесено соответствующее решение, вправе исполнить решение полностью или в части до вступления его в силу. При этом подача апелляционной жалобы не лишает это лицо права исполнить не вступившее в силу решение полностью или в части.

После вынесения решения руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе принять обеспечительные меры, направленные на обеспечение возможности исполнения указанного решения, если есть достаточные основания полагать, что непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение такого решения и (или) взыскание недоимки, пеней и штрафов, указанных в решении.

Обеспечительными мерами могут быть:

  1. запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия налогового органа;
  2. приостановление операций по счетам в банке в порядке, установленном статьей 76 НК РФ.

По просьбе лица, в отношении которого было вынесено решение о принятии обеспечительных мер, налоговый орган вправе заменить обеспечительные меры, предусмотренные пунктом 10 настоящей статьи, на:

  1. банковскую гарантию, подтверждающую, что банк обязуется уплатить указанную в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения сумму недоимки, а также суммы соответствующих пеней и штрафов в случае неуплаты этих сумм принципалом в установленный налоговым органом срок;
  2. залог ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, или залог иного имущества, оформленный в порядке, предусмотренном статьей 73 НК РФ;
  3. поручительство третьего лица, оформленное в порядке, предусмотренном статьей 74 НК РФ.

Копия решения о принятии обеспечительных мер и копия решения об отмене обеспечительных мер в течение пяти дней после дня его вынесения вручаются лицу, в отношении которого вынесено указанное решение, либо его представителю под расписку или передаются иным способом, свидетельствующим о дате получения налогоплательщиком соответствующего решения.

В случае направления копии решения по почте заказным письмом решение считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Читайте так же:  Налог на земли сельхозназначения для физ лиц

Несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных НК РФ, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.

По выявленным налоговым органом нарушениям, за которые физические лица или должностные лица организаций подлежат привлечению к административной ответственности, уполномоченное должностное лицо налогового органа, проводившее проверку, составляет протокол об административном правонарушении в пределах своей компетенции. Рассмотрение дел об этих правонарушениях и применение административных наказаний в отношении физических лиц и должностных лиц организаций, виновных в их совершении, производятся в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.

Вопрос 4. Производство по делу о налоговом правонарушении

НК предусматривает два вида производств.

1) по результатам камеральных и выездных проверок и дополнительных мероприятий налогового контроля (ст.101)

2) по результатам обнаружения иных правонарушений (за исключением правонарушений, предусмотренных ст. 120, 122 и 123). (ст.101 прим. 4).

Юридическое значение: Несоблюдение должностным налогового органа процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки может явиться основанием для его отмены вышестоящим налоговым органом или судом. При этом нарушение процедурных правил подразделяется на две группы:

1) существенные нарушения, которые являются основанием отмены: а) не обеспечена возможность лица участвовать в рассмотрении материалов дела, б) не предоставлена возможность объяснения.

2) иные нарушения процедуры, которые привели или могли привести к неправомерному решению – отмена по усмотрению, оценке суда и вышестоящего налогового органа.

Рассмотрим ст.101. Производство по результатам проверок.

Следует выделить следующие стадии:

Первая стадия.Рассмотрение дела и вынесение решение.

1.Дело рассмотрено и решение должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока на письменные возражения, этот срок может быть продлен, но не более чем на 1 мес.

2.НК устанавливает процедуру рассмотрения дела, отложения дела, назначения дополнительных мероприятий налогового контроля

3.Выносится одно из двух возможных решений: о привлечении к ответственности (указывается не только размер штрафа, но и недоимки, пени) либо отказе в привлечении к ответственности (но может указываться размер недоимки, пени

4.Решение вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения его лицу. Решение должно быть вручено в течение 5 дней после его вынесения. В случае, если решение вручить невозможно, оно направляется налогоплательщику по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Вторая стадия – Обжалование решения налогового органа (ст.101.2)

А) апелляционное обжалование решений, не вступивших в силу (до истечения 10 дней) в вышестоящий налоговый орган.

Б) обжалование вступивших в силу решений налогового органа в вышестоящий налоговый орган, а затем в суд (гл. 19 НК). Судебному обжалованию решений налогового органа о взыскании недоимки, пени, штрафа должно обязательно предшествовать обжалование в вышестоящий налоговый орган.

Третья стадия (факультативная) Стадия применения налоговым органом обеспечительных мер. Два вида обеспечительных мер:

А)запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия налогового органа;

Б) приостановление операций по счетам в банке (ст.76 НК)

Порядок применения обеспечительных мер:

А) применяются по усмотрению налогового органа до вступления в силу решения налогового органа о привлечении к ответственности;

Б) перечень обеспечительных мер закрытый, они применяются последовательно, в части не обеспеченной предшествующей мерой;

В) срок действия мер: со дня вынесения решения об обеспечительных мерах и до дня исполнения решения о привлечении к ответственности или его отмены вышестоящим налоговым органом или судом;

В) По просьбе лица, в отношении которого применены обеспечительные меры налоговый орган вправе, но не обязан заменить их на следующие: а) банковская гарантия; б) залог ценных бумаг; в) поручительство.

Четвертая стадия –Исполнение решения налогового органа (ст.101.3)

1. Решение подлежит исполнению со дня вступления его в силу.

2. После вступления решения в силу налогоплательщику направляется требование (ст.69) об уплате недоимки, пени, штрафа. Но в любом случае до обращения в суд налоговый орган обязан предложить налогоплательщику добровольно уплатить штрафы в форме требования (ст.104)

3. Взыскание штрафных санкций с организаций и индивидуальных предпринимателей (также как и взыскание недоимки, пени) осуществляется в бесспорном порядке (ст.46; 47) кроме случаев судебного взыскания недоимки, пени штрафа (ст.45 НК)

4. Взыскание штрафных санкций с физических лиц – в судебном порядке.

При взыскании штрафных санкций в судебном порядке должны быть соблюдены сроки давности взыскания штрафных санкций в судебном порядке (ст.115):

А) 6 месяцев после истечения срока исполнения, указанного в требовании (специальное правило исчисления в случае вынесения постановления об отказе в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела – со дня получения налоговым органом такого постановления);

Б) Этот срок не является пресекательным и в случае его пропуска налоговым органом по уважительным причинам может быть восстановлен.

Производство по иным налоговым правонарушениям (ст.101.4 НК РФ) характеризуется следующими особенностями:

1) срок возражения на акт о выявлении правонарушения составляет 10 дней;

2) не предусматривается продления на дополнительные мероприятия налогового контроля, но допускается привлечение эксперта, специалиста, свидетеля;

3) решение налогового органа вступает в силу с момента его подписания руководителем;

4) отсутствует апелляционное обжалование и не предусматривается применение обеспечительных мер.

Вопрос 5. Налоговые санкцииявляются мерой ответственности за совершение налогового правонарушения. При применении налоговых санкций должны соблюдаться следующие принципы:

· Принцип определенности налоговых санкций – налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных штрафов в размерах, предусмотренных гл. 16 и 18 НК

* Принцип сложения налоговых санкций. При совершении лицом двух и более налоговых правонарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой.

* Принцип очередности взыскания налоговых санкций. Вначале подлежат взысканию суммы недоимки по налогам и пени в полном объеме, а затем — и налоговые санкции.

* Принцип индивидуализации штрафных санкций

НК РФ (ст.112) определяет обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения. Названные обстоятельства влияют на размер налоговых санкций.

1) При наличии хотя бы одного из смягчающих обстоятельств размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза. Перечень смягчающих обстоятельств открытый.

2) При наличии отягчающего обстоятельства размер штрафа увеличивается на 100 процентов (ст.114 НК РФ). Перечень отягчающих обстоятельств — закрытый и сводится к единственному: повторное аналогичное налоговое правонарушение, совершенное в течение 12 месяцев с момента вступления в силу решения суда или налогового органа о применении налоговой санкции.

3) Обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность устанавливаются налоговым органом или судом.

Читайте так же:  Таможни как агенты валютного контроля

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9661 — | 7398 — или читать все.

Производство по делу о налоговом правонарушении

Производство по делам о налоговых правонарушениях — это особый процессуальный порядок деятельности налоговых органов по выявлению, расследованию, пресечению и предупреждению нарушений законодательства о налогах и сборах, а также привлечению виновных к ответственности, возмещению государству причиненного в результате противоправных действий ущерба.

В ходе рассмотрения акта и других материалов руководитель (заместитель руководителя) налогового органа:

1) устанавливает, допускало ли лицо, в отношении которого был составлен акт, нарушения законодательства о налогах и сборах;

2) устанавливает, образуют ли выявленные нарушения состав налоговых правонарушений, содержащихся в настоящем Кодексе;

3) устанавливает, имеются ли основания для привлечения лица, в отношении которого был составлен акт, к ответственности за совершение налогового правонарушения;

4) выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, или обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.

При наличии письменных объяснений или возражений налогоплательщика по акту налоговой проверки материалы проверки рассматриваютсяруководителем налогового органа (его заместителем) в присутствии должностных лиц организации-налогоплательщика либо индивидуального предпринимателя или их представителей. О времени и месте рассмотрения материалов проверки налоговый орган извещает налогоплательщика заблаговременно. Если налогоплательщик, несмотря на извещение, не явился, то материалы рассматриваются без него. По результатам рассмотренияруководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:

·о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения;

·об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения;

·о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

В решении о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного налогоплательщиком налогового правонарушения, как они установлены проведенной проверкой, документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства, доводы, приводимые налогоплательщиком в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей НК России, предусматривающих данные правонарушения и применяемые меры ответственности.

На основании вынесенного решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения налогоплательщику направляется требование об уплате недоимки по налогу и пени.

Копия решения налогового органа и требование вручаются налогоплательщику либо его представителю под расписку или передаются иным способом, свидетельствующим о дате получения налогоплательщиком либо его представителем. Если указанными выше способами решение налогового органа вручить налогоплательщику или его представителям невозможно, оно отправляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней после его отправки.

Несоблюдение должностными лицами налоговых органов указанных требований может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.

При выявлении административных правонарушений со стороны налогоплательщика составляется протокол. Рассмотрение дел об этих правонарушениях и применении административных санкций в отношении должностных лиц организаций-налогоплательщиков и физических лиц-налогоплательщиков производится налоговыми органами в соответствии с административным законодательством РФ и субъектов РФ.

В случае, если нарушение законодательства о налогах и сборах совершено лицами, не являющимися налогоплательщиками (плательщиками сборов, налоговыми агентами), должностным лицом налогового органа должен быть составлен акт о таких нарушениях, в котором указываются документально подтвержденные факты таких нарушений и предложения по устранению выявленных нарушений и применению санкций.

Лицо, совершившее указанные нарушения, в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями вправе представить в налоговый орган письменное объяснение своих возражений и приложить к этим объяснениям соответствующие документы.

39. Взыскание налога, сбора, пени, штрафа за счет денежных средств налогоплательщика (налогового агента): основания и порядок осуществления. (ст.46)

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика – организации или индивидуального предпринимателя в банках (п. 1 ст. 46 НК РФ).

Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему РФ необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика-организации или индивидуального предпринимателя (п. 2 ст. 46 НК РФ).

Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее 2 месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом. В случае невозможности вручения решения о взыскании налогоплательщику под расписку или передачи иным способом, свидетельствующим о дате его получения, решение о взыскании направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении 6 дней со дня направления заказного письма (п. 3 ст. 46 НК РФ).

Поручение налогового органа на перечисление сумм налога в бюджетную систему РФ направляется в банк, в котором открыты счета налогоплательщика-организации или индивидуального предпринимателя, в течение 1 месяца со дня принятия решения о взыскании и подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством РФ (п. 4 ст. 46 НК РФ).

Поручение налогового органа на перечисление налога должно содержать указание на те счета налогоплательщика-организации или индивидуального предпринимателя, с которых должно быть произведено перечисление налога, и сумму, подлежащую перечислению. Взыскание налога может производиться с рублевых расчетных счетов , а при недостаточности средств на рублевых счетах – с валютных счетов налогоплательщика. Взыскание налога с валютных счетов налогоплательщика-организации или индивидуального предпринимателя производится в сумме, эквивалентной сумме платежа в рублях по курсу Центрального банка РФ, установленному на дату продажи валюты. При взыскании средств, находящихся на валютных счетах, руководитель налогового органа одновременно с поручением налогового органа на перечисление налога направляет поручение банку на продажу не позднее следующего дня валюты налогоплательщика (п. 5 ст. 46 НК РФ).

Видео (кликните для воспроизведения).

Дата добавления: 2016-06-13 ; просмотров: 972 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источники

Порядок производства по делу о налоговом правонарушении
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here