Потери бюджета от неуплаты налогов

Эффективность деятельности налоговых органов по снижению уровня налоговой задолженности (на примере Забайкальского края)

Рубрика: Экономика и управление

Статья просмотрена: 2188 раз

Библиографическое описание:

Бондарь О. А. Эффективность деятельности налоговых органов по снижению уровня налоговой задолженности (на примере Забайкальского края) // Молодой ученый. — 2012. — №1. Т.1. — С. 94-97. — URL https://moluch.ru/archive/36/4200/ (дата обращения: 18.02.2020).

Определяется динамика налоговых поступлений по отношению к уровню налоговой задолженности. Раскрываются обобщающие показатели определения роста или снижения налоговых поступлений и налоговой задолженности. Обосновывается четырехбалльная система эффективности деятельности налоговых органов по снижению уровня налоговой задолженности (на примере Забайкальского края). Ключевые слова: задолженность по налоговым обязательствам, налоговые поступления, списанная задолженность, как безнадежная к взысканию.

Уровень совокупной налоговой задолженности является одним из критериев способности налоговой системы обеспечить своевременность и полноту поступления налоговых платежей в бюджетную систему и внебюджетные фонды.

В разработанном алгоритме расчета реализации комплекса мероприятий, направленных на снижение уровня налоговой задолженности по отношению к совокупной задолженности и по отношению к налоговым поступлениям на динамику частных показателей влияют с одной стороны взысканные, списанные, урегулированные, зачтенные суммы налоговой задолженности, а с другой стороны – неуплаченные текущие платежи, доначисленные суммы по результатам налоговых проверок. При анализе динамики частных показателей прослеживается взаимосвязь и взаимодействие системы налогового контроля и системы налогового урегулирования.

Налоговые процессы в системе межбюджетных отношений, в результате которых допускается рост налоговой задолженности, подвергают к нарушению движения финансовых ресурсов, что в конечном итоге влияет на развитие социально-экономических программ Забайкальского края. Формирование дохода бюджетной системы края на прямую связано с эффективностью развития налоговой системы, а отношение совокупной налоговой задолженности к величине законно-признанных налоговых платежей определяет эффективность налоговых органов. Отметим, что для Забайкальского края характерно систематическое преобладание налоговой задолженности по доходам от обработки древесины – 91 % от общей совокупной налоговой задолженности (вид экономической деятельности, развитой в крае как теневой).

При сравнении размеров совокупной задолженности по налоговым обязательствам и налоговых поступлений по Забайкальскому краю следует выделить наметившийся в последнее время процесс снижения доли налоговой задолженности в общем объеме собираемых налогов. Так, с 2006 по 2010 годы этот показатель последовательно уменьшился на 9 % с незначительным колебанием в 2009 г., что являлось результатом экономического кризиса в стране (Рисунок 1) [1; 3]. Это уменьшение носит относительный характер, что обусловлено, прежде всего, ростом налоговых поступлений в бюджет и не связано с абсолютным уменьшением налоговой задолженности. В результате списания налоговой задолженности в отношении отсутствующих должников в исполненииПриказа ФНС РФ от 19.08.2010 № ЯК-7-8/[email protected] с 2011 г. представлены реальные показатели налоговой задолженности и налоговых поступлений без задолженности, невозможной к взысканию.

Рисунок 1 – Динамика налоговых поступлений по отношению к уровню совокупной налоговой задолженности на начало года, млн. руб.

В настоящее время Федеральной налоговой службой используется индикативный показатель «Эффективность взыскания на всех стадиях применения мер взыскания», который не в полной мере учитывает эффективность деятельности налоговых органов, поскольку, во-первых, ограничивается только налоговыми доходами бюджета от предъявленных требований об уплате налога, пени и штрафа и, во-вторых, считается только в рамках периода проведения анализа. Значит, суммы, взысканные по предъявленным требованиям прошлых периодов, анализу не подлежат, что искажает результаты реальных показателей.

Для проведения анализа и выявления динамики соотношения снижения уровня задолженности к совокупной задолженности и налоговым поступлениям приведем статистические данные по Забайкальскому краю за каждый анализируемый год с 2006 г. по 2010 г. (Таблица 1).

Показатели динамики уровня сниженной задолженности по отношению к совокупной задолженности и показатели динамики взысканных сумм по отношению к налоговым поступлениям

Медведев: Потери бюджета РФ от неуплаты налогов выливаются в значительные суммы

Сегодня глава правительства России Дмитрий Медведев заявил в ходе совещания по экономическим вопросам, что использование непрозрачных схем наносит вред пополнению бюджета, сообщает пресс-служба правительства. «Потери бюджета из-за непрозрачных схем, которые используются, чтобы не платить налоги, выливаются у нас в очень значительные суммы», — сказал премьер.

Председатель правительства отметил, что новая система налогообложения должна усилить контроль за плату денежных средств государству. «Новая система, которая будет использоваться теперь на универсальных принципах, должна быть основана на самых современных информационных технологиях и, надеюсь, позволит навести порядок», — добавил премьер.

Ежегодные потери от неуплаты налогов теневыми автоперевозчиками составляют около 500 млрд рублей

«Это обусловлено значительным превышением провозного потенциала над потребностью в перевозке. Вследствие чего, предприниматели часто демпингуют и уходят в теневой сектор, не осуществляя уплату соответствующих налогов», — пояснил И. Батищев.

Эксперт добавил, что это является существенной проблемой, ведь согласно подсчетам специалистов, ежегодно бюджет недополучает порядка 500 млрд рублей в связи с неуплатой налогов такими транспортными компаниями.

Автор: Александра Можаровская

Причины возникновения уклонения от уплаты налогов

Дата публикации: 23.05.2019 2019-05-23

Статья просмотрена: 288 раз

Библиографическое описание:

Сидоров А. А. Причины возникновения уклонения от уплаты налогов // Молодой ученый. — 2019. — №21. — С. 409-412. — URL https://moluch.ru/archive/259/59453/ (дата обращения: 18.02.2020).

Одной из основных проблем, с которой в современных реалиях сталкиваются многие государства, в том числе Российская Федерация, является уклонение или неуплата налогов и сборов. Возникающая в связи с этим ситуация пагубно сказывается не только на аппарате власти, но и на населении страны в целом. В связи с тем, что государственная казна недополучает определенных денежных средств, на которые она рассчитывает и, в соответствии с этими расчетами, планирует дальнейшую политику, ряд отраслей остаются недофинансированными. Как отмечает Тищенко А. Н., при исследовании данного вопроса, на макроуровне данное явление приводит к недостаточному поступлению денежных средств в бюджеты различных уровней и, как следствие, недостаточному финансированию расходов, направленных на развитие социальной сферы. Другими словами, недофинансированными остаются такие жизненно необходимые составляющие общественной жизни, как образование, медицина, защита и охрана прав, свобод и законных интересов личности, культура, охрана окружающей среды, поддержка малообеспеченных слоёв населения и людей с физическими недостатками и многие другие [1, 119–125].

Читайте так же:  Налоговое правонарушение отличается от других видов правонарушений

Но прежде чем переходить непосредственно к причинам уклонения от уплаты налогов, целесообразно будет определиться с тем, что же из себя представляет данное явления, или иными словами, дать определение термину. По моему мнению, следует обратиться к работе Ермаковой Е. А. Согласно ей, уклонение от уплаты налогов представляет собой способы уменьшения налоговых платежей, при которых налогоплательщик умышленно избегает уплаты налога (налогов) или уменьшает размер своих налоговых обязательств с нарушением действующего законодательства. При этом умышленным считается деяние (действие или бездействие), совершенное лицом осознано, которое желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких деяний [6, 147–151].

Теперь, когда мы раскрыли данный термин можно переходить непосредственно к теме данного исследования — причины возникновения уклонения от уплаты налогов. Сразу хотелось бы оговориться, что исчерпывающего перечня не существует. Во-первых, учёные по-разному классифицируют обстоятельства или факты, способствующие совершению данного правонарушения или даже преступления. Во-вторых, при разработке данной проблемы, носящей массовый характер, нередко исследователи перестают видеть в цифрах людей. То есть, «человеческий фактор» перестаёт учитываться, что, по моему мнению, недопустимо. В начале любой проблемы лежит её социальная особенность, обладающая огромным значением, она может, как подтолкнуть к совершению противоправных деяний, так и воспрепятствовать совершению таковых. В данной работе указанному критерию будет уделено особое внимание.

Предлагаю к рассмотрению следующую классификацию указанных причин: экономические, политические, психологические, социальные.

Подводя итог проведённого мною исследования, хотелось бы ещё раз отметить основные его положения. Как мы видим, существует множество причин уклонения от уплаты налогов, носящих самый разных характер, от экономических и политических, вплоть до психологических. Однако первопричиной служит невыполнение государством своих функций, результатом которого служит потеря доверия у населения, что находит своё выражение в стремлении последнего так же избежать исполнения своих обязанностей. Итогом служит существующая ныне ситуация: когда государство уже не в состоянии выполнять стоящие перед ним цели и задачи, и в первую очередь социальные, ввиду недофинансирования бюджета. Получается замкнутый круг, когда уклонение от уплаты налогов, вызванное не способностью правительства выполнять свои обязанности, привело к ситуации, когда правительство уже не в состоянии их исполнить, в виду недостаточных денежных средств, вызванных неуплатой законно установленных налогов и сборов.

  1. Тищенко А. Н. Основные причины уклонения от уплаты налогов — Вестник УрФУ, Серия: Экономика и управление. — 2011. — № 4.
  2. Пескова Д. Р. Теневая экономика и экономический рост — определение направлений взаимовлияния // Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике: материалы всерос. науч. конф. — М., 2007.
  3. Сивцева В. И., Ноева Е. Е. Проблемы массового уклонения от уплаты налогов // Молодой учёный № 10 (144)/2017.
  4. Буров В. Ю., Потаев В. С., Суходолов А. П. Малое предпринимательство в России и Байкальском регионе. Монография. — Иркутск: Изд-во ИГУ, 2011.
  5. Карцева М. С. Суть причин уклонения от налогов / М. С. Карцева // Молодёжь и наука. — 2015.
  6. Ермакова Е. А. Российская практика противодействия уклонению от уплаты налогов: борьба с «однодневками» / Е. А. Ермакова // Налоги и финансовое право. — 2012. — № 9.
  7. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ», 04.08.2014, N 31, ст. 4398.

Неуплата налогов в бюджет: цена вопроса

А.А.Талаш , к. э. н., ООО » РосКо»

Опубликовано в «Финансовой газете», 2009, № 12

В условиях кризиса и недостатка финансовых ресурсов остро встает вопрос о приоритетности осуществляемых платежей, ведь сегодня не так-то просто восполнить недостаток оборотных средств посредством кредитов. Чему равна цена несвоевременной уплаты налоговых платежей в бюджет? И как ее рассчитать с учетом изменений налогового законодательства, вступивших в силу с 1 января 2009 г .? Этим вопросам посвящена данная статья.

За несвоевременную уплату налоговых платежей придется заплатить пеню. Согласно п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора (п. 3 ст. 75 НК РФ).

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Банка России (п. 4 ст. 75 НК РФ). С 1 декабря 2008 г . ставка рефинансирования установлена в размере 13% годовых (Указание Банка России от 28.11.2008 N 2135-У).

Расчет пени следующий:

Y руб. = X руб. x (1 : 300 x СР% : 100% x d дней),

где X — сумма налогового обязательства, в денежных единицах;

Y — цена отсрочки налогового платежа за период, в денежных единицах;

СP% — действующая ставка рефинансирования, в процентах;

d — количество дней просрочки платежа.

Пример. По итогам I квартала 2009 г . ООО «Магнолия» отразило в налоговой декларации сумму НДС к уплате в размере 300 000 руб. На начало года ни задолженности, ни переплаты по данному налогу в бюджет у организации не было. В общем порядке уплата НДС производится по итогам каждого квартала равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим кварталом (ст. 163, п. 1 ст. 174 НК РФ).

По состоянию на 20 июля 2009 г . задолженность не была погашена. Ставка рефинансирования Банка России — 13%.

Величина начисленной пени составит:

с 21 апреля 2009 г . по 20 июля 2009 г . (91 день):

Пени рассчитывают с суммы 100 тыс. руб. (1/3 от 300 тыс. руб.):

100 000 руб. x 1 : 300 x 13% : 100% x 91 день = 3943,33 руб.

Читайте так же:  Неуплата налога на имущество физических лиц ответственность

с 21 мая 2009 г . по 20 июля 2009 г . (61 день)

Пени рассчитывают с суммы 100 тыс. руб. (1/3 от 300 тыс. руб.):

100 000 руб. x 1 : 300 x 13% : 100% x 61 день = 2643,33 руб.

с 21 июня 2009 г . по 20 июля 2009 г . (30 дней).

Пени рассчитывают с суммы 100 тыс. руб. (1/3 от 300 тыс. руб.):

100 000 руб. x 1 : 300 x 13% : 100% x 30 дней = 1300 руб.

Общая величина начисленной пени по задолженности в 300 тыс. руб. на 20 июля 2009 г . равна 7886,66 руб. (3943,33 + 2643,33 + 1300).

Для оценки цены отвлечения денежных средств на уплату налоговых платежей необходимо сопоставить процентную ставку по кредитным ресурсам с величиной пени.

Напомним, что сумма пеней, перечисляемых в бюджет (в государственные внебюджетные фонды), не признается в составе расходов по налогу на прибыль организаций (п. 2 ст. 270 НК РФ).

В то же время проценты по долговым обязательствам любого вида признаются в составе расходов по налогу на прибыль организаций в порядке, установленном ст. 269 НК РФ (пп. 2 п. 1 ст. 265 НК РФ).

Расходом признаются проценты при условии, что их размер существенно (более чем на 20%) не отклоняется от среднего уровня процентов, взимаемых по долговым обязательствам, выданным в том же квартале (месяце) на сопоставимых условиях.

При отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика предельная величина процентов, признаваемых расходом, принимается равной 1,1 ставки рефинансирования Банка России — при оформлении долгового обязательства в рублях и равной 15% — по долговым обязательствам в иностранной валюте (абз. 4 п. 1 ст. 269 НК РФ).

В период с 1 сентября 2008 г . по 31 декабря 2009 г . налогоплательщики принимают проценты на условиях «сопоставимости». Если применение этого метода невозможно, то в пределах 1,5 ставки рефинансирования Банка России при оформлении долгового обязательства в рублях и равной 22% — по долговым обязательствам в иностранной валюте (п. 22 ст. 2 Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ (далее — Закон N 224-ФЗ)).

С 1 января 2009 г . Законом N 224-ФЗ изменена и сама ставка налога на прибыль. Теперь она составляет 20%, за исключением случаев, предусмотренных п. п. 2 — 5 ст. 284 НК РФ.

Для корректного сравнения кредитных процентов и пени определим «предельную величину» процентов. По рублевым кредитам с учетом последних изменений налогового законодательства расчет будет выглядеть следующим образом:

Z% = (1 : 300 x СР% x 365 дней) + (1,5 x СР% x 20% : 100%),

где Z% — максимально приемлемая величина годовых процентов по кредитным ресурсам;

СP% — действующая ставка рефинансирования в процентах.

При привлечении кредитных ресурсов по процентной ставке ниже «предельной величины» выгоднее своевременно уплатить налог, и наоборот. При этом не имеет значения, из каких источников выплачивается налог: собственных или заемных, поскольку отвлечение собственных средств потребует, в свою очередь, привлечения заемных.

Применяя указанную формулу, необходимо учитывать, что, во-первых, рассчитываемый процент является простым. Если для сравнения берется кредитный ресурс со сложным процентом, то его значение необходимо привести к простому проценту.

Во-вторых, нужно учитывать положения кредитного договора об изменении процентной ставки. Согласно п. 1 ст. 269 НК РФ под ставкой рефинансирования Банка России понимается:

— в отношении долговых обязательств, не содержащих условие об изменении процентной ставки в течение всего срока действия долгового обязательства, — ставка рефинансирования Банка России, действовавшая на дату привлечения денежных средств;

— в отношении прочих долговых обязательств — ставка рефинансирования Банка России, действующая на дату признания расходов в виде процентов.

Если ставка рефинансирования для целей исчисления налога на прибыль в расчет берется без учета последующих изменений, то величина «предельного процента» будет скорректирована.

Продолжение примера. По состоянию на 20 июля 2009 г . у ООО «Магнолия» числится задолженность по уплате НДС в сумме 300 тыс. руб. У организации имеется возможность привлечь заемные средства под 18% годовых. Договором предусмотрен расчет простых процентов, а также условие об изменении процентной ставки в течение всего срока действия договора займа. Долговых обязательств на сопоставимых условиях нет. Организация применяет общую систему налогообложения и получает прибыль.

В данной ситуации ООО «Магнолия» выгоднее погасить задолженность по налогу. Так, при действующей ставке рефинансирования Банка России 13% Z составляет 19,72%. Это означает, что при стоимости кредитных ресурсов до 19,72% годовых (проценты простые) целесообразней заплатить налог. Если ставка выше 19,72%, то отвлечение денежных средств на уплату задолженности по налогам становится невыгодным.

Если организация погасит задолженность по НДС за счет полученного займа (срок 2 месяца), то величина уплаченных процентов составит 9172,60 руб. (300 000 руб. x 18% x 62 дня : 365 дней : 100%).

При этом в состав расходов для целей исчисления налога на прибыль организаций может быть принята сумма в полном размере. Налоговая экономия по процентам составит 1834,52 руб. (9172,60 руб. x 20% : 100%). Итоговый расход по процентам — 7338,08 руб. (9172,60 — 1834,52 руб.).

При уплате НДС пеня за два месяца (с 21.07.2009 по 20.09.2009) составит 8060 руб. (300 000 руб. x 1 : 300 x 13% : 100% x 62 дня).

При несвоевременной уплате налогов в бюджет возникает вопрос, может ли налогоплательщик быть привлечен к налоговой ответственности на основании ст. 122 НК РФ. Напомним, что данной нормой предусмотрена ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия) налогоплательщика. Что понимать под «неправомерными действиями (бездействиями)»? Как быть в тех случаях, когда налогоплательщик правильно сформировал налоговую базу, отразил налог в декларации, но не уплатил налог в связи со сложившимся тяжелым финансовым положением?

В Определении КС РФ от 18.01.2001 N 6-О разъяснено, что в п. 1 ст. 122 НК РФ под неуплатой или неполной уплатой суммы налога в результате не только занижения налоговой базы, но и «иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия)» прежде всего имеется в виду занижение или сокрытие доходов, сокрытие объектов налогообложения, отсутствие учета доходов, расходов и объектов налогообложения, т.е. нарушение правил учета доходов и расходов и налогооблагаемой базы. При этом основным квалифицирующим признаком правонарушения данная норма называет занижение налогооблагаемой базы, повлекшее неуплату или неполную уплату налога.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации налогоплательщик не может быть привлечен к налоговой ответственности по ст. 122 НК РФ, а будет обязан только уплатить пеню и причитающуюся к уплате в бюджет сумму налога. Изложенная позиция подтверждается и иными судебными решениями (Определение КС РФ от 04.07.2002 N 202-О).

Читайте так же:  Казначейство россии финансовый контроль

Принимая решение, налогоплательщикам необходимо учитывать еще ряд факторов. В частности, при наличии у налогоплательщика недоимки налоговые органы не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки или в течение 10 дней с даты вступления в силу решения, вынесенного по результатам налоговой проверки, направляют ему требование об уплате налога (п. п. 2, 5 ст. 69, п. п. 1, 2 ст. 70 НК РФ).

В соответствии с п. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

В случае неисполнения налогоплательщиком-организацией требования руководитель (заместитель руководителя) налогового органа, направивший требование об уплате налога, пеней или штрафа, принимает решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке (п. 2 ст. 76 НК РФ).

Ошибка в платежке в показателе ОКАТО не ведет к неуплате налога

Видео (кликните для воспроизведения).

Вывод ИФНС о том, что излишняя уплата налога в один бюджет не компенсирует потери другого бюджета, признан несостоятельным.

ФАС Восточно-Сибирского округа подчеркнул, что законодательство не связывает факт уплаты налоговых платежей с правильностью указания налогоплательщиком кода ОКАТО. По мнению налоговой инспекции, перечисление сумм НДФЛ в иной местный бюджет вследствие неправильного указания ОКАТО в платежных документах свидетельствует о неисполнении организацией обязанности по уплате налога. ИФНС считает, что излишняя уплата налога в один местный бюджет не может компенсировать потери другого местного бюджета.

Но суды, рассматривавшие данный вопрос отметили, что неверное указание в платежном документе ОКАТО не повлияло на зачисление денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства. Довод налоговой инспекции о том, что излишняя уплата налога в один местный бюджет не может компенсировать потери другого местного бюджета, несостоятелен.

Целью уплаты налога является финансовое обеспечение деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 НК РФ).

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 01.09.2011 г. № А33-3885/2010

Проблема массового уклонения от уплаты налогов

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 14.03.2017 2017-03-14

Статья просмотрена: 1873 раза

Библиографическое описание:

Сивцева В. И. Проблема массового уклонения от уплаты налогов // Молодой ученый. — 2017. — №10. — С. 266-268. — URL https://moluch.ru/archive/144/39831/ (дата обращения: 18.02.2020).

Статья посвящена изучению проблеме массового уклонения от уплаты налогов.

Ключевые слова: налоги, налоговая система, бюджет, доходы бюджета, консолидированный бюджет

По п.1 статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации, налог — это обязательный индивидуально — безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований.

Отличительными признаками налога по российскому законодательству являются обязательность, безвозвратность, законодательный и целевой характер налога.

Обязательность, иначе говоря, императивность, означает, что субъект налогообложения не имеет права отказаться от возложенной на него обязанности по внесению налога в бюджет. При невыполнении обязательств государство применяет заранее определенные санкции.

Под безвозвратностью понимается то, что сумма налога никогда не возвращается к субъекту налогообложения, он при этом ничего не получает взамен.

Законодательный характер налога означает, что налоги вводятся и отменяются только с соответствующими законами.

Целевой характер налога проявляется в обеспечении потребностей государства и муниципальных образований в денежных ресурсах, направленных на финансирование мероприятий для выполнения конкретных функций государства, определяющих бюджетным законодательством.

Экономическая сущность налога характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение — мобилизацию денежных средств на распоряжение государства.

Источником налога выступает национальный доход, то есть вновь созданная стоимость, образуемая в процессе производства путем использования труда, капитала и природных ресурсов. Налоги в результате изъятия становятся собственностью государства и используются им для выполнения своих определенных функций.

Налоги формируют доходы государства, как собственника природных ресурсов, регулятора национальной экономики и условий хозяйствования. Эти доходы аккумулируются в государственном бюджете и государственных внебюджетных фондах.

Таким образом, изъятие государством в пользу общества определенной части стоимости валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса составляет сущность налога.

Проблема уклонении населения от уплаты налогов — это довольно распространенное явление, как в мировой практике, так и в российской.

Налоговая система России формировалось в условиях спада производства и экономического кризиса. Первый этап становления налоговой системы России (1992–1998 гг.) характеризуется отсутствием льгот инвестиционной направленности и одновременно предоставлением множества ненужных индивидуальных привилегий, в результате чего государство недополучало значительные суммы налоговых доходов в бюджет. Серьезные недостатки наблюдались и в организационном плане, что привело к сложности и противоречивости нормативных документов, а также в системе налогового контроля. Все это негативно оказалось на формировании доходов государственного бюджета. Для устранения налогового дефицита были установлены повышенные ставки налогов (по НДС — 28 %, по налогу на прибыль предприятий — 32 % и т. д.), в результате налоги стали носить преимущественно фискальный характер, что вызвало увеличение «теневого» сектора экономики, массовое уклонение от уплаты налогов, иными словами, «безбилетников» в сфере налогообложения.

Уклонение от уплаты налогов представляет собой способы уменьшения налоговых платежей, при которых налогоплательщик умышленно избегает уплаты налога (налогов) или уменьшает размер своих налоговых обязательств с нарушением действующего законодательства.

Так, по состоянию на 1 января 2016 года налоговая задолженность в консолидированный бюджет РФ составила 1360,3 млрд. руб., что по оценкам экспертов составляет от 20 до 30 % законно установленных налогов и сборов. Это является крайне негативным экономическим фактором и серьезной проблемой, ограничивающей объем финансовых ресурсов страны. Масштаб уклонения от уплаты налогов в РФ по различным оценкам составляет до 10 % ВВП.

Далее рассмотрим более подробно структуру задолженности перед бюджетной системой РФ за 2014–2016 гг. (табл.1)

Структура задолженности перед бюджетной системой РФ, млрд. руб.

Налог на прибыль: налоговые санкции и срок давности привлечения к налоговой ответственности

Автор: Егорова С. И., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Каков порядок взыскания налоговой санкции? Как определяется срок давности привлечения к налоговой ответственности? Когда истекает срок давности при занижении облагаемой базы по налогу на прибыль?

Порядок взыскания налоговой санкции

Налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения. Такое определение дано в п. 1 ст. 114 НК РФ. Названной статьей регламентирован и порядок ее взыскания.

Читайте так же:  Информация по налогу по земле

Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных гл. 16 и 18 НК РФ.

К сведению: размеры штрафов за совершение налогового правонарушения установлены в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба и иных существенных обстоятельств.

Например, за правонарушения, предусмотренные п. 1 ст. 119, п. 3 ст. 120, ст. 122, 122.1, 123, 129.3, 129.5 НК РФ, размеры штрафов установлены в процентном отношении от суммы неуплаченного (неудержанного или неперечисленного) налога.

При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению с размером, закрепленным в соответствующей статье НК РФ (п. 3 ст. 114 НК РФ).

К сведению: смягчающие обстоятельства перечислены в п. 1 ст. 112 НК РФ, однако те, что прямо поименованы в этом пункте, касаются физических лиц.

При этом пп. 3 указанной нормы установлено, что суд или налоговый орган, рассматривающие дело, могут принять к сведению иные обстоятельства, смягчающие ответственность.

Учитывая тот факт, что в п. 3 ст. 114 НК РФ обозначен лишь минимальный предел снижения налоговой санкции, суд по результатам оценки соответствующих обстоятельств вправе уменьшить размер взыскания и более чем в два раза.

Однако уменьшение суммы штрафа более чем в два раза не свидетельствует о возможности снижения штрафа до нуля рублей, поскольку это будет означать освобождение лица от ответственности за совершение налогового правонарушения (см. Определение ВС РФ от 05.02.2019 № 309-КГ18-14683 по делу № А76-5261/2017).

При наличии отягчающего обстоятельства, предусмотренного п. 2 ст. 112 НК РФ (совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение), размер штрафа увеличивается на 100% (п. 4 ст. 114 НК РФ).

При совершении одним лицом двух и более налоговых правонарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой (п. 5 ст. 114 НК РФ).

Сумма штрафа, взыскиваемого за налоговое правонарушение, повлекшее задолженность по налогу, подлежит перечислению со счетов налогоплательщиков только после перечисления в полном объеме этой суммы задолженности и соответствующих пеней в очередности, установленной гражданским законодательством РФ (п. 6 ст. 114 НК РФ).

Обратите внимание! Статьей 109 НК РФ определен перечень обстоятельств, исключающих привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения. Одним из таких обстоятельств согласно п. 4 указанной нормы является истечение сроков давности привлечения к ответственности.

Как определить срок давности привлечения к налоговой ответственности?

Срок давности определяется на основании ст. 113 НК РФ. На момент вынесения решения о привлечении к ответственности этот срок не может превышать трех лет:

в отношении налоговых правонарушений, предусмотренных ст. 120, 122, 129.3 и 129.5 НК РФ, – начиная со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода;

в отношении налоговых правонарушений, предусмотренных иными статьями НК РФ, – со дня совершения налогового правонарушения.

Напомним правила расчета сроков в целях применения Налогового кодекса. Они установлены п. 2, 3, 7 ст. 6.1 НК РФ:

течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало;

срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока;

  • если последний день срока приходится на выходной или нерабочий праздничный день, окончание срока переносится на следующий за ним рабочий день.
  • Организация не представила декларацию по налогу на прибыль за 2018 год.

    Ответственность за это правонарушение предусмотрена п. 1 ст. 119 НК РФ. Значит, срок давности привлечения к налоговой ответственности начинает исчисляться со дня совершения налогового правонарушения.

    Срок подачи декларации по налогу на прибыль истек 28.03.2019.

    День совершения налогового правонарушения – 29.03.2019.

    Срок давности привлечения к ответственности истечет 29.03.2022.

    Течение срока давности привлечения к ответственности может быть приостановлено, если налогоплательщик активно противодействовал проведению выездной налоговой проверки. Течение этого срока считается приостановленным со дня составления акта, предусмотренного п. 3 ст. 91 НК РФ, и возобновляется со дня, когда прекратили действие обстоятельства, препятствующие проведению выездной налоговой проверки, и вынесено решение о возобновлении выездной налоговой проверки (п. 1.1 ст. 113 НК РФ).

    Положения ст. 113 НК РФ, устанавливающие сроки давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, не применяются в отношении недоимки и пеней (как компенсационных мер, направленных на восстановление потерь бюджета в связи с несвоевременным поступлением налогов). К такому выводу часто приходят арбитры (см. постановления АС МО от 15.08.2019 № Ф05-12692/2019 по делу № А40-92593/2018, АС УО от 21.12.2017 № Ф09-7380/17 по делу № А07-1853/2017). То есть, если срок давности привлечения к ответственности истек, налоговый орган, освободив налогоплательщика от уплаты штрафа, в то же время вправе доначислить ему налог и пени.

    Как исчисляется срок давности при занижении базы по налогу на прибыль?

    Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного его исчисления или других неправомерных действий (бездействия) налогоплательщика влечет взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога. Эта санкция предусмотрена п. 1 ст. 122 НК РФ.

    Как было указано выше, согласно п. 1 ст. 113 НК РФ срок давности привлечения к ответственности (три года) в отношении налоговых правонарушений, предусмотренных ст. 122 НК РФ, исчисляется со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено указанное правонарушение, до момента вынесения решения о привлечении к ответственности.

    Толкование этой нормы дано в п. 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57: поскольку исчисление налоговой базы и суммы налога осуществляется налогоплательщиком после окончания того налогового периода, по итогам которого уплачивается налог, срок давности, определенный ст. 113 НК РФ, исчисляется в таком случае со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено правонарушение в виде неуплаты или неполной уплаты налога.

    В Письме ФНС России от 22.08.2014 № СА-4-7/16692 отмечено, что правовая позиция, изложенная в п. 15 Постановления № 57, применима в том числе к тем налогам, для которых налоговый период составляет год.

    Читайте так же:  Нулевая декларация есхн при закрытии ип

    Организация занизила облагаемую базу по налогу на прибыль за 2018 год. Исчислим срок давности привлечения к налоговой ответственности.

    Ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы предусмотрена п. 1 ст. 122 НК РФ.

    Срок давности привлечения к ответственности (три года) в отношении налоговых правонарушений по ст. 122 НК РФ исчисляется со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено правонарушение.

    Налоговый период по налогу на прибыль составляет год (п. 1 ст. 285 НК РФ).

    Согласно п. 1 ст. 287, п. 4 ст. 289 НК РФ налог на прибыль за 2018 год должен быть уплачен налогоплательщиком не позднее 28.03.2019. Соответственно, налоговый период, в котором проверяемым лицом допущена задолженность по налогу, – 2019 год. Отсчет трехлетнего срока для привлечения к ответственности начнется с 01.01.2020. Срок исковой давности истечет 01.01.2023.

    Определен размер штрафов для скрывающих доходы самозанятых граждан

    МОСКВА, 22 окт — РИА Новости. Глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров рассказал, какой штраф придется платить самозанятым гражданам, которые попытаются скрыть свои доходы от Федеральной налоговой службы.

    По его словам, штраф составит 20% от суммы нарушения, если налогоплательщика поймают первый раз, и 100% суммы скрытого дохода при повторной попытке неуплаты налога.

    «Мы предлагаем легализоваться тем, кто хочет это сделать и кто считает, что установленная конституцией обязанность платить налоги и сборы является реальной», — заявил Макаров журналистам, комментируя готовящийся законопроект о новом налоговом режиме для самозанятых, так называемом налоге на профессиональный доход.

    В рамках этого режима граждане, установив специальное приложение на смартфон, смогут легально заниматься предпринимательством. Ставка налога для них составит четыре процента с полученного дохода, если предприниматель работает с физлицами, и шесть процентов — если он обслуживает юридических лиц.

    «Этот режим стал возможен благодаря прорывным технологиям, которые использует ФНС. Режим позволяет снизить административную нагрузку — регистрация в 2 клика на своём мобильном устройстве и отсутствие отчетности», — рассказал Макаров.

    Как отметил Макаров, такой режим позволит снизить административную нагрузку. Регистрация будет происходить в два клика на мобильном устройстве. Кроме того, не будет отчетности.

    Он напомнил, что законодательством установлена существенно более серьезная ответственность за неуплату других налогов: например, при неуплате НДФЛ уголовная ответственность начинается с 900 тысяч рублей.
    Эксперимент может пройти с 1 января 2019 года по 31 декабря 2028 года в четырех субъектах: Москве, Московской и Калужской областях, Татарстане. В нем смогут принять участие граждане, которые получают доходы от своей деятельности, но не имеют работодателя и наемных работников. Кроме того, их годовой доход не должен превышать 2,4 миллиона рублей в год.

    Бюджет России ежегодно теряет около 8 млрд долларов из-за неуплаты налогов нелегально работающими мигрантами

    Как сообщил в среду на пресс-конференции в РИА «Новости» замминистра внутренних дел, начальник Федеральной миграционной службы МВД России генерал-полковник Андрей Черненко, в России насчитывается порядка 6 млн незаконных мигрантов, которые задействованы в строительной, торговой и других сферах.

    Все они не платят налогов, в результате чего государство ежегодно теряет 7-8 млрд долларов.

    Для исправления ситуации Андрей Черненко предлагает возложить ответственность за легализацию рабочей силы на работодателей.

    Возникновение ущерба государству при неуплате налоговых сборов

    Как возникает материальный ущерб для государственного бюджета при неуплате налога?

    Понятие материального ущерба государству при неуплате налогов определяет статья 1064 и статья 15 (пункт 2) Гражданского кодекса РФ, согласно которым различают следующие виды неуплаты налоговых сборов в государственный бюджет:

    1. Уплата налогов в бюджет происходит с задержкой. То есть счета по налоговым сборам не были оплачены вовремя, но предполагается, что физическое или юридическое лицо сделает это позже. Этот вид неуплаты не влечёт возникновения ущерба, каким определяет его законодательство, поскольку рано или поздно денежные средства поступят на счёт государства. В данном случае законодательство расценивает несвоевременную уплату налогов как задолженность налогоплательщика, которая не влечёт возникновения ущерба государственному бюджету.

    Государство же, не получившее взносов в определённый срок, компенсирует негативные последствия с помощью пени (статья 75 Налогового кодекса) и штрафных санкций (ст. 122 Налогового кодекса). Такой вид неуплаты налоговых сборов случается регулярно и не имеет оснований для возникновения ущерба для государственного бюджета.

    1. Не поступивший в бюджет налоговый сбор невозможно взыскать с налогоплательщика, и, как следствие, этот платёж необходимо списать, не дожидаясь его поступления. В этом случае можно говорить о возникновении материального ущерба, как его определяют Гражданский кодекс и другие законодательные акты.

    Таким образом, со всей очевидностью можно утверждать, что с юридической точки зрения не может возникнуть такая ситуация, когда государство будет пытаться взыскать с субъекта, не оплатившего обязательные взносы вовремя, сразу три разных платежа:

    • сумму налоговых сборов;
    • пеню;
    • материальный ущерб, возникший в результате неуплаты налога.

    По мнению многих ведущих экономистов, такое требование налоговых органов неправомерно, поскольку приводит к необоснованному увеличению бюджетных средств и юридическим разногласиям.

    Пока инспекторы ФНС ещё могут воздействовать на налогоплательщика, побуждая его к оплате сборов, говорить о материальном ущербе бюджету не стоит. Пеня, начисляемая за просрочку платежа, сверх меры компенсирует государственные потери, возникающие при задержке оплаты.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Если налоговые органы предъявляют иск о взыскании ущерба в пользу бюджета либо собираются это сделать в рамках гражданского судопроизводства на основании неуплаты налогов, то юристы советуют направить письменный запрос инспектору. В итоге должен быть дан ответ на вопрос, произошло ли списание суммы неоплаченных налогов из бюджета и признала ли ФНС данные платежи невозможными к взысканию.

    Если по результатам запроса окажется, что налоговые сборы всё ещё числятся как задолженность, то о материальном ущербе, нанесённом бюджету (по трактовке ст. 1064 и п. 2 ст. 15 ГК РФ) фактом неуплаты налогов, говорить рано. Поскольку ещё существуют долговые обязательства налогоплательщика, значит, сумма основного долга не списана, и пеня по-прежнему начисляется. А это означает, что обращение ФНС в суд о взыскании в бюджет материального ущерба, вызванного неуплатой налогов, не имеет законных оснований.

    Источники

    Потери бюджета от неуплаты налогов
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here