Правительства российской федерации задачи валютный контроль

Основные направления валютного контроля в Российской Федерации

Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством РФ, органами валютного контроля и агентами валютного контроля в соответствии с законодательством РФ.

Органами валютного контроля в Российской Федерации являются ЦБ РФ, федеральные органы исполнительной власти в пределах компетенции, установленной федеральными законами, а также федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ.

Агенты валютного контроля — уполномоченные банки, подотчетные ЦБ РФ, а также организации, подотчетные федеральным органам исполнительной власти.

Контроль за совершением валютных операций кредитными организациями и валютными биржами осуществляет ЦБ РФ.

Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется по следующим направлениям:

1) определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;

2) проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке;

3) проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;

4) проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте РФ.

В пределах своей компетенции органы и агенты валютного контроля:

1) осуществляют контроль за валютными операциями резидентов и нерезидентов, валютными операциями, за соответствием этих операций законодательству, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими актов органов валютного контроля;

2) проводят проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;

3) проводят проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;

4) запрашивают и получают документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса;

5) выдают предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;

6) применяют установленные законодательством РФ меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, проводят проверки валютных операций резидентов и нерезидентов в Российской Федерации.

Должностные лица органов и агентов валютного контроля в пределах компетенции этих органов, в частности, имеют право:

1) проверять все документы, связанные с осуществлением ими функций валютного контроля, получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках, а также изымать документы, свидетельствующие о нарушениях в сфере валютного законодательства;

2) приостанавливать операции по счетам в уполномоченных банках в случае непредставления упомянутых документов и информации;

3) приостанавливать действие или лишать резидентов, включая уполномоченные банки, а также нерезидентов лицензий (разрешений) на право осуществления валютных операций;

4) совершать иные действия, предусмотренные законодательством РФ.

Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны сохранять коммерческую тайну резидентов и нерезидентов, ставшую им известной при выполнении своих функций.

В свою очередь, агенты валютного контроля вправе требовать представления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой валютной операции.

Резиденты и нерезиденты обязаны:

— представлять органам и агентам валютного контроля все запрашиваемые документы и информацию об осуществлении валютных операций;

— представлять органам и агентам валютного контроля объяснения в ходе проведения проверок, а также по их результатам;

— в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, произведенной органами и агентами валютного контроля, представлять письменные пояснения мотивов отказа от подписания этого акта;

— вести учет и составлять отчетность по проводимым валютным операциям, обеспечивая их сохранность не менее пяти лет;

— выполнять требования (предписания) органов валютного контроля об устранении выявленных нарушений.

В то же время в случае проверки органами и агентами валютного контроля резиденты и нерезиденты вправе:

— знакомиться с актами проверок;

— обжаловать действия агентов валютного контроля соответствующим органам валютного контроля;

— обжаловать действия органов валютного контроля.

Функции Правительства РФ по валютному контролю распределены между Минэкономразвития и Минфином России.

Правительство РФ обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также их взаимодействие с ЦБ РФ, обеспечивает взаимодействие не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг и таможенных органов как агентов валютного контроля с ЦБ РФ.

Помимо двух названных органов органом валютного контроля в Российской Федерации также является ФТС России, которая осуществляет валютный контроль за перемещением лицами через таможенную границу России валюты РФ, ценных бумаг в валюте РФ, валютных ценностей, а также за валютными операциями, связанными с перемещением через указанную границу товаров и транспортных средств.

1. Кто является субъектом валютных операций, валютного регулирования и валютного контроля?

2. Какие виды валютных операций предусматривает Закон о валютном регулировании?

3. Какие функции осуществляет Банк России в области валютного регулирования?

4. Назовите органы и агентов валютного контроля.

5. Какими правами и обязанностями обладают органы и агенты валютного контроля?

6. В каких нормативных актах и какая ответственность предусматривается за нарушение валютного законодательства?

55. Валютный контроль

К органам валютного контроля в РФ относятся ЦБ РФ и федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ.

Агентами валютного контроля признаются: уполномоченные банки, подотчетные ЦБ РФ; не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг; таможенные органы; территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля.

Читайте так же:  Долги штрафы налоги проверить

Контроль за осуществлением валютных операций обеспечивают:

1) ЦБ РФ – в отношении кредитных организаций;

2) в пределах своей компетенции федеральные органы исполни тельной власти, выступающие в качестве органов валютного контроля, и агенты валютного контроля – в отношении резидентов и нерезидентов, не являющихся кредитными организациями или валютными биржами.

Правительство РФ выполняет следующие функции:

1) координирует деятельность в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, их взаимодействие с ЦБ РФ;

2) обеспечивает взаимодействие не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг и таможенных органов как агентов валютного контроля с ЦБ РФ.

ЦБ РФ осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля и обеспечивает взаимодействие с ними, а также с таможенными органами уполномоченных банков как агентов валютного контроля.

Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством имеют право:

1) проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования;

2) проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;

3) запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов (срок – 7 рабочих дней со дня подачи запроса).

Права органов валютного контроляи их должностных лиц:

1) выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования;

2) применять установленные законодательством меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования.

В целях осуществления валютного контроля агенты валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов следующие документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов:

1) документы, удостоверяющие личность физического лица;

2) документ о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

3) документы, удостоверяющие статус юридического лица, – для нерезидентов, документ о государственной регистрации юридического лица – для резидентов;

4) свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;

5) документы, удостоверяющие права лиц на недвижимое имущество и др.

Агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны: осуществлять контроль за соблюдением актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования; представлять органам валютного контроля информацию о валютных операциях, проводимых с их участием, в установлен ном порядке; сохранять коммерческую, банковскую и служебную тайну, ставшую им известной при осуществлении их полномочий.

Валютный контроль, его цели, функции и роль в совершении валютных сделок

В 2019 году в России процедура валютного контроля проводится по новым правилам. Во-первых, с 1 марта 2018 года применяется Инструкция Центрального банка Российской Федерации №181-И от 16 августа 2017 года. Во-вторых, 14 мая 2018 года начали действовать поправки в базовый Федеральный закон от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ, регламентирующий проведение валютного контроля. В результате был несколько изменен порядок прохождения валютного контроля, упразднены некоторые документы и скорректированы суммы штрафов.

Для чего нужен валютный контроль

Специалисты определяют валютный контроль как некий комплекс определенных действий, благодаря которым государство обеспечивает соблюдение и выполнение правил и законов, связанных с валютными расчетами, а кроме того, ограничивает отток капитала.

Для нерезидентов РФ российское законодательство предусматривает возможность свободного осуществления валютных переводов без каких-либо ограничений. Более того, такие переводы разрешены между резидентами и нерезидентами РФ. А вот между резидентами РФ переводы в валюте запрещены за исключением нескольких оговоренных законом случаев [1] .

Валютному контролю в обязательном порядке подлежат сделки, для которых в качестве основной используется иностранная валюта. То есть в том случае, если валюта используется российской компанией, например, для расчетов с зарубежными партнерами, сделка обязательно должна пройти валютный контроль, и при этом неважно, импортом или экспортом занимается организация.

Валютный контроль в нашей стране осуществляет Правительство РФ, а кроме него, также органы и агенты валютного контроля. Для начала выясним, что же такое органы валютного контроля. Главный из них — это Центробанк РФ, но такую функцию может выполнять и федеральная исполнительная власть, наделенная соответствующими полномочиями от Правительства РФ. Центробанк России контролирует все валютные операции, которые проводятся кредитными и финансовыми организациями, и соответствие этих операций российскому законодательству. Деятельность федеральных органов власти в рамках валютного контроля и их взаимодействие по этому вопросу с Центробанком координирует также Правительство РФ.

В функционал органов валютного контроля входит:

  • издание нормативных актов;
  • контроль над исполнением положений законодательства;
  • надзор в сфере валютных операций;
  • проведение соответствующих проверок.

В свою очередь, обязанность контроля над резидентами и нерезидентами РФ, которые кредитными или финансовыми организациями не являются, ложится на агентов валютного контроля — так принято называть банки, обладающие соответствующими полномочиями и подчиняющиеся ЦБ РФ. Однако агентами могут быть и некоторые другие организации, среди которых Федеральная налоговая служба и «Внешэкономбанк». Агенты валютного контроля ведут и регулируют на территории РФ любые валютные операции с оформлением всех требуемых документов.

Видео (кликните для воспроизведения).

При осуществлении валютного контроля должно исключаться неоправданное вмешательство в операции государства и при этом обеспечиваться единство системы валютного урегулирования и контроля. Права любых участников валютных сделок защищены на государственном уровне.

Важно!

Согласно статье 15.25 КоАП РФ, нарушение валютного законодательства чревато для компаний последствиями в виде наложения крупных штрафов.

Этапы валютного контроля

Предполагается, что компания, ведущая расчеты в валюте, по умолчанию заранее открыла валютный счет, в противном случае для начала потребуется его открыть. На обычных рублевых счетах операции в иностранной валюте не производятся. Если валютный счет открывается в том же банке, где уже открыт счет в российских рублях (а обычно так и происходит), то потребуется всего лишь подать заявление, поскольку банк может использовать ранее предоставленные документы.

Читайте так же:  Сообщи о неуплате налогов анонимно

При открытии первого счета в большинстве случаев от клиента потребуют:

  • заявление по форме банка;
  • учредительные документы;
  • документы, подтверждающие полномочия лиц, указанных в карточке с образцами подписей и оттиска печатей;
  • копии паспортов лиц, которые будут распоряжаться денежными средствами по счету.

После необходимых формальностей валютный счет будет открыт, и с этого момента компания при каждом поступлении на него средств должна добровольно проходить валютный контроль, иначе пользоваться деньгами на счете будет просто невозможно.

Процедура валютного контроля с учетом внесенных в 2018 году изменений стала выглядеть для ее участников несколько проще. В первую очередь это касается тех компаний, которые проводят сделки с относительно небольшими суммами — до 200 000 рублей. В таком случае организации достаточно только сообщить код валютной операции банку, отметив его в специальной форме. В большинстве банков валютный контроль ведется в электронном виде, так что эту форму можно найти на сайте. В некоторых случаях банк может запросить у компании дополнительные документы по конкретному валютному переводу.

Если сумма контракта окажется больше 200 000 рублей, то придется направить в банк целый пакет документов (о них мы поговорим позже) или поставить контракт на учет — это следующий этап валютного контроля. В его ходе банк откроет специальную ведомость банковского контроля, внесет в нее контракт, присвоит ему индивидуальный номер и направит этот номер клиенту. По новым правилам постановка контракта на учет должна осуществляться банком за один рабочий день, все эти процедуры производятся в электронном виде.

После присвоения сделке номера и после ее проведения, компания обязана предоставить в банк справку о подтверждающих документах и сам пакет подтверждающих документов, которые необходимо подать в банк, в течение определенного времени:

  • не позднее 15 рабочих дней после последнего дня месяца, в котором на документах, используемых в качестве таможенной декларации, проставлена отметка о дате их выпуска;
  • или не позднее 15 рабочих дней после последнего дня месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы.

Обычно такая справка также подается в электронном виде, ее проверку банк выполняет в течение трех рабочих дней, а затем снова направляет клиенту. Если же в подтверждающие документы вносились изменения, справку придется заполнить заново и в течение 15 дней со всеми нужными корректировками отправить в банк.

Заключительный шаг — подготовка отчетности и отражение информации о сделке в отчетных документах.

Какие документы нужно подавать в банк для контроля

С 2018 года пакет документов, которые необходимо предоставлять в банк для валютного контроля, также значительно изменился.

Во-первых , был отменен такой важный документ. как паспорт сделки, на оформление которого ранее требовалось не менее трех дней. С 2018 года организациям при совершении сделок в валюте необходимо только поставить контракт на учет. Это делается в двух случаях:

  1. если сумма контракта по экспорту составляет более шести млн рублей или эквивалентную сумму в валюте;
  2. если сумма контракта по импорту составляет более трех млн рублей или эквивалентную сумму в валюте.

Если сумма контракта не достигает 200 000 рублей, то такой контракт на учет не ставится. Если же она превышает 200 000 рублей, но при этом ее размер менее шести млн рублей для импорта или трех млн рублей для экспорта, то также можно обойтись без постановки на учет, однако потребуется предоставить банку дополнительные документы, объясняющие сделку, — сам контракт, счета, накладные и так далее.

Во-вторых , в банк больше не нужно направлять справку о валютных операциях. При совершении сделки на сумму, превышающую 100 000 долларов, до 2018 года в банк необходимо было подавать документы, подтверждающие необходимость осуществления такой сделки. Теперь при выполнении сделки на крупную сумму достаточно оформить и направить в банк только справку о подтверждающих документах, являющуюся основным отчетным документом для компаний. В банках таким документом, согласно новой инструкции, является ведомость банковского контроля.

Сами подтверждающие документы, список которых определяется особенностями проведения валютной операции, необходимо подавать одновременно со справкой. Например, при импорте или экспорте в качестве возможного подтверждающего документа предоставляется таможенная декларация и прочие товаросопроводительные, коммерческие или перевозочные документы.

Счета-фактуры, акты приема-передачи и прочие бумаги подаются в банк при расчетах за выполненные работы или услуги. Заполняется и подается справка обычно через банк-клиент или интернет-банк.

Согласно инструкции, компания может заключить с обслуживающим организацию банком соглашение, по которому обязанность по оформлению справки будет возложена на этот банк. В таком случае достаточно направить ему только необходимые документы и соответствующее заявление.

Агентам валютного контроля законодательство также разрешает требовать у компании дополнительные документы, касающиеся проведения валютных операций. Однако, в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ, агенты валютного контроля вправе требовать предоставления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой операции. Все они не являются обязательными при каждой сделке и направляются в банк только по особому запросу.

Услуги банка, осуществляющего валютный контроль

За помощью при совершении валютных операций клиент может обратиться в банк-агент валютного контроля. Одной из таких кредитных организаций является «ЮниКредит Банк», работающий с 1989 года и выполняющий функции агента в полном соответствии с требованиями отечественного валютного законодательства. При этом он является крупнейшим российским банком с иностранным капиталом и находится на одной из лидирующих позиций на рынке корпоративных услуг.

Читайте так же:  Сведения о задолженности по налогам юридического лица

Своим клиентам «ЮниКредит Банк» готов оказать следующие услуги в области валютного контроля:

  1. Консультации по вопросам валютного законодательства РФ.
  2. Анализ контрактов на их соответствие требованиям законодательства, содействие в подготовке новых контрактов.
  3. Консультирование по проведению валютных операций с применением различных форм расчета, включая аккредитивную, инкассовую, а также расчет путем банковского перевода.
  4. Консультирование по поводу изменений в валютном законодательстве, разъяснение специфики его применения на практике.
  5. Общее осуществление валютного контроля: помощь в составлении документов, постановка контрактов на учет, оформление справки о подтверждающих документах и прочее.

Тарифы на услуги кредитной организации можно узнать на сайте.

P. S. В 2018 году «ЮниКредит Банк» занял восьмое место по объему активов в рейтинге «Интерфакс-100». Финансово-кредитная организация имеет Генеральную лицензию на осуществление банковской деятельности №1 Банка России.

Кем осуществляется валютный контроль — органы и агенты

Органы валютного регулирования в РФ

Закон № 173 разграничивает понятия «валютный контроль» и «валютное регулирование». Если в общем смысле ВК — это деятельность по осуществлению надзора за соблюдением установленных требований, то валютное регулирование — это одно из многих направлений деятельности государства, суть которого заключается в издании правовых актов, регламентирующих валютные операции.

Органами валютного регулирования в Российской Федерации являются уже рассмотренные выше органы ВК:

Реализацию денежного регулирования возможно символически разделить на 2 уровня:

  1. Нормативный. Суть — разработка правовых актов в области валютных операций, их последующее утверждение.
  2. Индивидуальный. Заключается в непосредственном применении действующих правовых актов к конкретной ситуации, правоотношениям, возникшим на фоне валютных операций.

Так как органами валютного регулирования в РФ являются Банк России и Правительство, на них в первую очередь и возложены задачи по реализации валютной политики государства.

Федеральная таможенная служба

Еще одним государственным органом, уполномоченным в соответствии с возложенными на него Правительством функциями осуществлять ВК, является таможенная служба. Данные полномочия закреплены в постановлении Правительства РФ от 16.09.2013 № 809, которым утверждено положение о ФТС.

В числе многочисленных функций таможенных органов, как устанавливает п. 5.3.3 Положения:

  1. Надзор за валютными операциями, которые осуществляются путем перемещения продукции через границу ЕЭС.
  2. Надзор за операциями, которые производятся путем ввоза товаров на территорию РФ.
  3. Контроль при вывозе товаров из РФ.
  4. Контроль за соответствием перечисленных операций условиям, указанным в выданных разрешениях и лицензиях.

Перечисленные полномочия, помимо постановления № 809, закреплены за ФТС законом «О таможенном регулировании в РФ» от 27.11.2010 № 311-ФЗ (см. подп. 10 п. 1 ст. 1).

Какие лица относятся к органам и агентам

Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется перечисленными в ст. 22 закона № 173 лицами, а именно:

  • Правительством РФ;
  • органами ВК;
  • агентами ВК.

При этом в п. 2 обозначенной статьи разъясняется, что к органам валютного контроля относятся:

  • Центробанк;
  • федеральные исполнительные органы, наделенные Правительством надлежащими полномочиями.

Агентами валютного контроля являются следующие юрлица:

  • банки, наделенные такими полномочиями;
  • профессиональные участники РЦБ, не имеющие статуса банка.

Кроме того, как следует из текста закона № 173, к агентам ВК относится госкорпорация «Внешэкономбанк».

Федеральная налоговая служба

Полномочиями по исполнению ВК в сфере денежного регулирования налоговая служба наделена согласно постановлению Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 (п. 1), которым утверждено положение об этом государственном органе.

Вместе с тем налоговая служба имеет право контролировать не полностью все валютные операции, а только часть из них, относящуюся к ее компетенции. Так, ФНС осуществляет надзор:

  1. За соблюдением физическими и юридическими лицами вне зависимости от того, являются они или нет резидентами РФ, требований валютного законодательства. Полномочия налоговой службы в этом случае ограничиваются только сферой налогообложения.
  2. Соответствием проводимых гражданами и организациями валютных операций условиям, перечисленным в выданных разрешительных документах, лицензиях.
  3. Соблюдением резидентами обязанности в установленных законом случаях уведомлять ФНС об открытии, закрытии счетов или ином действии, совершенном в зарубежных банках, с последующим представлением отчетов о движении денег по этим счетам.

Другими словами, ФНС осуществляет надзор только в той части, которая возложена на нее, не затрагивая сферы, отнесенные к компетенции других контролирующих органов. К примеру, если валюта перемещается через границу, в таком случае ФНС не будет органом контроля. Эти функции будут иметь таможенные органы.

Органы и агенты валютного контроля: основные отличия

Подводя итоги, следует отметить различия в функциях и полномочиях органов ВК, агентов ВК и органов денежного регулирования. Как было отмечено выше, органами валютного регулирования являются Банк России и Правительство, а их главное отличие от других субъектов ВК заключается в том, что они способны издавать нормативные акты, непременные для выполнения.

Более того, Центробанк, будучи одновременно органом ВК, а также ФНС и ФТС имеют полномочия не только издавать правовые акты в пределах своей компетенции, но и осуществлять надзор за их исполнением, а в случае нарушений валютного законодательства применять к виновным соответствующие меры ответственности.

В отличие от указанных органов агенты ВК обладают менее широким объемом полномочий. В целом вся их деятельность сводится к контролю за проводимыми через них валютными операциями и передаче необходимой информации органам ВК.

Итак, валютный контроль в РФ осуществляется Банком России, а также налоговой и таможенной службами. В осуществлении надзорных функций перечисленным органам помогают так называемые налоговые агенты — уполномоченные банки и ряд профессиональных субъектов рынка ценных бумаг, а также «Внешэкономбанк».

Правительства российской федерации задачи валютный контроль

Распоряжение от 15 июня 2019 года №1295-р. Цель законопроекта – создание правовой базы для расширения использования валюты Российской Федерации во внешнеторговых расчётах, закрепления за российским рублём статуса региональной валюты и средства международных расчётов с учётом складывающихся тенденций на мировом рынке, либерализация режима счетов резидентов, открытых в банках за пределами России, поэтапная отмена обязательности репатриации экспортной выручки в российской валюте при внешнеторговых расчётах между резидентами и нерезидентами.

Читайте так же:  Доходы от земельного налога

Понятие валютного контроля в Российской Федерации

Валютный контроль (далее — ВК) — одно из направлений денежной политики страны, инструмент валютной регулировки. Заключается в надзоре уполномоченными органами за соблюдением требований в области внешнеэкономических и денежных операций.

С этой целью надзор производится:

  • за денежными расчетами и иными действиями, осуществляющимися в РФ;
  • перемещениями денежных единиц через границу РФ;
  • исполнением обязанностей, выраженных в деньгах, перед Россией ее резидентами.

Что представляет собой ВК, органы валютного контроля в РФ, их компетенция при реализации возложенных на них функций, а также многие другие моменты изложены в гл. 4 закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ (далее — закон № 173). Наш обзор данного вопроса можно изучить здесь: Валютный контроль — функции и принципы регулирования.

Документы

Распоряжение от 15 июня 2019 года №1295-р

Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “О валютном регулировании и валютном контроле” в части либерализации ограничений на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории России, и репатриации денежных средств»

Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “О валютном регулировании и валютном контроле” в части либерализации ограничений на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории России, и репатриации денежных средств» (далее – законопроект) подготовлен Минфином России в соответствии с федеральным проектом «Системные меры развития международной кооперации и экспорта» национального проекта «Международная кооперация и экспорт».

Агенты валютного контроля

В п. 3 ст. 22 закона № 173 в числе агентов ВК называются уполномоченные банки. Под этими организациями подразумеваются кредитные учреждения, которые одновременно отвечают следующим требованиям:

  • образованы согласно нормам и законам России;
  • получили в установленном порядке лицензию Центробанка;
  • вправе проводить операции с иностранной валютой.

В законе № 173 не раскрывается, кто относится к не являющимся уполномоченными банками профессиональным участникам рынка ценных бумаг. Вместе с тем такие лица описываются в законе «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 № 39-ФЗ.

В ст. 2 указанного документа определено, что этими участниками являются организации, сформировавшиеся согласно законам РФ, которые занимаются следующей деятельностью:

  • по управлению реестром собственников ценных бумаг;
  • депозитарной;
  • по управлению ценными бумагами;
  • дилерской, в т. ч. форекс-дилеры;
  • брокерской.

Третий агент ВК — это государственная корпорация «Внешэкономбанк». Ее цели и адачи определены в специальном нормативном акте — законе «О банке развития» от 17.05.2007 № 82-ФЗ. Ее правовой статус как агента ВК установлен в подп. 5 п. 3 ст. 3 данного закона.

Федеральные органы, осуществляющие валютный надзор

Органами валютного контроля в Российской Федерации являются перечисленные в п. 2 ст. 22 закона № 173 лица. Одни из них, как указывалось выше, — исполнительные госорганы, которых уполномочило на это правительство. Такая формулировка позволяет сделать вывод, что список органов, которые вправе реализовывать ВК, не является исчерпывающим. В зависимости от решения Правительства полномочиями могут быть наделены разные лица и органы.

К примеру, ранее одним из таких лиц являлась Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, на которую постановлениями Правительства были возложены необходимые функции. Однако Указом Президента РФ от 02.02.2016 № 41 данная служба была упразднена, а ее функции в сфере ВК переданы:

  • Налоговой службе;
  • Таможенной службе.

Центробанк

Центробанк — один из органов ВК. Соответствующие полномочия этого органа явствуют не только из закона № 173. В ст. 54 закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 № 86-ФЗ он назван органом денежного регулирования и ВК.

П. 12 ст. 4 закона № 86 к функциям Банка России относит осуществление ВК в соответствии с действующим законодательством.

Можно сказать, что Банк России — основной орган в этой сфере, так как в его компетенции находится значительное количество вопросов, связанных с обращением валюты. К примеру, Центробанк реализует следующие полномочия:

  • устанавливает порядок выполнения валютных операций среди банков (см. указание от 28.04.2004 № 1425-У);
  • определяет требования к документам при покупке валюты кредитными учреждениями (см. инструкцию от 16.09.2010 № 136-И с 01.03.2018 ее заменяет инструкция от 16.08.2017 № 181-И);
  • утверждает требования к открытию счетов нерезидентами;
  • устанавливает требования к переводам денежных средств, в том числе вводит ограничения на их размер;

осуществляет многие другие функции в целях ВК и регулирования.

Какие операции являются валютными

В РФ валютный контроль осуществляется за определенными действиями. Ниже представлен перечень действий резидентов и нерезидентов, которые согласно п. 9 ч. 1 ст. 1 закона № 173 причисляются к валютным операциям:

  1. Покупка и отчуждение валютных ценностей, а также их использование в качестве средства платежа, если сторонами сделки выступают резиденты.
  2. Сделки по отчуждению валюты и ценных бумаг (в том числе их применение как средства платежа), заключенные между резидентами и нерезидентами, а также совершенные только между нерезидентами.
  3. Передвижение денежных средств и ценных бумаг как в Россию, так и из страны.
  4. Денежные транзакции на счета одного и того же лица, если эти счета находятся в разных странах (России и другом государстве).
  5. Транзакции между счетами нерезидента, открытыми в России.
  6. Переводы денег со счетов на территории РФ, принадлежащих одному резиденту, на счета иного лица-резидента, находящиеся как в России, так и за рубежом.
Читайте так же:  Возмещение ндс налогоплательщик последняя версия

Права и обязанности субъектов

Каждому органу и агенту ВК законодательством предоставлены индивидуальные полномочия по осуществлению надзора, объем которых зависит от компетенции конкретного органа. Однако в общем смысле все эти органы имеют право:

  • производить необходимые проверки по соблюдению лицами требований законодательных актов в области денежных отношений;
  • выполнять проверки представленных резидентами и нерезидентами документов по произведенным денежным транзакциям на предмет их достоверности и всесторонности;
  • делать запросы для получения необходимых сведений или документов от резидентов или нерезидентов, если имеется связь с открытием счетов и проведением денежных операций.

При этом органам ВК дополнительно предоставляются следующие полномочия:

  • при обнаружении нарушений законодательства в области ВК выдавать виновным лицам соответствующие предписания с требованием об обязательном устранении нарушений;
  • привлекать в случае нарушений валютного законодательства виновных к административной (ст. 15.25 КоАП) или уголовной (ст. 193 УК РФ) ответственности.

С некоторыми вопросами привлечения к административной ответственности можно ознакомиться в статье Административная ответственность юридических лиц — понятие.

Помимо полномочий, на агентов ВК возлагаются обязанности:

  • по осуществлению надзора за соблюдением лицами валютного законодательства;
  • по представлению информации о проведенных с их участием валютных операциях в органы ВК.

Комментарий

Законопроект направлен на создание правовой базы для расширения использования валюты Российской Федерации во внешнеторговых расчётах, закрепления за российским рублём статуса региональной валюты и средства международных расчётов с учётом складывающихся тенденций на мировом рынке, либерализацию режима счетов резидентов, открытых в банках за пределами России, поэтапную отмену обязательности репатриации экспортной выручки в российской валюте при внешнеторговых расчётах между резидентами и нерезидентами.

Законопроектом предлагается снять ограничения по зачислению на счета резидентов, открытые в банках, расположенных за пределами России, денежных средств, выплачиваемых в силу требований законодательства иностранного государства, минуя счета в уполномоченных банках, в виде доходов от реализации драгоценных металлов, учитываемых на счетах резидентов, открытых в иностранных банках.

Предусматривается также возможность зачисления на счета физических лиц – резидентов, открытые в банках, расположенных на территории стран, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группу разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), денежных средств в порядке возврата суммы денежных средств, ранее переданных таким физическим лицом в доверительное управление доверительному управляющему – нерезиденту.

Кроме того, предлагается расширить перечень разрешённых валютных операций между резидентами случаями перевода физическими лицами – резидентами иностранной валюты со своих счетов, открытых в уполномоченных банках, в оплату за переданные им товары, выполненные для них работы, оказанные услуги, переданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, физическими лицами – резидентами, срок пребывания которых за пределами России в течение календарного года в совокупности составит более 183 дней и которые ведут предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства своего пребывания, на их счета, открытые в иностранных банках.

Предлагается ввести норму, устанавливающую возможность зачисления без ограничений денежных средств, получаемых от нерезидентов, на счета физических лиц – резидентов, открытые в банках на территории иностранного государства – члена ОЭСР или ФАТФ, если такое государство осуществляет обмен информацией в соответствии с многосторонним Соглашением компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией от 29 октября 2014 года или другим заключённым с Российской Федерацией международным договором, предусматривающим автоматический обмен финансовой информацией.

С учётом сложившейся практики открытия резидентами счетов не только в банках, но и в других организациях финансового рынка, расположенных за пределами России, предлагается распространить требования об уведомлении налоговых органов по месту своего учёта об открытии или закрытии счетов и об изменении их реквизитов на все счета резидентов, открытые в финансовых организациях за пределами России. При этом предусматривается, что на счета резидентов, открытые в таких организациях могут быть зачислены или списаны с них денежные средства в установленных Центральным банком России случаях.

Предусматривается отмена требования о представлении физическими лицами – резидентами налоговым органам отчёта о движении средств по счёту, открытому в банке за пределами России, в государствах ОЭСР или ФАТФ, участвующих в обмене финансовой информацией, при условии, что общая сумма зачисленных или списанных денежных средств на такой счёт за отчётный год (или остаток средств на конец отчётного года) не превышает 600 тыс. рублей либо эквивалентную сумму в иностранной валюте.

Некредитные финансовые организации, поднадзорные Банку России и открывшие счета в банках и других организациях финансового рынка за пределами России, должны будут предоставлять отчётность Банку России.

Также законопроектом предусматривается, что список государств ОЭСР или ФАТФ, осуществляющих обмен информацией, а также внесённые в него изменения должны будут размещаться на официальном сайте ФНС России.

Законопроектом предусматривается отмена с 1 января 2020 года требования о репатриации резидентами валюты Российской Федерации в отношении несырьевого экспорта, а также поэтапная отмена этого требования в отношении экспорта сырьевых товаров.

Видео (кликните для воспроизведения).

При этом в отношении внешнеторговых договоров (контрактов), заключённых между резидентами и нерезидентами, сумма обязательств по которым определена в российской валюте и условиями которых предусмотрена оплата в рублях, предусматривающих передачу резидентом нерезиденту относящихся к лесу и лесоматериалам товаров, требование о репатриации не отменяется. Преждевременность либерализации требования о репатриации по таким товарам обусловлена высокой степенью криминализации этой отрасли, что подтверждается выявленными таможенными органами нарушениями валютного законодательства по таким контрактам.

Источники

Правительства российской федерации задачи валютный контроль
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here