Правовое регулирование финансового контроля в российской федерации

Правовое регулирование финансового контроля

Финансовый контроль представляет собой один из видов государственного контроля за образованием, распределением и использованием ресурсов всех звеньев финансовой систе­мы. Он направлен на проверку своевременности и полноты мобилизации денежных ресурсов, законности расходов и до­ходов всех звеньев финансовой системы, соблюдения правил учета и отчетности.

В зависимости от органов, осуществляющих финансовый контроль, он подраз­деляется на государственный контроль, внутрихозяйственный контроль, аудит. Государственный контроль, в свою очередь, делится на общегосударственный и ведомственный. Общегосударственный контроль осуществляют Пар­ламент, Правительство, налоговые органы и налоговая поли­ция, Счетная палата. Федеральное казначейство, Мини­стерство финансов, Центральный банк России, правоохрани­тельные органы и др. Ведомственный контроль осуществляетсяв отраслях ре­визорами вышестоящих органов на подчиненных предпри­ятиях и в организациях. Внутрихозяйственный контроль осуществляется спе­циализированными подразделениями в структуре хозяйст­вующих субъектов. Аудит — негосударственные, независимые, хозрасчетные контрольные органы, проводящие ревизии и проверки на предприятиях и в организациях всех форм собственности.

По времениосуществления финансовых проверок конт­роль делится на предварительный, текущий и последу­ющий.

По содержаниюфинансовый контроль подразделяется на:

1. бюджетный, проводимый такими органами, как Парла­мент, Правительство, Счетная палата, Федеральное казначейст­во, правоохранительные органы;

2. налоговый, осуществляемый налоговыми органами, Министерством внутренних дел РФ, иными правоохранительными органами;

3. банковский, проводимый Центральным банком Российской Федерации (ЦБ РФ), ауди­торскими фирмами, правоохранительными органами;

4. ва­лютный контроль, осуществляемый ЦБ РФ, Правительством в лице ряда министерств, иными органами и агентами ва­лютного контроля, правоохранительными органами;

5. контроль за страховой деятельностью, которыйпроводится Департаментом страхового надзора Министерства финансов РФ и правоохра­нительными органами;

6. таможенный контроль, осущест­вляемый Государственным таможенным комитетом (ГТК РФ).

Финансовый контроль осуществляется с помощью различных методов, к которым относятся: проверка, обследование, анализ материалов и др. Основной метод финансового контроля — ревизия, которая осуществляется специально созданной комисси­ей. По окончании ревизии составляется акт ревизии — документ, имеющий важное юридическое значение. Он под­писывается членами комиссии, руководителем и главным бухгалтером проверяемой организации. В акте ревизии ука­зываются ее цели, основные результаты проверки, выявлен­ные факты нарушений, виновные лица и предлагаются меры ответственности для виновных должностных лиц.

Независимый финансовый контроль

осуществляется аудиторами (аудиторскими фирмами). Аудиторские провер­киделятся на обязательные, прямо предусмотренные законодательными актами РФ или по поручению правоохра­нительных органов, и инициативные — по решению хозяйствующего субъекта. В зависимости от сферы проведения ‘аудита он делится на банковский, аудит внебюджетных, ин­вестиционных фондов и бирж, аудит страховых организаций и общий аудит. Аудиторская проверка может проводиться силами самих хозяйствующих субъектов, и в этом случае она называется внутрифирменным аудитом; если же провер­ку проводит аудиторская фирма (аудитор), это внешний аудитю.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9757 — | 7579 — или читать все.

http://studopedia.ru/5_44421_pravovoe-regulirovanie-finansovogo-kontrolya.html

Правовое регулирование финансового контроля

Финансовый контроль представляет собой один из видов государственного контроля за образованием, распределением и использованием ресурсов всех звеньев финансовой системы. Он направлен на проверку своевременности и полноты мобилизации денежных ресурсов, законности расходов и доходов всех звеньев финансовой системы, соблюдения правил учета и отчетности.

В зависимости от органов, его осуществляющих, он подразделяется на государственный контроль, внутрихозяйственный контроль, аудит. Государственный контроль, в свою очередь, делится на общегосударственный и ведомственный.

Общегосударственный контроль осуществляют Парламент, Правительство, налоговые органы и налоговая полиция, Счетная палата. Федеральное казначейство, Министерство финансов, Центральный банк России, правоохранительные органы и др.

Ведомственный контроль осуществляется в отраслях ревизорами вышестоящих органов на подчиненных предприятиях и в организациях.

Внутрихозяйственный контроль осуществляется специализированными подразделениями в структуре хозяйствующих субъектов.

Аудит — негосударственные, независимые, хозрасчетные контрольные органы, проводящие ревизии и проверки на предприятиях и в организациях всех форм собственности.

По времени осуществления финансовых проверок контроль делится на предварительный, текущий и последующий.

По содержанию финансовый контроль подразделяется на: 1) бюджетный — проводимый такими органами, как Парламент, Правительство, Счетная палата. Федеральное казначейство, правоохранительные органы; 2) налоговый — осуществляют налоговые органы, Министерство внутренних дел РФ, иные правоохранительные органы; 3) банковский — проводимый Центральным банком Российской Федерации (ЦБ РФ), аудиторскими фирмами, правоохранительными органами; 4) валютный контроль — осуществляют ЦБ РФ, Правительство в лице ряда министерств и ГТК РФ, иные органы и агенты валютного контроля, правоохранительные органы; 5) контроль за страховой деятельностью — проводится Департаментом страхового надзора Министерства финансов РФ и правоохранительными органами; 6) таможенный контроль — осуществляется Государственным таможенным комитетом (ГТК РФ).

Финансовый контроль осуществляется с помощью различных методов, к которым относятся: проверка, обследование, анализ материалов и др.Основным методом финансового контроля является ревизия, которая осуществляется специально созданной комиссией. По окончании ревизии составляется акт ревизии — документ, имеющий важное юридическое значение. Он подписывается членами комиссии, руководителем и главным бухгалтером проверяемой организации. В акте ревизии указываются ее цели, основные результаты проверки, выявленные факты нарушений, виновные лица и предлагаются меры ответственности для виновных должностных лиц.

Независимый финансовый контроль осуществляется аудиторами (аудиторскими фирмами). Аудиторские проверки делятся на обязательные, прямо предусмотренные законодательными актами РФ или по поручению правоохранительных органов, и инициативные — по решению хозяйствующего субъекта. В зависимости от сферы проведения ‘аудита он делится на банковский, аудит внебюджетных, инвестиционных фондов и бирж, аудит страховых организаций и общий аудит. Аудиторская проверка может проводиться силами самих хозяйствующих субъектов, и в этом случае она называется внутрифирменным аудитом; если же проверку проводит аудиторская фирма (аудитор), она относится к внешнему аудиту.

Читайте так же:  Сроки проведения валютного контроля

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 9065 — | 7688 — или читать все.

http://studopedia.ru/1_124492_pravovoe-regulirovanie-finansovogo-kontrolya.html

Правовое регулирование финансового контроля в РФ

В РФ за последнее десятилетие произошли существенные изменения в системе и структуре органов государственной власти, в правовом регулировании их деятельности. Административная реформа коснулась практически все сферы функционирования государственных органов, и одним из основных направлений является финансово-контрольная деятельность государства. Для реализации указанного направления финансовой политики в России в 1995 г. был создан специализированный орган федерального финансового контроля — Счетная палата РФ, а позденее появился целый комплекс специальных министерств и ведомств. Неотъемлемой составной частью финансовой деятельности государства и муниципальных образований является финансовый контроль.

Необходимо отметить, что в соответствии со ст. 265 и 266 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что государственный и муниципальный финансовый контроль осуществляется с помощью законодательных (представительных) органов и представительных органов местного самоуправления, так и с помощью органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. Из этого вытекает одно из ключевых направлений совершенствования государственного контроля, а именно исключение дублирования действий контрольных органов.

Деятельность органов финансового контроля в РФ осуществляется в соответствии с установленными нормами права, основными источниками которого являются: Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, федеральные законы и законы субъектов РФ, законодательные акты органов местного самоуправления, подзаконные нормативные правовые акты (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и др.). Однако следует заметить, что федерального закона «О финансовом контроле в Российской Федерации» все еще нет. Хотя данный вопрос неоднократно поднимался как в юридической и экономической литературе, так и на уровне высшей государственной власти. Необходимо отметить, что в современных условиях своего решения требует законодательное обеспечение внутрихозяйственного финансового контроля, нынешнее состояние которого позволяет говорить лишь о его создании, а не о развитии.

Различным аспектам проблемы регулирования финансовоконтрольной деятельности в разное время уделялось внимание в трудах ученых в области общей теории государства, административного права, а также финансового права. Так в работах Н.Г. Василенко (доктора юридических наук и лауреата премии Правительства РФ в области науки и технике) выделяются основные факторы, ограничивающие действенность государственного финансового контроля в РФ, к ним относятся:

отсутствие четкой и полной нормативно-правовой базы;

неопределенность статусов органов финансового контроля, их роль и место в системе финансового контроля;

отсутствие единой информационной базы и единого методологического подхода к определению финансового контроля.

Необходимо также заметить, что материально-техническая и социальная база деятельности государственных контролеров на сегодняшний день оставляет желать лучшего. Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно заключить, что финансовый контроль в России требует создания четкой системы финансового контроля, способной обеспечить законность финансовой деятельности государства и оценить ее эффективность и целесообразность. Необходимо определение механизма взаимодействия органов государственного финансового контроля и законодательной (представительной) и исполнительной власти, с целью повышения действенности и эффективности финансового контроля в РФ.

Ю. И. Миронова, Н. С. Нечеухина Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)


http://arbir.ru/articles/a_3524.htm

Правовое регулирование финансового контроля. Понятие и виды финансового контроля

Финансовый контроль – это регламентированная нормами права деятельность государственных, муниципальных общественных органов и организаций, иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования.

Финансовый контроль является важнейшим средством обеспечения законности в финансовой и хозяйственной деятельности. Он призван предупреждать бесхозяйственность и расточительность, выявлять факты злоупотреблений и хищений товарно-материальных ценностей и денежных средств.

Многообразие форм финансового контроля, его направлений позволяет классифицировать его на различные виды.

В зависимости от времени его проведения финансовый контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий. Предварительный финансовый контроль проводится до совершения операций по созданию, распределению и использованию определенных фондов денежных средств при рассмотрении и утверждении бюджетов, других финансово-плановых актов, при приеме заявок и т. д. Текущий финансовый контроль осуществляется повседневно при проведении финансовых операций, последующий финансовый контроль – после совершения хозяйственной или финансовой операции по использованию финансовых ресурсов из соответствующих фондов денежных средств.

В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, он может быть подразделен на различные виды государственный (общегосударственный и ведомственный), муниципальный (органами местного самоуправления), внутрифирменный (внутрихозяйственный) (осуществляется бухгалтерскими службами организации) и аудиторский. Государственный контроль осуществляется федеральными органами законодательной власти, федеральными органами исполнительной власти, в том числе специально созданными органами исполнительной власти, такими как Счетная палата РФ, Центральный банк РФ, Министерство финансов РФ, Федеральная служба РФ финансово-бюджетного надзора, Федеральная налоговая служба РФ, Федеральная таможенная служба РФ, Федеральная служба РФ по финансовым рынкам, Федеральная служба РФ страхового надзора, контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти.

Правовое регулирование деятельности органов финансового контроля производится с помощью специальных нормативных актов, закрепляющих права и обязанности контролирующего органа, порядок осуществления финансового контроля. Например, Таможенный кодекс РФ [4] , НК РФ (части первая) [5] , ФЗ РФ от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» [6] , ФЗ РФ от 11.01.1995 г № 4-ФЗ (в ред. от 14.08.2004 г.) «О Счетной Палате Российской Федерации» [7] , Постановление Правительства РФ от 21.08.2004 г. № 429 «О федеральной таможенной службе» [8] , Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 г. № 330 «Об утверждении положения о федеральной службе страхового надзора» [9] , Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 г. № 317 «Об утверждении положения о федеральной службе по финансовым рынкам» [10] , Постановление Правительства РФ от 15.06.2004 г. № 278 «Об утверждении положения о федеральной службе финансово-бюджетного надзора» [11] .

Читайте так же:  Реквизиты для возврата налогового вычета

Аудиторский финансовый контроль проводится аудиторскими фирмами и аудиторами на основании положений ФЗ РФ от 07.08.2001 г № 119-ФЗ (в ред. от 30.12.2001 г.) «Об аудиторской деятельности» [12] и подразделяется на обязательный (заказчиком является орган государственной власти) и инициативный (по инициативе хозяйствующего субъекта).

Большое значение для развития государственного финансового контроля имеет Указ Президента РФ от 25 июля 1996 г №1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» [13] . Данным Указом установлено, что в России государственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджета федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.

Финансовый контроль осуществляется в различных формах: ревизии, наблюдения, обследовании, проверки, анализа и др. Основной формой финансового контроля является ревизия, которая проводится с целью установления законности финансовой дисциплины на конкретном объекте.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

http://studopedia.ru/9_67424_pravovoe-regulirovanie-finansovogo-kontrolya-ponyatie-i-vidi-finansovogo-kontrolya.html

Правовое регулирование финансового контроля в российской федерации

В данной главе автор рассматривается система источников права, регулирующих современную систему государственного финансового контроля в Российской Федерации. В системе нормативно-правового регулирования выделяются два уровня — федеральный (законодательство о государственном контроле — Бюджетный кодекс РФ, Федеральный закон «О Счетной палате РФ» и др. и соответствующие подзаконные акты) и региональный (уровень субъекта Российской Федерации). Особо отмечается роль в механизме нормативного регулирования soft law (документы ИНТОСАИ и др.), а также локальных нормативных актов — стандартов Счетной палаты РФ.

В книге

В книге проанализированы все основные направления преобразования организационно-правовых основ осуществления государственного и муниципального финансового контроля, исследованы вопросы наделения финансовых органов субъектов РФ полномочиями по внутреннему государственному финансовому контролю в бюджетной сфере, полномочия органов (должностных лиц) исполнительной власти субъектов РФ по осуществлению внутреннего государственного финансового контроля. Читателям будет полезно также ознакомиться с той частью книги, где рассматриваются вопросы взаимосвязи между бюджетным контролем и ответственностью за нарушения бюджетного законодательства, так как посредством государственного финансового контроля фиксируются правонарушения в сфере публичных финансов, которые в свою очередь служат основанием для привлечения к ответственности за нарушение финансового законодательства.

Книга рекомендуется работникам органов внешнего и внутреннего государственного и муниципального финансового контроля, студентам экономических и юридических факультетов, аспирантам.

В книге проанализированы все основные направления преобразования организационно-правовых основ осуществления государственного и муниципального финансового контроля, исследованы вопросы наделения финансовых органов субъектов РФ полномочиями по внутреннему государственному финансовому контролю в бюджетной сфере, полномочия органов (должностных лиц) исполнительной власти субъектов РФ по осуществлению внутреннего государственного финансового контроля. Читателям будет полезно также ознакомиться с той частью книги, где рассматриваются вопросы взаимосвязи между бюджетным контролем и ответственностью за нарушения бюджетного законодательства, так как посредством государственного финансового контроля фиксируются правонарушения в сфере публичных финансов, которые в свою очередь служат основанием для привлечения к ответственности за нарушение финансового законодательства.

Книга рекомендуется работникам органов внешнего и внутреннего государственного и муниципального финансового контроля, студентам экономических и юридических факультетов, аспирантам.

В статье содержится анализ нормативно-правового регулирования контрольных и экспертно- аналитических мероприятий, осуществляемых контрольно-счетными органами государственного и муниципального финансового контроля.

В статье рассмотрена история институтов государственного финансового контроля в Испании — от основанной в 1365 году Счетной палаты Королевства Наварры (Camara de Comptos de Navarra) до учрежденной в соответствии с Конституцией 1978 года современной Счетной палатой. Деятельность Счетной палаты регулируется органическим законом, текст которого в переводе, подготовленном автором статьи, также публикуется в журнале.

http://publications.hse.ru/chapters/127721274

Особенности правового регулирования, организации и осуществления финансового контроля в Российской Федерации

Для обсуждения актуальных проблем финансового контроля в Ленинской аудитории РЭУ им. Г.В. Плеханова собрались представители министерств и ведомств, руководители и ведущие специалисты финансовых и контрольных органов. В мероприятии приняли участие эксперты из российских регионов, а также из Литвы, Германии и Великобритании. Конференция проходит по инициативе контрольного управления Президента РФ и контрольного управления города Москвы.

Модератором пленарного заседания конференции выступил Ректор РЭУ им. Г.В. Плеханова В.И. Гришин. В своем обращении к участникам он отметил, что данная конференция имеет важное практическое значение для экономики страны: «Нынешнее положение России не очень простое. Это связано и с политической обстановкой в мире, и с экономической ситуацией в стране. В связи с этим роль финансового контроля заметно увеличивается», – подчеркнул В.И. Гришин.

По словам В.И. Гришина, общий объем выявленных финансовых нарушений при расходовании бюджетных средств в 2014 году вырос на треть и превысил 1 трлн рублей. «Реформирование системы госконтроля – одна из приоритетных задач уровня национальной безопасности», – отметил ректор.

Далее с докладом на пленарном заседании конференции выступил заместитель начальника Контрольного управления Президента Российской Федерации М.И. Бесхмельницын. В своем выступлении он обозначил актуальные вопросы взаимодействия органов государственного и внутреннего контроля и особенно отметил тот факт, что сегодня необходимо уделять повышенное внимание анализу финансово-хозяйственной деятельности контролирующих субъектов, оценивать эффективность разрешенной внебюджетной деятельности. По его мнению, конференция позволит выработать практические рекомендации по дальнейшему совершенствованию системы государственного финансового контроля.

В продолжение пленарного заседания выступил заместитель Министра финансов Российской Федерации А.М. Лавров. В своем докладе на тему «Новые подходы к организации и осуществлению государственного (муниципального) финансового контроля» он подробно рассказал о полномочиях Государственного и внутреннего финансового контроля, о деятельности Росфиннадзора, осветил сферы правового регулирования финансового контроля, обозначил новейшие изменения в работе Министерства финансов РФ и подробно остановился на критерии оценки эффективности бюджетных расходов.

Читайте так же:  Процесс проведения налоговых проверок

Далее в ходе пленарного заседания конференции с докладом выступил Председатель Комитета Совета федерации по бюджету и финансовым рынкам С.Н. Рябухин. В своем выступлении он подробно остановился на проблемах организации и взаимодействия органов государственного и внутреннего финансового контроля в условиях модернизации российской экономики. В заключение своего выступления С.Н. Рябухин внес ряд конструктивных предложений, которые поддержали коллеги в президиуме.

Руководитель Федеральной службы финансово-бюджетного надзора А.В. Смирнов выступил с темой «Актуальные вопросы и проблемы совершенствования государственного внутреннего финансового контроля», в рамках которой он подчеркнул, что современной России не хватает эффективной методологии и призвал коллег «с осторожностью заимствовать зарубежный опыт».

Далее с докладом на тему «Роль и место Федерального казначейства в осуществлении государственного и финансового контроля» выступил руководитель Федерального казначейства Р.Е. Артюхин. В своем выступлении он подчеркнул особое место Федерального казначейства в системе Финансового контроля. В ходе своего выступления Р.К. Артюхин заявил о необходимости объединения сил и знаний и призвал коллег активно обмениваться опытом и имеющейся информацией.

В ходе пленарного заседания выступил заместитель директора Федеральной службы по финансовому мониторингу В.И. Глотов. Он обозначил основные направления работы Росфинмониторинга и озвучил главную задачу – обеспечить прозрачность расходов государственного бюджета.

В завершении первой части пленарного заседания выступили – начальник Главного контрольного управления города Москвы Е.В. Данчиков с докладом на тему «Направления совершенствования государственного финансового контроля на уровне субъектов РФ» и председатель Правления АО РОСЭКСИМБАНК Д.Я. Голованов с докладом на тему «Эффективная и надежная система внутреннего контроля на всех уровнях администрации – залог эффективности управления банком».

Видео (кликните для воспроизведения).

Вторую часть пленарного заседания модерировал заместитель начальника Контрольного управления Президента РФ М.И. Бесхмельницын. С докладами выступили заместитель руководителя Федерального агентства по управлению государственным имуществом В.В. Гаршин, председатель Контрольно-счетной палаты Москвы В.А. Двуреченских, заместитель руководителя Федеральной налоговой службы Д.С. Сатин, директор ОАО «РЖД» по внутреннему контролю и аудиту О.Б. Иванов, государственный советник Кабардино-Балкарской Республики, первый Председатель Счётной палаты РФ с 1994 по 2000 гг. Х.М. Кармоков, заместитель председателя Правительства Самарской области О.А. Михеева, заведующий сектором Методологии и технологии исследования рисков ИСПИ РАН С.В. Рогачев и другие.

В работе международной конференции приняли участие филиалы​ РЭУ им. Г.В. Плеханова, в числе которых: Саратовский, Севастопольский, Краснодарский​ и Улан-Баторский​. Коллеги из регионов задали актуальные вопросы спикерам и обозначили свои предложения по теме пленарного заседания.

Конференция продолжит свою работу 24 сентября. На площадке РЭУ им. Г.В. Плеханова пройдёт работа трёх секций: «Государственный и внутрикорпоративный контроль: эффективность и взаимодействие», «Повышение эффективности в сфере закупок», «Лучшие практики осуществления финансового контроля: методы выявления нарушений и профилактики финансовых мошенничеств» и двух мастер-классов: «Презентация электронных учебно-тренинговых комплексов по бухгалтерскому учету и контролю», «Влияние государственного и внутреннего финансового контроля на эффективность бизнеса».

Информация о конференции опубликована на страницах информационного портала РИА Новости.

http://zakon.ru/blog/2015/09/24/osobennosti_pravovogo_regulirovaniya_organizacii_i_osushhestvleniya_finansovogo_kontrolya_v_rossijsk

Правовое регулирование государственного финансового контроля

Дата публикации: 04.12.2014 2014-12-04

Статья просмотрена: 3881 раз

Библиографическое описание:

Черников Ю. С., Геймур О. Г. Правовое регулирование государственного финансового контроля // Молодой ученый. — 2014. — №20. — С. 502-504. — URL https://moluch.ru/archive/79/14173/ (дата обращения: 18.02.2020).

Но для того чтобы финансовый контроль действительно являлся эффективным инструментом, позволяющим минимизировать спектр разнообразных рисков, потерь, ошибок и недобросовестных действий как на микро-, так и на макроуровнях, необходимо решить целый ряд проблем посредством реализации комплекса мероприятий, среди которых можно выделить: совершенствование терминологии, обоснование предмета, объектов финансового контроля, уточнение функций и разграничение полномочий контрольных органов, определение ответственности всех участников системы финансового контроля, целевых критериев для всех видов финансового контроля и т. д. [1].

В правовых основах государственного финансового контроля в последнее время наблюдаются положительные сдвиги по корректировке действующего законодательства. Так, в феврале 2011 был принят Федеральный закон № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» [2], в апреле 2013 года новый Федеральный закон № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» [3], а в июле Федеральный закон № 252-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [4] в части регулирования государственного финансового контроля, призванные концептуально изменить систему финансового контроля в России. В субъектах Российской Федерации приняты многочисленные акты, регулирующие отношения в области финансового контроля, в том числе и муниципального. В первую очередь следует выделить основные акты субъектов РФ. Во всех конституциях и уставах субъектов РФ содержатся общие нормы об органах, осуществляющих финансовый контроль. Имеются законы о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, принятые практически во всех субъектах РФ, в которых выделены статьи или главы о финансовом контроле [5].

Для успешного решения задач государственного финансового контроля, необходима его научная организация, а поскольку данный контроль принимает различные виды и формы, он нуждается в систематизации и классификации. На практике классификация государственного финансового контроля необходима при разработке нормативно-правовых актов для определения состава и структуры контролирующих органов; функций, задач, полномочий органов финансового контроля; объектов контроля и их распределения между субъектами контроля; методик проведения контрольных действий; показателей эффективности финансового контроля.

1. Арабян К. К. Единая концепция финансового контроля в Российской Федерации // Аудитор. — 2014. — № 2. — С. 49–54.

2. Собрание законодательства РФ. 2011. № 7. Ст. 903.

3. Собрание законодательства РФ. 2013. № 14. Ст. 1649.

4. Собрание законодательства РФ. 2013. № 31. Ст. 4191.

5. Геймур О. Г. Правовое регулирование финансового контроля в Российской Федерации на современном этапе // Вестник Тюменского государственного университета. — 2014. -№ 3. — С. 133–140.

Читайте так же:  Оплатил налоги через госуслуги а задолженность осталась

http://moluch.ru/archive/79/14173/

Глава V. Правовое регулирование финансового контроля в российской федерации

§ 1. Понятие финансового контроля, его принципы

Государство не может реализовать свою внешнюю и внутреннюю политику, обеспечить выполнение социально-экономических программ, не располагая финансовыми ресурсами, а также не осуществляя соответствующий контроль за законным их формированием и расходованием.

Существование финансового контроля объективно обусловлено наличием контрольной функции, присущей финансам. Будучи инструментом формирования и использования денежных доходов и фондов, они объективно отражают ход распределительного процесса. Названная функция проявляется в контроле за распределением валового внутреннего продукта по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.

В условиях перехода на рыночные отношения финансовый контроль направлен на обеспечение динамичного развития общественного и частного производства. Он охватывает производственную и непроизводственную сферы, нацелен на повышение экономического стимулирования, рациональное и бережливое расходование материальных, трудовых, финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение расточительности, бесхозяйственности.

Контрольная функция финансов проявляется через многогранную деятельность государственных органов и органов местного самоуправления. Финансовый контроль охватывает своим воздействием общественные отношения, возникающие в сфере финансовой деятельности, т.е. в процессе создания, распределения и использования определенных фондов денежных средств.

Финансовый контроль — это контроль за финансовой и хозяйственной деятельностью хозяйствующих субъектов, что не исключает, а предполагает необходимость осуществления других видов контроля за хозяйственной деятельностью. Он охватывает комплекс тех хозяйственных отношений, от которых зависят размеры фондов денежных средств и эффективность их использования.

Финансовый контроль — это регламентированная нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных органов и организаций, иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования.

Финансовый контроль является важнейшим средством обеспечения законности в финансовой и хозяйственной деятельности. Он призван предупреждать бесхозяйственность и расточительность, выявлять факты злоупотреблений и хищений товарно-материальных ценностей и денежных средств.

Значение финансового контроля особенно повышается в условиях рыночной экономики.

Действенность финансового контроля, осуществляемого различными субъектами (органами государственной власти, местного самоуправления, аудиторами, аудиторскими фирмами), в значительной степени зависит от их взаимодействия.

Финансовому контролю как неотъемлемой части финансовой деятельности присущи те же принципы, на которых строится ее осуществление и которые законодательно закреплены в Конституции РФ и иных нормативных правовых актах.

Принцип законности в финансовой деятельности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств детально регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения. Невыполнение предписаний законодательных и иных нормативных актов о порядке формирования, распределения и использования фондов денежных средств может повлечь нестабильность в финансовых отношениях, необеспеченность финансовыми ресурсами разнообразных утвержденных государственных программ в различных сферах общественной жизни и другие отрицательные последствия.

Принцип гласности при осуществлении финансовой деятельности проявляется в процедуре доведения до сведения граждан, в том числе и с помощью СМИ, содержания проектов различных финансово-плановых актов, принятых отчетов об их выполнении, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности и т.д.

Принцип федерализма в финансовой деятельности проявляется в установлении Конституцией РФ разграничения компетенции Российской Федерации и субъектов Федерации в области финансов. Так, в ст. 71 Конституции РФ зафиксировано, что в ведении Российской Федерации находятся финансовое, валютное, кредитное регулирование, денежная эмиссия, федеральные банки, федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы. К совместному ведению Российской Федерации и субъектов Федерации отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (ст. 72 Конституции РФ).

Принцип плановости в осуществлении финансовой деятельности означает, что вся финансовая деятельность государства базируется на основе системы финансово-плановых актов, структура которых, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляются в соответствующих нормативных актах.

Основными финансово-плановыми актами являются федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации, местные бюджеты, бюджеты Пенсионного фонда РФ и иных государственных внебюджетных фондов. Финансово-плановым актом бюджетной организации является смета, баланс доходов и расходов — финансово-плановый акт производственных организаций.

Наряду с названными общими принципами осуществления финансовой деятельности финансовый контроль строится и на соответствующих специфических принципах.

Мировое сообщество на основе многолетнего опыта разработало основные принципы организации государственного финансового контроля, к реализации которых стремится каждое современное цивилизованное государство. Эти принципы изложены в Лимской декларации ИНТОСАИ (международная организация высших контрольных органов) . К ним относятся такие универсальные принципы, как независимость и объективность, компетентность и гласность.

См.: Правовое регулирование государственного финансового контроля в зарубежных странах. Аналитический обзор и сборник нормативных актов / Под ред. С.О. Шохина. М., 1998. С. 44.

Независимость контроля должна быть обеспечена:

— финансовой самостоятельностью контрольного органа;

— более длительными по сравнению с парламентскими сроками полномочиями руководителей органов контроля;

— закреплением в Конституции РФ их статуса.

Объективность и компетентность подразумевают неукоснительное соблюдение контролерами действующего законодательства, высокий профессиональный уровень работы контролеров на основе строго установленных стандартов проведения ревизионной работы.

Гласность предусматривает постоянную связь государственных контролеров с общественностью и СМИ.

Из этих базовых принципов вытекают и другие, имеющие более прикладной характер, в том числе:

— результативность, четкость и логичность предъявляемых контролерами требований;

— неподкупность субъектов контроля;

— обоснованность и доказательность информации, приведенной в актах проверок и ревизий;

— превентивность; презумпция невиновности подозреваемых в финансовых преступлениях лиц;

— согласованность действий различных контролирующих органов и др.

Принимая нормативные акты, прямо или косвенно затрагивающие систему организации финансового контроля, государство должно ориентироваться на вышеназванные принципы.

Многообразие финансового контроля позволяет классифицировать его по различным видам.

http://studfile.net/preview/6208820/page:23/

Актуальные проблемы развития государственного финансового контроля

Дата публикации: 04.12.2016 2016-12-04

Читайте так же:  Мат капитал возврат подоходного налога

Статья просмотрена: 3110 раз

Библиографическое описание:

Нещадим Е. Г., Городнянская К. А. Актуальные проблемы развития государственного финансового контроля // Молодой ученый. — 2016. — №26. — С. 482-484. — URL https://moluch.ru/archive/130/36090/ (дата обращения: 18.02.2020).

В статье рассматриваются правовые основы осуществления финансового контроля. Также освещены вопросы, возникающие при осуществлении государственного финансового контроля в Российской Федерации, и пути его развития.

Ключевые слова: финансовый контроль, государственный контроль, правовое регулирование

В Российской Федерации необходим контроль за расходованием государственных средств, аккуратностью и своевременностью пополнения государственной казны. При этом именно реально действующий механизм финансового контроля имеет особое значение, так как отражает подлинное состояние управления государственными финансами, а также обеспечивает защиту прав и законных интересов всех субъектов финансовых отношений. В правовом регулировании государственного финансового контроля имеется целый ряд проблем и противоречий, которые негативно сказываются на эффективности и качестве государственного финансового контроля.

Воздействие финансов на экономику тесно связано с деятельностью государства, являющегося субъектом управления, обеспечивающим организацию и функционирование всех элементов социально-экономической системы [1]. В связи с этим необходима система прогрессивного и действенного государственного финансового контроля, обеспечивающая законность, целевой характер, эффективность и результативность использования государственных ресурсов, сохранность государственной собственности.

Построение государственного финансового контроля, который бы отвечал требованиям демократического общества, и способствовал более эффективному развитию финансовой системы России, связано с преодолением многих проблем и препятствий, которые требуют скорейшего решения.

В связи с этим необходима система прогрессивного и действенного государственного финансового контроля. Для России финансовый контроль является необходимым инструментом управления финансовыми отношениями и реализации финансовой политики [2].

Отсутствие адекватных мер к правонарушителям бюджетного законодательства является одной из основных проблем эффективного функционирования государственного финансового контроля.

Так, ответственность за нарушение в области бюджетного законодательства устанавливается Бюджетным кодексом Российской Федерации [3]. В данном кодексе предусматривается 23 состава нарушений бюджетного законодательства, а в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях закреплено 3 состава нарушений бюджетного законодательства.

В 2003 году была введена уголовная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов. Однако привлечение лиц, виновных в бюджетных нарушениях, в соответствии с указанным кодексом невозможно, по причине отсутствия в Бюджетном кодексе Российской Федерации понятие «бюджетного правонарушения». Используется другое понятие — «нарушение бюджетного законодательства».

Еще одной проблемой является отсутствие единых стандартов, норм и правил проведения внутреннего финансового контроля, которые были бы утверждены законодательно. Создание обязательных для выполнения контрольными органами является необходимым.

Подготовка и принятие данной системы правил (стандартов) осуществления финансового контроля главными распорядителями бюджетных средств является важной задачей. Разработку стандартов считается необходимым возложить на Министерство финансов Российской Федерации, так как данный орган имеет опыт регулирования аудиторской деятельности и разработки стандартов для аудиторов.

Существует также объективная необходимость в корректном и гибком планировании контрольными органами планов проверок и своевременном осуществлении проверок и ревизии в процессе исполнения бюджета.

Как показывает практика, контрольные органы, выявив факты нецелевого использования бюджетных средств в ревизуемый период не могут рассчитывать на преследование виновных лица административном порядке в виду истечения сроков исковой давности [4].

Также в целях повышения эффективности расходования государственных средств перспективным направлением совершенствования контроля является переход к аудиту эффективности государственных расходов, которые являются направлением деятельности контрольных органов.

Проблемы правового регулирования организации и деятельности органов государственного финансового контроля и надзора в настоящее время стоят также чрезвычайно остро. Следует заметить, что законодательная база финансового контроля и надзора в полной мере не сформирована. На данный момент она представляет собой набор разноуровневых правоустановлений, которые не складываются в организованную систему. В Российской Федерации существует огромное количество законов, указов, постановлений, регламентирующих контрольную деятельность, но данные нормы не облегчают взаимоотношения между контрольными органами различных ветвей власти, органами и объектами контроля, а даже зачастую вносят элементы дезорганизации, либо не охватывают целые области экономической деятельности, тем самым оставляя их без контроля со стороны власти. В первую очередь, это проявляется в несогласовании нормативно-правовых актов, отсутствии конкретных механизмов взаимодействия и нечеткости формулировок. Исходя из этого, становится очевидным, что существующие нормативно-правовые акты в области финансового контроля должны быть упорядочены.

На сегодняшний день широкое распространение получили такие формы взаимодействия контролирующих органов, как принятие декларации о сотрудничестве и координации деятельности, заключение соглашений о сотрудничестве и информационном взаимодействии. На данный момент в Российской Федерации, к сожалению, не закреплен механизм взаимодействия органов внутреннего и внешнего финансового контроля.

Проблемы правового обеспечения функционирования системы государственного финансового контроля занимают ключевое место. Несогласованность усилий контролирующих органов, отсутствие единой информационной базы, неэффективное взаимодействие между государственными органами контроля препятствует своевременному и полному контролю. Актуальность вопросов правовой регламентации и организации эффективной системы государственного финансового контроля позволяет рассматривать ее в качестве одного из важнейших направлений государственных реформ в российском государстве.

  1. Подшивалов Юрий Игоревич. Понятие государственного финансового контроля // Вестник Челябинского государственного университета. — 2009. — № 31. — С. 24–26.
  2. Юдина Я. И. Совершенствование государственного финансового контроля в Российской Федерации // Юридическая наука и правоохранительная практика. — 2012. — № 1(19). — С. 114–117.
  3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (в ред. от 3 июля 2016 г. № 346-ФЗ) // Российская газета. — 1998. — № 153–154.
  4. Алексеев Д. Б. Финансовый контроль как самостоятельная организационно-правовая форма государственной контрольной деятельности // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. — 2013. — № 6. — С. 182–187.
Видео (кликните для воспроизведения).

http://moluch.ru/archive/130/36090/

Правовое регулирование финансового контроля в российской федерации
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here