Регулирование финансового рынка и контроль

Глава X.1. Регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков (ст.ст. 76.1 — 76.9-3)

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ настоящий Федеральный закон дополнен главой X.1, вступающей в силу с 1 сентября 2013 г.

Глава X.1. Регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков

>
Статья 76.1
Содержание
Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с изменениями.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

StudArctic forum

электронный научный студенческий журнал

Нормальное функционирование финансового рынка в стране как одно из обязательных условий эффективного функционирования экономики, стабильности социального развития. Знакомство с основными особенностями государственного регулирования финансового рынка.

Рубрика Финансы, деньги и налоги
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 14.02.2018
Размер файла 19,8 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Государственное регулирование финансового рынка

Нормальное функционирование финансового рынка в стране — одно из обязательных условий эффективного функционирования экономики, стабильности социального развития. Финансовый рынок — комплексный объект. По предметному признаку, т.е. по виду финансовых ресурсов, он состоит из трех сегментов: рынков денежных ресурсов, ценных бумаг и валютного рынка. Между ними существуют тесные взаимосвязи, обусловленные высокой степенью взаимной конвертируемости различных видов финансовых ресурсов (денежных средств в ценные бумаги, иностранной валюты в национальную и т.д.), наличием единых участников рынков, единых органов управления (Министерство финансов РК, Национальный Банк РК). Это предопределяет системность финансового рынка и механизма его государственного регулирования.

Государственное регулирование финансового рынка является одной из самых важных задач государства. Грамотный контроль финансовых рынков обеспечивает успешное развитие и функционирование экономики страны.

Существует две модели регулирования финансового рынка: первая предполагает доминирование государственных органов и лишь небольшая часть полномочий передается объединениям профессиональных участников рынка — саморегулирующимся организациям. Вторая наоборот, предполагает передачу основных функций саморегулирующимся организациям, а государство оставляет за собой право контроля и возможность вмешаться в любой момент.

В Казахстане регулирование финансового рынка и регулирование рынка финансовых услуг в большей степени обеспечивает государство, а в частности, Национальный Банк Республики Казахстан. До 2004 года государственное регулирование финансового рынка всецело осуществлял НБК. В 2004 году было создано Агентство Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций путем выделения из НБК.

Агентство осуществляло основные контрольно-надзорные функции регулятора финансового рынка, тогда как НБК в большей степени сосредоточился на инфляционном таргетировании, обеспечении макроэкономической стабильности и регулировании денежно-кредитного рынка.

В целом, финансовая система Казахстана перманентно реформируется в соответствии с требованиями рынка в поисках совершенной модели.

Так, Указом Главы государства от 12 апреля 2011 года №25, «О дальнейшем совершенствовании системы государственного регулирования финансового рынка Республики Казахстан» были упразднены Агентство РК по регулированию деятельности регионального финансового центра г. Алматы и Агентство РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций с передачей их функций и полномочий «Национальному Банку Республики Казахстан».

При НБК были созданы Комитет по контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций, а также Комитет по регулированию деятельности регионального финансового центра города Алматы.

Несмотря на передачу функций двух Агентств НБК, основные цели государственного регулирования как указано в Законе о государственном регулировании и надзоре финансового рынка и финансовых организаций, остаются прежними:

1. обеспечение финансовой стабильности финансового рынка и финансовых организаций и поддержание доверия к финансовой системе в целом;

2. обеспечение надлежащего уровня защиты интересов потребителей финансовых услуг;

3. создание равноправных условий для деятельности финансовых организаций, направленных на поддержание добросовестной конкуренции на финансовом рынке.

Принципами государственного регулирования являются:

1. эффективное использование ресурсов и инструментов регулирования;

2. прозрачность деятельности финансовых организаций и финансового надзора;

3. стимулирование управления финансовых организаций, основанного на оценке рисков;

4. комплексность мер по обеспечению защиты интересов потребителей финансовых услуг путем поддержки развития новых финансовых инструментов и услуг, а также внедрения современных технологий на финансовом рынке;

5. ответственность органов финансовой организации.

Задачами государственного регулирования являются:

1. установление стандартов деятельности финансовых организаций, создание стимулов для улучшения корпоративного управления финансовых организаций;

2. мониторинг финансового рынка и финансовых организаций в целях сохранения устойчивости финансовой системы;

3. сосредоточение ресурсов надзора на областях финансового рынка, наиболее подверженных рискам, с целью поддержания финансовой стабильности;

4. стимулирование внедрения современных технологий, обеспечение полноты и доступности информации для потребителей о деятельности финансовых организаций и оказываемых ими финансовых услугах. (1)

Как показал текущий мировой финансовый кризис, в мире нет идеальной системы государственного регулирования финансового рынка. До определенного периода, нынешняя мировая финансовая система развивалась стабильно, и многие развивающиеся страны просто копировали уже отработанный в развитых странах механизм регулирования финансового рынка, не углубляясь в вопросы совершенствования методов регулирования. Успешно пройдя первую фазу рецессии, Казахстан задался вопросом, как будет выглядеть казахстанская финансовая система после кризиса, что и подтолкнуло к объединению двух регуляторов.

Нет однозначного ответа на вопрос о том, правильным ли было объединение двух институтов. Иногда, при хорошей координации это объединение не нужно, но при сложной ситуации в финансовом секторе, это необходимо. Опыт, приобретенный во время кризиса, позволяет сделать определенные выводы.

До объединения, в стране действовала английская модель регулирования, в которой функции надзора и главного банка разделены. В том шаге не было необходимости, поскольку финансовая система Казахстана сравнительно небольшая. В то же время, до разделения АФН и НБК у последнего был ряд аффилированных компаний, которые нельзя было одновременно надзирать и регулировать. Это и явилось главным поводом к выделению второго регулятора.

Читайте так же:  Внутренний финансовый контроль 193

Нецелесообразным является объединение также потому, что оптимизация системы финансового надзора может привести, с одной стороны, к снижению эффективности надзора в целом, так как в рамках специализированной организации-регулятора возможно создание более гибкого механизма надзора. С другой же стороны, слияние АФН и Национального банка выльется в конфликт интересов, возникающий при проведении надзорных мероприятий. К примеру, некоторые финансовые организации, которые являются «дочками» Национального банка и должны контролироваться государством на общих основаниях (например, ГНПФ), будут подконтрольны после слияния своему основному собственнику.

Другим вопросом является взаимодействие Национального банка и АФН по вопросам макро-пруденциального регулирования и обеспечения стабильности финансовой системы. В частности, в рамках принятой Концепции развития финансовой системы в посткризисном периоде существенное внимание уделено именно этому вопросу. Очевидно, что при принятии решения об объединении Национального банка, АФН и АРД РФЦА возобладал именно вопрос макропруден-циального регулирования и обеспечения стабильности. Необходимо учесть и то, что многие эксперты связывали банковский кризис в стране именно с упущением из зоны внимания АФН реальной ситуации с внешними заимствованиями банков.

Вопросы пересмотра методов и механизмов регулирования финансового сектора стали особенно актуальны в условиях кризиса. Сейчас правительства практически всех стран мира уделяют этому самое пристальное внимание. Суть сводится не только к ужесточению контроля за деятельностью банков, но и к пересмотру деятельности рейтинговых агентств, всех регуляторов финансовой системы — как официальных, так и неофициальных. Скорее всего, будут приняты жесткие меры регулирования движения финансовых потоков, чтобы не допустить надувания очередных финансовых пузырей.

В целях повышения финансовой устойчивости мировой банковской и в целом, финансовой системы, прежде всего, за счет увеличения банковских ликвидных резервов и улучшения их качества, Базельский комитет по банковскому надзору одобрил глобальную реформу мирового банковского сектора под названием «Базель-3» (2).

Казахстан намерен внедрить стандарты «Базель-3» уже с января 2013 года. Кроме того, в целях обеспечения ликвидности банковского сектора и очищения балансов банков от плохих и неработающих кредитов, создан Фонд проблемных активов при НБК. ФПА будет привлекать средства для выкупа активов, производить оценку проблемных активов, выкупать залоговое имущество и управлять им для последующей продажи и получения дохода.

Для привлечения средств фонд будет выпускать облигации, которые будут размещаться среди пенсионных фондов, банков, а также выкупаться Национальным банком (3).

Меры, предпринимаемые регулирующими финансовый сектор органами и правительством, направлены на формирование устойчивой финансовой системы и поиску путей для выхода из кризиса.

Приоритетной задачей Национального банка на протяжении 20 лет является контроль над инфляцией, поддержание макроэкономической стабильности. Вероятно, эти задачи нужно пересмотреть, поскольку они устарели. Полагаю, что основной целью регулятора сегодня должно быть создание условий для обеспечения экономического роста. Реформа регуляторов актуальна, но не организационная — нужна коррекция методов регулирования финансового сектора, и более того, необходима новая мировая финансовая архитектура.

финансовый рынок экономика

1.

Закон Республики Казахстан от 4 июля 2003 года №474-II О государственном регулировании и надзоре финансового рынка и финансовых организаций.

2. zakon. kz/4457738-bazel-3-budet-vnedrj atsj a-v-kazakhstane. html.

3. investfunds. kz/news/fond-problemnyh-aktivov-pri-nacionalnom-banke-rk-pristupil-k-rabote-ia-kaztag-24245/

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Раскрытие понятия, изучение классификации и оценка условий эффективного государственного финансового регулирования экономики. Анализ влияния финансового регулирования на показатели экономического развития. Меры финансового регулирования социальной сферы.

курсовая работа [56,1 K], добавлен 13.09.2011

Сущность и значение финансового рынка, его структура и основные функции. Совершенствование регулирования на финансовом рынке. Основные проблемы и перспективы устойчивого развития финансового рынка РФ. Функционирование рыночной экономики на макроуровне.

курсовая работа [35,4 K], добавлен 03.11.2014

Общерыночные и специфические функции финансового рынка. Фондовый, кредитный и валютный рынок. Отличительные особенности биржевого рынка. Характеристика основных сегментов финансового рынка. Состояние финансового рынка России в условиях мирового кризиса.

курсовая работа [144,1 K], добавлен 08.11.2010

Понятия финансового рынка и его особенности. Современное состояние и государственное регулирование валютного рынка и рынка ценных бумаг. Основные модели регулирования финансовых рынков. Проблемы государственного регулирования рынка ценных бумаг в России.

курсовая работа [61,9 K], добавлен 21.05.2012

Понятие и функции финансового рынка, его структура и инструменты. Особенности формирования финансового рынка Кыргызской Республики. Динамика изменения объема государственных ценных бумаг. Рынок депозитов и кредитов. Перспективы развития финансового рынка.

курсовая работа [302,9 K], добавлен 08.04.2011

Особенности механизма функционирования финансового рынка: сущность, этапы становления и развития в РФ. Анализ валютного, денежного рынка, показатели рынка внутреннего облигационного долга, корпоративных ценных бумаг, производных финансовых инструментов.

курсовая работа [487,3 K], добавлен 16.06.2011

Знакомство с основными причинами становления и развития финансового рынка Бурятии. Характеристика факторов увеличения налоговых поступлений: рост объемов промышленного производства, увеличение фонда оплаты труда и объема добычи полезных ископаемых.

реферат [262,5 K], добавлен 23.02.2016

Механизм функционирования финансового рынка, его сущность, становление и современное состояние в РФ: анализ и оценка валютного, денежного рынка, внутреннего облигационного долга и корпоративных ценных бумаг; регулирование и антикризисные мероприятия.

курсовая работа [530,6 K], добавлен 17.06.2011

Функции финансового рынка и его субъекты, цели и задачи. Сущность основных операций на валютном рынке. Рынок ценных бумаг и его особенности, роль Национального банка в регулировании финансового рынка, в разработке и реализации финансовой политики.

курсовая работа [285,2 K], добавлен 09.04.2012

Особенности государственного регулирования финансового рынка России. Оценка ситуации на рынке государственных и корпоративных ценных бумаг и облигаций. Проблемы развития российского финансового рынка, меры государственной политики по их регулированию.

дипломная работа [1,6 M], добавлен 01.08.2016

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

Понятие контроля и надзора на финансовом рынке: формы, виды, принципы, цели, задачи, направления

Юриспруденция

Регулирование финансовых рынков

Константинов Александр Родионович

СПбГУ (г. Санкт-Петербург, 22-я Линия Васильевского острова, 7),
[email protected]

Ключевые слова:
финансовые рынки
правовое регулирование
экономика
право
финансовый контроль
Аннотация: В статье анализируются причины правового и административного регулирования различных видов финансовых рынков на основе корреляции эффективного и устойчивого состояния государственной экономики и динамического развития и контроля за деятельностью участвующих лиц на финансовом рынке.

Основной текст

Термин «финансовый рынок» в современной российской экономической теории обладает множеством значений и трактовок в зависимости от сферы его применения. В самом общем смысле финансовый рынок является инструментом реализации финансовых активов и местом образования экономических отношений, возникающих между продавцами и приобретателями данных активов. Другими словами, на подобных рынках, системах обмена экономическими благами, происходит переход средств от тех лиц, у которых наблюдается их избыток, к тем, кто заинтересован в увеличении собственного капитала за счет этих средств. Подобные рынкам акций и облигаций экономические площадки в системе финансового рынка предоставляют возможность увеличения роста экономической эффективности лиц за счет приобретения необходимых средств от тех, кто не может использовать их производительно[1].

Читайте так же:  Налог усн доходы ип с работниками

Назначение финансовых рынков заключается в обеспечении допустимого объема свободного капитала и его увеличения отдельных лиц и содействия экономическому росту государства в целом. При отсутствии подобного экономического инструмента проявляется проблема затруднения экономических отношений между потенциально заинтересованных субъектов. Как указывает Дж. К. Ван Хорн, необходимо предоставить возможность в рамках существующей модели экономики «встречи конечного инвестора и конечного владельца средств, которая должна осуществиться оптимальным образом и с наименьшими затратами»[2]. Идея заключается в соотнесении потребностей в современной экономике субъектов рынка, с одной стороны, занимающихся мобилизацией капитала (т.е. лиц, которые используют для инвестиций в реальные активы больше средств, чем сберегают) и с другой стороны хозяйствующих субъектов, которые аккумулируют больше, чем тратят. И для уменьшения разрыва между субъектами предполагаемых инвестиций и сбережений образуются финансовые рынки – системы обмена экономическими благами.

Причина, по которой необходимо правовое и административное регулирование деятельности финансовых рынков, заключается в значимости экономических рисков проводимых финансовых операций со средствами участвующих субъектов. Наличие агентов финансового рынка и их неравенство, основанное на разнице используемых капиталов, широкие возможности для проведения финансовых махинаций вплоть до совершения экономических преступлений, высокая цена экономических ошибок и просчетов в деятельности крупных участников финансового рынка – все приводит к тому, что большинство участников может просто отказаться от применения подобного экономического инструмента обмена средствами без осуществления надзора и чуткого постоянного регулирования властного субъекта.

В рамках осуществления деятельности по регулированию финансовых рынков ставится две основные задачи: защита интересов участников финансового рынка и обеспечение внутригосударственной экономической стабильности.

Защита участников рынка заключается во многом в борьбе с финансовыми правонарушениями, которые формально могут и не являться экономических преступлением, т.е. уголовно-наказуемым деянием, но каким-либо образом влияют на процесс обмена экономическими благами между участниками финансовой площадки: дезинформация сторон, сокрытие важных для совершения сделки сведений или введение в заблуждение относительно свойств и качества обмениваемых благ, раскрытие конфиденциальных данных, использование в своих целях недостаточной юридической грамотностью участника по сделке. Важным является и обеспечение ликвидности капитала участников финансового рынка, то есть возможность реализовать активы общего капитала в максимально короткий срок по рыночной цене – наличие данного свойства обращения капитала предоставляет механизм быстрой конвертации в случае критического состояния финансового рынка. Подобная защита интересов участников финансового рынка возможна только при наличии в системе регулирования деятельности подобных экономических площадок публичного субъекта, обладающего инструментами консолидированного надзора и применения санкций за несоблюдение обязательных предписаний.

Надзор за соблюдением правил участниками финансовых рынков в настоящее время осуществляет единый орган на базе Центрального Банка Российской Федерации. С 1 сентября 2013 г. действует Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков», который предусматривает внесение правок в 47 федеральных законов с предоставлением Банку России полномочий Федеральной службы по финансовым рынкам.

К 3 марта 2014 г. Совет директоров Центрального Банка Российской Федерации принял решение об упразднении ранее образованной Федеральной службы по финансовым рынкам и одновременно о создании в составе центрального аппарата Банка России ряда структурных подразделений, обладающих полномочиями в регулировании деятельности субъектов-участников финансовых рынков и по развитию и поддержанию функционирования финансовых рынков. Среди них на сегодняшний день действуют:

1) Департамент развития финансовых рынков.

2) Департамент допуска на финансовые рынки.

3) Департамент сбора и обработки отчетности некредитных финансовых организаций.

4) Департамент страхового рынка.

5) Департамент коллективных инвестиций и доверительного управления.

6) Департамент рынка ценных бумаг и товарного рынка.

7) Главное управление рынка микрофинансирования,

8) Главное управление противодействия недобросовестным практикам поведения на финансовых рынках.

9) Служба Банка России по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров.

Таким образом, Банк России приобрел ряд новых направлений деятельности, связанных с обеспечением защиты прав и законных интересов участников финансового рынка, в дополнение к ряду существовавших на момент изменения Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)[3]». В существующей на момент написания данной статьи редакции Федерального закона, полномочия, перечисленные в статье 4 Закона О ЦБ РФ, можно разделить на несколько основных групп, касающихся компетенции в сфере развития и обеспечения стабильности финансового рынка:

— защита прав и законных интересов акционеров и инвесторов на финансовых рынках;

— защита страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством;

— защита интересов застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению, а также рассмотрение обращений и жалоб физических и юридических лиц[4].

Подводя итог, можно констатировать наделение Центрального Банка Российской Федерации механизмом особого контроля и правозащитного статуса в отношении профессиональных участников финансовых рынков и потребителей финансовых услуг. В дополнение к указанному, в целях осуществления функции по защите прав и законных интересов инвесторов и акционеров на финансовых рынках Центральный Банк приобретает широкий спектр полномочий в отношении эмитентов в процессе осуществления ими выгодоприобретательской деятельности на финансовом рынке, а также в сфере регулирования корпоративных отношений в акционерных обществах.

Задача по сохранению внутригосударственной экономической стабильности реализуется через несколько взаимосвязанных элементов: создание условий благоприятного инвестирования и стимулирование, поддержание и обеспечение здоровой конкуренции хозяйствующих субъектов. Это обусловлено тем, что государство, его политическая, экономическая стабильность во многом зависит от экономического состояния хозяйствующих субъектов внутри страны. Если регулирование и надзор осуществляются публичными субъектами, наделенными указанными властными полномочиями, должным образом, участники финансового рынка обладают достаточной экономической и правовой свободой для эффективного увеличения капитала и обмена экономическими благами, а это в свою очередь способствует увеличению политической силы государства.

Видео (кликните для воспроизведения).

В этом ключе обеспечение экономической стабильности в государстве является глобальной целью макропруденциальной политики, осуществляемой всей системой органов государственной власти. Макропруденциальная политика, как термин экономической политики, является «комплексом превентивных мер, направленных на минимизацию риска системного финансового кризиса, при котором значительная часть участников финансового сектора становится неплатежеспособной или теряет ликвидность без поддержки органа денежно-кредитного регулирования или органа пруденциального надзора»[5]. То есть инструментами макропродунциальной политики выступают превентивные меры экономического, правового или иного характера, способные предотвратить наступление финансовых кризисов.

Читайте так же:  Периодичность выездных налоговых проверок

Инструментами макропруденциальной политики являются методы регулирования, применяемые для управления системным риском финансового сектора. Системный риск финансового сектора является вероятностью образования невозможности оказания финансовых услуг, которое вызывается нестабильностью всей финансовой системы или ее взаимозависимой части, что может потенциально привести к серьезным негативным экономическим последствиям для государственного благосостояния. Таким образом, системный риск заключается в отсутствии способности выполнять задачи финансового сектора.

Принято разделять общую категорию инструментов подобного экономического влияния на подход с применением переменных инструментов и подход с применением постоянных инструментов. Первый подход заключается в использовании пруденциальных норм, параметры которых изменяются во времени. Второй подход предполагает применение обязательных нормативов констанционно действующих, т.е. вне зависимости от времени. Для реализации эффективной макропруденциальной политики необходимо придерживаться обоих подходов. В первую категорию входят нормы такие как: динамический норматив соотношения объема кредита и стоимости залога, норматив соотношения краткосрочных активов и краткосрочных обязательств и норматив соотношения долгосрочных активов и долгосрочных обязательств. Ко второй категории относятся следующие инструменты: повышенный коэффициент взвешивания риска в нормативе достаточности капитала по торговому портфелю ценных бумаг, контрциклический буфер капитала, стресс-тестирование для оценки достаточности капитала.

Конечная цель действия макропруденциальной политики заключается в обеспечении устойчивости финансового сектора государственной экономики, т.е. в минимизации системного риска финансового сектора, и искоренение проблемы низкой эффективности надзора за финансовыми группами.

Финансовый рынок является крайне интересным для изучения сегментом экономики с точки зрения существующего порядка регулирования. Детальное регламентирование деятельности субъектов в этой экономической области способствует стабильной работе и защищенности интересов участников и интегрированных капиталов. По этой причине эффективное и устойчивое состояние государственной экономики в значительной степени зависит от динамического развития и контроля за деятельностью участвующих лиц на финансовом рынке.

[1] Мишкин Ф. Экономическая теория денег, банковского дела и финансовых рынков; Пер. с англ. Д.В. Виноградовой под ред. М.Е. Дорошенко – М.: Аспект Пресс, 1999. – С. 24.

[2] Ван Хорн Дж. К. Основы управления финансами; под ред. Я. В. Соколов – М.: Финансы и статистика, 2003. – С. 35.

[3] Федеральный закон от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37570/

[4] Попкова Л.А. Защита прав участников финансового рынка как новая функция Банка России / Л.А. Попкова // Банковское право – 2014. – № 2. – С. 61-67.

[5] Этрилл П. Э93 Финансовый менеджмент для неспециалистов. 3-е изд; Пер. с англ. под ред. Е. Н. Бондаревской. — СПб.: Питер, 2006. Стр. 72.

Список литературы

1.Федеральный закон от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // СПС «Консультант Плюс».

2. Ван Хорн Дж. К. Основы управления финансами; под ред. Я. В. Соколов – М.: Финансы и статистика, 2003.

3. Мишкин Ф. Экономическая теория денег, банковского дела и финансовых рынков; Пер. с англ. Д.В. Виноградовой под ред. М.Е. Дорошенко – М.: Аспект Пресс, 1999.

4. Этрилл П. Э93 Финансовый менеджмент для неспециалистов. 3-е изд; Пер. с англ. под ред. Е. Н. Бондаревской. — СПб.: Питер, 2006.

5. Попкова Л.А. Защита прав участников финансового рынка как новая функция Банка России / Л.А. Попкова // Банковское право – 2014. – № 2. – С. 61-67.

С 1 сентября 2013 года на Банк России возложены функции мегарегулятора финансовых рынков

Законом вносятся изменения в ряд законодательных актов, в том числе: Гражданский кодекс РФ, Федеральные законы «О банках и банковской деятельности», «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «Об акционерных обществах», «О рынке ценных бумаг», «О негосударственных пенсионных фондах», «Об инвестиционных фондах», «О несостоятельности (банкротстве)» и др. Основная часть изменений связана с передачей Банку России функций ФСФР России.

В соответствии с новыми положениями Банк России, в частности:

разрабатывает и проводит политику развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка Российской Федерации (во взаимодействии с Правительством РФ);

осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций (в том числе страховых, клиринговых, микрофинансовых организаций, НПФ, ПИФ и др.);

осуществляет контроль и надзор за соблюдением эмитентами требований законодательства РФ об акционерных обществах и ценных бумагах;

осуществляет регулирование, контроль и надзор в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах;

осуществляет защиту прав и законных интересов акционеров и инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного обеспечения.

Национальный банковский совет переименован в Национальный финансовый совет. Члены Национального банковского совета со дня вступления в силу Федерального закона осуществляют свои полномочия в качестве членов Национального финансового совета.

Закон вступает в силу с 1 сентября 2013 года, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки вступления в силу.

Государственное регулирование финансового рынка

Доступ к Trading Central

Зарегистрируйтесь и начните получать аналитические обзоры от Trading Central™.

Государственное регулирование финансового рынка является одной из самых важных задач государства. Грамотный контроль финансовых рынков обеспечивает успешное развитие и функционирование экономики страны.

Существует две модели регулирования финансового рынка: первая предполагает доминирование государственных органов и лишь небольшая часть полномочий передается объединениям профессиональных участников рынка — саморегулирующимся организациям (СРО). Вторая наоборот, предполагает передачу основных функций саморегулирующимся организациям, а государство оставляет за собой право контроля и возможность вмешаться в любой момент.

В Российской Федерации регулирование финансового рынка и регулирование рынка финансовых услуг в большей степени обеспечивает государство, и в частности, Федеральная Служба по Финансовым Рынкам (ФСФР). Как такого полноценного закона о финансовых рынках не существует, но о полномочиях Федеральной Службы по Финансовым Рынкам и управлению по финансовым рынкам можно судить по Постановлению Правительства РФ от 29 августа 2011 года «О некоторых вопросах государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации». В данном Постановлении говорится, что Федеральная Служба по Финансовым Рынкам является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением банковской и аудиторской деятельности), в том числе по контролю и надзору в сфере страховой деятельности, кредитной кооперации и микрофинансовой деятельности, деятельности товарных бирж, биржевых посредников и биржевых брокеров, обеспечению государственного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком.

Читайте так же:  Расчет текущих платежей по земельному налогу

Помимо ФСФР и управления по финансовым рынкам к государственным органам по регулированию финансового рынка также относятся Центральный Банк, Министерство финансов, Федеральная антимонопольная служба.

Совместно с развитием государственного регулирования финансового рынка происходит становление негосударственных форм контроля финансовых рынков. В частности, отметим создание СРО НП ЦРФИН (Центр Регулирования внебиржевых Финансовых Инструментов), который появился в 2011 году с целью создания и систематизацииединых правил и требований к брокерам на валютном рынке FOREX-услуг (от англ. FOReign Exchange — рынок межбанковского обмена валют по свободным ценам).

Отсутствие единого и полного закона о финансовых рынках в России подталкивает его участников к проявлению самостоятельной активности и приведению рынка к цивилизованному облику, в том числе, осуществлению контроля за финансовыми рынками в своей отдельной сфере. Создание нормативно-правового поля процесс сложный и длительный, требует от участников финансового рынка полной самоотдачи. В каком соотношении распределятся полномочия за контролем финансового рынка в России между государством и СРО сейчас говорить сложно, но главное, процесс идет, и российский рынок все больше приходит к мировым стандартам и нормам.

Государственное регулирование финансового рынка

Функционирование финансового рынка в виде рынка ценных бумаг и рынка ссудных капиталов. Работа Федеральной службы по финансовым рынкам, ее цель и основные задачи. Принципы государственного регулирования, контроля и надзора, условия его эффективности.

Рубрика Финансы, деньги и налоги
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 04.03.2014
Размер файла 17,3 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Понятие контроля и надзора на финансовом рынке: формы, виды, принципы, цели, задачи, направления

Финансовый рынок — система рыночных отношений, которая представляет собой сферу денежных операций, где объектом сделки является свободные денежные средства населения, экономических субъектов и структур государства, они предоставляются пользователям (заемщикам) либо под ценные бумаги, либо в виде ссуд. Поэтому он функционирует и в виде рынка ценных бумаг, и в виде рынка ссудных капиталов. Его условием является несовпадение потребностей в финансовых ресурсах у того или иного субъекта с наличием источников ее удовлетворения. Функциональное назначение его состоит в посредничестве движению денежных средств от их первоначальных инвесторов (владельцев) к вторичным инвесторам (заемщикам, пользователям).

Субъектами финансового рынка являются, преимущественно, его профессиональные участники и их контрагенты, например, клиенты, вкладчики, заемщики, инвесторы, страхователи, застрахованные лица и так далее. Профессиональные участники финансового рынка — это финансовые организации, которые осуществляют деятельность по аккумуляции и размещению финансовых ресурсов на финансовом рынке, в первую очередь, в качестве финансовых посредников. Также в категорию субъектов финансового рынка входят органы государственной власти и управления, осуществляющие правовое обеспечение, надзор и контроль деятельности его профессиональных участников[1].

Как известно, системы контроля и надзора, в конкретизированной мере зависят от соотношения централизации, децентрализации и деконцентрации в управленческой сфере.

Вероятно, наилучшая организация надзора финансового рынка — сосредоточение его в рамках специализированного органа, который мог бы обеспечивать единое решение вопроса, в этом случае, который касается ряда отраслей управления, а также обладал бы возможностью применять меры административного принуждения при строгом ограничении их правовыми положениями. финансовый рынок контроль надзор

Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) является федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет функции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением банковской и аудиторской деятельности), а также по контролю и надзору в сфере страховой деятельности, кредитной кооперации и микрофинансовой деятельности, деятельности товарных бирж, биржевых посредников и биржевых брокеров, обеспечению государственного контроля за соблюдением требований законодательства РФ о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком [1].

Целью органов государственной власти по контролю и надзору за деятельностью на финансовом рынке является становление уверенным в том, что финансовые учреждения работают эффективно и безопасно, что они имеют достаточный капитал и резервы для недопущения рисков, которые возникают в их бизнесе. Эффективность контроля и надзора за деятельностью на финансовом рынке является важным инструментом, который вместе с эффективной макроэкономической политикой является основой финансовой стабильности в стране. Эффективное регулирование рынка обязано обеспечить реализацию целей государственной политики по развитию экономического финансового сектора. Он должен стать, для начала, катализатором экономического роста, одним из факторов обеспечения реализации национальных интересов. Государственное регулирование, контроль и надзор за финансовыми рынками должны способствовать превращению финансового сектора в мощного финансового посредника.

Организация государственного регулирования, контроля и надзора реализовывается на нижеследующих принципах:

1. В органах государственного регулирования, контроля и надзора должны присутствовать понятность и объективная определенность. Эффективная система регулирования, контроля и надзора должна предусматривать четкое определение ответственности и целей каждого органа государственного регулирования, контроля и надзора.

2. Органы государственного регулирования, контроля и надзора должны быть независимыми в своих действиях и подотчетными в осуществлении своих функций и полномочий. Оперативную независимость и необходимые ресурсы должен иметь каждый из таких органов.

3. Органы государственного регулирования, контроля и надзора должны иметь достаточные полномочия, соответствующие ресурсы, способность исполнять свои функции и реализовывать полномочия, в частности полномочные рассматривать вопрос о соответствии финансового учреждения действующему законодательству.

4. Следует точно определить, какие виды деятельности разрешено осуществлять финансовым учреждениям, которые получили лицензию и оказались наблюдаемым объектом[2].

Под функциями контроля и надзора понимается осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения, выдача органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам; регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов[3].

Читайте так же:  Как снизить налог на прибыль организации ооо

Контроль и надзор в сфере финансовых рынков возложен на Федеральную службу по финансовым рынкам. Это выражается:

1. в регистрации:

а) выпусков эмиссионных ценных бумаг и отчетов об итогах выпуска;
б) правил доверительного управления паевыми инвестиционными фондами;
в) правил негосударственных пенсионных фондов, документов профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;

2. осуществлении лицензирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также лицензирование иных видов деятельности, которые отнесены к компетенции ФСФР России;

3. контроле порядка проведения операций с денежными средствами или другим имуществом, совершаемых профессиональными участниками рынка ценных бумаг, в целях противодействия легализации доходов, которые получены преступным путем;

4. приостановлении эмиссии ценных бумаг;

5. проведении проверок эмитентов, субъектов отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию, ипотечных агентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и иных субъектов в данной сфере;

6. проведении контрольно-ревизионных мероприятий в отношении бюро кредитных историй; а также осуществляет иные функции по контролю и надзору[4].

Отличительной чертой надзора от контроля является отсутствие отношений прямой административной или хозяйственной подчиненности надзорных органов (лиц, осуществляющих надзор) с поднадзорными объектами (поднадзорных лиц). В процессе надзора деятельность соответствующего лица оценивается только с точки зрения соответствия правовым нормам. Действия поднадзорного лица с точки зрения их целесообразности не оцениваются. При этом вмешательство в оперативную, хозяйственную или другую самостоятельно осуществляемую деятельность поднадзорного лица не допускается. Поэтому, в силу разграничения этих понятий, контроль и надзор делятся на свои виды[5].

1. По характеру деятельности: на общий и специализированный.

2. По стадии: на предварительный (превентивный); текущий; последующий.

3. Из организационной взаимосвязи контролирующего и подконтрольного:

— внутренний, осуществляется самими объектами контроля;

— внешний, осуществляется со стороны других органов;

— надведомственный или межотраслевой;

— внутриведомственный или отраслевой;

— общественный, осуществляется общественными организациями во взаимодействии с органами управления.

А надзор в свою очередь классифицируется на следующие виды:

— анализ информации о поднадзорном объекте;

— разработка и доведение до объекта надзора норм, правил его функционирования.

— систематическое и непосредственное наблюдение;

— анализ общего положения объекта надзора;

Таким образом, соотнесение понятий «финансового контроля» и «надзора на финансовом рынке» представляется не совсем законченным, так как до настоящего времени оба этих понятия традиционно использовались в различных подотраслях финансового права. В сфере государственных финансов (бюджетное, налоговое право) разрабатывалось понятие «финансового контроля», которое содержательно включает проверку рациональности и эффективности использования государственных финансовых ресурсов. С другой стороны в отношении субъектов финансового рынка традиционного используется понятие «надзора», когда акцент делается на обеспечении системной устойчивости и законности проводимых операций, а не на проверке целесообразности (рациональности и эффективности) действий поднадзорного лица (за исключением случаев использования средств государственных фондов).

1. Барулин С. В. Финансы: учебник. — М.: КНОРУС, 2010

2. Постановление «Об отдельных вопросах государственного регулирования, контроля и надзора в сфере финансового рынка Российской Федерации» от 26 августа 2013 г. N 739

3. Совершенствование надзора на финансовом рынке России URL: http://raexpert.ru/strategy/conception/part6/11/

4. Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 317 // СЗ РФ. 2004. N 27. Ст. 2780.

5. Рубанова А. О соотношении понятий контроля и надзора за процедурой лицензирования образовательной деятельности / А. Рубанова // Грамота.-2012г.-№ 7 (21).

6. Зенькович Е. Контроль и надзор на финансовом рынке / Е. Зенькович // РЦБ.-2005г.-№10.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Статус, полномочия, роль и функции Федеральной службы по финансовым рынкам. Права и обязанности территориальных отделений ФСФР по осуществлению контроля за деятельностью рынка ценных бумаг. Информационное обеспечение работы институтов фондового рынка.

контрольная работа [26,9 K], добавлен 19.05.2015

Цели, задачи, функции и структура государственного регулирования рынка ценных бумаг. Влияние Министерства финансов, Федеральной комиссии по рынкам ценных бумаг, Центрального банка Российской Федерации и антимонопольной службы на развитие фондовой биржи.

контрольная работа [22,2 K], добавлен 31.07.2011

Рынок ценных бумаг как часть финансового рынка. Понятие ценных бумаг и их виды. Понятие, цели, задачи и функции рынка ценных бумаг. Классификация фондовых операций. Обеспечение реального контроля над фондовым капиталом. Уменьшение инвестиционного риска.

реферат [35,3 K], добавлен 12.01.2011

Понятие финансового контроля, его значение и задачи. Основные виды и формы финансового контроля. Задачи и функции органов государственного финансового контроля. Роль Главного контрольного управления Администрации Президента Российской Федерации.

реферат [30,8 K], добавлен 14.05.2012

Структура рынка ценных бумаг и ее роль в обеспечении справедливого ценообразования. Принципы и практика ценообразования на рынке ценных бумаг. Организационная структура системы государственного регулирования рынка ценных бумаг: субъекты, объекты, задачи.

дипломная работа [68,8 K], добавлен 01.06.2010

Сущность, структура, участники и основы функционирования рынка ценных бумаг, его место в структуре финансового рынка. Задачи фондового рынка и его взаимосвязь с различными сферами финансово-экономической деятельности. Виды ценных бумаг и их классификация.

курсовая работа [290,5 K], добавлен 23.05.2015

Понятие рынка ценных бумаг: виды, составные части, общерыночные и специфические функции. Классификация рынков ценных бумаг. Спрос, предложение и уравновешивающие их цены на РЦБ. Основные принципы процесса государственного регулирования рынка ценных бумаг.

контрольная работа [51,0 K], добавлен 11.01.2015

Понятие о рынке ценных бумаг. Место рынка ценных бумаг. Функции ценных бумаг. Составные части рынка ценных бумаг и его участники. Эволюция российского рынка ценных бумаг. Тенденции развития рынка ценных бумаг. Основные проблемы.

курсовая работа [32,9 K], добавлен 05.06.2006

Характеристика понятия, целей и задач системы управления рынком ценных бумаг. Анализ государственного регулирования и саморегулируемых организаций рынка ценных бумаг. Работа рынка ценных бумаг в США. Развитие регулирования рынка ценных бумаг в России.

курсовая работа [40,6 K], добавлен 05.06.2010

Раскрытие экономической сущности и изучение организационной структуры рынка ценных бумаг России, его место в системе рынков. Направления государственного регулирования рынка ценных бумаг в РФ. Реформирование и перспективы развития фондового рынка РФ.

курсовая работа [44,8 K], добавлен 13.06.2014

Видео (кликните для воспроизведения).

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

Источники

Регулирование финансового рынка и контроль
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here