Решение по результатам выездной налоговой проверки

Выездная налоговая проверка — как проходит, чего ждать?

Анастасия Шевченко
Юрист-консультант

Рассчитывать на то, что именно ваш бизнес не будут проверять очень рискованно. Сейчас контролеры используют современные системы электронного учета, позволяющие вычислять налогоплательщиков с высокой категорией риска. К примеру, внезапно нагрянуть с проверкой могут, даже если вы только год ведете бизнес. Разберемся в процедуре выездной налоговой проверки.

Предметом выездной налоговой проверки (далее-ВНП) являются налоги, сборы и страховые взносы, которые были уплачены в проверяемом периоде. Инспекторы проверят, правильно ли вы их рассчитали и вовремя ли заплатили.

ВНП может быть комплексной (по всем налогам, сборам и взносам) либо тематической (один конкретный налог, сбор, взнос). В большинстве случаем проводят комплексные проверки, к тематических прибегают крайне редко.

Предмет проверки всегда указывают в решении о проведении ВНП. Менять предмет в ходе проверки или выходить за рамки запрещено кодексом.

Для некоторых ВНП есть ограничения по предмету проверки.

Для участников региональных инвестиционных проектов (РИП) (в том числе бывших) предмет проверки особый — у них дополнительно могут проверить, соответствуют ли показатели реализации проекта требованиям НК РФ и региональных законов.

Также имеется ряд ограничений по предмету ВНП:

-при отдельных проверках филиалов и представительств проверяют только региональные и местные налоги.

-при проверки КГН могут проверить только налог на прибыль по этой группе. Но это не значит, что у участников КГН не могут проверять другие налоги. Могут, но в рамках отдельных проверок.

— в случае если налогоплательщик (либо КГН) не выполнил мотивированное мнение инспекции в рамках налогового мониторинга, могут проверить только расчет и уплату налогов в соответствии с вынесенным мотивированным мнением.

-при ВНП, если подана уточненная декларация, проверить могут только внесенные изменения по налогу, по которому она подана. Точно такое же ограничение при повторной ВНП, которую назначили, если налогоплательщик подал уточненную декларацию на уменьшение

За какой период могут проверить налоги при ВНП

По общему правилу максимальный период, который могут охватить выездной проверкой — не больше трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о ее проведении

Например, если решение о ВНП приняли в декабре 2018 г., то проверить налоги (сборы, страховые взносы) могут с 2015 г., но не раньше.

Есть случаи, когда:

— период могут проверить, даже если он за пределами трех лет;

— период не могут проверять. Например, при подачи уточненной декларации за период, который выходит за пределы обычной ВНП, причем могут провести и повторную ВНП этого периода, если в уточненной декларации уменьшали налог либо увеличили убыток. (это один из примеров)

С какой периодичностью проводят выездные налоговые проверки

Налоговые органы могут проводить у вас в течение календарного года не больше двух ВНП, а также до двух самостоятельных проверок филиала или представительства. Но есть исключения.

При этом они должны соблюдать ограничения по предмету проверки и по проверяемому периоду.

На налоговые проверки не действуют ограничения, которые устанавливает Закон о защите прав юридических лиц и ИП (п. 4 ч. 3.1 ст. 1 этого Закона). О котором мы с вами говорили в предыдущей статье.

Это не говорит о том, что у вас непременно будет по две ВНП в год. В одну проверку в основном включают сразу все налоги за проверяемый период и в последствии могут долгое время Вас не проверять, на самом деле все зависит от вас от ведения учета о своевременной оптимизации , строгая проверка контрагентов на добросовестность, с которыми вы работаете и постоянные консультации у специалистов для того, что минимизировать количество критериев риска по которым инспекции отбирают кандидатов на проверку.

Выездную проверку назначает своим решением руководитель налогового органа или его заместитель.

Копию решения вам должны вручить.

Назначить ВНП могут любой организации, ИП или физлицу, кого налоговый орган посчитает целесообразным проверить, но в рамках ограничений по предмету проверки, проверяемому периодуи количеству проверок за год.

Инспекции не могут проверять всех подряд, так как налогоплательщиков очень много. Поэтому они отбирают кандидатов на ВНП по критериям риска.

Можно ли найти план ВНП ?

Нет, налоговая служба не публикует никаких планов выездных проверок. О назначенной ВНП вы можете узнать, только когда инспекция вручит вам решение о ее проведении или пригласит для его вручения.

В Налоговом кодексе РФ нет такого понятия, как «план выездных проверок», как нет и обязанности для налоговых органов такой план составлять и публиковать.

Если инспекции и составляют такой план, то только для своего служебного пользования.

В какой срок проводят выездную налоговую проверку

По общему правилу срок ВНП — два месяца. Он начинает течь со следующего дня после вынесения решения о ВНП. Проверка должна быть окончена через два месяца в день, который соответствует дате этого решения.

Например, если решение о проведении ВНП принято 20 июня 2019 г., то проверка закончится не позже 20 августа 2019 г. В этот день инспекция составит справку.

Если в последнем месяце проверки нет соответствующего числа, то закончить проверку должны в последний день этого месяца. Например, если решение о ВНП приняли 31 декабря, то закончить проверку должны не позднее 28 (29) февраля следующего года.

Если последний день срока проверки выпал на выходной или праздник, то ее могут закончить на следующий рабочий день.

Для некоторых ВНП есть специальные сроки.

Проверку могут приостанавливать и продлевать. Из-за этого она может закончиться гораздо позже, чем через два месяца. У меня на практике ВНП одной финансовой организации длилось 1 год и 8 месяцев естественно с приостановлениями и продлениями в связи с запросами дополнительных материалов, за это время успевала отменять незаконно вынесенные решения о приостановлении операции по расчетным счетам организации

Как проходит выездная проверка

Проверка должна проходить у вас в офисе. Но если вы не располагаете рабочим и местами и дополнительной оргтехникой, то проверяющие буду проводить проверку у себя на территории в налоговой инспекции. Но тогда все документы вам придется отвозить туда.

При выездной проверке у инспекторов самые широкие полномочия — они могут проводить практически все мероприятия налогового контроля, в частности:

истребовать документы у вас (п. 12 ст. 89, ст. 93 НК РФ);

требовать документы и информацию у ваших контрагентов или у третьих лиц в рамках встречных проверок (ст. 93.1 НК РФ);

допрашивать свидетелей, в том числе ваших работников (ст. 90 НК РФ);

осматривать ваши помещения, территорию, предметы (п. 13 ст. 89, ст. 92 НК РФ);

изымать документы и предметы (п. 14 ст. 89, ст. 94 НК РФ);

Читайте так же:  Закрытие валютного контроля

проводить экспертизу (ст. 95 НК РФ);

привлекать к участию специалиста (ст. 96 НК РФ).

Кроме того, в выездной проверке могут участвовать сотрудники полиции (п. 1 ст. 36 НК РФ).

Как заканчивается выездная проверка

В последний день проверки инспекторы должны составить справку о проведенной ВНП. Справку вам должны вручить. После ее составления у них будет два месяца, чтобы оформить акт ВНП. Акт выездной проверки по КГН оформляют три месяца.

Акт и прилагаемые к нему документы вам также должны вручить. Получив акт, вы можете подготовить по нему возражения. На это у вас есть месяц. Если проверка была по КГН, то возражения можно подать в течение 30 рабочих дней.

Как только истечет срок на подачу возражений, налоговый орган может приступить к рассмотрению материалов проверки и принять итоговое решение.

Как налоговый орган принимает решение по результатам выездной проверки

Итоговое решение принимает начальник налогового органа или его заместитель после того, как рассмотрит материалы проверки.

Срок на рассмотрение и на вынесение решения — 10 рабочих дней со дня, как истечет срок на подачу возражений по акту.

На рассмотрение материалов вас пригласят. Вы можете принять активное участие в этой процедуре: приводить доводы в свою защиту, представить дополнительные документы и другие доказательства, заявить ходатайство о снижении штрафа.

Руководитель (его заместитель) может назначить дополнительные мероприятия налогового контроля, если решит, что материалов в деле недостаточно и нельзя сделать окончательный вывод, есть нарушения налогового законодательства или нет.

В этом случае срок рассмотрения материалов проверки продлят, а итоговое решение примут уже после того, как инспекторы проведут дополнительные мероприятия, оформят дополнение к акту и дадут вам возможность представить по нему возражения.

Продлить рассмотрение материалов могут и по другим причинам.

Руководитель (его заместитель) примет окончательное решение после того, как рассмотрит все материалы проверки, дополнительных мероприятий и ваши возражения. Решение может быть:


о привлечении к ответственности (если есть основания назначить вам штраф);

об отказе в привлечении к ответственности (если нет оснований для штрафа).

После итогового решения налоговый орган может принять обеспечительные меры, если у него есть обоснованные подозрения, что вы не исполните это решение.

За какой период может быть проведена налоговая проверка

Период, который может быть охвачен налоговой проверкой, зависит от вида проверки. Налоговые проверки бывают двух видов: камеральные и выездные (п. 1 ст. 87 НК РФ). При этом камеральные и выездные проверки могут проводиться независимо друг от друга, то есть одновременно и по одним и тем же налогам (письмо ФНС России от 13 марта 2014 г. № ЕД-4-2/4529).

Камеральная проверка

В рамках камеральной налоговой проверки инспекция может проконтролировать только тот период, за который организация подала декларацию или расчет, в том числе уточненный (п. 1 ст. 88 НК РФ). Это означает, что если организация сдала в инспекцию декларацию по НДС за II квартал 2015 года, то в рамках камеральной проверки представленной декларации инспекция может проверить правильность расчета этого налога только за II квартал 2015 года. При этом для проведения проверки инспекция вправе использовать данные других отчетных периодов.

Ситуация: можно ли отменить решение инспекции по итогам камеральной проверки? По итогам проверки инспекция сделала выводы, не имеющие отношения к тому периоду, за который была подана декларация (расчет).

Ответ: да, можно, в части тех выводов, которые относятся к периодам, не подпадающим под камеральную проверку.

В рамках камеральной проверки инспекция может проконтролировать только тот период, за который организация подала декларацию или расчет (п. 1 ст. 88 НК РФ). Отступление от этого периода будет нарушением со стороны инспекции. Поэтому решение инспекции по итогам камеральной проверки подлежит отмене в той части выводов, которые относятся к периодам, не подпадающим под проверку. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих правомерность этого вывода (см., например, определение ВАС РФ от 17 февраля 2009 г. № 1437/09, постановления ФАС Уральского округа от 21 октября 2008 г. № Ф09-7599/08-С2, Восточно-Сибирского округа от 27 августа 2007 г. № А58-6343/06-Ф02-5686/2007, Северо-Западного округа от 5 марта 2007 г. № А56-16972/2006).

Где проводится согласно НК РФ выездная налоговая проверка?

Местом проведения выездной налоговой проверки являются помещения или офис налогоплательщика (п. 1 ст. 89 НК РФ). Но иногда бывает так, что размер помещений не позволяет расположиться там всей проверяющей группе, и тогда проверка может быть проведена в налоговой инспекции.

О том, что у налогоплательщика отсутствуют возможности по размещению проверяющих, он должен сообщить сам, в противном случае это решение принимает руководитель проверяющей группы по факту выезда и осмотра помещений налогоплательщика.

Следует отметить, что на практике случается, что налоговый орган без получения соответствующего заявления и должного осмотра принимает решение провести выездную налоговую проверку в инспекции. Но это свидетельствует о том, что контролирующие органы нарушают действующий порядок проведения выездной налоговой проверки.

Такое мнение поддерживают и суды. Так, ФАС Московского округа в постановлении от 20.08.2010 № КА-А40/8830-10 отменил решение, вынесенное по результатам выездной налоговой проверки, проводимой в упрощенном варианте, из-за нарушения процедуры проведения.

Но в то же время если решение налогового органа не содержит существенных ошибок, то суды вряд ли встанут на сторону налогоплательщика только лишь потому, что выездная налоговая проверка была проведена в налоговой инспекции без соответствующего уведомления проверяемого лица (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 26.04.2013 № А75-3810/2012).

Важным обстоятельством является то, что даже при проведении выездной налоговой проверки на территории контролирующего органа налогоплательщику необходимо выполнять все требования проверяющих, будь то запрос на представление документов либо требование на осмотр рабочих помещений.

Какие мероприятия могут быть произведены в ходе проверки?

Налоговики имеют право проводить следующие процедуры:

  • инвентаризация – необходима, чтобы проверить достоверность данных, которые содержатся в документах;
  • осмотр – в ходе проверки могут осматриваться производственные, складские, торговые и другие помещения и территории;
  • истребование документов – должностное лицо, которое проводит проверку может потребовать дополнительные документы;
  • выемка документов – необходима для выявления и подтверждения доказательств нарушений налогового законодательства;
  • экспертиза – налоговой орган может привлечь эксперта в необходимых случаях;
  • допрос – могут провести допрос свидетелей для выяснения обстоятельств, которые имеют значения;
  • вызов в качестве свидетелей – налоговики могут вызвать любое физическое лицо, которое имеет необходимые знания для выяснения обстоятельств;
  • получение экспертного заключения;
  • привлечение переводчика.

Что указывается в документе

В решении о привлечении к ответственности указываются (п. 8 ст. 101 НК РФ):

  • обстоятельства совершенного налогового правонарушения;
  • доводы компании в свою защиту;
  • результаты проверки этих доводов;
  • решение о привлечении компании к налоговой ответственности с указанием соответствующих статей НК РФ;
  • меры ответственности, которые будут приняты в отношении налогоплательщика;
  • размер выявленной недоимки, пени и штрафа;
  • срок, в течение которого можно обжаловать решение, а также порядок обжалования;
  • наименование и адрес органа, в котором решение можно обжаловать.
Читайте так же:  Как подарить квартиру родственнику без уплаты налогов

В решении об отказе в привлечении к ответственности указываются обстоятельства, послужившие основанием для отказа. Также в таком решение могут быть указаны размер недоимки, выявленной в ходе проверки, и сумма пени (п. 8 ст. 101 НК РФ).

Оцените финансовое состояние вашего предприятия с помощью Контур.Эксперт

Решение по результатам налоговой проверки

Что касается вариантов итогового решения, то их всего

Какое именно из этих решений принято в отношении вас, вы, скорее всего, узнаете, только получив свой экземпляр решени

Выездная налоговая проверка: к кому приходит, что делать

Алена

Алена недавно публиковал (посмотреть все)

  • ЦБ впервые за 8 лет изменит правила блокировки счетов — 17.02.2020
  • ЦБ вернет нулевой тариф для банков в Системе быстрых платежей — 14.02.2020
  • Заказчик не подведет. Скоро введут штрафы за срыв сроков оплаты товаров СМП. — 14.02.2020

Выездная налоговая проверка одна из самых неприятных процедур, проводимых в отношении работы организации или индивидуального предпринимателя. Вместе с тем, данный способ является самым удобным для проверки налоговой. Если верить статистике, наибольшие доначисления налогов, пеней и штрафов осуществляются налоговиками именно по результатам выездной проверки. К кому приходит налоговая проверка и как подготовиться к этому мероприятию? Ответы на эти и другие популярные вопросы в нашей статье.

Вступление решения в силу

Вынесенное решение вступит в законную силу по истечении месяца со дня его вручения (п. 9 ст. 101 НК РФ).

Видео (кликните для воспроизведения).

Организация вправе обжаловать решение ИФНС, подав апелляционную жалобу. Есть три варианта развития событий.

  • Вышестоящий налоговый орган не отменяет решение ИФНС. В этом случае оно вступает в силу со дня принятия соответствующего решения вышестоящим налоговым органом.
  • Вышестоящий налоговый орган отменяет решение и выносит новое. Тогда оно вступает в силу со дня его принятия.
  • Апелляционная жалоба остается без рассмотрения. В этой ситуации решение ИФНС вступит в силу со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения об отклонении жалобы, но не ранее истечения срока ее подачи (ст. 101.2 НК РФ).

После вступления решения в силу в течение 20 рабочих дней в адрес компании будет направлено требование об уплате доначисленного налога (пени, штрафа) (п. 2 ст. 70 НК РФ).

Порядок проведения выездной налоговой проверки (нюансы)

Что такое выездная налоговая проверка

Начнем с того, что налоговые проверки можно разделить на два типа: камеральные и выездные. Первая проводится удаленно. Налоговиками проверяются декларации, которые были предоставлены налогоплательщиком ранее и дополнительные документы, которые могут быть запрошены в ходе проверки. При этом, когда нарушения не найдены, налогоплательщик даже может не узнать об этой проверке. Если нарушения все-таки выявили, налоговая может оформить акт, в худшем случае – назначить выездную проверку.

Выездную налоговую проверку проводят на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя или заместителя руководителя налогового органа. В том случае, когда налогоплательщик не может предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа.

Главная цель проверки – установить, правильно ли были исчислены налоги и страховые взносы, а также вовремя ли они были уплачены (пп. 4, 17 ст. 89 НК РФ). Основной документ, который подтверждает начало выездной налоговой проверки – это решение о ее проведении.

Ходят слухи, что налоговой нельзя осуществлять налоговую проверку в первые 3 года после регистрации, но это лишь домыслы незнающих людей. Налоговикам дано право приходить с проверкой даже на следующий день после регистрации. Если решение о проверке уже есть, то налоговая проводит проверку периода, не превышающего 3 календарных года, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

При этом, налогоплательщика могут проверить не больше одного раза по одним и тем же налогам за один и тот же период. За календарный год допускается только 1 выездная проверка (исключение – есть решение о повторной проверке, которое принято руководителем вышестоящего налогового органа ФНС РФ).

Какова продолжительность выездной налоговой проверки?

Срок выездной налоговой проверки составляет 2 месяца, но в то же время НК РФ дает возможность налоговым органам как продлевать его, так и приостанавливать. Инспекторы очень часто пользуются этими возможностями, когда нужно выяснить, является ли совершение определенной хозяйственной операции нарушением, или же изучить дополнительные материалы, касающиеся деятельности проверяемого лица.

О случаях, когда налоговые органы могут продлить срок выездной проверки, читайте в материале «Как и когда может быть продлена выездная налоговая проверка».

Срок, на который инспектор имеет право продлевать проверку, составляет 4 (6) месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ), а приостановить — 6 (9) месяцев (п. 9 ст. 89 НК РФ). Таким образом, если в течение контрольного мероприятия налоговики прибегают к описанным выше методам, то максимальный срок проверки может составить 1 год и 3 месяца.

Исключением является выездная налоговая проверка конкретного филиала или представительства — она должна быть проведена в течение 1 месяца. В данном случае законодатель предоставил контролерам только право на приостановление.

Срок выездной налоговой проверки начинает исчисляться со дня вынесения решения о проведении этого контрольного мероприятия, а заканчивается в день составления справки по результатам проверки (указанный документ должен быть вручен в тот же день).

Следовательно, можно выделить основные этапы проводимой проверки:

  • начало выездной налоговой проверки (вручение решения о проведении);
  • процесс проведения проверки (максимально — 1 год 3 месяца);
  • завершение проверки (составление справки о проведении выездной налоговой проверки).

Таким образом, в указанные выше сроки контролеры обязаны успеть провести все запланированные мероприятия, а также те, которые возникли в процессе проверки. Если же инспекторы получили какие-либо доказательства после истечения срока, то приобщать их к материалам выездной налоговой проверки они не имеют права (постановление ФАС Дальневосточного округа от 26.05.2009 № Ф03-2248/2009).

Также стоит отметить, что такое нарушение не предполагает отмены решения и результатов выездной налоговой проверки полностью, так как существует только одно формальное обстоятельство, способное повлиять на решение суда, — это нарушение процедуры участия налогоплательщика при рассмотрении материалов проверки (абз. 2 п. 14 ст. 101 НК РФ).

Более подробно о сроках выездной налоговой проверки рассказано в материале «Какой срок проведения выездной налоговой проверки?».

Итоги

Целью проведения налоговой проверки является контроль за правильностью исчисления и уплаты налогов. Порядок проведения выездной налоговой проверки регулируется ст. 89 НК РФ. Результаты проверки могут быть отменены только в случаях существенных нарушений со стороны налогового органа, например при непредставлении налогоплательщику возможности участвовать в рассмотрении материалов проверки и дать пояснения.

Вынесение решения по результатам налоговых проверок

Решение по результатам налоговой проверки должно быть вынесено в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за последним днем месячного срока, отведенного на подачу возражени Однозначно не стоит рассчитывать на то, что решение будет вынесено непосредственно в день рассмотрения материалов проверк

Крайнюю дату решения можно определить по следующей формуле:

Периоды, охватываемые выездной проверкой

Ситуация: может ли инспекция в рамках выездной налоговой проверки проконтролировать текущий год (год, в котором было принято решение о проведении выездной проверки)?

Трехгодичный период, предусмотренный в законодательстве, ограничивает лишь нижний предел периода, который может быть охвачен выездной проверкой (п. 4 ст. 89 НК РФ). Верхний предел этого периода ограничен датой принятия решения о проведении выездной проверки. Дело в том, что период проверки должен быть определен заранее и отражен в решении о ее проведении (абз. 7 п. 2 ст. 89 НК РФ). Это значит, что год, в котором инспекция принимает решение о проведении выездной проверки, может быть проверен вплоть до даты принятия такого решения (определение Верховного суда РФ от 9 сентября 2014 г. № 304-КГ14-737).

Читайте так же:  Какие задолженности по налогам спишут

Проверка текущего года может затрагивать:

  • налоги, которые имеют короткий налоговый период (месяц, квартал). Например, НДС, налоговым периодом по которому является квартал (ст. 163 НК РФ);
  • налоги, налоговым периодом по которым является календарный год, например налог на прибыль (ст. 285 НК РФ).

Во втором случае в ходе проверки инспекция будет контролировать правильность уплаты не самого налога, а авансовых платежей по нему, так как налоговый период еще не закончился. Если при проверке будет обнаружено несвоевременное перечисление авансовых платежей, организации могут быть начислены пени. При этом оштрафовать организацию за такое нарушение налоговая инспекция не вправе. Такой порядок предусмотрен пунктом 3 статьи 58 Налогового кодекса РФ.

Правомерность такого подхода также подтверждена арбитражной практикой (см., например, постановления ФАС Поволжского округа от 6 декабря 2012 г. № А72-2607/2012, Московского округа от 15 апреля 2009 г. № КА-А40/3000-09-П, Восточно-Сибирского округа от 29 января 2009 г. № А19-3295/08-50-Ф02-7091/08, от 17 октября 2007 г. № А69-3781/05-Ф02-2938/2007, Северо-Западного округа от 2 декабря 2008 г. № А52-5071/2007, Дальневосточного округа от 20 сентября 2007 г. № Ф03-А37/07-2/2195).

Следует отметить, что в отношении организаций – налоговых агентов освобождение от налоговой ответственности за несвоевременное перечисление налогов в бюджет не применяется. Дело в том, что обязанность налоговых агентов по перечислению в бюджет удержанных сумм налогов связана не с окончанием отчетных (налоговых) периодов, а с моментом выплаты доходов налогоплательщикам. Это следует из положений подпункта 1 пункта 3 статьи 24, статей 161 и 174, пункта 6 статьи 226, статей 287 и 310 Налогового кодекса РФ. Таким образом, если в ходе проверки будет обнаружено, что организация как налоговый агент нарушала сроки уплаты удержанных налогов, инспекция вправе не только начислить ей пени (п. 7 ст. 75 НК РФ), но и оштрафовать по статье 123 Налогового кодекса РФ.

В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающие правомерность этого вывода (см., например, определения Верховного суда РФ от 9 сентября 2014 г. № 304-КГ14-737 и ВАС РФ от 26 апреля 2013 г. № ВАС-4862/13, постановления ФАС Северо-Западного округа от 19 апреля 2011 г. № А56-25496/2010, от 18 марта 2011 г. № А56-18448/2010, Западно-Сибирского округа от 4 апреля 2011 г. № А03-9949/2010, Уральского округа от 27 января 2011 г. № Ф09-11127/10-С2).

Ситуация: может ли инспекция в рамках выездной проверки проконтролировать I, II и III кварталы 2011 года? Решение о проведении проверки принято в IV квартале 2014 года.

В рамках выездной проверки инспекция может проконтролировать любые периоды, которые не выходят за рамки трех полных календарных лет (с 1 января по 31 декабря), предшествующих году принятия решения о проведении проверки (абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ). При этом квартал (месяц), в котором было принято решение, никакого значения не имеет. Если решение о проведении выездной проверки принято в 2014 году (неважно, в каком квартале или месяце данного года), инспекция может проверить любой из периодов, который приходится на 2011, 2012 и 2013 годы. I, II и III кварталы 2011 года входят в указанный промежуток. Поэтому инспекция имеет полное право их проверить. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающие правомерность этого вывода (см., например, постановления ФАС Поволжского округа от 20 августа 2009 г. № А55-9816/2008, от 3 июля 2009 г. № А57-8348/2008, Восточно-Сибирского округа от 5 мая 2009 г. № А33-10180/07-Ф02-1850/09, Уральского округа от 21 апреля 2009 г. № Ф09-1805/09-С3).

Ситуация: может ли инспекция в рамках выездной проверки проконтролировать период, который уже был проверен в рамках камерального контроля?

В налоговом законодательстве установлен запрет на повторную проверку одного и того же периода по одному и тому же налогу (п. 5 ст. 89 НК РФ). Но это правило действует только в отношении выездных проверок. Иными словами, если инспекция в ходе выездной проверки проконтролировала период по конкретному налогу, то провести еще одну выездную проверку по этому же периоду в отношении того же налога она не сможет. Об исключениях из этого правила см. Когда проводятся повторные налоговые проверки .

Тот факт, что инспекция провела камеральную проверку, значения не имеет и никакого влияния на период выездной проверки не оказывает. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающие правомерность этого вывода (см., например, определения ВАС РФ от 27 апреля 2010 г. № ВАС-5083/10, от 19 мая 2009 г. № ВАС-1588/09, постановления ФАС Поволжского округа от 4 марта 2010 г. № А65-26158/2009, Северо-Западного округа от 2 декабря 2008 г. № А52-5071/2007, Дальневосточного округа от 19 мая 2008 г. № Ф03-А04/08-2/1276).

Ситуация: может ли инспекция изменить период выездной проверки в ходе ее проведения?

Конкретные периоды выездной проверки должны быть указаны в решении инспекции о проведении выездной проверки (абз. 7 п. 2 ст. 89 НК РФ). Налоговый кодекс РФ не запрещает инспекции вносить изменения в это решение (п. 2 ст. 89 НК РФ).

Более того, приказом ФНС России от 7 мая 2007 г. № ММ-3-06/281 утверждена специальная форма решения о внесении изменений в решение о проведении выездной проверки.

Исходя из указанного можно сделать вывод, что инспекция вправе внести изменения в решение по проверке в ходе ее проведения, в частности изменить период проверки. При этом новый период проверки должен быть указан в специальном решении, которое является приложением к основному решению.

Арбитражные суды подтверждают правомерность такого вывода (см., например, постановление ФАС Московского округа от 11 сентября 2009 г. № КА-А41/7737-09).

Ситуация: можно ли оспорить решение инспекции по результатам выездной проверки? Инспекция вышла за рамки трехлетнего ограничения по периоду проверки.

Ответ: да, можно, в части тех выводов, которые сделаны в отношении периодов, не подпадающих под выездную проверку.

В рамках выездной проверки инспекция может проконтролировать любые периоды, которые не превышают трех календарных лет, предшествующих году принятия решения о проведении проверки (абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ). Выход за рамки трехлетнего ограничения будет нарушением со стороны инспекции. Поэтому решение инспекции по итогам выездной проверки можно оспорить в той части выводов, которые относятся к периодам, не подпадающим под выездную проверку (абз. 1 п. 12 ст. 101 НК РФ).

В арбитражной практике есть примеры решений, подтверждающих правомерность этого вывода (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 30 апреля 2009 г. № А05-11647/2008, Волго-Вятского округа от 27 октября 2008 г. № А39-1580/2008, Северо-Кавказского округа от 13 октября 2008 г. № Ф08-6070/2008).

Читайте так же:  Как получить налоговый вычет за лечение пенсионеру

Ситуация: можно ли оспорить решение инспекции по результатам выездной проверки? Инспекция проверила период, который укладывается в трехлетнее ограничение, но превышает период, указанный в решении о проведении проверки.

Ответ: да, можно, но только в той части выводов, которые сделаны в отношении периодов, не указанных в решении о проведении проверки.

Конкретные периоды выездной проверки должны быть определены заранее и указаны в решении о проведении проверки (абз. 7 п. 2 ст. 89 НК РФ). Инспекторы не могут от них отступать. В противном случае решение инспекции по итогам выездной проверки можно отменить, но только в той части выводов, которые сделаны в отношении периодов, не обозначенных в решении. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающие правомерность этого вывода (см., например, постановление ФАС Уральского округа от 15 сентября 2009 г. № Ф09-6838/09-С3).

Решение о проведении выездной налоговой проверки

Как уже отмечалось выше, началу выездной налоговой проверки предшествует подготовка основного документа, дающего право на проведение контрольного мероприятия, — решения о проведении выездной налоговой проверки и, соответственно, вручение его проверяемому юридическому или физическому лицу.

Этому документу стоит уделить особое внимание, так как он является основанием для осуществления комплекса контрольных мероприятий. Зачастую некомпетентные инспекторы пренебрегают обязанностью своевременно вручить и ознакомить налогоплательщиков с решением, но это является грубой ошибкой и может быть использовано проверяемыми лица как аргумент при подтверждении нарушения процессуальных норм.

Решение о проведении выездной налоговой проверки имеет право составить только тот налоговый орган, к которому территориально принадлежит проверяемый налогоплательщик. В этом документе отражается информация о субъекте контроля, предмете проверки (перечень проверяемых налогов), периоде проверки и о составе проверяющей группы. Решение обязательно должно быть подписано руководителем налоговой инспекции либо его заместителем.

Как подготовиться к выездной налоговой проверке

Чтобы встреча с налоговой прошла успешно, к ней нужно подготовиться – привести все дела компании в порядок. На что необходимо обратить внимание в первую очередь? Мы составили небольшой чек-лист:

Продление срока на вынесение решения

Руководитель ИФНС либо его заместитель может своим решением продлить срок для вынесения решения, но не более чем на меся Конкретного перечня оснований для продления такого срока нет. Чаще всего он продлевается, если:

Допмероприятия при налоговой проверке

Перечень таких мероприятий закрытый и включает в

В ходе допмероприятий налоговики могут лишь собирать дополнительные доказательства по нарушениям, уже зафиксированным в акте проверки, а не искать новые.

Какие-либо иные контрольные допмероприятия, например осмотр помещений, инспекторы не имеют права проводить.

К кому может прийти налоговая проверка?

Прежде чем наведаться с выездной проверкой к налогоплательщику, налоговый орган проводит анализ фирмы по 12 критериям:

1. Низкая налоговая нагрузка. Налоговая нагрузка рассказывает о том, сколько денег предприниматель отчисляет государству. Это главный критерий, по которому налоговая отбирает предпринимателей для проверки.

В сумму всех налогов включают налог на доходы физических лиц. Сумма страховых взносов не учитывается. Налоговой орган каждый год производят расчет налоговой нагрузки для каждой отрасли. В том случае, когда показатель окажется ниже, компания, скорее всего, попадет в план проверок.

2. Регулярные убытки на протяжении 2-х и больше лет. Когда в отчетах постоянно отражаются убытки – это подозрительно, по мнению налоговой. Возможно, предприниматель делает это специально, с целью ухода от налоговой.

3. Налоговый вычет по НДС выше 89%. Доля вычетов должна быть равна 89% или выше за период 12 месяцев от суммы начисленного с налоговой базы налога. О НДС и налоговом вычете мы писали здесь.

4. Темп роста расходов опережает темп роста доходов. Если бизнесмен отражает такую тенденцию, возможно, он пытается занизить доходы или завысить расходы, чтобы не платить налог на Прибыль

5. Низкая заработная плата сотрудников. Если работодатель платит зарплату работнику, которая ниже показателя по отрасли в регионе, то у налоговой закрадываются сомнения. Возможно какую-то часть зарплаты сотрудник получает в конверте. Это указывает на уклонение от уплаты страховых взносов и налога на доходы физических лиц за сотрудников.

6. Показатели на специальных режимах приближаются к предельным значениям. Предельные значения были введены государством. Если предприниматель близится к предельному значению на 1-5% несколько раз в год, это вызывает недоверие налоговой. Может быть, бизнесмен специально уменьшает показатели.

  • годовой доход не более 150 млн рублей;
  • количество сотрудников не больше 150 человек;
  • остаток основных средств не больше 150 млн рублей;
  • доля участия других организаций не больше 25%.
  • площадь торгового зала или зала обслуживания посетителей не более 150 м²;
  • общая площадь спальных помещений в гостинице или отеле не более 500 м²;
  • количество работников не более 100 человек.
  • доходы от сельскохозяйственной деятельности должны быть не меньше 70% всех доходов.

7. Расходы индивидуального предпринимателя за календарный год максимально приближены к доходам.

8. Работа через цепочку посредников. Если компания ведет деятельность по цепочке договоров с посредниками и перекупщиками, через новую организацию проходит большое количество денег, и все участники имеют какую-то связь друг с другом, это вызывает подозрение. Скорее всего, это фирма-однодневка, помогающая уходить от уплаты налогов.

9. Игнорирование запросов налогового органа. Если предприниматель не отвечает на запросы инспектора, не предоставляет документы, требуемые налоговиками, его навестят с проверкой.

10. Мигрирование между налоговыми инспекциями. В том случае, когда адрес компании меняется чаще 1 раза, вызывает подозрение у налоговой.

11. Уровень рентабельности компании на 10% ниже нормы. Исходя из показателей рентабельности можно говорить о том, насколько эффективно предприниматель пользуется ресурсами: деньгами, товарами, основными средствами.

12. Деятельность с высоким налоговым риском. Если бизнесмен работал с фирмой-однодневкой, то попадет под подозрение.

Привлечение к ответственности

Рассмотрев материалы налоговой проверки и мероприятий дополнительного налогового контроля (когда они нужны), руководитель ИФНС (замруководителя) может привлечь компанию к ответственности за нарушение налогового законодательства (п. 7 ст. 101 НК РФ).

Но, прежде чем вынести решение, руководитель ИФНС должен выяснить, есть ли обстоятельства, которые исключают или смягчают вину компании или, наоборот, отягчают ее ответственность (п. 5 ст. 101 НК РФ).

Проверка правопреемника

Ситуация: может ли налоговая инспекция провести выездную проверку организации-правопреемника за период, предшествующий реорганизации?

В рамках выездной проверки инспекция может проконтролировать любые периоды, которые не превышают трех календарных лет, предшествующих году принятия решения о проведении проверки (абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ). При этом налоговое законодательство не устанавливает специальные требования к проведению выездной проверки в организации-правопреемнике. Следовательно, налоговая инспекция может провести проверку такой организации за период, предшествующий ее реорганизации. Главное, чтобы указанный период не выходил за рамки трехлетнего ограничения. Аналогичные разъяснения содержат письма Минфина России от 29 июля 2011 г. № 03-02-07/1-267, от 5 февраля 2009 г. № 03-02-07/1-48.

Читайте так же:  Получение налогового вычета повторно какие документы

Арбитражная практика подтверждает правомерность данного подхода (см., например, определение ВАС РФ от 19 мая 2008 г. № 5863/08, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 14 января 2008 г. № А82-4644/2007-14).

Решение по результатам налоговой проверки

Рассмотрев материалы налоговой проверки и мероприятий дополнительного налогового контроля (когда они нужны), руководитель ИФНС (замруководителя) может привлечь компанию к ответственности за нарушение налогового законодательства (п. 7 ст. 101 НК РФ).

Право ИФНС на выездную проверку

Законодательно определено, что право на проведение выездной налоговой проверки имеет тот налоговый орган, к которому территориально принадлежит налогоплательщик. Хотя существуют и исключения, действующие для крупнейших налогоплательщиков и обособленных подразделений.

Также важную роль играют дата постановки на учет в качестве налогоплательщика в определенном налоговом органе и дата внесения изменений в реестр учета.

Так, если при смене местонахождения своевременно не внесены соответствующие изменения в ЕГРЮЛ, то выездную налоговую проверку будет проводить налоговый орган по прежнему месту нахождения. Если такая ситуация возникнет по вине налоговой инспекции в связи с нарушением требований и сроков регистрации, то выездная налоговая проверка также будет проведена инспекцией по старому месту регистрации (постановление ФАС Поволжского округа от 29.05.2013 № А65-25327/2012).

Другие ИФНС не вправе назначать проверку налогоплательщиков, находящихся вне зоны их юрисдикции. Так, налоговый орган, у которого на учете числится лишь недвижимость и транспорт, но не сам налогоплательщик, не может назначить последнему выездную налоговую проверку.

Вручение решения

Решение должно быть вручено представителю организации в течение 5 рабочих дней после его принятия (п. 9 ст. 101 НК РФ). Если это не представляется возможным, то ИФНС направит решение заказным письмом. В этом случае будет считаться, что решение получено налогоплательщиком по прошествии 6 рабочих дней с даты отправки письма инспекцией (п. 13 ст. 101 НК РФ).

Порядок проведения выездной налоговой проверки

Перед тем, как начать выездную налоговую проверку, налоговикам нужно подготовить основной документ, который дает право на осуществление данной процедуры – решение о проведении выездной налоговой проверки, и вручить его проверяемому юридическому или физическому лицу. В решении должна быть отражена следующая информация:

  • полное и сокращенное наименование либо фамилия, имя, отчество налогоплательщика;
  • предмет проверки, т.е. налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;
  • периоды, за которые проводится проверка;
  • должности, фамилии и инициалы работников налогового органа, которым поручено осуществление проверки.

При этом решение о проверке выносится только на основании решения руководителя или заместителем руководителя налоговой службы, подписанного руководителем.

С того момента, как проверяемый получит этот документ – можно будет говорить о начале выездной налоговой проверки. После этого налоговый орган получает доступ на территорию проверяемого и проводит все необходимые мероприятия.

Этот период длится обычно 2 месяца, но бывают исключения, об этом мы поговорим позже. Затем по окончанию налоговой проверки составляется справка о проведении выездной налоговой проверки. Она оформляется в последний день процедуры, а потом вручается проверяемому. В справке нет каких-либо сведений, связанных с выводами о проверке, в ней зафиксировано только ее окончание. После этого налоговики покидают помещение и прекращают все мероприятия.

Результаты, которые относятся к проверке, заносятся в акт налоговой проверки. Он должен быть составлен в любом случае, независимо от того, выявили нарушения или нет. Если их нет, в акте отражается их отсутствие. Акт должен быть составлен в течение 2 месяцев со дня составления справки и вручен проверяемому в течение 5 рабочих дней с даты его вынесения.

Бывает такое, что проверяемый не согласен с данными, занесенными в акт. В этом случае нужно будет составить письменное возражение на акт. При этом, предоставить возражение необходимо в течение месяца после получения акта в отделение налоговой органа, проводившего проверку.

Выездная проверка

В рамках выездной налоговой проверки инспекция может проконтролировать любые периоды. По общему правилу эти периоды не должны выходить за рамки трех календарных лет, предшествующих году принятия решения о проведении выездной проверки. Это следует из положений абзаца 2 пункта 4 статьи 89 Налогового кодекса РФ. Конкретные периоды выездной проверки должны быть указаны в решении инспекции о проведении проверки (абз. 7 п. 2 ст. 89 НК РФ).

Аналогичный подход к определению периодов выездной проверки действует и в тех случаях, когда инспекция проводит:

Особый период выездной проверки предусмотрен, если инспекция проводит:

Выездная налоговая проверка в 2019 году: список особенностей

Если вы или ваша организация стали объектом внимания налоговых органов и получили уведомление о выездной налоговой проверке в 2019 году, вам необходимо ознакомиться с особенностями такой проверки:

  • выездная налоговая проверка может быть проведена только по месту нахождения налогоплательщика (за исключением случаев, указанных в абз. 2, 3 п. 2 ст. 89 НК РФ);
  • главная цель проверки — установить, правильно ли были исчислены налоги и страховые взносы, а также вовремя ли они были уплачены (пп. 4, 17 ст. 89 НК РФ);
  • основным документом, подтверждающим начало выездной налоговой проверки, является решение о ее проведении (п. 1 ст. 89 НК РФ);
  • проверяемый период не может превышать 3 лет (п. 4 ст. 89 НК РФ);
  • налогоплательщик не может быть проверен более 1 раза по одним и тем же налогам за один и тот же период;
  • за календарный год может быть проведена только одна выездная проверка (исключение — когда решение о повторной проверке принято руководителем вышестоящего налогового органа ФНС РФ);
  • выездная проверка не может быть назначена в отношении специальной декларации (п. 2 ст. 89 НК РФ), которую физлицо вправе добровольно подать в ИФНС об имеющемся у него имуществе (недвижимости, транспорте, вкладах в банки или в уставный капитал организаций), а также о контролируемых им иностранных компаниях.

Сроки проведения выездной налоговой проверки

Обычно выездная налоговая проверка проводится в течение двух месяцев. Однако, налоговикам дано право приостанавливать ее или продлевать. Налоговая выездная проверка может приостановиться на срок не более полугода, при этом оснований для приостановки проверки немного:

  • есть необходимость получения данных от иностранных государственных органов в рамках международных договоров;
  • есть необходимость провести экспертизу;
  • есть необходимость перевести на русский язык документы, которые представлены проверяемым на иностранном языке и истребовать у контрагента проверяемого налогоплательщика или у других лиц документы, которые имеют отношение к работе этого налогоплательщика.
Видео (кликните для воспроизведения).

Продлить выездную налоговую проверку инспекторы могут на 4(6) месяцев в следующих случаях:

  • проверяемый – крупнейший налогоплательщик;
  • налоговый орган получил данные, которые сообщают о возможном нарушении налогового законодательства и требуют дополнительной проверки;
  • на территории, где проводится проверка, случился потоп, наводнение, пожар или другие чрезвычайные происшествия;
  • у проверяемого несколько обособленных подразделений;
  • налогоплательщиком не предоставлены в установленный срок документы по требованию налоговых органов;
  • другие причины.

Источники

Решение по результатам выездной налоговой проверки
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here