Результаты выездной налоговой проверки оформляются

Оформление результатов налоговой проверки

Практически каждая выездная налоговая проверка заканчивается доначислениями.

Результаты камеральной проверки

Поскольку налоговые органы вправе в отношении плательщиков проводить проверки, согласно действующему законодательству, о вынесенном решении и о результатах этой проверки плательщики должны быть извещены. Однако в рамках налогового законодательства это не всегда так. Требования к составлению акта налоговой проверки прописаны Приказом ФНС.

Камеральной проверкой называется проверка в отношении достоверности предоставления плательщиком данных, которая проводится независимо от плательщика. То есть налоговые органы проверяют документы, при необходимости запрашивают дополнительные сведения, но не составляют акта о проведенной проверке, если у плательщика не выявлено нарушений. Данная мера не предусмотрена законом – камеральная проверка заканчивается автоматически без оповещения плательщика.

В случаях, если выявлены нарушения, налоговый орган в течение 10 дней (имеется в виду рабочих, а не календарных) составляет акт налоговой проверки, где прописывает все нарушения, требования по устранению и сроки. После составления акта налоговый орган обязан вручить документ плательщику, в отношении которого была проведена проверка, в течение 5 рабочих дней.

Акт налоговой проверки составляется в рамках действующего законодательства, включает в себя три части: вводную, описательную, итоговую.

В каждой из частей должны быть прописаны не только требования по устранению найденных нарушений, но и ссылки на законодательные акты, регулирующие налоговые вопросы. Если акт налоговой проверки составлен с нарушением норм, то плательщик вправе его оспорить сначала в налоговый орган, а при необходимости и в судебные органы.

Оформление результатов камеральной налоговой проверки не требуется в том случае, если у налоговых органов нет замечаний к плательщику. В том случае, когда у организации, ИП, физического лица имеются нарушения в вопросах соблюдения налогового законодательства, акт составляется и передается в установленный законодательством срок.

В каком порядке должен быть подготовлен и составлен акт проверки

Акт выездной налоговой проверки составляется в качестве итогового документа, отражающего информацию обо всех собранных доказательствах вины налогоплательщика и сумме недоимки либо об отсутствии нарушений, если они не были обнаружены проверяющими. Этим он отличается от акта камеральной проверки, составляемого только при обнаружении несоответствий (см. статью Составление акта камеральной налоговой проверки).

Порядок оформления результатов выездной налоговой проверки (далее — ВНП) регулируется:

  • Налоговым кодексом Российской Федерации (ст. 100);
  • письмом ФНС РФ «О рекомендациях по проведению ВНП» от 25.07.2013 № АС-4-2/13622 (гл. 6);
  • приказом ФНС РФ «Об утверждении форм документов…» от 08.05.2015 № ММВ-7-2/[email protected] (приложения 7, 23, 24);
  • письмом ФНС РФ «Рекомендации о порядке организации работы налоговых органов» от 07.08.2013 № СА-4-9/[email protected] и др. нормативными актами.

Акт ВНП составляется строго по утвержденной форме (п. 1 ст. 100 НК РФ) в письменном виде, не может содержать описок и исправлений, не подтвержденных подписями проверяющих. Все экземпляры должны быть идентичны по содержанию. Акт выездной налоговой проверки должен быть подготовлен не позднее 2 месяцев со дня составления справки об окончании ВНП.

ВАЖНО! Акт по итогам проведения ВНП составляется и в случае, если контрольными мероприятиями не выявлено нарушений в деятельности налогоплательщика (п. 1 ст. 100 НК РФ).

Содержание описательной части акта

В части 2 (описательной):

  • раскрываются собранные налоговым органом доказательства;
  • приводятся ссылки на нормы законодательства;
  • указываются источники полученных данных.

ФНС РФ рекомендует использовать таблицы, иллюстрации и иные материалы, позволяющие наглядно представить суть деятельности лица, цепочку взаимоотношений и др. Также необходимо указать сведения о проведенных допросах свидетелей, заключениях экспертов (п. 3.2 приложения 24).

Материалы должны излагаться:

  • обоснованно, со ссылками на собранную информацию;
  • объективно;
  • полно;
  • комплексно (в связи с др. доказательствами) и системно (для удобства восприятия);
  • доступно, четко, не допускать двоякого понимания.

Для сохранения структуры рекомендуется нумеровать единицы текста по количеству проверяемых налогов. Каждый из таких разделов должен содержать:

  • данные о нарушении законодательства;
  • ссылки на доказательства;
  • анализ бухгалтерских и налоговых данных;
  • итоговую квалификацию правонарушения.

Действия налогоплательщика при оформлении результатов ВНП

Налоговый орган должен ознакомить налогоплательщика с результатами ВНП, о чем делается соответствующая отметка в справке и акте. Вместе с актом лицу передается извещение о времени и месте рассмотрения материалов проверки (п. 7.4 письма № АС-4-2/13622).

ВАЖНО! Если ВНП не выявила нарушений, рассмотрение материалов проверки с участием налогоплательщика не проводится.

На основании п. 6 ст. 100 НК РФ проверяемое лицо вправе в месячный срок со дня получения акта направить свои возражения с приложением копий подтверждающих документов в инспекцию. Налогоплательщик вправе ходатайствовать перед налоговым органом об отложении рассмотрения материалов проверки для представления дополнительных доказательств (п. 2 письма № СА-4-9/[email protected]).

Где можно найти заполненный образец акта ВНП

С заполненным образцом акта выездной налоговой проверки вы можете ознакомиться, скачав его по ссылке: Образец акта выездной налоговой проверки.

Акт ВНП состоит из 3 обязательных частей (п. 3 приложения 24).

Вводная часть содержит следующую информацию:

  • составления;
  • вынесения решения о проверке;
  • начала ВНП;
  • окончания ВНП
  • акта;
  • решения о проверке
  • проверяемого лица;
  • проверяемого налога
  • налогоплательщика
  • представленных налогоплательщиком документов;
  • проведенных контрольных мероприятий

ВАЖНО! Отсутствие обязательной информации может повлечь за собой оспаривание результатов ВНП. Например, в деле № А56-64382/2016 арбитражный суд признал оформление результатов выездной налоговой проверки ненадлежащим, что выразилось в неуказании перечня документов, представленных налогоплательщиком (постановление 13-го ААС от 27.12.2017).

Могут ли в отношении одного лица несколько раз проводиться внеплановые выездные проверки

Выездная налоговая проверка проводится в отношении одного налогоплательщика:

  • по одному или нескольким налогам;
  • за период не свыше 3 лет, предшествующих году назначения проверки (в 2019 году — за 2016, 2017, 2018 годы).

Важно! Не допускается проведение 2 и более проверок по одному и тому же налогу за один и тот же период. При этом выездная налоговая проверка обособленного подразделения не засчитывается за проверку всей организации (п. 5 ст. 89 НК РФ).

Случаи, когда выездная налоговая проверка может проводиться в отношении уже проверенного налогового периода, перечислены в пп. 10, 11 ст. 89 НК РФ:

  1. Проведение проверки вышестоящим подразделением ФНС (в частности, региональным управлением).
  2. Назначение проверки за период, за который налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация.

Обратите внимание! Если в декларации указан налог к уплате в меньшем размере, не действует правило 3 лет. Что это означает? Если были проверены 2014–2018 годы, а налогоплательщик в 2019 году представил уточненку за 2014-й, то 2014 год может быть проверен повторно.

Читайте так же:  Ифнс задолженность по налогам физических лиц

Кроме того, в данном случае у налогового органа нет в распоряжении 3-летнего срока для принятия решения о внеплановой выездной проверке. По одному из дел ВС РФ указал, что такое решение должно быть принято в разумный срок — с учетом 4-летнего срока хранения документов налогоплательщиком, организационных возможностей и др. обстоятельств (определение ВС РФ от 16.03.2018 № 305-КГ17-19973 по делу № А40-230080/2016).

  • Реорганизация или ликвидация.
  • Итоговые документы проверки

    Выездная налоговая проверка завершается подготовкой и принятием:

    1. Справки о проведенной проверке, содержащей информацию о ее предмете и сроке. Документ должен быть сразу же вручен налогоплательщику (п. 15 ст. 89 НК РФ).
    2. Акта выездной проверки:
      • Составляется в течение 2 месяцев после подписания справки (п. 1 ст. 100 НК РФ). В отличие от камеральной проверки, при которой акт составляется только в случае обнаружения нарушения, при выездной ревизии этот документ готовится независимо от результата проверочных мероприятий.
      • Содержит описание всех проведенных процедур и установленных при проверке фактов.
      • Вручается налогоплательщику в 5-дневный срок после его утверждения.

    Важно! В течение месяца после получения акта проверяемое лицо вправе представить возражения на акт, которые должны быть учтены при рассмотрении результатов проверки.

  • Решения:
    • Принимается уполномоченным лицом налогового органа в 10-дневный срок с момента завершения для подачи возражений на акт. Пропуск срока на действительность решения не влияет (см. письмо Минфина от 14.01.2019 № 03-02-08/628).
    • Определяет, подлежит проверяемое лицо привлечению к налоговой ответственности или нет (если нарушений не обнаружено).
  • Обратите внимание! Если было принято решение провести дополнительные мероприятия, срок для представления возражения — 15 дней от получения дополнения к акту проверки.

    Итак, выездная налоговая проверка проводится в порядке, регламентированном нормами НК РФ и указаниями ФНС РФ, в течение 2 месяцев (срок может быть продлен или его течение приостановлено). Во время ревизии применяются специфические процедуры как в отношении налогоплательщика (инвентаризация, осмотр, выемка и др.), так и к его контрагентам. Результаты фискальной ревизии оформляются в 3 этапа: справка, акт, решение.

    Оформление результатов выездной налоговой проверки

    Порядок оформления результатов выездной налоговой проверки в заключительной части акта

    Последняя, итоговая часть должна содержать (п. 3.3 приложения 24):

    • данные о лицах, проводящих ВНП;
    • выводы по итогам проверки (в т. ч. ссылки на статьи НК РФ, начисленные суммы недоимки и пени);

    ВАЖНО! В акте ВНП может содержаться информация о правонарушениях, предусмотренных ст. 116, 118, п. 1 ст. 119, ст. 19.2, 120, 122, 122.1, 123, п. 1 ст. 126, 129.2 НК РФ (п. 6.5 письма № АС-4-2/13622).

    • информацию о сроках представления возражений;
    • сведения о приложениях (документы передаются на основании указанного перечня).

    ВАЖНО! Часть приложений, содержащих информацию о персональных данных, сведения о банковской, налоговой или иной охраняемой законом тайне третьих лиц, представляется налогоплательщику в виде заверенных выписок (п. 3.1 ст. 100 НК РФ).

    Акт ВНП должен быть подписан лицами, проводившими проверку (в т. ч. сотрудниками органов внутренних дел, входившими в группу), и представителем проверяемого лица (п. 7.1 письма № АС-4-2/13622).

    ВАЖНО! Факт подписания акта со стороны налогового органа иным лицом расценивается как нарушение внутреннего регламента, а не требований НК РФ (постановление Президиума ВАС РФ от 24.01.2012 № 12181/11).

    Результаты выездной проверки

    Под выездной проверкой подразумевается непосредственная проверка налоговыми органами или на территории плательщика, в отношении которого проводится проверка, или, если плательщик не может предоставить помещение для проверки, на территории налогового органа. При этом выездная проверка носит более тщательный характер, нежели камеральная, поскольку налоговые органы досконально изучают всю документацию плательщика, связанную с расходами и доходами. Акт налоговой проверки составляется строго в течение двух месяцев после составления справки о проверке. При этом если проверялась целая консолидированная группа, то срок увеличивается еще на один месяц.

    Акт налоговой проверки составляется по всем правилам, имеет вводную, описательную и итоговую часть, где прописываются все аспекты проведенной проверки. На законодательном уровне установлен факт того, что независимо от наличия нарушений, акт о выездной налоговой проверки составляется и вручается плательщику. Даже если никаких нарушений не было, документ составляется налоговым органом, подписывается его руководителем, а также плательщиком, в отношении которого проводилась проверка.

    Примечательно, что, если плательщик отказывается подписать акт о выездной налоговой проверки, документ все равно имеет силу. Налоговый орган обязан внести соответствующую метку в нем, где прописывается отказ плательщика в подписи.

    Если плательщик всеми возможными способами уклоняется от получения акта, то налоговый орган вносит соответствующую запись, а затем отправляет документы с приложениями почтовым сообщением. При этом формат отправления имеет формат заказного письма, поскольку так есть возможность отследить, получил ли плательщик документы, и какого числа это произошло.

    Отправление осуществляется исключительно на адрес плательщика. Например, на адрес организации или ее обособленного подразделения, но не на адрес представителя или руководителя организации.

    Законом установлено, что днем получения документов считается шестой день с момента отправки. Поэтому все сроки исчисления по обжалованию акта или выражения претензий по нему начинают исчислять именно с шестого дня после отправления документа (имеется в виду шестой рабочий день). Для остальных случаев срок передачи акта составляет 5 рабочих дней.

    При условии, что плательщиком, в отношении которого проводилась проверка, является ИП, физическое лицо или российская организация.

    Если плательщик – это консолидированная группа плательщиков, то составленный акт выездной налоговой проверки передается в течение 10 рабочих дней ответственному участнику или его представителю.

    Если плательщик – иностранная организация, то акт отправляется почтой, а днем вручения считается 20 рабочий день. Формат отправления – заказное письмо на адрес организации, а также на адрес обособленного подразделения, через которое осуществляется деятельность на территории РФ.

    Порядок составления акта выездной налоговой проверки регламентируется как статьей 100 Налогового кодекса, так и Приказом ФНС.

    Срок проведения выездной налоговой проверки, продление срока по приказу ФНС № 628

    Выездная налоговая проверка проводится налоговым органом в течение 2 месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ) с вероятностью продления до 4 месяцев, а в исключительных случаях — до 6 месяцев. Отсчет начинается со дня вынесения решения о назначении проверки и завершается датой справки о проверке.

    Читайте так же:  Отказ от квартиры налог

    Основания для продления с 04.01.2019 исчерпывающим образом установлены в приложении № 6 к приказу № 628:

    1. Отнесение проверяемого лица к крупнейшим налогоплательщикам.
    2. Поступление из каких-либо источников (госорганов и др.) сведений о нарушениях со стороны проверяемого лица.
    3. Наличие обособленных подразделений (ОП):
      • до 4 ОП — до 4 месяцев (если ОП уплачивают не менее 50% налогов юрлица либо балансовая стоимость имущества ОП составляет 50% и более от общей);
      • от 4 до 10 ОП — до 4 месяцев;
      • 10 и более ОП — до 6 месяцев.
    4. Нарушение срока представления документов проверяемым лицом (п. 3 ст. 93 НК РФ).
    5. Активное противодействие проверке (п. 1.1 ст. 113 НК РФ).
    6. Составление акта, предусмотренного п. 3 ст. 91 НК РФ.
    7. Возникновение трудностей при получении доказательств (непредставление документов контрагентами проверяемого лица, неявка свидетелей на допрос и т. п.).
    8. Аварийная или чрезвычайная ситуация по месту проведения ревизии.

    Срок проверки продляется решением вышестоящего налогового органа по форме, установленной приложением № 3 к приказу № 628.

    Возражения

    Плательщик, несогласный с составленным актом о проверке, имеет право оспорить этот акт. Законодательством предусмотрен срок в размере одного месяца на оспаривание. Плательщик имеет право выразить возражение как непосредственно налоговому органу, который проводил проверку, с предоставлением документов-доказательств, так и в судебные органы.

    Налоговый орган обязан рассмотреть письменное возражение, изучить представленные документы, проверить их подлинность, а затем вынести новое решение в отношении плательщика, которое подтверждается письменным документом.

    Выездная налоговая проверка

    Оформление дополнительных мероприятий налогового контроля

    Дополнительные контрольные мероприятия проводятся на основании отдельного мотивированного решения руководителя инспекции ФНС. Срок проведения — не более 1 месяца.

    В решении должны быть указаны причины невозможности рассмотрения результатов ВНП без получения новых доказательств (п. 6 ст. 101 НК РФ):

    • допроса свидетеля;
    • запроса документов;
    • либо экспертного заключения.

    Решение направляется проверяемому лицу. ФНС РФ рекомендует одновременно пересылать уведомление о вызове для ознакомления с материалами проверки и новым уведомлением о рассмотрении материалов проверки (п. 5 письма № СА-4-9/[email protected]).

    ВАЖНО! Дополнительные контрольные мероприятия не могут быть направлены на выявление новых правонарушений (см. постановление АС Уральского округа от 26.05.2017 по делу № А76-9954/2015).

    С 03.09.2018 составляется дополнение к акту налоговой проверки, в котором отражаются (п. 6.1 ст. 101 НК РФ):

    • начало и окончание дополнительных контрольных мероприятий;
    • сведения об осуществленных допмероприятиях;
    • полученные дополнительные доказательства, подтверждающие факт нарушения налогового законодательства;
    • выводы и предложения проверяющих по устранению нарушений;
    • ссылки на статьи НК РФ, которыми предусмотрена ответственность за выявленные нарушения.

    На составлении документа проверяющему дается 15 дней с момента окончания мероприятий. В течение 5 дней с момента составления дополнение к акту налоговой проверки передается проверяемому лицу.

    Процедура окончания проверки. Содержание справки об окончании ВНП

    Процедура окончания выездной налоговой проверки включает в себя составление справки, которая передается налогоплательщику в последний день ВНП. Дата составления справки является датой окончания проверки (п. 8 ст. 89 НК РФ).

    Содержание справки об окончании выездной налоговой проверки раскрывается в приложении 7 к приказу № ММВ-7-2/[email protected] В справке вместе с обязательными реквизитами: датой, номером, данными документа (решения) о назначении ВНП, сведениями о налогоплательщике — должна содержаться информация:

    • о предмете проверки (налогах и периоде);
    • всех приостановлениях, возобновлениях, продлениях;
    • датах начала и окончания ВНП.

    Справка подписывается руководителем группы проверки и налогоплательщиком, незамедлительно передается проверяемому лицу. При уклонении лица от получения документа справка отправляется заказным письмом (п. 6.2 письма № АС-4-2/13622) либо по каналам телекоммуникационной связи.

    Особые требования к описанию фактов нарушения законодательства

    От качества описания обстоятельств нарушения закона, выявленных проверкой, зависит возможность привлечения налогоплательщика к ответственности, поэтому ФНС РФ подробно разъясняет порядок заполнения описательной части акта.

    ВАЖНО! В силу п. 2 ст. 54.1 НК РФ налоговому органу необходимо сделать акцент на сборе доказательств, подтверждающих наличие цели неуплаты налога и исполнение договорных обязательств третьими лицами.

    Описание каждого факта должно содержать (подп. «а–г» п. 3.2 приложения 24):

    • обстоятельства и способ совершения нарушения;
    • доказательства (ссылки на первичные документы);
    • ссылки на полученную в ходе проверки информацию (протоколы допроса, экспертизы, осмотры и т. д.);
    • финансовый анализ расхождений и расчеты недоимки;
    • квалификацию нарушения.

    При составлении акта учитываются данные уточненных деклараций.

    По возможности описание правонарушений должно быть понятно лицам, не имеющим специального образования в области бухгалтерского учета и права.

    Подготовка к проверке и место ее проведения

    Подготовка к проверке начинается с предварительного сбора и анализа информации и составления программы проверки (п. 1.2 Рекомендаций), поэтому на момент ее начала проверяющие уже располагают некоторыми сведениями о налогоплательщике. При этом перечень действий для предварительного сбора информации НК РФ не регламентирован и не ограничен.

    Обратите внимание! По общему правилу выездная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогоплательщика, где представители налогового органа пользуются правом знакомиться с оригиналами всех документов (пп. 1, 12 ст. 89 НК РФ).

    Возможно проведение фискальной ревизии по месту расположения налогового органа, если нельзя разместить проверяющих на территории налогоплательщика. Об этом организацию уведомят по форме, утв. письмом ФНС РФ от 15.01.2019 № ЕД-4-2/[email protected] (приложение № 1 к письму).

    Что указывается в акте

    В вводной части акта указываются такие данные, как:

    • дата составления (следует понимать, как дату подписания акта, а не прямого составления);
    • наименование плательщика (в случае с организациями – название организации, ИП – наименование ИП, физического лица – ФИО);
    • документы, которые были проверены в ходе проверки;
    • перечень налогов и сборов, которые предписаны плательщику;
    • данные о мероприятиях, которые были проведены в рамках проверки;
    • период, в который проводилась проверка;
    • период начала и окончания проверки.

    При необходимости в вводной части дополнительно указываются реквизиты плательщика или налогового органа, проводившего проверку, а также любые другие реквизиты, необходимые для проверки.

    В описательной части акта прописываются все аспекты нарушений, которые были найдены в ходе проверки, а также ссылки на нормативно-правовые документы, по которым проводилась проверка, были обнаружены несоответствия.

    Кроме того, именно в описательной части указываются возможные отягчающие обстоятельства для плательщика или же, наоборот, смягчающие. Если в ходе выездной проверки нарушений не было обнаружено, то это указывается в описательной части.

    Читайте так же:  Как ответить за нарушения валютного контроля

    В заключительной части акта налоговым органом прописывается то, кем именно была проведена проверка (следует понимать, как ФИО конкретных должностных лиц), способы и сроки устранения нарушений, ссылки на нормативно-правовые документы, предусматривающие ответственность за нарушения, возможность возражения акту, список приложенных документов.

    Форма и требования к составлению акта налоговой проверки подразумевает составления документа, как в бумажном формате, так и в электронном. При этом если акт направляется плательщику путем телекоммуникационных средств, то это не отменяет его составления на бумажном носителе, который так же направляется плательщику одним из законных способов.

    К акту дополнительно могут быть приложены документы, которые подтверждают факт нарушения.

    Законодательством установлена невозможность приобщения к акту, по которому проводилась проверка, документов, предоставленных лично плательщиком.

    Если документы, которые прилагаются к акту, содержат заведомо неправильную информацию, то такие документы не могут быть рассмотрены в качестве доказательства совершения правонарушения в налоговой сфере. Все документы, которые касаются скрытой информации или персональных данных, могут быть представлены исключительно в форме выписок, заверяемых налоговыми органами.

    Выездная налоговая проверка: процедуры

    В рамках ревизии проверяющие взаимодействуют с самим проверяемым лицом и третьими лицами, которые могут предоставить необходимую для целей проверки информацию. Рассмотрим виды действий при этом.

    Процедуры при выездной налоговой проверке

    Непосредственно проверяемое лицо затрагивают следующие процедуры при проверке.

    Подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ. Приложение № 2 к приказу № 628, письмо ФНС РФ от 13.08.2014 № ЕД-4-2/16015

    В письменной и других формах

    Приложения № 17, 18 к приказу № 628

    В электронной форме по ТКС или в бумажной (заверенные проверяемым субъектом копии) в течение 10 дней

    Приложения № 23, 24 к приказу № 628

    Проводится в присутствии понятых и проверяемого лица. В случае изъятия документов налогоплательщику выдаются их заверенные копии

    Осмотр территории, помещений, объектов налогообложения, документов

    Приложения № 15, 16 к приказу № 628

    Производится с участием понятых, проверяемого лица (по его желанию)

    Видео (кликните для воспроизведения).

    П. 13 ст. 89 НК РФ

    См. положение, утв. приказом Минфина РФ № 20н, МНС РФ № ГБ-3-04/39 от 10.03.1999

    Осмотр может осуществляться исключительно в рамках выездной проверки (п. 24 постановления № 57), в другое время — только в отношении предметов и документов, полученных во время других контрольных мероприятий либо с согласия проверяемого лица.

    Воспрепятствование перечисленным процедурам может трактоваться как помехи деятельности должностного лица, что влечет применение мер по ч. 1 ст. 19.4.1 КоАП РФ.

    Получение информации о налогоплательщике от третьих лиц

    К этой категории доказательств можно отнести и показания свидетелей. Если свидетели являются должностными лицами проверяемого лица, на них будет распространяться мораторий на проведение проверочных мероприятий в случае приостановки.

    Истребование документов и информации

    Требование — № 17, поручение об истребовании — № 20, порядок взаимодействия налоговых органов при истребовании — № 21, решение об обращении к аудитору — № 22

    Протокол допроса — № 13

    Постановление о назначении — № 25, протокол об ознакомлении с постановлением проверяемого лица — № 26

    Фиксируется в протоколах соответствующих процедур

    Фиксируется в протоколах соответствующих процедур

    Как регулируется назначение и порядок проведения выездной налоговой проверки в 2019 году

    Суть выездной проверки в 2019 году не изменилась: это мероприятие, направленное на выявление, насколько правильно исчислены и уплачены налоги, путем максимально глубокого и тщательного анализа документации налогоплательщика. А вот порядок проведения выездной налоговой проверки в 2019 году претерпел некоторые изменения. Кроме того, стало несколько проще прогнозировать попадание в план-график налогового ведомства.

    Обратите внимание! Выездная налоговая проверка может быть проведена в отношении как юрлица, так и индивидуального предпринимателя (ИП) или физлица.

    Основное внимание уделим порядку проведения выездных налоговых проверок организаций.

    Как узнать, попала ли организация в план выездных налоговых проверок на 2019 год

    В отличие от камеральных проверок, осуществляемых сплошным методом, выездная налоговая проверка проводится по плану — в большинстве случаев. Первый вопрос, который волнует бухгалтера и руководителя: будет ли проведена выездная налоговая проверка в 2019 году, попала ли фирма в график проверок? Как правило, налоговые инспекции составляют планы в конце каждого года на следующий. Узнать о том, вошла ли организация в план, официальным способом невозможно.

    Однако можно оценить риски, зная показатели, которые учитываются налоговыми органами при планировании:

    • изменение объема исчисленных или уплаченных налогов по сравнению с предшествующим периодом (его финансист организации может оценить самостоятельно);
    • нарастающие убытки, преобладание затрат;
    • отклонение показателей деятельности, зарплаты работников и налоговой нагрузки от средних отраслевых, в т. ч. по региону.

    Рекомендуем! Для проверки второго показателя воспользуйтесь новым сервисом ФНС, который позволяет сопоставить налоговую нагрузку в разрезе отрасли и региона.

    Общие критерии для оценки рисков изложены в разделе 4 Концепции планирования выездных налоговых проверок, утв. приказом ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/[email protected], который продолжает действовать в 2019 году.

    Срок проверки исчисляется от даты ее назначения.

    Решение о назначении выездной налоговой проверки

    Выездная налоговая проверка проводится на основании решения, вынесенного по форме из приложения № 5 к приказу ФНС РФ от 07.11.2018 № ММВ-7-2/[email protected] (далее — приказ ФНС № 628). При ознакомлении с этим документом нужно обратить внимание на правильность оформления реквизитов, приведенных в таблице.

    Отсчет срока проверки (п. 8 ст. 89 НК РФ)

    Сведения о налогоплательщике

    Соответствие наименования, ОГРН, ИНН

    Орган, вынесший решение, должностное лицо, подписавшее решение

    Указание на уполномоченный налоговый орган — тот, в котором проверяемое лицо состоит на учете (либо по месту учета проверяемого обособленного подразделения, п. 2 ст. 89 Налогового кодекса). Подписывает решение его руководящее должностное лицо. Ненормативный акт, вынесенный неуполномоченным лицом, исполнению не подлежит

    Предмет и период проверки (какие налоги, за какие периоды)

    Повторность проверок за определенные периоды, соблюдение требований пп. 4, 5 ст. 89 НК РФ

    Состав проверяющих должностных лиц

    Взаимодействие по проверке должно осуществляться только с перечисленными в решении лицами

    Сроки и порядок проведения выездной налоговой проверки урегулированы ст. 89 НК РФ, письмом ФНС РФ «О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок» от 25.07.2013 № АС-4-2/13622 (далее — Рекомендации).

    Наибольшее количество споров возникает в отношении повторных проверок налоговых органов. Случается, что налоговые инспекторы стремятся надолго расположиться на территории организации. В каких случаях это возможно, расскажем далее.

    Читайте так же:  Основание платежа 106 штраф налоговой

    Приостановление выездной налоговой проверки

    При исчислении общего срока проверки берется пауза на период ее приостановки.

    Как оформляется приостановка выездной проверки налоговым органом

    Решение о приостановлении проверки (форма должна соответствовать приложению № 7 к приказу № 628) может быть принято руководством налогового органа:

    • если документы о проверяемом лице затребованы у третьих лиц (включая контрагентов) — не более одного приостановления по каждому такому лицу;
    • при необходимости получить информацию от иностранных госорганов;
    • при назначении экспертизы;
    • если есть необходимость в переводе документов на русский язык.

    Обратите внимание! Общий срок приостановки фискальной ревизии не может суммарно превышать 6 месяцев. Дополнительное продление срока приостановления предусмотрено только на случай ожидания документов от иностранных государств — тогда допускается прибавление к сроку еще 3 месяцев.

    Обязанности и полномочия налоговых органов в период приостановления выездной проверки

    Приостановка проверки имеет как положительное, так и отрицательное воздействие на хозяйственную деятельность проверяемого лица. Исходя из ст. 26 постановления Пленума ВАС РФ «О некоторых вопросах…» от 30.07.2013 № 57 (далее — постановление № 57), можно выделить такие обязанности налоговых органов:

    • воздержаться от получения объяснений налогоплательщика, допроса его сотрудников, проведения действий на его территории;
    • возвратить проверяемому субъекту ранее полученные от него в рамках ревизии документы.

    Вместе с тем сохраняются полномочия:

    • осуществлять действия за пределами места дислокации налогоплательщика;
    • получить от проверяемого лица документы, запрос по которым был направлен до приостановки ревизионных мероприятий.

    О возобновлении проверки выносится решение согласно приложению № 8 к приказу № 628.

    Вручение акта по результатам ВНП

    Налоговому органу отводится 2 месяца на составление акта ВНП (3 месяца для консолидированной группы налогоплательщиков) с момента составления справки об окончании проверки. Акт передается налогоплательщику не позднее 5 дней (10 дней для консолидированной группы налогоплательщиков) с момента составления (п. 5 ст. 100 НК РФ). ФНС РФ рекомендует вручать акт в момент подписания сторонами (п. 7.2 письма № АС-4-2/13622).

    Если налогоплательщик уклоняется от подписания и получения акта, документы направляются заказным почтовым отправлением (днем получения будет считаться 6-й день с момента отправки). В акте делается отметка об отказе лица в подписании и (или) получении.

    Вместе с актом налогоплательщику передаются копии документов и (или) выписки из них (в случае обеспечения сохранности банковской, налоговой тайны и персональных данных третьих лиц).

    ВАЖНО! Отсутствие лица по месту регистрации и уклонение от получения почтовых отправлений не признаются уважительными причинами (п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 61, постановление АС ВСО от 24.07.2015 по делу № А78-10189/2014).

    Последствия нарушения порядка составления акта

    В соответствии с п. 4 ст. 100 НК РФ требования к форме и порядку составления акта установлены приказом № ММВ-7-2/[email protected] Как указал ФАС ВСО в постановлении от 05.03.2013 по делу № А19-9755/2012, процедура оформления результатов ВНП заключается в системном описании в акте подтвержденных документами фактов правонарушений. Лицу предоставляется право заявлять возражения и участвовать в рассмотрении собранных в ходе проверки документов.

    Нарушение этих положений повлечет отмену решений налогового органа. Например, суды поддержат налогоплательщика при отсутствии в акте описания факта самого нарушения (решение АС г. Москвы от 25.04.2012 по делу № А40-523/11-20-3), анализа расхождения сумм (постановление ФАС ЦО от 19.04.2013 по делу № А09-1952/2012).

    Существенные и несущественные нарушения при составлении акта

    Несмотря на сформулированные требования к акту проверки, не все нарушения позволят оспорить результаты проверки и послужат основанием для отмены итогового решения.

    К нарушениям, позволяющим бесспорно отменять решения, п. 14 ст. 101 НК РФ относит необеспечение возможности проверяемого лица принимать участие в рассмотрении материалов проверки и отсутствие у него возможности дать объяснения. В остальных случаях налогоплательщик обязан доказать наступление существенных негативных последствий, вызванных несоблюдением процедуры проверки.

    Приведенная выше судебная практика указывает на возможность отмены решений налоговых органов из-за отсутствия в акте:

    • описания факта нарушения;
    • неопровержимых оснований для расчета недоимки.

    Нарушение сроков проведения проверки, скорее всего, не будет признано существенным (постановление 4-го ААС от 09.06.2016 по делу № А19-13655/2015).

    Как видим, акт выездной налоговой проверки должен быть подготовлен с учетом требований НК РФ. Отсутствие обязательной информации недопустимо, поскольку может стать основанием для оспаривания результатов проверки.

    Статья оказалась полезной? Подписывайтесь на наш канал RUSЮРИСТ в Яндекс.Дзен!

    Статья 100. Оформление результатов налоговой проверки

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ статья 100 настоящего Кодекса изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2007 г.

    Статья 100. Оформление результатов налоговой проверки

    ГАРАНТ:

    См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 100 НК РФ

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 16 ноября 2011 г. N 321-ФЗ в пункт 1 статьи 100 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2012 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

    1. По результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки.

    В случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки.

    По результатам выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков в течение трех месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки.

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 16 ноября 2011 г. N 321-ФЗ пункт 2 статьи 100 настоящего Кодекса изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2012 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

    2. Акт налоговой проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его представителем). При проведении налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков акт налоговой проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и ответственным участником этой группы (его представителем).

    Читайте так же:  Приложение 7 расчет имущественных налоговых вычетов

    Об отказе лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, или его представителя (ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков) подписать акт делается соответствующая запись в акте налоговой проверки.

    3. В акте налоговой проверки указываются:

    1) дата акта налоговой проверки. Под указанной датой понимается дата подписания акта лицами, проводившими эту проверку;

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 16 ноября 2011 г. N 321-ФЗ в подпункт 2 пункта 3 статьи 100 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2012 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

    2) полное и сокращенное наименования либо фамилия, имя, отчество проверяемого лица (участников консолидированной группы налогоплательщиков). В случае проведения проверки организации по месту нахождения ее обособленного подразделения помимо наименования организации указываются полное и сокращенное наименования проверяемого обособленного подразделения и место его нахождения;

    3) фамилии, имена, отчества лиц, проводивших проверку, их должности с указанием наименования налогового органа, который они представляют;

    4) дата и номер решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки (для выездной налоговой проверки);

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 243-ФЗ в подпункт 5 пункта 3 статьи 100 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.

    5) дата представления в налоговый орган налоговой декларации (расчета) и иных документов (для камеральной налоговой проверки);

    6) перечень документов, представленных проверяемым лицом в ходе налоговой проверки;

    7) период, за который проведена проверка;

    8) наименование налога, в отношении которого проводилась налоговая проверка;

    9) даты начала и окончания налоговой проверки;

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 16 ноября 2011 г. N 321-ФЗ в подпункт 10 пункта 3 статьи 100 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2012 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

    10) адрес места нахождения организации (участников консолидированной группы налогоплательщиков) или места жительства физического лица;

    11) сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при осуществлении налоговой проверки;

    12) документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых;

    13) выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи настоящего Кодекса в случае, если настоящим Кодексом предусмотрена ответственность за данные нарушения законодательства о налогах и сборах.

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 229-ФЗ статья 100 настоящего Кодекса дополнена пунктом 3.1, вступающим в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

    3.1. К акту налоговой проверки прилагаются документы, подтверждающие факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки. При этом документы, полученные от лица, в отношении которого проводилась проверка, к акту проверки не прилагаются. Документы, содержащие не подлежащие разглашению налоговым органом сведения, составляющие банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну третьих лиц, а также персональные данные физических лиц, прилагаются в виде заверенных налоговым органом выписок.

    4. Форма и требования к составлению акта налоговой проверки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 244-ФЗ в пункт 5 статьи 100 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.

    5. Акт налоговой проверки в течение пяти дней с даты этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем), если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

    В случае, если лицо, в отношении которого проводилась проверка, или его представитель уклоняются от получения акта налоговой проверки, этот факт отражается в акте налоговой проверки, и акт налоговой проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправки заказного письма.

    При проведении налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков акт налоговой проверки в течение 10 дней с даты этого акта вручается ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков в порядке, установленном настоящим пунктом.

    Акт налоговой проверки направляется иностранной организации (за исключением международной организации, дипломатического представительства, иностранной организации, подлежащей постановке на учет в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса), не осуществляющей деятельность на территории Российской Федерации через обособленное подразделение, по почте заказным письмом по адресу, содержащемуся в Едином государственном реестре налогоплательщиков. Датой вручения этого акта считается двадцатый день, считая с даты отправки заказного письма.

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 243-ФЗ в пункт 6 статьи 100 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.

    6. Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Письменные возражения по акту налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков представляются ответственным участником этой группы в течение 30 дней со дня получения указанного акта. При этом ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

    Источники

    Результаты выездной налоговой проверки оформляются
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here