Роль налога на доходы физических лиц

ЭКОНОМИКА И БИЗНЕС: теория и практика

международный ежемесячный научный журнал

Драненко Л. П. Налог на доходы физических лиц: развитие и роль в налоговой системе РФ / Л. П. Драненко, Д. А. Питиляк, А. Е. Лысковец. // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2018. – 4. – С. 89-98.

НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ: РАЗВИТИЕ И РОЛЬ В НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЕ РФ

Л.П. Драненко, старший преподаватель

Д.А. Питиляк, старший преподаватель

А.Е. Лысковец , студент

Сахалинский государственный университет

(Россия, г. Южно-Сахалинск)

Аннотация. Актуальность выбранной темы исследования обусловлена тем что, си с тема налога на доходы физических лиц , сложившаяся в РФ , не в полной мере отвечает современным реалиям. В данной статье проводится анализ и дается оценка места и роли НДФЛ в налоговой системе РФ. Приведены фактические данные поступления НДФЛ в консолидированный бюджет РФ. Проанализирова на значимость поступлений налога при ф ормировании бюджета Сахалинской области . Рассмотрены возможные пути разв и тия НДФЛ в РФ. Проведен анализ проблемы дифференциации доходов населения на пр и мере Сахалинской области . Выявлены положительные стороны внед рения прогрессивной шкалы НДФЛ в Сахалинской области. В ходе проведенного исследования использовались такие научные методы , как анализ, синтез, графический метод . В результате исслед о вания выявлено, что НДФЛ имеет большое значение для консолидирован ных бюджетов регионов и местных бюджетов. С помощью изменения налога на доходы физических лиц можно оказать значительное воздействие на существующую проблему неравномерности распределения доходов населения.

Ключевые слова: налог на доходы физических лиц, налоговая система, налоговая ста в ка, налоговые поступления, бюджет Сахалинской области, неравенство доходов, пр о грессивная шкала налогообложения, Сахалинская область .

Особенностью сложившийся системы НДФЛ в РФ является в большой степени фискальный характер налога. Однако на сегодняшний день в нашей стране остро стоит проблема дифференциации доходов населения в связи, с чем НДФЛ важен не только с финансовой точки зрения, но и как в первую очередь социальный регул я тор – регулятор доходов населения. Мех а низм НДФЛ предназначен для изъятия части высоких доходов в пользу нужда ю щихся в дополнительных средствах кат е горий населения и в интересах общества в целом в целях нивелирования неравенства в доходах [1]. Такой точки зрения приде р живается Ашмарина У.В.

Волохов С.П. в работе «Индивидуал ь ное подоходное налогообложение как и н струмент социально-ориентированной н а логовой политики» высказывается схожее мнение о том, что НДФЛ носит ярко в ы раженный социальный характер и облад а ет значительным воздействием на велич и ну реальных доходов граждан [2].

Изотова О.И. предлагает концепцию реформирования подоходного налогоо б ложения физических лиц, основанную на переходе к прогрессивному налогообл о жению, целью которого является обесп е чение реализации задач социальной пол и тики государства на современном этапе развития российской экономики и общес т ва [3].

Тарасова Т.М. в своей статье приходит к выводу, что для сглаживания резкой н е равномерности в доходах физических лиц необходимо использовать систему льгот по налогу на доходы физических лиц [4].

Схожее мнение о социальной напра в ленности НДФЛ высказывают в своих н а учных работах такие авторы как: Скры п ник Н.В., Еремина Н.В., Юрченкова Н.В. , Лященко Н.А.

Несмотря на значительное количество публикаций по вопросам налогообложения доходов физических лиц, по-прежнему о с тается востребованным комплексное нау ч ное исследование НДФЛ.

Н алоговая система в настоящее время немыслима без налога на доходы физич е ских лиц. Преимущество этого налога з а ключается, прежде всего, в том, что его плательщиками является практически все трудоспособное на селение страны, а его поступления могут без перераспределения зачисляться в любой бюджет. Актуал ь ность выбранной темы обусловлена тем, что налог на доходы физических лиц , я в ляясь по сути одним из экономических рычагов государства, с помощью кото рого должны решаться вопросы не только фи с кального, но и регулирующего харак тера, в полной мере не отвечает реалиям совр е менности в РФ.

В отличие от большинства других нал о гов этот вид налогообложения сравн и тельно молод. Первая попытка ввести о т носительно справедливое обложение нал о гом в зависимости от финансового состо я ния налогоплательщика была осуществл е на в Англии в конце XVIII века в вид е у т роенного налога на роскошь [ 5 ].

В России налог на доходы физических лиц прошел нескольк о этапов, прежде чем стать таким, каким он является . Эти этапы включали в себя законы, указы и пост а новления (рисунок 1) [6 ] .

Рис . 1 . Этапы становления НДФЛ в России

Современная система налога на доходы физических лиц базируется на определе н ных принципах, закрепленных в НК РФ. Важнейшим принципом и отличительной чертой подоходного налога является р а венство налогоплательщиков вне завис и мости от социальной или иной прина д лежности. Только размер совокупного г о дового дохода определяет уровень обл о ж ения любого налогоплательщика [7 ] . Данная особенность налога накладывает на законодательные и исполнительные о р ганы любой страны огромную экономич е скую и социальную ответственность за п о строение шкалы этого налога, установл е ние размера необлагаемого минимума, н а логовых льгот и вычетов.

Так, например, в США подоходный н а лог должны платить все его резиденты н е зав и симо от того, где они проживают и в какой стране получают дохо д. После оформления декларации налог оплачив а ется в 3 адреса: на федеральный уровень, непосредственно штату, где проживает декларант, городу или округу. Ставки н а логов федерального уровня колеблются в пределах от 10% до 39,6% в зависимости от уровня дохода [8 ] .

Таблица 1. Ставки НДФЛ, применяемые в США

Читайте так же:  Налоговый вычет до какого числа

Нал о говая ставка

Налогооблагаемый годовой доход в долларах США

Роль и значение НДФЛ в формировании бюджетных доходов

юридические науки

  • Кабалалиев Александр Викторович , студент
  • Ставропольский государственный аграрный университет
  • БЮДЖЕТ
  • ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
  • НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

Похожие материалы

В настоящее время налог на доходы физических лиц (НДФЛ) играет огромную роль в обеспечении бюджетов всех уровней доходными источниками и в регулировании экономических процессов. В связи с этим особое значение имеет анализ его поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и определение путей повышения эффективности его собираемости.

Происходящие изменения в налоговом законодательстве после введения в действие части второй Налогового кодекса РФ положительно повлияли на объем налоговых платежей, поступающих от налогоплательщиков и налоговых агентов в бюджетную систему РФ при уплате налога на доходы физических лиц, и повысили его роль.

Удельный вес НДФЛ в доходах консолидированного бюджета РФ и консолидированных бюджетов субъектов федерации с 2010 по 2012 гг. значителен: в 2010 г. – 23,4% и 39,9% соответственно, в 2011 г. – 21% и 37,8%, в 2012 г. – 21,4% и 41,5%. Таким образом, НДФЛ является одним из бюджетообразующих налогов наравне с налогом на добычу полезных ископаемых (концентрируется в федеральном бюджете), налогом на добавленную стоимость (характеризуется высоким уровнем возмещения) налогом на прибыль организаций.

Промышленные регионы и города имеют более благоприятные условия для развития торговли и финансовой сферы, где заработная плата традиционно выше. Поэтому по субъектам Российской Федерации отмечается различный объем поступлений по налогу на доходы физических лиц.

Удельный вес НДФЛ в общем объеме поступлений в Московский бюджет.

Первое место в обеспечении поступлений в бюджет налога на доходы физических лиц занимает г. Москва (более пятой части от общего объема налога, поступившего в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации). Это связано со значительным числом зарегистрированных налогоплательщиков и налоговых агентов в г. Москве (около трети всех зарегистрированных юридических лиц), концентрацией в столице налогоплательщиков с высокими доходами. Следует отметить и высоко развитую систему контроля за правильностью и полнотой исчисления, а также за полнотой и своевременностью перечисления налога на доходы физических лиц в бюджет. Хотя в настоящее время действенный контроль со стороны налоговых органов осуществляется в отношении только тех доходов, которые показываются в налоговой отчетности.

Удельный вес налога на доходы физических лиц в общем объеме поступлений в Московский бюджет постоянно растет. В 2010 г. прирост НДФЛ в бюджет г. Москвы составил 18,2%, в 2011 г. прирост НДФЛ в бюджет г. Москвы составил 22%, в 2012 г. прирост НДФЛ в бюджет г. Москвы составил 26,3%.

С 2012 г. важнейшими изменениями в НК РФ являются:

  • увеличение величины стандартного вычета на первого и второго ребенка с 1000 до 1400 руб., однако отменен ежемесячный стандартный вычет по НДФЛ в размере 400 руб.;
  • возможность переноса имущественного налогового вычета при приобретении жилья пенсионерами на предыдущие налоговые периоды, но не более трех периодов;
  • обложение компенсации руководителям, их заместителям и главным бухгалтерам, выплачиваемых при их увольнении, в части, превышающей трехкратный размер среднего месячного заработка. Выходное пособие и средний месячный заработок на период трудоустройства не облагаются НДФЛ в размере, не превышающем в целом три средних месячных заработка, а для работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, − шесть средних месячных заработков. До 2012 года ст. 178 ТК РФ устанавливала лишь нижний размер: выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

Изменения НК РФ, связанные с реализацией социальной политики

Отдельно следует сгруппировать изменения НК РФ, направленные на реализацию основных направлений социальной политики:

  • помощь детям, оставшимся без попечения родителей, не облагается НДФЛ;
  • денежные средства, недвижимость и ценные бумаги, переданные на формирование и пополнение целевого капитала некоммерческой организации и впоследствии возвращенные жертвователю, освобождаются от обложения НДФЛ;
  • при определении финансового результата по операциям с ценными бумагами, полученными физлицом-жертвователем в случае расформирования целевого капитала, отмены пожертвования или при ином возврате ценных бумаг, переданных на пополнение капитала НКО, расходами признаются только те затраты по операциям с ценными бумагами, которые понесены физлицом до указанной передачи (п. 13 ст. 214.1 НК РФ);
  • при перечислении пожертвований благотворительным организациям и иным социально ориентированным некоммерческим организациям физическое лицо вправе получить социальный вычет;
  • при возврате физическому лицу пожертвования, в связи с перечислением которого им был применен социальный вычет, эту сумму вычета оно должно включить в базу по НДФЛ того периода, в котором имущество или денежные средства фактически возвращены жертвователю.

Целесообразно выделить и проанализировать основные направления налогообложения доходов физических лиц, которые, на наш взгляд, опосредуют повышение роли НДФЛ в доходах бюджетов:

  1. изменение состава необлагаемых доходов;
  2. увеличение величины налоговых вычетов;
  3. разграничение понятий «дивиденды» и «оплата труда»;
  4. разработка методики определения «обезличенных» доходов, полученных в натуральной форме. Рассмотрим каждое направление подробнее.

Изменения в налоговом законодательстве по НДФЛ

1. Изменение состава необлагаемых доходов

Множество арбитражных споров между работодателями и налоговыми органами возникают в связи с отсутствием четкой формулировки в подп. 3 п. 1 ст. 217 НК РФ «все виды… компенсационных выплат». Представляется целесообразным использовать для целей определения необлагаемых доходов понятие «компенсации», установленное Трудовым кодексом РФ (ст. 164: компенсации − денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных Трудовым кодексом [2] и другими федеральными законами).

2. Увеличение суммы налоговых вычетов

Применяемые налоговые вычеты практически не выполняют свою стимулирующую роль, так как абсолютная величина, например, стандартных вычетов намного меньше установленного прожиточного минимума. Они не учитывают региональные особенности ценообразования. Если в 2000 г. соотношение минимального стандартного налогового вычета (400 руб.) и минимального размера оплаты труда составляло 3,71 раза, в 2007 г. − 0,27 раза (то есть в 13,7 раза меньше), то в 2009 г. – 0,07 раз. Динамика соотношения минимального стандартного вычета и величины прожиточного минимума отличается меньшим падением (почти в 3 раза). Предлагается ввести механизм автоматической индексации налоговых вычетов с учетом инфляции.

Одна из наиболее спорных новаций 2009 г. − введение понятия «единственный родитель» (такой налогоплательщик имеет право на удвоенный стандартный налоговый вычет на ребенка). В редакции статьи, действовавшей до 2009 г., право на вычет имели одинокие родители, в том числе разведенные. В настоящее время возникают проблемы с порядком получения двойного вычета при невозможности получения от родителя, не обеспечивающего ребенка, заявления об отказе в получении стандартного налогового вычета.

Читайте так же:  Срок платежа налога на имущество организаций

3. Разграничение понятий «дивиденды» и «оплата труда»

Проблемы возникают в том случае, когда организация заменяет часть заработной платы дивидендами для своих работников, являющихся акционерами. В данном случае следует выделить признаки «переквалификации» оплаты труда в дивиденды:

  • выплата дивидендов осуществляется не по итогам года или по итогам квартала (ежемесячно или еще чаще) при отсутствии чистой прибыли;
  • выплата дивидендов, если законодательство это не разрешает (если стоимость чистых активов меньше размера уставного капитала и т.д.);
  • распределение прибыли не пропорционально долям участников, а в зависимости от должностных окладов работников;
  • многократное превышение величины дивидендов над величиной заработной платы.

4. Разработка методики определения «обезличенных» доходов, полученных в натуральной форме

Например, достаточно сложно определить, какая конкретно сумма дохода получена каждым сотрудником при проведении корпоративных мероприятий [3]. Следует персонифицировать выгоду, полученную в натуральной форме каждым физическим лицом. Однако если налоговые органы при проведении проверок рассчитывают облагаемый доход для каждого работника путем распределения расходов пропорционально количеству участников мероприятия, это не соответствует действующей редакции Налогового кодекса РФ. Следовательно, требуется разработать методику расчета НДФЛ при наличии начисленных работодателями «обезличенных» доходов (представляется целесообразным закрепить методику в учетной политике для целей налогообложения).

В конце концов, рассмотренные изменения направлены на упрощение механизма исчисления и уплаты НДФЛ и, как следствие, на повышение роли и значения НДФЛ в налоговых доходах бюджетов.

Список литературы

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2.
  2. Трудовой кодекс Российской Федерации.
  3. Постановление ФАС Московского округа от 23.09.2009 N КА-А40/8528-09.
  4. http://www.nalog.ru

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Роль НДФЛ в формировании бюджетных доходов

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 02.12.2016 2016-12-02

Статья просмотрена: 1289 раз

Библиографическое описание:

Минакова Е. С., Плахов А. В. Роль НДФЛ в формировании бюджетных доходов // Молодой ученый. — 2016. — №26. — С. 362-363. — URL https://moluch.ru/archive/130/35950/ (дата обращения: 18.02.2020).

В данной статье будут рассмотрены трудности составления бюджета субъектов РФ в связи с начислением налога на доходы физических лиц. Предлагаются пути, улучшающие механизм начисления и уплаты НДФЛ.

Ключевые слова: бюджет, налог на доходы физических лиц, налоговый контроль, доходы физических лиц, облагаемые доходы, налоговые проверки

НДФЛ — важный инструмент формирования бюджетов федерального, регионального и муниципального бюджета, обеспечения источников финансирования и регулятор процессов экономики. Поступления в бюджеты всегда анализируются для того, чтобы эффективность их собираемости возросла.

После принятия в Налоговом кодексе второй части, объем поступающих от плательщиков и агентов налогов увеличился и стал играть значительную роль. К ним относятся:

− налог на добычу полезных ископаемых (входит в федеральный бюджет);

− налог на добавленную стоимость (имеет высокий уровень возмещения);

− налог на прибыль организаций.

Удельный вес НДФЛ в консолидированном бюджете РФ:

− в 2008 г. составлял 21 %, а в консолидированных бюджетах субъектов федерации — 38,1 %;

− в 2009 г. данные показатели имели значение 26,5 % и 44 %, соответственно;

− в 2010 г. — 23,3 % и 39,9 %.

Очень хорошую почву в развитии торговли и сферы финансов имеют города и регионы, где, в ходе деятельности промышленности, людям начисляется высокая зарплата. В связи с этим, поступления НДФЛ в субъекты РФ имеют разный объем.

Г. Москва входит в первые места по обеспечению поступлений НДФЛ в бюджет (1/5 от всего объема НДФЛ в бюджетах РФ).

Такие показатели связаны с тем, что в г. Москва достаточно большое количество плательщиков и налоговых агентов, которые зарегистрированы в налоговой службе и имеют высокий доход. Система контроля помогает обеспечить правильное и полное исчисление НДФЛ и следит, чтобы данный налог поступал в полном объеме и своевременно. Однако, такая система эффективна при изучении отчетности об уплате НДФЛ.

Удельный вес НДФЛ, который поступает в бюджет г. Москва, имеет тенденцию увеличения:

− в 2006 г. поступления НДФЛ в бюджет г. Москвы составили 40 %;

− в 2007 г. поступления НДФЛ в бюджет г. Москвы составили 45 %;

− в 2008 г. поступления НДФЛ в бюджет г. Москвы составили 35 %;

− в 2009 г. произошло увеличение удельного веса в доходах бюджета с 31 % до 39 %.

Были внесены изменения в Налоговый кодекс в 2012 г., результатами которого являются:

− стандартный вычет за первого и второго ребенка повысился с 1000 до 1400 р. и произошла отмена ежемесячного стандартного вычета в сумме 400 по НДФЛ;

− разрешено перенесение на три налоговых периода вычета налога на имущество при покупке пенсионерами жилья;

− руководители, их заместители и главные бухгалтера получают компенсацию при увольнении, превышающую трехкратный размер среднемесячного дохода. При обложении НДФЛ не учитываются в период трудоустройства, которые не должны превышать среднемесячный заработок за три месяца. Для людей, которые работают в районах Крайнего Севера и прилежащих к ним местностях, выходные пособия и среднемесячный заработок не должны превышать среднемесячный заработок за шесть месяцев.

При реализации государством социальной политики изменился Налоговый кодекс РФ. Группировка происходит по основным направлениям, способствующим реализации социальной политики:

− не облагается НДФЛ материальная помощь, выделенная для детей, оставшимся без попечения родителей;

− освобождаются от НДФЛ средства, участвующие в формировании и пополнении целевого капитала некоммерческих организаций;

− затраты, направленные на операции с ценными бумагами в результате расформирования целевого капитала, отмены пожертвований или при ином возврате ценных бумаг признаются те, которые понесены физлицом до указанной передачи;

− получение физическим лицом социального вычета при перечислении денежных средств от благотворительности организаций или социальной деятельности некоммерческих организаций;

− возврат добровольно пожертвованных средств, за минусом социального вычета. Сумма вычета входит в состав базы НДФЛ и рассчитывается на период возврата суммы пожертвования.

Читайте так же:  Ип пенсионные взносы налоги

Необходимо провести анализ направлений по обложению НДФЛ, благодаря которым роль данного налога при формировании доходов бюджета возрастает:

  1. смена состава доходов, которые налогом не облагаются;
  2. повышение суммы вычета налога;
  3. четкое определение понятия «дивиденды» и понятия «оплата труда»;
  4. формирование методов точного определения «обезличенных доходов», которые взимаются в натуральной форме.

При смене состава доходов, необлагаемых налогами необходимо применять термин «компенсация», в связи с возникающими спорами между органами налогообложения и работодателями. Определение термина «компенсация» указано в Трудовом кодексе РФ и означает выплаты денежных средств, при возмещении затрат работников в результате трудовой деятельности [2].

Стимулирующая функция налоговых вычетов не реализуется в достаточной мере, так как стандартные вычеты гораздо меньше прожиточного минимума. При их формировании не учитываются особенности ценообразования в регионах. При замене части заработной платы дивидендами у работников, которые являются акционерами, появляются проблемы.

Выделяют признаки «переквалификации»:

− дивиденды выплачиваются по итогам месяца или чаще, если отсутствует чистая прибыль;

− прибыль распределяется в зависимости от оклада работника;

Видео (кликните для воспроизведения).

− неоднократное повышение суммы дивидендов над суммой зарплаты.

Возникают сложности с определением конкретной суммы дохода, получаемой работниками в результате корпоративных мероприятий [3].

Некоторые налоговые органы при расчете облагаемого дохода распределяют расходы исходя из пропорции количества работников мероприятия. Данный способ не соответствует методике, предлагаемой в Налоговом кодексе РФ [4].

Необходимо принять новую методику расчета НДФЛ, которая будет определять наличие «обезличенных» доходов, и закрепить данную методику при реализации учетной политике налогообложения.

Были рассмотрены меры, которые помогут упростить механизм начисления и выплат НДФЛ и повысить роль НДФЛ при формировании налоговых доходах бюджетов.

  1. Лыкова Л. Н. Налоги и налогообложение. М.: Юрайт, 2015. — 353 с.
  2. Марчева И. А. Налоги и налогообложение: М.: Юнити-Дана, 2013. — 122 с.
  3. Плахов А. В. Системный анализ механизма налогового регулирования отраслей экономики // Регион: системы, экономика, управление. 2011. № 3 (14). С. 23–27.
  4. Черник Д. Г. Налоги. М.: Юрайт, 2014. — 509 с.

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2015

ЗНАЧЕНИЕ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В ФОРМИРОВАНИИ БЮДЖЕТОВ РФ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ С 2015 ГОДА

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) — неотъемлемая часть функционирования экономики любой страны. Экономическая сущность налога на доходы физических лиц заключается в определении роли и места данного вида налога в налоговой системе страны. Его доля в государственном бюджете прямо зависит от уровня развития экономики, в этом заключается его роль.

Важнейшим определяющим моментом налога на доходы физических лиц является то, что объектом обложения по данному налогу служит именно доход, реально полученный налогоплательщиком.

Преимущество этого налога заключается в том, что его плательщиками является практически все трудоспособное население страны, вследствие чего его поступления могут без перераспределения зачисляться в любой бюджет: от поселкового до федерального. К тому же этот налог — достаточно стабильный и устойчивый доходный источник бюджетов, благодаря чему он в основном зачисляется в бюджеты муниципальных образований, из которых финансируются основные расходы, связанные с жизнеобеспечением населения.

НДФЛ самый перспективный в смысле его продуктивности. При прочих равных условиях он легче других налогов контролируется налоговыми органами, от его уплаты сложнее уклониться недобросовестным налогоплательщикам.

Одновременно с этим именно в подоходном налоге с физических лиц наглядно реализуются такие важнейшие принципы построения налоговой системы, как всеобщность и равномерность налоговых обязанностей.

Указанные особенности подоходного налога накладывают на законодательные и исполнительные органы любой страны огромную экономическую и социальную ответственность за построение шкалы этого налога, установление размера необлагаемого минимума, налоговых льгот и вычетов.

В сегодняшних российских условиях подоходный налог с физических лиц не стал доминирующим в налоговой системе страны. Несмотря на то, что его отчисления увеличились в общей сумме всех доходов бюджета по сравнению с централизованной экономикой и по объему поступлений в бюджет, он занимает теперь третье место, уступая лишь налогам на добавленную стоимость и на прибыль, все же его доля в доходах консолидированного бюджета около 10 процентов — явно недостаточна.

Недостаточная роль подоходного налога с физических лиц в формировании доходной базы российского бюджета объясняется следующими причинами:

Во-первых, низким по сравнению с экономически развитыми странами уровнем доходов подавляющего большинства населения России, в связи с чем подоходный налог в основном уплачивался в последнее время по минимальной шкале.

Во-вторых, постоянными задержками выплат заработной платы значительной части работников как сферы материального производства, так и работающих в организациях, состоящих на бюджете.

В-третьих, неразвитостью рыночных отношений, незначительным количеством частных предприятий и лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

В-четвертых, получившей широкое распространение чисто российской практикой массового укрывательства от налогообложения лиц с высокими доходами, в связи с чем в бюджет поступает не более половины от всех положенных сумм этого налога. Вместе с тем, как это ни парадоксально, основную долю этого налога обеспечивают в бюджете Российской Федерации поступления от доходов низкообеспеченной части населения, поскольку здесь наиболее низкий процент укрывательства от налогов.

В настоящее время налог на доходы физических лиц (НДФЛ) играет огромную роль в обеспечении бюджетов всех уровней доходными источниками и в регулировании экономических процессов. В связи с этим особое значение имеет анализ его поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и определение путей повышения эффективности его собираемости.

Таблица 1 – Зачисление налога на доходы физических лиц в бюджеты бюджетной системы РФ

Значение налога на доходы физических лиц в формировании бюджетов РФ и государственного бюджета Республики Саха (Якутия)

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 27.03.2017 2017-03-27

Статья просмотрена: 1216 раз

Библиографическое описание:

Чучайцева А. Л. Значение налога на доходы физических лиц в формировании бюджетов РФ и государственного бюджета Республики Саха (Якутия) // Молодой ученый. — 2017. — №12. — С. 380-381. — URL https://moluch.ru/archive/146/41091/ (дата обращения: 18.02.2020).

В данной статье проводится анализ налога на доходы физических лиц в формировании дохода бюджета РФ и государственного бюджета РС(Я). Рассмотрены динамики поступлений НДФЛ в консолидированный бюджет РФ и государственный бюджет Республики Саха (Якутия).

Ключевые слова: налог на доходы физических лиц, консолидированный бюджет РФ, государственный бюджет Республики Саха (Якутия)

Keywords: tax on personal income, the consolidated budget of Russia, the state budget of the Republic of Sakha (Yakutia)

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) — основной вид прямых налогов. Исчисляется в процентах от совокупного дохода физических лиц за вычетом документально подтверждённых расходов, в соответствии с действующим законодательством. [2]

Читайте так же:  Понятие валютного законодательства

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) — неотъемлемая часть функционирования экономики любой страны. Экономическая сущность налога на доходы физических лиц заключается в определении роли и места данного вида налога в налоговой системе страны. Его доля в государственном бюджете прямо зависит от уровня развития экономики, в этом заключается его роль.

Важнейшим определяющим моментом налога на доходы физических лиц является то, что объектом обложения по данному налогу служит именно доход, реально полученный налогоплательщиком.

Преимущество этого налога заключается в том, что его плательщиками является практически все трудоспособное население страны, вследствие чего его поступления могут без перераспределения зачисляться в любой бюджет: от поселкового до федерального. К тому же этот налог — достаточно стабильный и устойчивый доходный источник бюджетов, благодаря чему он в основном зачисляется в бюджеты муниципальных образований, из которых финансируются основные расходы, связанные с жизнеобеспечением населения.

НДФЛ самый перспективный в смысле его продуктивности. При прочих равных условиях он легче других налогов контролируется налоговыми органами, от его уплаты сложнее уклониться недобросовестным налогоплательщикам.

В бюджеты субъектов Российской Федерации подлежат зачислению налога на доходы физических лиц — по нормативу 85 процентов.

В бюджеты городских поселений зачисляется налога на доходы физических лиц — по нормативу 10 процентов. [1]

Таким образом, налог на доходы физических лиц, являясь федеральным налогом, полностью поступает в местные и региональные бюджеты.

По итогам 2016 года в государственный бюджет Республики Саха (Якутия) поступило доходов 164,33 млрд. рублей (-2,01 % к 2015 году), из них налоговые доходы — 102,86 млрд. рублей (-4,63 %), неналоговые — 10,47 млрд. рублей (-17,56 %) и безвозмездные поступления — 50,99 млрд. рублей (-22,66 %). По сравнению с 2015 годом наблюдается снижение поступлений по всем основным видам налогов.

Динамика поступлений налога на доходы физических лиц вРеспублике Саха (Якутия) за 2014–2016гг.

Годы

НДФЛ, млрд. руб.

Удельный вес вбюджете РС(Я),%

Сущность налога на доходы физических лиц и его роль в формировании бюджета

Налог на доходы физических лиц — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый как с организаций, так и с физических лиц в форме отчуждения денежных средств в целях финансового обеспечения государственной деятельности [9, с. 320]. НДФЛ – это федеральный прямой налог и согласно статье 13 НК РФ, он является обязательным для уплаты на всей территории страны. НДФЛ в абсолютном размере остается в распоряжении региональных и местных бюджетов с целью исполнения определенных пред ними общественных проблем.

Источником данного налога является определенный доход физического лица, выявленный в денежной форме [12, с. 63].

НДФЛ включает в себя много различных льгот. К таким, например, относятся: вычеты из налоговой базы, освобождение от уплаты налога некоторых налогоплательщиков, возврат уплаченного ранее налога и др. [10, с. 138].

Существует три способа взимания налогов: кадастровый, по декларации и административный (по источнику). Для налога на доходы физических лиц применяется способ взимания по декларации и по источнику (удержание из заработной платы).

Методы для определения налога: 1.) коммулятивная система (предполагает расчет налога нарастающим итогом с начала налогового периода); 2.) некоммулятивная (предполагает расчет налога по частям) [22, с. 35].

Основные принципы налога на доходы физических лиц существуют с момента принятия закона №1998-1 «О подоходном налоге с физических лиц» от 7 декабря 1991года. После принятия данного закона значительные изменения в системе подоходного налогообложения совершались почти каждый год.

За период, с даты принятия этого закона менялась база определения налога для определенных ставок, максимальная налоговая ставка, а так же количество ступеней в шкале ставок и сумма необлагаемого минимума по данному налогу [ 29 ].

Главным принципом налогообложения является то, что все налогоплательщики равны перед законом, независимо от их социальной или другой принадлежности, а также, ставки налога одинаковы для всех налогоплательщиков Российской Федерации [2, 385].

Порядок определения и удержания налога на доходы физических лиц регулируется 23 главой НК РФ. В 23 главе описаны основные элементы налога, такие, как:

· Дата фактического получения дохода;

Объектом налогообложения по данному виду налога является доход, полученный налогоплательщиком.

Для того, чтобы исчислить налоговую базу по налогу необходимо учесть все доходы физического лица, полученные в денежной, натуральной, или же в форме материальной выгоды [2, с. 399].

Налоговый период по НДФЛ — календарный год.

Налоговым вычетом является сумма, уменьшающая объект налогообложения, выраженный в денежной форме. Существует несколько видов налоговых вычетов (рис.1), их могут получать все физические лица, которые получают доходы, облагаемые ставкой 13% [10, с. 86].

Рисунок 1 — Вычеты по налогу на доходы физических лиц

По налогам, облагаемым ставкой 13% налоговая база определяется, как сумма дохода, уменьшенная на налоговые вычеты [16, с. 231]. Если вычет больше дохода, то в таком случае налоговая база равна нулю. Разница, возникшая между суммой налоговых вычетов в данном налоговом периоде и суммой доходов, облагаемых по ставке 13% не переносится на другой налоговый период.

Согласно п.1 ст. 223 НК РФ, датой фактического получения дохода является день выплаты этого дохода. По каждому виду дохода она определяется по-разному (рис.2) [2, с. 467].

Рисунок 2 – Дата фактического получения доходов

Налоговой ставкой, в соответствии с п.1 ст. 53 НК РФ является величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы [2, с. 372].

Ставка налога для всех видов доходов — 13 %, но есть исключения:

· 9% — при получении дивидендов;

· 15% — облагаются дивиденды, полученные от российских организаций физическими лицами – нерезидентами;

· 30% — облагаются доходы нерезидентов РФ;

· 35% — стоимость выигрышей и призов в конкурсах/играх и других мероприятиях, превышающую сумму 200 рублей, а также другие виды доходов [2, с. 401].

Налогооблагаемая база определяется отдельно по каждому виду полученного дохода, так как ставка налога зависит не от размера дохода, а именно от вида дохода. Для того, чтобы рассчитать налог, необходимо налоговую базу умножить на соответствующую ставку налога [17, с. 90].

Читайте так же:  Календарь выплаты дивидендов по акциям нлмк

Порядок исчисления, удержания и перечисления в бюджет НДФЛ налоговыми агентами прописан в статье 226 НК РФ. Согласно этой статье, налоговые агенты исчисляют налог нарастающим итогом с начала года по итогам каждого месяца [2, с. 384]. По остальным ставкам, налог исчисляется отдельно по каждой сумме указанного дохода налогоплательщика.

Доходы, полученные от других налоговых агентов, не берутся в расчет. Индивидуальные предприниматели самостоятельно исчисляют налог по истечении налогового периода [20, с. 63].

Налоговый агент удерживает налог на доходы с физического лица, но он не может быть более 50% от общей выплаченной ему суммы. При невозможности налогового агента удержать налог, он в письменной форме обязан сообщить об этом налогоплательщику и налоговому органу, но не позднее месяца с даты окончания налогового периода. Если имеется излишне удержанные суммы, то налоговый агент может вернуть их по заявлению налогоплательщика, а неудержанные или удержанные, но не в полном размере налоги, взыскиваются налоговыми агентами с физических лиц до того момента, пока не будет полностью погашена задолженность.

Налоговые агенты, в соответствии с п. 6 ст. 226,обязаны перечислять в бюджет суммы начисленного и удержанного с физических лиц налога. Срок его перечисления — не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств для выплаты дохода [2, с. 392].

В письме Минфина Российской Федерации от 30 июня 2005 г. № 03-05-01-04/225, говорится о том, что доходы иностранцев, нанятых организацией для выполнения работ / оказания услуг на территории России, облагаются по ставке 30%. В случае, если налоговый статус подобного работника меняется, то нужно сделать перерасчет сумм НДФЛ по этим доходам с начала календарного года согласно ставки 13% [29, с. 12]

Налоговые резиденты – это физические лица, которые находятся на территории России не менее 183 дней в течение 12-ти месяцев, следующих подряд.

В случае, если иностранный гражданин, который стал налоговым резидентом, продолжит работать в РФ и в следующем году, то он может сразу рассматриваться как налоговый резидент на начало года, а его доходы с января следующего года будут облагаться по ставке 13% [7, с. 15]. Иностранец перестает быть налоговым резидентом, если он прибыл в Россию на непродолжительное время, а в течение календарного года прекращает трудовые отношения с налоговым агентом и уезжает за пределы РФ до истечения 183 дней. В данном случае, налог на доходы будет пересчитываться по ставке 30%. Аналогичная ситуацияяможет случиться и с российским физическим лицом, который уехал за границу и прожил там больше, чем 183 дня в течение календарного года.

В таком случае, общая сумма налога равна полученной в результате сложения сумме налога, и исчисляется по итогам налогового периода согласно всех доходов налогоплательщика.

Общая сумма налога, которая подлежит уплате в соответствующий бюджет, исчисляется налогоплательщиком с учетом сумм налога, удержанных налоговыми агентами при выплате налогоплательщику дохода [14, с. 26]. При этом убытки прошлых лет, понесенные физическим лицом, не уменьшают налоговую базу.

Ежегодно до 1 апреля года, следующего за отчетным, налоговые агенты по каждому работнику представляют в налоговую инспекцию документ, который содержит информацию о доходах физических лиц и суммах исчисленного, удержанного и перечисленного в бюджет РФ налога за данный налоговый период, по форме 2-НДФЛ (см. приложение А).

С 1 января 2016 года налоговые агенты обязаны представлять в налоговые органы еще и отчетность по форме 6-НДФЛ (см. приложение Б). Это новый вид отчетности, утвержденный Приказом ФНС России от 14.10.2015 № ММВ-7-11/450 [8, с. 35]. Подавать в налоговую инспекцию расчет по данной форме согласно п.2 ст. 230 НК РФ обязаны все лица, являющиеся налоговыми агентами по НДФЛ.

Расчет 6-НДФЛ не отменяет справку 2-НДФЛ: организации должны сдавать и то и другое. В расчете 6-НДФЛ налоговый агент показывает начисленный и удержанный налог в целом по организации, а в справке 2-НДФЛ – отдельно по каждому физическому лицу.

За несвоевременную сдачу отчета — штраф в размере 1000 рублей за каждый месяц просрочки. Если сдачу отчета задержать более чем на 10 дней, то налоговые инспекторы вправе заблокировать расчетный счет организации. За недостоверные сведения в отчете – штраф в размере 500 рублей за каждый документ [19, с. 275].

НДФЛ является одной из основных баз экономического функционирования каждой страны, поэтому доля этого налога в государственном бюджете много зависит от уровня развития экономики в целом.

Налог на доходы физических лиц — довольно стабильный и устойчивый источник доходной части бюджетов. Этот налог в основном поступает в бюджеты муниципальных образований, из которых затем оплачиваются расходы, связанные с обеспечением жизни населения.

На сегодняшний день налог с доходов физических лиц не доминирует в налоговой системе нашей страны [24, с. 45]. Несмотря на то, что его отчисления стали больше в общей сумме всех бюджетных доходов по сравнению с централизованной экономикой и по объему поступлений в бюджет, он находится сейчас на третьем место, уступая при этом налогу на добавленную стоимость и налогу на прибыль, все же доля его в доходах консолидированного бюджета 13,1% — далеко недостаточна.

Недостаточность налога на доходы физических лиц в формировании бюджета связана с [32]:

1. низкимиуровнем доходов большинства населения РФ, по сравнению с другими странами;

2. частыми задержками в выплатах заработной платы большой части населения;

3. массовое укрывательство от обложения налогом граждан с высокими доходами, из-за этого в российский бюджет поступает лишь не более половины от всех положенных сумм этого налога. В то же время, как бы ни казалось это парадоксальным, основную часть НДФЛ обеспечивают в бюджете РФ поступления от физических лиц с низкими доходами, так как здесь более низкий процент сокрытия налогов.

Таким образом, на сегодняшний день, НДФЛ играет огромную роль в обеспечении бюджетов всех уровней доходными источниками и в регулировании экономических процессов.

Видео (кликните для воспроизведения).

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; Нарушение авторского права страницы

Источники

Роль налога на доходы физических лиц
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here