Штраф за возврат билета в налоговом учете

Штраф за возврат билета спишем в расходы

В письме от 08.09.2017 № 03-03-06/1/57890 специалисты Минфина России высказали свою позицию по вопросу учета для целей налогообложения прибыли сбора, который удерживают транспортные организации за возврат билета. Точка зрения финансистов в пользу компаний.

С ситуацией, которую рассмотрел Минфин России, сталкиваются многие компании. Предположим, организация направляет своего работника в командировку. Для этих целей приобретается билет на поезд или самолет. Позднее по каким-либо причинам (например, в связи с болезнью работника или же производственной необходимостью) командировка отменяется или переносится дата выезда. Ранее купленный билет организация вынуждена сдать. При этом транспортные организации возвращают стоимость билета за минусом сбора (штрафа). Взимание сбора за возврат как железнодорожных, так и авиабилетов установлено на законодательном уровне (п. 60, 157 Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденных приказом МПС России от 26.07.2002 № 30, п. 97, 98, 100 Правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденных приказом Минтранса России от 25.09.2008 № 155, ст. 108 Воздушного кодекса РФ).

Можно ли удержанную сумму учесть при расчете налога на прибыль в составе расходов?

Логика проста

По мнению специалистов Минфина России, организации вправе при формировании налоговой базы по налогу на прибыль учитывать расходы в виде штрафов за возврат билетов транспортной организации. Естественно, при условии, что такие расходы соответствуют критериям п. 1 ст. 252 НК РФ, то есть документально подтверждены, экономически оправданны и осуществлены для деятельности, направленной на получение дохода.

Также расходы не должны быть поименованы среди тех, которые не учитываются для целей налогообложения на основании ст. 270 НК РФ

Выбираем статью расходов

В комментируемом письме финансисты не уточнили, по какой именно статье расходов компания может учесть рассматриваемые затраты. На наш взгляд, есть два варианта.

Беспроблемный вариант

Организация, обратившаяся за разъяснениями в финансовое ведомство, интересовалась возможностью отражения затрат на возврат билета в составе внереализационных расходов на основании подп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ. Напомним, что по этой норме Кодекса учитываются расходы, в том числе в виде признанных должником штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств.

Как видите, финансисты в принципе дали положительный ответ на вопрос. Отметим, что специалисты финансового ведомства допускают учет расходов в виде штрафа за переоформление и возврат билетов, предусмотренного сторонами за невыполнение условий возмездного договора по приобретению билетов, на основании подп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ (письма Минфина России от 29.11.2011 № 03-03-06/1/786, от 25.09.2009 № 03-03-06/1/616).

Поэтому компания может включить удержанную транспортной компанией сумму при возврате билета во внереализационные расходы в качестве штрафа.

Возможны претензии

Рассматриваемые затраты некоторые компании отражают в составе командировочных расходов. Но здесь без споров с проверяющими не обойтись.

Дело в том, что специалисты Минфина России считают, что сбор за возврат билета нельзя отнести к командировочным расходам. Такой вывод содержится в письме от 18.07.2016 № 03-11-06/2/41888. В этом письме разъяснения даны для компании на «упрощенке», но они применимы и для организаций на общей системе. Ведь порядок учета командировочных расходов при УСН и ОСН один и тот же (подп. 13 п. 1 ст. 346.16, подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ). Приведем аргументацию чиновников.

В перечень командировочных расходов, которые учитываются для целей налогообложения, включены затраты на:

проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы;

наем жилого помещения;

оформление и выдачу виз, паспортов, ваучеров, приглашений и иных аналогичных документов;

консульские, аэродромные сборы, сборы за право въезда, прохода, транзита автомобильного и иного транспорта, за пользование морскими каналами, другими подобными сооружениями и иные аналогичные платежи и сборы.

Суммы, удержанные транспортной организацией при сдаче авиабилета командированным работникам, не относятся к вышеуказанным расходам. Поэтому их нельзя включить в налоговую базу.

Следует отметить, что при возникновении споров с проверяющими компаниям удается в суде доказать правомерность учета рассматриваемых затрат в составе командировочных расходов. В качестве примера можно привести спор, рассмотренный ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 09.07.2009 по делу № А21-6746/2008.

В ходе проверки налоговый орган установил, что компания при расчете налога на прибыль учла потери при возврате билета в связи с изменением сроков командировки. Данные суммы были отражены как командировочные расходы по подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ. Налоговики решили, что организация неправомерно уменьшила налоговую базу в связи с включением в состав расходов экономически не оправданных и документально не подтвержденных затрат. Аргумент — данные затраты не включены в перечень расходов, учитываемых в соответствии с подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Однако суд с такой точкой зрения не согласился. Арбитры указали, что к расходам на командировки относятся, в частности, затраты на проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы. Расходы на командировки учитываются для целей налогообложения прибыли при наличии подтверждающих первичных документов (п. 1 ст. 252 НК РФ). Соответствующие документы у компании были. Спорные суммы были включены в состав расходов на основании утвержденного авансового отчета командированного работника. При этом перенос сроков командировки подтвержден приказом о направлении работника в командировку, авиабилетами и обусловлен производственной необходимостью. В результате суд пришел к выводу, что при таких обстоятельствах затраты, понесенные организацией в связи с изменением сроков командировки, неправомерно квалифицированы инспекторами как экономически неоправданные. Поэтому удержанный транспортной организацией сбор при возврате билета относится к командировочным расходам и учитывается при расчете налога на прибыль на основании подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ.

К аналогичному выводу пришли арбитры в постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 24.03.2006 по делу № А28-10790/2005-233/15.

Возврат билета авиаперевозчику: как учесть штраф?

Взимание сбора за возврат как железнодорожных, так и авиабилетов установлено на законодательном уровне (п. 60, 157 Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденных приказом МПС России от 26.07.2002 № 30, п. 97, 98, 100 Правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденных приказом Минтранса России от 25.09.2008 № 155, ст. 108 Воздушного кодекса РФ).

По мнению специалистов Минфина России, высказанному в письме от 08.09.2017 № 03-03-06/1/57890, организации вправе при формировании налоговой базы по налогу на прибыль учитывать расходы в виде штрафов за возврат билетов транспортной организации. Естественно, при условии, что такие расходы соответствуют критериям п. 1 ст. 252 НК РФ, то есть документально подтверждены, экономически оправданны и осуществлены для деятельности, направленной на получение дохода.

Также расходы не должны быть поименованы среди тех, которые не учитываются для целей налогообложения на основании ст. 270 НК РФ. В упомянутом письме финансисты не уточнили, по какой именно статье расходов компания может учесть рассматриваемые затраты. На наш взгляд, есть два варианта.

Читайте так же:  Водный налог счет

Вариант 1

Организация, обратившаяся за разъяснениями в финансовое ведомство, интересовалась возможностью отражения затрат на возврат билета в составе внереализационных расходов на основании подп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ. Напомним, что по этой норме Кодекса учитываются расходы, в том числе в виде признанных должником штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств.

Как видите, финансисты в принципе дали положительный ответ на вопрос. То, что специалисты финансового ведомства допускают учет расходов в виде штрафа за переоформление и возврат билетов, предусмотренного сторонами за невыполнение условий возмездного договора по приобретению билетов, на основании подп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ, следует также из писем Минфина России от 29.11.2011 № 03-03-06/1/786, от 25.09.2009 № 03-03-06/1/616.

Поэтому компания может включить удержанную транспортной компанией сумму при возврате билета во внереализационные расходы в качестве штрафа.

Вариант 2

Некоторые компании отражают рассматриваемые затраты в составе командировочных расходов. Но здесь без споров с проверяющими не обойтись.

Дело в том, что специалисты Минфина России считают, что сбор за возврат билета нельзя отнести к командировочным расходам. Такой вывод содержится в письме от 18.07.2016 № 03-11-06/2/41888. В этом письме разъяснения даны для компании на «упрощенке», но они применимы и для организаций на общей системе. Ведь порядок учета командировочных расходов при УСН и ОСН один и тот же (подп. 13 п. 1 ст. 346.16, подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ). Приведем аргументацию чиновников.

В перечень командировочных расходов, которые учитываются для целей налогообложения, включены затраты на:

— проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы;

— наем жилого помещения;

— оформление и выдачу виз, паспортов, ваучеров, приглашений и иных аналогичных документов;

— консульские, аэродромные сборы, сборы за право въезда, прохода, транзита автомобильного и иного транспорта, за пользование морскими каналами, другими подобными сооружениями и иные аналогичные платежи и сборы.

Суммы, удержанные транспортной организацией при сдаче авиабилета командированным работникам, не относятся к вышеуказанным расходам. Поэтому их нельзя включить в налоговую базу.

Следует отметить, что при возникновении споров с проверяющими компаниям удается в суде доказать правомерность учета рассматриваемых затрат в составе командировочных расходов. В качестве примера можно привести спор, рассмотренный ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 09.07.2009 по делу № А21-6746/2008.

В ходе проверки налоговый орган установил, что компания при расчете налога на прибыль учла потери при возврате билета в связи с изменением сроков командировки. Данные суммы были отражены как командировочные расходы по подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ. Налоговики решили, что организация неправомерно уменьшила налоговую базу в связи с включением в состав расходов экономически не оправданных и документально не подтвержденных затрат. Аргумент — данные затраты не включены в перечень расходов, учитываемых в соответствии с подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Однако суд с такой точкой зрения не согласился. Арбитры указали, что к расходам на командировки относятся, в частности, затраты на проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы. Расходы на командировки учитываются для целей налогообложения прибыли при наличии подтверждающих первичных документов (п. 1 ст. 252 НК РФ). Соответствующие документы у компании были. Спорные суммы были включены в состав расходов на основании утвержденного авансового отчета командированного работника. При этом перенос сроков командировки подтвержден приказом о направлении работника в командировку, авиабилетами и обусловлен производственной необходимостью. В результате суд пришел к выводу, что при таких обстоятельствах затраты, понесенные организацией в связи с изменением сроков командировки, неправомерно квалифицированы инспекторами как экономически неоправданные. Поэтому удержанный транспортной организацией сбор при возврате билета относится к командировочным расходам и учитывается при расчете налога на прибыль на основании подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ.

К аналогичному выводу пришли арбитры в постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 24.03.2006 по делу № А28-10790/2005-233/15.

Авиационные билеты: бухгалтерский и налоговый учет продажи и штрафов при возврате

«Бухгалтерский учет и налоги в торговле и общественном питании», 2010, N 3

В настоящей статье рассматриваются основные аспекты учета при реализации авиационных билетов агентами, порядок получения и отражения вознаграждения по агентским договорам. Особое внимание уделено учету при аннуляции авиаперевозки клиентом, отражению штрафов и их влиянию на налогообложение прибыли предприятия.

Авиабилет является договором перевозки между авиакомпанией и пассажиром, предоставляющим право на услуги авиационной пассажирской перевозки, в виде именного документа установленного образца. Билет является средством контроля и подлежит обязательной регистрации перед вылетом, после регистрации пассажир получает посадочный талон.

Приобрести авиабилеты покупатель может в туристской фирме или напрямую в авиакомпании. Необходимо отметить, что в дальнейшем от этого будет зависеть перспектива возмещения денежных средств за отказ от уже приобретенного авиабилета.

Практика свидетельствует, что наиболее распространена покупка авиабилетов через туристские фирмы, которые по действующему законодательству имеют заключенные с авиакомпаниями агентские договоры на реализацию данных билетов. В этом случае с туристом заключается договор купли-продажи.

По агентским договорам турфирмы обязуются оформить и продать билеты по требованиям и правилам, которые устанавливает авиакомпания. За свои услуги турфирма получает от перевозчика вознаграждение, которое и является ее выручкой и с которой необходимо платить налоги.

Авиакомпания самостоятельно решает, входит ли вознаграждение посредника в стоимость авиаперелета, которая указывается на бланке билета, либо такое вознаграждение оформляется на специальных бланках (квитанция сборов за оформление). Данные квитанции, так же как и авиабилеты, являются бланками строгой отчетности.

Пример 1. Турагентство «Авиатур-Инн» имеет заключенный агентский договор с авиакомпаний «Ред Вингс Эйр», на основании которого осуществляет продажу авиабилетов по маршруту Москва — Салоники — Москва и Москва — Афины — Москва.

В мае 2010 г. турагентством было продано 8 авиабилетов:

Вознаграждение турагентства в соответствии с договором составляет 15% от стоимости проданных авиабилетов. Авиакомпании перечисляется стоимость авиабилетов за вычетом вознаграждения.

В бухгалтерском учете турагента «Авиатур-Инн» будут сделаны следующие записи:

  • в кассу получены денежные средства за авиабилеты (12 000 руб. x 2 + 13 500 руб. x 2 + 17 000 руб. x 2 + 13 000 руб. x 2):

Дебет счета 50 «Касса»

  • получены бланки авиабилетов от авиакомпании:
  • списаны бланки проданных авиабилетов:
  • отражена задолженность перевозчику по проданным авиабилетам:
  • отражена выручка от продажи авиабилетов в размере агентского вознаграждения (111 000 руб. x 0,15):
  • начислен НДС с агентского вознаграждения (16 650 руб. x 18% / 118%):

Дебет счета 90, субсчет «Налог на добавленную стоимость»,

  • перечислена авиакомпании стоимость перевозки за вычетом вознаграждения по агентскому договору (111 000 руб. — 16 650 руб.):

По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом (п. п. 1, 2 ст. 786 Гражданского кодекса РФ). При этом на практике случаются ситуации, в результате которых пассажиру приходится аннулировать приобретенный авиабилет.

Клиент вправе отказаться от исполнения договора, вернув купленные авиабилеты, при этом ему необходимо оплатить установленные штрафы за расторжение договоренности.

В случае отказа от полета, возврата или обмена авиабилета необходимо помнить, что условия отказа от полета, возврата или обмена авиабилета зависят от тарифа. Общее правило заключается в следующем: чем дешевле билет, тем с большими потерями производится его обмен или возврат.

Возврат производится на основании предъявляемого авиабилета с неиспользованными полетными купонами.

В случае отказа от полета по желанию пассажира (добровольный возврат) возврат денег за неиспользованный билет производится только в агентстве продажи билета. За несвоевременный отказ от полета (как правило, менее чем за сутки до вылета) с пассажира может удерживаться сбор (штраф) в установленном порядке. Некоторые виды предлагаемых тарифов накладывают ограничения на возврат вне зависимости от времени возврата вплоть до полного запрета возврата купленного билета.

Читайте так же:  Сдача отчетности ип на усн сроки

В случае отказа от полета по независящим от пассажира причинам — отмена или задержка рейса, отсутствие мест на рейсе и т.п. (вынужденный возврат) — возврат, как правило, может быть произведен в кассах непосредственно в аэропорту. При этом никакие сборы или штрафы взиматься не должны.

Необходимо уделить внимание тому, что в случае вынужденного возврата представители авиакомпании в аэропорту или работники службы регистрации обязаны сделать в билете соответствующую отметку и заверить ее печатью или личным штампом, так как только такая отметка является основанием для агентства, производящего возврат денег, для признания возврата вынужденным.

По ст. 108 Воздушного кодекса РФ пассажир воздушного судна имеет право отказаться от полета, уведомив об этом перевозчика не позднее чем за 24 часа до отправления. Кроме того, авиаперевозчик вправе установить льготный срок. Тогда пассажир должен получить обратно всю уплаченную перевозчику сумму. При отказе от полета позднее установленного срока (менее чем за 24 часа до вылета) пассажир имеет право получить обратно уплаченную сумму с удержанием сбора. Законодательно оговорено, что его размер не может превышать 25% от стоимости перевозки.

Иностранные компании в большинстве своем удерживают достаточно большие штрафы, так как на них не распространяются требования, предъявляемые к российским перевозчикам.

В любом случае покупка авиабилета должна сопровождаться изучением покупателем условий и правил его возврата, отказа или обмена, т.к. популярные на сегодняшний момент минимальные тарифы представляют собой невозвратные и неменяемые билеты, при этом они могут подразумевать возврат только такс и аэропортовых сборов.

Размер штрафа не более 25% за отказ от перевозки менее чем за 24 часа до полета установлен также в ч. XXIII «Возврат денежных сумм, уплаченных за перевозку» Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденных Приказом Минтранса России от 28.06.2007 N 82.

Такой вид штрафа действует только по договору перевозки, который заключается между пассажиром и самим перевозчиком.

В случае покупки авиабилета в туристской фирме, которая имеет агентский договор с перевозчиком, договором между клиентом и турфирмой оговариваются все размеры штрафов, правила взимания и условия их возникновения. Это обосновано тем, что перевозчик свободен в установке штрафов для турфирмы, реализующей его авиабилеты. Поэтому в данной ситуации конечные штрафы для пассажира в случае возврата билета и отказа от вылета могут отличаться от законодательно установленных и подлежат обязательному жесткому закреплению в договорных отношениях. Зачастую турфирмы устанавливают также дополнительные штрафные санкции для покрытия собственных расходов, понесенных при реализации авиабилетов.

Пример 2. Турагентство «ТревелЭйрбас» имеет заключенный агентский договор с авиакомпанией «Тай Авиа», на основании которого осуществляет продажу авиабилетов по маршруту Москва — Куала-Лумпур — Москва. Стоимость одного билета равна 60 000 руб. Агентское вознаграждение составляет 12% от стоимости билета. Турагентство «ТревелЭйрбас» не является плательщиком НДС.

Пассажиром было приобретено два авиабилета, и за 7 дней до осуществления вылета был осуществлен отказ от перелета. Штрафные санкции авиакомпании в данном случае составили 30% от общей стоимости авиаперелета, штрафы агентства — 2000 руб. с каждого проданного билета, подлежащего возврату.

В бухгалтерском учете турагента будут осуществлены следующие проводки:

  • получены денежные средства за авиабилеты:
  • получены бланки авиабилетов от авиакомпании:
  • списаны бланки проданных авиабилетов:
  • передан авиабилет покупателю:
  • отражена выручка от продажи авиабилетов в размере агентского вознаграждения (120 000 руб. x 0,12):
  • перечислена авиакомпании стоимость перевозки за вычетом агентского вознаграждения (120 000 руб. — 14 400 руб.):
  • отражен штраф за аннуляцию перевозки (120 000 руб. x 0,3):

Дебет счета 91 «Прочие расходы и доходы», субсчет «Прочие расходы»,

  • отражены штрафы и расходы, подлежащие возмещению организацией (36 000 руб. + 2000 руб. x 2):
  • возвращен авиабилет покупателем:
  • получены бланки авиабилетов от покупателя:
  • возвращены авиабилеты авиакомпании:
  • на расчетный счет получены от авиакомпании деньги за возвращенный билет за вычетом штрафных санкций (105 600 руб. — 36 000 руб.):

  • сторнировано агентское вознаграждение:
  • возвращен остаток денежных средств покупателю (120 000 руб. — 40 000 руб.):

Таким образом, штрафы, которые турфирма уплачивает авиакомпании за возврат билетов, включаются в бухучете в состав прочих расходов (п. 11 ПБУ 10/99 «Расходы организации»).

В целях налогообложения прибыли эти суммы отражаются как внереализационные расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль (пп. 13 п. 1 ст. 265 Налогового кодекса РФ). Однако для турфирм, применяющих упрощенную систему налогообложения, штрафы в целях налогообложения не принимаются, поскольку они не поименованы в закрытом перечне затрат (п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ).

Как учесть штраф за возврат билетов и отмену брони гостиницы?

Не работают ссылки в тексте на статьи документов? Подключись к «КонсультантПлюс»!

Вопрос: Организация оплатила авиабилеты и бронь в гостинице для работников, направляемых в командировку. Позже командировка была отменена. Правомерно ли учесть при исчислении налога на прибыль штраф за возврат билета и отказ от брони?

Ответ: Если организация оплатила авиабилеты и бронь в гостинице для работников, направляемых в командировку, но позже командировка была отменена, то организация вправе учесть при исчислении налога на прибыль расходы в виде штрафа за возврат билетов и за отказ от проживания в гостинице.

Обоснование: Согласно пп. 12 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ расходы на командировки относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.

В соответствии со ст. 168 Трудового кодекса РФ в случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику:

  • расходы по проезду;
  • расходы по найму жилого помещения;
  • дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные);
  • иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.

Порядок оформления документов, связанных с командированием работников, установлен Положением об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 № 749.

Не исключена ситуация, когда в связи с непредвиденными обстоятельствами по решению руководителя организации командировка может быть отменена.
В бухгалтерском учёте затраты, понесенные в связи с отменой командировки, включают в состав прочих расходов на основании п. 11 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 №33н. Чтобы учесть расходы на несостоявшуюся командировку в налоговом учете, необходимо, чтобы они были экономически оправданны и подтверждены документами (ст. 252 НК РФ).
Штрафы, которые удерживают при возврате билетов и отказ от брони, можно считать неустойкой за нарушение договора (ст. 330 Гражданского кодекса РФ).

Тот факт, что организация уплатила штраф, говорит о признании штрафных санкций, а такие штрафы правомерно отнести на внереализационные расходы при исчислении налога на прибыль на основании пп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ.

Аналогичная позиция содержится в Письме Минфина России от 29.11.2011 №03-03-06/1/786, в котором указано, что организация вправе учесть при определении налоговой базы по налогу на прибыль расходы в виде штрафа за возврат билетов, а также штрафа за отказ от проживания в гостинице, предусмотренных сторонами за невыполнение условий возмездного договора по приобретению билетов и бронированию мест в гостинице, при условии их соответствия положениям ст. 252 НК РФ.

Читайте так же:  Камеральная налоговая проверка за 1 квартал

Елена Владимировна Дмитриенко
ООО «Компьютер Инжиниринг»
Региональный информационный центр
Сети «КонсультантПлюс»

Уплаченный штраф за возврат билетов уменьшает прибыль

Уплаченный штраф за возврат билетов при отмене командировки уменьшает налогооблагаемую прибыль. Факт уплаты подтверждает признание санкции, а это дает основание для отнесения ее суммы к внереализационным расходам. Письмо Минфина России от 8 сентября 2017 года № 03-03-06/1/57890.

Если командировку перенесли на другую дату или отменили, а проездные билеты уже куплены, то их приходится возвращать. При возврате билетов транспортное агентство удерживает штраф (или комиссию), то есть возвращает только часть стоимости билетов.

Расходы в виде признанных должником или присужденных ему решением суда штрафов, пеней и иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также расходы на возмещение причиненного ущерба учитываются в составе внереализационных расходов (подп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ).

Уплата при возврате билетов санкций, назначенных перевозчиком за срыв договорных обязательств, подтверждает, что организация их признала. Наличие договорных обязательств подтверждает проездной билет. Следовательно, удержанные перевозчиком суммы штрафных санкций за возврат перевозчику неиспользованных проездных билетов компания вправе включить в состав внереализационных расходов и учесть при налогообложении прибыли.

Штраф за возврат билета в налоговом учете

Вопрос: Организация направляет своих работников в командировку на основании приказов и приобретает билеты на поезд или самолет. Позднее в связи с производственной необходимостью командировка может быть отменена или дата выезда в командировку может быть перенесена на другой срок. При возврате билета транспортной организацией удерживается сбор (штраф).

Верно ли, что удержанные транспортной организацией сборы (штрафы) за возврат билетов можно учесть во внереализационных расходах при исчислении налога на прибыль на основании пп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ как неустойку?

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо и сообщает следующее.

Видео (кликните для воспроизведения).

Согласно пункту 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Таким образом, налогоплательщики вправе учитывать все расходы при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций, в том числе расходы в виде штрафов за возврат билетов транспортной организации, при соответствии критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 НК РФ, и при условии, что такие расходы не поименованы в статье 270 НК РФ.

Заместитель директора Департамента
А.А.СМИРНОВ

Об учете в расходах сумм удержанных транспортной организацией сборов (штрафов) за возврат билетов

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 8 сентября 2017 г. N 03-03-06/1/57890

Вопрос: Организация направляет своих работников в командировку на основании приказов и приобретает билеты на поезд или самолет. Позднее в связи с производственной необходимостью командировка может быть отменена или дата выезда в командировку может быть перенесена на другой срок. При возврате билета транспортной организацией удерживается сбор (штраф).

Верно ли, что удержанные транспортной организацией сборы (штрафы) за возврат билетов можно учесть во внереализационных расходах при исчислении налога на прибыль на основании пп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ как неустойку?

Ответ:

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо и сообщает следующее.

Согласно пункту 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Таким образом, налогоплательщики вправе учитывать все расходы при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций, в том числе расходы в виде штрафов за возврат билетов транспортной организации, при соответствии критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 НК РФ, и при условии, что такие расходы не поименованы в статье 270 НК РФ.

Штраф за возврат билетов – в расходы

Сотрудники, направленные в командировку , в назначенное время никуда не полетели или не поехали (причины могут быть разные). Форс-мажор обернулся определенными финансовыми потерями: сдавая билеты, компания уплатила штраф. Однако, как следует из письма Минфина России от 08.09.2017 № 03-03-06/1/57890, не все так плохо.

Суть разъяснений: расходы в виде признанных должником штрафов, пеней и иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также расходы на возмещение причиненного ущерба учитываются в составе внереализационных расходов (подп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Таким образом, считают авторы письма, организация вправе учитывать затраты в виде штрафов за возврат билетов транспортной организации во внереализационных расходах как неустойку. Разумеется, при условии, что такие расходы обоснованы и документально подтверждены (ст. 252 НК РФ).

Суммы штрафов за возврат билетов транспортной организации могут быть учтены в расходах по налогу на прибыль

OlegDoroshin / Shutterstock.com

Минфин России разъяснил, что налогоплательщики вправе учитывать расходы в виде штрафов за возврат билетов транспортной организации, если они будут экономически обоснованы и документально подтверждены. А также при условии, что такие расходы не входят в перечень затрат, не учитываемых при налогообложении прибыли (письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 8 сентября 2017 г. № 03-03-06/1/57890).

Напомним, что расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Налогового кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком (п. 1 ст. 252 НК РФ).

При этом под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, или документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы, в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором.

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Узнать, вправе ли организация отнести штраф за переоформление билета к расходам по налогу на прибыль, можно в «Энциклопедии решений. Налоги и взносы»

интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Добавим, что расходы, не учитываемые в целях налогообложения прибыли, поименованы в ст. 270 НК РФ. Штрафы за возврат билетов транспортной компании в данной норме не предусмотрены. Соответственно, суммы штрафов могут быть признаны в качестве расходов при налогообложении прибыли .

Читайте так же:  Имущественный налоговый вычет материнский капитал

Штраф за возврат билета в налоговом учете

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Произошла замена авиабилетов по причине изменения даты вылета сотрудника в командировку на два дня (с 29.03.2019 на 31.03.2019). В данном билете указан тариф на авиаперелет, сборы, взимаемые перевозчиком (ориентировочно за обслуживание в аэропорту), а также сумма доплаты за обмен билета. Суммы НДС выделены отдельными строками по ставкам 10 и 20%. Сервисный сбор (вознаграждение агента) в билете не указан. Дополнительных документов на уплату вознаграждения агенту сотрудник не представил и не требовал возместить такие расходы. Агенты авиакомпании при продаже авиабилетов, купленных за наличные, не выписывают счет-фактуру, а в самих авиабилетах НДС указывается.
Можно ли принять к вычету НДС? Кто будет контрагентом в данном случае: авиакомпания или агент? Каков порядок учета в целях налогообложения расходов на проезд по электронному билету, полученному взамен ранее приобретенного?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
НДС, выделенный в маршрут-квитанции электронного билета, принимается к вычету на основании этого документа. Уполномоченный агент перевозчика не должен выставлять счет-фактуру. В книге покупок в качестве продавца указывается авиаперевозчик.
Суммы, указанные в маршрут-квитанции, учитываются в расходах, уменьшающих налогооблагаемую прибыль.

НДС

Налог на прибыль

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Учет возмещения расходов на проезд к месту командировки и обратно;
— Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет расходов на командировки по территории РФ;
— Энциклопедия решений. Расходы на проезд в командировках в целях налогообложения прибыли;
— Энциклопедия решений. Налогообложение невозвратных билетов и штрафов в случае отмены командировки;
— Вопрос: В каком порядке в новой декларации по НДС следует регистрировать электронные авиа- и железнодорожные билеты (ИНН в билетах не указывается, счета-фактуры не выставляются), приобретенные через агентства для командированных сотрудников? Как заполнить обязательный реквизит — ИНН продавца или посредника (строки 130, 140 раздела 8 декларации по НДС)? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июль 2016 г.)

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Вахромова Наталья

Ответ прошел контроль качества

9 августа 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Командировка отменена: как отразить расходы на невозвратный авиабилет и удержание за отмену брони гостиницы

Сотруднику была отменена командировка в день отъезда в связи с направлением в другую. Организацией ранее была забронирована гостиница и приобретен авиабилет по невозвратному тарифу.Как отразить в налоговом и бухгалтерском учете невозвратный авиабилет и штраф за незаезд в гостиницу? Как учитывать НДС с невозвратного авиабилета и штрафа за незаезд в гостиницу?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

НДС по неиспользованному билету и предъявленный гостиницей к вычету не принимается.

Для целей налогообложения прибыли расходы на приобретение билета и на уплату штрафа гостинице учитываются в составе внереализационных расходов без учета сумм предъявленного НДС.

В бухгалтерском учете затраты на приобретение билета и уплату штрафа гостинице учитываются в составе прочих расходов.

На основании ст. 167 ТК РФ при направлении работника в служебную командировку ему гарантируется возмещение связанных с ней расходов. В случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику расходы по проезду, расходы по найму жилого помещения, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные), иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя. При этом порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом организации-работодателя (ст. 168 ТК РФ).

НДС предъявленный гостиницей

В соответствии с п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС является реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ. На основании пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ налоговая база по НДС увеличивается на суммы, связанные с оплатой реализованных этим налогоплательщиком товаров (работ, услуг). Из анализа ст. 162 НК РФ следует, что суммы санкций за нарушение договорных условий и суммы возмещения убытков или ущерба прямо в ней не упомянуты.

При этом Минфин России указывает, что штрафные санкции у продавца (поставщика, исполнителя), в соответствии со ст. 162 НК РФ, облагаются НДС, как средства, связанные с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) (письма Минфина России от 11.01.2011 N 03-07-11/01, 16.08.2010 N 03-07-11/356, от 11.09.2009 N 03-07-11/222, от 28.04.2009 N 03-07-11/120, от 16.04.2009 N 03-07-11/107, от 11.03.2009 N 03-07-11/56, от 06.03.2009 N 03-07-11/54 и от 24.10.2008 N 03-07-11/344).

Правда, в последнее время позиция финансового ведомства меняется (письма Минфина России от 30.10.2014 N 03-03-06/1/54946, от 04.03.2013 N 03-07-15/6333).

При получении доходов, увеличивающих налоговую базу, организация-исполнитель выписывает счет-фактуру в одном экземпляре и регистрирует его в книге продаж (п. 18 Правил ведения книги продаж, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137). То есть заказчику-должнику такой счет-фактура не предъявляется. Если исполнитель все же выставит должнику счет-фактуру, то НДС, исчисленный с суммы штрафных санкций, к вычету у должника не принимается (письмо Минфина России от 14.02.2012 N 03-07-11/41).

Кроме того, при признании в составе расходов неустоек (штрафов, пени) необходимо учитывать, что на основании п. 1 ст. 170 НК РФ суммы НДС, предъявленные налогоплательщику, не включаются в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 170 НК РФ. При этом в ст. 170 НК РФ не предусмотрен учет в стоимости товаров (работ, услуг) сумм НДС по предъявленным санкциям за нарушение условий договоров. Поэтому в рассматриваемой ситуации велика вероятность возникновения налоговых споров по вопросу учета в составе расходов суммы НДС по признанному организацией расходу в виде штрафа (письмо Управления ФНС по г. Москве от 30.03.2005 N 20-12/20856).

НДС по билету

В силу п.п. 1, 7 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму исчисленного НДС на суммы налога, уплаченные по расходам на командировки (расходам по проезду к месту служебной командировки и обратно, включая расходы на пользование в поездах постельными принадлежностями, а также расходам на наем жилого помещения) и представительским расходам, принимаемым к вычету при исчислении налога на прибыль организаций. При этом из письма ФНС России от 21.05.2015 N ГД-4-3/[email protected] следует, что требование об учете произведенных расходов при формировании налоговой базы по налогу на прибыль актуально и в отношении расходов на командировки.

Одним из обязательных условий для принятия к вычету сумм НДС, предъявленных налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории РФ, является принятие на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав (абзац второй п. 1 ст. 172 НК РФ). Данное положение распространяется и на суммы НДС, уплаченные по расходам на командировки.

Таким образом, вычет суммы НДС, выделенной в билете, приобретенном организацией для командированного работника, возможен только тогда, когда услуги по перевозке будут оказаны, а соответствующие расходы будут приняты на учет.

Билет сам по себе удостоверяет лишь заключение договора перевозки пассажира (п. 2 ст. 786 ГК РФ), но не факт оказания услуги по перевозке. В связи с этим считаем, что организация в рассматриваемой ситуации не сможет принять к вычету выделенную в не использованном работником билете сумму НДС.

Читайте так же:  Расчетно платежные ведомости срок хранения

Официальных разъяснений по данному вопросу нами не обнаружено. Иную позицию организация должна быть готова отстаивать в суде. При этом из постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.01.2009 N 09АП-17459/2008 следует, что наличие у налогоплательщика использованных проездных билетов не является обязательным условием для вычета НДС в отношении фактически оплаченных услуг по перевозке, но при наличии счета-фактуры.

Сумму уплаченного при приобретении проездного билета НДС, не подлежащую вычету, организация, по нашему мнению, не сможет учесть и в налоговом учете (п. 1 ст. 170 НК РФ).

Налог на прибыль

Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ в целях главы 25 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ). Расходами признаются обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. При этом расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы (п. 2 ст. 252 НК РФ).

Расходы на командировки, в частности на проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы, могут быть учтены налогоплательщиками в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ. Как отмечается в письме Минфина России от 21.12.2007 N 03-03-06/1/884, перечень командировочных расходов, предусмотренный указанной нормой, является закрытым.

Нормы НК РФ не уточняют, могут ли на основании пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ учитываться расходы, связанные с приобретением не использованного и не возвращенного командированным работником проездного билета.

Из письма Минфина России от 14.04.2006 N 03-03-04/1/338 следует, что организация вправе учесть при определении налоговой базы расходы на приобретение не использованного в связи с изменением срока возвращения из командировки и не подлежащего возврату командированным работником билета (дополнительно смотрите письмо Минфина России от 02.05.2007 N 03-03-06/1/252).

Из постановлений ФАС Северо-Западного округа от 09.07.2009 по делу N А21-6746/2008, ФАС Волго-Вятского округа от 24.03.2006 N А28-10790/2005-233/15, на наш взгляд, также прослеживается возможность квалификации расходов на возмещение командированному работнику затрат на неиспользованный проездной билет в качестве расходов на командировку и их учет при формировании налогооблагаемой прибыли на основании пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Наряду с этим следует учитывать, что перечень расходов, которые могут быть учтены для целей налогообложения прибыли, является открытым (смотрите, например, пп. 49 п. 1 ст. 264, пп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ), что означает возможность признания в налоговом учете любых затрат, отвечающих требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ и прямо не поименованных в ст. 270 НК РФ.

Нормы ст. 270 НК РФ не содержат прямого запрета на включение в расчет налоговой базы по налогу на прибыль расходов на не использованные командированным сотрудником и не возвращенные им проездные билеты.

В связи с этим и учитывая, что планируемая командировка не состоялась, а также принимая во внимание п. 7 ст. 3, п. 4 ст. 252 НК РФ, считаем, что расходы на приобретение билета могут быть признаны в налоговом учете на основании пп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ как внереализационные расходы, при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ.

Для оценки выполнения предусмотренных п. 1 ст. 252 НК РФ критериев целесообразно учитывать позиции, выраженные судьями в определениях КС РФ от 04.06.2007 N 320-О-П и N 366-О-П, постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53.

Поскольку приобретение билета в рассматриваемой ситуации осуществлялось с целью проезда работника в служебную командировку, считаем, что понесенные организацией расходы следует рассматривать в качестве связанных с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода.

По нашему мнению, в данном случае организации целесообразно документально подтвердить не только сам факт осуществления расходов, но и их обоснованность (экономическую оправданность). Перечень таких документов является открытым.

Для подтверждения обоснованности произведенных расходов организации следует иметь, например, следующие документы:

— решение (приказ) о направлении работника в командировку (п. 3 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 749);

— внутренние документы, свидетельствующие об отмене и причинах отмены планируемой командировки.

Расходы в виде штрафа за отказ от проживания в гостинице, предусмотренный сторонами договора за невыполнение условий возмездного договора по бронированию мест в гостинице, уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль организаций на основании пп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ, при условии их соответствия положениям ст. 252 НК РФ (письма Минфина России от 29.11.2011 N 03-03-06/1/786, от 25.09.2009 N 03-03-06/1/616). Напомним, сумма штрафа учитывается без НДС.

Бухгалтерский учет

В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утвержден приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н) оплаченные организацией билеты являются денежными документами и учитываются на субсчете 50-3 «Денежные документы» счета 50 «Касса» в сумме фактических затрат на приобретение.

По дебету счета 50 отражается поступление денежных документов в кассу организации. По кредиту счета 50 — выдача денежных документов из кассы организации.

Соответственно, операция по приобретению билета и списанию его стоимости в бухгалтерском учете отражается следующими проводками:

Дебет 60 (76) Кредит 51
— перечислены денежные средства на приобретение билета;

Дебет 50, субсчет «Денежные документы» Кредит 60 (76)
— отражено поступление билета в сумме фактических затрат на его приобретение (с учетом НДС).

Полагаем, что билет был выдан сотруднику под отчет, так как командировка отменена в день выезда:

Дебет 71 Кредит 50, субсчет «Денежные документы»
— выдан билет работнику, направленному в командировку.

Поскольку в рассматриваемой ситуации командировка не состоялась и сотрудник не воспользовался приобретенным билетом, то расходы на его приобретение признаются прочими расходами (п.п. 4, 12, 17, 18 ПБУ 10/99 «Расходы организации», далее — ПБУ 10/99).

Дебет 91, субсчет «Прочие расходы» Кредит 71
— списана стоимость неиспользованного билета (без НДС);

Дебет 19 Кредит 71
— учтен НДС, выделенный в неиспользованном билете;

Дебет 91, субсчет «Прочие расходы» Кредит 19
— НДС, выделенный в неиспользованном билете, не подлежащий вычету, отнесен на прочие расходы.

Операции по учету штрафа гостиницы отражаются следующими записями:

Дебет 91, субсчет «Прочие расходы» Кредит 76, субсчет «Расчеты по претензиям»
— отражена сумма признанного организацией штрафа гостиницы (без НДС) (п.п. 12, 14.2 ПБУ 10/99);

Дебет 19 Кредит 76, субсчет «Расчеты по претензиям»
— учтен НДС, предъявленный гостиницей;

Дебет 76, субсчет «Расчеты по претензиям» Кредит 51
— оплачен штраф гостиницы;

Дебет 91, субсчет «Прочие расходы» Кредит 19
— НДС, предъявленный гостиницей, учтен в составе прочих расходов.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Вахромова Наталья

Ответ прошел контроль качества

5 февраля 2016 г.

Видео (кликните для воспроизведения).

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Источники

Штраф за возврат билета в налоговом учете
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here