Система таможенно банковского валютного контроля

Система таможенно банковского валютного контроля

13.01.2020:

Подготовлен полный пакет обновления АРМ ТБСВК «Контракты» до версии 1 4 . 04 от 13 . 01 .20 20 года

11.09.2019:

Подготовлен полный пакет обновления АРМ ТБСВК «Контракты» до версии 1 4 . 03 от 1 0 . 0 9 .201 9 года

11.01.2019:

Подготовлен полный пакет обновления АРМ ТБСВК «Контракты» до версии 1 4 . 02 от 1 0 . 01 .201 9 года

10.12.2018:

Подготовлен полный пакет обновления АРМ ТБСВК «Контракты» до версии 1 4 . 01 от 1 0 . 12 .201 8 года

16.11.2018:

Подготовлен полный пакет обновления АРМ ТБСВК «Контракты» до версии 1 4 . 00 от 15 . 11 .201 8 года

27.08.2018:

Подготовлен полный пакет обновления АРМ ТБСВК «Контракты» до версии 13. 04 от 27 . 0 8 .201 8 года

Архив новостей »

» О программе

ТБСВК «Контракты» v.m. 1 4. 0 4

создана коллективом разработчиков ООО » НТЦНТ » в соответствии с Инструкцией Банка России от 16 августа 2017 года № 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления»; Указанием Банка России от 16 августа 2017 года № 4498-У «О порядке передачи уполномоченными банками, государственной корпорацией «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» органам валютного контроля информации о нарушениях лицами, осуществляющими валютные операции, актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования»; Указанием Банка России от 30 августа 2017 года № 4512-У «Об объеме и порядке передачи уполномоченными банками как агентами валютного контроля информации органам валютного контроля»; Указанием Банка России от 10 октября 2018 года № 4927-У «О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации».

является дальнейшим логическим продолжением и развитием АРМ «Импорт», АРМ «Экспорт» и АРМ «Золото», входящих в состав «Таможенно-банковской системы валютного контроля» в период с 1993 по 2004 г.г. ;

предназначена для автоматизации обработки информации, связанной с проведением валютных операций по внешнеторговым контрактам и кредитным договорам между резидентами и нерезидентами, и осуществления уполномоченными банками (филиалами уполномоченного банка) контроля за проведением валютных операций;

рассчитана на работу под управлением операционных систем семейства Microsoft Windows XP и выше ;

не предъявляет повышенных требований к аппаратному и программному обеспечению на рабочих местах пользователей;

может использовать в качестве системы управления базами данных:
— Microsoft Visual FoxPro 8.0;
— Microsoft SQL Server;
— Oracle.

может быть реализована как в локальном, так и в сетевом, с использованием архитектуры файл- и клиент-сервер, вариантах работы. Подробнее »

http://www.girmet.ru/

§ 5. Валютный контроль

Валютный контроль — политика ограничений на движение капиталов и иных валютных операций – необходим для предотвращения оттока валютных ценностей. Валютное регулирование имеет сложную структуру и базируется на властных предписаниях государства, основа которых — законодательные, административные, экономические и организационные меры, направленные на установление такого порядка проведения валютных операций, который обеспечивал бы защищенность национальных интересов России в валютной сфере от внутренних и внешних угроз.

Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется органами валютного контроля и агентами валютного контроля, перечень которых установлен законодательством. Практика показала, что организация действенного контроля за операциями, связанными с внешнеторговой деятельностью хозяйствующих субъектов, без участия таможенных органов невозможна.

Законодательством Российской Федерации на таможенные органы возложен контроль за полнотой и своевременностью поступления валютной выручки от экспорта товаров; обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары; соблюдением сроков встречных поставок при исполнении внешнеторговых бартерных сделок; законностью операций неторгового характера — перемещением через таможенную границу России валюты Российской Федерации и валютных ценностей; соблюдением валютного законодательства при реализации других внешнеторговых сделок.

Таможенно-банковский валютный контроль (ТБВК) — совокупность операций, осуществляемых таможенными органами и уполномоченными банками с одной стороны при осуществлении таможенного контроля, с другой — при выполнении международных расчетов в иностранной валюте.

Технологически контроль основан на сопоставлении и анализе данных о перемещении товаров через таможенную границу и связанным с этим движением средств на счетах участников внешнеэкономической деятельности.

Важнейшей составной частью ТБВК является этап проверки сведений, полученных из уполномоченных банков. Статистический материал, полученный в результате действия осуществления мероприятий по валютному контролю, позволяет использовать имеющуюся информацию не только для текущих технологических целей, но и для формирования некоторых общих оценок действия системы и ее эффективности.

Основными документами, используемыми при осуществлении валютного контроля, являются

паспорт сделки — базовый документ валютного контроля, оформляемый экспортером в банке и содержащий сведения о внешнеэкономической сделке, необходимые для осуществления этого контроля, изложенные в стандартизированной форме;

учетная карточка таможенно-банковского контроля — возвратный документ, формируемый таможенными органами для направления в банки и содержащий часть сведений из грузовой таможенной декларации, необходимых банкам для осуществления контроля за поступлением валютной выручки от экспорта товаров.

Валютный контроль осуществляется в ходе общего таможенного контроля с применением установленных для последнего форм проверки должностными лицами таможенных органов документов и сведений, необходимых для таможенных целей; таможенного досмотра товаров и транспортных средств, личного досмотра; учета товаров и транспортных средств; устного опроса физических и должностных лиц; проверки системы учета и отчетности; осмотра территорий и помещений складов временного хранения.

Технологические операции таможенно-банковского валютного контроля могут быть разделены на следующие этапы:

— банковского контроля внешнеторговых договоров и иных документов;

— контроля в процессе таможенного оформления;

— автоматизированного контроля за поступлением валютной выручки (при экспорте) и товаров (при импорте и контроле бартерных сделок);

— организации и проведения целевых проверок участников ВЭД;

— применения к нарушителям мер воздействия (при экспорте).

http://www.uamconsult.com/book_755_chapter_46_Glava_9.html

Система таможенно — банковского валютного контроля. (стр. 1 из 4)

1. Нормативная и правовая база таможенно – банковского валютного контроля

2. Система таможенно – банковского валютного контроля.

3. Валютный контроль как важная функция выполняемая российской таможенной службой.

4. Нарушения валютного и таможенного законодательства

Эффективное функционирование национальной экономики в системе мирохозяйственных связей предполагает выработку каждой страной собственной валютной политики.

По своей сущности валютная политика – это совокупность определенных принципов, направлений и мероприятий, определяемых государством в сфере международных валютных отношений.

Читайте так же:  Состав налогового правонарушения пример

Реализация на практике валютной политики России направлена на:

– укрепление валютно-финансового механизма, повышение платежеспособности и кредитоспособности России;

– привлечение на выгодных для России условиях иностранных инвестиций и противодействие нежелательной, с позиции России, утечки за границу отечественного и иностранного капитала;

– укрепление национальной валюты – российского рубля, создание условий для конвертируемости российского рубля, поддержание стабильности его курса, превращение российского рубля в единственное законное платежное средство на территории России и недопущение развития «доллоризации» экономики России.

На основе валютной политики государство определяет свое отношение к валютному регулированию.

Валютное регулирование – это, с одной стороны, процесс, а с другой – порядок государственного управления валютной сферой в экономике.

Осуществляя валютное регулирование, государство регламентирует систему международных расчетов, выполняемых российскими участниками, и устанавливает сферу и порядок проведения валютных операций; порядок формирования и использования валютного резерва страны; порядок создания и использования валютных фондов, хозяйствующих субъектов (предприятий, организаций, фирм и т.д.); сферу и порядок осуществления валютного контроля.

В условиях перехода экономики страны на рыночные отношения и в непростой обстановке реализации необратимых рыночных реформ в том числе и во внешней торговле качественно меняется роль, место и функции российской таможенной службы.

В период 1993-1996 гг. в связи с приданием таможенным органам Российской Федерации статуса, необходимого для осуществления валютного контроля, ГТК России было установлено, что реализация новых функций отнесена к числу первоочередных задач, характеризующих внешнюю составляющую таможенной экономической деятельности.

Валютный контроль является механизмом административного надзора со стороны государства за соблюдением правил и норм валютного регулирования.

В соответствии с таможенным законодательством одной из функций таможенных органов является осуществление валютного контроля, т.е. контроля за соблюдением установленных правил и порядка проведения валютных операций.

Нормативная и правовая база

таможенно – банковского валютного контроля

Правовой основой для осуществления таможенными органами Российской Федерации таможенно – банковского валютного контроля при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации являются Таможенный кодекс Российской Федерации (раздел 6, гл.29. ст. 198-201), а также Закон Российской Федераций «О валютном регулировании и валютном контроле» (от 09.10.92г.).

Статья 198 Таможенного кодекса Российской Федерации определяет Государственный таможенный комитет в качестве органа валютного контроля, а таможенные органы – в качестве агентов валютного контроля, подотчетных ГТК России.

Возложение на российское таможенное ведомство обязанностей осуществлять таможенно – банковский валютный контроль является вполне логично поскольку таможенные органы осуществляют таможенное оформление и контроль товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации на основании представления участниками внешнеэкономических связей на таможнях Грузовых таможенных деклараций (ГТД) как первичных контрольных документов.

В отсутствии государственной концепции построения и развития валютного контроля ГТК России совместно с Банком России определили, методически проработали и реализовали основные этапы построения системы таможенно – банковского валютного контроля.

В период 1994-1996 гг. были разработаны и введены в действие:

— инструкция о порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров (№30 от 26.07.95г.);

— инструкция о порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары (№19 от 12.10.93г.)

В целях повышения эффективности указанных технологий валютного контроля и уменьшения экономических потерь государства при исполнении участниками внешнеэкономической деятельности товарообменных операций с ноября 1996 г. введено государственное регулирование внешнеторговых бартерных сделок ( указ Президента Российской Федерации от 18.08.96 №1209 «О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок»; положение об осуществлении контроля и учета внешнеторговых бартерных сделок, предусматривающих перемещение товаров через таможенную границу Российской Федерации от 27.05.97 №1315).

Система таможенно – банковского валютного контроля

Первым реальным шагом по осуществлению валютного контроля в России в условиях особого внимания к экспорту, ориентированному на сырьевые товары как основному источнику поступления валютных ресурсов, стало введение технологии таможенно – банковского валютного контроля за поступлением валютной выручки от экспорта товаров.

С 1994 г. валютный контроль как направление работы таможенной службы получил реальное воплощение в рамках созданной ГТК России совместно с Банком России автоматизированной системы таможенно – банковского валютного контроля за валютными операциями, осуществляемыми в процессе внешнеторговой деятельности российскими лицами. При этом значение таможенных органов в организации этой системы трудно переоценить, поскольку сама технология контроля реализована на основе информационного и технологического потенциала ГТК России.

Большую роль таможенно – банковский валютный контроль играет в создании основ будущей глобальной системы валютного контроля Российской Федерации, которая для обеспечения экономической безопасности государства в период становления рыночных отношений должна охватить все виды валютных операций. Значимость участия таможенных органов в создании системы валютного контроля в стране была отмечена на заседании Коллегии ГТК России 31 января 1997г., на которой осуществление валютного контроля было признано одним из приоритетных направлений деятельности таможенных органов в 1997г.

Технологическая схема валютного контроля основана на возможностях уполномоченных банков и таможенных органов, осуществляющих функции агентов валютного контроля в период таможенного оформления товаров и проведения банковских операций с дальнейшим сопоставлением и анализом этих двух информационных потоков в рамках автоматизированной информационной системы.

При появлении позитивных тенденций в развитии экономики государства можно прогнозировать использование указанной информационной системы не только в качестве составной части системы административного контроля, но и в первую очередь в целях получения достоверных данных, характеризующих результаты происходящих в стране макроэкономических процессов.

В связи с расширением сферы действия и, как следствие, увеличением объема контролируемых внешнеторговых и банковских операций валютный контроль как система мер непрерывно развивается. Так за период с 1994 по 1996 гг. (11 месяцев) количество уполномоченных банков и их филиалов, участвующих в реализации технологии контроля, возросло с 3400 до 8625, а контролируемый объем экспортных операций возрос с 36,3 до 56,3 млрд. долл. США. В табл.1 приводятся данные, отражающие динамику развития показателей рассматриваемого направления валютного контроля.

http://mirznanii.com/a/218029/sistema-tamozhenno-bankovskogo-valyutnogo-kontrolya

Система таможенно — банковского валютного контроля. (стр. 3 из 4)

— валютным операциям, связанным с осуществлением внеш­неторговой деятельности резидентов;

— операциям резидентов по предоставлению и погашению кредитов;

— инвестиционной деятельности резидентов и вопросам кон­троля инвестиций в российскую экономику;

— валютным операциям, связанным с предоставлением и оп­латой услуг;

— операциям по перемещению через границу валютных цен­ностей, валюты Российской Федерации, ценных бумаг в валюте Российской Федерации;

Читайте так же:  Реестр задолженностей по уплате налогов

Таким образом, существует спектр первоочередных задач ва­лютного контроля, и предпочтитель­но одновременное введение контрольных мер, во избежание “перетекания” нарушений из одного направления деятельности в другое по мере введения отдельных элементов системы контроля — необходим комплексный подход к организации системы валютного контроля с привлечением всех компетентных органов.

Система валютного контроля по экспорту уже дала свои ощутимые результаты. Утечка валюты снизилась до 4% от суммы сделок, что при­мерно соответствует мировым показателям в этой области. По данным МВЭС России, только за один год с момента введения таможенно — банковского валютного контроля при увеличении экспорта стратегически важных сырьевых товаров на 8% валютные поступления в российские банки увеличились на 60%.

На основании данных системы валютного контроля за поступлени­ем валютной выручки от экспорта товаров, за 1994-1996 гг. таможенные органы провели 14 851 проверку участников внешнеэкономической де­ятельности. Выявлено 26 604 случая незачисления валютной выручки на транзитные счета в уполномоченных банках в установленные сро­ки на общую сумму 1021,6 млн. долларов. По данным фактам было заве­дено 5 762 дела о нарушениях таможенных правил на сумму 1021,1 млн. долларов (сумма штрафов составила 607,9 млрд. рублей)[1].

Возможно, при улучшении экономического положения в стране изменится правовая база, определяющая валютные отношения в России, что повлечет и соответствующие изменения в сторону смягчения административных мер со стороны государства, в том числе при организации валютного контроля в России. Можно предположить, что, по мере интеграции РФ в мировое хозяйство будут предприниматься меры по ослаблению валютного контроля и переходу на валютный мониторинг.

Нарушения валютного и таможенного

Видео (кликните для воспроизведения).

Необходимость введения валютного контроля в России обусловлена тем, что в последние годы сложилась ситуация, когда актуальной стала проблем массовых нарушений действующего законодательства, в том числе валютного.

1.Объективная сторона правонарушения, предусмотренного статьей 273 ТК России, выражается в проведении операций с товарами и транспортными средствами, изменении их состояния, пользовании и распоряжении ими не в соответствии с их таможенным режимом.

По статье 273 ТК России наступает ответственность не только за проведение операций с товарами и транспортными средствами, пользование и распоряжение ими не в соответствии с их таможенным режимом, но и за несоблюдение иных ограничений, требований и условий таможенного режима.

1.1. Большие затруднения в правоприменительной практике вызывает квалификация по статье 273 ТК России действий лиц в случае невыполнения требований таможенного режима экспорта об обязательном зачислении в установленном порядке на счета в уполномоченных банках всей валютной выручки от экспорта товаров.

1.2. Отчуждение товара, помещенного под таможенный режим временного ввоза, свидетельствует о распоряжении им не в соответствии с одним из условий таможенного режима, предполагающим лишь пользование товаром на таможенной территории с последующим обязательным вывозом в установленные сроки, в связи с чем такого рода действия подпадают под признаки нарушения таможенных правил, предусмотренного статьей 273 ТК России.

1.3. По статье 273 ТК России подлежат квалификации и факты так называемого лжеэкспорта, поскольку в данном случае имеет место использование режима в иных, против законодательно предназначенных, целях. Согласно статьям 97, 99 ТК России заявленные в таможенном режиме экспорта товары подлежат вывозу за пределы таможенной территории Российской Федерации. Исходя из положений части 5 статьи 192 ТК России, такого рода товар находится под таможенным контролем, чем обуславливается необходимость принятия по данному факту предусмотренных законодательством мер со стороны таможенных органов. Необходимо также учитывать, что в действиях лжеэкспортеров могут усматриваться признаки налоговых правонарушений.

С целью пресечения попыток нарушений валютного законодательства, проводятся проверки участников ВЭД. Проверка коммерческой и финансово-хозяйственной деятельности предприятий, объединений и организаций, независимо от форм собственности, предполагает анализ валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций данных участников. Что позволит выявить состояние его отношений с иностранными партнерами, нарушения валютного и таможенного законодательства или негативные тенденции в этой сфере деятельности, и при необходимости соответствующим органам, принять в установленном порядке своевременные меры в отношении участников ВЭД.

Показатели проверочной деятельности в части валютного контроля в 1998г. по регионам приведены в таблице 4.

При осуществлении в 1998 году проверок деятельности участников ВЭД таможенными органами выявлено 7,9 тысяч нарушений порядка исполнения внешнеторговых бартерных сделок на общую сумму около 223 млн. дол. США. За данный период по фактам несоблюдения требований актов государственного регулирования внешнеторговых бартерных сделок заведено 1603 дел о НТП, наложено штрафных санкций на сумму 202,8 млн. рублей.

штрафов (тыс. руб.)

Наименование таможенного органа Проведено проверок Количество выявленных нарушений Сумма выявленных нарушений (тыс. долл. США) Количество заведенных дел Взыскано штрафов (тыс. руб.)
СЗТУ 5649 12832 124270,9 1646 201005 19022,28
ДВТУ 1536 2844 71915,8 528 70818 8886,73
СКТУ 2403 1382 72033,4 462 334003 3603,4
ПТУ 2209 6278 231063,4 852 338001 13838,93
ЗСТУ 1097 1468 144896,6 451 80655 8049,33
ВСТУ 1523 1474 28465,2 457 192212 11481,91
ТТУ 142 479 36170,1 87 13688 5481,62
УТУ 1692 3234 217890,2 623 56137 19284,24
КТУ 546 831 25075,4 348 10894 2170,81
ЗТУ 3533 2246 72225,7 772 48141,3 16145,00
МТУ 2568 3898 484383,8 586 62563 5652,10
ДТУ 96 43 868,5 16 7951 178,71
БТУ 204 367 38148,1 147 15891 8907,52
Энергетическая таможня 273 428 63548.3 76 81357 19580,00
Чкаловская таможня 21 19 647,8 6 666
Шереметьевская таможня 67 6 121,4 6 34,628 25,88
Внуковская таможня 10 10 672,2 8
Домодедовская таможня 12 2 17,76 2
Итого: 23581 37841 16112414,6 7073 1514016,9 142308,03

Кроме того, необходимо учесть, что в 1998 году ( по сравнению с 1997 годом ) более чем в два раза возросло количество проверок по необеспечению ввоза товаров, работ, услуг, по бартерным сделкам, превышающими почти на 40% по трудоемкости проверки соблюдения требований валютного законодательства.

В ходе осуществления в 1998 году таможенными органами проверок соблюдения участников ВЭД валютного законодательства и требований в области государственного регулирования внешнеторговых бартерных сделок выявлено 4 тысячи случаев прочих нарушений таможенного законодательства на сумму 76 млн. долл. США. В 1998 году по прочим таможенным правонарушениям, выявленным в ходе проверок, заведено 726 дел о НТП, наложено штрафных санкций на сумму — 40,9 млн. рублей, взыскано на сумму — 3,6 млн. рублей.

Читайте так же:  Налог на имущество недвижимость юридических лиц

Перспективу развития таможенно — банковского контроля в России справедливо связывают с идеей либерализации механизма валютного контроля.

Государственный таможенный комитет Российской Федерации намечает постепенное снижение роли валютного контроля как меры административного воздействия на участников внешнеэкономических отношений и, соответственно, возрастание значения информационно — аналитической составляющей этого механизма. С точки зрения технологии это выразится в поэтапном переходе от жесткого тотального контроля каждой операции по перемещению через границу товаров и каждого платежа к выборочному контролю и формированию информационных банков данных для последующего анализа и принятия управленческих решений.

Документом, определяющим принципиальные направления развития системы таможенно — банковского контроля на ближайшие годы, является Федеральная целевая программа развития таможенной службы на 1996-1997 годы и на период до 2000 года (утверждена Постановлением Правительства РФ от 1 сентября 1996г. № 1052).

Одним из основных направлений таможенной политики России, обозначенных в Программе (раздел 4), является совершенствование валютного контроля.

В целях развития системы валютного контроля, полного и безусловного выполнения участниками внешнеэкономической деятельности таможенных и налоговых обязательств предусматривается:

– совершенствовать действующее законодательство о валютном контроле, в том числе о контроле за поступлением валютной выручки от экспорта товаров, работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности, а также при перемещении валютных ценностей;

http://mirznanii.com/a/218029-3/sistema-tamozhenno-bankovskogo-valyutnogo-kontrolya-3

Валютный контроль, его цели, функции и роль в совершении валютных сделок

В 2019 году в России процедура валютного контроля проводится по новым правилам. Во-первых, с 1 марта 2018 года применяется Инструкция Центрального банка Российской Федерации №181-И от 16 августа 2017 года. Во-вторых, 14 мая 2018 года начали действовать поправки в базовый Федеральный закон от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ, регламентирующий проведение валютного контроля. В результате был несколько изменен порядок прохождения валютного контроля, упразднены некоторые документы и скорректированы суммы штрафов.

Для чего нужен валютный контроль

Специалисты определяют валютный контроль как некий комплекс определенных действий, благодаря которым государство обеспечивает соблюдение и выполнение правил и законов, связанных с валютными расчетами, а кроме того, ограничивает отток капитала.

Для нерезидентов РФ российское законодательство предусматривает возможность свободного осуществления валютных переводов без каких-либо ограничений. Более того, такие переводы разрешены между резидентами и нерезидентами РФ. А вот между резидентами РФ переводы в валюте запрещены за исключением нескольких оговоренных законом случаев [1] .

Валютному контролю в обязательном порядке подлежат сделки, для которых в качестве основной используется иностранная валюта. То есть в том случае, если валюта используется российской компанией, например, для расчетов с зарубежными партнерами, сделка обязательно должна пройти валютный контроль, и при этом неважно, импортом или экспортом занимается организация.

Валютный контроль в нашей стране осуществляет Правительство РФ, а кроме него, также органы и агенты валютного контроля. Для начала выясним, что же такое органы валютного контроля. Главный из них — это Центробанк РФ, но такую функцию может выполнять и федеральная исполнительная власть, наделенная соответствующими полномочиями от Правительства РФ. Центробанк России контролирует все валютные операции, которые проводятся кредитными и финансовыми организациями, и соответствие этих операций российскому законодательству. Деятельность федеральных органов власти в рамках валютного контроля и их взаимодействие по этому вопросу с Центробанком координирует также Правительство РФ.

В функционал органов валютного контроля входит:

  • издание нормативных актов;
  • контроль над исполнением положений законодательства;
  • надзор в сфере валютных операций;
  • проведение соответствующих проверок.

В свою очередь, обязанность контроля над резидентами и нерезидентами РФ, которые кредитными или финансовыми организациями не являются, ложится на агентов валютного контроля — так принято называть банки, обладающие соответствующими полномочиями и подчиняющиеся ЦБ РФ. Однако агентами могут быть и некоторые другие организации, среди которых Федеральная налоговая служба и «Внешэкономбанк». Агенты валютного контроля ведут и регулируют на территории РФ любые валютные операции с оформлением всех требуемых документов.

При осуществлении валютного контроля должно исключаться неоправданное вмешательство в операции государства и при этом обеспечиваться единство системы валютного урегулирования и контроля. Права любых участников валютных сделок защищены на государственном уровне.

Важно!

Согласно статье 15.25 КоАП РФ, нарушение валютного законодательства чревато для компаний последствиями в виде наложения крупных штрафов.

Этапы валютного контроля

Предполагается, что компания, ведущая расчеты в валюте, по умолчанию заранее открыла валютный счет, в противном случае для начала потребуется его открыть. На обычных рублевых счетах операции в иностранной валюте не производятся. Если валютный счет открывается в том же банке, где уже открыт счет в российских рублях (а обычно так и происходит), то потребуется всего лишь подать заявление, поскольку банк может использовать ранее предоставленные документы.

При открытии первого счета в большинстве случаев от клиента потребуют:

  • заявление по форме банка;
  • учредительные документы;
  • документы, подтверждающие полномочия лиц, указанных в карточке с образцами подписей и оттиска печатей;
  • копии паспортов лиц, которые будут распоряжаться денежными средствами по счету.

После необходимых формальностей валютный счет будет открыт, и с этого момента компания при каждом поступлении на него средств должна добровольно проходить валютный контроль, иначе пользоваться деньгами на счете будет просто невозможно.

Процедура валютного контроля с учетом внесенных в 2018 году изменений стала выглядеть для ее участников несколько проще. В первую очередь это касается тех компаний, которые проводят сделки с относительно небольшими суммами — до 200 000 рублей. В таком случае организации достаточно только сообщить код валютной операции банку, отметив его в специальной форме. В большинстве банков валютный контроль ведется в электронном виде, так что эту форму можно найти на сайте. В некоторых случаях банк может запросить у компании дополнительные документы по конкретному валютному переводу.

Если сумма контракта окажется больше 200 000 рублей, то придется направить в банк целый пакет документов (о них мы поговорим позже) или поставить контракт на учет — это следующий этап валютного контроля. В его ходе банк откроет специальную ведомость банковского контроля, внесет в нее контракт, присвоит ему индивидуальный номер и направит этот номер клиенту. По новым правилам постановка контракта на учет должна осуществляться банком за один рабочий день, все эти процедуры производятся в электронном виде.

После присвоения сделке номера и после ее проведения, компания обязана предоставить в банк справку о подтверждающих документах и сам пакет подтверждающих документов, которые необходимо подать в банк, в течение определенного времени:

  • не позднее 15 рабочих дней после последнего дня месяца, в котором на документах, используемых в качестве таможенной декларации, проставлена отметка о дате их выпуска;
  • или не позднее 15 рабочих дней после последнего дня месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы.
Читайте так же:  Оплатить налоги по инн узнать задолженность

Обычно такая справка также подается в электронном виде, ее проверку банк выполняет в течение трех рабочих дней, а затем снова направляет клиенту. Если же в подтверждающие документы вносились изменения, справку придется заполнить заново и в течение 15 дней со всеми нужными корректировками отправить в банк.

Заключительный шаг — подготовка отчетности и отражение информации о сделке в отчетных документах.

Какие документы нужно подавать в банк для контроля

С 2018 года пакет документов, которые необходимо предоставлять в банк для валютного контроля, также значительно изменился.

Во-первых , был отменен такой важный документ. как паспорт сделки, на оформление которого ранее требовалось не менее трех дней. С 2018 года организациям при совершении сделок в валюте необходимо только поставить контракт на учет. Это делается в двух случаях:

  1. если сумма контракта по экспорту составляет более шести млн рублей или эквивалентную сумму в валюте;
  2. если сумма контракта по импорту составляет более трех млн рублей или эквивалентную сумму в валюте.

Если сумма контракта не достигает 200 000 рублей, то такой контракт на учет не ставится. Если же она превышает 200 000 рублей, но при этом ее размер менее шести млн рублей для импорта или трех млн рублей для экспорта, то также можно обойтись без постановки на учет, однако потребуется предоставить банку дополнительные документы, объясняющие сделку, — сам контракт, счета, накладные и так далее.

Во-вторых , в банк больше не нужно направлять справку о валютных операциях. При совершении сделки на сумму, превышающую 100 000 долларов, до 2018 года в банк необходимо было подавать документы, подтверждающие необходимость осуществления такой сделки. Теперь при выполнении сделки на крупную сумму достаточно оформить и направить в банк только справку о подтверждающих документах, являющуюся основным отчетным документом для компаний. В банках таким документом, согласно новой инструкции, является ведомость банковского контроля.

Сами подтверждающие документы, список которых определяется особенностями проведения валютной операции, необходимо подавать одновременно со справкой. Например, при импорте или экспорте в качестве возможного подтверждающего документа предоставляется таможенная декларация и прочие товаросопроводительные, коммерческие или перевозочные документы.

Счета-фактуры, акты приема-передачи и прочие бумаги подаются в банк при расчетах за выполненные работы или услуги. Заполняется и подается справка обычно через банк-клиент или интернет-банк.

Согласно инструкции, компания может заключить с обслуживающим организацию банком соглашение, по которому обязанность по оформлению справки будет возложена на этот банк. В таком случае достаточно направить ему только необходимые документы и соответствующее заявление.

Агентам валютного контроля законодательство также разрешает требовать у компании дополнительные документы, касающиеся проведения валютных операций. Однако, в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ, агенты валютного контроля вправе требовать предоставления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой операции. Все они не являются обязательными при каждой сделке и направляются в банк только по особому запросу.

Услуги банка, осуществляющего валютный контроль

За помощью при совершении валютных операций клиент может обратиться в банк-агент валютного контроля. Одной из таких кредитных организаций является «ЮниКредит Банк», работающий с 1989 года и выполняющий функции агента в полном соответствии с требованиями отечественного валютного законодательства. При этом он является крупнейшим российским банком с иностранным капиталом и находится на одной из лидирующих позиций на рынке корпоративных услуг.

Своим клиентам «ЮниКредит Банк» готов оказать следующие услуги в области валютного контроля:

  1. Консультации по вопросам валютного законодательства РФ.
  2. Анализ контрактов на их соответствие требованиям законодательства, содействие в подготовке новых контрактов.
  3. Консультирование по проведению валютных операций с применением различных форм расчета, включая аккредитивную, инкассовую, а также расчет путем банковского перевода.
  4. Консультирование по поводу изменений в валютном законодательстве, разъяснение специфики его применения на практике.
  5. Общее осуществление валютного контроля: помощь в составлении документов, постановка контрактов на учет, оформление справки о подтверждающих документах и прочее.

Тарифы на услуги кредитной организации можно узнать на сайте.

P. S. В 2018 году «ЮниКредит Банк» занял восьмое место по объему активов в рейтинге «Интерфакс-100». Финансово-кредитная организация имеет Генеральную лицензию на осуществление банковской деятельности №1 Банка России.

http://www.kp.ru/guide/valjutnyi-kontrol.html

Система таможенно — банковского валютного контроля. (стр. 2 из 4)

С 1 января 1996 г. введена в действие система контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары. Данные о произведенных платежах по импортным контрактам в ходе погашения их товарными поставками приведены в табл.2 (по состоянию на декабрь 1996г.)

Доля контролируемых операций (на общую сумму 14,5 млрд. долл. США) в общем объеме поставок из-за рубежа (на сумму 23,1 млрд. долл. США) за шесть месяцев 1996 г. с учетом данных таможенной статистики составляет 62,7%.

Наименование показателя
Общая сумма осуществленных платежей, 20,2
в том числе авансовых 13,6
Общая сумма платежей:- подлежащих погашению поставками товаров в установленные сроки
– из них не погашенных в установленные сроки 1,2

Для установления случаев нарушений законодательства используется окончательная проверка данных автоматизированной системы. В настоящее время проведение проверок в рамках системы таможенно – банковского валютного контроля по фактам незачисления валютной выручки осуществляется таможенными органами, а в случае необходимости проверки обоснованности валютных платежей – федеральной службой России по валютному и экспортному контролю (ВЭК России).

С 1994 г. таможенными органами проведено более 57 тыс. проверок информации о незачислении в установленном порядке на счета в уполномоченных банках экспортной валютной выручки, в ходе которых выявлено более 111 тыс. случаев нарушений установленного порядка зачисления экспортной валютной выручки на сумму более 7,7 млрд. долл. США.

В связи с тем, что зачисление валютной выручки от экспорта товаров является обязательным требованием таможенного режима экспорта товаров, незачисление валютных средств в российские уполномоченные банки представляет собой нарушение не только валютного, но и таможенного законодательства. За все время действия системы валютного контроля заведено 20,8 тыс. дел о нарушениях таможенных правил, на участников внешнеэкономической деятельности наложено штрафных санкций на сумму 3286,3 млн. руб.

Читайте так же:  Возврат налога в германии

Анализ действующей системы валютного контроля позволил выявить некоторые положительные тенденции, которые дают основания говорить о росте ее эффективности. При этом наиболее показательным является наблюдаемое стабильное ежемесячное снижение уровня непоступления валютной выручки на 0,2%.

Организация валютного контроля, в области контроля за перемещением через таможенную границу валюты, ценных бумаг, иных валютных ценностей в 1998г. проводилась по следующим основным направлениям:

1. Перемещение через границу Российской Федерации драгоценных металлов и драгоценных камней.

1.1. Установлено требование осуществления таможенного оформления необработанных природных алмазов и бриллиантов, аффинированного золота и серебра исключительно на специализированных таможенных постах.

1.2. Принято участие в подготовке проекта указа Президента Российской Федерации «О порядке ввоза на территорию Российской Федерации и вывоза с территории Российской Федерации драгоценных металлов и драгоценных камней».

1.3. ГТК России совместно с Центральным Банком Российской Федерации подготовлено и введено в действие положение «Об особенностях таможенно – банковского контроля за экспортом кредитными организациями аффинированного золота и серебра» (приказ ГТК России от 27 мая 1998г. №348). Данное положение устанавливает особенности оформления паспортов сделок при экспорте слитков и регулирует вопросы обмена информацией о ввозе слитков между Банком России и ГТК России.

На постоянной основе через отдел специальной информации ГТК России осуществляет учет экспорта драгоценных металлов Внешторгбанком и Банком России, а также контроль за поступлением валютной выручки от их продаж.

2. Перемещение через границу Российской Федерации иностранной валюты.

С 1 января 1998г. введена в действие система персонифицированного учета таможенными органами перемещения через границу Российской Федерации физическими лицами крупных сумм наличной иностранной валюты.

За период январь – сентябрь 1998г. физическими лицами ввезено в Российскую Федерацию наличной иностранной валюты на сумму 1657,4 млн. долл. США, вывезено наличной иностранной валюты на сумму 8201,51 млн. долл. США. В процентном отношении вывозимые суммы наличной иностранной валюты характеризуются показателями приведенными в табл. 3

До 2 тыс. 2-5 тыс. 5-10 тыс. 10-50 тыс. Свыше 50 тыс.
Количество случаев 31% 20% 30% 17% 2%
Сумма в % от общего объема 1% 5% 14% 23% 57%

Значительное количество (около 30%) граждан, выезжающих из России, вывозит валюту суммами, не превышающими 2 – 2,5 тыс. долл. США, что составляет от 1 до 2% от общего объема вывозимой валюты. Данные суммы, в основном, носят накопительный характер и вывозятся для личного использования во время пребывания за границей в период отпуска, туристических либо частных поездок.

В части, касающейся вывоза крупных сумм валюты, необходимо отметить, что около 2% выезжающих граждан вывозят иностранную валюту в сумме, свыше 50000 долл. США. Данные суммы явно превышают личные потребности физического лица, в связи, с чем существует вероятность их использования для коммерческой деятельности и не исключен их криминальный характер.

Учитывая, что ограничение вывоза наличной иностранной валюты может быть введено только законодательным актом, активизировано решение данного вопроса в рамках проводимой работы по внесению изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле». Подготовлены замечания и предложения к проекту изменений в данный закон.

В настоящее время в целях совершенствования действующего порядка подготовлена новая редакция положения, устанавливающего порядок перемещения наличной иностранной валюты уполномоченными банками и иными юридическими лицами.

Валютный контроль как важная функция

выполняемая российской таможенной службой

В результате поспешной либерализации внешнеэкономической деятельности радикально ухудшилась структура экспорта. Россия превратилась в крупнейшего экспортера капиталов. Ушедшие за границу российские средства в свободно конвертируемой валюте за последние годы составляют по различным оценкам 100-120 млрд. долл. США. Эта проблема не может быть решена только экономическими методами. Принципиальное значение имеет проблема возврата валютной выручки. Задача совершенствования валютного контроля остается актуальнейшей в ближайшие годы. На данный момент это одна из наиболее важных задач Российской таможенной службы.

Введение в 1992 г. Закона Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» впервые декларировало само понятие «валютный контроль». В нем была определена цель валютного контроля – обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций, а также сформулированы основные направления валютного контроля:

— определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;

— проверка выполнения резидентами обязательств в ино­странной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем рынке Российской Федерации;

— проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;

— проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в ва­люте Российской Федерации.

В соответствии с особенностями экономического развития различных стран существовали достаточно серьезные различия при определении форм и методов валютного контроля. Кроме того, значительные расхождения наблюдались в сроках действия систем контроля, тактике отказа от валютных ограничений. Тем не менее на определенном этапе развития валютный контроль во многих странах служил одним из важнейших элементов экономической политики, обеспечивая стабильность и поэтапность рыночных реформ, сохранение валютных ресурсов государства на стадии переходного периода.

Валютный контроль использовался абсолютным большинством государств в критические для их экономики периоды в целях защиты финансовой самостоятельности, стабильности их денежной системы, укрепления курса национальной валюты, мобилизации валютных резервов.

В настоящее время валютный контроль, выполнив свои функции, отменен в большинстве развитых государств. Однако он активно используется развивающимися государствами и странами переходных экономик.

Несомненно, при дальнейшем улучшении экономического состояния в России, как и в других государствах, система валютного контроля будет меняться в силу смягчения административных мер со стороны государства и постепенной отмены валютных ограничений.

Тем не менее необходимо отметить, что даже в случае формальной отмены валютного контроля, статистическое наблюдение за процессами, происходящими при движении капиталов и валютных ценностей все же остается важной задачей, и для ее решения часто используются механизмы, ранее использовавшиеся в валютном контроле.

Введение эффективного валютного контроля на современном этапе требует не реализации отдельных элементов контроля, а создания глобальной системы, охватывающей все сферы валют­ных правоотношений между резидентами и нерезидентами. Контролем должны быть охвачены все виды валютных операций, в том числе операции с национальной валютой. При этом особое внимание должно быть уделено:

Видео (кликните для воспроизведения).

http://mirznanii.com/a/218029-2/sistema-tamozhenno-bankovskogo-valyutnogo-kontrolya-2

Система таможенно банковского валютного контроля
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here