Совершенствование камеральных налоговых проверок

Камеральные проверки по налогу на прибыль: проблемы и перспективы

«Российский налоговый курьер», 2005, N 11

Основная форма контрольной работы налоговых органов — это камеральная налоговая проверка. Такой проверке подлежат все налогоплательщики. О совершенствовании этой сферы деятельности налоговиков, а также о перспективах ее развития пойдет речь в статье.

Объем информации, которую налоговые органы изучают в ходе камеральной проверки, сравнительно небольшой. Но от этого камеральная проверка не теряет своей значимости. Регулярность, сплошной характер и в большинстве случаев автоматизированный режим ее проведения позволяют обнаружить скрытые объекты налогообложения и проверить правильность исчисления налоговой базы. Кроме того, в ходе камеральной проверки налоговые органы получают сведения о налогоплательщиках, в деятельности которых возможны налоговые правонарушения. Такие налогоплательщики впоследствии будут подвергнуты выездной налоговой проверке.

Выездные проверки обычно проводятся один раз в два — три года, а камеральные — не реже одного раза в квартал. Иными словами, периодичность проведения последних связана с отчетными периодами по налогам.

Выездные налоговые проверки должны базироваться на данных камеральных проверок. Это и понятно, ведь объектом исследования выездной проверки являются слабые места и нестыковка данных в отчетности налогоплательщика, выявленные в ходе камеральной проверки. Это лишний раз подтверждает, что эффективность проведения камеральных проверок как инструмента систематического и сплошного контроля необходимо повышать.

Общие положения о камеральных проверках

Напомним основные положения ст. 88 Налогового кодекса о проведении камеральных налоговых проверок. Так, камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе:

  • налоговых деклараций;
  • документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, которые представил налогоплательщик;
  • других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Если в результате проверки в представленных документах выявлены ошибки в заполнении или расхождения в показателях, об этом нужно сообщить налогоплательщику и потребовать внесения соответствующих исправлений в установленный срок.

При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе потребовать от налогоплательщика дополнительных сведений, а также объяснений и документов, которые подтверждали бы правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

Совершенствование камеральных проверок деклараций по налогу на прибыль

Камеральная проверка деклараций по налогу на прибыль проводится налоговым органом, как правило, по следующим направлениям:

  • сопоставление отдельных показателей бухгалтерской отчетности и деклараций по другим налогам с показателями декларации по налогу на прибыль;
  • сопоставление отдельных показателей декларации по налогу на прибыль между собой;
  • проверка отдельных показателей декларации на предмет их соответствия нормам действующего законодательства о налоге на прибыль организаций.

Безусловно, налоговые органы могут расширить перечень направлений проведения камеральных проверок.

Кроме того, при проведении камеральной проверки крайне важен экономический анализ деклараций. Его цель — выявить причины, которые повлияли на величину финансово-экономических показателей и, как следствие, на размер налоговой базы. Результаты такого анализа позволяют спланировать дальнейшие действия налогового органа при подготовке и проведении выездных налоговых проверок.

Не лишним будет и анализ среднестатистических показателей финансово-хозяйственной деятельности по отрасли, в которой занят налогоплательщик. Значительное отклонение от этих показателей свидетельствует о том, что декларацию налогоплательщика следует проверить более тщательно. В нормальной экономической ситуации и при условии, что налогоплательщик действует разумно, подобные резкие скачки сложно объяснить обычаями делового оборота. Доскональное изучение среднестатистических показателей должно стать непременным атрибутом проверок (особенно камеральных) крупнейших и основных налогоплательщиков.

Остановимся подробнее на проверке отчетности крупнейших налогоплательщиков. При осуществлении мер налогового контроля в отношении указанной категории налогоплательщиков большое значение имеет использование информации из внешних источников и косвенных методов определения налоговой базы по налогу на прибыль.

Внешним источником информации могут служить организации, снабжающие налогоплательщиков энерго-, тепло- и водоресурсами. Налоговые органы должны использовать подобную информацию для анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков при выборе объектов проверок или как дополнительный фактор при подготовке доказательной базы, свидетельствующей о занижении или сокрытии объектов налогообложения.

Примечание. Проблемы и планируемые изменения

Налоговые органы вправе потребовать от налогоплательщиков представления первичных документов. Надо сказать, что в истребовании таких документов ничего предосудительного нет. Но на практике, как правило, запрашивается множество первичных документов, а анализируется только часть из них. Подобное положение дел, конечно же, требует определенной корректировки с точки зрения методологии проведения таких проверок. Поэтому, прежде чем запрашивать у налогоплательщика именно первичные документы, следует убедиться в их необходимости.

Совершенствование процедур налоговых проверок последнее время находится в центре внимания всех ветвей власти и бизнеса. Так, согласно законопроекту, разработанному Минфином России, предлагается реализовать меры, которые направлены на совершенствование норм и правил, регламентирующих деятельность налоговых органов и налогоплательщиков.

Во-первых, планируется упорядочить процесс проведения камеральных налоговых проверок. В частности, следует конкретизировать их цели и задачи, установить обязанность налогового органа направлять налогоплательщику уведомление в случае выявления существенных расхождений между показателями текущей отчетности и показателями отчетности предыдущих периодов, определить, в каких случаях могут быть истребованы дополнительные документы, и установить закрытый перечень таких документов. Наконец, необходимо закрепить на законодательном уровне требование о том, что результаты камеральных проверок при обнаружении налоговых правонарушений должны оформляться актом.

Во-вторых, планируется усовершенствовать процедуры проведения выездных налоговых проверок. Предлагается установить предельные сроки проведения таких проверок, ограничить основания для проведения повторных проверок и уточнить процедуру взаимодействия налогового органа и налогоплательщика в случае несогласия последнего с результатами проверки.

Основная трудность, с которой могут столкнуться налоговые органы, используя информацию из внешних источников, заключается в том, что крупнейшие налогоплательщики, как правило, имеют собственные ресурсные и энергоснабжающие подразделения, очистные сооружения и котельные. Это означает, что подобную информацию необходимо учитывать при анализе структуры затрат выпускаемой продукции. Кроме того, не всегда можно проследить четкую зависимость между объемами потребленных ресурсов и выпуском (реализацией) продукции. Это в свою очередь не позволяет достоверно зафиксировать финансовый результат, определяемый в целях налогообложения.

Читайте так же:  Отсутствие налога на имущество

Другими источниками внешней информации являются органы статистики, кредитные учреждения, лицензирующие и таможенные органы, миграционная служба, МВД России, валютные и фондовые биржи и др. В качестве свидетелей можно привлекать и физических лиц.

Так, запросы о движении денежных средств по расчетным счетам в банки, которые обслуживают организации, не представляющие отчетность (либо представляющие «нулевую» отчетность), позволяют привлекать к налоговой ответственности данную категорию налогоплательщиков.

Нередко налоговые органы используют материалы встречных налоговых проверок контрагентов проверяемых организаций (в том числе материалы, представляемые банками). Причем организация и ее контрагенты могут находиться как в одном, так и в разных регионах. Как показывает практика проведения встречных проверок, зачастую сведения о запрашиваемых контрагентах отсутствуют в базе данных ЕГРЮЛ.

Достаточно распространенным способом увеличения расходов в целях занижения налогооблагаемой базы является использование подставных фирм. В этом случае при наличии так называемых фиктивных затрат у налогового органа есть все основания не признать их расходами, уменьшающими налоговую базу по налогу на прибыль, и доначислить налог. Если фирмы-контрагента не существует, суды поддерживают позицию налоговых органов о непринятии расходов и доначислении налога на прибыль.

Как видим, при проведении комплекса контрольных мероприятий важно помнить, что первоочередная задача отнюдь не истребование первичных документов в рамках камеральной проверки, а выявление отклонений в динамике тех или иных показателей, непропорционального роста отдельных видов доходов или расходов. Такой отбор, конечно, должен проводиться автоматизированно.

После того как проведен экономический анализ представленной декларации и выявлены существенные расхождения между показателями, налоговый инспектор должен обратиться к налогоплательщику за разъяснениями. Зачастую причину обнаруженных нарушений налогоплательщик объясняет достаточно просто, и необходимость в представлении первичных документов отпадает. Первичные документы нужны, только если выявлены арифметические ошибки или неправильно заполнены какие-либо строки декларации.

Углубленная камеральная проверка налоговых деклараций (то есть проверка с запросом документов) в отношении всех организаций постепенно должна отойти на второй план. Главное — сделать камеральные проверки выборочными, и прежде всего в отношении тех налогоплательщиков, чьи объяснения покажутся налоговому инспектору неубедительными.

Советник налоговой службы РФ

Управление налогообложения прибыли (дохода)

http://wiseeconomist.ru/poleznoe/18629-kameralnye-proverki-nalogu-pribyl-problemy-perspektivy

Совершенствование механизмов оценки эффективности деятельности отдела камеральных проверок в налоговой службе

Рубрика: 14. Экономика и организация предприятия, управление предприятием

Дата публикации: 29.01.2018

Статья просмотрена: 676 раз

Библиографическое описание:

Добрынина К. С. Совершенствование механизмов оценки эффективности деятельности отдела камеральных проверок в налоговой службе [Текст] // Экономика, управление, финансы: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). — Краснодар: Новация, 2018. — С. 137-139. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/264/13669/ (дата обращения: 18.02.2020).

В данной статье рассмотрены вопросы, касающиеся содержания оценки эффективности деятельности отдела камеральных проверок в налоговой службе, с целью повышения качества налоговых проверок.

Ключевые слова: камеральная проверка, оценка эффективности деятельности, налоговый контроль, механизмы оценки качества, налогоплательщики.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время налоговый контроль играет первостепенную роль в общей системе осуществления финансового контроля со стороны государства, так как налоги являются главными инструментами государственного регулирования экономики, выполняющими в то же время и фискальную функцию. Налоговый контроль предусматривает также создание обратной связи налогоплательщиков с государственными органами, следовательно, его результативность напрямую влияет на экономическое благосостояние страны [1].

Налоговый контроль представляет из себя сложный механизм, системой экономических правовых мер налоговых органов, направленный на сбор сведений об исполнении обязательств со стороны налогоплательщика в части налогообложения, проведение анализа и инспектирования данной информации.

На практике главной формой реализации налогового контроля, а также наиболее эффективной, выступают налоговые проверки.

Камеральная проверка — самый распространенный вид налоговых проверок. Она осуществляется по месту нахождения налогового органа посредством рассмотрения и проверки предоставляемых налоговых деклараций.

Эффективность проведения камеральных налоговых проверок значительно снижается из-за существующих проблем в системе налогообложения, что в результате провидит к возникновению конфликта государства и общества.

В настоящее время назрела необходимость проведения комплексных унифицированных проверок эффективности деятельности налоговых органов в части камеральных налоговых проверок. Такая оценка позволит:

‒ определить резервы мобилизации налоговых доходов и прочих обязательных платежей;

‒ выявить диспропорции в организации работы налоговых органов и направления их устранения;

‒ определить мероприятия в части совершенствования налогового администрирования и выявить приоритетные направления повышения эффективности налогового контроля [2];

‒ определить состояние контрольной работы в части организации камеральных налоговых проверок.

Оценка эффективности деятельности налоговых органов в теории и на практике относится к наименее разработанным и наиболее сложным проблемам. Эффективность контрольной деятельности налоговых органов определяется при помощи системы различных показателей и критериев оценки эффективности. Проблемы определения наиболее подходящих критериев и показателей оценки является дискуссионным на сегодняшний день [2].

Непосредственными измерителями эффективности могут быть показатели, которые выражаются абсолютными, относительными и средними величинами. Среди них выделяются качественные (к примеру, количество камеральных проверок, объем выявленных нарушений, количество лиц, которые были привлечены к ответственности) и качественные (к примеру, полнота выявления нарушений и обстоятельств, которые им способствовали, результативность доначислений).

Эффективность организации налогового контроля может выражаться в следующих показателях:

‒ удельный вес доначислений в общей их сумме;

‒ сумма доначислений на одну камеральную проверку.

Читайте так же:  Срок вручения акта выездной налоговой проверки

Среди существующих практических проблем проведения камеральных проверок выделяется отсутствие четких регламентаций порядка сбора доказательств вины. Согласно положениям п. 7 ст. 3 НК РФ, в пользу налогоплательщика подлежат толкованию неустранимые сомнения, противоречия и неясности нормативно-правовых актов. Проведению качественной камеральной проверки препятствует несогласованность действий налоговых органов с внешними источниками информации.

На основании вышесказанного, при отсутствии механизма оценки качества проведения камеральных проверок снижается эффективность налогового контроля.

Способствовать повышению результативности камеральных проверок должна модернизация форм и методов осуществления налогового контроля. В настоящее время большинство налогоплательщиков осуществляют взаимодействие с налоговыми органами посредством телекоммуникационных каналов связи. Использования современных информационных новых технологий в значительной степени упрощает работу камеральных отделов и снижает расходы на их содержание. За счет использования новых программных продуктов можно осуществлять проверку как арифметических данных, так и логической связи разнообразных показателей отчетности.

Улучшение качества системы камеральных налоговых проверок приведет к повышению эффективности работы налоговых органов, а именно повышению собираемости налоговых сборов, снижению уровня не поступления налоговых платежей в бюджет страны ввиду их сокрытия.

Несмотря на постоянное совершенствование базы нормативно-правового регулирования проведения камеральных проверок, налоговые органы, при осуществлении таких проверок, сталкиваются с проблемами как организационного, так и нормативно-правового характера, которые мешают повышению эффективности таких проверок.

Далее рассмотрим проблемы и определим возможные пути их решения при проведении камеральной налоговой проверки по НДС, так как нами уже оговаривалось ранее, что камеральная проверка по данному налогу является наиболее сложной и непредсказуемой.

При проведении камеральной проверки по НДС можно выделить следующие проблемы:

  1. Большая загруженность инспекторов. Это правило ведет к тому, что в среднем на проверку деклараций приходится всего 15–20 минут рабочего времени налогового инспектора, что исключает возможность проведения проверки качественно и всесторонне, с использованием всей информации, которая имеется в инспекции. В связи с тем необходимо расширить штат отдела камеральных проверок.
  2. Занижение суммы налога к уплате в бюджет. Если в результате камеральной проверки налоговый инспектор обнаружил сокрытие налогов, то налоговым законодательством не предусмотрено право налоговых органов использовать иные сведения о проверяемом лице для исчисления налоговой базы, кроме сведений, указанных в налоговых декларациях. Исключение составляют лишь взаимозависимые лица. Однако следует отметить, что для признания лиц взаимозависимыми они должны соответствовать условиям, указанным в НК РФ. На практике взаимозависимость лиц доказать сложно, в связи с этим необходимо в НК РФ предусмотреть методы исчисления налоговой базы, используемые в других странах [5].

За счет автоматизации камеральных проверок:

‒ повышается эффективность контроля над соответствием сумм начисленных налогов по данным налогоплательщика и налогового органа посредством их уточнения и корректировки;

‒ принимаются оперативные меры при выявлении признаков уклонения от налогообложения, таких как не предоставление отчетности или предоставление ложных сведений;

‒ повышается эффективность контроля за правильным, актуальным и достоверным предоставлением налоговой информации;

‒ формирование документов происходит автоматически;

‒ осуществляется расчет недоимок, переплат и доначислений;

‒ учитываются сведения по камеральной налоговой проверке [4].

Таким образом, оценка эффективности деятельности отдела камеральных проверок, в целях ее совершенствования, должна проходить по показателям:

‒ количества выявленных нарушений в общей сумме камеральных проверок;

‒ удельного веса доначислений в результате камеральных в общей их сумме;

‒ роста дополнительно начисленных в по результатам проверки налогов и сборов в общей сумме поступлений от налогов.

Унификация данных показателей и их периодическое исчисление позволит не только оценивать эффективности деятельности отделов налоговых проверок, но и проводить сравнение деятельности налоговых инспекций в данной области.

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 28.12.2017) // Собрание законодательства РФ, N 31, 03.08.1998, ст. 3824

2. Задёра О. А. Совершенствование методики оценки результативности налогового контроля // Успехи современного естествознания. — 2014. — № 11. — с. 60–63.

3. Морозова Т. С., Ткачева Т. Ю. Оценка эффективности контрольной работы налоговых органов // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки: сб. ст. по мат. XXXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(32). URL: http://sibac.info/archive/economy/5(32).pdf

4. Соболева Г. В. Оценка результативности налогового администрирования в Российской Федерации // Вестник Финансового университета. — 2013. — № 6. — с. 21–34.

5. Чеканова В. И. Совершенствование налоговых камеральных проверок // Инновационная наука. № 6–1. 2016. С. 281–283.

http://moluch.ru/conf/econ/archive/264/13669/

Реализация конкретных мероприятий по повышению эффективности налогового контроля

«Налоги» (газета), 2012, N 31

Налоговый контроль как элемент управления налогообложением является необходимым условием эффективности налоговой системы, при этом обеспечивает обратную связь налогоплательщиков с органами государственного управления, которые наделены особыми правами и полномочиями по вопросам налогообложения. С одной стороны, налоговый контроль выступает в форме основного вида деятельности налоговых органов. С другой стороны, при принудительном изъятии части доходов налогоплательщиков налоговый контроль является объективной необходимостью для формирования бюджета за счет налоговых поступлений.

К числу задач налогового контроля следует относить:

  • предупреждение нарушений законодательства о налогах и сборах, а также возмещение ущерба, причиняемого государству в результате неисполнения налогоплательщиками, налоговыми агентами, плательщиками сборов и иными лицами своих обязанностей по уплате налоговых платежей;
  • неотвратимое наказание нарушителей законодательства о налогах и сборах;
  • обеспечение правильного исчисления, своевременного и полного внесения налогов и сборов в бюджет исходя из реальной налоговой базы.

Виды государственного налогового контроля, формы и методы их осуществления исследованы применительно к финансовому контролю еще до перехода к рыночным отношениям. Практика убедительно доказывает необходимость их детального изучения в сфере ныне осуществляемого в стране налогового контроля. В отличие от форм, методы налогового контроля присутствуют в Налоговом кодексе РФ в неявной форме, т.е. без законодательного установления. Закрепление форм и методов налогового контроля на законодательном уровне имеет важное значение для защиты и сохранения баланса интересов налогоплательщика и налоговых органов. Кроме того, оптимальное сочетание форм и методов налогового контроля способствует повышению эффективности налогового контроля [2].

Читайте так же:  Налог на имущество казахстан

Необходимость оценки деятельности налоговых органов вызвана тем, что сопоставление результатов работы смежных подразделений, полученных на основании анализа оценочных показателей, позволяет принимать объективные решения для корректировки работы, обмена накопленным опытом и решения организационных проблем. Применяемые в настоящее время оценочные показатели не позволяют дать комплексную оценку эффективности налогового контроля. Они не носят долгосрочного характера, в них не находит места оценка уровня работы налоговых органов по профилактике налоговых правонарушений, что приводит к росту расходов по налоговому администрированию и повышению уровня уклонения от уплаты налогов.

Одним из направлений повышения эффективности налогового контроля является совершенствование форм и методов организации налогового контроля, в первую очередь налоговых проверок. Эффективность налоговых проверок во многом зависит от правильного выбора объектов для контроля. Проблема рационального отбора налогоплательщиков для проведения налоговых проверок приобретает особую значимость в условиях частых нарушений налогового законодательства, характерных для современного этапа экономического развития РФ. Отсутствие комплексной методики выбора объектов для проведения выездных проверок значительно снижает эффективность налогового контроля.

В целях совершенствования налогового администрирования разработан и применяется новый порядок планирования выездных налоговых проверок. Теперь, планируя проверку, налоговые органы одновременно готовят контрольные мероприятия не только по структурным подразделениям, но и по всем зависимым организациям и контрагентам проверяемого налогоплательщика независимо от места регистрации и учета. Контрольные мероприятия также скоординированы по срокам и условиям проведения. Управление процессом организации и проведения проверок осуществляется централизованно. При таком подходе практически исключены неэффективные налоговые проверки, а также необоснованные претензии к налогоплательщикам [1].

В современных условиях в России недостаточно используются резервы роста эффективности камеральных проверок. В отличие от прогрессивного опыта зарубежных стран камеральные проверки в РФ характеризуются весьма низкой результативностью. В этой связи возникла необходимость разработки и внедрения комплекса научно-практических рекомендаций, направленных на повышение эффективности камеральных проверок.

В качестве основных направлений совершенствования организации налогового контроля в РФ в целях повышения его эффективности можно предложить:

  • дальнейшее совершенствование законодательной и нормативной основы налогового администрирования;
  • совершенствование форм и методов организации налогового контроля, в первую очередь налоговых проверок (камеральных и выездных);
  • уточнение показателей оценки деятельности налоговых органов, использование их для объективного учета результатов деятельности налоговых органов и эффективного распределения нагрузки в процессе планирования контрольной работы;
  • внедрение комплекса мероприятий по снижению задолженности, предполагающих усилия не только налоговых, но и федеральных, и региональных органов законодательной власти;
  • усиление взаимодействия налоговых органов с другими организационными структурами на основе разработки совместных методических указаний по осуществлению контрольных мероприятий;
  • улучшение материально-технического и кадрового обеспечения налоговых органов, усиление информационно-разъяснительной работы с налогоплательщиками и повышение налоговой культуры населения.

Повышение качества налогового контроля и эффективности работы налоговых органов способствует увеличению налоговых доходов и стимулированию производства с целью компенсации издержек, возникающих при реформировании налогообложения, направленном на снижение налоговой нагрузки на налогоплательщиков.

Осуществление преобразований в налоговой системе без ущерба для доходной базы бюджета возможно только в сочетании с эффективным налоговым администрированием.

Реальным путем повышения качества налогового контроля могут стать изменение порядка работы налоговых органов и выработка новых подходов, основанных на сравнительном анализе показателей налоговой отчетности налогоплательщиков, сумм начисленных и уплаченных налоговых платежей, а также факторов, влияющих на формирование налогооблагаемой базы.

Одним из приоритетных направлений деятельности налоговых органов является контрольная работа.

Мы рассматриваем камеральную проверку как основную, приоритетную форму налогового контроля. Во-первых, она позволяет охватить контролем 100% налогоплательщиков. Во-вторых, трудозатраты на ее проведение намного ниже по сравнению с выездными проверками. Кроме того, в сфере проведения камерального контроля заложена и эффективность контроля выездного, поскольку именно по результатам камерального анализа осуществляется отбор налогоплательщиков для проведения выездных проверок, результаты камерального анализа лежат в основе предпроверочного анализа в рамках подготовки к выездной налоговой проверке.

Следует заметить, что все большую значимость сегодня приобретает предпроверочный анализ при отборе налогоплательщиков для проверок.

Налоговые органы подходят к этому мероприятию с полной ответственностью. Это и понятно: предпроверочный анализ помогает выявить налогоплательщиков, потенциально склонных к занижению сумм налогов либо их сокрытию.

Например, инспекции области стараются охватить углубленными камеральными проверками всех налогоплательщиков, заявивших о возмещении НДС из бюджета по операциям на внутреннем рынке.

Не менее важные составляющие выездного контроля — инвентаризация имущества, обследование, опросы свидетелей и привлечение экспертов. Эти методы позволяют выявлять истинные доходы налогоплательщиков и вместе с тем требуют от инспекторов дополнительного времени и профессионализма.

Можно констатировать, что резервы для повышения эффективности контрольной работы у налоговых органов есть. Использование всей имеющейся информации о налогоплательщике, глубокий предпроверочный анализ, целенаправленный отбор налогоплательщиков для выездной налоговой проверки, углубленный камеральный междокументальный контроль — это далеко не полный перечень методов, использование которых позволит поднять контрольную работу на более высокий уровень [2].

Особое внимание нужно уделять повышению квалификации специалистов, занятых контрольной работой. Это связано с рядом факторов. Не секрет, что структура налоговых инспекций за последние годы неоднократно изменялась, что способствовало текучести кадров. Кроме того, постоянно совершенствуется и само налоговое законодательство, в связи с чем возникает необходимость в повышении квалификации специалистов налоговых инспекций.

Для обучения специалистов нужно использовать компьютерные классы. На семинарах надо демонстрировать конкретные режимы работы и возможности системы ЭОД при проведении камеральных и выездных проверок.

Читайте так же:  Как узнать какой налог платит ип

В целях оказания практической помощи инспекциям Управление ФНС России может разработать критерии отбора налогоплательщиков для налоговых проверок. В частности, здесь нужно построить различные алгоритмы в системе ЭОД. Это позволит до начала проверки в инспекции проанализировать показатели налоговой отчетности и основные показатели финансово-экономической деятельности налогоплательщиков. С помощью ЭОД можно проводить сравнительный анализ со средними показателями по группе или по отдельным аналогичным налогоплательщикам и, кроме того, осуществлять отбор организаций и предпринимателей для выездных проверок [3].

Важным фактором, способствующим повышению эффективности контрольной работы как инспекций, так и отдельного специалиста, станет проведение анализа нагрузки и работы каждого сотрудника, занимающегося камеральными и выездными проверками. На уровне Управления такой анализ надо проводить ежеквартально, а его результаты доводить до инспекций.

N — количество инспекторов отдела выездных проверок, осуществляющих контроль за финансовой деятельностью юридических лиц.

То есть при проведении комплекса мер, в частности повышения квалификации государственных служащих, позволяющего увеличивать качество и результативность проведения мероприятий контроля финансовой деятельности юридических лиц, происходит функциональная оптимизация налоговой инспекции, позволяющая количественно, а значит, и качественно усилить отделы камеральных и выездных проверок при имеющейся численности работников инспекции.

http://wiseeconomist.ru/poleznoe/76535-realizaciya-konkretnyx-meropriyatij-povysheniyu-effektivnosti-nalogovogo-kontrolya

Альманах педагога

Видео (кликните для воспроизведения).

Автор: Лаврентьева Юлия Александровна
Должность: студент
Учебное заведение: Института Академии ФСИН России
Населённый пункт: г.Рязань
Наименование материала: статья
Тема: Организация и совершенствование проведения камеральных налоговых проверок по налогообложению прибыли организации на примере МИФНС России №1 по Рязанской области
Дата публикации: 12.06.2018
Раздел: полное образование

ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ КАМЕРАЛЬНОГО НАЛОГОВОГО

Ни для кого не секрет, что налоговая система России имеет множество

недостатков, которыми могут пользоваться налогоплательщики в качестве

минимизации платежей в бюджет, используя при этом как законные, так и

налоговыми органами своих полномочий при истребовании документов и

действие за пределами компетенции, предоставленной законом, что приводит

к признанию действий государственного органа неправомерными.

Налоговый орган, который при проведении камеральной проверки не

ссылаясь при этом на ст. 88 НК РФ.

возможностью затребования у налогоплательщика дополнительных сведений

по его деятельности, получение объяснений, истребование дополнительных

проблемные моменты в деятельности налогоплательщика.

анализируется только часть из них. И нужны они, только если выявлены

конкретизировать их цели и задачи и установить обязанность налогового

предыдущих периодов. Необходимо исключить возможность истребования

неограниченного перечня документов от налогоплательщика при проведении

камеральной налоговой проверки, и в частности, определить, в каких случаях

могут быть истребованы дополнительные документы, и установить закрытый

перечень таких документов.

Не менее важной является проблема определения сроков камеральной

закреплены в Налоговом кодексе РФ. Отклонение от норм, регулирующих

данный порядок, влечет нарушение законодательства о налогах и сборах и

несоблюдение порядка проведения проверки не раз становилось предметом

разбирательства в арбитражных судах. Но, как показывает практика, далеко

процессуальные нарушения, допускаемые инспекторами налоговых органов

при проведении камеральных проверок.

Камеральная налоговая проверка проводится в течение трех месяцев на

основании налоговой декларации, поданной налогоплательщиком в ИФНС

(пп. 1 и 2 ст. 88 НК РФ). Независимо от того, когда инспекторы фактически

приступят к проведению проверки, срок ее проведения начинает течь со дня,

следующего за днем представления декларации (п. 2 ст. 6.1, п. 2 ст. 88 НК

РФ). Крайней датой окончания камеральной налоговой проверки следует

считать последний день трехмесячного срока, установленного ст. 88 НК РФ

(постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2015

возможность приостановления или продления сроков камеральной проверки

(постановление ФАС Московского округа от 23.05.2012 г. по делу № А40-

85281/11-20-359, письмо Минфина России от 18.02.2009 г. № 03-02-07/1-75).

пропуске установленного для проведения проверки срока данное нарушение

может быть оценено арбитрами как несущественное.

Например, в постановлении ФАС Московского округа от 06.11.2013 г.

по делу № А40-29318/13-115-126 и постановлении Девятого арбитражного

апелляционного суда от 25.07.2013 г. № 09АП-21611/2013 по делу № А40-

29318/1 указано, что пропуск срока в 2–3 месяца не является основанием для

отмены спорного решения, поскольку срок проведения проверки, указанный

в ст. 88 НК РФ, не является пресекательным, и НК РФ не предусматривает

последствий его пропуска.

Противоположную позицию занимают арбитры в случае длительного

http://almanahpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=24678

Пути совершенствования процесса проведения камеральных проверок и налогового контроля в целом

В целях обеспечения выполнения своей главной задачи — контроля за соблюдением налогового законодательства — налоговые инспекции целенаправленно и на постоянной основе осуществляют мероприятия по усилению налогового контроля, а именно постоянное совершенствование форм и методов налогового контроля.

Важнейшим фактором повышения эффективности контрольной работы налоговой инспекции является совершенствование действующих процедур контрольных проверок.

Необходимыми признаками любой действенной системы налогового контроля являются:

— наличие эффективной системы отбора налогоплательщиков для проведения документальных проверок, дающей возможность выбрать наиболее оптимальное направление использования ограниченных кадровых и материальных ресурсов налоговой инспекции, добиться максимальной результативности налоговых проверок при минимальных затратах усилий и средств, затрачиваемых на их проведение, за счет отбора для проверок таких налогоплательщиков, вероятность обнаружения налоговых нарушений у которых представляется наибольшей;

— применение эффективных форм, приемов и методов налоговых проверок, основанных как на разработанной налоговым ведомством единой комплексной стандартной процедуре организации контрольных проверок, так и на прочной законодательной базе, предоставляющей налоговым органам широкие полномочия в сфере налогового контроля для воздействия на недобросовестных налогоплательщиков;

— использование системы оценки работы налоговых инспекторов, позволяющей объективно учесть результаты деятельности каждого из них, эффективно распределить нагрузку при планировании контрольной работы.

Совершенствование каждого из данных элементов позволит улучшить организацию налогового контроля в целом.

Говоря конкретно о камеральных проверках, следует отметить, что одна из важнейших задач в этом вопросе — совершенствование действующего программного обеспечения процедуры таких проверок и отбора налогоплательщиков для проведения выездных проверок.

Читайте так же:  Можно ли оплатить задолженность по налогам частями

Применяемые налоговыми органами программно-информационные комплексы позволяют проводить не только автоматизированную камеральную проверку и камеральный анализ, но и по их результатам — отбор налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок. Вместе с тем, недостатком действующего программного обеспечения процедур камеральных проверок и камерального анализа является то, что оно предполагает полную автоматизацию только самой процедуры камеральной проверки, а отбор налогоплательщиков для выездных проверок осуществляется преимущественно в запросном режиме, т.е. критерии отбора вводятся налоговыми инспекторами самостоятельно. При этом весьма велика роль субъективного фактора.

Кроме того, действующее программное обеспечение разработано без учета отраслевой специфики налогоплательщиков и не ориентировано на сопоставление уровней отдельных показателей, содержащихся в отчетности, с предельными значениями этих показателей для соответствующей отрасли.

Очевидно, что основной путь совершенствования системы налогового контроля — переход к информационным технологиям, позволяющим полностью автоматизировать процесс отбора налогоплательщиков с наиболее характерными отклонениями уровней, динамики, соотношений различных отчетных показателей от допустимых для организаций соответствующих отраслей экономики значений, оценить реальный размер налоговых обязательств налогоплательщика.

Налоговые органы проводят работу по подготовке автоматизированной процедуры отбора на основе построения экономико-математической модели налогоплательщика с целью определения потенциальной суммы его налоговых обязательств. Далее исходя из размера отклонения потенциального размера налоговых обязательств от реальной суммы уплачиваемых в бюджет налогов будет определяться перечень объектов для проведения выездной проверки. Разработка и внедрение такой системы позволит поднять на качественно новый уровень эффективность системы налогового контроля.

В заключении хотелось бы отметить, что никакое совершенствование форм не даст положительных результатов, если налоговый инспектор не будет постоянно совершенствовать свои знания в области налогообложения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог данной работе, я хотел бы сделать некоторые выводы.

Итак, контроль в налоговой деятельности – это метод руководства компетентного органа государственного управления за соблюдением налогоплательщиками требований налогового законодательства, одной из основных форм которого является камеральная проверка.

Мы выяснили, что значение данного вида проверок для всей системы налогового контроля велико. Во-первых, камеральная проверка является методом, реализующим предварительный контроль, и ее эффективное проведение позволяет выявить нарушения налогового законодательства еще на стадии планирования контрольных мероприятий. Во-вторых, по итогам камеральной проверки происходит отбор налогоплательщиков для проведения выездных проверок, а эта процедура очень важна. В-третьих, растет значение камерального анализа как методической основы контрольной работы.

Перечисляя доказательства того, какую немаловажную роль играет в системе налогового контроля камеральная проверка, нельзя забывать о необходимости совершенствования процесса ее проведения. Ведь эффективность всей системы зависит от состояния каждого из ее элементов. И лишь в случае положительных результатов работы всей налоговой системы будет достигнут баланс в бюджете и российская экономика сможет подняться на более высокий уровень. Следовательно, будет достигнута стабильность финансовой системы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Последняя редакция. – М.,2008

2. Уголовный кодекс Российской Федерации. Юрист-М,М.,2002г.

3. Регламент проведения камеральных проверок в налоговых инспекциях.

4. Е.В. Акчурина. Налоговая проверка и ее последствия. Москва, издательство «Экзамен», 2004.

5. Доброхотова В.Б., Лобанов А.В., Налоговые проверки, МЦФЭР, М., 2004г.

6. Дадашев А.З., Любанов А.В. Налоговое администрирование в Российской Федерации. Учебное пособие. М.: Книжный мир., 2002 г.

7. Кваша Ю.Ф. Организация и методика налоговых проверок. Учебно-методический комплекс, М., 2000г.

8. Романова А.Н. Организация и методы налоговых проверок. Вузовский учебник, М., 2005г.

9. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ.

10. Н.Ермилова. Налоги и сборы РФ в 2006 г. Налоговый вестник №1, 2006г

11. Сашичев В. Камеральная налоговая проверка // «Финансовая газета. Региональный выпуск», N 31, июль 2002 г

12. Налоговые проверки. Под редакцией В. В. Семенихина, 2006 г.

13. Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения. Ю. Г. Кувшинов

14. Провоторова Людмила Федоровна, Организация и методы проведения налоговых проверок, Электронное учебное пособие.

15. Камеральные проверки по налогу на прибыль: проблемы и перспективы. Новоселов К.В.,советник налоговой службы РФ III ранга, Управление налогообложения прибыли (дохода) ФНС России.

[1] Н.Ермилова. Налоги и сборы РФ в 2006 г. Налоговый вестник №1,2006 г

[2] Доброхотова В.Б., Лобанов А.В., Налоговые проверки, МЦФЭР, М., 2004г.

[3] Сашичев В. Камеральная налоговая проверка // «Финансовая газета. Региональный выпуск», N 31, июль 2002 г

[4] Налоговый Кодекс Российской Федерации. Последняя редакция. – М.,2008

[5] Налоговые проверки. Под редакцией В. В. Семенихина, 2006 г.

[6] Кваша Ю.Ф. Организация и методика налоговых проверок. Учебно- методический комплекс, М., 2000г..

[7] Кваша Ю.Ф. Организация и методика налоговых проверок. Учебно- методический комплекс, М., 2000г..

[8] Романова А.Н. Организация и методы налоговых проверок. Вузовский учебник, М., 2005г.

[9] Регламент проведения камеральных проверок в налоговых инспекциях.

[10] Регламент проведения камеральных проверок в налоговых инспекциях.

[11] Регламент проведения камеральных проверок в налоговых инспекциях.

[12] Е.В. Акчурина. Налоговая проверка и ее последствия. Москва, издательство «Экзамен», 2004

[13] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ

[14] Налоговый Кодекс Российской Федерации. Последняя редакция. – М.,2008.

[15] Уголовный кодекс Российской Федерации. Юрист-М,М.,2002г.

[16] Отчет по форме 2-НК

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 11021 — | 7451 — или читать все.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://studopedia.ru/21_126509_puti-sovershenstvovaniya-protsessa-provedeniya-kameralnih-proverok-i-nalogovogo-kontrolya-v-tselom.html

Совершенствование камеральных налоговых проверок
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here