Ставка земельного налога сельхозназначения

Налоговый кодекс: земельный налог

Налоговый кодекс: земельный налог

Похожие публикации

Земельный налог в РФ является региональным налоговым платежом, то есть вводится в действие нормативными актами местных властей. Однако общие принципы его взимания закреплены в Налоговом кодексе. Поговорим о них подробнее.

Особая ситуация

На практике случается, что права на участок перешли к лицам, которые не привлекались к административной ответственности за использование его не по целевому назначению. В том числе, когда предыдущий собственник распорядился участком до устранения им своего правонарушения.

По мнению налоговиков, в подобных случаях действует всё же повышенная ставка земельного налога – максимум 1,5%. Пока нарушение остаётся не устранённым.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Как облагаются налогом разные земельные участки: разъяснения налоговиков

ФНС выпустила письмо № БС-4-21/[email protected] от 23.03.2018, в котором разъяснила ряд вопросов, касающихся налогообложения земельных участков и администрирования земельного налога.

Земля под трансформаторной подстанцией

В соответствии с абз. 3 пп. 1 п. 1 ст. 394 НК налоговые ставки для исчисления налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать 0,3% кадастровой стоимости, в частности, в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса).

Законодательство о налогах не содержит понятия жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса. При этом в силу положения ст. 11 НК институты, понятия и термины других отраслей законодательства РФ, используемые в НК, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК.

Так, согласно п. 24 ст. 1 ГрК система коммунальной инфраструктуры — комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для осуществления поставок товаров и оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства, а также объекты, используемые для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

В соответствии со ст. 19 ЖК жилищный фонд — это совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории РФ.

Как следует из указанных положений, для квалификации определенных объектов недвижимого имущества в качестве объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса необходимо установить, что их функционирование направлено на обеспечение жизнедеятельности населенных пунктов (муниципальных образований), а также тот факт, что они необходимы для эксплуатации жилищного фонда. Данная правовая позиция находит отражение в Определении Верховного Суда РФ от 27.02.2017 г. N 301-КГ16-20969, от 02.12.2016 N 306-КГ16-15969 и Определении Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.09.2010 N ВАС-10062/10.

Налог на земли сельскохозяйственного значения: условия

Земельный налог на земли сельскохозяйственного назначения в соответствии со ст. 394 главы 31 НК РФ рассчитывается исходя из налоговой ставки не выше 0,3%. Но земельная недвижимость для использования этой ставки должна отвечать следующим параметрам:

  1. Она относится к землям сельскохозяйственного назначения;
  2. Она используется для сельскохозяйственного производства (по целевому назначению).

Невыполнение хотя бы одного условия сделает невозможным использование пониженной ставки. Например, если предприниматель выращивал фрукты на собственной земле, имеющей производственное назначение, то использовать местную ставку на земельный налог земли сельхозназначения он не сможет – ставка налога будет иной. Чтобы применить пониженную ставку, ему необходимо сначала изменить вид разрешенного использования земли.

Если несколько лиц имеет в общей собственности землю, то сбор по ней они оплачивают в соответствии с долями. То есть, если одному принадлежит 40%, а другому 60%, то ровно столько же они должны уплатить от суммы рассчитанного земельного налога.

Законодательная база

Основные элементы налогообложения земельных участков установлены главой 31 Налогового кодекса РФ, в частности:

  1. лица, входящие в категорию плательщиков (статья 388);
  2. что является объектом налогообложения, и с каких земель не взимаются платежи (статья 389);
  3. как рассчитать сумму, с которой будет удерживаться налог (статья 391);
  4. какова налоговая ставка (статья 394);
  5. перечень лиц и ситуаций, когда можно не платить налог (статья 395);
  6. периодичность уплаты (статья 397).

Вместе с тем пунктом 1 статьи 387 НК РФ оговорено, что земельный налог действует на основе не только кодекса, но и решений местных депутатов или законов субъектов федерации (для Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).

Также пункт 2 статьи 387 НК РФ наделяет представительные органы местного самоуправления и законодательные органы власти городов федерального значения правом утверждать:

  • размеры налоговых ставок в пределах, обозначенных кодексом;
  • дополнительные преференции;
  • сроки перечисления налога предприятиями.

Налог на землю в 2018 году

Изменения, которые постепенно происходили в расчете налога за землю в 2017 году, а также в предыдущий 2016 год, сводились в основном к определению кадастровой стоимости земельных участков, от которой в конечном итоге и завесили конкретные суммы налога к уплате. Каких-либо серьезных изменений в земельном налоге в 2018 году опять же ожидать не приходится. Однако можно предположить, что региональные власти будут и далее работать в направлении кадастровых расценок по тем земельным объектам, по которым такая стоимости до сих не была определена.

Земельный налог на земли сельскохозяйственного назначения

Ставки

На основании абз. 2 подп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ ставки по земельному налогу устанавливают нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований (законы Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).

Читайте так же:  Подоходный налог стран мира таблица

Ставки не могут превышать, в частности, 0,3% в отношении земельных участков, отнесенных к землям:

  • сельскохозяйственного назначения;
  • в составе зон с/х использования в населенных пунктах и используемых для сельхозпроизводства.

Показатель ставки в зависимости от региона

Плата за земли, используемые в сельскохозяйственных целях, взимается по налоговой ставке, оговоренной частью первой подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ. Предельное значение ставки составляет 0,3%.

При этом власти населённого пункта вправе уменьшить величину налоговой ставки или оставить её на максимальном уровне.

К примеру, наивысшая ставка, которая может применяться по земельному налогу, установлена в отношении прочих категорий земель и равна 1,5% (в 5 раз выше, чем для земель сельхоз назначения).

Учитывая, что размер ставки зависит от того, какое решение принимается местными советами депутатов (законодательными органами госвласти городов федерального значения), конкретные размеры ставок можно узнать в нормативных правовых актах, действующих на территории города или села.

Удобный сервис для поиска документов, регламентирующих ставки налога на землю, размещён на официальном сайте Федеральной налоговой службы России: https://www.nalog.ru/rn77/service/tax/.

Приведём в следующей таблице ставки, применяемые в некоторых городах.

Город Ставка, %
Москва 0,3
Московская область:
Королёв 0,3
Балашиха 0,3
Подольск 0,1 для научно-опытных и экспериментальных сельхоз предприятий; 0,3 для остальных
Санкт-Петербург 0,3
Ленинградская область:
Выборг 0,3
Гатчина 0,3
Отрадное 0,3
Краснодарский край:
Краснодар 0,3
Сочи 0,03 для земель в составе зон сельхоз использования в населённых пунктах; 0,3
Геленджик 0,05; 0,3 (в зависимости от того, чем заняты земли)
Армавир 0,1
Новосибирская область:
Новосибирск 0,3
Куйбышев 0,3
Бердск 0,3
Обь 0,3
Республика Адыгея:
Майкоп 0,15
Адыгейск 0,3

Надо констатировать факт, что во многих населённых пунктах России предпочитают не уменьшать ставку, предусмотренную НК РФ, а оставлять на уровне 0,3%.

Если земли сельскохозяйственные земли используются не по назначению, то в их отношении будет применяться налоговая ставка на уровне 1,5%, как для прочих категорий земель (о том, что грозит за нецелевое использование земель или за неиспользование таких участков, говорится здесь). Многие официальные документы, принятые местными органами власти, это прямо оговаривают.

Срок уплаты налога

Физлица, в собственности которых есть земельные участки, обязаны рассчитаться по налогу в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Для организаций срок перечисления годового налога, а также авансовых платежей, если последние предусмотрены, опять же устанавливается местными властями. Однако годовой платеж не может уплачиваться ранее, чем дата 1 февраля, на которую приходится срок подачи годового отчета по земельному налогу.

Неиспользование земли по назначению

Согласно абз. 2 пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ, налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать, в частности, 0,3% в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства.

Как следует из данной нормы НК, для применения налоговой ставки в размере, не превышающем 0,3%, необходимо соблюдение одновременно двух условий: отнесение земельного участка к определенной категории или виду разрешенного использования (к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах) и использование этого земельного участка для сельскохозяйственного производства.

Таким образом, если земельный участок отвечает указанным выше критериям, налогообложение производится по налоговой ставке, не превышающей 0,3%. В случае, если земельный участок признан уполномоченным органом неиспользуемым для сельскохозяйственного производства, налогообложение в отношении участка должно производиться по налоговой ставке, установленной представительным органом муниципального образования в отношении «прочих земель» и не превышающей 1,5%, начиная с налогового периода, в котором вынесено решение о выявленном нарушении, до начала налогового периода, в котором нарушение устранено (независимо от перехода прав на такой земельный участок от одного налогоплательщика к другому).

Как рассчитать платеж за земельный с/х участок?

В соответствии с пунктом 3 статьи 396 НК РФ физические лица не обязаны самостоятельно рассчитывать земельный налог. Это входит в обязанности налогового органа.

Однако гражданам следует знать, как рассчитывается налог, чтобы не допустить ошибки налоговиков.

Для расчёта налога на сельхоз земли необходимо руководствоваться формулой:

  • Н – сумма налога.
  • КС – кадастровая стоимость участка.
  • В – налоговый вычет.
  • НС – налоговая ставка.

Пример 1.

Гражданин Быков Л.И. распоряжается земельным участком сельхоз назначения в размере 0,5 га (или 5 000 кв. м), кадастровая стоимость которого на 1 января 2018 года составляет 800 тыс. руб. Быков Л.И. является пенсионером и имеет право на вычет в размере кадастровой стоимости 600 кв. м (96 тыс. руб.). Налоговая ставка равна 0,3%. Рассчитаем сумму налога по формуле: (800 – 96) * 0,3% = 2,112 тыс. руб. Значит, за 2018 год гражданин обязан заплатить 2 112 рублей.

Пример 2.

Сосед Быкова также имеет сельскохозяйственные земли площадью 1 га. Кадастровая стоимость равна 1,3 млн руб. При этом соседу льготы по закону не полагаются. Объём налоговых платежей за год составит: 1,3 * 0,3% = 0,0039 млн руб. или 3 900 руб.

Если налоговый вычет выше стоимости земельного участка, то для расчёта налога применяется налоговая база в размере 0. Соответственно, сумма налога составит 0 руб.

Расчёт налога юридическими лицами происходит несколько сложнее. На основании пункта 2 статьи 397 НК РФ предприятия рассчитывают и уплачивают не только годовые платежи, но и авансовые 1 раз в квартал.

Формула расчёта авансовых платежей:

  • АП – авансовый платёж.
  • КС – кадастровая стоимость сельхоз земли.
  • НС – ставка налога.

По данной формуле организации рассчитывают авансовые платежи за первый, второй и третий кварталы. По итогам года окончательный платёж определяется так:

  • Н – сумма налога.ю
  • КС – кадастровая стоимость.
  • НС – ставка.
  • АП * 3 – уплаченные в течение года авансовые платежи.

Пример 3.

ООО «Дружба» использует земли в сельскохозяйственных целях, кадастровая стоимость которых равна 5,8 млн руб. Земельная площадь облагается по ставке 0,3%. Рассчитаем авансовый платёж: 5,8 * 0,3% / 4 = 0,00435 млн руб. Значит, по 4 350 руб. ООО заплатит в первом, втором и третьем квартале. По итогам года нужно будет заплатить: 5,8 * 0,3% (0,00435 * 3) = 0,00435 млн руб. или 4 350 руб.

Особенности земельного налога

Не все граждане и предприятия знают, какой налог на землю сельхозназначения для них предусмотрен. Этот сбор является местным. Обязательность уплаты устанавливается в НК РФ. Дополнительно земельный налог регулируется законами муниципалитетов и городов федерального значения (их в России три – Москва, Санкт-Петербург и Севастополь).

Читайте так же:  Календарь выплаты дивидендов по акциям нлмк

В главе 31 НК РФ указаны максимальные значения налоговых ставок. Сами субъекты могут устанавливать конечные ставки в указанных пределах, предоставлять льготы или вообще освобождать от налога определенные категории граждан.

Ставка земельного налога и объект налогообложения

Земельные участки, являющиеся объектом налогообложения, учитываются в налоговой базе по земельному налогу по их кадастровой стоимости.

Все объекты налогообложения, с которых платится земельный налог в России можно условно поделить на две группы, к каждой из которых применяется своя ставка налога. Конкретный ее показатель должен быть определен на местном уровне властями муниципальных образований, но в целом эти две ставки не должны превышать значений, установленных Налоговым кодексом. Так, статьей 394 предусмотрена ставка 0,3% в отношении земельных участков сельхозназначения, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры ЖКХ, приобретенных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, либо же земель, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд и ограниченных в виду этого факта в обороте. В пределах установленной кодексом ставки в 1,5% рассчитывается налог на земельные участки всех прочих категорий.

Организации-плательщики земельного налога определяют свой платеж самостоятельно на основании открытой информации о кадастровой стоимости принадлежащих им участков-объектов обложения по земельному налогу и применяемых к ней ставок налога. Физлицам делать самостоятельный расчет не нужно. Квитанции с готовыми суммами налога к уплате им присылают непосредственно территориальные ИФНС. В расчете опять же используются данные кадастровых стоимостей земельных участков, соответствующие ставки налога, а также сведения о зарегистрированных за физлицами правах собственности на те или иные участки.

Земельный налог в НК РФ

Порядку расчета налога на землю посвящена глава 31 Налогового кодекса. Согласно ее положениям, земельный налог относится к категории налогов местного уровня, поскольку платежи по нему перечисляются налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения земельных участков, которые признаны согласно статье 389 Налогового кодекса объектом налогообложения.

Собственно, объектами обложения земельным налогом являются участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен данный налог. Соответственно плательщиками земельного налога согласно статье 388 признаются юридические лица, обладающие правом собственности на данные земельные участки — объекты налогообложения земельным налогом. По аналогичным же правам собственности определяется принцип уплаты земельного налога и для физических лиц.

В Налоговом кодексе также представлен перечень объектов, которые не подпадают под земельный налог. Это земельные участки, изъятые из оборотов обороте в соответствии с законом или ограниченные в связи с расположением на них объектов культурного, археологического наследия, заповедников и тому подобных объектов, земли лесного фонда, а также участки в составе общего имущества многоквартирных домов. Некоторые же организации сами по себе относятся к льготной категории и не уплачивают налог на землю вне зависимости от категории принадлежащего им земельного участка. Все подобные исключения описываются в статье 395 Налогового кодекса.

Заполнение декларации при разных коэффициентах

— с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока строительства начиная с даты госрегистрации прав на данные земельные участки вплоть до госрегистрации прав на построенный объект недвижимости;

— с учетом коэффициента 4 в течение периода, превышающего трехлетний срок строительства, вплоть до даты госрегистрации прав на построенный объект недвижимости.

Однако Порядок заполнения налоговой декларации по земельному налогу, утвержденный приказом ФНС России от 10.05.2017 № ММВ-7-21/[email protected], не предусматривает возможности применять два разных коэффициента в течение одного налогового периода.

Скоро это недоразумение будет исправлено, ответили в ФНС.

Переданным на государственную регистрацию в Минюст приказом ФНС России от 02.03.2018 N ММВ-7-21/[email protected] предусмотрены соответствующие дополнения к порядку заполнения налоговой декларации.

Как рассчитать налог на земли сельскохозяйственного назначения и как варьируется размер ставки?

Правила взимания земельного налога за земли сельскохозяйственного назначения отражены в Налоговом кодексе РФ.

Однако учитывая, что данный обязательный платёж входит в перечень местных налогов и сборов, на уровне каждого муниципального образования могут быть установлены свои особенности.

Рассмотрим ниже, чем руководствоваться для расчёта налога на сельхоз земли, как его рассчитать и когда уплачивать.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-46-18 . Это быстро и бесплатно !

Условия применения пониженных ставок

Как следует из приведённой нормы, для применения налоговой ставки в размере до 0,3% необходимо соблюдение одновременно 2-х условий:

1. Отнесение участка к определенной категории земель или виду разрешенного использования (т. е. – к землям сельхозназначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах).

2. Реальное использование этого участка для сельскохозяйственного производства.

Таким образом, если участок отвечает указанным выше критериям, ставка земельного налога на сельскохозяйственные земли в 2019 году не превысит 0,3 процента.

Если же участок признан неиспользуемым по целевому назначению для сельскохозяйственного производства, налогообложение будет идти по ставке, установленной в отношении «прочих земель». Она может достигать 1,5% начиная с налогового периода, в котором вынесено решение о выявленном правонарушении, и до начала налогового периода, в котором нарушение устранено.

Речь идёт об ответственности по следующим нормам:

  • статья 8.7 КоАП РФ – невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв (штраф до 700 000 руб.);
  • статья 8.8 Кодекса – использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению (штраф до 400 000/700 000 руб.).
Читайте так же:  Штрафы за нарушение сроков сдачи налоговой отчетности

Отсутствие данных в ЕГРН

В ряде ситуаций сведения о таких ранее возникших правах на земельные участки не содержатся у органов Росреестра и могут представляться в налоговые органы в виде заверенных копий документов о ранее возникшем праве.

Допустимо ли налоговым органам использовать такие документы для целей налогового администрирования, в т.ч. полученные из органов местного самоуправления? Нет, ответила ФНС.

Исходя из ч. 1 ст. 69 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» права на земельные участки, возникшие до дня вступления в силу Закона N 122-ФЗ и не зарегистрированные в ЕГРН, признаются юридически действительными при отсутствии их регистрации в ЕГРН. Государственная регистрация таких прав в ЕГРН проводится по желанию их обладателей.

НК не предусматривает использование для администрирования налога в отношении ранее учтенных участков сведений, полученных из органов местного самоуправления.

Для внесения в ЕГРН сведений о ранее учтенном участке может использоваться порядок госрегистрации ранее возникших прав, согласно ч. 1 ст. 69 Закона N 218-ФЗ.

Для регистрации ранее возникших прав без личного обращения в регистрирующий орган физлица — правообладателя ранее учтенного участка ст. 12 Федерального закона от 30.06.2006 N 93-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления могут подавать от имени граждан (в качестве уполномоченных лиц) заявления о госрегистрации прав на недвижимое имущество и иные документы в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав (в отношении земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или ИЖС).

В дальнейшем сведения о зарегистрированных в ЕГРН правах на ранее учтенные участки передаются в налоговые органы в соответствии с п. 4 ст. 85 НК.

Особенности определения налогового и отчетного периода по земельному налогу

Видео (кликните для воспроизведения).

При самостоятельном расчете налога на землю юрлицами необходимо учитывать понятия налогового и отчетного периодов по земельному налогу.

Так налоговым периодом в данном случае является год. Именно по итогам года в срок до 1 февраля года, следующего за отчетным организации-плательщики данного налога обязаны предоставить в ИФНС декларацию по земельному налогу. Ее действующая форма, а также порядок ее заполнения утверждены Приказом ФНС России от 10 мая 2017 года №ММВ-7-21/[email protected]

Отчетные периоды по НК у земельного налога – первый, второй и третий кварталы. Но обязательными они не являются. Таким образом рассчитывать авансовые платежи поквартально компания будет только лишь в том случае, если данная обязанность прямо предусмотрена местным законом о земельном налоге.

Участок ИЖС у юрлица

ФНС пояснила, что ставка не зависит от того, кому принадлежит участок – юрлицу или физлицу.

В соответствии с абз. 3 пп. 1 п. 1 ст. 394 НК налоговые ставки для исчисления налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать 0,3% кадастровой стоимости, в частности, в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства.

Законодательство о налогах не содержит понятия жилищного строительства. При этом в силу положения ст. 11 НК институты, понятия и термины других отраслей законодательства РФ, используемые в НК, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК.

Так, согласно ч. 3 ст. 48 ГрК, осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи).

Таким образом, используемое в ГрК понятие «объект индивидуального жилищного строительства» не связано с предоставлением (приобретением) исключительно физлицом земельного участка, на котором осуществляется указанное строительство.

Следовательно, в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства, применение налоговых ставок не зависит от их принадлежности налогоплательщикам-физическим или юридическим лицам.

Формула для расчета налога

Любой земельный участок имеет определенную ценность. Самостоятельно величину этого параметра определить можно, но налог считают по цене, которую рассчитывает Росреестр. Это так называемое понятие кадастровой стоимости земли. Она определяет стоимость земли в рублях. Эта величина необходима для расчета земельного налога. Формула такова:

Земельный налог = кадастровая стоимость за 1 м 2 Х площадь участка в м 2 Х налоговая ставка.

Если рассчитывается налог на землю сельхозназначения в 2017 году, то ставка равна 0,3%, при условии, что иное не предусмотрено местным законодательством. Кадастровая стоимость берется по состоянию на 1 января отчетного периода, то есть года. В 2017 году уплачивается налог по стоимости, определенной на 1 января 2016 года.

Обратите внимание. Для земель сельхозназначения ставка налога в 0,3% установлена НК РФ и является максимальной. Местные ставки могут быть лишь ниже этого значения. Физлица земельный налог за 2016 год заплатят до 1 декабря 2017 года по уведомлениям, которые им разошлет ИФНС.

Если земля не используется, ставка налога будет высокой

Е. В. Шестакова, генеральный директор ООО «Актуальный менеджмент», к. ю. н.

Налоговые ставки по земельному налогу не могут устанавливаться в зависимости от видов деятельности хозяйства (письмо Минфина России от 11 марта 2013 г. № 03-05-06-02/37). А вот вид деятельности хозяйства на применение той или иной ставки повлиять может.

Когда применяется льготная ставка

Землями сельскохозяйственного назначения признаются участки, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

Соответственно, земли сельскохозяйственного назначения подразделяются на:

– земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями;

– земли, предназначенные для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений;

– земли, занятые водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

При этом такие земли могут использоваться:

Читайте так же:  Сумма имущественного вычета в декларации 3 ндфл

– для ведения сельскохозяйственного производства;

– для создания защитных лесных насаждений;

– для научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.

Если земельный участок отнесен к землям в составе зон сельскохозяйственного использования, то в отношении такого земельного участка может применяться налоговая ставка в размере, не превышаю­щем 0,3 процента от его кадастровой стои­мости (подп. 1 п. 1 ст. 394 Налогового кодекса РФ, письмо Минфина России от 20 марта 2012 г. № 03-05-04-02/25).

Пониженной ставкой налога можно воспользоваться, если земля используется для сельскохозяйственного производства (подп. 1 п. 1 ст. 394 Налогового кодекса РФ). Данный вывод подтверждается и судебной практикой – постановление ФАС Северо-Западного округа от 14 февраля 2013 г. № А52-1572/2011.

Когда в льготной ставке могут отказать

Спорными ситуациями при определении размера ставки налога являются такие, когда земли сельхозназначения:

– передаются в аренду;

– находятся под паром;

– отсутствуют документы, подтверждающие право собственности.

Участок сдан в аренду

В Налоговом кодексе РФ не указано, какую применять ставку, если земельный участок категории земель сельхозназначения сдан в аренду.

Чиновники из Минфина России считают, что применение арендодателем (собственником) земельного участка пониженной налоговой ставки возможно при соблюдении следующих условий (письма от 8 августа 2006 г. № 03-06-02-02/119 и № 03-06-02-04/119):

– земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах;

– в правоустанавливающих документах на земельный участок определен вид разрешенного использования, указывающий на использование земельного участка в целях сельскохозяйственного производства;

– уставная деятельность арендодателя связана с сельхозпроизводством;

– арендатор использует земельный участок для производства сельхозпродукции.

Тем не менее по вопросу применения пониженной ставки налога в таких случаях у предприятий периодически возникают споры с налоговиками. Последние при проведении проверок указывают, что, передавая в аренду участок, предприятие использует его не для сельхозпроизводства, а получает доход в виде арендной платы. Соответственно, нужно применять ставку 1,5 процента.

Тем не менее судьи на стороне предприятий. В своих решениях они указывают, что если арендатор использует землю для сельхозпроизводства, то право на льготную ставку у арендодателя сохраняется (постановления ФАС Московского округа от 22 октября 2012 г. № А41-45612/10, ФАС Северо-Кавказского округа от 15 июня 2010 г. № А32-20508/2009-3/290).

Если земля не используется

В отношении земель, находящихся под паром, у чиновников аналогичная точка зрения. Они считают, что применять льготную ставку нельзя, так как земля не используется для сельхозпроизводства. Поэтому ставка в данном случае должна быть не ниже 1,5 процента (то есть обще­установленная) – письма Минфина России от 8 февраля 2012 г. № 03-05-06-02/09, от 12 января 2012 г. № 03-05-04-02/03. А вот с этим поспорить сложно, и суды здесь на стороне чиновников. В качестве примера можно привести постановление ФАС Северо-Западного округа от 26 сентября 2011 г. № А21-8681/2010.

Кроме того, если земля не используется по целевому назначению, ее могут изъять. Это может произойти, если в течение трех и более лет подряд со дня возникновения права собственности на земельный участок он не используется для ведения сельскохозяйственного производства или иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности. В данный срок не включается период, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование, а также срок освоения земельного участка. Срок освоения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения не может составлять более чем два года. Данные пояснения содержатся в письме Мин­экономразви­­тия России от 30 июня 2011 г. № ОГ-Д23-240.

Обратите внимание: земельный участок сельхозназначения при нарушении требований его использования может быть изъят у собственника только по решению суда.

Кроме того, в соответствии со статьей 8.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях за неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства, в указанных целях в течение трех лет и более подряд влечет наложение административного штрафа:

– на должностных лиц – от 4000 до 6000 руб.;

– на юридических лиц – от 80 000 до 100 000 руб.

Земля обременена сервитутом

Сервитут представляет собой право ограниченного пользования чужим земельным участком (ст. 274 Гражданского кодекса РФ).

Это означает, что собственник одного земельного участка может быть ограничен в правах пользования своим земельным участком по требованию собственника другого земельного участка в следующих случаях:

– обеспечения прохода и проезда через земельный участок;

– прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов;

– обеспечения водоснабжения и мелиорации;

– обеспечения других нужд, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Обременение земельного участка сервитутом не лишает его собственника права владения, пользования и распоряжения (п. 2 ст. 274 Гражданского кодекса РФ).

Для установления сервитута на земельном участке необходимо заключить соглашение с его собственником. Оно подлежит регистрации в порядке, предусмотренном для регистрации прав на недвижимое имущество (п. 3 ст. 274 Гражданского кодекса РФ). Так, государственная регистрация сервитута проводится в Едином государственном реест­ре прав на основании заявления лица, в пользу которого он установлен (ст. 27 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).

Согласно пункту 5 статьи 274 Гражданского кодекса РФ, собственник земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату за пользование его земельным участком.

По мнению Минфина России, собственник признается плательщиком земельного налога в отношении всей площади земельного участка, в том числе часть которого ограничена сервитутом (письмо от 23 апреля 2009 г. № 03-05-05-02/23). Иными словами, независимо от наличия сервитута хозяйство должно уплачивать налог по всему участку. И если он используется для сельхозпроизводства, то может применяться льготная ставка. А вот если предприятие не является собственником земельного участка, а пользуется им на основании сервитута, то земельный налог платить не нужно. Об этом свидетельствует арбитражная практика – постановление ФАС Поволжского округа от 7 августа 2007 г. № А12-20512/06-С29-26.

Читайте так же:  Основание продления срока проведения выездной налоговой проверки

Не оформлено право собственности

В некоторых случаях уплатить налог придется даже в случаях, если предприятие пользуется участком, права на который у него не оформлены. В соответствии со статьей 388 Налогового кодекса РФ плательщиками земельного налога признаются организации, обладающие земельными участками, в частности, на праве собственности. При переходе права собственности на строения, находящиеся на чужом земельном участке, покупатель приобретает право на использование соответствующей части земельного участка на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник. Это происходит и в случае, если права на участок у него не оформлены (письмо Минфина России от 17 апреля 2009 г. № 03-05-05-02/15). Следовательно, у покупателя возникает обязанность уплачивать земельный налог. Эту позицию поддерживают и суды (постановление ФАС Уральского округа от 14 августа 2006 г. № Ф09-7038/06-С7).

Если участок соответствует условиям, указанным в письмах Минфина России № 03-06-02-02/119 и № 03-06-02-04/119, то в отношении его можно применять пониженную ставку.

Если вид использования изменен

При изменении категории земельного участка или вида разрешенного использования пересчитывается его кадастровая стоимость. Изменение может про­изойти в течение налогового периода, при этом сумма налога, подлежащего уплате в бюджет, не изменяется. Это происходит независимо от того, уменьшилась или увеличилась в результате кадастровая стоимость участка.

Налоговая база для расчета земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Эта норма действует и при переводе в течение года земельного участка из одной категории в другую, и изменении вида разрешенного использования. Если земельный участок не менял владельца и свои границы, то все изменения его кадастровой стоимости и прочих параметров будут учитываться при исчислении земельного налога только с 1 января следующего года (следующего налогового периода). Такое мнение высказал Минфин России в письме от 10 октября 2012 г. № 03-05-05-02/104.

Земельный участок сельскохозяйственного назначения при нарушении требований его использования может быть изъят у собственника только по решению суда.

Ставка налога на с/х земли, когда режим их использования нарушается

Как и прежде, ставка земельного налога сельскохозяйственного назначения в 2019 году пониженная. Но чтобы остаться на ней, нужно соблюдать ряд условий. В том числе, не нарушать положения административного законодательства. Рассказываем о ставках земельного налога по землям сельскохозяйственного назначения с учётом позиции ФНС России.

Земельный налог на земли сельскохозяйственного назначения

Похожие публикации

Физические лица и организации, имеющие в собственности землю, в соответствии с 31 главой Налогового кодекса уплачивают земельный налог, если объект налогообложения находится в муниципальном образовании, где введен такой сбор. Для некоторых разновидностей такой недвижимости ставка за пользование равна 0. А вот налог на землю сельхозназначения в 2017 году уплачивать придется, если не установлена какая-либо льгота в отношении плательщика. Не уплачивают такой сбор арендаторы и лица, владеющие землей на праве безвозмездного пользования.

От чего зависит размер?

Для того чтобы определить размер налогового платежа, необходимо установить все данные, влияющие на него.

  1. Площадь участка сельскохозяйственного назначения и его кадастровая стоимость. Кадастровая стоимость рассчитывается посредством проведения государственной оценки земель и фиксируется в Едином государственном реестре недвижимости. Чтобы узнать конкретное значение кадастровой стоимости, следует обратиться в МФЦ, кадастровую палату или посмотреть на сайте Росреестра. Необходимо обратить внимание на то, что сведения предоставляются на бесплатной основе.
  2. Местоположение сельхоз земли. Во-первых, властями каждого населённого пункта могут быть установлены свои значения налоговых ставок (в пределах, установленных законом). Во-вторых, пункт 2 статьи 394 позволяет местным органам дифференцировать ставки в зависимости от нахождения земли в пределах города (села, посёлка и т.д.).
  3. Наличие льгот и освобождений, применяемых в отношении налогоплательщика. Одной из льгот являются вычеты, закреплённые пунктом 5 статьи 391 НК РФ. Размер вычета соответствует кадастровой стоимости 600 кв. м участка. Предоставляется таким социальным группам, как инвалиды, герои СССР и РФ, ветераны, участники боевых действий, ликвидаторы последствий аварии ЧАЭС, пенсионеры.

Сроки и порядок внесения денежных средств

Физическое лицо обязуется заплатить налог за земли сельхоз назначения до 1 декабря следующего года. Налог уплачивается 1 раз в год на основании уведомления, присылаемого налоговым органом.

Юридические лица в течение года перечисляют квартальные авансовые платежи. Срок внесения авансов определяется местными органами власти.

Например, в г. Москве установлены следующие периоды:

  1. за I квартал – до 30 апреля текущего года;
  2. за II квартал – до 31 июля;
  3. за III квартал – до 31 октября.

Годовой платёж также вносится в соответствии со сроками, оговоренными местными нормативными правовыми актами, но не раньше 1 февраля следующего года.

Следует помнить, что за неуплату или неполную уплату обязательных платежей налоговые органы на основании пунктов 1 и 3 статьи 122 НК РФ вправе наложить следующие взыскания:

  • штраф в размере 20% от неуплаченной суммы земельного налога;
  • штраф в размере 40% за умышленную неуплату.

Таким образом, как физические, так и юридические лица при наличии у них земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения обязаны платить налог. Расчёт налога осуществляется в соответствии с нормами главы 31 НК РФ, но в каждом регионе, городе, муниципальном образовании действуют свои правила. При этом местные депутаты не могут ужесточить нормы Налогового кодекса, а напротив, имеют право снизить ставки или предусмотреть дополнительные льготы.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

Видео (кликните для воспроизведения).

+7 (499) 938-46-18 (Москва)
Это быстро и бесплатно !

Источники

Ставка земельного налога сельхозназначения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here