Субъекты внутреннего финансового контроля

Формы, виды и основные методы финансового контроля

Методы финансового контроля, а также его виды и формы представлены в довольно широком спектре разновидностей. Изучим те, которые используются чаще всего.

Основные подходы к классификации видов, форм и методов финансового контроля

Финансовый контроль — это совокупность мероприятий компетентных экономических субъектов, которые связаны с проверкой и анализом элементов финансовой инфраструктуры, управления и отчетности в той или иной организации. Рассмотрим их сущность подробнее.

Форма финансового контроля — признак, отражающий способ осуществления тем или иным субъектом контроля своих действий. Современные российские эксперты выделяют 3 ключевые формы финансового контроля:

Вид финансового контроля — признак, позволяющий отнести соответствующие контрольные мероприятия к той или иной категории. Актуальные теоретические концепции предполагают классификацию видов финансового контроля по следующим базовым основаниям:

  • субъект контроля;
  • направление контроля;
  • сроки выполнения.

Таким образом, фактически соответствующие виды и формы финансового контроля можно рассматривать как сходные признаки. Применение данной аналогии прослеживается во многих публикациях российских экспертов.

Метод финансового контроля — это признак, отражающий специфику конкретного инструмента осуществления проверок, задействуемого субъектом финансового контроля. Выделяют 3 основные категории:

  • методы, которые связаны с проверкой документов;
  • методы, которые связаны с проверкой содержания деятельности фирмы;
  • методы, которые связаны с проверкой компетенций.

Изучим подробнее ключевые признаки финансового контроля — виды, формы и методы — в соотнесении с отмеченными основаниями для их классификации.

Субъекты финансового контроля: органы власти

Органы исполнительной власти, которые чаще всего становятся субъектами контроля, — это Минфин, Федеральная служба по финансовому мониторингу, ФНС, ФТС, государственные внебюджетные фонды, Федеральное казначейство, а также структуры, подчиняющиеся им по вертикали в регионах.

Можно отметить, что компетентное ведомство часто предопределяет конкретное наименование того или иного вида контроля. Например, ФНС проводит налоговый контроль, ФТС — таможенный.

Подробнее о налоговых проверках читайте в статье «Налоговая проверка — что это такое и каков порядок?».

Что касается органов законодательной власти, финансовый контроль чаще всего осуществляет Счетная палата, формируемая при участии обоих палат парламента РФ — Госдумы и Совета Федерации. В субъектах РФ также формируются счетные палаты — при участии региональных парламентов.

Правоохранительные структуры, которые могут применять финансовый контроль, — МВД, ФСБ, Генеральная прокуратура. Данные ведомства также функционируют централизованно — федеральным структурам подчиняются региональные.

Методы финансового контроля: проверка компетентности

Проверка системы компетенций предполагает работу главным образом в направлении кадрового менеджмента. Проверяющие, задействующие рассматриваемую группу методов, взаимодействуют с сотрудниками, отвечающими за управление финансами предприятия, и выясняют, насколько их уровень опыта и навыков позволяет решать поставленные задачи.

Данные методы финансового контроля могут быть представлены тестированием, интервьюированием, проведением фокус-групп, мониторингом производственных возможностей работников, проведением опросов, изучением личных карточек сотрудников, профилей в соцсетях, в ряде случаев — выходом на контакт с предыдущими работодателями или образовательными учреждениями, в которых учились работники фирмы.

Федеральное казначейство

официальный сайт Казначейства России
www.roskazna.ru

Классификация видов контроля: направления проверок

Еще одно основание для классификации видов финансового контроля, которое выделяют российские исследователи — направление проверок. Оно представлено 3 основными категориями:

  • ревизии документооборота;
  • технические проверки;
  • проверки отчетности.

Что касается первого направления финансового контроля, проверяющие в данном случае чаще всего исследуют юридически значимые источники, на основании которых организация принимает те или иные решения по управлению капиталом.

В техническом аспекте может проверяться инфраструктура, задействуемая для реализации юридически значимых действий, например, тех, что связаны с подписанием банковских и иных документов с помощью ЭЦП. Данное направление проверок в ряде аспектов может быть связано с ревизионными мероприятиями, например, если требуется установить, соответствует ли ПО для электронных ключей требованиям законодательства.

Третье направление проверок предполагает изучение проверяющей структурой документов, имеющих отношение к бухгалтерской, налоговой и управленческой отчетности. Это могут быть первичные документы, унифицированные формы, бланки, внутрикорпоративные источники, выписки.

Классификация видов контроля по субъектам

Спектр возможных субъектов финансового контроля весьма широкий. Современные российские эксперты определяют следующие основные группы:

  • органы исполнительной власти (не связанные с правоохранительными структурами);
  • органы законодательной власти;
  • банки;
  • правоохранительные структуры;
  • аудиторы;
  • вышестоящие организации;
  • общественные организации;
  • внутрикорпоративные и ведомственные структуры.

Изучим их специфику подробнее.

Внутренний государственный финансовый контроль

  • 2020
  • 2019
  • 2018
  • 2017
  • 2016
  • 2012
  • 2011
  • 2007
  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь

Изменения от 31 декабря 2019 г. в Классификатор нарушений (рисков), выявляемых Федеральным казначейством в ходе осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере

Субъекты и объекты финансового контроля

Субъекты финансового контроля со стороны государства – это государственные органы, предприятия с долей участия государства, а также организации частично или полностью финансируемые из государственного бюджета.

Субъекты финансового контроля: внутрикорпоративные и внутриведомственные структуры

Работа внутрикорпоративных или внутриведомственных субъектов финансового контроля (ими могут быть службы и отделы финансового анализа или же структуры для проведения внутреннего аудита) характеризуется, как правило, существенно более узкой направленностью в сравнении с теми действиями, которые могут осуществлять структуры, рассмотренные выше.

Субъекты финансового контроля: банки, аудиторы

Субъектом финансового контроля может быть как ЦБ, так и коммерческие кредитные учреждения. При этом вторые в аспекте проведения основных финансовых мероприятий подотчетны ЦБ.

Аудиторы могут быть внешними и внутренними (или ведомственными). Первые, как правило, осуществляют финансовый контроль на коммерческой основе, как услугу. При этом результаты подобных проверок обычно предоставляются для какого-либо внешнего субъекта, например, инвестора или банка.

Читайте так же:  Кому положена льгота на налог на землю

Внутренний аудит — подвид внутрикорпоративного или ведомственного финансового контроля. Его результаты обычно используются в пределах конкретной организации. Чаще всего он реализуется внутренними службами компании. Но иногда фирмы обращаются и к внешним аудиторам, предоставляющим услуги в форме аутсорсинга.

Классификация видов контроля по срокам

Изучим теперь сущность различных видов финансового контроля в рамках классификации, рассмотренной выше. Первое ее основание, которое мы исследуем, — сроки выполнения контроля. Таковые могут соответствовать оперативным, плановым, внеплановым проверкам.

Оперативные финансовые проверки отличаются, прежде всего, непродолжительностью, а также в достаточной мере высокой частотой проведения. Они могут осуществляться субъектом контроля раз в неделю либо ежемесячно.

Плановые проверки, в свою очередь, считаются более длительными. Проводятся они обычно не так часто — раз в год, полугодие, иногда — раз в несколько лет. Проверяемая организация, как правило, имеет достаточно времени, чтобы подготовиться к плановому финансовому контролю.

Оперативные и плановые проверки имеют общий признак — наличие графика осуществления субъектами финансового контроля проверок. Даже если проверки проводятся очень часто, например, еженедельно, то руководство фирмы, как правило, заранее знает конкретное время визита проверяющих, а также то, что они будут изучать.

В свою очередь внеплановые проверки могут осуществляться без предупреждения, проводиться вне привязки к какому-либо графику и с любой частотой. Информация о том, чем будут заниматься проверяющие, а также о том, какие документы они могут запрашивать, непосредственно до проведения внепланового контроля может быть закрыта для проверяемых организаций.

Задачи и виды финансового контроля

Под финансовым контролем следует понимать стадию проверки, позволяющую выявить нарушения в осуществлении финансовой деятельности. Такими функциями наделены органы законодательной и исполнительной власти. Государственные органы проводят проверки работы различных организаций на предмет законности.

Главная функция контрольных органов заключается в контроле использования выделяемых бюджетных средств по назначению. Если же требуемые условия не выполняются, то наступает ответственность.

Финансовый контроль может быть:

  • Предварительным, который осуществляется до совершения операций. Данный вид контроль очень важен, поскольку позволяет предупредить нарушения финансового порядка в будущем;
  • Оперативным, при котором изучаются объекты финансового контроля и информация о денежных операциях;
  • Завершающим, который осуществляется по завершении операции.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Методы финансового контроля

Практически финансовый контроль реализуется при помощи определенных методов.

Методы контроля финансов — это совокупность обоснованных, адаптированных приемов, способов и средств, применяемых в процессе осуществления контрольных функций.

От выбора того или иного метода контроля зависит достижение конечного результата, а также эффективность контроля. При этом грамотное использование способов и приемов контроля финансовых ресурсов гарантирует соблюдение законных прав и интересов подконтрольных субъектов, не препятствуя нормальному функционированию.

Выделяются 6 основных методов, которые представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Методы финансового контроля. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Охарактеризуем каждый из них.

Наблюдение — это ознакомление с деятельностью подконтрольного объекта без использования сложных приемов получения и анализа информации.

Обследование является одним из ключевых методов предварительного контроля, и направлено на изучение отдельных сторон хозяйственной деятельности. Обследование позволяет выявить факты, свидетельствующие о соблюдении (не соблюдении) финансовой дисциплины, определить целесообразность глубокой проверки объекта. Основной целью обследования является проведение общего анализа финансово-хозяйственной деятельности, определение ее недостатков.

Анализ — это специальный метод контроля финансовой документации, при котором используются аналитические приемы математического аппарата. В обычном случае объекты финансового анализа — бухгалтерские балансы и счета. Данный метод используют финансовые органы, ведущие расчета субъектов хозяйствования по платежам в государственный бюджет и внебюджетные фонды.

При проверке исследуется определенный круг вопросов с целью выявления нарушений в области финансового законодательства. Контролирующие органы в ходе проверки проводят анализ финансовой деятельности субъекта с привлечением максимального количества документальных источников данных. К субъектам, которые имеют право проведения проверок, относятся почти все органы финансового контроля и их агенты.

Проверки могут быть комплексными, тематическими, документальными, камеральными, выездными, встречными и т. д.

Ревизия представляет собой комплексную проверку, которая направлена на исследование финансово-хозяйственной деятельности различных субъектов. К характерным особенностям ревизии относятся максимальный охват юридических и экономических сторон работы, участие специалистов и экспертов, сочетание нескольких приемов финансового контроля. Целью осуществления ревизии является выявление законности, целесообразности, достоверности финансовых операций.

Финансово-экономическая экспертиза представляет собой изучение специалистами действительных объемов и направлений использования финансовых средств с целью определения рациональности, целесообразности и эффективности проведенных операций с финансами. Данный метод наиболее сложный, трудоемкий, но необходимый и для контролирующего органа, и для подконтрольного субъекта.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Субъекты внутреннего финансового контроля

МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

от 23 июля 2018 года N 451

Об утверждении Порядка осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Приказа Министерства социальной политики Калининградской области от 23.10.2018 N 762, вступающего в силу со дня его официального опубликования.
____________________________________________________________________

1. Утвердить Порядок осуществления внутреннего финансового контроля согласно приложению N 1.

2. Утвердить Порядок осуществления внутреннего финансового аудита согласно приложению N 2.

4. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя министра Е.В. Фомченкову.

Министр социальной политики
А.В. Майстер

Субъекты и объекты финансового контроля

К субъектам финансового контроля относятся государственные органы, предприятия с государственным участием, различные организации, финансирование которых частично или полностью осуществляется из бюджета страны.

Читайте так же:  Система органов внешнего государственного финансового контроля

С позиции финансового контроля различаются:

Управляющие субъекты, к которым относятся Федеральное Собрание, Правительство, президент, иные органы, наделенные правом принятия управленческих решений. Управляющие субъекты могут быть непосредственно управляющими и делегированными.

Субъекты, которые осуществляют контроль — это Контрольное управление при администрации Президента России, Счетная палата, другие контрольные органы.

Также субъекты контроля финансов классифицируются по следующим признакам:

  • Созданные на основании нормативного акта, к которым относятся Счетная палата, структуры внутреннего контроля банков, ревизионные комиссии;
  • Созданные по инициативе управляющих субъектов;
  • Созданные по собственной инициативе. Например, аудиторские компании.

Управляемые субъекты, т. е. контролируемые, которые являются непосредственными исполнителями принятого решения. Таковыми являются министерства, различные специальные службы.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Предмет контроля в области финансов — это процессы формирования и использования денежных средств на уровне субъектов хозяйствования, отраслей, регионов, государства.

Объекты финансового контроля — конкретные предприятия, организации, органы управления, чья хозяйственная деятельность вызвала перечисленные выше процессы.

Приложение N 1. Порядок осуществления внутреннего финансового контроля Министерством социальной политики Калининградской области

Приложение N 1
к Приказу Министерства
социальной политики
Калининградской области
от 23 июля 2018 г. N 451

Раздел 1. Общие положения

1.2. Настоящий Порядок разработан для использования при организации и осуществлении внутреннего финансового контроля выполнения функций и осуществления полномочий по организации и выполнению внутренних процедур составления и исполнения областного бюджета, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности в структурных подразделениях (отделах) Министерства социальной политики Калининградской области (далее — Министерство).

1.3. Целью настоящего Порядка является установление единых требований к осуществлению внутреннего финансового контроля при выполнении руководством и сотрудниками Министерства функций и осуществлении полномочий в установленной сфере деятельности.

1.4. Настоящий Порядок устанавливает:

— организацию и осуществление внутреннего финансового контроля руководством и сотрудниками Министерства при выполнении ими функций и осуществлении полномочий в установленной сфере деятельности;

— требования к оформлению результатов осуществления внутреннего финансового контроля;

— требования к рассмотрению результатов внутреннего финансового контроля и к осуществлению контроля выполнения управленческих решений, принятых по его результатам.

Раздел 2. Осуществление внутреннего финансового контроля

2.1. Внутренний финансовый контроль — непрерывный процесс, осуществляемый руководством, должностными лицами Министерства, организующими и выполняющими бюджетные процедуры, направленный на соблюдение правовых актов Министерства, регулирующих составление и исполнение бюджета Калининградской области, составление бюджетной отчетности и ведение бюджетного учета, включая порядок ведения учетной политики, а также на подготовку и организацию мер по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.

2.2. Предметом внутреннего финансового контроля являются бюджетные процедуры (составляющие их операции), осуществляемые Министерством в рамках закрепленных за ним бюджетных полномочий.

2.3. Формами осуществления внутреннего финансового контроля являются выполняемые контрольные действия, к которым относятся:

— проверка оформления документов на соответствие требованиям бюджетного законодательства, нормативных правовых актов Российской Федерации и Калининградской области, регулирующих бюджетные правоотношения;

— подтверждение (согласование) операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур);

— сбор и анализ информации о результатах выполнения внутренних бюджетных процедур.

2.4. Внутренний финансовый контроль осуществляется должностными лицами в структурных подразделениях (отделах) Министерства в соответствии с их должностными регламентами по вопросам, входящим в компетенцию отдела.

2.5. Ответственность за организацию и осуществление внутреннего финансового контроля в структурных подразделениях (отделах) Министерства несет начальник (иное уполномоченное лицо) соответствующего структурного подразделения (отдела) Министерства.

Раздел 3. Планирование внутреннего финансового контроля

3.1. Планирование внутреннего финансового контроля заключается в формировании (актуализации) карт внутреннего финансового контроля (далее — Карта контроля) для структурных подразделений Министерства (приложение 1).

3.2. Процедура формирования Карт контроля осуществляется на основании анализа операций внутреннего финансового контроля на необходимость проведения в отношении их контрольных мероприятий, для чего начальниками (иными уполномоченными лицами) структурных подразделений (отделов) Министерства осуществляется анализ операций внутреннего финансового контроля.

3.3. Актуализация Карт контроля проводится:

— до начала очередного финансового года;

— при принятии решения заместителем министра социальной политики Калининградской области (далее — заместитель Министра) о внесении изменений в Карты контроля;

— в случае внесения изменений в нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные отношения.

3.4. В Карте контроля по каждому процессу внутреннего финансового контроля устанавливаются:

— операция внутреннего финансового контроля;

— должностное лицо, ответственное за выполнение процесса, операции (формирование документа);

— срок выполнения операции;

— должностное лицо, осуществляющее внутренний финансовый контроль;

— характеристики контрольного действия (метод контроля, контрольное действие, вид/способ контроля).

3.5. Заместитель министра до 31 декабря текущего года представляет на утверждение министру социальной политики Калининградской области (далее — Министр) Карты контроля на планируемый год.

3.6 Утвержденные Министром Карты контроля направляются для ознакомления сотрудникам структурных подразделений (отделов) Министерства с обязанностью осуществления внутреннего финансового контроля.

3.7. Контроль за планированием внутреннего финансового контроля осуществляет заместитель Министра.

Раздел 4. Проведение внутреннего финансового контроля

4.1. Внутренний финансовый контроль в структурных подразделениях (отделах) Министерства осуществляется с соблюдением процессов, операций, сроков выполнения, методов, контрольных действий и способов контроля, указанных в Картах контроля.

4.2. В рамках настоящего Порядка при осуществлении внутреннего контроля применяются следующие методы и способы:

методы осуществления внутреннего финансового контроля — самоконтроль, контроль по уровню подчиненности;

способы осуществления внутреннего финансового контроля — сплошной, выборочный.

4.3. Самоконтроль осуществляется должностным лицом каждого структурного подразделения (отдела) Министерства сплошным способом путем проведения проверки каждой выполняемой им операции на соответствие бюджетному законодательству, нормативным правовым актам Российской Федерации и Калининградской области, регулирующим бюджетные правоотношения, должностному регламенту, а также путем оценки причин и обстоятельств (факторов), негативно влияющих на совершение операции.

Читайте так же:  Когда придет возврат подоходного налога

4.4. Контроль по уровню подчиненности осуществляется начальниками (иными уполномоченными лицами) структурных подразделений Министерства как сплошным, так и выборочным способом путем подтверждения операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур), осуществляемых подчиненными должностными лицами.

Раздел 5. Оформление результатов внутреннего финансового контроля

5.1. Оформление результатов внутреннего финансового контроля должностными лицами структурного подразделения (отдела) Министерства осуществляется в форме информации о контрольных мероприятиях (далее — Информация), содержащей сведения об осуществленных за определенный временной интервал (проверенный период) процессах внутреннего финансового контроля в разрезе операций внутреннего финансового контроля (приложение 2).

5.2. Порядок и периодичность (ежедневно, еженедельно, подекадно, ежемесячно, ежеквартально) представления Информации определяется начальником структурного подразделения (отдела) Министерства.

5.3. Выявленные недостатки и (или) нарушения при исполнении бюджетных процедур, сведения о причинах и обстоятельствах их возникновения, а также предлагаемые меры по устранению нарушений отражаются в журнале внутреннего финансового контроля (приложение 3).

Видео (кликните для воспроизведения).

5.4. Оформление и ведение журнала внутреннего финансового контроля осуществляются в структурных подразделениях (отделах) Министерства на основании Информации сотрудников отдела в форме электронного документа. Не позднее окончания отчетного периода (квартала) либо по мере необходимости журнал внутреннего финансового контроля подлежит выведению на бумажный носитель. Распечатанный журнал внутреннего финансового контроля сшивается, пронумеровывается, прошнуровывается, заверяется подписью начальника структурного подразделения (отдела) Министерства.

5.5. Журнал внутреннего финансового контроля на бумажном носителе не реже одного раза в квартал направляется на рассмотрение заместителю Министра. О результатах рассмотрения в журнале внутреннего финансового контроля делается соответствующая отметка.

5.6. По итогам рассмотрения результатов внутреннего финансового контроля заместителем Министра принимаются решения с указанием сроков их выполнения, которые могут быть направлены на:

— изменение карты внутреннего финансового контроля в части изменения периодичности проведения контрольных мероприятий в отношении отдельных операций внутреннего финансового контроля либо в части исключения отдельных операций финансового контроля из числа процессов внутреннего финансового контроля;

— на предложения по доработке или изменению процессов и операций внутреннего финансового контроля, интегрированных в соответствующее программное обеспечение;

— на предложения по внесению изменений в соответствующие нормативные акты в части организации внутреннего финансового контроля в отношении отдельных операций внутреннего финансового контроля;

— на принятие в отношении сотрудников структурных подразделений Министерства управленческих решений по результатам внутреннего финансового контроля.

Раздел 6. Порядок и форма отчетности о результатах внутреннего финансового контроля

6.1. Ежеквартально, не позднее 15 рабочих дней с даты завершения отчетного квартала, структурные подразделения (отделы) Министерства представляют заместителю Министра на бумажном носителе отчет о результатах внутреннего финансового контроля (далее — Отчет) по форме согласно приложению 4 к настоящему Порядку.

6.2. Не позднее 15 рабочих дней с даты завершения отчетного года заместитель Министра представляет Министру Отчет для принятия им решений при наличии оснований с указанием сроков их выполнения, которые могут быть направлены на:

— обеспечение применения эффективных автоматических контрольных действий в отношении отдельных операций и (или) устранение недостатков используемых прикладных программных средств автоматизации контрольных действий, а также на исключение неэффективных автоматических контрольных действий;

— изменение внутренних стандартов и процедур, в том числе учетной политики Министерства;

— уточнение прав по формированию финансовых и первичных учетных документов;

— устранение конфликтов интересов у должностных лиц Министерства, осуществляющих внутренние бюджетные процедуры;

— проведение служебных проверок и применение материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам;

— ведение эффективной кадровой политики в отношении структурных подразделений Министерства.

6.3. При принятии решений по итогам рассмотрения результатов внутреннего финансового контроля учитывается информация, указанная в актах, заключениях, представлениях и предписаниях органов государственного финансового контроля и отчетах внутреннего финансового аудита, представленных Министру.

Министр социальной политики
А.В. Майстер

Приложение N 1. Карта внутреннего контроля

Приложение N 1
к Порядку осуществления
внутреннего финансового контроля
Министерством социальной политики
Калининградской области

Карта внутреннего контроля

Наименование структурного подразделения: ______________________________

Ответственный за выполнение процесса, операции (формирование документа) с указанием Ф.И.О., должности

Срок выполнения операции

Ответственные за осуществление внутреннего контроля с указанием Ф.И.О., должности

Субъекты внутреннего финансового контроля

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 29 декабря 2015 года N 02-11-05/77284

[О направлении Методики внешней оценки качества внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, осуществляемой органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля]

В целях методологической поддержки органов государственного (муниципального) финансового контроля по анализу осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита Министерство финансов Российской Федерации подготовило и направляет прилагаемую Методику внешней оценки качества внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, осуществляемой органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

Методы финансового контроля: документальная проверка

Данная группа методов — ключевая с точки зрения проведения ревизий документооборота, о которых мы рассказали выше. По мнению многих экспертов, рассматриваемая группа методов финансового контроля — основная, наиболее востребованная проверяющимис точки зрения решения поставленных перед ними задач.

Методы, относящиеся к рассматриваемой группе, предусматривают:

Субъекты финансового контроля: вышестоящие структуры, общественники

Финансовый контроль может быть инициирован и проведен учреждением, которому подотчетна фирма или бюджетная организация, — холдингом, центральным офисом, главным управлением, центральным аппаратом и т. д.

Вполне возможно инициирование процедур финансового контроля общественными объединениями. При этом таковые могут являться как самостоятельными субъектами проверок (если в их составе есть компетентные сотрудники, способные проводить соответствующий контроль), так и направлять обращения в адрес иных субъектов контроля, работа которых каким-либо образом связана с организацией, на которую обратили внимание общественники.

Читайте так же:  Налоги после регистрации ип

Формы финансового контроля: предварительный, текущий, последующий

Итак, есть 3 основные формы контрольной деятельности — предварительный, текущий, а также последующий финансовый контроль.

Предварительный контроль предполагает осуществление субъектом контрольных действий еще до того, как проверяемая организация реализует некие юридически значимые мероприятия. Например, расходование бюджетных средств по тем или иным статьям, если речь идет о государственной или муниципальной организации, либо инвестирование нераспределенной прибыли, если рассматривать деятельность коммерческих фирм.

Предварительный контроль предполагает проверку готовности соответствующих организаций к проведению финансового мероприятия. Проверяющий должен удостовериться в законности мероприятия, а также в том, что его проведение удовлетворяет интересам аффилированных лиц (инвесторов, вышестоящих менеджеров, государства, муниципалитета). Предварительный контроль позволяет выявить недоработки, допущенные организацией в части подготовки документов, необходимых для реализации того или иного мероприятия.

Текущий контроль предполагает проверку содержания финансовых мероприятий непосредственно в период их осуществления. Обычно подобные действия связаны с проверкой оправдательных документов, сопровождающих сделки, либо, например, мониторингом качества работы ответственных подразделений — бухгалтерии, финансовых отделов, склада, логистических служб, от которых зависит успешность решения задач, связанных с управлением финансами организации.

Последующий контроль — совокупность действий субъекта контроля, предполагающая проверку финансовых мероприятий, которые уже реализованы компанией. Он помогает выявить несоответствие результатов данных мероприятий закону, определить обоснованность тех или иных финансовых операций, сформировать рекомендации, направленные на улучшение реализации в будущем подобных мероприятий.

Методы финансового контроля: фактическая проверка

Методы финансового контроля, относящиеся к рассматриваемой группе, могут включать:

  • проверку качества инфраструктуры предприятия;
  • проведение замеров, тестов;
  • инвентаризацию.

Что касается первого пункта — инфраструктура, которой располагает предприятие, может проверяться на предмет соответствия нормам СанПиНа, экологического законодательства, различных ГОСТов, внутрикорпоративным нормам.

Замеры и тесты могут помочь проверяющим при поиске недостатков выпускаемых предприятием товаров, с выявлением несоответствия помещений требованиям законов в части обеспечения безопасности труда, а если речь идет о внутренней проверке — выявлением слабых мест в организации производства.

Инвентаризация — дополняющий метод, предназначенный для выявления недостатков в комплектности тех или иных элементов. Как с точки зрения объективных потребностей бизнеса, так и в контексте соответствия заявленных в отчетности объемов производственных фондов фактическим.

Методика внешней оценки качества внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, осуществляемой органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля

1. Настоящая Методика разработана с целью оказания методологической помощи органам внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля в реализации ими бюджетных полномочий по анализу осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита (далее — анализ внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита).

2. Целью осуществления органом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля анализа внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита является определение оценки качества осуществления главным администратором бюджетных средств внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита и формирование предложений о принятии мер по повышению качества внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.

3. В целях определения оценки качества осуществления главным администратором бюджетных средств внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в документе, являющемся основанием проведения анализа внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, предусматривается перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения такого анализа, и указанных в приложении N 1 к настоящей Методике.

4. В ходе проведения анализа внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита запрашиваются и изучаются документы, материалы, необходимые для получения достаточных надлежащих надежных доказательств формируемого органом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля мнения о степени соответствия осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита критериям, указанным в приложении N 1 к настоящей Методике.

6. На основании Заключений составляется доклад о результатах анализа организации и осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита за отчетный год (далее — Доклад). Доклад направляется соответствующему финансовому органу.

Приложение N 1. Критерии качества осуществления главными администраторами (администраторами) бюджетных средств внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита

Приложение N 1
к Методике внешней оценки качества
внутреннего финансового контроля и
внутреннего финансового аудита,
осуществляемой органами внутреннего
государственного (муниципального)
финансового контроля

Внутренний финансовый контроль

к приказу от 29 декабря 2017 № 333

Положение о внутреннем финансовом контроле

1. Общие положения

1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с законодательством России (включая внутриведомственные нормативно-правовые акты) и Уставом учреждения. Положение устанавливает единые цели, правила и принципы проведения внутреннего финансового контроля учреждения.

1.2. Внутренний финансовый контроль направлен на:

1.3. Внутренний контроль в учреждении осуществляют:

1.4. Целями внутреннего финансового контроля учреждения являются:

  • подтверждение достоверности бюджетного учета и отчетности учреждения и соответствия порядка ведения учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Минфином России;
  • соблюдение другого действующего законодательства России, регулирующего порядок осуществления финансово-хозяйственной деятельности;
  • подготовка предложений по повышению экономности и результативности использования средств федерального бюджета.

1.5. Основные задачи внутреннего контроля:

1.6. Принципы внутреннего финансового контроля учреждения:

2. Система внутреннего контроля

2.1. Система внутреннего контроля обеспечивает:

2.2. Система внутреннего контроля позволяет следить за эффективностью работы структурных подразделений, отделов, добросовестностью выполнения сотрудниками возложенных на них должностных обязанностей.

2.3. Методы проведения внутреннего контроля:

3. Организация внутреннего финансового контроля

3.1. Внутренний финансовый контроль в учреждении подразделяется на предварительный, текущий и последующий.

3.1.1. Предварительный контроль осуществляется до начала совершения хозяйственной операции. Позволяет определить, насколько целесообразной и правомерной является операция.

Целью предварительного финансового контроля является предупреждение нарушений на стадии планирования расходов и заключения договоров.

Читайте так же:  Возврат процентов по ипотеке справка из банка

Предварительный контроль осуществляют руководитель учреждения, его заместители, главный бухгалтер и сотрудники юридического отдела.

При проведении предварительного внутреннего финансового контроля проводится:

  • контроль за принятием обязательств учреждения в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств;
  • проверка проектов приказов руководителя учреждения;
  • проверка бюджетной, финансовой, статистической, налоговой и другой отчетности до утверждения или подписания;

3.1.2. При проведении текущего внутреннего финансового контроля проводится:

  • мониторинг расходования лимитов бюджетных обязательств (и других целевых средств) по назначению, оценка эффективности и результативности их расходования;
  • анализ главным бухгалтером (бухгалтером) конкретных журналов операций, в том числе в обособленных подразделениях, на соответствие методологии учета и положениям учетной политики учреждения;

Ведение текущего контроля осуществляется на постоянной основе специалистами финансового отдела и бухгалтерии, сотрудниками планового отдела.

Проверку первичных учетных документов проводят сотрудники бухгалтерии, которые принимают документы к учету. В каждом документе проверяют:

  • соответствие формы документа и хозяйственной операции;
  • наличие обязательных реквизитов, если документ составлен не по унифицированной форме;
  • правильность заполнения и наличие подписей.

3.1.3. Последующий контроль проводится по итогам совершения хозяйственных операций. Осуществляется путем анализа и проверки бухгалтерской документации и отчетности, проведения инвентаризаций и иных необходимых процедур.

Целью последующего внутреннего финансового контроля является обнаружение фактов незаконного, нецелесообразного расходования денежных и материальных средств и вскрытие причин нарушений.

При проведении последующего внутреннего финансового контроля проводятся:

  • проверка наличия имущества учреждения, в том числе: инвентаризация, внезапная проверка кассы;
  • анализ исполнения плановых документов;
  • проверка материально ответственных лиц, в том числе закупок за наличный расчет с внесением соответствующих записей в Книгу учета материальных ценностей, проверка достоверности данных о закупках в торговых точках;
  • соблюдение норм расхода материальных запасов;
  • проверка достоверности отражения хозяйственных операций в учете и отчетности учреждения.

Последующий контроль осуществляется путем проведения плановых и внеплановых проверок. Плановые проверки проводятся с периодичностью, установленной графиком проведения внутренних проверок финансово-хозяйственной деятельности. График включает:

Объектами плановой проверки являются:

В ходе проведения внеплановой проверки осуществляется контроль по вопросам, в отношении которых есть информация о возможных нарушениях.

3.2. Лица, ответственные за проведение проверки, осуществляют анализ выявленных нарушений, определяют их причины и разрабатывают предложения для принятия мер по их устранению и недопущению в дальнейшем.

Результаты проведения предварительного и текущего контроля оформляются в виде протоколов проведения внутренней проверки. К ним могут прилагаться перечень мероприятий по устранению недостатков и нарушений, если таковые были выявлены, а также рекомендации по недопущению возможных ошибок.

3.3. Результаты проведения последующего контроля оформляются в виде акта. Акт проверки должен включать в себя следующие сведения:

Работники учреждения, допустившие недостатки, искажения и нарушения, в письменной форме представляют руководителю учреждения объяснения по вопросам, относящимся к результатам проведения контроля.

3.4. По результатам проведения проверки главным бухгалтером учреждения (лицом, уполномоченным руководителем учреждения) разрабатывается план мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений с указанием сроков, и ответственных лиц, который утверждается руководителем учреждения.

По истечении установленного срока главный бухгалтер незамедлительно информирует руководителя учреждения о выполнении мероприятий или их неисполнении с указанием причин.

4. Субъекты внутреннего контроля

4.1. В систему субъектов внутреннего контроля входят:

4.2. Разграничение полномочий и ответственности органов, задействованных в функционировании системы внутреннего контроля, определяется внутренними документами учреждения, в том числе положениями о соответствующих структурных подразделениях, а также организационно-распорядительными документами учреждения и должностными инструкциями работников.

5. Права комиссии по проведению внутренних проверок.

5.1. Для обеспечения эффективности внутреннего контроля комиссия по проведению внутренних проверок имеет право:

6. Ответственность

6.1. Субъекты внутреннего контроля в рамках их компетенции и в соответствии со своими функциональными обязанностями несут ответственность за разработку, документирование, внедрение, мониторинг и развитие внутреннего контроля во вверенных им сферах деятельности.

6.2. Ответственность за организацию и функционирование системы внутреннего контроля возлагается на директора по общим вопросам С.В. Ефремова

6.3. Лица, допустившие недостатки, искажения и нарушения, несут дисциплинарную ответственность в соответствии с требованиями Трудового кодекса РФ.

7. Оценка состояния системы финансового контроля

7.1. Оценка эффективности системы внутреннего контроля в учреждении осуществляется субъектами внутреннего контроля и рассматривается на специальных совещаниях, проводимых руководителем учреждения.

7.2. Непосредственная оценка адекватности, достаточности и эффективности системы внутреннего контроля, а также контроль за соблюдением процедур внутреннего контроля осуществляется комиссией по внутреннему контролю.

В рамках указанных полномочий комиссия по внутреннему контролю представляет руководителю учреждения результаты проверок эффективности действующих процедур внутреннего контроля и в случае необходимости, разработанные совместно с главным бухгалтером предложения по их совершенствованию.

8. Заключительные положения

8.1. Все изменения и дополнения к настоящему положению утверждаются руководителем учреждения.

8.2. Если в результате изменения действующего законодательства России отдельные статьи настоящего положения вступят с ним в противоречие, они утрачивают силу, преимущественную силу имеют положения действующего законодательства России.

График проведения внутренних проверок финансово-хозяйственной деятельности

Срок проведения
проверки

Период, за
который
проводится
проверка

Ревизия кассы, соблюдение порядка ведения кассовых операций

Проверка наличия, выдачи и списания бланков строгой отчетности

Ежемесячно на последний день отчетного месяца

Проверка соблюдения лимита денежных средств в кассе

Проверка наличия актов сверки с поставщиками и подрядчиками

Видео (кликните для воспроизведения).

Проверка правильности расчетов с Казначейством
России, финансовыми, налоговыми органами, внебюджетными фондами, другими организациями

Источники

Субъекты внутреннего финансового контроля
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here