Суть налога на роскошь

Налог на роскошь: автомобили

С момента принятия закона «о налоге на роскошь», за 5 лет перечень марок автомобилей расширился значительно. Если в 2014-м он насчитывал 190 моделей, то к началу марта 2019 года. их стало уже 1190. Основная причина такой прогрессии — выход на рынок новых моделей и обесценивание рубля.

В налоговом кодексе официально нет такого понятия как «роскошь», на самом деле, это повышенная пошлина на дорогие или эксклюзивные автомобили. А основание для доводов такого понятия — богатые за роскошную жизнь должны платить. В законе прописаны повышающие коэффициенты для вычисления транспортного сбора на дорогостоящий легковой транспорт стоимостью (по состоянию на 2014 г.) больше 3 млн. рублей.

Целью такого введения является необходимость решения двух основополагающих задач в сфере социальной политики:

  1. Пополнение региональных бюджетов дополнительными средствами.
  2. Решение проблемы импортного замещения. То есть под определение «роскошь» не подпадают отечественные автомобили.

Реестр ТС ежегодно утверждает Минпромторг РФ. При расчете стоимости автомобилей, в министерстве руководствуются собственным Приказом 316 от 28 февраля 2014. Перечень составляется с учетом стоимости и технических параметров машин:

  • марки и модели
  • характеристик двигателя
  • версии комплектации
  • срока эксплуатации.

Повышающий коэффициент при взимании пошлины на роскошь не используется, если в перечне (в каком-либо конкретном году) этой модели нет, или она по году выпуска не подходит. Это относится и ко льготным слоям населения.

Кому полагаются льготы

Законодательство освобождает от обложения налогом «на роскошь» пять социальных групп населения:

  • инвалиды всех степеней
  • участники боевых действий
  • ветераны ВОВ
  • герои СССР и России
  • многодетные семьи.

Однако в положении законодательства существует описка — допускается пользоваться льготой гражданину, если его автомобиль не превышает мощность 200 л. с.

Расчет налога «на роскошь»

В нынешнем году размер платы за дорогие машины складывается со следующих показателей:

  • величины ставки
  • дополнительного коэффициента
  • лошадиных сил двигателя
  • срока эксплуатации на отчетный год
  • льгот (если есть).

Каждый владелец ТС рассчитывает сумму самостоятельно. Повышающий коэффициент определяется относительно стоимости авто. Отразим это наглядно в нижеприведенной таблице:

Цена автомобиля в рублях

В Минпромторге каждый год утверждается специальный перечень моделей и марок по всем четырем категориям. Список был учрежден с целью исключения уклонений от налогообложения за роскошь, в крайнем случае, чтобы его труднее было избежать. Владелец ТС может предоставить в орган документы, какие угодно, свидетельствующие о цене покупки в 1 миллион. Но, если эта марка и модель в списке Минпромторга значится, тогда за роскошь придется платить сполна.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Сумма пошлины в 2019 г. теперь окажется меньше, чем в 2018-м, так как в Налоговом кодексе изменили повышающие коэффициенты 1,5 и 1,3 на коэффициент 1,1.

Для вычисления применяется формула R x H x Kf x E = S, где:

  • R — ставка
  • H — число лошадиных сил
  • Kf — повышающий коэффициент
  • E — количество месяцев владения ТС за отчетный год
  • S — общая сумма.

Здесь нужно обратить внимание, что сумма платы за роскошь основывается, исходя только из количества л. с. автомобиля и не привязывается к его покупной стоимости. Более точные расчеты можно сделать на официальном сайте ФНС, указав свой регион.

Транспортный налог 2019 иначе можно назвать региональным, так как собирать его поручено регионам, и единой общегосударственной ставки не существует. В Кодексе определены лишь базовые ставки:

  • за 1 л. с. 2,5 руб., если мощность автомобиля до 100 лошадиных сил
  • 3,5 руб. — до 150 л. с.
  • 5 руб. — до 200 л. с.
  • 7,5 руб. — до 250 л. с.
  • 15 руб. — свыше 250 л. с.

Регионы вправе изменять базовые ставки на свое усмотрение как угодно в сторону повышения или понижения, исходя из года выпуска транспортного средства или его экологического класса. В связи таким обстоятельством точную ставку можно определить, только обратившись к региональному законодательству.

Ввиду того, что дорогостоящие зарубежные автомобили, это всегда мощные машины, то суммы налогов получаются действительно внушительными. Ведь в них велико и само количество л. с., и ставки тем выше, чем больше лошадиных сил. Плюс ко всему этому еще и дополнительный коэффициент.

В сравнении с перечнем на транспортный налог 2018, новый список дополнился люксовыми авто: BMW 340i x Drive Gran Turismo Sport Coupe And Hybrid Turbo, Mercedes Benz AMG GTC, Hyundai G 90 Genesis Royal. Ввиду увеличения стоимости в список попали и популярные модели: Toyota Highlander, KIA K900, Volkswagen Touareg, Chevrolet Traverse, Nissan Murano, Ford Explorer.

Подводя итог, дадим достаточно простое определение сути теперешнего налогообложения «на роскошь» — это такая же плата за ТС, как и для всех остальных. Только к стандартной формуле 2018 добавляется меньший повышающий коэффициент. Таким образом, кому-то придется переплачивать 10%, а кому и в два-три раза больше.

Налоговый сервис проверки и оплаты налогов онлайн

Данные об имеющейся задолженности по транспортному налогу генерируются автоматически в режиме онлайн из официальной базы ФНС РФ или ГИС ГМП на основании запроса пользователя.
Расчетные операции при проведении платежей осуществляет НКО «Монета»
(Лицензия Центрального Банка РФ № 3508-К, ИНН 1215192632)

Суть налога на роскошь

Статью подготовила начальник отдела по формированию налоговой отчетности Железнова Яна Константиновна. Связаться с автором

Вернуться назад на Налог на роскошь

Сторонники нововведения утверждают, что это повлечет за собой множество благоприятных последствий для экономики, в том числе:

1) Сократится разрыв между богатыми и бедными, который ныне состоит в том, что доходы состоятельных граждан в 15-16 раз больше, чем у тех, кто живет за чертой бедности;

2) Изменится характер денежных трат состоятельных людей, которые теперь будут вкладывать средства не на излишнее потребление, а на инвестирование в важные отрасли российской экономики;

Читайте так же:  Соглашение муниципальный финансовый контроль

3) Снизится социальная напряженность;

4) Возрастет совокупный спрос, в связи с тем, что налоговое бремя переместится с бедных слоев населения на более состоятельных граждан.

Несмотря на все приведенные выше преимущества введения налога на роскошь в России, по мнению ряда экспертов, принятие подобного закона может привести к возникновению многочисленных проблем, в числе которых наиболее острыми являются:

• Для введения сбора на богатство потребуется четко установить, какое имущество и с какой стоимостью будет рассматриваться как роскошь, а какое не попадет в данную категорию. В частности, самые обычные квартиры в центре Москвы могут по стоимости оказаться больше, чем особняки в отдаленных регионах. К тому же для одного человека – четырехкомнатная квартира – это роскошь, а для многодетной семьи – обоснованная необходимость.

• Весьма болезненным является вопрос об установлении стоимости облагаемого налогом имущества. Ведь одно дело, когда речь идет о земле и недвижимости, налог на которые начисляется по кадастровой стоимости, и совсем другое, когда дело доходит до ювелирных украшений, драгоценных металлов и предметов искусства.

• Существует опасность обложения налогом среднего класса, ведь его представители в отличие от олигархов не покупают недвижимость за рубежом и не переводят свои капиталы в оффшорные зоны. Уничтожение среднего класса – куда более опасное для страны явление, чем большой разрыв между богатыми и бедными.

• Невыясненным остается администрирование налога: налоговым органам будет сложно не только обязать состоятельных граждан РФ платить налог за их имущество, находящееся за рубежом, но и даже выявить его наличие. Кроме того, всегда существует возможность оформления собственности на объекты на третьи лица, указание особняков в налоговых декларациях в качестве недостроенных объектов и т.п.

• Порядок сбора налога также не установлен: будут ли граждане обязаны осуществлять платеж в бюджет, если их собственность превысит по стоимости установленный в законодательстве предел, или же налог будет взиматься с тех, кто будет приобретать дорогие машины, яхты и элитную недвижимость.

• Инициаторы налога ещё не определились, куда именно будут направляться средства от такого платежа. Если цель использования средств граждан в бюджете не определена, следует ставить вопрос о целесообразности введения такого налога.

• Может быть нарушен принцип однократности платежа, который действует в отношении всех налогов на территории РФ. В частности, недвижимость, земельные участки, доходы граждан, автомобили уже облагаются отдельными видами налогов. Налог на роскошь затрагивает все эти объекты повторно.

Великий сторонник регулирования рынка конкуренцией А. Смит отмечал в свое время, что для уменьшения фискального бремени на своих граждан правительство выигрывает больше, чем от формирования дополнительных налогов. По его мнению средства, не переданные в казну в форме налогов, фирмы инвестируют, а граждане тратят на приобретения товаров и услуг. В итоге в последующие периоды эти средства в двойном размере возвращаются в казну с уже существующими налогами.

Принимая во внимание все приведенные выше аспекты, стоит с уверенностью сказать, что в настоящее время введение налога на роскошь в России нецелесообразно. Дополнительным барьером такого рода налоговой реформы является также и экономическая стагнация, в состоянии которой, как отмечают эксперты и финансовые аналитики, Россия еще пробудет довольно долго.

Создание эффективной системы налогообложения не всегда выражается во введении новых налогов. Что же касается налога на роскошь, то его сущность и вовсе весьма противоречива. В современных условиях этот сбор может оказаться дополнительным налоговым бременем и вызвать социальное недовольство и отток капиталов за рубеж. Кроме того, вопросы, касающиеся администрирования данного налога, установления его объекта, порядок расчета стоимости имущества остаются невыясненными, что ещё раз доказывает несвоевременность перехода к данному налогу.

Налог на роскошь – это дополнительный государственный сбор, который выплачивается при соблюдении установленных норм, свидетельствующих о конкретном уровне достатка определенных слоев населения.

Налог на роскошь определяется при помощи повышающего коэффициента, который устанавливается каждым регионом в соответствии с индивидуальными потребностями и возможностями населения.

Существуют стандарты, установленные федеральным законом, которые ограничивают местные органы самоуправления в начислении повышающего коэффициента. Так, минимальным показателем является 0,1%, а максимальным – 1,5% кадастровой стоимости.

Исходя из этого, следует отметить, что нельзя говорить о том, что налог на роскошь имеет федеральное значение. Как и в случае с иными государственными сборами, необходимо понимать определенные областные особенности.

Поскольку рыночная стоимость недвижимости из года в год повышается, следует понимать, что обыкновенные граждане, которые приобретали недвижимость в низком ценовом сегменте ещё десять лет назад, ныне сталкиваются с необходимостью платить налог на роскошь только из-за увеличения общей стоимости.

Можно рассмотреть конкретную ситуацию. Покупая однокомнатную квартиру за 700 тыс. рублей десять лет назад, ныне владелец вынужден мириться с рыночной стоимостью в 1 млн. рублей. А так как на формирование налога влияет повышающий коэффициент, который зависит от кадастровой стоимости, необходимо рассмотреть некоторые особенности.

Налогом облагаются следующие объекты:

• различные земельные участки;

• недвижимость, относящаяся как к жилой, так и к нежилой категории;

• недвижимость, которая находится в процессе строительства.

Поскольку упомянутая недвижимость имеет свою рыночную и кадастровую стоимость, определяемую посредством профессиональной оценки, следует учитывать различные факторы, влияющие на образование упомянутых сумм.

Если не осуществлять переоценку регулярно в соответствии с установленными законодательством нормами, владелец недвижимости рискует сильно переплачивать по налогу.

Исходя из описанного, необходимо знать, что такое кадастровая стоимость и как на неё можно повлиять. Это очень важный момент, который определяет, будет ли налог на роскошь выплачиваться в конкретной ситуации.

Кадастровая стоимость представляет собой конкретную сумму, являющуюся фактической стоимостью недвижимости. Поскольку данный показатель зависит исключительно от результатов профессиональной проверки и должен проверяться с установленной регулярностью, владелец имущества должен ответственно подойти к данному вопросу.

Профессиональная проверка, которая определяет конечную сумму стоимости, учитывает такие факторы:

• капитальные изменения, произошедшие после последней переоценки (ремонт и т.д.);

• естественный и физический износ самой недвижимости;

• естественный и физический износ окружающей площади, который влияет на состояние недвижимости (многоквартирная постройка, в которой находится квартира, или земельный участок, на котором построен дом);

Читайте так же:  Сроки зачисления налогового вычета после камеральной проверки

• иные внешние факторы, которые способны повлиять на стоимость (наличие рядом вредных предприятий, близость инфраструктуры, территориальное нахождение и т.д.).

Немаловажную роль имеют региональные особенности. Так, стоимость недвижимости будет значительно выше ближе к центру города или в зависимости от областного отношения – возле или в столице, в регионах.

Факторы, определяющие кадастровую стоимость, могут изменяться в зависимости от иных нюансов, являющихся сложным комплексом, который сильно влияет не конечное формирование налога на роскошь.

Льготные категории в данном случае не предусмотрены. Поэтому следует учитывать, что не уплачивают налог на роскошь только физические лица, являющиеся владельцами недвижимости, чья стоимость находится в пределах одного миллиона рублей.

Подобное решение имеет слишком много минусов. Это обусловливается тем, что владельцами недвижимости с упомянутой стоимостью могут оказаться как пенсионеры, так и инвалиды.

Несмотря на то, что закон имеет веские основания, данный вопрос особенно актуален в настоящее время, когда стоимость недвижимости значительно растет, в особенности на фоне различных экономических волнений и ситуации в стране и мире.

Налог на роскошь – это сложный вопрос, который касается всех граждан без исключения, даже если речь идет о недвижимости, которая едва превышает по стоимости один миллион рублей. Подобное законодательное решение имеет много минусов, с которыми правительству придется разбираться, выискивая более оптимальные способы государственного сбора средств.

Особенно сильное влияние налога заметно в регионах, где ставки возросли настолько, что население областей массово применяют переоценку кадастровой стоимости, которая и является одним из формирующих показателей конечной суммы.

К вопросу о введении налога на роскошь в Российской Федерации

Дата публикации: 04.12.2015 2015-12-04

Статья просмотрена: 117 раз

Библиографическое описание:

Иванов В. М. К вопросу о введении налога на роскошь в Российской Федерации // Молодой ученый. — 2015. — №23. — С. 754-756. — URL https://moluch.ru/archive/103/23537/ (дата обращения: 18.02.2020).

Конституция Российской Федерации провозглашает, что «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека [1]. Однако, почему одни люди, живущие за чертой бедности, должны отчислять в бюджет столько же в процентном соотношении, сколько и другие, зарабатывающие миллиарды рублей ежегодно? На мой взгляд, люди, относящиеся к категории богатых, могут взять на себя дополнительные обязательства по обеспечению социальной функции государства, поступая по справедливости, да и по совести. В ответ на это социальное государство просто обязано ввести обложение налогами наиболее употребляемых предметов роскоши.

Безусловно, многие депутаты стремятся подойти к решению данной проблемы с разных сторон и делают все для этого возможное, но можно ли будет переломить данную сложную ситуацию в будущем никто гарантировать не может.

Налог на роскошь был впервые использован еще в Древнем Риме. Именно в римском праве впервые возник данный фискальный инструмент. Здесь были введены ограничения на показ своего богатства. Женщинам запрещалось выходить на улицу, если на них было надето более двухсот граммов золотых украшений, также ограничивалось число приглашенных на пиры — не более 100 человек.

В Средние века практика применения данного налога получила широкое распространение. Одной из первых стран, применяющих налог на роскошь, была Великобритания. Первым объектом налогообложения были выездные лошади, гончие собаки и пудра. Данная страна имеет богатую историю применения этого налога и до сих пор использует налог на роскошь в качестве местного налога. Владельцы недвижимости, стоимость которой превышает миллион фунтов, уплачивают государству 5 %. Это достаточно серьезная ставка, но еще ощутимее проявляет себя ставка подоходного налога — 50 %. Также здесь имеет место и дополнительная нагрузка для британцев, чей доход превышает 150 тысяч фунтов [2].

Налог на роскошь в Европе появился в XVII–XVIII веках; в той или иной форме он сохранился во многих странах, например, во Франции, Великобритании, Хорватии, Италии, Греции и др. Тем не менее единое мнение относительно целесообразности применения специальных налоговых инструментов к потреблению очень богатых людей отсутствует [3].

Так, во Франции взимается налог на богатство или «солидарный налог на состояния» (Impôtdesolidarité surlafortune), который существует уже 30 лет. Сейчас его платят около 600 тыс. чел., и в 2011 г. он принес в казну 4,2 млрд евро [4]. Данный налог взимается с физических лиц, владеющих имуществом стоимостью свыше 1,3 млн евро (до недавнего времени 800 тыс. евро). В соответствии с новыми правилами, введенными в 2011 г., данный налог взимается в размере 0,25 % с имущества стоимостью от 1,3 до 3 млн евро и 0,5 % с имущества дороже 3 млн евро. Налогом облагаются все движимые и недвижимые активы богатых граждан, принадлежащие им на 1 января налогового года.

В Англии аналогом налога на роскошь является Гербовый сбор на недвижимость, который уплачивается при ее покупке. Ставка налога зависит от стоимости приобретаемого объекта: 1 % — для жилья стоимостью 125–250 тыс. ф. ст., 3 % — если оно стоит 250–500 тыс. ф. ст., 4 % — для объектов дороже 500 тыс. ф. ст.

На Украине под дополнительное налогообложение «на роскошь» попадают квартиры от 120 м2 и дома площадью от 250 м2, а налог взимается в привязке к минимальным зарплатам — от 1 до 2,7 % размера минимальной заработной платы за 1 м2дорогого жилья

В целом можно говорить о том, что в страны Европы ввели налог на роскошь в систему налогообложения как антикризисную меру. Например, правительство Испании в прошлом году начало взимать дополнительно налоги с граждан, состояние которых оценивается более 700 тысяч евро, налоговая ставка при этом составила 0,2–2,5 %. Аналогичная мера имеет место и во Франции, где взимание налога начинается, если состояние налогоплательщика превышает 1,3 миллиона евро. Ставка здесь чуть меньше — и варьируется от 0,55 % до 1,8 % [5].

Однако налог на роскошь во многих государствах имел непростую историю: зачастую налог отменялся столь же быстро, сколь и вводился. При этом причины подобных действий носили не только экономический характер, но имели и политическую окраску. Наглядным примером являются Соединенные Штаты Америки. Здесь налог был введен в 1900 году, а объектом налогообложения стали яхты, самолеты, дорогие автомобили, часы, ювелирные и меховые изделия. Спустя три года данный налог пришлось отменить, потому что американские граждане перестали приобретать предметы роскоши у себя в стране, предпочитая совершать покупки без дополнительных сборов за границей. Тем не менее, был оставлен налог на автомобили стоимостью более 40 тысяч долларов [6].

Читайте так же:  Мрот облагается подоходным налогом

Поэтому актуальным остается вопрос об экономической эффективности налога на роскошь. С одной стороны состоятельные люди стремятся уйти от его уплаты, приобретая имущество за рубежом, что приводит к несостоятельности данного налога, а затем и к его отмене. С другой стороны налог на роскошь выполняет социальную функцию, уравнивая различные слои населения. Однако социальную функцию можно выполнить и с помощью прогрессивной шкалы налогообложения доходов, вместо введения налога на роскошь.

В России попытки ввести налог на роскошь начиная с 2001 г. предпринимались неоднократно. Инициаторы подобных законодательных новшеств в большинстве случаев приводят в пример опыт зарубежных стран. Однако введение данного налога откладывалось до неопределенного времени.

На мой взгляд, введение налога на роскошь в России будет способствовать достижению двух важных целей. Во-первых, это интересы казны. Очень выгодно и справедливо получать налог с потребления предметов, указывающих на выдающееся имущественное положение лица. Во-вторых, это морально-нравственные и социальные цели. В высших целях нравственности и общественного благополучия необходимо противодействовать снижению непомерного количества предметов роскоши у узкой прослойки российского общества.

Кроме того, для внедрения в систему налогообложения России нового вида налога — налога на роскошь — предлагается следующее:

Среди основных претензий к законопроекту, высказанных в заключении комитета по бюджету и заключении правительства, выделяется мысль о двойном налогообложении, к которому якобы приведёт введение данного налога. Да, у нас в стране успешно собирается и налог на имущество физических лиц, и налог на имущество организаций, и транспортный налог, но мы считаем, что вместо простого следования сухому и бездушному принципу уравниловки мы должны в дальнейшем оптимизировать всю налогооблагаемую базу в соответствии с принципом справедливости.

Таким образом, введение налога на роскошь будет направлена на повышение эффективности налоговой системы России, создание условий для увеличения социального потенциала предметов роскоши и превращения уплаты налога в фактор социального роста путем перераспределения доходов богатых в социальную сферу страны. Однако, построение эффективной системы налогообложения и изменение налогового законодательства путем введения новых налогов — дело крайне сложное. Оно требует глубокого экономического анализа перспектив введения такого налога и возможных последствий.

В заключение я бы хотел привести слова великого государственного деятеля Петра Аркадьевича Столыпина: «бедность — худшее из рабств». Рассматриваемый вопрос — это не борьба с богатыми, это прежде всего борьба именно с бедностью, перераспределение денежных средств в пользу тех, чей социально-имущественный статус низок.

Глава 25.4. Налог на объекты роскоши

«Глава 25.4. Налог на объекты роскоши

Статья 333.43. Налогоплательщики налога на объекты роскоши

Видео (кликните для воспроизведения).

1. Налогоплательщиками налога на объекты роскоши (далее в настоящей главе — налогоплательщики) признаются организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, обладающие имуществом, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 333.44 настоящего Кодекса, на праве собственности.

2. Не признаются налогоплательщиками:

инвалиды Великой Отечественной войны, а также инвалиды боевых действий;

Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы;

лауреаты государственных премий Российской Федерации в области науки и технологий, в области литературы и искусства, за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности;

лауреаты Нобелевской премии.

Статья 333.44. Объекты налогообложения

1. Объектами налогообложения признаются следующие виды имущества:

1) расположенные на территории Российской Федерации стоимостью от 30 млн. рублей и выше жилые дома, части жилого дома, квартиры, части квартир;

2) расположенные на территории Российской Федерации стоимостью от 30 млн. рублей и выше дачи и иные жилые строения, помещения и сооружения, а также земельные участки, на которых находятся указанные объекты недвижимости, дачные и садовые земельные участки, земельные участки (доли в них), выделенные под индивидуальное жилищное строительство;

3) расположенные на территории Российской Федерации стоимостью от 30 млн. рублей и выше объекты незавершенного жилищного строительства вместе с земельными участками, по истечении трехлетнего срока строительства;

4) приобретенные на территории Российской Федерации или впервые зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации на нового собственника стоимостью от 3 млн. рублей и выше автомобили, пассажирские морские, речные и воздушные суда: самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера.

2. Не признаются объектами налогообложения:

1) имущество, находящееся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

2) общее имущество в многоквартирном доме

3) земельные участки (доли в них), отнесенные к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования для сельскохозяйственного производства;

4) находящиеся в собственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей земельные участки (доли в них), строения, помещения и сооружения, которые используются ими для осуществления основного вида деятельности;

5) транспортные средства, пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности, на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, организаций или индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;

6) тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), и другая сельскохозяйственная техника;

7) самолеты и вертолеты санитарной авиации, медицинской и пожарной службы;

8) строительная техника.

Статья 333.45. Налоговая база

1. Налоговая база определяется как стоимость указанного в статье 333.44 настоящего Кодекса имущества, исчисленная исходя из рыночных цен, определяемых с учетом принципов, указанных в статье 333.46 настоящей главы, по состоянию на 1 число первого месяца налогового периода.

2. Оценку имущества, указанного в пунктах 1)-3) части 1 статьи 333.44 настоящего Кодекса, для целей обложения налогом на объекты роскоши проводят органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Правительства РФ, с учетом положений настоящей главы.

Читайте так же:  Юридическое сопровождение налоговых проверок

Статья 333.46. Принципы формирования методики оценки

1. Оценка объектов налогообложения, указанных в статье 333.44 настоящего Кодекса осуществляется в порядке, определяемом актами Правительства РФ, исходя из оценки рыночной стоимости объектов налогообложения.

2. Для целей налогообложения имущества, указанного в пункте 4) части 1 статьи 333.44 настоящего Кодекса рыночная цена определяется с учетом положений статьи 40 настоящего Кодекса.

3. Оценка рыночной стоимости объектов налогообложения, указанных в пунктах 1)-3) части 1 статьи 333.44 настоящего Кодекса, определяется на основе применения методов массовой оценки с учетом:

сбора и анализа рыночных данных (цен сделок, предложений к продаже, оценок рыночной стоимости объектов недвижимости);

установления статистически достоверной зависимости цен от учетных характеристик объектов недвижимости;

проведения массовой оценки всех объектов, подлежащих налогообложению, на основе учетных характеристик объектов на дату переоценки;

проведения регулярного мониторинга качества оценки и переоценки недвижимости для целей налогообложения не реже одного раза в год.

4. Органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, создают реестр объектов недвижимости и земельных участков, являющихся объектами налогообложения в соответствии с пунктами 1)-3) части 1 статьи 333.44 настоящего Кодекса.

5. Сведения, указанные в пункте 4 настоящей статьи, представляются органами, ведущими реестр объектов недвижимости и земельных участков, являющихся объектами налогообложения в соответствии с пунктами 1)-3) части 1 статьи 333.44 настоящего Кодекса, по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

6. Факт нахождения имущества, указанного в пунктах 1)-3) части 1 статьи 333.44 настоящего Кодекса, в долевой или совместной собственности разных лиц не может рассматриваться в качестве фактора, понижающего стоимость земельного участка или расположенного на нем объекта недвижимости.

7. Неотделимые улучшения объекта недвижимости и земельного участка не могут являться основанием для снижения оценки рыночной стоимости объектов налогообложения.

Статья 333.47. Налоговый период

1. Налоговым периодом по налогу признается календарный год.

2. В отношении объектов налогообложения, указанных в пункте 4) части 1 статьи 333.44 настоящего Кодекса, налог на объекты роскоши уплачивается налогоплательщиками один раз при приобретении налогоплательщиком права собственности на объект налогообложения и постановке на учет в органах, осуществляющих регистрацию транспортных средств, морских, речных и воздушных судов.

Статья 333.48. Налоговые ставки

Устанавливаются следующие ставки налога в процентах от стоимости имущества, являющегося объектом налогообложения:

1) в отношении объектов налогообложения, указанных в пунктах 1)-3) части 1 статьи 333.44 настоящего Кодекса:

Стоимость объекта налогообложения Ставка налога

От 30 млн. рублей до 50 млн. рублей

От 50 млн. рублей до 100 млн. рублей

От 100 млн. рублей до 150 млн. руб.

Свыше 150 млн. руб. 0,3 процента

2) в отношении объектов налогообложения, указанных в пунктах 1)-3) части 1 статьи 333.44 настоящего Кодекса, находившихся в собственности у физического лица на праве безвозмездного срочного пользования, либо на праве бессрочного пользования, или которые были переданы ему по безвозмездному договору аренды в период до 1991 года, и приватизировавшего указанное имущество:

Стоимость объекта налогообложения Ставка налога

От 30 млн. рублей до 150 млн. руб.

Свыше 150 млн. руб. 0 процентов

3) в отношении объектов налогообложения, указанных в пункте 4) части 1 статьи 333.44 настоящего Кодекса:

Стоимость объекта налогообложения Ставка налога

От 3 млн. рублей до 5 млн. рублей

От 5 млн. рублей до 20 млн. рублей

От 20 млн. рублей до 60 млн. рублей

Свыше 60 млн. рублей 1 процент

Статья 333.49. Порядок исчисления и уплаты налогов.

1. Исчисление налога на объекты роскоши производится налоговыми органами.

Налогоплательщики уплачивают налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

2. За имущество, находящееся в общей долевой собственности нескольких налогоплательщиков, налог уплачивается каждым из налогоплательщиков соразмерно их доле в этом имуществе.

За имущество, находящиеся в общей совместной собственности нескольких налогоплательщиков без определения долей, налог уплачивается одним из указанных налогоплательщиков по соглашению между ними. В случае несогласованности налог уплачивается каждым из налогоплательщиков в равных долях.

3. Органы, ведущие реестр объектов недвижимости и земельных участков, являющихся объектами налогообложения в соответствии с пунктами 1)-3) части 1 статьи 333.44 настоящего Кодекса, обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговый орган реестр объектов налогообложения по состоянию на 1 января года, следующего за отчётным.

Органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, морских, речных и воздушных судов, обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговый орган сведения о регистрации имущества, являющегося объектом налогообложения в соответствии с пунктом 4) части 1 статьи 333.44 настоящего Кодекса, по состоянию на 1 января года, следующего за отчётным, по форме, утверждаемой органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

4. Налоговая база для каждого налогоплательщика определяется налоговыми органами на основании реестров, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами, осуществляющими регистрацию транспортных средств, пассажирских морских, речных и воздушных судов.

5. В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового периода права собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии с пунктами 1)-2) части 1 статьи 333.44 настоящего Кодекса, исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых указанное имущество находилось в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде.

6. За имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии с пунктом 3) части 1 статьи 333.44 настоящего Кодекса, налог уплачивается с 1 января года, в котором оценочная стоимость указанного имущества превысила 30 млн. рублей.

За имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии с пунктом 4) части 1 статьи 333.44 настоящего Кодекса, налог уплачивается с 1 января года, следующего за годом, в котором осуществлено приобретение или регистрация права собственности на него.

Читайте так же:  Налог на движимое имущество юридических лиц

За имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии с пунктами 1)-2) части 1 статьи 333.44 настоящего Кодекса, перешедшее по наследству, налог взимается с наследников с момента открытия наследства. Исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых имущество находилось в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде.

В случае уничтожения (утраты) имущества, признаваемого объектом налогообложения в соответствии с пунктами 1)-3) части 1 статьи 333.44 настоящего Кодекса, взимание налога прекращается начиная с месяца, в котором оно было уничтожено (утрачено), на основании документов, подтверждающих уничтожение (утрату) имущества, выданных уполномоченными органами. Документы, подтверждающие уничтожение (утрату) имущества, предоставляются налогоплательщиком в налоговый орган по месту жительства налогоплательщика, а также в органы, ведущие реестр объектов недвижимости и земельных участков, являющихся объектами налогообложения в соответствии с пунктами 1)-3) части 1 статьи 333.44 настоящего Кодекса.

7. Платежные извещения об уплате налога вручаются плательщикам налоговыми органами ежегодно не позднее 1 августа.

Плата за статус. В России ускорят введение налога на роскошь

Премьер-министр Дмитрий Медведев решил ускорить процесс выполнения поручения президента Владимира Путина о введении в России налога на роскошь. Соответствующее распоряжение глава правительства дал Минфину и Минэкономразвитию – до 15 октября обеспечить внесение поправок в законодательство о введении такого налога. По итогам «прямой линии» президент поручил принять это решение до 1 ноября. Ранее вице-спикер Госдумы, единоросс Сергей Железняк заявлял, что проект закона о налоге на роскошь может быть направлен в Думу уже в мае этого года. В таком случае документ был бы принят до ноября и вступил бы в силу уже в следующем году.

Зачем нужен налог на роскошь?

О необходимости введения налога на роскошь Путин говорил ещё в прошлом году, выступая с посланием к Федеральному Собранию. Приступить к решению этого вопроса планировалось в первой половине 2013 года. Глава Минфина Антон Силуанов тогда объяснял, что под налогом на роскошь следует понимать не отдельный налог, а изменения, вносимые в налоговые ставки на дорогостоящую недвижимость и автомобили.

«Что касается недвижимости, то, думаю, и на неё надо ввести дополнительный налог. Правда, в правительстве в этой связи есть заминка. Несмотря на мои многократные разговоры с членами правительства, как-то они всё не могут найти должного и нужного возможного варианта внедрения этой системы применительно к недвижимости», – говорил Путин.

Эксперты неоднозначно относятся к введению налога на роскошь – с одной стороны, он мог бы выровнять в России налоговую нагрузку, с другой стороны, существуют способы ухода от его уплаты, и в таком случае бюджетные доходы от таких отчислений будут минимальными.

По мнению эксперта Антона Сафонова, помимо увеличения налогов для «богатых», нужно уменьшать размер налогов для «бедных», в противном случае меры правительства являются только «попыткой пополнить бюджет дополнительными доходами, прикрытые необходимостью экономического стимулирования». Экономист подчёркивает, что рост налогов нужен для пополнения бюджета. Однако, если брать в расчёт то, как в России собираются налоги, инициатива не станет полезной, если налоговая система не подвергнется модернизации.

Перед введением налога на роскошь властям придётся проделать очень большую работу, в том числе на законодательном уровне, считает Сафонов.

Что попадает под действие налога на роскошь?

Министерство финансов подготовило поправки, согласно которым вводятся повышенные налоговые ставки на дорогие автомобили и объекты недвижимости. Так, налог на роскошь придётся платить владельцам машин, стоимость которых превышает 5 миллионов рублей. Документ предусматривает двойную ставку для автомобилей стоимостью 5–10 миллионов рублей и не старше 5 лет, тройная – для автомобилей за 10–15 миллионов рублей не старше 10 лет. Налог является региональным, поэтому местные власти вправе поднимать или сокращать ставки.

Также ведомство намерено собирать увеличенные налоги с недвижимости, кадастровая стоимость которой более 300 миллионов рублей. В случае если общая стоимость недвижимого имущества гражданина превышает 300 миллионов рублей, с жилья планируется взимать 0,5 % налога, а с земли – 1,5 %. Если же один только дом или недостроенное здание оценивается в сумму более 300 млн рублей, ставка будет находиться на уровне 0,5–1 %, говорится в законопроекте Минфина.

Налоги уйдут в тень?

Экономисты придерживаются мнения, что увеличение налоговой нагрузки может спровоцировать рост коррупции и привести к массовому уходу инвесторов «в тень», в результате чего вырастет число налоговых преступлений, а пополнение бюджета сократится. «Так, есть схема, по которой большой загородный дом можно оформить как дом отдыха, а такие объекты под действие налога на недвижимость уже не будут попадать. Хотя всё зависит от ставки налога: если она будет приемлема, то необходимость в таких схемах отпадёт. Но в то же время дополнительные доходы также будут минимальны. Налог на роскошь имеет под собой социальную подоплёку, но не экономическую», – полагает аналитик «Инвесткафе» Дарья Пичугина.

Этот налог отражает представление о роскоши российских чиновников и является иллюстрацией «того чудовищного разрыва в уровне жизни, который существует в России» между обычным населением и теми, кто правит страной, уверен экономист Михаил Делягин. По его словам, закон о налогах на вещи, относящиеся к категории luxury, не будет иметь практического значения.

Видео (кликните для воспроизведения).

Эксперт не исключает, что налог на роскошь может коснуться не только богатых россиян. В качестве примера Делягин привёл жителей Урала и Дальнего Востока, которые покупают дорогие внедорожники, потому что дорог в их регионах попросту нет и такой автомобиль является не роскошью, а средством передвижения. «Владелец внедорожника может попасть по действие этого налога, купив машину, естественно, не за 5 миллионов рублей, а дешевле, но брать налог будут как с нового автомобиля», – заявил экономист в интервью с корреспондентом АиФ.ru. Впрочем, Делягин не исключает, что подобные детали могут быть поправлены в первом – втором чтении законопроекта в парламенте.

Источники

Суть налога на роскошь
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here