Таможенно валютный контроль экспортно импортных операций

Контроль импортных операций

Понятие документального контроля

Контроль над перевозимыми товарами в соответствии с нормами документального оформления – это один из основных этапов контроля. Проверка документов и сведений о товаре основывается на документальном контроле со стороны таможенных органов. Основные цели при документальном контроле:

  • Соответствие данных, которые указаны в документах, фактическому наличию ввозимого товара;
  • Проверка юридических адресов контрагентов;
  • Проверка подлинности подписей и печатей;
  • Правильность оформления таможенных деклараций;
  • Правильность расчета таможенных сборов и пошлин.
  • Определение страны происхождения товара;
  • Проверка всех необходимых сопутствующих документов, которые предоставляются для таможенного контроля и оформления.

Таможенные органы при осуществлении таможенного контроля имеют право потребовать у декларанта или таможенного брокера документы, которые они посчитают нужными для таможенного контроля.

На территории Российской Федерации существует перечень необходимых документов которые подаются для контроля. Данный список документом может меняться в зависимости от наименования товара и станы происхождения товара.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Контроль со стороны таможенных органов позволяет определить достоверность всех данных которые указаны в документах и определить цель ввоза товара. Также — правильность расчета таможенной стоимости товара и расчет таможенных сборов.

Экспортно-импортные операции, подлежащие контролю

Контроль экспортно-импортных операций осуществляется за операциями между резидентами и нерезидентами, которые заключают сделки, за их расчетами и перевода денежных средств через счета резидентов, которые могут открыть уполномоченные банки, а также через счета нерезидентов, которые открываются за пределами России.

Контроль распространяется на следующие виды операций:

  • валютные операции, которые связаны с ввозом товаров на территорию РФ;
  • сделки, которые оплачиваются иностранной валютой.

Контролю за выручкой от экспорта товаров не подлежат следующие операции:

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

  • операции между нерезидентами и резидентами-кредитными организациями;
  • операции между нерезидентами и федеральным органом исполнительной власти, который уполномочен на совершение валютных операций;
  • операции между нерезидентами и резидентами, если контракт в сумме составляет не более 5000$..

В соответствии с законом «О валютном регулировании и валютном контроле» у экспортеров существует обязанность зачислять валютную выручку, полученную в результате экспорта товаров, на валютные счета, открываемые в уполномоченных банках. Если необходимо зачислять на другой счет, то это возможно только после получения разрешения от Центрального Банка РФ.

Валютный контроль за экспортными операциями: объект и субъект контроля

Объектами валютного контроля экспортных операций являются поступление валютной выручки от вывоза товаров за пределы РФ и осуществление расчетов между следующими лицами:

  • резидентами РФ, к которым относят юридических лиц и физических лиц — индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой (далее — резидент, экспортер) (п. 1.6 инструкции № 138-И);
  • нерезидентами РФ (в понятии, предусмотренном п. 1 ст. 1 закона № 173).

Осуществляется валютный контроль следующими субъектами:

  • Правительством РФ;
  • органами валютного контроля, которые включают Центральный банк РФ, налоговые (Федеральная налоговая служба РФ) и таможенные органы (Федеральная таможенная служба РФ, далее — ФТС РФ);
  • агентами валютного контроля, в число которых входят банки, обладающие лицензией на проведение валютных операций (уполномоченные банки, далее — УБ) государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности», а также профессиональные участники рынка ценных бумаг.

Подробнее о субъектах валютного контроля можно узнать из другой нашей статьи: Кем осуществляется валютный контроль — органы и агенты.

Органы валютного регулирования Российской Федерации

Органами валютного регулирования, согласно действующего законодательства, в Российской Федерации являются:

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

  • Центральный банк,
  • Правительство.

С целью реализации функций, предусмотренных законодательством, Центральный банк России и Правительство в пределах своей компетенции издают нормативные акты в сфере регулирования экспортно-импортных операций.

Центральный банк России в соответствии с законодательством является основным звеном сферы валютного регулирования, который определяет порядок обращения иностранной валюты в РФ, издает нормативные акты, устанавливает правила выдачи лицензий банкам и прочие. Он определяет формы отчетности и учета валютных операций и порядок их представления, а также готовит статистику валютных операций России по международным стандартам.


Кроме Банка России к органам валютного контроля относятся налоговые и таможенные органы.

Для работы с отдельными предприятиями предназначены агенты валютного контроля.

Агенты валютного контроля – это уполномоченные на проведение контроля за предприятиями организации. К числу агентов, согласно законодательству России, относятся:

  • Налоговые и Таможенные органы.
  • Коммерческие банки, имеющие лицензию Банка России.
  • Банк развития и внешнеэкономической деятельности
  • Прочие небанковские организации-регистраторы.

В 2016 году были внесены изменения в законодательство. Изменения затронули структурную организацию органов валютного контроля. Налоговые и таможенные органы обрели статус органов валютного контроля перестав числиться агентами. У Банка России появились поднадзорные структуры — некредитные организации. Их перечень установлен законом № 86.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Валютный контроль экспортных операций – механизм

Валютный контроль: правовые основы

Под валютным контролем в широком смысле понимается осуществление уполномоченными государством субъектами (органами и агентами) специальных функций по установлению соответствия валютных операций требованиям нормативных правовых актов (далее — НПА), в том числе проверке достаточности и объективности учета и отчетности, фиксирующих данные операции.

Различают следующие виды валютного контроля в зависимости от направления перемещения товаров и валютных ценностей:

  • контроль за экспортной деятельностью (вывозом товаров за пределы Российской Федерации), который и является предметом данной статьи;
  • контроль за импортной деятельностью.

Также существует валютный контроль в неторговом обороте, о нюансах осуществления которого можно узнать из статьи Валютный контроль — регулирование в неторговом обороте.

Правовые основы порядка проведения валютного контроля устанавливаются следующими НПА:

  • законом «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 № 173-ФЗ (далее — закон № 173);
  • инструкцией Банка России «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации…» от 04.06.2012 № 138-И (далее — инструкция № 138-И), которая с 01.03.2018 уступает место Инструкции БР от 16.08.2017 № 181-И (далее – инструкция № 181-И);
  • законом «О таможенном регулировании в Российской Федерации» от 27.11.2010 № 311-ФЗ (в рамках таможенного оформления экспортных товаров);
  • Таможенным кодексом Таможенного союза (приложение к договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17).
Читайте так же:  Карелия налог на землю

Для получения более подробной информации о правовых основах валютного контроля рекомендуем ознакомиться со следующей статьей на нашем сайте: Валютный контроль — функции и принципы регулирования.

Валютный контроль при импорте

Валютный контроль используется с целью обеспечения экономической безопасности государства. Это составная часть государственной политики, которая направлена на контроль проведения валютных импортных, экспортных и торговых операций.

Основной целью валютного контроля при импорте является правильность оформления переведенной резидентом суммы за импортные товары.

Система валютного контроля основана на оформлении паспорта импортной сделки, благодаря которой Центральный банк РФ и банк импортера вместе с таможенными органами могут проследить за соблюдением всех требований, которые прописаны в законах.

Центральный банк рекомендует не осуществлять полную оплату или оплату частями за товар, который еще не ввезен на территорию России. Осуществлять оплату необходимо только после отгрузки в назначенном месте.

Если была осуществлена оплата за товар, то данный товар должен быть поставлен на территорию России не позднее чем через 90 дней. Если же товар по каким-либо причинам не пересек таможенную границу России, сумма денежных средств должна быть возвращена. Все валютные операции рассматриваются и прописываются в контракте.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Контроль экспортно-импортных операций

Определение экспортно-импортных операций

Экспортно-импортные операции представляют собой сделки в форме купли-продажи товаров с осуществлением вывоза/ввоза через границу государства.

Данные операции подразделяются на экспортные и импортные.

Экспортные операции представляют собой коммерческую деятельность по реализации и перемещению за пределы государства товара с целью его передачи в собственность покупателю с иностранной регистрацией.

Импортные операции – это приобретение и последующий ввоз в страну товара иностранного происхождения с целью использования или продажи его на территории страны.

В мировой практике под экспортом или импортом понимают коммерческие операции, которые предполагают оформление межнациональных операций в сфере торговли.

Проверка паспорта сделки таможенными органами

При экспорте товаров резиденту необходимо обратиться в ФТС РФ в целях их таможенного оформления. При этом наряду с другими документами, требуемыми законодательством (ст. 159 и 163 Таможенного кодекса Таможенного союза), экспортеру необходимо представить на проверку копию выданного УБ экземпляра ПС (при его наличии) и копию грузовой таможенной декларации (далее — ГТД) на товары.

При условии соответствия информации в ПС, ГТД и других представленных документах, а также сходства оттиска печати банка на ксерокопии ПС образцу оттиска печати, содержащегося в карточке образцов оттисков печатей банка, сотрудник ФТС РФ ставит на ПС свою подпись.

На основании информации, указанной в ГТД, оформляется учетная карточка таможенно-банковского контроля со сведениями об экспортируемом товаре и поступлениях выручки. Данная карточка является основанием для последующего составления реестра ожидаемого поступления на счет экспортера валютной выручки от экспорта товаров.

ВАЖНО! Если в договор вносятся какие-либо изменения и/или дополнения, касающиеся указанной в ПС информации, экспортер обязан представить в ФТС РФ копию переоформленного ПС.

Принцип работы контроля за валютной выручкой при экспорте

Контроль за валютной выручкой от экспорта осуществляется при помощи обмена данными банковскими органами и таможенными органами. Банки зачисляют выручку от экспорта товаров, поэтому они следят за всеми поступлениями на счет экспортера.

Экспортер формирует стандартизированную форму о сведениях внешнеэкономической сделки, в дальнейшем ее фиксируют уполномоченные органы.

Рассмотрим действия, которые выполняют экспортеры, органы и агенты валютного контроля:

  1. Оформлять паспорта сделок.
  2. Оформлять экспортные товары через таможенную документацию.
  3. Передавать уполномоченным банкам сведения по отгруженным экспортным товарам.
  4. Контролировать со стороны уполномоченных банков поступления валютной выручки от экспортируемых товаров.
  5. Передача уполномоченными банками сведения о поступлениях валютной выручки от экспортируемых товаров в федеральному таможенную службу РФ.
  6. Осуществлять конечную проверку сведений о валютной выручки от экспортируемых товаров, данные полномочия принадлежат органами валютного контроля.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Валютный контроль в Российской Федерации

Материалы подготовлены группой консультантов-методологов ЗАО

Основным органом валютного регулирования в Российской Федерации согласно статье 9 Закона РФ от 9 октября 1992 года № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле» является Центральный банк РФ. Помимо Центрального банка РФ, валютный контроль в соответствии со статьей 11 Закона РФ № 3615-1 осуществляют федеральные органы исполнительной власти в пределах компетенции, установленной федеральными законами, а также федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ.

Объектом валютного контроля являются валютные операции, под которыми в соответствии с пунктом 7 статьи 1 Закона РФ № 3615-1 понимаются:

— операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе операции, связанные с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте;

— ввоз и пересылка в РФ, а также вывоз из РФ валютных ценностей;

— осуществление международных денежных переводов;

— расчеты между резидентами и нерезидентами в валюте Российской Федерации.

Цель валютного контроля — обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций, а основные направления валютного контроля:

— определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству;

— наличие необходимых лицензий и разрешений для проведения валютных операций;

Читайте так же:  Код вычета 311 в декларации 3 ндфл

— проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем рынке РФ;

— проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;

— проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциями, а также по операциям нерезидентов в валюте РФ.

Наибольшее число нарушений валютного законодательства допускают участники внешнеэкономической деятельности при экспорте и импорте товаров.

Валютный контроль при осуществлении экспортных операций

Согласно определению, приведенному в Федеральном законе РФ от 13 октября 1995 года № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», экспорт представляет собой вывоз товара, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, с таможенной территории Российской Федерации за границу без обязательства об обратном ввозе. Факт экспорта фиксируется в момент пересечения товаром таможенной границы Российской Федерации, предоставления услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности. К экспорту товаров приравниваются отдельные коммерческие операции без вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации за границу, в частности, при закупке иностранным лицом товара у российского лица и передаче его другому российскому лицу для переработки и последующего вывоза переработанного товара за границу.

При экспорте товаров серьезные нарушения валютного законодательства связаны с незачислением, неполным или несвоевременным зачислением экспортной выручки на счета резидентов, осуществляющих экспортные операции, открытые в уполномоченных банках РФ.

В соответствии с Указом Президента РФ от 21 ноября 1995 года № 1163 «О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в Российской Федерации» расчеты по внешнеэкономическим сделкам резидентов, предусматривающим вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, осуществляются только через счета резидентов, заключивших или от имени которых заключены сделки с нерезидентами, если иное не разрешено Центральным банком Российской Федерации. При этом расчеты по внешнеэкономическим сделкам, по которым участники внешнеэкономической деятельности оформили паспорта сделок, осуществляются только через уполномоченные банки, подписавшие такие паспорта сделок.

На основании Закона РФ № 3615-1 Центральный банк РФ и Государственный таможенный комитет РФ разработали Инструкцию № 86И и № 01-23/26541 соответственно от 13 октября 1999 года «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров».

Согласно пункту 2.1 данного документа экспортер обязан зачислить выручку от экспорта товаров на свой рублевый и (или) валютные счета в банке, подписавшем паспорт сделки по соответствующему контракту.

Выручкой признаются денежные средства в иностранной валюте или валюте Российской Федерации, переведенные или подлежащие переводу в пользу экспортера нерезидентом в качестве оплаты за экспортируемые по контракту товары.

Паспорт сделки представляет собой документ валютного контроля, в котором содержатся все необходимые для осуществления валютного контроля сведения из контракта. Контракт – это договор или соглашение между резидентом и нерезидентом, предусматривающий экспорт товаров с территории РФ и их оплату в иностранной валюте и (или) валюте Российской Федерации. Паспорт сделки оформляется в уполномоченном банке либо его филиале резидентом, от имени которого заключен контракт.

По каждому заключенному контракту оформляется один паспорт сделки в двух экземплярах, он подписывается тем банком, в котором открыт счет экспортера. На это счет должна поступить выручка за экспортируемые товары.

Одновременно с заполненным и подписанным паспортом сделки экспортер представляет в банк оригинал и копию контракта, на основании которого и был составлен паспорт сделки.

Если условиями контракта предусматривается предоставление иностранной стороне отсрочки платежа на срок более 90 дней, то в банк необходимо представить также копию соответствующего разрешения, полученного в установленном порядке. Если условиями контракта предусмотрено осуществление иной валютной операции, для проведения которой требуется разрешение Банка России, то в уполномоченный банк необходимо представить копию соответствующего разрешения.

Зачастую контракты на экспорт товаров занимают большое количество печатных листов, Если полный текст контракта составляет более 5 листов, то банк может разрешить экспортеру вместо копии всего контракта представить выписки из него, содержащие сведения, необходимые для осуществления контроля за правильностью составления паспорта сделки.

Банк при подписании паспорта сделки на оборотной стороне оригинала листа контракта, содержащего подписи сторон, делает запись: «Контракт принят на расчетное обслуживание (полное наименование банка) “(число)” (месяц) (год)», которая удостоверяется зарегистрированной печатью банка и подписью сотрудника банка, уполномоченного подписывать паспорт сделки и совершать иные операции по осуществлению валютного контроля от имени банка. С момента подписания паспорта сделки банк принимает контракт на расчетное обслуживание и выполняет функции агента валютного контроля за поступлением выручки по данному контракту.

Видео (кликните для воспроизведения).

Первый экземпляр паспорта сделки вместе с оригиналом контракта возвращается экспортеру, второй служит основанием для формирования банком досье, в которое он помещается вместе с другими документами, поступающими в банк в связи с операциями по данному контракту. Досье представляет собой формируемую по каждому паспорту сделки подборку документов для контроля за поступлением выручки за экспортируемые товары. В досье помещаются:

— оригинал паспорта сделки (оригиналы переоформленных паспортов сделок);

— копии контракта (выписки из контракта) и изменений и (или) дополнений к нему;

— копии разрешений на отсрочку платежа и на проведение валютных операций, для осуществления которых требуется такое разрешение;

— копии межбанковских сообщений, подтверждающих поступление в пользу экспортера (перевод экспортером иностранному контрагенту) денежных средств по контракту (паспорту сделки);

— иные документы, заполняемые банком или поступающие в банк в связи с данным паспортом сделки;

— ведомость, распечатанная на бумажном носителе, подписанная ответственным лицом банка и заверенная печатью банка, по окончании (прекращении) всех операций и расчетов по контракту (при закрытии досье). Досье подлежит хранению в течение 5 лет после его закрытия.

Банк может отказать в подписании паспорта сделки, если будет обнаружена хотя бы одна из следующих ситуаций:

— данные, содержащиеся в контракте, не соответствуют сведениям, указанным в паспорте сделки;

Читайте так же:  Декларация налога на имущество образец заполнения

— предусмотренные контрактом валютные операции не соответствуют требованиям законодательных и иных нормативных актов РФ;

— паспорт сделки оформлен с нарушением установленных требований;

— в контракте отсутствуют условия, предусматривающие поступление выручки на счет экспортера в банке;

— в банк представлен контракт, составленный на иностранном языке, но отсутствует перевод на русский язык;

— экспортер не представил в банк копии разрешения на отсрочку платежа, полученного в установленном порядке, а также копии разрешения на осуществление валютной операции, для проведения которой требуется разрешение Банка России.

При отказе в подписании паспорта сделки банк все документы возвращает экспортеру.

Если сторонами контракта в него вносятся изменения и дополнения, затрагивающие сведения, указанные в паспорте сделки, то экспортер должен представить в банк, подписавший паспорт сделки по данному контракту:

— оригиналы и копии изменений и (или) дополнений к контракту;

— копии разрешений, полученных экспортером в установленном порядке;

— переоформленный с учетом внесенных в контракт изменений паспорт сделки в двух экземплярах.

Если выручка экспортера зачисляется на счет в иностранном банке, открытый с разрешения Банка России, то паспорт сделки представляется для подписания в территориальное учреждение Банка России по месту государственной регистрации организации-экспортера. Данное территориальное учреждение банка будет осуществлять контроль за операциями по подписанному паспорту сделки.

Банковский контроль за поступлением экспортной выручки осуществляется на основании пункта 5 Инструкции № 86И и № 01-23/26541.

В течение пяти календарных дней, следующих за датой подписания паспорта сделки, банк формирует электронную копию паспорта сделки, а на ее основании — ведомость банковского контроля, представляющую собой документ валютного контроля, содержащий сведения об операциях по данному контракту.

При поступлении иностранной валюты или валюты Российской Федерации на счет экспортера от нерезидента банк обязан сообщить об этом экспортеру не позднее следующего рабочего дня. Экспортер, в свою очередь, в срок не позднее 7 календарных дней, следующих за датой зачисления денежных средств на его счета, обязан представить в банк:

— реквизиты паспорта сделки, по которому поступили денежные средства;

— вид полученного платежа;

— распределение суммы полученной выручки по произведенным по паспорту сделки отгрузкам.

Полученные сведения отражаются банком в ведомости банковского контроля в первый рабочий день, следующий за днем получения данной информации от экспортера.

Если выручка от иностранного покупателя ошибочно поступила в уполномоченный банк, который не оформлял паспорта сделки по контракту, в счет которого поступили данные средства, то в течение 7 календарных дней от даты поступления этих средств экспортер обязан дать поручение уполномоченному банку на перевод поступивших средств в полном объеме на счет в банке, оформившем паспорт сделки по данному контракту.

Если в указанный срок такое поручение не будет представлено экспортером, то поступившие средства в иностранной валюте подлежат обязательной продаже и зачислению на счет экспортера.

Между банками и ГТК России на основании пункта 6 Инструкции № 86И и № 01-23/26541 осуществляется обмен документами валютного контроля. Осуществляется такой обмен в электронном виде по телекоммуникационной сети.

Банк в течение 10 календарных дней, следующих за датой подписания паспорта сделки, направляет электронную версию паспорта сделки в ГТК РФ, который, в свою очередь, на основании данных грузовой таможенной декларации формирует учетную карточку таможенно-банковского контроля и в течение 30 календарных дней, следующих за датой принятия решения о выпуске товаров, направляет ее в банк. Учетная карточка таможенно-банковского контроля представляет собой документ валютного контроля, содержащий сведения об экспортируемом по контракту товаре из грузовой таможенной декларации, а также о поступлении выручки.

Для получения подтверждения даты фактического вывоза товара с территории РФ в случае, если срок поступления выручки не превышает 90 календарных дней с даты вывоза товаров с таможенной территории РФ, но составляет более 90 календарных дней с даты принятия решения о выпуске товаров, экспортер может обратиться в таможенный орган, в регионе деятельности которого расположен пункт пропуска на таможенной границе РФ.

Органы регулирования экспортно-импортных операций

Паспорт сделки при экспорте товаров: краткое содержание

Паспорт сделки представляет собой документ, охватывающий сведения из договора об экспорте товаров за пределы РФ, необходимые для осуществления валютного контроля.

В ПС указываются следующие сведения:

  • его номер и дата составления;
  • информация об экспортере;
  • информация о нерезиденте (иностранном контрагенте);
  • общая информация о договоре (его дата и номер, сумма сделки, валюта цены сделки, сроки исполнения обязательств сторон);
  • информация об УБ, где составляется ПС;
  • информация о переоформлении ПС;
  • информация об основаниях для закрытия ПС.

Порядок заполнения (наряду с порядком изменения и закрытия) ПС подробно описан в инструкции № 138-И.

Из статьи Расшифровка структуры номера паспорта сделки можно узнать более подробную информацию об указанных реквизитах.

ВАЖНО! с 01.03.2018 паспорт сделки больше не оформляется, ему на смену идет постановка внешнеэкономических контрактов на учет в уполномоченном банке.

Сущность контроля за экспортно-импортными операциями

Контроль экспортно-импортных операций проводится над товарами, ввозимые через таможенную границу России или вывозимыми за ее территорию, с помощью счетов резидентов страны, которые заключают сделки с нерезидентами.

Расчеты по таким сделкам осуществляют уполномоченные банки, оформляющие паспорта сделок.

У импортеров-резидентов, заключающих сделки, существует обязанность перевести из России иностранную валюту для того, чтобы приобрести товары, ввести их на территорию страны, а также, в случае необходимости, вывезти средства, эквивалентные уплаченной за товары сумме. Уполномоченными банками могут взиматься проценты за оформленные паспорта сделок в размере 0,15% от сделки, за которыми они осуществляют контроль.

Контроль за экспортно-импортными операциями может быть следующих форм:

Данные формы контроля за экспортно-импортными операциями тесно взаимосвязаны, тем самым характеризуют непрерывность процесса контроля.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Объектом контроля за экспортно-импортными операциями может выступать:

  • валютная ценность;
  • валютная операция, которая связана с процессом перехода права собственности на валютную операцию;
  • и любое действие предприятия, которое нарушает законодательство РФ в сфере валютного регулирования.
Читайте так же:  Сколько можно получить налоговый вычет за квартиру

Валютный контроль как основной инструмент регулирования экспортно-импортных операций

Все экспортно-импортные операции обязательно подлежат валютному контролю. Данный контроль является обработкой операций, интересующих государственные органы, проводящие проверку их на соответствие законодательству.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Принципы валютного регулирования и его правовые основы определены федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле».

Ключевая цель валютного контроля – это реализация политики государства в сфере внешней экономики (экспорта и импорта). Для этого органы власти обеспечивают законность проведения на территории страны всех экспортно-импортных операций. Практика показывает, что жесткий контроль над предприятиями только ухудшает обстановку и может приводить к развитию теневой экономики. В связи с этим предпочтительным способом регулирования является рыночное воздействие на экспортные и импортные операции, а также на коммерческую деятельность предприятий.

Валютный контроль – это лишь часть дополнительных шагов в типичном алгоритме осуществления экспортно-импортной операции. Данные пункты добавляются только в том случае, если сделка находится в интересах государства с позиции финансовой безопасности страны.

Паспорт сделки: порядок оформления

В целях оформления паспорта сделки экспортеру необходимо представить в банк, где у него имеется валютный счет и куда должен поступить платеж от экспорта, оригинал или заверенную копию договора (его проекта), заполненную форму ПС и иные документы, которые содержат сведения, указанные в ПС. Из статьи Паспорт сделки при валютном контроле — образец можно узнать все нюансы подготовки данного документа и скачать образец ПС.

ВАЖНО! Подписанный резидентом ПС должен быть оформлен в УБ не позднее даты подачи таможенной декларации на экспортируемые товары или справки о подтверждающих документах, если декларирование не требуется (п. 6.5 инструкции № 138-И).

После получения документов сотрудник УБ проверяет соответствие информации в ПС положениям договора и подписи на ПС подписи в карточке образцов подписей лиц, которые обладают правом подписи по счету экспортера, и по результатам проверки подписывает несколько экземпляров ПС. Сроки проверки составляют не более 3 рабочих дней или 10 рабочих дней (если расчеты будут происходить через счет экспортера в банке-нерезиденте).

ВАЖНО! При выявлении несоответствия данных, указанных в ПС, сведениям в договоре или иных документах, некорректном заполнении ПС, а также непредставлении необходимых сведений или документов УБ может не принять экспортера на расчетное обслуживание.

Один экземпляр ПС передается экспортеру (вместе с договором), другой вкладывается в досье валютного контроля, порядок формирования которого указан в гл. 19 инструкции № 138-И.

Подписание ПС свидетельствует о принятии:

  • УБ договора на расчетное обслуживание и осуществлении им функций по контролю за получением на счет валютной выручки от экспорта товаров;
  • экспортером на себя ответственности за корректность указанной в ПС информации условиям договора, а также за своевременное и полное получение платежа за экспорт товара.

Классификация таможенных документов при импорте

  • CMR;
  • коносамент (ввозная накладная);
  • TIR CARNET (международная транспортная накладная).
  • проформа Инвойс;
  • упаковочные листы на товар;
  • накладные (отгрузочные);
  • контракт;
  • спецификация.
  • грузовая декларация;
  • документы, подтверждающие оплату всех необходимых пошлин.
  • дополнительные листы к таможенной декларации.

Основным документом, который имеет юридическую силу, является контракт.

Контракт – оформленный документ между двумя субъектами внешнеэкономической деятельности или их контрагентами о поставке продукции, товаров.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Внешнеэкономический контракт заключается между субъектами в простой письменной форме за подписью всех участников.

Контракт может быть признан недействительным только в судебном порядке, если он не отвечает всем требованиям международной торговли и законодательным нормам.

Механизм валютного контроля за экспортными операциями

При совершении операций по вывозу товаров за пределы РФ реализуются следующие этапы валютного контроля:

  1. Постановка на расчетное обслуживание в УБ. Оформление паспорта сделки (далее — ПС), если сумма обязательств по договору составляет более 50 000 долларов США (п. 5.2 инструкции № 138-И), постановка внешнеэкономического контракта на учет при сумме обязательств 3 и более млн. рублей по кредитным и импортным контрактам, 6 и более млн. по экспортным контрактам (п. 4.2 инструкции № 181-И).
  2. Таможенная регистрация экспортных товаров. Заполнение декларации (при необходимости) и представление экспортером ПС (при его наличии) в ФТС РФ. Проверка полноты и достоверности указанной в них информации. Составление учетной карточки таможенно-банковского контроля.
  3. Направление в УБ сведений об исполнении обязательств по договору (отгрузке товаров) путем представления в банк справки о подтверждающих документах и подтверждающих документов в пределах 15 рабочих дней после месяца,
  4. Контроль УБ за поступлением платежей на счет экспортера и последующее уведомление ФТС РФ об их получении.
  5. Окончательная проверка УБ информации о поступлении валютной выручки от экспорта товаров. Закрытие ПС/снятие контракта с обслуживания на основании заявления экспортера или самостоятельно банком (в установленных НПА случаях).

До 01.03.2018 резидент также обязан представить в УБ справку о валютных операциях при зачислении:

  • на счет валюты РФ — в пределах 15 рабочих дней после даты ее зачисления;
  • иностранной валюты на счет резидента, открытый в банке за пределами РФ, — в пределах 30 рабочих дней (пп. 3.8 и 3.11 инструкции № 138-И).

Подробнее о том, как оформить справку о валютных операциях, рассказывается в статье Справка о валютных операциях в 2017-2018 годах — образец. С 01.03.2018 единой формой отчетности и учета по валютным операциям резидентов станет справка о подтверждающих документах.

Ответственность за нарушение валютного законодательства при экспорте товаров

В случаях нарушения резидентом предусмотренных законом правил валютного контроля при экспорте операций данное лицо может быть привлечено к административной или уголовной ответственности.

Так, согласно ст. 15.25 Кодекса об административных правонарушениях резидент будет обязан уплатить штраф в пределах установленных законом сумм при совершении следующих противоправных действий:

  • проведении противоправных валютных операций;
  • нарушении экспортером обязанности по своевременному получению на счет в УБ платежа за экспортируемые товары;
  • нарушении предусмотренного порядка составления форм учета и отчетности по проведенным операциям, оформления паспортов сделок, нарушении сроков хранения документов по проведенным операциям;
  • повторном совершении вышеперечисленных действий.
Читайте так же:  Возмещение ндс налогоплательщик последняя версия

Кроме того, за недекларирование или несоответствующее действительным данным декларирование наличных сумм и (или) денежных инструментов, которые переводятся через границу Таможенного союза, при условии их обязательного письменного декларирования гражданин может быть привлечен к уголовной ответственности в виде штрафа от ½ до 2-кратной скрытой от закона суммы либо конфискации предмета нарушения (ст. 16.4 Уголовного кодекса РФ).

Таким образом, механизм валютного контроля экспортных операций состоит из нескольких последовательных этапов, при прохождении которых резидент взаимодействует с банками и Федеральной таможенной службой. С 01.03.2018 года на смену паспорту сделки приходит учет внешнеэкономических контрактов УБ, а справка о подтверждающих документах становится единой формой отчетности и учета по валютным операциям резидентов.

4. ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ЭКСПОРТНО-ИМПОРТНЫМИ ОПЕРАЦИЯМИ

Базовым документом валютного контроля является паспорт сделки (см. с.105), который оформляется экспортером либо импортером по каждому заключенному контракту и содержит изложенные в стандартизированной форме сведения о внешнеэкономической сделке, необходимые для контроля за движением валютных средств. Паспорт сделки оформляется в двух экземплярах и подписывается в уполномоченном банке или его филиале, где открыт валютный счет, с которого должны осуществляться расчеты по данному контракту. Один экземпляр паспорта сделки остается в банке и служит основанием для открытия досье валютного контроля за экспортной (импортной) сделкой, другой экземпляр возвращается экспортеру (импортеру).

Паспорт сделки № 1/2309223/000/0000000001 от 1.01.95 Реквизиты банка Наименование банка Филиал Почтовый адрес Реквизиты экспортера Реквизиты иностранного покупателя Наименование Наименование Код ОКПО Страна Адрес Адрес Номер транзитного счета Реквизиты и условия контракта Номер контракта Дата Последний платеж Сумма контракта Валюта платежа Валюта цены Код валюты платежа Код валюты цены Форма расчетов Валютная оговорка Поступление выручки Лицензия Банка России Дата № Отсрочка Подписи уполномоченных лиц От банка От экспортера Должность Подпись Должность Подпись ФИО Дата ФИО Дата Отметки банка Копия верна Должность ФИО Подпись Дата

Паспорт сделки подписывается: от имени участника внешнеэкономической сделки — лицом, имеющим право первой подписи по счету данной фирмы в уполномоченном банке; от имени банка — одним из ответственных лиц банка, уполномоченных подписывать паспорт сделки и совершать иные действия по валютному контролю от имени банка как агента валютного контроля. Полномочия ответственных лиц уполномоченного банка проверяются по составляемому в этих целях списку, утверждаемому председателем уполномоченного банка и его главным бухгалтером. Их подписи заверяются нотариусом, а сам список регистрируется Центробанком России. Цен-тральный банк информирует ГТК об уполномоченных банках, потерпевших банкротство, под-вергшихся принудительной реорганизации, лишенных валютной лицензии. Паспорт сделки, оформленный одним из таких банков, признается недействительным, и таможенные органы не осуществляют выпуск товаров, оформленных с представлением такого паспорта.

Подписание паспорта экспортной сделки означает, что экспортер принял на себя ответственность за полное соответствие сведений, приведенных в паспорте, условиям контракта, на основании которого он был составлен; зачисление в полном объеме и в установленные сроки выручки от экспорта товаров по данному контракту на валютный счет экспортера в уполномоченном банке, в который он представляет паспорт сделки для оформления.

Подписание паспорта импортной сделки означает, что импортер принял на себя ответственность за полное соответствие сведений, приведенных в паспорте, условиям контракта, на основании которого он был составлен; поступление в Российскую Федерацию товаров в полном объеме и в сроки, не превышающие 180 календарных дней между днем оплаты импортируемого товара и датой таможенного оформления, или при невозможности поставки товаров — за возврат на указанный в паспорте текущий валютный счет импортера суммы предоплаты, ранее переведенной иностранной стороне по контракту или ее приказу в установленные контрактом сроки, но не более 180 календарных дней с даты осуществления платежа, если иное не разрешено Банком России.

В случае внесения сторонами изменений в контракт, затрагивающих сведения, которые использовались при составлении паспорта сделки, экспортер обязан в 10-дневный срок с даты внесения указанных изменений, но не позднее представления к таможенному оформлению товаров, экспортируемых по данному контракту, представить в уполномоченный банк оригиналы или заверенные копии дополнений и изменений к контракту; дополнительные листы к паспорту сделки, составленные по форме паспорта сделки, но с заполнением лишь тех позиций, сведения по которым подлежат уточнению.

Импортер в подобной ситуации должен представить данные документы не позднее даты платежа в пользу иностранной стороны по контракту или ее приказу либо представления таможенному органу товаров, импортируемых в соответствии с контрактом, в который внесены изменения или дополнения.

4.1. Механизм осуществления валютного контроля

за поступлением экспортной выручки

Видео (кликните для воспроизведения).

Рис. 4.2. Движение паспорта экспортной сделки: 1 — экспортер представляет в банк два экземпляра паспорта сделки и заверенную предприятием копию контракта; 2 — банк возвращает экспортеру подписанный должностным лицом банка первый экземпляр паспорта сделки; 3 — второй экземпляр паспорта сделки направляется банком в досье банка; 4 — экспортер получает заверенную банком копию паспорта сделки; 5 — экспортер представляет полученную от банка копию паспорта сделки в таможенный орган при предъявлении товара к таможенному оформлению; 6 — после проверки данных, содержащихся в паспорте сделки и ГТД, подписанная работником таможни копия паспорта сделки остается в досье таможни; 7- после поступления полной суммы валютной выручки досье закрывается и передается в архив

Источники

Таможенно валютный контроль экспортно импортных операций
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here