Таможни как агенты валютного контроля

Статья 11. Органы валютного контроля и агенты валютного контроля

Статья 11. Органы валютного контроля и агенты валютного контроля

1. Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, органами валютного контроля и агентами валютного контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Информация об изменениях:

3. Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Российской Федерации, а также организации, подотчетные федеральным органам исполнительной власти, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Контроль за совершением валютных операций кредитными организациями и валютными биржами осуществляет Центральный банк Российской Федерации.

5. Контроль за совершением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами, осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля.

6. Правительство Российской Федерации обеспечивает разграничение функций и взаимодействие федеральных органов исполнительной власти в области валютного контроля, а также их взаимодействие с Центральным банком Российской Федерации.

7. Центральный банк Российской Федерации осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля в пределах их компетенции и обеспечивает взаимодействие с ними уполномоченных банков как агентов валютного контроля.

Определен порядок представления органами и агентами валютного контроля в ФТС России и ФНС России документов и информации, связанных с проведением валютных операций

Установлено, в частности, что представление и передача в ФТС России и ФНС России документов и информации, связанных с проведением валютных операций, осуществляются Банком России (его территориальными учреждениями), уполномоченными банками (их филиалами), государственной корпорацией «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» (ее филиалами), а также не являющимися уполномоченными банками профессиональными участниками рынка ценных бумаг. Участники рынка ценных бумаг как агенты валютного контроля представляют в уполномоченные органы валютного контроля, территориальные налоговые органы, территориальные таможенные органы по запросу документы и информацию, связанные с проведением валютных операций, проводимых с их участием, при условии, что запрошенные документы входят в перечень документов, предусмотренный частью 4 статьи 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле».

Агенты валютного контроля

Основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в РФ установлены Федеральным законом от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Закон определяет в числе прочего права и обязанности органов и агентов валютного контроля в РФ. О том, кто относится к агентам валютного контроля, а также органам валютного контроля, расскажем в нашем материале.

Органами и агентами валютного контроля являются

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ валютный контроль в РФ осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля.

Органы валютного контроля Агенты валютного контроля
— Центральный банк РФ;
— Федеральная таможенная служба;
— Федеральная налоговая служба — уполномоченные банки;
— профессиональные участники рынка ценных бумаг;
— государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»

Полномочия органов и агентов валютного контроля

Права и обязанности органов и агентов валютного контроля, их компетенция предусмотрены ст. 23 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ .

Систематизируем перечень прав агентов валютного контроля, а также приведем права органов валютного контроля в таблице (ч. 1, 2 ст. 23 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ ):

Органы и агенты валютного контроля и регулирования в РФ

Органы валютного контроля и агенты валютного контроля в РФ составляют структуру, призванную осуществлять мониторинг соблюдения законодательства в сфере обращения валютных средств и ценностей. Подробнее о том, что представляют собой эти органы, читайте в статье.

Органы валютного контроля

В Российской Федерации к органам валютного контроля относятся:

  • Центробанк, в зону ответственности которого входит контроль за операциями с валютой, осуществляемыми основными участниками финансового рынка, такими как валютные биржи и кредитные организации. Важной частью валютного контроля является передача информации по соответствующим операциям от уполномоченных банков таможенным органам. Данный процесс также входит в функционал ЦБ как органа валютного контроля;
  • федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ. Данный орган контролирует валютные операции между участниками рынка, которые являются резидентами и нерезидентами страны и при этом относятся к биржам или кредитным организациям. Ранее данную функцию выполняла Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор), однако по Указу Президента РФ от 02.02.2016 № 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере» она была упразднена. На сегодняшний момент эти функции выполняют Федеральная таможенная служба и Федеральная налоговая служба РФ.

Правительство Российской Федерации координирует деятельность вышеперечисленных органов в области валютного контроля и контролирует взаимоотношения таможенных органов и участников рынка ценных бумаг с ЦБ РФ.

Отчетность по валютным операциям для банка

Перед банком нужно отчитываться не только за операции, связанные с расчетами по контракту с нерезидентом. Необходимость представить документы в банк может возникнуть, скажем, при ввозе/ вывозе товаров, при оказании (выполнении работ). Для вашего удобства всю информацию о том, в каких случаях, какие документы и в какие сроки нужно подавать в банк, мы привели в таблице.

В случаях, когда в расчетах по контракту с нерезидентом участвует третье лицо — резидент (либо если третье лицо исполняет обязательства по контракту иным способом), отчитываться по валютным операциям нужно в особом порядк

Читайте так же:  Письменные возражения по акту налоговой проверки

Получив справку о валютных операциях (справку о подтверждающих документах), банк проверит, правильно ли она оформлена и соответствует ли указанная в ней информация (включая код вида валютной операции и код вида подтверждающего документа) данным приложенных документов и сведениям, переданным в банк таможне Справку о валютных операциях банк должен проверит

  • при списании денег с расчетного счета — не позднее рабочего дня после подачи справки;
  • при зачислении денег — не позднее 3 рабочих дней со дня представления справки.

А для проверки справки о подтверждающих документах банку отведены следующие срок

  • если справка оформляется в отношении задекларированного ввезенного товара, оплаченного авансом, или вывезенного товара, на который предоставлена отсрочка оплаты, — не позднее 10 рабочих дней с даты подачи справки;
  • в остальных случаях — не позднее 3 рабочих дней со дня представления справки.

Банк не примет справку, если обнаружит какие-либо ошибки и несоответствия. Вы получите неправильную справку назад с указанием даты и причины возврат

В срок, установленный банком, вы должны будете подать новую справку о валютных операциях (о подтверждающих документах), устранив все замечани

Справки о валютных операциях и о подтверждающих документах считаются поданными в срок,

  • вы своевременно направили их в банк;
  • банк проверил их и принял.

Поэтому чем раньше вы представите в банк «валютные» справки, тем лучше.

Есть разъяснения Росфиннадзора, где указано: когда в банк подаются справки о валютных операциях, справки о подтверждающих документах и сами подтверждающие документы, «в срок исполнения обязанности резидентом срок их проверки уполномоченным банком не включаетс

Но судебная практика показывает, что вам все-таки может грозить штраф, если новую, правильную справку о валютных операциях (о подтверждающих документах) взамен своевременно представленной, но ошибочной вы подадите в банк уже по истечении срока, отведенного на представление справк

Возвращая вам справку, банк устанавливает срок для исправления недочетов и подачи новой справки. Но, по мнению некоторых судов, указания банка никак не влияют на предельный срок, установленный для представления справо

В отношении представленных справок о валютных операциях, о подтверждающих документах нельзя руководствоваться принципом «подал — и забыл».

Ведь если сведения, приведенные в этих справках, изменятся (за исключением изменения данных о резиденте или уполномоченном банке), вам нужно будет подать корректирующую справку. Сделать это необходимо не позднее 15 рабочих дней после даты оформления документов, подтверждающих изменения. Эти документы нужно будет подать в банк вместе со справко

Вы можете договориться с банком, что на основании представленных вами документов банк сам будет оформлят

  • паспорт сделки;
  • справки о валютных операциях;
  • справки о подтверждающих документах.

Услуги эти, конечно, платные. Узнайте расценки в своем банке. Возможно, вы предпочтете заплатить сумму в пределах 5000 руб. за оформление паспорта сделки (в пределах 1500 руб. — за оформление справок), чем делать это самостоятельно.

Но имейте в виду, что разбираться с правилами оформления паспортов сделок и справок вам все равно будет нужно. Ведь составление банком этих документов не снимает с вас ответственности за их правильное содержание и соблюдение сроков оформления!

Если вы не подадите в банк нужные документы вовремя, то банк никак не сможет своевременно оформить паспорт сделки или справки.

После же заполнения банком паспорта сделки (или справки) вам нужно будет проверить этот документ. И если обнаружите ошибки и неточности, надо в течение 15 рабочих дней после даты получения паспорта сделки (справки) подать в банк заявление на его переоформление (или корректирующую справк

Органы валютного контроля

В России функция по валютному контролю возложена на специальные органы и агенты, перечень которых регламентируется Федеральным законом № 173-ФЗ от 10.12.2003 (редакция от 03.07.2016) «О валютном регулировании и валютном контроле». Валютный контроль представляет собой совокупность мер, проводимых государством, предназначенных для обеспечения соблюдения валютного законодательства при проведении операций с иностранной валютой. В основе данного контроля лежит государственное ограничение возможности граждан приобретать иностранную валюту, а также приобретения отечественной валюты нерезидентами. Данное ограничение, как правило, вводится в связи с потребностью стран с частично конвертируемой валютой предотвратить отток капитала. Страны с высоким уровнем экономической стабильности и приемлемым платежным балансом не испытывают необходимости в применении данного инструмента. Так, свободно конвертируемые валюты (доллар США, евро и фунт стерлингов) не контролируются государствами-эмитентами.

Можно ли считать Центробанк основным органом валютного контроля в РФ

Как отмечалось выше, органами валютного регулирования в РФ являются и Правительство РФ, и ЦБ РФ. В ст. 5 закона № 173-ФЗ оба указаны как равнозначные — приоритет не отдан никому.

Если рассмотреть выполняемый функционал и набор полномочий, тоже трудно определить, является ли кто-то из этой пары «главнее».

Поэтому можно сделать вывод, что основных органов валютного контроля, по сути, два: правительство и ЦБ. Выделить какой-то один, чтобы поставить его над другим, затруднительно.

Что относится к органам валютного контроля в РФ

В законе от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и контроле» органы валютного контроля в РФ представлены в следующей структуре:

I уровень

Правительство РФ

Центробанк РФ

II уровень

Уполномоченные органы исполнительной власти

Расположенные на уровне I Правительство и Центробанк РФ являются органами валютного контроля в Российской Федерации и одновременно являются органами валютного регулирования — издают законодательные акты, обязательные для применения всеми участниками валютных правоотношений в РФ.

Итоги

Органы валютного регулирования и контроля в РФ состоят:

  • из Правительства РФ и ЦБ РФ, совмещающих функции регулирования и контроля;
  • органов отраслевой и межотраслевой исполнительной власти (органов валютного контроля), в компетенции которых находятся определенные аспекты валютных правоотношений;
  • агентов валютного контроля — уполномоченных банков и приравненных к ним структур, а также Внешэкономбанка. Агенты осуществляют функции по контролю и сбору и передаче информации в сфере валютного регулирования.
Читайте так же:  Кбк для оплаты штрафа в налоговую

Единый основной орган валютного контроля и регулирования выделить нельзя. По полномочиям и функционалу Правительство РФ и ЦБ РФ находятся в равнозначном положении.

Таможенные органы как агент валютного контроля

В статье 403 Таможенного кодекса РФ, в которой определены функции таможенных органов, указывается на то, что они осуществляют в пределах компетенции, установленной валютным законодательством, контроль за валютными операциями резидентов и нерезидентов, связанными с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу России.

К этим операциям применяются валютные ограничения, требующие: 1) получения резидентами от нерезидентов в сроки, предусмотренные экспортными контрактами, на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающейся за переданные нерезидентам товары; 2) возврата в РФ денежных средств, уплаченных нерезидентам в соответствии с импортными контрактами, за не ввезенные на таможенную территорию РФ (не полученные на таможенной территории РФ) товары. Поэтому таможенные органы направляют свои основные усилия на обеспечение действия данных ограничений. Кроме того, в их компетенцию входит контроль за соблюдением эквивалентности и сроков встречных поставок при исполнении внешнеторговых бартерных сделок, за действием ограничений, касающихся трансграничных операций, а также контроль за соблюдением законности валютных операций, сопровождающих внешнеторговые сделки, порядка и сроков оформления паспортов сделок.

В осуществлении валютного контроля принимают участие все уровни системы таможенных органов РФ посредством выполнения определенных функций их специализированными подразделениями. На уровне ФТС этим занимается Управление торговых ограничений, экспортного и валютного контроля. Оно обеспечивает формирование и совершенствование ведомственной составляющей нормативной базы валютного контроля, представляет интересы ФТС в государственных и иных органах при рассмотрении вопросов валютного контроля, входящих в компетенцию таможенной службы, осуществляет общее методическое руководство и координацию деятельности таможенных органов, связанной с валютным контролем, контролирует выполнение нижестоящими таможенными органами своих функций, организует информационный обмен, в том числе межведомственный.

Полномочия регионального таможенного управления (РТУ) в сфере валютного контроля определяются Общим положением о региональном таможенном управлении, утвержденным приказом ФТС от 12.01.2005 № 7. Эти полномочия состоят в осуществлении:

1) валютного контроля операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ;

2) контроля исполнения внешнеторговых бартерных сделок;

3) контроля валютных операций, связанных с перемещением валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг через таможенную границу России;

4) координации и контроля деятельности подчиненных таможенных органов;

5) взаимодействия с органами и другими агентами валютного контроля, в обеспечении взаимодействия с ними подчиненных таможенных органов.

На уровне регионального таможенного управления функции валютного контроля выполняются отделом валютного контроля. Основное содержание его деятельности определяется Приказом ФТС РФ от 05.07.2006 № 627 «Об утверждении типовых положений о подразделениях валютного контроля регионального таможенного управления и таможни» и состоит в следующем:

· организации и осуществлении в регионе деятельности РТУ валютного и государственного контроля внешнеторговых бартерных сделок;

· организации проверок соблюдения участниками ВЭД валютного законодательства и законодательства РФ о государственном контроле внешнеторговых бартерных сделок и анализе результатов проведения проверок;

· возбуждении дел об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) и осуществлении производства по делам об административных правонарушениях в порядке, предусмотренном КоАП РФ;

· анализе деятельности подчиненных таможенных органов, направленной на предупреждение, выявление и пресечение нарушений валютного законодательства и законодательства РФ о государственном контроле внешнеторговых бартерных сделок;

· взаимодействии с органами и агентами валютного контроля, правоохранительными, налоговыми и иными государственными органами по вопросам валютного контроля, обеспечении взаимодействия с ними подчиненных таможенных органов;

· разработке проектов профилей риска, методическом руководстве деятельностью подразделений подчиненных таможенных органов по вопросам анализа данных (сведений) для выявления рисков, их идентификации и оценки по направлениям деятельности отдела;

· обобщении и анализе статистических данных о результатах валютного контроля, формировании отчетности, связанной с выполнением таможенных органов региона своих функций, и направлении ее в ФТС по установленным формам и в установленные сроки;

· рассмотрении в пределах своей компетенции обращений физических и юридических лиц по вопросам валютного контроля, осуществляемого таможенными органами региона, и др.

Значительный объем работы по осуществлению валютного контроля приходится на таможню. На таможнях высшей и первой категории эта работа выполняется отделами валютного контроля, на таможнях второй категории – отделами контроля таможенной стоимости и валютного контроля.

При этом данные подразделения выполняют в пределах своей компетенции широкий круг функций, которые также определены приказом ФТС РФ № 627. Вот их основной перечень:

· принятие решений по вопросам валютного контроля и контроля за внешнеторговыми бартерными сделками, возникающими в ходе таможенного оформления и таможенного контроля;

· проведение контроля за соблюдением структурными подразделениями таможни, подчиненными таможенными постами порядка осуществления валютного контроля и контроля за внешнеторговыми бартерными сделками;

· организация и проведение проверок соблюдения участниками ВЭД валютного законодательства, законодательства РФ о регулировании внешнеторговых бартерных сделок и анализ результатов проверок;

· возбуждение дел об административных правонарушениях (АП) в соответствии с КоАП РФ, а также направление протоколов об административных правонарушениях, составленных должностными лицами валютного отдела в соответствии со статьей 15.25 КоАП РФ, для рассмотрения в уполномоченные органы;

· осуществление мероприятий по реализации системы управления рисками в рамках изданных профилей риска по вопросам валютного контроля и контроля за внешнеторговыми бартерными сделками, а также организация работы по анализу данных (сведений) для выявления рисков, их идентификации и оценки по направлениям деятельности отдела;

Читайте так же:  Задолженность по налогам переплата
Видео (кликните для воспроизведения).

· формирование и анализ электронных баз данных, обеспечивающих деятельность отдела и учет его результатов;

· учет, обобщение и анализ данных о перемещении через таможенную границу РФ физическими и юридическими лицами валюты РФ, иностранной валюты, внутренних и внешних ценных бумаг в документарной форме;

· учет и систематизация карточек с образцами оттисков печатей уполномоченных банков, используемых для целей валютного контроля, а также доведение их до подчиненных таможенных постов;

· анализ деятельности структурных подразделений таможни, подчиненных таможенных постов, направленной на предупреждение, выявление и пресечение нарушений валютного законодательства и законодательства РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности в части осуществления внешнеторговых бартерных сделок;

· подготовка и представление в РТУ в соответствии с установленным порядком требуемых статистических и отчетных данных о деятельности таможни по осуществлению валютного контроля и контроля за внешнеторговыми бартерными сделками;

· рассмотрение в пределах своей компетенции обращений физических и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции отдела;

· разработка мероприятий, направленных на предотвращение и устранение нарушений валютного законодательства, законодательства РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности в части осуществления внешнеторговых бартерных сделок.

Таможенные посты

– низший уровень организации таможенной системы РФ – участвуют в осуществлении валютного контроля в ходе выполнения их должностными лицами своих основных функций по таможенному оформлению и таможенному контролю товаров и транспортных средств при пересечении ими таможенной границы РФ.

Итак, являясь агентом валютного контроля, таможенные органы осуществляют деятельность в данном качестве на системной основе, посредством четкого распределения компетенции по различным уровням своей организации, обеспечивая тем самым выполнение в полной мере функции, установленной Законом.

1. Валютный контроль как инструмент прямого метода валютного регулирования обеспечивает действие валютных ограничений, прежде всего во внешнеторговой сфере, поэтому его необходимость обусловлена их применением.

2. Несмотря на то, что валютный контроль является одним из элементов единого механизма валютного регулирования, он обладает специфическими нормативно-информационными основами, особой субъектной стороной, собственным сложным содержанием, механизмом действия, особым путем становления как системы.

3. Нормативно-правовую базу валютного контроля составляют три соподчиненных уровня соответствующих актов, которыми руководствуются контролирующие органы и их должностные лица: 1) Конституция РФ; 2) федеральные законы; 3) подзаконные акты.

4. Информационную основу валютного контроля составляют сведения, содержащиеся в документах, перечень которых определен действующим Законом «О валютном регулировании и валютном контроле», а также данные, которыми обмениваются контролирующие органы при выполнении своих функций.

5. Субъектная сторона валютного контроля воплощается в его органах и агентах, которые имеют определенный Законом состав и присущую им компетенцию.

6. Важную роль в осуществлении валютного контроля играют таможенные органы, деятельность которых в качестве его агентов организована на всех уровнях таможенной службы, а поэтому имеет системный характер.

Агенты валютного контроля

Информационная основа валютного контроля

Нормативно-правовая основа валютного контроля

Органы валютного контроля

Вопросы для самоконтроля

1. Как связаны между собой валютные ограничения и валютный контроль?

2. В чем состоит содержание валютного контроля?

3. Что представляет собой нормативно-правовая основа валютного контроля?

4. Как организована нормативно-правовая основа валютного контроля?

5. Какие федеральные законы входят в состав нормативно-правовой основы валютного контроля?

6. Что представляет собой информационная основа валютного контроля?

7. Какие документы содержат информацию, необходимую для осуществления валютного контроля?

8. В чем состоят особенности субъектной стороны валютного контроля?

9. Кто осуществляет валютный контроль в России?

10. Кто является органом валютного контроля?

11. Кто является агентом валютного контроля?

12. Чем отличаются права органов валютного контроля от прав его агентов?

13. Как организована деятельность таможенных органов как агента валютного контроля?

14. Какие задачи решаются на уровне ФТС при осуществлении валютного контроля?

15. Какие функции при осуществлении валютного контроля выполняются РТУ?

16. Какие функции при осуществлении валютного контроля выполняются таможней?

Дата добавления: 2016-03-28 ; просмотров: 2152 | Нарушение авторских прав

Налоговая и таможенная службы становятся органами, а не агентами валютного контроля

Федеральным законом от 03.07.2016 № 285-ФЗ внесены изменения в федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле». Необходимость изменений вызвана расформированием Росфиннадзора и передачей ФНС и ФТС его функций как органа валютного контроля

Уполномоченные банки будут передавать оформленные паспорта сделок в электронном виде, а также иную установленную данным законом информацию только органам валютного контроля (в настоящее время — передают также и агентам валютного контроля).

Агентами валютного контроля будут являться только уполномоченные банки и не являющиеся уполномоченными банками профучастники рынка ценных бумаг, а также «Внешэкономбанк». В настоящее время такими агентами являются также таможенные органы и налоговые органы. Соответственно, правительство РФ перестанет обеспечивать взаимодействие таможенных и налоговых органов как агентов валютного контроля с ЦБ; вносятся и другие поправки в связи со снятием с данных органов функций агентов валютного контроля.

Кроме того, на ЦБ возлагаются функции контроля за валютными операциями не только кредитных организаций (как сейчас), но и подконтрольных ЦБ некредитных финансовых организаций.

ВЭД: документы валютного контроля для банка

Какие документы и в какие сроки должны подавать в банк резиденты, заключившие контракт с нерезидентом

Банковский валютный контроль — неотъемлемая часть внешнеэкономической деятельности. Если вы заключили, например, внешнеторговый контракт с иностранной организацией, подписали с нерезидентом договор на оказание услуг, аренды (лизинга), то вам не избежать общения с банком в рамках валютного контроля. Но вот насколько оно будет тесным, зависит от целого ряда факторов. Эта статья поможет вам разобраться, какие документы и в какие сроки нужно будет подать в банк в отношении контракта с нерезидентом.

Читайте так же:  Периодичность выплаты дивидендов по акциям газпрома

Нерезиденты для целей валютного контроля — это, в частност

  • организации, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и находящиеся за пределами нашей страны;
  • филиалы (постоянные представительства) этих организаций, находящиеся на территории России;
  • физические лица, не являющиеся гражданами нашей страны (за исключением постоянно проживающих у нас иностранных граждан (лиц без гражданства), имеющих вид на жительство);
  • граждане России, которые в иностранном государстве не менее 1 года:
  • постоянно проживают;
  • временно пребывают на основании как минимум годовой рабочей или учебной визы (их совокупности с общим сроком действия не менее 1 года).

Агенты валютного контроля

В Российской Федерации агентами валютного контроля являются:

  • банки, являющиеся уполномоченными и подотчетными Центробанку;
  • банки, не являющиеся уполномоченными;
  • Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк);
  • налоговые органы;
  • таможенные органы;
  • участники рынка ценных бумаг.

Основное отличие агентов валютного контроля от органов состоит в том, что они не имеют права применять карательные меры по отношению к участникам рынка за нарушение валютного законодательства и требовать нивелировать данные нарушения.

Что относится к агентам валютного контроля в РФ

По ФЗ № 173-ФЗ агентами валютного контроля являются:

  • уполномоченные банки (уполномочиваются Центробанком);
  • профессиональные участники рынка ценных бумаг (не являющиеся кредитными организациями);
  • государственная корпорация «Внешэкономбанк».

ВАЖНО! До 01.01.2017 к агентам валютного контроля в Российской Федерации относились также органы таможни и налоговой службы. Однако со вступлением в силу положений закона от 03.07.2016 № 285-ФЗ с 01.01.2017 и ФТС и ФНС (равно как и их структурные подразделения) являются органами валютного контроля.

Паспорт сделки

Как только вы заключили контракт с нерезидентом, первое, что вам нужно сделать в рамках банковского валютного контроля, — определить, надо оформлять паспорт сделки или нет.

Если сумма вашего контракта с нерезидентом равна в эквиваленте 50 тыс. долл. США по курсу, установленному ЦБ РФ на дату заключения контракта, или превышает эту величину, вам необходимо оформить паспорт сделки в уполномоченном банке, через который будут проходить расчеты по контракт А в ситуации, когда все расчеты пойдут через счета в зарубежных банках, оформлять паспорт сделки вам придется в территориальном отделении Центробанка по вашему юридическому адрес Забегая вперед, скажем, что в последующем туда же необходимо будет подавать и справки валютного контрол Если же расчеты лишь частично пойдут через зарубежные счета, то паспорт сделки нужно открывать в уполномоченном банке и отчитываться перед ним

Случается, что на дату заключения контракта паспорт сделки не требуется, поскольку сумма обязательств меньше 50 тыс. долл. США в эквиваленте. Однако в дальнейшем обязательства увеличиваются (их общая сумма становится равна 50 тыс. долл. в эквиваленте или больше). И вам уже нужно оформить паспорт сделки. Сделать это необходимо не позднее даты, когда сумма обязательств по контракту превысит указанную выше сумм Поэтому если вы предполагаете такое развитие событий, то можете подать в банк документы, необходимые для оформления паспорта сделки, заране

Предельный срок, в который должен быть оформлен паспорт сделки, зависит от того, какая операция будет первой по контракту. В общих случаях оформить паспорт сделки нужно в сроки, указанные в таблице.

Первая операция по контракту с нерезидентом Крайний срок подачи документов для оформления паспорта сделки
Зачисление на счет иностранной валюты (рубле Не позднее 15 рабочих дней со дня поступления денег на
Списание со счета иностранной валюты (рубле Одновременно с распоряжением на перевод валюты или расчетным документо
Ввоз в Россию (вывоз из России) декларируемых товаро Не позднее даты подачи декларации на товары (документов, используемых в качестве декларации)
Ввоз в Россию (вывоз из России) недекларируемых товаро Не позднее 15 рабочих дней после месяца оформления товаросопроводительных и коммерческих документо
Выполнение работ, оказание услуг, передача информации и результатов интеллектуальной деятельност Не позднее 15 рабочих дней после месяца оформления подтверждающих документо

По сравнению с январем — апрелем 2014 г. внешнеторговый оборот РФ упал более чем на 30%

Для оформления паспорта сделки вам необходимо представить в банк договор или выписку из Но далеко не всегда заключение договора предполагает составление одного документа, подписанного сторонами. Вы могли заключить внешнеэкономический контракт, обменявшись, скажем, телефаксами или электронными документами (позволяющими достоверно установить, что документ исходит от контрагент Также договор будет считаться заключенным (в письменной форме), если, получив от контрагента письменное предложение, вы соглашаетесь и, скажем, отгружаете товар или переводите деньг Как разъяснил Центробанк, в таком случае вам нужно представить в уполномоченный банк те документы, которыми вы обменивались со своим зарубежным партнеро Например, полученное по факсу от иностранного контрагента письмо с просьбой о поставке и оригинал вашего ответного счета, направленного партнеру по факсу. Либо при акцепте действием — накладную на отгрузку товара. Главное — чтобы документы, которыми вы обменялись с контрагентом, содержали все существенные условия договора, необходимые для валютного контроля. В частности, предмет договора (наименование поставляемых товаров, описание оказываемых услуг и т. п.), цену контракта, сроки исполнения сторонами своих обязательств.

На рассмотрение поданных документов и принятие решения у банка есть 3 рабочих дня. Если банк обнаружит какие-то ошибки в заполненной вами форме паспорта сделки, несоответствия с данными представленных документов или же отсутствие каких-то необходимых бумаг, он вернет вам поданные документы для устранения недочето Вместе с тем документы для оформления паспорта сделки считаются поданными с соблюдением срока, только если банк в этот установленный срок принял их и оформил паспорт сделки — подписал заполненную вами форму, присвоил номер и проставил дату оформлени

Читайте так же:  Налог на прибыль организации вычеты

СОВЕТ

Обращаться в банк за оформлением паспорта сделки нужно заблаговременно. В идеале — сразу после заключения контракта.

Одним лишь оформлением паспорта сделки «валютно-контрольное» общение с банком не ограничивается. За дальнейшие операции по контракту вы должны будете отчитываться перед банком.

Какие функции и полномочия у органов и агентов валютного контроля в Российской Федерации в 2016–2017 годах

Структурные изменения, вступившие в силу с 2017 года, не коснулись установленного функционала и полномочий органов и агентов валютного контроля. По-прежнему Правительство РФ и Центробанк осуществляют функции органов валютного регулирования в РФ — определяют общие «правила игры» на валютном рынке, а также меры по контролю за соблюдением этих правил.

Как уже отмечалось выше, правительство и ЦБ осуществляют также функции валютного контроля. В этом статусе:

  • Правительство РФ, находясь на уровне I контроля, координирует работу подчиненных ему структур из числа органов валютного контроля уровня II. Одновременно правительство регламентирует взаимодействие этих структур с ЦБ РФ.
  • ЦБ РФ осуществляет контроль за соблюдением законодательства в сфере валютных транзакций в подотчетных ему структурах — банках и приравненных к ним организациях. Одновременно ЦБ координирует со своей стороны взаимодействие своих агентов со структурами, подотчетными правительству.
  • Агенты валютного контроля и органы контроля уровня II в пределах своей компетенции осуществляют комплекс мер по контролю за проходящими через них валютными транзакциями и передают информацию другим субъектам валютного регулирования — как вышестоящим, так и работающим параллельно.

Функции органов и агентов валютного контроля

Среди функций органов и агентов можно перечислить следующие:

  • контролировать степень соответствия проводимых резидентами и нерезидентами операций с валютой законодательству в соответствующей области;
  • проверять ведение учёта и составление отчётности в части операций с валютой;
  • проверять документацию, связанную с открытием и ведением валютных счетов.

Агенты валютного контроля обязаны предоставлять органам валютного контроля всю необходимую информацию касательно валютных операций, в осуществлении которых они принимают участие. Органы и агенты валютного контроля обязаны соблюдать служебную, коммерческую и банковскую тайну, доступ к которой был получен в ходе осуществления ими служебных полномочий.

Функции таможни как агента валютного контроля

В соответствие со статьей 29 Закона Республики Беларусь от 22 июля 2003 года № 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле», таможни как агенты валютного контроля:

  • производят таможенное оформление экспортируемых (импортируемых) товаров в порядке, определенном законодательством;
  • контролируют правильность оформления документов при экспорте (импорте) товаров;
  • осуществляют контроль за соблюдением законодательства, регламентирующего порядок ввоза и вывоза валютных ценностей;
  • осуществляют иные функции, предусмотренные валютным законодательством.

Государственный таможенный комитет Республики Беларусь является республиканским органом государственного управления, который проводит государственную таможенную политику, обеспечивает в пределах своей компетенции экономическую безопасность Республики Беларусь, осуществляет регулирование и управление в сфере таможенного дела и координирует в этой сфере деятельность других республиканских органов государственного управления и иных организаций.

Государственный таможенный комитет Республики Беларусь является правоохранительным органом.

Государственный таможенный комитет Республики Беларусь является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь и со своим наименованием.

Государственный таможенный комитет Республики Беларусь подчиняется Совету Министров Республики Беларусь, а по отдельным вопросам деятельности, предусмотренным законодательными актами, – исключительно Президенту Республики Беларусь.

Государственный таможенный комитет Республики Беларусь возглавляет единую систему таможенных органов Республики Беларусь, в которую входят Государственный таможенный комитет Республики Беларусь и таможни.

В структуру центрального аппарата Государственного таможенного комитета Республики Беларусь могут входить департаменты с правами юридического лица, образуемые по решению Президента Республики Беларусь, главные управления, управления, отделы, секторы (группы).

Государственный таможенный комитет Республики Беларусь решает возложенные на него задачи непосредственно, а также через таможни.

В подчинении Государственного таможенного комитета Республики Беларусь в настоящее время находятся учреждение образования «Государственный институт повышения квалификации и переподготовки кадров таможенных органов Республики Беларусь» и республиканское унитарное предприятие «Белтаможсервис».

В связи с участием в финансовой деятельности государства Государственный таможенный комитет Республики Беларусь выполняет следующие задачи:

  • проведение государственной таможенной политики, осуществление регулирования и управления в сфере таможенного дела и координация в этой сфере деятельности других республиканских органов государственного управления и иных организаций;
  • обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности Республики Беларусь, защита ее экономических интересов;
  • разработка и применение средств таможенного регулирования в целях развития торгово-экономических отношений Республики Беларусь;
  • организация и совершенствование таможенного контроля и таможенного оформления, создание условий, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу Республики Беларусь, развитию внешнеэкономической деятельности организаций и граждан, обеспечение реализации этих мер;
  • предупреждение и пресечение контрабанды, иных преступлений, административных правонарушений в сфере таможенного дела;
  • обеспечение выполнения международных обязательств Республики Беларусь в части, касающейся таможенного дела.

На Государственный таможенный комитет Республики Беларусь могут быть возложены иные задачи в соответствии с актами Президента Республики Беларусь, законами Республики Беларусь и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь, принятыми в пределах его компетенции.

Непосредственное руководство деятельностью Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь осуществляет Председатель Государственного таможенного комитета Республики Беларусь, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом Республики Беларусь.

Председатель Государственного таможенного комитета Республики Беларусь по статусу является министром.

Председатель Государственного таможенного комитета Республики Беларусь имеет заместителей, в том числе одного первого, которые назначаются на должности и освобождаются от должностей Президентом Республики Беларусь.

Видео (кликните для воспроизведения).

Численность заместителей Председателя Государственного таможенного комитета Республики Беларусь определяется Президентом Республики Беларусь.

Источники

Таможни как агенты валютного контроля
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here