Уголовная ответственность валютный контроль

Как законопроект Минюста может повлиять на инвестклимат

Министерство юстиции предлагает смягчить наказание за невозвращение средств в Россию. Речь идет об отмене уголовной ответственности для экспортеров. Законопроект на эту тему опубликован на официальном портале нормативных документов. По словам разработчиков, российский бизнес часто сталкивается с задержками при получении выручки от иностранных партнеров. Особенно это касается компаний, попавших в санкционные списки. Из-за этого многие местные предприниматели отказываются выходить на международные рынки. В пояснительной записке к документу говорится, что его принятие поможет свободному развитию российского экспорта.

Поэтому давать послабления просто неправильно. Логика Минюста чисто техническая: будет меньше ситуаций, которые можно будет трактовать как нарушение закона. Но ведь это не просто трактовка, это еще связано с экономикой. Нам нужно не либерализовывать внешнюю торговлю, а либерализовывать внутреннюю», — заявил Колташов.

Как валютной выручке дали отсрочку

Ранее несколько бизнес-ассоциаций попросили Дмитрия Медведева отменить уголовную ответственность за валютные нарушения. На прошлой неделе премьер-министр поручил главе Минюста подготовить соответствующие поправки в Уголовный кодекс. И эти изменения действительно смогут снизить давление на российский бизнес, считает профессор Высшей школы экономики Алексей Портанский: «До последнего времени наша правовая система и конкретная практика во многом препятствовали бизнесу, несмотря на неоднократные призывы, увещевания с самого верха о том, что нельзя сажать предпринимателей за нарушения, которые не являются угрожающими обществу, жизни людей. Тем не менее давление на бизнес продолжается. Данная инициатива, несомненно, позитивная. Если она будет реализована, то все-таки это какой-то небольшой шаг в сторону смягчения правоприменительной практики в отношении бизнеса».

Ранее на эту тему высказался также глава Российского экспортного центра Андрей Слепнев. На форуме «Иннопром» он сообщил о запланированном смягчении валютного законодательства в стране.

Нарушение валютного законодательства — штрафы в 2019 году

Обращение иностранной денежной массы всегда находится под пристальным вниманием государства. В России правила валютного контроля и совершения операций с иностранными деньгами установлены Законом 173-ФЗ от 2003 года. В документе закреплены права и обязанности физических лиц и организаций в сфере оборота валюты. За нарушение валютного законодательства установлена административная и уголовная ответственность.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Право на проведение контроля за обращением иностранных денег предоставлено Правительству РФ и Центробанку. Они, в свою очередь, делегируют полномочия государственным органам или подведомственным структурам.

Полномочия в сфере валютного контроля

Банк России контролирует проведение операций с валютой в кредитных организациях, Правительство осуществляет свои функции при помощи исполнительных органов. До 2016 года этим занимался Росфиннадзор, в настоящее время за оборотом иностранных денег следят Федеральная таможенная служба и налоговая служба.

Часть функций передана так называемым агентам валютного контроля. Это Внешэкономбанк и другие уполномоченные банки. Все эти структуры вправе проверять, как соблюдают валютное законодательство резиденты и нерезиденты на территории РФ. Для этого они запрашивают сведения и документы, которые связаны с обслуживанием валютных счетов и проведением операций с иностранными деньгами, особенно у участников внешнеэкономической деятельности.

Налоговые инспекции могут контролировать правила обращения с валютой в ходе камеральных и выездных проверок. Уполномоченные банки в целях надзора оформляют паспорта сделок и передают сведения в Центробанк. Таможенные органы контролируют оборот иностранной денежной массы при экспорте и импорте товаров, пересечении границы.

Уголовная ответственность

Уголовным кодексом ответственность за нарушение валютного законодательства предусматривается по следующим статьям: .

В соответствии со ст. 186 УК РФ штраф накладывается за производство, хранение, транспортировку, а также продажу поддельной валюты и ценных бумаг. Данное наказание предусматривается как для иностранной, так и для отечественной валюты. Наказание за такие преступления предусматриваются следующие:

  • принудительные работы на срок до 5 лет;
  • заключение на срок до 8 лет с выплатой штрафа в размере до 1 млн. рублей.

В том случае, если преступление привело к крупному ущербу (более 1,5 млн, рублей), то заключение может достигать срока 12 лет, но сумма штрафа не меняется. Если действия совершены организованной группой, то срок лишения свободы может достигать 15 лет.

Важно! В том случае, если поддельные деньги были реализованы лицом, не изготовившим их, привлечение к ответственности будет возможно только если он знал о факте подделки валюты.

В соответствии со ст. 193 УК РФ, наказание предусматривается за нарушение правил репатриации валюты. В случае невозвращения валюты из-за границы, ответственность будут нести руководители компаний. Для таких нарушений предусматривается:

  • штраф в размере от 250 тыс. до 500 тыс. рублей;
  • до 3 лет принудительных работ или лишения свободы.

Если преступление совершено группой лиц, либо в том случае если ущерб достигает более 30 млн. рублей, срок заключения возрастет до 5 лет плюс появляется штраф в размере до 1 млн. рублей.

Какие сделки, подлежащие валютному контролю?

1. Переводы денежных средств или ценных бумаг через государственную границу.

2. Любые операции между нерезидентами и резидентами.

3. Сделки между нерезидентами в рублях.

4. Сделки между резидентами в иностранной валюте.

Штрафные санкции в 2019 году

В связи с изменениями в КоАПП, вступившими в силу в этом году, возросли и штрафы, за которые предусмотрена административная ответственность. Все они перечислены в статье 15.25 административного кодекса. Так как отныне все юридические лица, зарегистрированные на территории РФ, считаются ее резидентами, то и денежные санкции для них также увеличились.

Чтобы избежать штрафов, необходимо вовремя представлять налоговым органам:

  • отчет о движении валютных средств на счетах;
  • уведомления об открытии или, наоборот, закрытии заграничных счетов, а также смене их реквизитов;
  • документы, подтверждающие легальность сделок.
Читайте так же:  Срок возврата ошибочно уплаченной госпошлины

Важно! С 2019 года паспорта сделок были отменены. Теперь не нужно их оформлять и, соответственно, представлять в контролирующие органы. Вместо этого банк самостоятельно будет регистрировать договоры и контракты, если их сумма превышает 3 млн рублей.

Размеры штрафных санкций в 2019 году:

Штрафы за нарушение валютного законодательства

Штраф за незаконную валютную операцию устанавливается в размере от 75% от суммы сделки.

За необеспечение своевременного получения валютной выручки на расчетный счет, если эквивалент невозвращенных средств в российской валюте не превышает 9 млн. рублей, то штраф для организаций и ИП составляет:

1) 1/150 ключевой ставки ЦБ от суммы нарушения за каждый день просрочки;

2) от 75% до 100% от суммы сделки.

Должностные лица в случае нарушения будут оштрафованы на сумму от 20 до 30 тыс. руб.

При превышении лимита в 9 млн. рублей, начинает работать статья 193 УК РФ. Тяжесть наказания будет зависеть от суммы и наличия отягчающих обстоятельств.

Полномочия по валютному контролю

Центробанк РФ осуществляет контроль проведения операций с иностранной валютой в кредитных компаниях. Правительство РФ свои функции осуществляет с помощью исполнительных органов. До 2016 года это осуществлял Русфиннадзор. А в настоящее время оборот иностранной валюты контролирует Федеральная таможенная служба и налоговый орган.

Некоторые функции переданы специальным агентам валютного контроля, которыми являются Внешэкономбанк и иные банки. Данные структуры могут проверять соблюдение валютного законодательства в РФ резидентами и нерезидентами. С этой целью ими запрашиваются документы и сведения, связанные с обслуживанием валютных счетов, а также проведением операций с иностранной валютой, в том числе у лиц, являющихся участниками внешнеэкономической деятельности.

Важно! Если документы предоставлены не будут, либо окажутся недостоверными, то кредитная компания откажет в проведении операции с иностранной валютой и в совершении сделки.

Налоговый орган может контролировать правила обращения с иностранной валютой при камеральных и выездных проверках. Уполномоченные банки в целях контроля оформляют паспорта сделок, а сведения передают в Центробанк. Таможенный орган осуществляет контроль за оборотом иностранной валюты при экспорте или импорте товаров, при пересечении границы. Читайте также статью ⇒ УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕУПЛАТУ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ

Что делать, чтобы избежать нарушений?

1. Использовать для валютных операций соответствующий счет в уполномоченном банке.

2. Исключить взаиморасчеты в валюте между резидентами.

3. При осуществлении внешнеэкономической деятельности, предоставить в уполномоченный банк информацию о сроках выполнения договора и поступления валюты

4. При работе с нерезидентами, необходимо обеспечить возврат средств за невыполненные второй стороной обязательства, а также обеспечить получение средств в иностранной валюте за предоставленные услуги или поставленные товары.

5. Для переводов средств на счета, открытые за рубежом, необходимо предоставить уведомление налоговой об открытии счета, с отметкой о его получении.

Об этом и многом другом — смотрите наш ролик.

Ответственность за нарушение валютного законодательства в 2020 году

Обращение иностранной валюты находится под вниманием правительства. В РФ правила валютного контроля и операции с иностранной валютой регламентируются законом №173-ФЗ. Этим документом установлены права и обязанности организаций и физлиц в отношении оборота валюты. В случае нарушения норм валютного законодательства предусматривается административная и уголовная ответственность. Контроль за обращением иностранной валюты осуществляет Правительство РФ и Центробанк России, которые также делегируют свои полномочия подведомственным или государственным органам.⇒

Обжалование решений надзорных органов

В ст. 24 Закона о валютном регулировании 173-ФЗ определены обязанности и права участников финансового рынка в сфере оборота валюты. В соответствии с документом гражданам и юридическим лицам предоставлена возможность:

  • ознакомиться с результатом проведенной проверки соблюдения валютного законодательства;
  • обжаловать назначенные штрафы, действия и решения контролирующих органов;
  • требовать в судебном порядке возмещения материального ущерба, который нанесен неправомерными действиями проверяющих.

Таким образом, любые операции с иностранными деньгами строго контролируются государственными и финансовыми структурами. Нарушения в сфере валютного законодательства приводят к серьезным штрафам и даже тюремным срокам для граждан и юридических лиц. В случае когда действия проверяющих органов или назначенное наказание являются неправомерными, есть возможность оспорить их в судебном порядке.

Штрафы за нарушение валютного контроля

За нарушения в сфере валютного контроля в 2019 году резидентами и нерезидентами РФ санкции выписывает Федеральная налоговая служба, а если правонарушение касается экспортных или импортных операций, то к определению наказания подключается и Федеральная таможенная служба.

Исковая давность

По всем правонарушениям, предусмотренным ст. 15.25 КоАП РФ, срок исковой давности составляет 2 года (а не 1 год, как ранее). Это значит, что штрафы в 2019 году могут быть начислены за нарушения, совершенные в 2017 и 2018 годах. Соответственно, за просрочку или непредставление документов в 2019 году взыскать штраф налоговые органы смогут вплоть до 2021 года включительно.

Решение об увеличении срока исковой давности стало результатом медленной скорости обращения документации между основными агентами валютного контроля.

Оспаривание штрафов в суде

Судебная практика показывает, что полностью отменить штрафы, начисленные за валютные правонарушения, нельзя. Однако законом предусматривается ряд условий, в связи с которыми суммы санкций могут быть уменьшены.

В частности, допущенные ошибки, неправильно заполненные отчетные формы или справки могут посчитать малозначительным проступком, что влечет за собой снижение суммы штрафа. А вот с нарушением сроков сослаться на малозначительность уже не получится — даже просрочка в 1 день уже считается серьезным нарушением.

Для снижения штрафов можно сослаться за хорошую репутацию компании или ИП, сложное финансовое положение (подтвержденное отчетностью) — все это признается смягчающими обстоятельствами и служит основанием для уменьшения суммы санкций.

Валютное право

Уголовная ответственность за нарушения валютного законодательства

Согласно положениям ст. 19 Закона № 173-ФЗ при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты обязаны представлять уполномоченным банкам информацию:

  1. об ожидаемых в соответствии с условиями договоров (контрактов) максимальных сроках получения от нерезидентов на свои счета в уполномоченных банках иностранной валюты и (или) валюты РФ за исполнение обязательств по указанным договорам (контрактам) путем передачи нерезидентам товаров, выполнения для них работ, оказания им услуг, передачи им информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них;
  2. об ожидаемых в соответствии с условиями договоров (контрактов) максимальных сроках исполнения нерезидентами обязательств по указанным договорам (контрактам) путем передачи резидентам товаров, выполнения для них работ, оказания им услуг, передачи им информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, в счет осуществленных резидентами авансовых платежей.
Читайте так же:  Ип обязаны сдавать бухгалтерскую отчетность

При осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить:

  1. получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них;
  2. возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные в Российскую Федерацию (неполученные на территории РФ) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

Таким образом, резидент обязан обеспечить возврат денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ от одного или нескольких нерезидентов на счета резидента в уполномоченном банке или на счета резидента в банках, расположенных за пределами территории РФ.

Следует помнить, что срок возврата денежных средств устанавливается отдельно для каждого внешнеторгового договора (контракта), в связи с чем неисполнение обязательств по каждому внешнеторговому договору (контракту) следует расценивать как самостоятельное, оконченное правонарушение.

Таким образом, в измененной ст. 193 УК РФ установлена ответственность за неисполнение обязанности репатриации не только иностранной валюты (как было ранее), но и рублей; кроме того, к уголовной ответственности могут быть привлечены теперь не только руководители организаций, но и иные лица, от которых зависело исполнение обязанности репатриации; максимальный срок лишения свободы повышен до 5 лет.

Кроме того, в УК РФ введена новая ст. 193.1 «Совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов».

Статья 193.1 УК РФ предусматривает ответственность за совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ на счета нерезидентов с использованием подложных документов. Эта статья — новелла российского уголовного права. Она введена законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части противодействия незаконным финансовым операциям» 2013 г.

Объективная сторона данного преступления выражена в следующих действиях: совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ на банковские счета одного или нескольких нерезидентов с представлением кредитной организации, обладающей полномочиями агента валютного контроля, документов, связанных с проведением таких операций и содержащих заведомо недостоверные сведения об основаниях, целях и назначении перевода.

При решении вопроса о возможной квалификации деяний и по ст. 193, 193.1 УК РФ, и по ст. 173 УК РФ необходимо учитывать, что объективная сторона лжепредпринимательства заключается в создании коммерческой организации без намерения осуществлять предпринимательскую или банковскую деятельность, имеющем целью получение кредитов, освобождение от налогов, извлечение иной имущественной выгоды или прикрытие запрещенной деятельности, причинившем крупный ущерб гражданам, организациям или государству. Следовательно, совершение даже разовых реальных хозяйственных операций такой организацией исключает квалификацию деяния по ст. 173 УК РФ. Вместе с тем схема перевода денег за пределы РФ посредством фиктивных фирм может использоваться при легализации (отмывании) денежных средств, полученных преступным путем (как самими представителями такой «фирмы», так и иными лицами), что требует наряду с проверочными мероприятиями по контролю за соблюдением резидентами требований закона, проводимыми подразделениями валютного контроля таможенных органов, привлечения к работе подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Следует отметить, что незаконный перевод денежных средств за границу при отсутствии реальной внешнеэкономической деятельности с использованием фиктивных документов не образует состава контрабанды, поскольку отсутствует незаконное физическое перемещение товаров через таможенную границу.

По общему правилу, по делам о преступлениях, предусмотренных ст. 193, 193.1 УК РФ, предварительное следствие производится следователями органов внутренних дел РФ (ст. 151 УПК РФ).

Однако по ст. 193, 193.1 УК РФ расследование может производиться также сотрудниками органа, выявившего эти преступления. Зачастую признаки деяния по ст. 193, 193.1 УК РФ выявляются органами ФТС России. При наличии признаков преступления по ст. 193, 193.1 УК РФ органы ФТС России вправе возбудить уголовное дело и в течение десяти суток произвести неотложные следственные действия (ст. 157 УПК РФ).

После производства неотложных следственных действий и не позднее десяти суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания направляет уголовное дело руководителю следственного органа в соответствии с п. 3 ст. 149 УПК РФ. После направления уголовного дела руководителю следственного органа орган ФТС России может производить по нему следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя. В случае направления руководителю следственного органа уголовного дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, органы ФТС России обязаны принимать розыскные и оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя об их результатах (ч. 4 ст. 157 УПК РФ).

Справки по операциям и счетам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, по операциям, счетам и вкладам физических лиц выдаются на основании судебного решения кредитной организацией должностным лицам органов, уполномоченных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, при выполнении ими функций по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений по их запросам, направляемым в суд в порядке, предусмотренном ст. 9 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», при наличии сведений о признаках подготавливаемых, совершаемых или совершенных преступлений, а также о лицах, их подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Перечни указанных должностных лиц устанавливаются нормативными актами федеральных органов исполнительной власти.

Законом от 28.06.2013 № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» введена также ст. 200.1 УК РФ, устанавливающая ответственность за контрабанду, т.е. незаконное перемещение через таможенную границу ТС в рамках ЕврАзЭС наличных денежных средств и (или) денежных инструментов. Таким образом, в российское законодательство начинает проникать термин «денежные инструменты», неизвестный пока валютному законодательству.

Читайте так же:  Суть валютного контроля
Видео (кликните для воспроизведения).

Под денежными инструментами в целях ст. 200.1 УК РФ понимаются дорожные чеки, векселя, чеки (банковские чеки), а также ценные бумаги в документарной форме, удостоверяющие обязательство эмитента (должника) по выплате денежных средств, в которых не указано лицо, которому осуществляется такая выплата.

Смягчат уголовную ответственность за валютные преступления

Мне кажется, что сфера валютного контроля, это единственная сфера, где делается очень много правильного.

26 декабря2019 г. Президент РФ внес в ГосДуму законопроект № 871811-7 «О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и ст. 28-1 Уголовно-процессуального кодекса РФ (в части совершенствования уголовно-правового регулирования в сфере экономических отношений)».

В ч. 1 ст. 193 УК РФ вносятся изменения, в соответствии с которыми нарушение требований валютного законодательства РФ о зачислении или о возврате денежных средств, совершенное в крупном размере, будет признаваться уголовно наказуемым деянием только в случае, если оно совершено лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние.

В примечании к ст. 193 УК РФ увеличиваются суммы нерепатриированных денежных средств в крупном и в особо крупном размере.

Вносятся изменения в примечания к ст. ст. 198 – 199.1, 199.3 и 199.4 УК РФ в части, касающейся определения крупного и особо крупного размера неуплаченных (неисчисленных, неудержанных, неперечисленных) налогов, иных обязательных платежей. Например, предлагается отказаться от исчисления недоимки в пределах трех финансовых лет подряд и установить минимальные пороговые значения указанных платежей в виде твердых денежных сумм, исключив возможность их исчисления в относительных величинах (долях в процентах).

Также предлагается внести изменения в ст. 210 УК РФ, устанавливающую ответственность за организацию преступного сообщества (преступной организации) либо участие в нем (ней). Проектом предлагается в примечании к данной статье указать, что учредители, руководители и работники юридического лица, руководители и сотрудники его структурного подразделения не подлежат уголовной ответственности по этой статье только в силу организационно-штатной структуры этого юридического лица, его структурного подразделения и совершения какого-либо преступления в связи с осуществлением ими предпринимательской или иной экономической деятельности, за исключением случая, когда юридическое лицо, его структурное подразделение были заведомо созданы для совершения одного или нескольких тяжких или особо тяжких преступлений.

Генеральный директор Группы компаний «Налоги и финансовое право», кандидат юридических наук. С 1993 года лично провел более 480 судебных дел (в пользу клиентов принято более 90 % судебных актов). Преподавательский стаж с 1988 года. Автор более 250 научных публикаций и книг. С 1994 года является главным редактором журнала «Налоги и финансовое право».

Валютный контроль ужесточается. ТОП-5 важных правил, чтобы не попасть

Проведение валютных операций физическими лицами

Физические лица могут покупать и продавать валюту только в головных офисах, филиалах, дополнительных или операционных офисах банков. Такие подразделения как пункты обмена валюты упразднили несколько лет назад. При этом гражданин обязан заполнить заявление на осуществление обменной операции с указанием своих паспортных данных.

В соответствии с этим документом Росфинмониторинг отслеживает сделки свыше 600 тыс. рублей. Но банк может сообщить о сделке независимо от суммы, если она покажется подозрительной. При этом кредитное учреждение вправе дать клиенту отказ в проведении операции.

Какие документы необходимо предоставить для валютного контроля?

1. Если размер суммы сделки не превышает 200 тыс. руб. — достаточно сообщить банку код операции.

2. В случае, если сумма сделки от 200 тысяч до 3 миллионов рублей, то в банк необходимо предоставить договор, счет или акт.

3. При импортных операциях от 3 до 6 млн. рублей необходим договор для регистрации.

4. Если сумма свыше 6 млн., то договор необходимо регистрировать и при импортных и при экспортных операциях.

Регистрация договора пришла на смену составлению паспорта сделки, оформление которого отменено.

Уголовная ответственность за нарушение валютного контроля

Статья 193 Уголовного кодекса РФ предусматривает ответственность за уклонение от возврата денежных средств из-за границы, причем не только в валюте иностранных государств, но и в рублях.

Например, за представление в банк неверных сведений при транзакциях, связанных с переводом за рубеж суммы денег, штрафы могут составлять от 200 до 500 тысяч рублей. Если нарушение было совершено группой лиц или в особо крупном размере (а также с участием подставной компании), то штраф возрастает до 1 миллиона рублей. Помимо этого, виновные могут быть заключены под стражу на срок до 5 лет или отправлены на принудительные работы (сроком до 4 лет).

При этом крупным размером считаются суммы, превышающие 9 миллионов рублей, а особо крупным — от 45 миллионов.

Важно! Ответственность за нарушение валютного контроля ложится не только на физических и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, но и на должностных лиц — для них также предусмотрены отдельные штрафы.

Административная ответственность

Административная ответственность предусматривается ст. 15.25 КоАП РФ, в соответствии в которой определены следующие виды нарушений:

Порядок обжалования

Статья 24 закона 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» устанавливает определенные обязанности и права участников сферы оборота валютных средств, согласно которой физические и юридические лица имеют возможность:

  • знакомиться с результатами проверки соблюдения требований валютного законодательства;
  • обжаловать решения, штрафы, а также действия контролирующих органов;
  • требовать через суд возмещения материального ущерба, нанесенного неправомерными действиями контролирующих органов.

Ответственности за нарушение правил обращения валюты

Различные нарушения валютного законодательства предполагают и разные формы ответственности. Если при проведении контрольных мероприятий выявлено несоблюдение правил обращения валюты, то информацию передают органам валютного контроля либо правоохранительным структурам в зависимости об совершенного правонарушения.

Административная ответственность

Административное наказание за несоблюдение валютного законодательства устанавливает статья 15.25 КоАП. Данная норма выделяет несколько видов правонарушений:

  • Граждане и организации, имеющие счета за пределами РФ, должны каждый год представлять в налоговый орган отчет о произведенных операциях по счету. Сведения необходимо подать до 1 июня следующего года по установленной форме. Если срок предоставления отчетности нарушен, это приводит к назначению штрафных санкций. Суммы выплат составляют от 300 рублей до 3,5 тыс. для граждан и от 5 до 50 тыс. рублей для юридических лиц. Размер штрафа зависит от количества дней, на которые задержана сдача отчетности. Минимальную выплату назначают, если отчетность задержали на 10 дней. Просрочка более 30 дней грозит максимальным штрафом.
Читайте так же:  Методика внутреннего финансового контроля

При повторном правонарушении размер взыскания увеличивается до 20 тыс. рублей для физических лиц и до 600 тыс. рублей для организаций.

Уголовная ответственность

УК определяет наказание за валютные нарушения сразу по 2 статьям.

Ст. 186 предусматривает взыскание за производство, хранение, транспортировку и реализацию поддельных денежных купюр, а так же ценных бумаг. Эта норма касается отечественной и иностранной валюты. В качестве наказания за данные преступления, совершенные вместе или по отдельности, назначают:

  • до 5 лет принудительных работ;
  • до 8 лет заключения с одновременным штрафом до 1 млн рублей.

Если деяние сопровождается крупным ущербом (больше 1,5 млн рублей), то срок заключения возрастает до 12 лет, размер штрафа остается прежним. В случае, когда действовала организованная группа, виновным грозит до 15 лет лишения свободы.

Ст. 193 УК устанавливает виды наказаний за нарушение правил репатриации валюты. За невозвращение из-за границы валютных средств несут ответственность руководители организаций. Для этих правонарушений определены следующие виды взысканий:

  • штраф от 250 до 500 тыс рублей;
  • до 3 лет принудительных работ либо заключения.

В случае, когда преступление совершила группа лиц, или ущерб имеет особо крупный размер (свыше 30 млн рублей), срок заключения увеличивается до 5 лет и дополняется штрафом до 1 млн рублей.

Основные правонарушения и ответственность за них

Если говорить именно о валютном контроле, то основные нарушения перечислены в законе «О валютном регулировании…» № 173 от 10 декабря 2003 года. В частности, глава 4 определяет следующие виды правонарушений:

  • нарушение сроков, оговоренных законом, для подачи уведомлений и отчетности в контролирующие органы;
  • представление документов с неверными данными, а также неправильным заполнением;
  • несоблюдение сроков, указанных в контракте, в течение которых валюта должна поступить на расчетный счет банка (при этом по закону нет разницы, какая из сторон задерживает оплату);
  • перечисление доходов, полученных от нерезидентов, на банковские счета иных государств.

Ответственность за нарушения предусмотрена сразу тремя кодексами: гражданским, КоАПП и уголовным. Соответственно, и санкции по ним также разнятся. Например, при неверно заполненных документах (если речь идет именно об ошибках, опечатках, а не злонамеренной фальсификации) сделку могут просто аннулировать. А вот за вывод денег из России (да еще и группой лиц, в больших масштабах) можно сесть в тюрьму на срок до 10 лет.

Правовое регулирование валютных операций

Ответственность за нарушение валютного законодательства

Важно! Разные виды нарушений норм валютного законодательства предусматривают разные меры ответственности. В том случае, если при осуществлении контроля было выявлено несоблюдение требований обращения валюты, информация передается органам валютного контроля или правоохранительным органам. Это зависит от того, какое совершено нарушение.

Виды ответственности за нарушение валютного законодательства Каким нормативным актом предусмотрена
Административная ответственность Предусмотрена статьей 15.25 КоАП РФ
Уголовная ответственность Предусмотрена статьями186 УК РФ и 183 УК РФ

Кто контролирует валютные операции?

Порядок проведения валютных операций физлицами

Физлица вправе покупать и продавать иностранную валюту исключительно в головных офисах, подразделениях, филиалах и операционных офисах банковских организаций. Ранее существовали специальные пункты обмена валюты, но они были упразднены несколько лет назад. Физлица обязаны заполнять заявления при проведении обменных операций, в котором указывают свои паспортные данные.

Важно! При проведении операции по обмену валюты на более чем 40 тыс. рублей, то банк кроме паспортных данных вправе запросить также дополнительную информацию. Данные требования предусмотрены законом о противодействии терроризму, согласно которого Росфинмониторингом отслеживаются сделки на сумму более 600 тыс. рублей.

У банка есть право сообщить о совершаемой сделке независимо от ее суммы, в том случае если она кажется ему подозрительной. И в проведении этой сделки банк вправе отказать.

Заключение

Таким образом, каждая операция с иностранной валютой подлежит строгому контролю госорганами и финансовыми структурами. Все нарушения валютного законодательства ведут к довольно серьезным штрафным штрафам, а также наказанию в виде лишения свободы как для физических, так и для юридических лиц. Однако, если действия контролирующих органов, а также предусмотренное наказание является неправомерными, их можно оспорить через суд.

Две статьи с наказаниями за валютные нарушения исключат из УК

Министерство финансов подготовило проект поправок в Уголовный кодекс, которые отменят две статьи с наказаниями за валютные нарушения: за невозврат валютной выручки (ст. 193) и за переводы нерезидентам с использованием подложных документов (ст. 193.1), сообщают «Ведомости».

Нарушения, о которых говорится в упомянутых статьях, – лишь способ совершения других преступлений. Например, отмывания преступных доходов, следует из пояснительной записки к проекту. По этой причине Минфин планирует дополнить статьи УК, которые наказывают за легализацию (ст. 174 и 174.1), новым квалифицирующим признаком – переводы нерезидентам по подложным документам. Предполагается, что максимальный срок за такой способ легализации составит пять лет против 10, предусмотренных ст. 193.1. Уголовную ответственность за невозврат валютной выручки хотят просто отменить.

По словам замминистра финансов Алексея Моисеева, в правительстве законопроект пока не обсуждали. Против отмены выступают некоторые ведомства и ЦБ, поскольку часть их аргументов объективна, Минфин попросил кабмин начать официальное обсуждение вопроса.

Законопроект об уголовной ответственности за валютные нарушения также подготовил и внёс в правительство Минюст. Этот документ отменяет ст. 193 УК и превращает невозврат валютной выручки в квалифицирующий признак других преступлений. Например, мошенничества и легализации.

Читайте так же:  Признаки подоходного налога

Как отметил управляющий партнёр юрфирмы Рустам Курмаев и партнеры Рустам Курмаев и партнеры Федеральный рейтинг группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры — high market) группа Уголовное право группа Банкротство группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции × Рустам Курмаев, в случае принятия законопроект Минфина будет иметь обратную силу, то есть все дела по этим статьям прекратят. В частности, может быть прекращено дело, возбуждённое по ст. 193.1 УК в отношении основателя автодилера «Рольф» Сергея Петрова, которого заподозрили в сговоре с бывшими топ-менеджерами компании ради вывода её средств на счёта кипрской Panabel Limited. В сентябре Басманный райсуд Москвы заочно арестовал Петрова.

Ответственность за нарушение валютного законодательства

Материалы подготовлены группой консультантов-методологов ЗАО

Статьей 5 Закона РФ от 9 октября 1992 года № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле» предусмотрено обязательное зачисление на счета в уполномоченных банках иностранной валюты, получаемой предприятиями (организациями), если иное не установлено Центральным банком РФ.

Ответственность за нарушение валютного законодательства предусмотрена статьей 14 вышеназванного Закона. Лица, виновные в нарушении валютного законодательства, несут уголовную, административную, гражданско-правовую и иную ответственность в соответствии с законодательством РФ. Повторное нарушение валютного законодательства, невыполнение или ненадлежащее выполнение предписаний органов валютного контроля влечет за собой:

— приостановление действия лицензий и разрешений, выданных органами валютного контроля резидентам, уполномоченным банкам, нерезидентам;

— лишение резидентов, уполномоченных банков, нерезидентов лицензий и разрешений.

Согласно Указу Президента РФ от 14 июня 1992 года № 629 «О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин» валютная выручка от экспорта или реализации иностранной валюты на территории РФ товаров (работ, услуг) подлежит обязательному зачислению на счета в уполномоченных банках на территории РФ, если иное не разрешено Центральным банком РФ.

За нарушение указанного порядка предприятия подвергаются штрафу, налагаемому налоговыми органами или Инспекцией валютного контроля, в размере всей сокрытой выручки в иностранной валюте или рублевого эквивалента суммы штрафа по курсу Центрального банка РФ. Суммы штрафа поступают в федеральный бюджет РФ. Уплата штрафа не освобождает предприятия от обязательного перевода валютной выручки на счета в уполномоченных банках Российской Федерации.

Административная ответственность за нарушение валютного законодательства предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ:

Статья 15.25. Нарушение валютного законодательства

1. Осуществление валютных операций без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), либо с нарушением требований (условий, ограничений), установленных специальным разрешением (лицензией), а равно с использованием заведомо открытых с нарушением установленного порядка счетов резидентов в кредитных организациях за пределами Российской Федерации —

влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от одной десятой до одного размера суммы незаконной валютной операции.

2. Невыполнение в установленный срок обязанности по ввозу на территорию Российской Федерации товаров, стоимость которых эквивалентна сумме уплаченных за них денежных средств, либо невозврат в установленный срок переведенной за эти товары суммы денежных средств —

влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от одной десятой до одного размера суммы незаконной валютной операции.

3. Нарушение установленного порядка зачисления на счета в уполномоченных банках выручки, причитающейся за экспортированные работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере стоимости работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности, явившихся предметами административного правонарушения.

4. Несоблюдение установленного порядка ведения учета, составления и представления отчетности по валютным операциям, а равно нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.

Уголовная ответственность за невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте предусмотрена Уголовным кодексом Российской Федерации от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ:

Статья 193. Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте

Невозвращение в крупном размере из-за границы руководителем организации средств в иностранной валюте, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк Российской Федерации, —

наказывается лишением свободы на срок до трех лет.

Примечание. Деяние, предусмотренное настоящей статьей, признается совершенным в крупном размере, если сумма невозвращенных средств в иностранной валюте превышает десять тысяч минимальных размеров оплаты труда.

В соответствии со статьей 198 Таможенного кодекса РФ органом валютного контроля в РФ является Государственный таможенный комитет РФ. Иные таможенные органы являются агентами валютного контроля и подотчетны Государственному таможенному комитету РФ.

При осуществлении валютного контроля функции таможенных органов определяются в пределах компетенции таможенных органов РФ в области валютного контроля:

Статья 199. Компетенция таможенных органов Российской Федерации в области валютного контроля

Таможенные органы Российской Федерации осуществляют валютный контроль за перемещением лицами через таможенную границу Российской Федерации, за исключением периметров свободных таможенных зон и свободных складов, валюты Российской Федерации, ценных бумаг в валюте Российской Федерации, валютных ценностей, а также за валютными операциями, связанными с перемещением через указанную границу товаров и транспортных средств.

Таможенные органы РФ должны осуществлять валютный контроль в соответствии с валютным законодательством РФ и Таможенным кодексом РФ.

Видео (кликните для воспроизведения).

На основании статьи 201 Таможенного кодекса РФ при выявлении таможенными органами РФ нарушений валютного законодательства, являющихся одновременно нарушениями таможенных правил либо правонарушениями, посягающими на нормальную деятельность таможенных органов РФ, лица несут ответственность в соответствии с Таможенным кодексом РФ. В иных случаях ответственность за нарушения валютного законодательства РФ, выявленные таможенными органами, наступает в соответствии с валютным и другим законодательством РФ.

Источники

Уголовная ответственность валютный контроль
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here