Уклонение от получения акта выездной налоговой проверки

Приложение N 27. Акт налоговой проверки (форма по КНД 1160098 )

Приложение N 27
к приказу ФНС России
от 07.11.2018 г. N ММВ-7-2/[email protected]

Форма по КНД 1160098

Полное и сокращенное наименования

Периоды, за которые проведена налоговая проверка

Ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков

Участник консолидированной группы налогоплательщиков:

Налог (сбор, страховые взносы)(5)

Проверяемый период с _________ по_________

Пункт и статья Налогового кодекса Российской Федерации

Состав налогового правонарушения

Налог (сбор, страховые взносы)

Налоговый (расчетный, отчетный) период

Срок уплаты налога, сбора, страховых взносов, установленный законодательством о налогах и сборах

(1) Нужное указать.

(2) Отчество указывается при наличии.

(3) КПП указывается для организации.

(4) Если проверка проведена на основании статьи 89.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс), дополнительно указывается «консолидированной группы налогоплательщиков».

(5) В качестве предмета выездной налоговой проверки может быть указано «По всем налогам, сборам, страховым взносам». Согласно пункту 1 статьи 89.2 Кодекса в случае проведения выездной налоговой проверки по налогу на прибыль организаций налогоплательщика — участника регионального инвестиционного проекта дополнительно указывается «Соответствие показателей реализации регионального инвестиционного проекта требованиям, предъявляемым к региональным инвестиционным проектам и (или) их участникам, установленным Кодексом и (или) законами соответствующих субъектов Российской Федерации. При проведении выездной налоговой проверки за период, за который проводился налоговый мониторинг, дополнительно указывается «Правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, сборов, страховых взносов в соответствии с мотивированным мнением (дата, номер) налогового органа.».

(6) Заполняется в случае проведения выездной налоговой проверки.

(7) Заполняется в случае уклонения от подписания настоящего акта и подтверждается подписью должностного лица налогового органа.

(8) Заполняется в случае вручения документа на бумажном носителе.

(9) Заполняется в случае уклонения от получения акта и направления документов заказным письмом по почте.

Эффективные возражения по акту налоговой проверки

Определяемся со сроками подачи возражений

После получения акта налоговой проверки (как выездной, так и камеральной), с которым вы не согласны полностью или частично, у вас есть месяц для подачи возражени й п. 6 ст. 100 НК РФ . Начало отсчета этого месячного срока — день, следующий за тем, когда получили акт проверк и п. 2 ст. 6.1 НК РФ . В свою очередь, дата получения акта зависит от способа, которым вам его направила инспекци я п. 4 ст. 31 НК РФ; Распоряжение ФНС от 31.12.2015 № [email protected] .

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Форма передачи акта Способ передачи акта инспекцией Дата получения акта по правилам НК РФ
В бумажном виде Лично под расписку руководителю организации или ИП (или доверенному лицу) Фактическая дата получения акта
По почте заказным письмом 6-й рабочий день с даты отправки заказного письма инспекцие й п. 4 ст. 31, абз. 2 п. 5 ст. 100, пп. 2, 6 ст. 6.1 НК РФ
В электронном виде По телекоммуникационным каналам связи (ТКС) через оператора электронного документооборота Дата, указанная в квитанции о приеме. Такую квитанцию надо направить инспекции по ТКС в течение 6 рабочих дней со дня отправки акта инспекцие й пп. 11, 14 Приказа ФНС от 15.04.2015 № ММВ-7-2/[email protected]
По телекоммуникационным каналам связи через личный кабинет налогоплательщика День, следующий за днем размещения акта в личном кабинете налогоплательщик а п. 4 ст. 31 НК РФ

Месячный срок представления возражений истекает в соответствующее дате получения акта проверки число месяца, следующего за месяцем получения акта п. 5 ст. 6.1 НК РФ . Например, акт получен 13.07.2018. Письменные возражения можно представить в инспекцию не позднее 13.08.2018.

Если последний день подачи возражений приходится на выходной, то можно представить их в инспекцию и на следующий рабочий день п. 7 ст. 6.1 НК РФ .

Инспекция не может принять решение по материалам налоговой проверки до истечения срока, отведенного для представления письменных возражений. В том числе инспекция не вправе вынести решение в последний день такого срок а Письмо Минфина от 15.07.2010 № 03-02-07/1-331 .

То есть если налогоплательщик имеет право представить письменные возражения не позднее 13.08.2018, то решение по проверке должно быть принято начиная с 14.08.2018.

Отметим, что направлять в инспекцию письменные возражения не обязательно. Представитель организации может дать устные пояснения непосредственно во время рассмотрения материалов налоговой проверк и п. 4 ст. 101 НК РФ . Однако, несомненно, в письменных возражениях вы сможете более четко сформулировать, с чем не согласны, и аргументировать свою позицию. Да и проверяющим будет проще понять то, что стройно изложено на бумаге. К тому же у них будет больше времени подумать над вашими возражениями и, возможно, согласиться с их обоснованностью.

Составляем возражения

Утвержденной формы таких возражений нет. Так что вы можете составить возражения в произвольном виде. Но и вам, и инспекторам будет проще, если вы воспользуетесь формой, которую рекомендует на своем сайте налоговая служб а Информация ФНС от 16.04.2018 .

Рекомендованную налоговиками форму возражений можно использовать и для выражения несогласия:

с результатами дополнительных мероприятий налогового контрол я п. 6.1 ст. 101 НК РФ ;

с актом об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушения х п. 5 ст. 101.4 НК РФ .

Как составить возражения, чтобы инспекция к ним прислушалась? Покажем это на примере выдержек из возражений, касающихся спора о вычете авансового НДС у поставщика.

Контактное лицо: главный бухгалтер
Лучшая Галина Ивановна, телефон: 8 (495) 111-22-33 В рекомендованной ФНС форме возражений не требуется вписывать контактное лицо. Однако не лишним будет указать его — это может облегчить дальнейшее общение с инспекцией

ВОЗРАЖЕНИЯ
по акту налоговой проверки
от « 6 » августа 20 18 г. № 10-88/2018 Обязательно укажите реквизиты акта, к которому составлены возражения. Иначе инспекция может не связать с конкретной проверкой полученные от вас возражения

В ИФНС России № 34 по г. Москве наименование налогового органа в отношении

проведена камеральная (камеральная, выездная) налоговая проверка, по результатам которой составлен акт налоговой проверки от « 6 » августа 20 18 г. № 10-88/2018 Обязательно укажите реквизиты акта, к которому составлены возражения. Иначе инспекция может не связать с конкретной проверкой полученные от вас возражения

Читайте так же:  Снижение выплаты дивидендов практикуется

Налогоплательщик не согласен с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, в связи с чем на основании п. 6 ст. 100 части первой Налогового кодекса РФ представляет свои возражения по акту налоговой проверки.

Факты, изложенные в акте налоговой проверки, не соответствуют следующим обстоятельствам:

В п. 2 акта указано, что ООО «Начало» неправомерно применило во II квартале 2018 г. вычет по НДС с сумм авансов.

Перечислите конкретные пункты акта, с которыми вы не согласны

Однако в соответствии с.

Опишите подробно сложившуюся ситуацию. Если требуется, сделайте ссылки на первичные и иные документы, подтверждающие спорные операции

Следовательно, налоговые вычеты заявлены правомерно.

Подведите итог описательной части — сделайте выводы

Таким образом, выводы проверяющих не соответствуют

Учитывая вышеизложенное, в соответствии со статьями 100, 101 Налогового кодекса РФ прошу по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки:
1) вынести решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
2) не доначислять налог и не начислять пени за его несвоевременную уплату.

Приложения:
1. Доверенность на подписание документов от имени ООО «Начало» Г.И. Лучшей.
2. .

Если вы сослались на документы, которые нужны для обоснования ваших возражений, обязательно приложите их заверенные копии. Если вдруг вы забудете это сделать, подтверждающие документы можно будет передать в инспекцию и отдельно от возражений, либо согласовав с инспекцией срок такой передачи, либо представив их при явке в инспекцию на рассмотрение результатов проверк и п. 6 ст. 100 НК РФ .
Если же вы вообще не предъявите инспекции те документы, которые нужны для решения спора в вашу пользу, то инспекция может счесть ваши возражения безосновательными

Подписать возражения по акту может либо представитель организации, к примеру руководитель, либо уполномоченное им лицо. В последнем случае к возражениям надо приложить доверенность или иной подтверждающий полномочия документ

Подаем в инспекцию подготовленные возражения

Распечатайте и подпишите возражения в двух экземплярах. Один передайте в инспекцию, от которой вы получили акт, а второй храните в организации.

ФНС предлагает такие способы подачи возражений:

• или передать возражения непосредственно в инспекцию — лично либо через представител я статьи 27, 29 НК РФ . В таком случае попросите специалистов ИФНС поставить отметку о принятии возражений на вашем экземпляре;

• или отправить их в инспекцию по почте. Сохраните квитанцию об отправке.

Налоговая служба ничего не говорит о том, можно ли направить возражения по ТКС через оператора или через личный кабинет налогоплательщика.

На этот вопрос нам ответил специалист ФНС.

Возражения по акту проверки — только в бумажном виде

НОВОСЕЛОВ Константин Викторович
Государственный советник РФ 2 класса, к. э. н.

— В электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика могут быть представлены документы, истребованные при проведении налоговой проверки. Они должны быть составлены по электронным форматам, установленным ФНС, и должным образом заверен ы п. 2 ст. 93 НК РФ .

Однако возражения по акту налоговой проверки не могут быть представлены по ТКС: электронный формат таких возражений не предусмотрен. Также они не могут быть представлены и через личный кабинет налогоплательщика: он может быть использован лишь в предусмотренных НК РФ случаях. А для возражений по акту налоговой проверки НК РФ не установлены особенности их подачи в налоговый орган в электронном виде п. 6 ст. 100 НК РФ .

Хотя некоторые организации направляют возражения именно в электронном виде — прикрепленным PDF-файлом, заверяя их электронной подписью. И они благополучно рассматриваются инспекциями. Однако безопаснее подавать возражения именно в бумажном виде Письмо ФНС от 09.09.2015 № СА-4-7/15871 . Ведь если вы не будете участвовать при рассмотрении результатов проверки, то инспекция может не принять во внимание ваши электронные возражения.

Если вы по каким-либо уважительным причинам не успеваете представить письменные возражения в месячный срок, сообщите об этом инспекции и попросите отложить рассмотрение материалов проверки на более позднюю дату. Инспекция рассмотрит ваше ходатайство и может пойти вам навстреч у Письмо ФНС от 07.08.2013 № СА-4-9/[email protected] .

Отслеживаем дальнейшую судьбу возражений

Ваши возражения должны быть учтены при рассмотрении материалов налоговой проверки. О дате и месте такого рассмотрения инспекция должна заранее уведомить вашу организацию.

Руководитель вашей организации, иной ее представитель или доверенное лицо может присутствовать при рассмотрении материалов проверки. При этом надо иметь:

• документы, подтверждающие личность лица, представляющего интересы организации, — паспорт (заменяющий его документ);

• доверенность — для доверенного лица.

При явке на рассмотрение акта можно давать устные пояснения, а также представлять подтверждающие документы.

Если же от вашей организации никто не пошел на рассмотрение проверочных результатов, то руководитель инспекции (его заместитель) рассмотрит ваши письменные возражения в случае, когда присутствие проверяемого лица не обязательн о п. 3 ст. 101 НК РФ . При этом руководство инспекции самостоятельно решает, обязательно или нет присутствие налогоплательщика. Как правило, оно необходимо, если, например, содержание акта неоднозначно и руководителю нужно лично опросить налогоплательщика по фактам, которые изложены в акте и в возражениях на него.

Как водителям надо придерживаться правил дорожного движения, так и налогоплательщикам лучше четко следовать правилам подачи в инспекцию возражений по акту проверки

Однако НК не обязывает налогоплательщика присутствовать на рассмотрении. Никаких санкций за неявку быть не должно. Инспекция может лишь отложить рассмотрение материалов проверки и пригласить вас к себе повторно.

Независимо от вашего присутствия при рассмотрении материалов проверки, ваши возражения могут повлиять на итоговое решение инспекции, а могут и не повлиять.

Если вы грамотно составили свои возражения, подробно описали ситуацию и привели убедительные доказательства, то возможно, что инспекция согласится с вашей позицией. Доводить дело до заведомо проигрышного судебного процесса инспекции вряд ли захочется.

По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель ИФНС (его заместитель) реши т пп. 6, 7 ст. 101, п. 8 ст. 101.4 НК РФ :

• или привлечь организацию к ответственности;

• или не привлекать к ответственности;

• или назначить дополнительные мероприятия налогового контроля.

Когда дополнительные мероприятия не назначаются, в итоговом решении будет указано и то, должна ли ваша организация уплатить в бюджет недоимку по налогу, пени и штраф.

Если, несмотря на ваши обоснованные возражения, инспекция все же вынесла решение, с которым ваша компания не согласна, придется обжаловать его. О том, как это сделать, мы рассказывали в , 2018, № 14, с. 69.

Читайте так же:  Подоходный налог в германии

УКЛОНЕНИЕ ОТ ПОЛУЧЕНИЯ АКТА НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ,

ОФОРМЛЯЕМОГО ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ВЫЕЗДНОЙ ПРОВЕРКИ.

ОТПРАВКА АКТА ПО ПОЧТЕ

Если налогоплательщик уклоняется от получения акта, то акт направляется по почте заказным письмом по месту его нахождения (месту нахождения обособленного подразделения) (п. 5 ст. 100 НК РФ).

В акте отражается факт уклонения налогоплательщика (его представителя) от получения акта (п. 5 ст. 100 НК РФ).

Если акт был отправлен почтой, то датой его получения считается шестой день с даты отправки заказного письма (абз. 2 п. 5 ст. 100 НК РФ). Таким образом, акт будет считаться полученным на шестой рабочий день со дня отправки независимо от того, когда в действительности налогоплательщик его получил (п. 5 ст. 100, п. 6 ст. 6.1 НК РФ).

В то же время указаний, что считать уклонением от получения акта, в Налоговом кодексе РФ нет. Как правило, под «уклонением» понимается намеренное действие (бездействие). То есть, чтобы уклониться от получения акта, налогоплательщик должен быть уведомлен о том, что акт подготовлен и его надо подписать и получить.

Следовательно, прежде чем отправить акт по почте, работники налогового органа должны убедиться в том, что налогоплательщик уклоняется от получения акта, и проставить отметку об этом в самом акте (см., например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 12.02.2010 N А66-3108/2008). А если доказательств уклонения нет, то отправлять акт по почте налоговики не вправе.

Однако они отправляют. Дело в том, что абз. 1 п. 5 ст. 100 НК РФ допускает вручение акта выездной проверки не только лично налогоплательщику (представителю), но и «иным способом, свидетельствующим о дате его получения». Это дает основания налоговикам отправлять акт по почте и в том случае, если налогоплательщик не уклоняется от его получения.

Также см. об этом в разд. 14.2.8 «Срок и способы вручения (предоставления) акта выездной проверки».

Отметим, что судебная практика преимущественно складывается в пользу налогоплательщиков. Есть судебные решения, в которых суды указали, что ссылка на «иной способ» неправомерна — направление акта по почте возможно только в случае уклонения налогоплательщика (Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 17.11.2008 N Ф04-6973/2008(15870-А03-34) , ФАС Московского округа от 30.12.2008 N КА-А40/12239-08). При этом судьи отменяют решения по итогам налоговых проверок не столько в связи с необоснованным направлением акта по почте, сколько в связи с тем, что налогоплательщик не был уведомлен о рассмотрении материалов проверки.

В данном Постановлении рассмотрена правомерность решения по результатам камеральной проверки, но поскольку порядок вручения акта от вида проверки не зависит, то вывод суда может быть применен и к решению по результатам выездной проверки.

Таким образом, имейте в виду, что ненадлежащее вручение акта само по себе не может быть основанием для отмены решения налогового органа по результатам выездной проверки, поскольку не относится к нарушениям существенных условий процедуры рассмотрения материалов проверки (п. 14 ст. 101 НК РФ).

Поэтому отменить решение только на том основании, что акт вам направили по почте, не удастся (см., например, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 29.11.2011 N А69-125/2011). Однако, если вы получили его с существенным опозданием или не получили вовсе, в связи с чем не успели представить возражения на акт, можете попытаться оспорить решение налогового органа в суде.

О последствиях невручения или несвоевременного вручения акта выездной проверки см. в разд. 14.2.10 «Последствия невручения акта выездной проверки» и разд. 14.2.11 «Последствия нарушения срока вручения акта выездной проверки».

Обращаем ваше внимание на то, что для налогоплательщика дата получения акта весьма существенна, так как в течение одного месяца со дня получения акта можно представить в налоговую инспекцию возражения на акт (п. 6 ст. 100 НК РФ).

Поэтому в ваших интересах получить акт лично или через представителя, чтобы не терять времени, выделенного на подачу возражений и подготовку к рассмотрению материалов проверки.

Видео (кликните для воспроизведения).

В связи с этим рекомендуем избегать ситуаций, когда ваши действия могут быть расценены как уклонение. Убедитесь, что у проверяющих есть номера контактных телефонов, по которым вам можно дозвониться. И позаботьтесь, чтобы почта, приходящая на юридический адрес, регулярно передавалась руководству и (или) в бухгалтерию.

СИТУАЦИЯ: Считается ли акт выездной проверки врученным налогоплательщику, если налоговый орган направил его по почте на юридический адрес, не совпадающий с фактическим адресом налогоплательщика?

Акт выездной проверки должен быть направлен по месту нахождения организации (месту жительства физического лица) (абз. 2 п. 5 ст. 100 НК РФ).

На практике налоговики при отправке акта по почте часто высылают его по официальному — юридическому — адресу налогоплательщика, содержащемуся в ЕГРЮЛ, ЕГРИП или по месту прописки физического лица.

Как известно, очень часто налогоплательщики отсутствуют по таким адресам, а значит, могут и не получить акт выездной проверки, направленный заказным письмом.

Действует ли в данном случае правило, что акт считается врученным налогоплательщику на шестой день с даты отправки письма (п. 5 ст. 100 НК РФ)?

Из норм Налогового кодекса РФ сделать однозначный вывод нельзя. Не располагаем мы и разъяснениями контролирующих органов по данному вопросу. Судебная практика, которая касалась бы непосредственно выездных проверок, также отсутствует.

Однако из судебной практики по камеральным проверкам (она применима в данному случае и к выездным) следует, что, по мнению судов, налоговый орган должен отправлять акт проверки не только по юридическому, но и по фактическому адресу налогоплательщика. А значит, если он этого не сделает, акт не будет считаться автоматически полученным по истечении 6 дней.

Разумеется, речь идет о ситуациях, когда налоговики были извещены о фактическом адресе налогоплательщика.

Однако есть и противоположные решения.

С судебной практикой по данному вопросу вы можете ознакомиться в разделе «Ситуация: Считается ли акт камеральной проверки врученным налогоплательщику, если налоговый орган направил его по почте на юридический адрес, не совпадающий с фактическим адресом налогоплательщика?».

Таким образом, если налоговики направили акт выездной проверки только по вашему юридическому адресу, по которому вы не находитесь, у вас есть возможность доказать, что акт вы не получали, и на этом основании отменить решение.

Однако сделать это вы сможете уже только в суде и только в том случае, если этим фактом существенно нарушены ваши права (например, вы не смогли привести в возражениях и при рассмотрении важные аргументы, которые должны были повлиять на принятие решения по итогам проверки).

Подробнее о том, какие последствия для налогоплательщика может повлечь невручение ему акта выездной проверки, вы можете узнать в разд. 14.2.10 «Последствия невручения акта выездной проверки».

Читайте так же:  Сроки возврата переплаты по налогам юридических лиц

При этом вам нужно представить в суд доказательства, что акт вы не получали и что налоговый орган владеет информацией о вашем фактическом адресе и (или) номере телефона.

Доказательствами могут выступать копия отдельного письма с просьбой направлять корреспонденцию по указанному вами адресу, которое вы отправили в адрес налоговиков, или копия любого другого документа, в котором вы указали свой фактический адрес и (или) телефон.

Кроме того, необходимо доказать, что налоговики действительно данный документ получили. Подтвердить этот факт можно с помощью, к примеру, квитанции о направлении ценного письма с описью вложения или отметки налогового органа о получении документа на его копии.

ПОСЛЕДСТВИЯ НЕВРУЧЕНИЯ

АКТА ВЫЕЗДНОЙ ПРОВЕРКИ

Итак, согласно п. 5 ст. 100 НК РФ акт налоговой проверки должен быть вручен лично налогоплательщику (его представителю) или, в случае уклонения от получения, отправлен по почте.

Налогоплательщик имеет право на представление в налоговый орган возражений на акт проверки (пп. 7 п. 1 ст. 21, п. 6 ст. 100 НК РФ). Из смысла п. 6 ст. 100 НК РФ следует, что для подготовки возражений у проверяемого лица должен быть экземпляр акта. Одного только ознакомления с содержанием акта (например, при его подписании) недостаточно.

Подробнее данный вопрос рассмотрен в гл. 15 «Возражения на акт выездной налоговой проверки».

Кроме того, дата вручения акта служит точкой отсчета для исчисления сроков:

— на подачу возражений по акту (п. 6 ст. 100 НК РФ);

— на рассмотрение материалов проверки и принятие решения по результатам проверки (п. 1 ст. 101 НК РФ).

Рекомендуем ознакомиться со Схемой выездной проверки.

Как видим, невручение акта (или приложения к нему) нарушает нормы Налогового кодекса РФ и может служить основанием для отмены решения по результатам проверки вышестоящим налоговым органом или судом (абз. 1 п. 14 ст. 101 НК РФ).

Однако на практике на сторону налогоплательщика судьи встают, как правило:

— если налогоплательщику не только не вручили акт, но и не известили его о рассмотрении материалов выездной проверки. А значит, он вовсе не был ознакомлен с ее материалами и не мог представить ни возражения, ни объяснения, что является безусловным основанием для отмены решения согласно абз. 2 п. 14 ст. 101 НК РФ (Определение ВАС РФ от 23.12.2009 N ВАС-16522/09, Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 28.12.2009 N А32-7437/2009-25/52, ФАС Восточно-Сибирского округа от 07.04.2009 N А33-8783/08-Ф02-1244/09, ФАС Центрального округа от 26.06.2009 N А48-2263/08-18 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 29.10.2009 N ВАС-13489/09));

— если налоговикам не удалось доказать вину налогоплательщика в совершении вмененных правонарушений (Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 08.07.2009 N Ф04-4016/2009(10140-А45-41), ФАС Уральского округа от 21.01.2009 N Ф09-10417/08-С2).

Если же непосредственно при рассмотрении материалов проверки нарушений допущено не было и вина налогоплательщика доказана, отменить решение по причине невручения акта выездной проверки, скорее всего, не удастся.

ПОСЛЕДСТВИЯ НАРУШЕНИЯ СРОКА

Дата добавления: 2018-09-22 ; просмотров: 816 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Что делать, если вы не согласны с результатами выездной проверки?

По статистике количество выездных проверок год от года неуклонно снижается. Но суммы доначислений, приходящиеся на одну ревизию, растут. Так, в 2000 году было проведено более 1,3 млн проверок, а в 2016 около 30 тыс. При этом сумма взысканий по одной проверке стала почти в 50 раз больше. Что делать, если вы не согласны с актом и решением по проверке и как снизить сумму потенциального взыскания?

Вышестоящие налоговые органы в досудебном порядке удовлетворяют более 1/3 от числа всех жалоб плательщиков на решения нижестоящих инспекций. А суды — 50% от заявленных требований компаний.

Вебинары для бухгалтеров в Контур.Школе: изменения законодательства, особенности бухгалтерского и налогового учета, отчетность, зарплата и кадры, кассовые операции.

Внимательно изучите акт проверки

Выездная проверка заканчивается справкой. Далее налоговый орган готовит акт. У него есть на это 2 месяца, считая от даты справки. При проверке КГН этот срок составляет три месяца. Форма акта и требования к его составлению утверждены Приложениями № 23 и 24 к приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/[email protected] (далее — Приказ).

Содержание акта детально урегулировано Приказом. В нем помимо данных о компании и проверяющих указывают документы, которые представил плательщик, сведения о проведенных в ходе ревизии мероприятиях налогового контроля, выявленные нарушения.

В требованиях указано, что все факты нарушений должны быть подтверждены документально. Каждое нарушение инспекция обосновывает ссылками на «первичку», регистры бухгалтерского и налогового учета, результаты экспертиз. Документ должен быть сформулирован кратко, четко, ясно и последовательно. То есть таким образом, чтобы его поняли те, кто не имеет специальных познаний в области бухгалтерского и налогового учета.

Акт должны подписать все проверяющие. Но если документ завизирован не всеми инспекторами, проводившими ревизию, а только, например, руководителем группы, нарушением это не будет.

После изготовления акта, инспекция обязана в течение 5 дней с даты подписания документа должностными лицами, проводившими проверку, вручить его представителю компании под расписку. Обратите внимание, что направить акт по почте налоговики вправе, только если проверяемый плательщик уклоняется от получения. Факт уклонения должен быть отражен в самом акте (п. 5 ст. 100 НК РФ, постановление ФАС Московского округа от 20.01.2014 № Ф05-16692/2013).

Подготовьте исковое заявление в суд

Если досудебное обжалование не привело компанию к желаемому результату, следует подать исковое заявление в суд. Чтобы оспорить решение инспекции у налогоплательщика есть три месяца с момента, когда он узнал о нарушении своих прав (ст. 198 АПК РФ). Срок, пропущенный по уважительной причине, можно восстановить. Такой причиной может стать, например, болезнь заинтересованного лица (Письмо ФНС России от 04.07.2016 № ГД-4-14/[email protected]).

При досудебном обжаловании трехмесячный срок на подачу заявления в суд следует отсчитывать с даты истечения срока на вынесение вышестоящим налоговым органом решения по жалобе. Если в установленный срок вышестоящие налоговики не приняли решение по жалобе или не направили его налогоплательщику, это однозначно будет признано судом уважительной причиной для восстановления пропущенного срока.

Как мы уже сказали, в основу заявления ложатся, как правило, возражения на акт проверки. Если какие-то пункты удалось отстоять на досудебной стадии, проследите, чтобы они не попали в заявление, а также проверьте итоговые расчеты налогов и штрафов.

В процессе судебного обжалования есть масса нюансов. Поэтому проводить этот этап должны или штатные юристы или привлеченные консультанты.

Рекомендуем запись вебинара о том, как без особых юридических знаний обжаловать результаты налоговой проверки.

Читайте так же:  Двойное налогообложение акционерных обществ

За уклонение от получения акта налоговой проверки можно влететь на штраф, к такому выводы пришли налоговики. Однако я не согласен.

Так, в п.4 этого письма сказано следующее: в случае если налогоплательщик уклоняется от получения акта и уведомления, указанный факт должен быть зафиксирован в акте воспрепятствования действиям должностного лица налогового органа. Кроме того, должен быть составлен протокол об административном правонарушении в соответствии со ст. 19.4.1 КоАП РФ о воспрепятствовании законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) по проведению проверок или уклонении от таких проверок.

О том, что налоговики любят толковать нормы закона исключительно в свою пользу, думаю не для кого ни секрет, но вот что-то я давно не встречал такого широкого и грубого толкования.

Посудите сами, норма ст. 19.4.1 КоАП РФ звучит следующим образом:

Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) по проведению проверок или уклонение от таких проверок…

Как можно заметить штраф по данной статье накладывается именно за воспрепятствование законной деятельности. Если обратиться к немногочисленной судебной практике по данному вопросу, то можно заметить, что чаще всего речь идет о ситуациях, когда налогоплательщик не пускает налоговиков в офис/склад или иное помещение… То есть речь идет о ситуациях, когда налогоплательщика своими действиями активно «мешает» контролирующему органу осуществить свои полномочия.

А что у нас происходит в ситуации, когда налогоплательщик уклоняется от получения акта проверки?

Во-первых, акт налоговой проверки составляется по результатам проведенной проверки на основании собранных и полученных в её ходе данных, т.е. все необходимые действия на момент его составления уже совершены. Конечно, в силу п. 2 ст. 100 НК РФ акт налоговой проверки подписывается лицом, в отношении которого проводилась проверка. Но и лицо вправе отказаться подписывать акт, в этом случае просто делается соответствующая отметка.

Во-вторых, на случай уклонения налогоплательщика от получения акта в п. 5 ст. 100 НК РФ прописана самостоятельная процедура поведения чиновника – он должен указать в акте на

факт уклонения и направить акт по почте заказным письмом. Что тут ещё придумывать, когда всё чётко написано в НК РФ?

Вот и возникает вопрос, так какими это своими действиями/бездействиями направленными на уклонение о получения акта проверки налогоплательщик воспрепятствует действиям должностного лица? Чиновник не сможет составить акт? Не сможет закончить проверку? Вроде бы нет, тем более что есть прямое указание в ст. 100 НК РФ – отправить по почте.

Складывается такое впечатление, что писавший данный опус чиновник либо совершенно не понимал о чём писал, либо умышленно игнорирует реальность. И вообще если продолжить нить рассуждений налоговиков по данному вопросу, то можно очень далеко зайти.

С одной стороны ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за действия (бездействие), повлекшие невозможность проведения или завершения проверки. А если они не могут окончить проверку, якобы в связи с уклонением от получения акта (по их же логике), они не могу в рамках процедуры п. 5 ст. 100 НК РФ отправить налогоплательщику акт. Следовательно, они должны «дождаться» появления последнего, видимо для подписания акта или отказа, другой причины я не вижу.

При этом ч. 3 ст. 19.4.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за повторное уклонение, а ответственность уже наступает в двойном размере. И получается, что по логике налоговиков они могут налогоплательщика штрафовать до тех пор, пока он не явится за актом?

Иными словами, считаю позицию, изложенную в п. 4 ФНС РФ от 23.05.2013 № СА-4-2/9355 считаю не соответствующей законодательсту.

Окончание выездной налоговой проверки

В последний день выездной проверки инспектор должен составить справку о проведенной проверке (п. 15 ст. 89 НК РФ). В ней, в частности, указываются предмет и сроки проверки. Справка должна быть составлена по форме, утвержденной приказом ФНС России от 08.05.2015 №ММВ-7-2/189.

Подготовьте возражения

У компании есть 2 месяца с даты получения акта на то, чтобы подготовить возражения. В них налогоплательщик детально по пунктам описывает те положения, с которыми он не согласен и поясняет почему.

Структура возражений обычно соотносится с актом по проверке. Каждому пункту в описательной и резолютивной части акта соответствует пункт возражений. Не пренебрегайте ссылками на законодательство, ведомственные разъяснения и судебную практику. Что касается последней — то она должна быть либо из вашего округа, либо позицией ВС РФ.

Форма возражений законодательно не установлена. Например, недавно суд решил, что «уточненки», представленные после окончания проверки, но до вынесения решения по ней можно рассматривать как возражения на акт проверки (определение Верховного Суда РФ от 13.09.2016 № 310-КГ16-5041).

Проверьте, соответствует ли решение акту

После того как инспекция составит решение по проверке, она обязана вручить его налогоплательщику. Документ вступает в силу по истечении одного месяца с даты вручения плательщику. Вручить его инспекторы обязаны под расписку в течение 5 дней с даты вынесения.

Решение должно соответствовать акту проверки. Бывает, что налоговый орган включает в документ те эпизоды, которые не были указаны в акте. Соответственно, налогоплательщик не мог представлять на них возражения, а, значит, был лишен права отстаивать свои интересы.

Не бойтесь дополнительных мероприятий

Доводы, которые вы заявите в возражениях, могут стать причиной для вынесения решения о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля. А именно: истребование документов у самого налогоплательщика или иных лиц (например, контрагентов), допрос свидетеля или экспертизы.

Такое решение налоговый орган принимает, если не сочтет материалы проверки достаточными для принятия решения о привлечении либо отказе в привлечении общества к ответственности. Поэтому опасаться дополнительных мероприятий не нужно. Наоборот — это решение косвенным образом подтверждает неустойчивую позицию налогового органа в отношении конкретных пунктов акта. Подтвердить или опровергнуть эту позицию и призваны допмероприятия. Но проводить их можно только для проверки уже установленных нарушений (постановление ФАС Уральского округа от 27.04.2012 № А60-28239/11). Именно в этом и заключается их предназначение.

Дополнительные мероприятия не предназначены для того, чтобы выявлять новые правонарушения. Такова позиция Конституционного суда (определение от 27.05.2010 № 650-О-О, постановление от 14.07.2005 № 9-П).

Важно помнить, что срок на «допы» ограничен. У инспекции есть всего месяц, чтобы провести контроль и вынести решение по проверке. Ранее Налоговый кодекс этого срока не содержал. Изменения в ст. 101 НК РФ внес Федеральный закон от 01.05.2016 № 130-ФЗ, который вступил в силу 2 июня 2016 года. После проведения дополнительных контрольных мероприятий материалы по ним рассматривают вместе с материалами самой проверки. Налоговый кодекс РФ не ограничивает количество дополнительных мероприятий в течение установленного месячного срока (письмо Минфина России от 15.07.2016 № 03-02-07/1/41426).

Читайте так же:  Органом контроля за финансово хозяйственной деятельностью

На дополнительные мероприятия также можно представить возражения. На это плательщику отведено 10 дней с даты окончания «допов». Они будут рассмотрены вместе со всеми материалами проверки. В течение 10 дней после окончания срока для представления возражений инспекция обязана принять окончательное решение по проверке.

Вручение справки

В последний день выездной проверки инспектор должен составить справку о проведенной проверке (п. 15 ст. 89 НК РФ). В ней, в частности, указываются предмет и сроки проверки. Справка должна быть составлена по форме, утвержденной приказом ФНС России от 08.05.2015 №ММВ-7-2/189.

Составленную справку налоговый инспектор должен вручить законному или уполномоченному представителю организации. Сделать это нужно в последний день выездной проверки. Представитель организации должен расписаться в получении документа, расшифровать подпись и поставить дату. Уполномоченный представитель компании должен указать также основания своего представительства — наименование и иные реквизиты документа, подтверждающего его полномочия.

Если представитель организации отказывается получать справку, инспекция может направить справку о проведенной проверке заказным письмом (п. 15 ст. 89 НК РФ). Оно будет считаться полученным организацией в день вручения письма согласно штемпелю почтового уведомления. Понятно, что в таком случае подпись представителя организации на справке о проведении проверки не нужна. Важно понимать, что сроки дальнейшего оформления выездной проверки отсчитываются не с даты вручения письма, а с даты составления справки (п. 3 письма ФНС России от 29.12.2012 №АС-4-2/22690).

Также справку о проверке налоговая инспекция может направить организации через интернет.

Оцените финансовое состояние вашего предприятия с помощью Контур.Эксперт

Раскройте «карты»

Часто возникает соблазн не заявлять в возражениях все доводы, подтверждающие позицию налогоплательщика и опровергающие выводы инспекции, а приберечь их для последующего обжалования. Такой подход чреват проблемами для компании. Так как суд может отказаться принять документы, ранее не заявленные на возражениях или на рассмотрении жалобы в Управлении ФНС по субъекту. Аргумент судей таков — они в рамках своих полномочий не подменяют налоговый контроль и не выполняют обязанности налоговых инспекторов (Определение ВС РФ от 09.03.2017 № 305-КГ-17-199).

Если налогоплательщик не может обосновать, почему он не защищал свои интересы на досудебной стадии и не представлял доказательства и документы, его обвинят в злоупотреблении правом. В этом случае рассчитывать на положительное решение суда бессмысленно.

Другое дело, когда невозможность представить документы на досудебной стадии вызвана объективными причинами — тогда можно рассчитывать на то, что суд примет их в качестве доказательств по делу. Например, в постановлении АС Северо-Западного округа от 11.12.2014 № А56-59616/2013 суд согласился рассмотреть документы, подтверждающие вычеты по НДС, но ранее не предъявленные в налоговый орган по причине изъятия в рамках уголовного дела.

Возражения на акт проверки, по сути, шаблон для будущей жалобы в вышестоящий налоговый орган и в последующем для искового заявления в суд — если жалоба не будет удовлетворена. Поэтому относиться к подготовке возражений следует максимально серьезно.

Напишите жалобу в вышестоящий налоговый орган

Если вы не согласны с решением по проверке, его нужно обжаловать. Первым шагом станет досудебное обжалование в вышестоящий налоговый орган. Решение по проверке можно обжаловать в течение года со дня его вынесения. Жалобу следует подавать в тот налоговый орган, который принял обжалуемое решение.

Если вы обжалуете решение до его вступления в силу, то есть до истечения месячного срока с даты вручения — это называется апелляционным обжалованием. В этом случае документ вступит в силу с даты вынесения Управлением своего решения по жалобе (ст. 101.2 НК РФ).

При рассмотрении жалобы Управление не может принять решение о взыскании с компании дополнительных налоговых платежей, пеней, штрафов, не указанных в оспариваемом решении. Так как это считается ухудшением для налогоплательщика. А кроме того приведет к тому, что вышестоящий налоговый орган фактически проведет контроль за деятельностью нижестоящей инспекции в нарушении определенного порядка (п. 10 ст. 89 НК РФ). Ухудшающее положение плательщика решение Управление вправе принять только по проверке, которую может назначить в рамках контроля за деятельностью своих территориальных подразделений.

Вышестоящий налоговый орган вправе дополнить или изменить приведенное в обжалуемом решении правовое обоснование взыскания сумм налогов, пеней, штрафов, исправить арифметические ошибки, опечатки (п. 81 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57, Определение ВАС РФ от 04.07.2014 № ВАС-8380/14).

Обратите внимание, если решение Управления по жалобе компанию не устроило, акт инспекции можно обжаловать выше — в Центральный аппарат ФНС России.

Акт налоговой проверки

Составив справку о проверке, инспекторы не могут больше находиться на территории организации, истребовать документы и проводить другие мероприятия налогового контроля.

После оформления справки они должны составить акт налоговой проверки (форма утв. приказом ФНС России от 08.05.2015 №ММВ-7-2/189). В общем случае акт составляется в двух экземплярах. Один экземпляр остается у ИФНС, другой передается организации.

Сделать это нужно в течение двух месяцев со дня составления справки (п. 1 ст. 100 НК РФ). Причем акт придется составить и в том случае, если нарушений налогового законодательства при проверке не выявлено (подп. 12. п. 3 ст. 100 НК РФ).

Акт нужно вручить организации в течение 5 рабочих дней с даты его подписания (п. 5 ст. 100 НК РФ). ИФНС может передать его представителю организации лично или же иным способом, который свидетельствует о дате получения. Например, через службу доставки или через интернет (п. 5ст. 100 НК РФ).

Если компания уклоняется от получения акта, то ИФНС направит акт проверки по почте заказным письмом, отразив данный факт в акте. Датой вручения акта будет считаться шестой день, считая со дня отправки налоговой инспекцией заказного письма (п. 5 ст. 100 НК РФ).

Компания, получив акт проверки, может составить и отправить в налоговую инспекцию письменные возражения (п. 6 ст. 100 НК РФ).

Видео (кликните для воспроизведения).

Завершающий этап — решение ИФНС по результатам налоговой проверки (п. 1 ст. 101 НК РФ). Решение принимается на основе всех материалов проверки (акта, возражений и т д.). Оформленное решение налоговая инспекция передаст представителю компании.

Источники

Уклонение от получения акта выездной налоговой проверки
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here