Включение в план выездных налоговых проверок

Концепция планирования выездных налоговых проверок

Концепция планирования выездных налоговых проверок

С целью осуществления контроля за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах органы ФНС наделены правом проводить выездные налоговые проверки (ВНП).

Принятие решения о проведении в отношении определенного лица выездной налоговой проверки не происходит спонтанно и исключительно по желанию проверяющего инспектора. Такое решение обусловлено наличием определенных факторов и обстоятельств, понимание которых позволит вам с высокой степенью вероятности понимать — ждать ли в скором времени проверки или нет.

Поможет в проведении самопроверки и упомянутый Приказ ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/[email protected], поскольку Приложение 2 содержит критерии для самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков. О том, как использовать эти критерии, мы писали в статье «Налоговая нагрузка по видам деятельности: к нам едет ФНС».

Основания для включения в план проверок

– у контролеров имеются сведения об их участии в схемах ухода от налогообложения или схемах минимизации налоговых обязательств;

– результаты проведенного анализа их финансово-хозяйственной деятельности свидетельствуют о предполагаемых налоговых правонарушениях.

Что такое налоговая нагрузка и как ее рассчитать?

Налоговая нагрузка рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчетности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Росстата (Информация ФНС России):

Налоговая нагрузка = Сумма уплаченных налогов

В состав расчета налоговой нагрузки не включаются НДС на товары, ввозимые на территорию РФ, таможенные пошлины, а также суммы уплаченных страховых взносов (письма Минфина России от 11.01.2017 № 03‑01‑15/208, ФНС России от 22.03.2013 № ЕД-3-3/[email protected]).

Рассчитанные таким образом показатели налоговой нагрузки сравниваются со среднеотраслевыми значениями (приведены в приложении 3 к Концепции).

Важно, что расчет среднеотраслевых значений налоговой нагрузки в Концепции произведен ФНС с учетом поступлений по НДФЛ. Ведомство разъясняет: показатель рассчитывается как отношение всех уплаченных организацией налогов, в том числе тех, по которым она выступала в качестве налогового агента, к выручке (на сайте ФНС в разд. «Часто задаваемые вопросы» размещена финансовая консультация по вопросу: как рассчитывается критерий «налоговая нагрузка», применяемый в соответствии с Концепцией системы планирования выездных налоговых проверок?).

В Концепции не уточнено, за какой период следует определять данный показатель. ФНС ведет расчет за календарный год. Следовательно, в целях сопоставимости рассматриваемых показателей при расчете организацией налоговой нагрузки также целесообразно использовать соотношение уплаченных налогов и полученного дохода за год.

Налоговая нагрузка признается контролерами низкой, если ее значение меньше средних показателей по соответствующей отрасли.

Если показатель налоговой нагрузки организации ниже его среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности), то в отношении него может быть назначена выездная проверка.

Приведем примеры расчета показателей налоговой нагрузки организации, находящейся на ОСНО, и индивидуального предпринимателя, применяющего «упрощенку», для сравнительного анализа их с отраслевыми значениями.

Организация осуществляет деятельность в сфере химического производства. Выручка за 2016 год равна 90 млн руб. Сумма уплаченных налогов составила 10 млн руб. Также организация удержала и перечислила НДФЛ с выплат работникам в сумме 250 тыс. руб.

Значение налоговой нагрузки для хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере химического производства, оставляет 4,2 %.

Налоговая нагрузка организации равна 11,4 % ((10 000 000 руб. + 250 000 руб.) / 90 000 000 руб. x 100 %), что значительно больше среднего значения по отрасли (11,4 % > 4,2 %).

В таком случае риск возникновения интереса у инспекции к деятельности налогоплательщика предельно минимален.

Индивидуальный предприниматель ведет деятельность в сфере ресторанного бизнеса. Полученный доход за год, согласно данным налогового учета, равен 12 млн руб. По итогам года коммерсант уплатил единый налог на УСНО в размере 720 тыс. руб. НДФЛ за наемных работников перечислен в сумме 100 тыс. руб.

В сфере ресторанов и гостиниц среднеотраслевой показатель налоговой нагрузки составляет 9 %.

Налоговая нагрузка предпринимателя равна 6,8 % ((100 000 руб. + 720 000 руб.) / 12 000 000 руб. х 100 %).

Следовательно, налоговая нагрузка коммерсанта меньше, чем средняя по отрасли (6,8 %

Проведение в отношении лица ППА

Если ваша компания в итоге попала в поле зрения налоговиков по причинам, описанным выше, это еще не означает, что в отношении нее гарантировано будет проведена ВНП. Сегодня перед ФНС обоснованно стоит задача повышения эффективности контроля в области начисления и уплаты налогов и сборов. Это означает, что перед принятием решения о проведении ВНП фискальный орган уже должен иметь предварительную информацию о потенциальных нарушениях лицом налогового законодательства, а также о возможности фактического взыскания с него предполагаемых сумм доначисленных налогов, пени и штрафов.

Именно для этого в отношении налогоплательщиков проводится ППА, в рамках которого органы ФНС используют следующие инструменты и источники информации:

  1. Запрос информации у иных государственных органов (ФТС России, Росимущество, МВД и т. д.).
  2. Запрос информации у контрагентов налогоплательщика и банков в порядке ст. 93.1 НК РФ .
  3. Информация о налогоплательщике из общих источников информации в сети интернет.
  4. Информация о судебных делах с участием налогоплательщика.
  5. Некоторые контрольные мероприятия, предусмотренные гл. 14 НК РФ (осмотр помещений, истребование пояснений и др.).
  6. Использование специализированных информационных ресурсов ФНС (например):
    • АСК НДС-2 позволяет установить т. н. «налоговый разрыв» в цепочке по НДС;
    • ПИК «Однодневка» — база данных «технических» компаний;
    • ФИР (федеральный информационный ресурс) — база допросов, осмотров, справок 2-НДФЛ;
    • ПК «ВАИ» (визуальный анализатор информации) — выявляет взаимозависимых лиц, источники их доходов и иную информацию.

По итогам ППА выносится заключение, в котором отражается следующая информация:

  1. Целесообразность проведения ВНП.
  2. Рекомендуемый план мероприятий, которые необходимо будет провести в рамках ВНП.
  3. Рекомендации по составу проверяющих (в т. ч. необходимость включения в их состав представителей правоохранительных органов).
  4. Потенциальная сумма доначислений по итогам ВНП.
  5. Возможность фактического взыскания доначисленных по итогам ВНП сумм.
Читайте так же:  Отказ от применения упрощенной системы налогообложения

Сроки

Период проведения выездной налоговой проверки (то есть срок, в течение которого может проводиться выездная проверка), в соответствии с п. 6, абз. 5 п. 7 ст. 89 НК РФ , составляет:

  • 2 месяца — по общему правилу;
  • до 4 и даже 6 месяцев — если существуют обстоятельства, позволяющие продлить срок. Они перечислены в Приложении № 4 к Приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/[email protected] (например такие, как наличие у компании обособленных подразделений, форс-мажор — пожары, наводнения и т. п., появление новой информации о правонарушениях в сфере налогов и др.);
  • до 1 года, если помимо продления срока проверки будут приниматься решения о ее приостановлении по основаниям, указанным в п. 9 ст. 89 НК РФ.

Какие негласные критерии являются основанием для включения компании в план проверок

В распоряжении «ПНП» оказался внутренний документ одного из региональных управлений ФНС России. В этом документе контролеры уточнили и дополнили актуальные критерии отбора налогоплательщиков для включения в план выездных налоговых проверок.

Популярное по теме

Напомним, что еще в 2007 году Федеральная налоговая служба разработала и утвердила Концепцию системы планирования выездных налоговых проверок (приказ ФНС России от 30.05.07 № ММ-3-06/[email protected]). Однако во внутреннем документе УФНС отмечается, что отбор кандидатов на проверку по-прежнему базируется на сравнительном анализе показателей налоговой и бухгалтерской отчетности. При этом целью комплексного анализа является выявление значительных отклонений от среднестатистических показателей отчетности аналогичных организаций за определенный промежуток времени.

В своем документе вышестоящий налоговый орган указывает, что в рамках предпроверочного анализа исследуется не только соответствие компании рабочим и косвенным критериям, приведенным в таблице, но изучаются и информативные критерии. Прежде всего, устанавливается давность проведения выездной проверки и наличие нарушений, выявленных по результатам камеральных и предыдущих выездных проверок. Фискалы в обязательном порядке изучают платежеспособность компании для того, чтобы оценить возможность взыскания налогов, которые могут быть потенциально доначислены налогоплательщику.

Кроме того, чиновники УФНС настаивают, что инспекторам на местах необходимо изучить специфику осуществляемых компанией операций. То есть исследовать объем производства, объем экспортных и импортных операций, количество сделок, связанных с куплей-продажей недвижимости. Помимо этого, желательно проанализировать размер выручки и прибыли компании по данным бухгалтерской и налоговой отчетности.

Налоговое руководство отмечает, что подчиненным целесообразно направлять специальные запросы в правоохранительные и регистрирующие органы. В том числе и на предмет того, не зарегистрирована ли организация по утраченному, потерянному или похищенному паспорту. Наличие такой регистрации сразу вызывает подозрения у налоговиков, однако рассматривается ими в совокупности с упомянутой ранее платежеспособностью компании.

Более того, в рамках предпроверочного анализа отслеживается количество представляемых организацией уточненных налоговых деклараций. По мнению вышестоящей инспекции, значительное количество уточненных деклараций к уменьшению (более трех по одному налогу в течение календарного года) свидетельствует об умышленном манипулировании компанией своими налоговыми обязательствами.

Наличие налоговых льгот позволяет более углубленно изучить вопрос правомерности их применения еще на стадии подготовки к выездной проверке и оценить необходимость их контроля уже при проведении самой ревизии. По такому же принципу анализируется и наличие у компании необлагаемых оборотов и льготных налоговых ставок. Поскольку, по мнению вышестоящего налогового органа, именно неправомерное применение такого рода льготного исчисления налогов может принести реальные доначисления в бюджет.

Наконец, в ходе предпроверочного анализа выявляются факты миграции компании между налоговыми инспекциями, следствием чего может являться уклонение от уплаты всех видов налогов. Кроме того, исследуется необходимость включения в план выездных проверок организаций, в отношении которых имеются сведения об их ликвидации.

Налоговикам нужны веские основания, чтобы начать проверять компанию

Вопросы о причинах назначения выездных налоговых проверок и периодичности их проведения не перестают волновать налогоплательщиков. Как узнать, заинтересуются ли ревизоры деятельностью хозяйствующего субъекта и начнется ли в ближайшее время в отношении него выездная проверка? Как отбираются организации для проведения проверок? Существуют ли критерии такого отбора?

В помощь налогоплательщикам контролирующие ведомства регулярно выпускают разъяснения, касающиеся названных вопросов. Опираясь на них, автор статьи раскрывает некоторые тонкости процедуры отбора организаций для проведения в отношении них выездных налоговых проверок.

Чиновники о деятельности с высоким налоговым риском

– информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ;

– документального подтверждения полномочий представителя контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;

– информации о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении его складских, и (или) производственных, и (или) торговых площадей и т. д.

Ведомство подчеркнуло, что наличие подобных признаков свидетельствует о высокой степени риска квалификации налоговыми органами подобного контрагента как проблемного, а сделок, совершенных с ним, как сомнительных. И в связи с этим напомнило, что на сайте ФНС размещена информация о способах ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском (см. также Письмо Минфина России от 12.09.2016 № 03‑01‑11/53156).

Так, например, налогоплательщик может найти для себя сведения об адресах, указанных при государственной регистрации в качестве места нахождения несколькими юридическими лицами (так называемые адреса «массовой» регистрации, характерные, как правило, для фирм-«однодневок»), а также наименования юридических лиц, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица.

Процедура планирования

В самом общем виде планирование выездных налоговых проверок можно представить следующим образом:

НК РФ о выездной проверке

Порядок проведения выездных проверок, сроки и периодичность их проведения регулируются ст. 89 НК РФ. Согласно п. 5 данной статьи налоговые органы не вправе проводить две и более выездные проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период, так же как не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года (за некоторым исключением).

Минфин в Письме от 14.02.2017 № 03‑02‑08/7955 подчеркнул, что основной задачей налогового контроля является соблюдение баланса интересов государства и бизнеса. С одной стороны, снижается давление на добросовестных налогоплательщиков, своевременно и в полном объеме исполняющих обязательства перед бюджетом, а с другой – обеспечивается неотвратимость наказания для тех, кто сознательно уклоняется от уплаты налогов и нарушает налоговое законодательство.

Читайте так же:  Вклад с возвратом подоходного налога

Одна из главных установок фискалов на сегодняшний день – проведение оптимального количества выездных налоговых проверок. Для этого постоянно совершенствуется своевременная система налогового контроля и администрирования, которая построена на основе аналитической работы, прогнозирующей риски и учитывающей особенности осуществления финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков.

Принятие решения о проведении в отношении лица предпроверочного анализа (ППА)

Так или иначе ФНС проверяет всех налогоплательщиков. И самым первым фильтром является определение круга лиц, в отношении которых будет проводиться ППА.

Отбор налогоплательщиков для проведения выездной налоговой проверки осуществляется фискальными органами на основе:

  • Приказа ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/[email protected] «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок», где определено 12 критериев, которые негативно характеризуют налогоплательщика;
  • информации в отношении конкретного налогоплательщика, полученной из вышестоящего органа ФНС (УФНС России по субъекту);
  • информации в отношении конкретного налогоплательщика, полученной из иных отделов инспекции (например, из отдела камеральных налоговых проверок).

Принятие решения о проведении в отношении плательщика налогов ППА не формализовано, происходит в рабочем порядке и о нем сам плательщик не информируется.

Принятие решения о проведении в отношении лица выездной проверки

В итоге с учетом заключения по ППА принимается решение о проведении в отношении конкретного налогоплательщика ВНП. Если такое решение принимается, то оформляется официальным документом по установленной форме и вручается налогоплательщику.

Отбор кандидатов для проведения проверки

Чиновники также указывают, что основным документом, использующимся в аналитической работе налоговиков, является Концепция системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденная Приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/[email protected] (далее – Концепция). Она определяет 12 критериев налоговых рисков, по которым осуществляется отбор.

Для чего нужен самоанализ?

Критерии рисков размещены на сайте ФНС (www.nalog.ru) и регулярно обновляются. ФНС рекомендует каждому налогоплательщику ознакомиться со сведениями, размещенными на сайте, для самостоятельной оценки рисков.

Иными словами, каждый налогоплательщик может самостоятельно определить, попадает ли его деятельность в зону с высоким налоговым риском (см. Письмо Минфина России от 23.06.2016 № 03‑02‑08/36472). Возможность невключения в план выездных налоговых проверок зависит в большинстве своем от прозрачности деятельности, а также полноты исчисления и уплаты налогов в бюджет.

На основании этого можно констатировать, что согласно Концепции планирование выездных проверок – это открытый процесс, построенный на отборе налогоплательщиков для проведения проверок по критериям риска совершения налогового правонарушения, в том числе общедоступным. Ранее планирование выездных проверок являлось сугубо внутренней конфиденциальной процедурой налоговых органов. Концепцией же определен алгоритм такого отбора. Он основан на всестороннем анализе информации, которой располагают инспекции (в том числе из внешних источников), и определении на ее основе «зон риска» совершения налоговых правонарушений.

Как проводится отбор налогоплательщиков для проверки?

При изучении финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика инспекция анализирует:

– суммы исчисленных налогов и их динамику с целью выявления тех налогоплательщиков, у которых уменьшаются суммы налоговых начислений;

– суммы уплаченных налогов и их динамику по каждому виду налога (сбора) в разрезе каждого вида с целью контроля за полнотой и своевременностью их перечисления;

– показатели налоговой и бухгалтерской отчетности с целью определения значительных отклонений показателей финансово-хозяйственной деятельности текущего периода от аналогичных показателей за предыдущие периоды или же отклонения от среднестатистических показателей отчетности аналогичных хозяйствующих субъектов;

– сведения, содержащиеся в представленных налогоплательщиком документах, и информация, которой располагает налоговый орган с целью выявления несоответствия и противоречий между ними;

– факторы и причины, влияющие на формирование налоговой базы.

Кроме того, при выборе объектов для проверки обязательно учитывается информация, поступающая от граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, правоохранительных и иных контролирующих органов, о выплате заработной платы «в конвертах», неоформлении (оформлении с нарушением установленного порядка) трудовых отношений.

Общедоступные критерии оценки рисков

Вероятность назначения проверки высока, если хозяйствующий субъект:

– имеет низкую налоговую нагрузку в сравнении с хозяйствующими субъектами в конкретной отрасли (по виду экономической деятельности);

– имеет убытки в течение двух и более календарных лет;

– отражает в налоговой отчетности значительные суммы вычетов по НДС (доля вычетов равна либо превышает 89 % за период 12 месяцев от суммы начисленного с налоговой базы налога);

– имеет темп роста расходов от реализации товаров (работ, услуг), опережающий темп роста доходов;

– выплачивает среднемесячную заработную плату работникам в размере ниже среднего уровня заработной платы по виду экономической деятельности в субъекте РФ;

– имеет неоднократное (два и более раза в течение календарного года) приближение (менее 5 %) к предельному значению установленных НК РФ величин показателей, предоставляющих ему право применять спецрежимы;

– имеет расходы, максимально приближенные к сумме дохода, полученного за календарный год (внимание налоговиков привлечет доля профессиональных вычетов, предусмотренных ст. 221 НК РФ, заявленных индивидуальным предпринимателем в декларации по форме 3‑НДФЛ, в общей сумме доходов, превышающая 83 %);

– строит финансово-хозяйственную деятельность на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели);

– не представляет запрашиваемые налоговым органом документы, пояснения на запросы налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности;

Видео (кликните для воспроизведения).

– неоднократно (два и более случая с момента государственной регистрации юридического лица) осуществляет снятие с учета и постановку на учет в налоговых органах в связи с изменением своего места нахождения («миграция» между инспекциями);

– имеет значительное отклонение (в сторону уменьшения) уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики на 10 % и более.

Если зарплата ниже среднего уровня по отрасли

Как и где получить информацию о статистических показателях среднего уровня заработной платы по виду экономической деятельности в городе, районе или в целом по субъекту РФ? Можно обратиться к таким источникам, как:

– официальные интернет-сайты территориальных органов Росстата;

– сборники экономико-статистических материалов, публикуемые территориальными органами Росстата (статистический сборник, бюллетень);

– официальные интернет-сайты управлений ФНС по субъектам РФ после размещения на них соответствующих статистических показателей.

Читайте так же:  Налоговые споры как вид арбитражного судопроизводства

Фискалы отказались от тотального контроля и перешли к контролю, основанному на критериях риска, в основу которого положен комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Как указывается в Концепции, приоритетными для включения в план выездных проверок являются те субъекты, в отношении которых у контролеров имеются сведения об их участии в схемах ухода от налогообложения или схемах минимизации налоговых обязательств и (или) результаты проведенного анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика свидетельствуют о предполагаемых налоговых правонарушениях.

Систематическое проведение же налогоплательщиком самостоятельного анализа своей финансово-хозяйственной деятельности позволяет своевременно оценить налоговые риски и уточнить свои налоговые обязательства. И если показатели деятельности, оцененные по названным в статье критериям, отличаются от установленных ФНС, то целесообразно представить налоговикам (по своей инициативе или по их требованию) пояснения, а если имеется такая необходимость – скорректировать свои налоговые обязательства в уточненной декларации, которая должна сопровождаться пояснительной запиской. Игнорировать в таком случае общение с контролерами не рекомендуем.

Включение в план выездных налоговых проверок

Вопросы о причинах назначения выездных налоговых проверок и периодичности их проведения не перестают волновать налогоплательщиков: как узнать, заинтересуются ли ревизоры деятельностью хозяйствующего субъекта? Начнется ли в ближайшее время в отношении него выездная проверка? Как отбираются организации для проведения проверок? Существуют ли критерии такого отбора?

На сегодняшний день НК РФ не установлено информирование налогоплательщиков о предстоящей налоговой проверке в отношении них. О том, что выездная налоговая проверка уже началась, налогоплательщик, как правило, узнает уже по факту, получив соответствующее решение налогового органа[1].

Ни для кого не секрет, что организации попадают в план выездных налоговых проверок (ВНП) на основе предпроверочного анализа. И, несмотря на то, что планирование проверок официально названо открытым процессом[2], на самом деле для организаций эта процедура остается загадкой. В этой статье мы расскажем, как же снизить риск включения компаний в план ВНП.

Предпроверочный анализ

Предпроверочный анализ — это инструмент, позволяющий сотрудникам налоговой инспекции эффективно планировать выездные проверки. Предполагается, что проверяющие на ВНП приходят уже подготовленные, то есть они или уже владеют информацией о нарушениях, или знают, где их искать.

В ИФНС существуют целые отделы, которые занимаются проведением такого анализа.

Безусловно, в каждом регионе «аналитики» по-своему подходят к отбору претендентов на включение в план ВНП, но общие моменты предпроверочной работы везде одинаковы.

Отбор претендентов для включения в план ВНП напоминает конкурс: из большой массы организаций отбираются самые «умные» и «перспективные». Только вот руководители таких организаций, когда узнают о «победе», не очень-то ей рады.

Отбор претендентов для проведения проверки

Вероятность назначения проверки высока, если [2] :

– у хозяйствующего субъекта низкая налоговая нагрузка в сравнении с аналогичными компаниями в конкретной отрасли (по виду экономической деятельности);

– организация или ИП имеет убытки в течение двух и более календарных лет;

– налогоплательщик отражает в налоговой отчетности запредельные суммы вычетов по НДС (доля вычетов равна либо превышает 89 % от суммы начисленного налога за налоговый период);

– компания имеет темп роста расходов опережающий темп роста доходов;

– предприятие выплачивает среднемесячную заработную плату работникам в размере ниже среднего уровня заработной платы (по виду экономической деятельности в субъекте РФ) или имеет расхождения между зарплатой, указанной в открытых вакансиях, и среднемесячной зарплатой, рассчитанной по данным формы 2-НДФЛ;

– организация или ИП имеет неоднократное приближение к предельному значению установленных НК РФ показателей, предоставляющих право применять спецрежимы (менее 5 %);

– ИП, применяющий ОСНО, имеет расходы, максимально приближенные к сумме дохода, полученного за календарный год (внимание налоговиков привлечет доля профессиональных вычетов, предусмотренных ст. 221 НК РФ, заявленных ИП в декларации по форме 3-НДФЛ, превышающая 83 % от общей суммы доходов);

– хозяйствующий субъект строит финансово-хозяйственную деятельность на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками без наличия разумного экономического обоснования;

– налогоплательщик не представляет запрашиваемые налоговым органом документы и пояснения на запросы налогового органа;

– фирма неоднократно (с момента государственной регистрации юридического лица) осуществляет снятие с учета и постановку на учет в налоговых органах в связи с изменением своего юридического адреса;

– компания имеет значительное отклонение (в сторону уменьшения) уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности по данным статистики (по кодам ОКВЭД) на 10 % и более;

— организация или ИП, применяющие УСНО или ЕНВД, имеет превышение допустимого размера доли учредителей-юр.лиц в уставном капитале или филиалы и представительства[3];

— хозяйствующий субъект имеет превышение допустимой среднесписочной численности, при условии применения УСНО или ЕНВД;

— компания имеет резкое сокращение стоимости имущества («аналитиками» может расцениваться как завышение расходов за счет арендных платежей по имуществу, переданному в качестве вклада в уставный капитал зависимым организациям, а затем взятому у них в аренду);

— фирма имеет резкое снижение дебиторской задолженности (заинтересует налоговиков в качестве необоснованного признания долгов безнадежными и их включение в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль);

— налогоплательщик имеет расхождения и несоответствия показателей по различным отчетам за один и тот же налоговый период, а также расхождение между данными с фискального накопителя и данными бухгалтерской и налоговой отчетности;

— организация или ИП имеет превышение предельного размера доходов или неоднократные поступления денежных средств с выделенным НДС, при условии применения УСНО[4] (на основании данных, полученных из внешних источников информации (банков));

— хозяйствующий субъект имеет расхождение фактического вида деятельности с указанным в регистрационных документах и отчетности. Особый интерес налоговиков вызывают организации, у которых вообще не понятен вид деятельности. То есть складывается впечатление, что организация занимается всем на свете;

— компания имеет разовые сделки на крупные суммы или, как вариант, поступление денег в крупных размерах и их перечисление в этот же или на следующий день в той же сумме (опасно тем, что налоговики заподозрят в отмывании денег или фиктивности сделок, а также в участии организации или предпринимателя в схеме ухода от налогов).

Читайте так же:  Заполнение декларации 3 ндфл с материнским капиталом

Как исключить или снизить вероятность включения в план ВНП

1. Налоговая нагрузка рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчетности и выручки по данным Росстата. В состав расчета налоговой нагрузки не включаются НДС на товары, ввозимые на территорию РФ, таможенные пошлины, а также суммы уплаченных страховых взносов[5]. Рассчитанные таким образом показатели налоговой нагрузки сравниваются со среднеотраслевыми значениями (приведены в Приложении 3 к Концепции).

ПРИМЕР

Организация осуществляет деятельность в сфере химического производства. Выручка за 2016 год равна 90 млн. руб. Сумма уплаченных налогов составила 10 млн. руб. Также организация удержала и перечислила НДФЛ с выплат работникам в сумме 250 тыс. руб. Значение налоговой нагрузки для хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере химического производства, оставляет 4,2 %. Налоговая нагрузка организации равна 11,4 % ((10 000 000 руб. + 250 000 руб.) / 90 000 000 руб. x 100 %), что значительно больше среднего значения по отрасли (11,4 % > 4,2 %). В таком случае риск возникновения интереса у инспекции к деятельности налогоплательщика предельно минимален.

В числе налоговых рисков, как отмечено выше, учитываются показатели выплаты работодателями заработной платы ниже среднего уровня по отрасли в регионе, а также ведение хозяйственной деятельности с применением схем уклонения от уплаты налогов[6]. Информацию о статистических показателях среднего уровня заработной платы по виду экономической деятельности в городе, районе или в целом по субъекту РФ можно получить из официальных источников: сайта ФНС и Росстата.

Просчитайте показатель налоговой нагрузки своего хозяйствующего субъекта, проведите анализ финансово-хозяйственной деятельности, чтобы своевременно оценить налоговые риски и при необходимости уточнить свои налоговые обязательства в корректировочных декларациях.

2. Не игнорируйте требования от налоговой инспекции и вовремя предоставляйте все необходимые пояснения, документы и корректировки.

3. Не меняйте без острой необходимости юридический адрес и место постановки на учет в налоговом органе.

4. Внимательно следите за правильностью оформления и содержанием налоговой и бухгалтерской отчетности: соответствием данных об организации с учредительными документами, соответствием показателей различных форм отчетности (например 2-НДФЛ и 6-НДФЛ, бухгалтерским балансом и декларацией по налогу на имущество, отчетом о финансовых результатах и декларацией по налогу на прибыль и т. д.).

5. Контролируйте соответствие вашей организации условиям, предоставляющим право применять УСНО или ЕНВД (по выписке из ЕГРЮЛ на предмет наличия филиалов и представительств, а также превышения долей учредителей — юр. лиц., по отчету о среднесписочной численности работников, по отчету о финансовых результатах и т. д.).

6. Проанализируйте свой бюджет доходов и расходов и внесите необходимые корректировки с целью оптимизации расходов (уменьшения темпа роста расходов), либо увеличения уровня доходов (увеличения темпа роста доходов)

7. Будьте готовы к тому, что, возможно, придется обосновывать и доказывать экономическую необходимость применения той или иной схемы сотрудничества с рядом посредников, комиссионной торговли, транзитной торговли, единичных крупных сделок и т. п., а также доказывать, что затраты при этом понесены с целью получения дохода. К тому же не забывайте, что все расходы должны быть документально подтверждены.

Кудаева Ирина Юрьевна, старший бухгалтер 1-й категории, ООО «Учет и Консалтинг» (ГК «Аудит-Вела»)

[1] Письмо ФНС от 18 ноября 2010 года № АС-37-2/15853 «О возможности переноса выездной налоговой проверки»
[2] Приложение № 1 к Приказу ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/[email protected] «Концепция системы планирования выездных налоговых проверок»
[3] подп. 14 п. 3 ст. 346.12, подп. 2 п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ, подп.1 п.3 ст. 346.12 НК РФ
[4] п.4.1 ст.346.12 НК РФ
[5] письма Минфина России от 11.01.2017 № 03‑01‑15/208, ФНС России от 22.03.2013 № ЕД-3-3/[email protected]
[6] письмо Минфина России от 14.02.2017 № 03‑02‑08/7955

К планированию выездных проверок необходимо подходить комплексно

Илья Жомнир родился в г. Одинцово Московской области в 1985 году. Окончил Всероссийский заочный финансово-экономический институт в 2007 году по специальности «Бухгалтерский учет, контроль налогообложения, судебно-финансовая экспертиза». Работу в налоговых органах начал еще со студенческой скамьи. Прошел путь от специалиста первой категории до главного государственного налогового инспектора Отдела контрольной работы Управления ФНС по Московской области.

Обнародованная недавно Концепция планирования выездных проверок (утверждена приказом ФНС от 30 мая 2007 г . № ММ-3-06/[email protected]) оставляет больше вопросов, нежели дает ответов. Последние карты раскрыл читателям «Московского бухгалтера» главный государственный налоговый инспектор Отдела контрольной работы УФНС по Московской области.

— Позволит ли Концепция фирмам избежать проблем при проверке? Ведь, по сути, каждая компания может самостоятельно проверить риски выездной налоговой проверки.

— В соответствии с утвержденной Концепцией, каждый налогоплательщик должен понимать, что от прозрачности его деятельности, полноты исчисления и уплаты налогов в бюджет зависит возможность невключения в план выездных налоговых проверок. Планирование проверок ведется на основе принципа двусторонней ответственности налогоплательщиков и налоговых органов, при соблюдении которого первые стремятся к исполнению своих налоговых обязательств, а вторые — к обоснованному отбору налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.

Если фирмы в своей деятельности будут руководствоваться Концепцией, отказываться от схем минимизации налогов, в том числе за счет добровольного выхода из теневого оборота, следовательно, у них снизится риск проведения выездной налоговой проверки. Но следует отметить, что соответствие налогоплательщика установленным Концепцией критериям еще не означает, что у него есть нарушения налогового законодательства. И не значит, что в процессе выездной налоговой проверки ему обязательно будут предъявлены налоговые претензии. Решение о том, достоверно ли отражены в налоговой отчетности результаты деятельности организации, может быть принято налоговым органом только на основании всестороннего анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика и соответствующих первичных документов.

— В Концепции есть пункт, который свидетельствует о неблагонадежности компании — «Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной области». Каким образом инспекторы будут рассчитывать средний уровень налоговой нагрузки по организациям конкретной отрасли?

Читайте так же:  Проверить задолженность ооо по налогам по инн

— Налоговая нагрузка будет рассчитываться как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчетности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Росстата. Расчет налоговой нагрузки за 2006 год по основным видам экономической деятельности приведен на сайте ФНС (www.nalog.ru).

— Не значит ли, что, согласно критерию «Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период», большинство фирм-экспортеров подвергнется проверкам?

— Нет. При использовании данного критерия налоговые органы будут учитывать характер хозяйственной деятельности налогоплательщика и комплексно подходить к планированию выездных налоговых проверок.

— Как станут оценивать налоговые инспекторы показатели согласно критерию «Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели)»?

— Налоговые органы будут использовать данный критерий, основываясь на обстоятельствах, свидетельствующих о получении необоснованной налоговой выгоды, которые указаны в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда от 12 октября 2006 г . № 53. Информацию для проведения данного анализа налоговый орган буден получать из внутренних источников (материалы камеральных налоговых проверок, сведения из федеральных информационных ресурсов) и внешних источников (правоохранительные органы, другие налоговые органы и т. д.).

— Какие еще факторы, кроме указанных в Концепции, могут повлиять на внесение компании в план выездных налоговых проверок?

— Следует отметить, что особое внимание налоговых органов в настоящее время уделяется организациям — крупнейшим налогоплательщикам и их взаимозависимым лицам, дочерним компаниям, основным контрагентам. То есть, если по каким-либо критериям организация — крупнейший налогоплательщик попала в план проведения выездной налоговой проверки, то есть вероятность, что в целях комплексности, дополнительно выездной налоговой проверке может подвергнуться ряд указанных выше лиц.

— Допустим, при проведении выездной налоговой проверки никаких нарушений не обнаружено. Потом была назначена повторная ревизия, в ходе которой выявлен факт правонарушения. Вправе ли инспекция начислить штраф в этом случае?

— Если при проведении повторной выездной налоговой проверки выявлен факт совершения налогоплательщиком правонарушения, которое не было обнаружено при проведении первоначальной ревизии, к налогоплательщику не применяются налоговые санкции. Исключение составляют случаи, когда невыявление факта правонарушения при проведении первоначальной налоговой проверки явилось результатом сговора между налогоплательщиком и должностным лицом ИФНС (абз. 7 п. 10 ст. 89 НК).

Вместе с тем, учитывая требования пункта 12 статьи 7 закона от 27 июля 2006 г . № 137-ФЗ, абзац 7 пункта 10 статьи 89 Налогового кодекса применяется к правоотношениям, возникающим в связи с проведением повторной проверки, в случае если решение о проведении первоначальной выездной проверки было принято после 1 января 2007 года. Таким образом, если первоначальная проверка была назначена в период начиная с 1 января 2007 года, к налогоплательщику не применяются налоговые санкции по результатам повторной проверки, за исключением случаев, когда невыявление факта правонарушения при проведении первоначальной ревизии явилось результатом сговора между организацией и инспектором.

— По закону, организация должна в 5-дневный срок представить инспекции копии документов, необходимых для проверки. Как быть, если документов очень много и просто за это время невозможно даже снять копии с них?

— В соответствии со статьей 93 кодекса, должностное лицо налогового органа, проводящее проверку, вправе истребовать у проверяемого необходимые документы посредством вручения этому лицу (его представителю) требования о представлении документов. Документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, предъявляются налогоплательщиком в течение 10 дней с момента выдачи соответствующего требования.

Если организация не может представить необходимые инспекторам документы в течение 10 дней, она должна уведомить об этом проверяющих должностных лиц на следующий после получения соответствующего требования день. Сделать это необходимо в письменном виде с указанием причин, по которым фирма не в состоянии в срок представить необходимый пакет документов. Также в заявлении должен быть обозначен срок, в течение которого организация может выполнить требование налоговиков. В течение 2 дней с момента получения такого уведомления руководитель налогового органа или его заместитель вправе на его основании продлить сроки представления документов или отказать в такой поблажке, о чем выносится отдельное решение.

— Если проверка началась еще до 1 января 2007 года, то по каким правилам она должна проводиться и как будут оформляться ее результаты — по действовавшим до 2007 года или по тем, которые приняты с 1 января 2007 года? В частности, как определить срок проверки?

— Налоговые проверки и связанные с ними контрольные мероприятия, не завершенные до 1 января 2007 года, проводятся в порядке, действовавшем до вступления в силу закона № 137-ФЗ (п. 14 ст. 7 закона № 137-ФЗ). При этом оформление результатов указанных налоговых проверок и иных мероприятий налогового контроля осуществляется в порядке, действовавшем до дня вступления в силу этого закона. При проведении выездной налоговой проверки, назначенной до 1 января 2007 года, налоговые органы руководствуются старой редакцией кодекса. Вместе с тем рассмотрение и реализация материалов проверки осуществляются с учетом требований новой редакции.

Срок проведения мероприятия налогового контроля, назначенного до 1 января, не должен превышать 2 (в исключительных случаях 3) месяцев. Он включает в себя время фактического нахождения проверяющих на территории налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) за вычетом периодов между вручением налогоплательщику требования о представлении документов в соответствии со статьей 93 кодекса и представлением им запрашиваемых при проведении проверки документов.

Видео (кликните для воспроизведения).

Однако, в связи с тем что реализация материалов осуществляется в соответствии с новой редакцией кодекса, рассмотрение возражений налогоплательщика по акту проверки, принятие решения по результатам проверки и его обжалование будут осуществляться по-новому. Данный нюанс ограничивает полномочия налоговых органов в сроке проведения дополнительных мероприятий налогового контроля в случае назначения таковых по результатам рассмотрения акта проверки и возражений налогоплательщика. Так, в соответствии с новой редакцией кодекса, данный срок не должен превышать 1 месяц.

Источники

Включение в план выездных налоговых проверок
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here