Внутренний контроль финансово хозяйственной деятельности организации

Особенности внутреннего финансового контроля в бюджетном учреждении

Автор: Орлова О. Е., эксперт журнала

В системе финансового управления БУ внутренний финансовый контроль учреждения (далее – ВФК) выполняет сквозную роль. Пронизывая все управленческие процессы, контроль гарантирует оптимальное использование ресурсов, выявляет слабые стороны деятельности, способствует устойчивости БУ в быстро меняющихся внешних условиях. В статье расскажем, каким смыслом наполнен ВФК в сфере госсектора, в каких формах и какими способами он проводится, что является первостепенным объектом контроля при риск-ориентированном подходе.

Правовые основы организации внутреннего контроля в БУ.

Внутренний финансовый контроль учреждения представляет собой деятельность БУ, органов его управления, подразделений и сотрудников, призванную обеспечить эффективность и результативность финансово-хозяйственной работы, достоверность финансовой отчетности, соблюдение действующего законодательства и требований регулирующих органов.

Обязательный порядок организации (осуществления) бюджетными учреждениями внутреннего финансового контроля установлен ст. 19 Закона о бухучете[1] и п. 6 Инструкции по применению Единого плана счетов[2]. Сведения о результатах мероприятий внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля включаются в пояснительную записку к балансу учреждения (п. 56 Инструкции № 33н[3]).

Риск-ориентированный подход во внутреннем финансовом контроле.

Внедрение понятия риска в государственное управление сместило акценты и в методах государственного контроля (надзора): на смену традиционному подходу приходит риск-ориентированный[6]. БУ также может использовать модель риск-ориентированного подхода для повышения эффективности собственной службы ВФК.

Риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и осуществления ВФК, при котором выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю, а также превентивных мероприятий определяется отнесением объекта проверки к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.

Риск-ориентированный подход во ВФК идентифицирует риски, производит их классификацию, оценку, а также устанавливает влияние этих рисков на конечные цели учреждения. Основные усилия службы ВФК смещаются с задачи выявления уже причиненного вреда и наказания виновных лиц на предотвращение причинения вреда, повышение информированности и компетентности сотрудников БУ. При этом меняется характер проверок: их периодичность и объем зависят исключительно от размеров рисков, что оборачивается усиленным контролем по отношению к потенциальным нарушителям и пониженным (вплоть до отсутствия контроля) – к добросовестным работникам.

Например, риск-ориентированный подход весьма эффективен при управлении учреждением с разветвленной филиальной сетью. Традиционный метод предполагает, что подразделения и филиалы будут проверены друг за другом в порядке очередности. Нерегулярность проверок трудно обосновать в рамках обычной модели контроля, в результате повышенный контроль проявляется уже по факту происшествия (например, авария, кража, санкция от надзорного органа). Риск-ориентированный подход позволяет сформировать критерии частоты и глубины проверки, обнародовать их для нижестоящих инстанций и осуществлять контроль преимущественно по отношению к неблагополучным филиалам, меньше затрагивая образцовые подразделения и не вызывая при этом обвинений в предвзятости.

При составлении плана проверки филиалов (подразделений) в качестве потенциальных угроз могут выступать размер финансовых потоков, численность персонала, парк оборудования, степень опасности оборудования, число происшествий за предыдущий период и пр. В число превентивных мер могут быть включены надлежащий профессионализм персонала, высокий уровень техники безопасности, наличие страховки, малая изношенность оборудования. Пересечение угроз и предупредительных мер отразит уровень риска каждого филиала. Так, если у учреждения есть крупный филиал с низким качеством менеджмента, то он будет включен в зону особого контроля, а маленький благополучный филиал – в зону низкого контроля.

В зависимости от того, в одной или разных системах находятся субъект и объект, контроль подразделяют на внешний и внутренний. При внешнем контроле, то есть проведении контрольных мероприятий со стороны органов государственной власти, учреждение является объектом проверки. При организации ВФК учреждение выступает субъектом. Руководителей БУ интересуют оба варианта, поскольку желательно, чтобы система ВФК способствовала успешному прохождению проверок, проводимых вышестоящими органами. Внешние контролеры обращают пристальное внимание на организацию ВФК проверяемого учреждения. Если уровень контроля оценивается ими как высокий, это (особенно в условиях риск-ориентированного подхода) проявляется в

[1] Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

[2] Единый план счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

[3] Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 25.03.2011 № 33н.

[4] Мероприятия приведены на основании Стандарта внутреннего контроля Федерального казначейства, утв. Приказом Федерального казначейства от 16.12.2016 № 475.

[5] Пункт 6 Методических рекомендаций по осуществлению внутреннего финансового аудита, утв. Приказом Минфина РФ от 30.12.2016 № 822.

[6] Статья 8.1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»; Постановление Правительства РФ от 17.08.2016 № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ»; законопроект № 332053-7 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Система внутреннего контроля и ее влияние на финансовую отчетность

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 23.12.2018 2018-12-23

Статья просмотрена: 333 раза

Библиографическое описание:

Латыпова М. А., Давлетбаева Н. Б. Система внутреннего контроля и ее влияние на финансовую отчетность // Молодой ученый. — 2018. — №51. — С. 245-248. — URL https://moluch.ru/archive/237/55052/ (дата обращения: 18.02.2020).

Финансовая отчетность — это комплект документов, содержащих информацию о результатах финансово-хозяйственной деятельности предприятия. В соответствии с МСФО (IAS) 1 «Предоставление финансовой отчетности», полный комплект финансовой отчетности включает: отчет о финансовом положении на дату окончания периода; отчет о совокупной прибыли за период; отчет об изменениях собственного капитала; отчет о движении денежных средств; и примечания, состоящие из краткого обзора основных принципов учетной политики и прочей пояснительной информации 1.

Читайте так же:  Размер налога енвд

Цель составления финансовой отчетности — это представление информации о финансовом положении, финансовых результатах и движении денежных средств предприятия, которая будет полезна широкому кругу пользователей при принятии ими экономических решений. То есть финансовая отчетность составляется не просто для внутреннего пользования, а для того, чтобы пользователь, прочитав ее, получил понимание того, что компания имеет и на какую сумму, что ему ожидать в будущем и он на основании этого будет принимать решение.

Финансовая отчетность также показывает результаты управления ресурсами, доверенными руководству компании. Ресурсы в финансовой отчетности представлены активами, обязательствами, капиталом, доходами, расходами и другими показателями. И результаты управления данными ресурсами влияют на принятие решения учредителей и инвесторов. Финансовой отчетности присущи фундаментальные характеристики, представленные на рисунке 1.

Рис. 1. Фундаментальные качественные характеристики финансовой отчетности

Уместность помогает пользователю оценивать прошлые, настоящие и будущие события. Внутри уместности находится характер и существенность. Характер информации должен помогать, пользователям принимать решения. Существенность, определяет значимость той или иной операции, если операция или событие существенны, то об этом пользователь обязательно должен знать, и наоборот если операции были мелкие то их описывать не обязательно, так как пользователь может в них «потеряться». Критерии и порог существенности, каждая компания определяет самостоятельно.

Достоверное представление включает в себя нейтральность, полноту и точность. Нейтральность означает, что компания должна адекватно раскрывать информацию ничего не приукрашать то, чего не надо, и ничего не прятать, если есть неблаговидные операции. Полнота характеризует то, что все требования по ведению учета выполнены в соответствии с МСФО и в полном объеме и это отражено в финансовой отчетности. Точность  это значит, что операции отражены в том периоде и в той сумме, в котором операция была совершена.

Таким образом, при ведении бухгалтерского учета и при составлении финансовой и налоговой отчетности должны соблюдаться эти принципы, и компания должна стремиться, максимально надежно представлять информацию, содержащуюся отчетах.

Но, к сожалению, случается, что финансовая отчетность содержит искажения, то есть она не достоверна и не справедлива, потому что это может быть связано элементарно с ошибкой, которая является не преднамеренной неточностью в финансовой отчетности. Искажение может выражаться в арифметической ошибке или описке в учетных записях, или это может быть неправильное применение и понимание учетной политики, или упущение фактов и их неверная интерпретация. То есть, если все это происходит, то это — ошибка, но есть и мошенничество. Мошенничество и недобросовестные действия отличаются от ошибки преднамеренностью и умышленностью действий.

МСА 240 «Ответственность аудитора в отношении мошенничества

в ходе аудита финансовой отчетности» дает определение мошенничеству как преднамеренному действию, совершенному одним или несколькими лицами из числа руководства субъекта, лицами, наделенными руководящими полномочиями, сотрудниками, имеющие признаки обмана с целью получения несправедливого или незаконного преимущества 2. Таким образом, можно сказать, что мошенничество — это неправильное отражение хозяйственных операций и предоставление на этой основе заранее искаженной, недостоверной отчетной информации ее пользователям.

Есть понятие корпоративное мошенничество — это когда идет искажение, присвоение активов компании, осуществляемое обманным путем и характеризующееся умышленным воздействием на финансово-хозяйственную деятельность компании. В корпоративном мошенничестве может быть несколько составляющих, имеющих отличительные признаки, такие как хищение активов компании и коррупционные действия.

Существует так же понятие мошенничество с финансовой отчетностью это схемы, которые позволяют фальсифицировать финансовую отчетность в целях, как ее улучшения, так и ухудшения, тем самым внося заблуждения в контролирующий орган, инвесторов банки т.д., то есть вноситься продуманная искаженная информация, и документы компании отражают эти искажения.

И еще один составляющий фактор — это неценовая коррупция, то есть использование персоналом компании своего служебного положения с целью личного обогащения, осуществляемое за вознаграждение, но без фактического изъятия активов у компании.

Все вышеперечисленные факторы составляют конструктор мошенничества. Эти схемы могут реализовываться как отдельно, так и во взаимосвязи, «помогая друг другу».

Таким образом для снижения риска искажения финансовой отчетности и предупреждения того или иного вида мошенничества, компании требуется сформированная и действующая система внутреннего контроля. Которая как часть современной системы управления позволяет вести упорядочено и эффективно финансово-хозяйственную деятельность компании.

В МСА 400 «Оценка рисков и внутренний контроль»  определение «система внутреннего контроля» включает совокупность организационных мер, методик и процедур, используемых руководством аудируемого лица в качестве средств для упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности, обеспечения сохранности активов, выявления, исправления и предотвращения ошибок и искажения информации, а так же своевременной подготовки достоверной финансовой отчетности 3.

То есть данные стандарты говорят, как компании необходимо действовать при формировании системы внутреннего контроля. Внутренний контроль должен включает в себя пять основных элементов: контрольная среда, оценка рисков, информационная система, деятельность по контролю и мониторинг. Вся эта система была отражена в модели COSO.

Модель COSO  модель риска и контроля были разработаны в США. Конец 80-х годов ХХ столетия был тяжелым для США. Крах сотен финансовых институтов принес миллиардные убытки инвесторам, дебиторам и правительству. Поэтому была создана специальная комиссия, в состав которой входили: бухгалтера, аудиторы и финансовые менеджеры. По результатам проведенной работы комиссия рекомендовала спонсирующим организациям разработать интегрированное руководство по внутреннему контролю. Для реализации был создан COSO комитет. Модели риска и контроля, предложенные COSO, послужили основой для ряда других моделей риска и контроля, разработанных в других странах, аналогичными COSO, и различными консультационными фирмами.

Читайте так же:  Налог на имущество ставки льготы

Пять элементов, из которых состоит внутренний контроль — модель COSO представлены на рисунке 2. Содержание элементов системы внутреннего контроля модели COSO представлены на рисунке 3.

Рис. 2. Модель COSO

Сущность модели COSO является то, что все пять аспектов должны, применятся, как на этапе операции, так и на этапе составления финансовой отчетности. То есть, когда каждый раз отражается хозяйственная операция, необходимо чтобы все эти пять аспектов нашли в ней отражение. Например, контрольная среда — это то как образовалась операция, есть ли основания для проведения операции, какие риски связаны с отражением данной операции, какие проводятся контрольные процедуры, подтверждается ли данная операция документально, каким образом передается информация от поставщика к покупателю или между подразделениями о данной операции и в конце мониторинг то есть, проверяется, что все эти четыре пункта выполняются в соответствии с требованиями бизнес-процессов. Точно так же данные аспекты применяются на этапе составления финансовой и налоговой отчетности, потому что искажение на одной из этих площадок, повлечет риск в финансовом и налоговом учете. На всех этапах, на всех моментах выполнения операции и отражения ее в бухгалтерском учете и финансовой отчетности все эти пять компонентов должны быть применены.

Модель COSO применяет внутренний контроль как процесс, осуществляемый советом директоров менеджментом и остальным персоналом компании, предназначенной для достижения «разумной уверенности» касательно достижения целей в следующих категориях: эффективность и продуктивность операций; надежность финансовой отчетности; и соблюдение законов и правил. Разумная уверенность — это то, что есть понимание, что на сто процентов все не предусмотреть и все риски невозможно минимизировать, поэтому должны построить такую систему внутреннего контроля которые позволять максимально минимизировать основные риски.

При построении системы внутреннего контроля по модели COSO, необходимо получить информацию о деятельности компании ее среде, включая внутренний контроль и оценку риска существенных искажений финансовой отчетности. Понимание бизнеса предприятия  это общее знание экономики отрасли, в рамках которой действует субъект, а также более конкретные знания о том, каким образом субъект функционирует. Целью знаний о бизнесе предприятия является выявление и понимание событий, операций и методов работ, которые могут существенно повлиять на финансовую отчетность.

В модели COSO самое первое это контрольная среда — это фундамент, так как она влияет на все оставшиеся процессы. Контрольная среда задает атмосферу в компании, влияя на контрольное сознание своего персонала. Она является основой для всех остальных компонентов внутреннего контроля, обеспечивая дисциплину и структуру. К факторам контрольной среды относятся целостность, этические ценности, стиль работы руководства, система делегирования полномочий, а также процессы управления и развития персонала в компании.

Процесс оценки рисков в компании  порядок выявления рисков менеджером компании, оценки их последствий и управления рисками. Для целей финансовой отчетности процесс оценки рисков включает: выявление руководством рисков в связи с подготовкой достоверной и объективной финансовой отчетности в соответствии с принципами подготовки финансовой отчетности; оценку вероятности возникновения рисков; оценку «значимости» рисков; принятие решения по управлению рисками. Целью оценки рисков искажения финансовой отчетности является определение состава, объема и временных рамок дальнейших процедур.

Информационная система охватывает бизнес-процессы, значимые для подготовки финансовой отчетности, а также систему коммуникаций между структурами юридического лица и непосредственно между его должностными лицами. К какой категории относится система бухгалтерского учета в компании, а именно процедуры, позволяющие инициировать и обработать их, обеспечить должный учет активов, обязательств и капитала, подготовить отчетность организации.

Процедуры контроля и контрольные действия должны быть направлены на компанию и поддержания таких областей внутреннего контроля, как: санкционирование операций; обзор результата деятельности компании; обработка информации; физические средства контроля; распределение обязанностей между должностными лицами компании; и другие действия.

Мониторинг средств контроля  это процесс оценки качества функционирования внутреннего контроля. Это сочетание постоянной и периодической оценок, а также управленческая и надзорная деятельность. Важно понять, каким образом компания осуществляет мониторинг и как при необходимости корректирует систему внутреннего контроля в части, относящейся к подготовке финансовой отчетности.

Таким образом, если внедряется система внутреннего контроля на основании модели COSO, то на каждом этапе происходит разделение полномочий, четко устанавливаются процедуры, вовремя обрабатывается информация, что снижает риски недостоверности финансовой отчетности.

Следовательно, эффективность деятельности компании зависит от компетентно сформированной системы внутреннего контроля, так как она способствует не только выявлять недостатки, искажения и мошенничество, но предупреждать и оперативно их устранять, что влечет к результативности и экономичности управления, а также снижает трудоемкость контрольной работы и как следствие повышает повышение устойчивости компании.

  1. Нурсеитов Э.О., Нурсеитов Д.Э. МСФО Теория и практика: Справочное руководство. — Алматы: Изд-во LEM, 2007. — 568 с
  2. Ситнов, А.А. Международные стандарты аудита: Учебник — М.: ЮНИТИ, 2015. — 239 c.
  3. Тютюрюков, В.Н. Международные стандарты аудита: Учебник — М.: Дашков и К, 2014. — 200 c

Роль и значение внутреннего контроля в деятельности организации

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 16.06.2019 2019-06-16

Статья просмотрена: 636 раз

Библиографическое описание:

Белозерова Л. А. Роль и значение внутреннего контроля в деятельности организации // Молодой ученый. — 2019. — №24. — С. 316-320. — URL https://moluch.ru/archive/262/60616/ (дата обращения: 18.02.2020).

Ключевые слова: внутренний контроль, внутренний аудит, бухгалтерский учёт, финансовый результат.

Для создания успешного бизнеса предпринимателю требуются не только большие капиталовложения, но и грамотная организация самой структуры предприятия. И важную роль в системе управления играет, конечно же, внутренний контроль. При этом, чем более значительна компания по масштабам деятельности, оборотам, по организационной структуре, тем выше требования к системе контроля и актуальнее задача повышения ее эффективности и качества [8].

Читайте так же:  Налоговый контроль финансовое право

Как показывает практика, наличие в компании системы внутреннего контроля становится неотъемлемой основной для улучшения финансовых показателей, повышения качества управленческих решений и целого ряда преимуществ [8].

Под внутренним контролем следует понимать процесс, направленный на проверку и оценку собственной работы, осуществляемой в собственных интересах для получения уверенности в эффективности и конструктивности своей деятельности. При этом немаловажно соблюдать: требования законодательства, исполнения приказов, распоряжений, точность и полноту документации бухгалтерского учёта [3], своевременную подготовку достоверной информации о бухгалтерской отчётности.

Рис. 1. Схема проведения внутреннего контроля

Управлением и проверкой о состоянии финансово-хозяйственной деятельности предприятия занимается система внутреннего контроля, которая включает в себя ряд методик и процедур, принятых руководством для выполнения назначения деятельности организации [3], осуществления поставленных задач с целью повышения эффективности ведения хозяйственных операций. Ведь продуктивность деятельности предприятия повышается благодаря постоянному проведению контрольных мероприятий.

Не смотря на существование положения о системе внутреннего контроля, на многих торговых предприятиях внутренний контроль недостаточно организован. А где и вовсе отсутствует периодический мониторинг данной системы.

Организация контроля осуществляется в зависимости от характера и масштабов её деятельности, при этом она должна существовать на всех уровнях управления, во всех её структурных подразделениях, где принимают непосредственное участие все сотрудники организации в соответствии с их полномочиями. Польза данной системы должна быть сопоставлена с затратами на её осуществление.

Основными элементами внутреннего контроля являются: контрольная среда, оценка рисков, информация и коммуникация, процедуры внутреннего контроля, мониторинг средств контроля [6], представленные на следующей схеме.

Рис. 2. Элементы системы внутреннего контроля

Каждый субъект внутреннего контроля, работающий в организации, за ненадлежащее выполнение контрольных функций должен нести экономическую, административную и дисциплинарную ответственность. Несомненно, порядок осуществления внутреннего контроля подлежит документальному оформлению. Дисциплина ведения и обязанности определяются руководителем организации. Ведь только опытный и искусный управленец понимает, что благодаря грамотно сформированной системе внутреннего контроля возможен подъем экономических показателей фирмы, уровень качества работоспособности и, как результат, оценка данных результативного управления при высоком уровне контроля.

Из этого следует выделить особо важные преимущества системы внутреннего контроля:

– улучшает качество организации бухгалтерского учёта компании;

– оказывает положительное воздействие на дальнейшее развитие бизнеса;

– помогает в привлечении инвестиций и кредиторов, в результате своей продуктивной деятельности;

– повышает уровень работоспособности структурных подразделений.

Служба внутреннего контроля в организации может быть представлена разновидностью системы внутреннего контроля:

Разновидность системы внутреннего контроля

Виды внутреннего контроля:

1. Служба внутреннего аудита

Видео (кликните для воспроизведения).

Своевременное выявление рисков, разработка рекомендаций для устранения выявленных нарушений, помощь руководителям организации в разработке стратегии развития бизнеса, проверка бухгалтерской (финансовой) отчётности и др.

Крупной организации со сложной внутренней структурой.

Оперативность контролирования хозяйственной деятельностью предприятия и оперативное информирование о выявленных нарушениях для принятия последующих управленческих решений; дороговизна содержания данной службы.

2. Контрольно-ревизионная служба

Проверка финансовой документации, предупреждение о выявленных изменениях, контроль за соблюдением персоналом своих полномочий.

Однотипным организациям с ограниченным спектром работ и процедур.

Своевременный контроль за сохранностью материальных ценностей, уместное выявление, предотвращение и устранение искажений. Осуществляет свою деятельность с определённой периодичностью.

3. Отдел внутреннего контроля

Проверка достижения поставленных задач, выполнение работниками наделенными функциями.

Применимо внутри предприятия всех руководящих должностей.

Постоянный и регулируемый контроль в повышении качества эффективности работы, выявление и устранение ошибок. Может использоваться циклически и систематически.

4. Договор со сторонней организацией

Обнаружение расхождений, проверка выполнения управленческих решений.

Небольшим предприятиям среднего и малого бизнеса.

Проверка носит одномоментный характер и является нерегулярной, что не позволяет глубоко узнать все особенности деятельности данного предприятия и обусловлена вероятностью не обнаружения ошибок. Является наименее предпочтительной.

Из приведённых табличных данных можно сделать вывод, что внутренний аудит является самым актуальным и предпочтительным, глубоким по содержанию и отвечающим нынешним требованиям, так как ряд вопросов, решаемых внутренним аудитом, очень велик [7].

В процессе проведения внутреннего аудита осуществляется проверка всех аспектов деятельности предприятия.

Рис. 4. Проверка деятельности предприятия в процессе проведения внутреннего аудита

Порядок проведения внутреннего аудита направлен на улучшение финансово-экономической деятельности предприятия. Критерием оценки в этом случае — показатель чистой прибыли, выручки и трат. Цель отдела аудита-выявить неэффективные растраты, сократить их, направить свободные деньги из выручки на реинвестиции. Достоверность отчётности подтверждается не только опытом и знаниями команды по выявлению ошибок, но и внутренней документацией.

Внутренний аудит может оптимизировать выбор проверяемых бизнес-процессов на основе системного подхода к оценке рисков, но не может детально аудировать каждый бизнес-процесс компании ежегодно. Однако, он довольно чётко способен анализировать процедуры, разработанные другими подразделениями, например, системой внутреннего контроля, с целью оценки их эффективности.

И, поскольку внутренний аудит призван оценивать систему внутреннего контроля, представляется логичной классификация внутреннего аудита в соответствии с целями внутреннего контроля [2].

Рис. 5. Классификация внутреннего аудита в соответствии с целями внутреннего контроля

Внутренний контроль и внутренний аудит, естественно, объединяет основная, результирующая цель — повышение уровня оценочной стоимости организации. И эта цель достигается через эффективное использование имеющихся ресурсов у компании. Поэтому торговые организации, которые уделяют существенное и вдумчивое внимание вопросам внутреннего контроля и аудита, без сомнения имеют преимущество и становятся более привлекательными для долгосрочных инвесторов, поскольку характеризуются высокими финансовыми показателями.

Таким образом, главная цель руководителя организации — это создание и внедрение той системы контроля, которая бы помогала вовремя выявлять и устранять отклонения, ошибки, способствуя повышению эффективности работы, а не полностью исключать и гарантировать их отсутствие, что бы являлось не совсем плодотворным показателем труда.

Читайте так же:  Календарь выплаты дивидендов по акциям нлмк

Основной принцип организации внутреннего контроля состоит в том, что необходимо контролировать то, как устроен и работает бизнес-процесс и какие важные и качественные изменения в нём происходят, а зацикливаться на экспертном контроле операций вовсе не стоит. Повышение эффективности процесса внутреннего контроля состоит в повышении качества внутреннего контроля, а не в увеличении количества проверенных заново операций [7].

Внутренний контроль – для чего и как организовать?

В соответствии с требованиями Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» через систему внутреннего контроля в организации должны проходить все совершаемые факты хозяйственной деятельности. Статья 19 Закона «О бухгалтерском учете» указывает на необходимость проведения внутреннего контроля, но строгих требований и правил она не содержит. Практические рекомендации по этой теме содержатся в Информации Минфина России от 26.12.2013 N ПЗ-11/2013 «Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности».

Организация внутреннего финансового контроля.

Создание полноценной системы ВФК в БУ предусматривает следующие действия:

распределение полномочий по ВФК между органами управления, подразделениями и сотрудниками, в том числе оценка целесообразности формирования службы ВФК;

принятие локальных актов по ВФК;

разработка контрольных мероприятий и форм отчетности по ВФК;

доведение до сведения заинтересованных сторон информации об уровне ВФК БУ путем отражения необходимых данных в пояснительной записке к балансу учреждения.

В число локальных актов по ВФК рекомендуется включить:

положение о ВФК, фиксирующее его цели и задачи, порядок организации ВФК, его кадровое обеспечение;

положение о службе ВФК с указанием прав и обязанностей ее сотрудников, обязанностей сотрудников БУ по взаимодействию с сотрудниками службы ВФК;

приложения к положению по ВФК (положение по управлению рисками, включая систему лимитов; план действий в чрезвычайных ситуациях);

посвященный ВФК раздел учетной политики.

В мероприятия по организации текущей работы в рамках ВФК входят[4]:

подготовка к осуществлению ВФК;

оформление результатов ВФК;

принятие решений по его результатам;

составление отчетности службы ВФК.

В порядке текущей работы службы ВФК руководитель БУ утверждает график и план проверок, программу проверки. Результаты текущей работы должны фиксироваться документально, подтверждая, что ВФК БУ носит регулярный характер. Поэтому даже если он организован в минимально допустимом объеме, в штате учреждения должен быть сотрудник, обязанный следить за полнотой и актуальностью документации.

Внутренний контроль: в теории

  1. пронизывать всю систему управления, от разработки стратегических планов и постановки тактических задач до контроля над конкретной операцией приобретения, использования и обеспечения сохранности любого ресурса и актива;
  2. способствовать реализации управленческих решений, оценивать их законность и эффективность, показывать реальное положение дел в организации, выявлять и минимизировать риски.

Средства внутреннего контроля должны не только оценивать достоверность совершаемых фактов хозяйственной жизни, но и не допускать неправомерные события, процессы, операции и предотвращать отрицательные результаты финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта. Внутренний контроль оценивает достоверность показателей и своевременность представления отчетности. Он предотвращает искажение данных бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Процедуры внутреннего контроля, согласно рекомендациям Минфина России, включают в себя:

  • документальное оформление всех сделок и операций;
  • проверку соответствия первичных учетных документов установленным требованиям и оценку достоверности информации;
  • санкционирование операций, обеспечивающее подтверждение правомочности их совершения;
  • сверку данных;
  • разграничение полномочий, определение прав и обязанностей должностных лиц;
  • контроль фактического наличия и состояния объектов;
  • анализ достижения поставленных целей, оценку правильности осуществления сделок и операций;
  • процедуры, связанные с компьютерной обработкой информации и информационными системами.

Таким образом, в организации должны быть документы, содержащие утвержденный перечень, описание, характеристику и количественную оценку основных методов и процедур внутреннего контроля.

Мероприятия и действия по ВФК.

Форма мероприятия

Контрольное действие

Получение объяснений, экспертиза, сбор и использование информации (отчетности), сверка данных

Осмотр, опрос, получение объяснений, инвентаризация, экспертиза, сбор и использование информации (отчетности), сверка данных

Осмотр, опрос, получение объяснений, экспертиза, сбор и использование информации (отчетности)

Видеонаблюдение и фотофиксация, сбор и использование информации (отчетности)

Осмотр, опрос, получение объяснений, экспертиза, сбор и использование информации (отчетности)

Осмотр, видеонаблюдение и фотофиксация, опрос, получение объяснений, экспертиза, сбор и использование информации (отчетности), сверка данных

Формы и способы осуществления ВФК.

ВФК проводится по линии административного и осуществление внутреннего финансового контроля. Административный контроль состоит в обеспечении проведения операций только уполномоченными на то лицами и в строгом соответствии с определенными БУ полномочиями и процедурами принятия решений по проведению операций. Финансовый контроль учреждения состоит в обеспечении проведения операций в строгом соответствии с нормативными и локальными актами и адекватного отражения этих операций в учете и отчетности.

Административный и финансовый контроль осуществляется в предварительном, текущем и последующем порядке.

Предварительный контроль направлен на предотвращение возможных нарушений и потому проводится до момента совершения финансовых операций. К его мероприятиям относятся формирование планов финансово-хозяйственной деятельности, проверки обоснованности закупок, согласование условий договоров. Кроме службы ВФК в предварительном контроле участвуют плановые, экономические, юридические службы БУ.

Текущий контроль выполняется на стадии совершения операции и призван обеспечить проведение финансовых операций уполномоченными лицами в порядке, установленном локальными актами БУ. Кроме службы ВФК данный контроль осуществляет бухгалтерия БУ.

Последующий контроль производится по результатам финансово-хозяйственной деятельности БУ за определенный период. Этот тип контроля, как правило, является исключительной компетенцией службы ВФК. Формами последующего контроля являются камеральная проверка (по месту работы службы ВФК, а не проверяемого подразделения), выездная проверка (по месту нахождения объекта проверки).

При проведении контрольных мероприятий используются сплошной и выборочный способы. При сплошном способе контрольные действия осуществляются в отношении каждой проведенной операции. При выборочном способе – в отношении отдельных операций и действий.

Читайте так же:  Реестр задолженностей по уплате налогов

Контрольные действия делятся на визуальные, автоматические и смешанные. Первые выполняются без использования прикладных программных средств автоматизации, вторые – с использованием таких средств без участия должностных лиц, третьи – с использованием таких средств с участием должностных лиц. Ниже в табличном виде указано, какие контрольные действия могут быть взяты на вооружение службой ВФК и для какой формы контрольного мероприятия они наиболее предпочтительны.

Внутренний контроль бухгалтерского учета – для кого обязателен?

Исключение: ситуация, когда обязанность ведения бухгалтерского учета принял на себя руководитель организации. Например, субъекты малого предпринимательства при организации внутреннего контроля должны исходить из принципа рациональности и при определенных обстоятельствах руководитель такого экономического субъекта может осуществлять функции внутреннего контроля самостоятельно. Аналогичный подход, согласно Информации N ПЗ-11/2013, может применяться некоторыми некоммерческими организациями.

Оцениваем и устраняем риски

В Информации Минфина N ПЗ-11/2013 сказано, что оценка рисков призвана выявлять те из них, которые могут повлиять на достоверность учета и отчетности.

Специалисты, осуществляющие внутренний контроль, должны убедиться в том, что:

  • факты хозяйственной жизни, отраженные в учете, имели место в отчетном периоде и относятся к текущей деятельности организации;
  • имущество, имущественные права и обязательства организации, отраженные в бухгалтерском учете, фактически существуют;
  • объекты бухгалтерского учета отражены в правильном стоимостном измерении;
  • данные бухгалтерского учета корректно и своевременно раскрыты в бухгалтерской отчетности.

Важно! Оценить риск возникновения злоупотреблений. Злоупотребления могут быть связаны с любым участком учета и деятельности организации в целом.

Проблема оценки риска возникновения злоупотреблений непосредственно связана с неосмотрительностью и неосторожностью как при ведении бизнеса в целом, так и при выборе контрагентов в частности.

Кадровое обеспечение ВФК.

В зависимости от размера БУ и его финансовых возможностей выполнять функцию ВФК могут служба ВФК, сотрудник по ВФК, комиссия по ВФК. Отметим, что руководители любого уровня выполняют контрольные функции, в этом их отличие от рядового персонала. Поэтому если у БУ нет возможности вменить осуществление ВФК в исключительном порядке отдельным лицам (подразумевается, что сотрудник или служба ничем, кроме контроля, не занимаются), то в локальных актах по ВФК следует особо прописать роль руководителей структурных подразделений во ВФК. У ряда подразделений БУ есть четко выраженные контрольные функции, что способствует более легкому их встраиванию в систему ВФК. Например, юридический и кадровый отделы на этапе заключения договоров проводят предварительный контроль, а бухгалтерия осуществляет текущий контроль на основании расчетных документов.

Служба ВФК в отличие от других структурных подразделений БУ осуществляет контроль за контролем, то есть проверяет, как работают контрольные механизмы, а если они отсутствуют или недостаточны, то налаживает их. Служба ВФК осуществляет контроль без выполнения иных, исполнительских функций, что обеспечивает ее независимость.

Риски как объект внутреннего финансового контроля.

В конечном итоге вся деятельность в рамках ВФК сводится к управлению рисками, принимаемыми учреждением. Под риском подразумевается вероятность наступления из-за невыполнения обязательных требований событий, влекущих потенциальные негативные последствия различной степени тяжести.

Управление рисками представляет собой комплекс методических, информационно-аналитических, организационных и технологических мероприятий по выявлению, минимизации и предотвращению рисков, оценке эффективности указанных мероприятий, а также по организации работы по непрерывному совершенствованию процедур управления рисками и обновлению информации, на основании которой оцениваются риски.

Система управления рисками включает в себя: 1) идентификацию рисков; 2) анализ рисков; 3) минимизацию рисков; 4) мониторинг.

Изначально система управления рисками появилась в финансовом секторе, который в отличие от прочих областей хозяйства регулярно принимает на себя риски с целью получения вознаграждения. Подобная специфика деятельности интересует банки, страховщиков, инвестиционные фонды не столько в целях исключения, минимизации рисков, сколько в целях управления и измерения этих рисков для установления адекватных цен на свои финансовые продуты (такие как ставки по кредитам, стоимость ценных бумаг, размер страховых премий).

Для государственного сектора понятие риска относительно ново. Риск связан с неопределенностью, а бюджетная деятельность, напротив, является достаточно предсказуемой и высоко регулируемой. Тем не менее, вопрос управления рисками становится ключевым в системе реформирования финансового менеджмента бюджетной сферы России. Основным риском в госсекторе считается бюджетный, под которым понимается возможность возникновения событий, негативно влияющих на выполнение процедур составления и исполнения бюджета, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности, в том числе коррупционных проявлений[5].

Внутренний контроль: практика

Особое внимание стоит обратить на то, что эффективность внутреннего контроля может быть снижена или ограничена по разным причинам, зачастую независящим от организации. Например, изменение законодательства, возникновение новых обстоятельств вне сферы влияния руководства экономического субъекта. А вот превышение должностных полномочий руководством или иным персоналом или возникновение ошибок в процессе принятия решений, при проведении сделок, ведении бухгалтерского учета – это уже внутренние причины и их влияние на организацию контроля можно уменьшить.

В заключение стоит отметить, что систему внутреннего контроля должна создать и использовать в своей деятельности каждая компания. Это инструмент управления организацией, позволяющий максимально эффективно реализовать различные бизнес-процессы. Внутренний контроль должен не только обнаружить недостатки и нарушения в части уже свершившихся фактов хозяйственной жизни, но и предотвратить их появление в будущем. И важно, чтобы он осуществлялся постоянно, без пропусков в течение всего отчетного периода в полном соответствии с утвержденным регламентом.

Видео (кликните для воспроизведения).

Внутренний контроль должен стать из одним из важнейших инструментов в принятии решений, достижении стратегических целей организации, сохранности активов, их эффективного использования, соблюдении законодательства и внутренних актов, а также составлении достоверной бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Источники

Внутренний контроль финансово хозяйственной деятельности организации
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here