Выполнения и контроля финансовых планов

Приложение N 1. Порядок мониторинга и контроля за выполнением муниципальными бюджетными учреждениями планов финансово-хозяйственной деятельности

мэра — председателя Комитета

по экономике г.Иркутска

от 15 июля 2014 г. N 182-02-1127/4

Порядок мониторинга и контроля за выполнением муниципальными бюджетными учреждениями планов финансово-хозяйственной деятельности

1. Основные положения

1.1. Настоящий Порядок мониторинга и контроля за выполнением муниципальными бюджетными учреждениями планов финансово-хозяйственной деятельности (далее — Порядок) осуществляется в отношении муниципальных бюджетных учреждений подведомственных комитету по экономике администрации г.Иркутска (далее — Учреждения).

1.2. Настоящий Порядок разработан с целью:

— повышения эффективности бюджетных расходов г.Иркутска;

— повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности Учреждений;

— контроля за объемом финансовых средств Учреждений.

1.3. Объектом мониторинга и контроля за выполнением Учреждениями планов финансово-хозяйственной деятельности (далее — Мониторинг и контроль) являются показатели финансового состояния Учреждения, показатели по доходам и расходам Учреждений.

1.4. Мониторинг и контроль за выполнением Учреждениями планов финансово-хозяйственной деятельности (далее — ПФХД) осуществляет отдел административной реформы управления по стратегическому развитию и инвестиционной политике комитета по экономике администрации г.Иркутска (далее — Отдел).

2. Направления мониторинга и контроля

2.1. Мониторинг и контроль осуществляется Отделом в форме документальной проверки, путем анализа предоставленных Учреждениями квартальных, годовых отчетов о доходах и расходах Учреждений, о результатах деятельности Учреждений, иных отчетов и информации о финансовом состоянии Учреждений (далее — отчеты) на предмет выполнения показателей объема оказанных Учреждениями муниципальных услуг (работ) в стоимостном выражении.

2.2. Под документальной проверкой понимается проверка и анализ предоставленных Учреждениями отчетов, аналитических материалов и иной финансовой информации без выезда в Учреждения или на месте непосредственного оказания муниципальных услуг (работ).

2.3. Ежеквартальные отчеты о выполнении ПФХД составляются Учреждениями и предоставляются в Отдел по итогам работы за первый квартал, полугодие, девять месяцев в срок не позднее 10 числа месяца следующего за отчетным периодом. Отчетность за 4 квартал предоставляется в срок не позднее 15 числа месяца следующего за отчетным периодом. Отчет о выполнении ПФХД осуществляется по форме согласно Приложению N 1 к настоящему Порядку.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

2.4. Годовой отчет о выполнении ПФХД составляется Учреждением по итогам работы за год в срок не позднее 15 числа месяца следующего за отчетным годом предоставляется в Отдел по форме указанной в пункте 2.3. настоящего Порядка.

2.5. Ежеквартально при Мониторинге и контроле, Отделом проводится анализ:

— исполнения доходной части ПФХД в разрезе поступлений по всем источникам, с объяснением причин отклонений от прогнозного плана поступлений доходов за отчетный период;

— исполнения расходной части ПФХД, а также факторов, повлиявших на ее выполнение в разрезе источников выплат (субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием Учреждениями в соответствии с муниципальным заданием муниципальных услуг (работ); субсидии, предоставляемой Учреждениям в соответствии с решением о бюджете на осуществление соответствующих целей (субсидия на иные цели); бюджетных инвестиций; средств поступивших от оказания Учреждениями услуг на платной основе и других поступлений от иной приносящей доход деятельности, безвозмездных перечислений от физических и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей);

— причин образования неиспользованных остатков субсидий на выполнение Учреждениями муниципальных заданий и иных целей;

— изменений показателей финансового состояния Учреждений, содержащихся в ПФХД, а также изменений, внесенных в показатели ПФХД по доходам и расходам в течение отчетного периода;

— просроченной дебиторской и кредиторской задолженности Учреждений.

2.6. Дополнительным источником информации для проведения мониторинга выполнения Учреждениями ПФХД являются документы (акты и иные материалы) о проведении контрольных мероприятий по проверкам финансово-хозяйственной деятельности Учреждений, осуществляемых в ходе текущего контроля.

2.7. Мониторинг и контроль за выполнением Учреждениями ПФХД осуществляется в форме:

— внешнего Мониторинга и контроля;

— внутреннего Мониторинга и контроля.

2.8. Внешний Мониторинг и контроль осуществляется в форме документальной проверки на стадии формирования ПФХД. При проведении внешнего контроля отдел осуществляет проверку:

— обоснованности предлагаемых Учреждением предельных цен (тарифов) на оплату муниципальных услуг (работ);

— корректности предложений Учреждения по объему средств для расчета субсидии на выполнение муниципального задания;

— корректности предложений Учреждения по объему средств для расчета субсидии на иные цели;

— прогнозных поступлений от оказания Учреждениями муниципальных услуг на платной основе, других поступлений от иной приносящей доход деятельности, безвозмездных перечислений от физических и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

2.9. Внутренний Мониторинг и контроль осуществляется в форме выездных проверок с целью проведения контрольных мероприятий по проверкам финансово-хозяйственной деятельности Учреждений, на стадии исполнения Учреждением ПФХД по решению Отдела.

2.10. Под выездной проверкой понимается проверка отчетов, финансовых документов, финансово-хозяйственной деятельности и иных финансовых процедур (операций), используемых в процессе оказания муниципальных услуг (работ), связанных с выездом в Учреждения.

2.11. В ходе внутреннего Мониторинга и контроля за выполнением ПФХД проверяется:

— эффективное использование финансовых средств и иных активов Учреждений;

— обоснованность расходов и оптимизация расходов Учреждений;

— законность и хозяйственная целенаправленность расходов;

— полнота и своевременность расчетов с бюджетом по налогам, страховым взносам;

— своевременность погашения Учреждениями своих обязательств;

— качество бухгалтерского учета;

— полнота и своевременность предоставления финансовой отчетности;

— эффективное использование, правильная эксплуатация имущества и товарно-материальных ценностей Учреждениями;

— иная финансовая и расчетно-платежная дисциплина.

2.12. По результатам проведения мониторинга и контроля Отделом составляется акт о выявленных нарушениях, в обратном случае — справка об отсутствии нарушений.

2.13. В случае вынесения акта о выявленных нарушениях, Отделом утверждается график об устранении выявленных нарушений.

Начальник управления по стратегическому развитию и инвестиционной политике комитета по экономике администрации г.Иркутска

  • Приложение N 1. Отчет об исполнении учреждением плана финансово-хозяйственной деятельности
>
N 1. Отчет об исполнении учреждением плана финансово-хозяйственной деятельности
Содержание
Распоряжение заместителя мэра — председателя Комитета по экономике города Иркутска от 15 июля 2014 г. N 182-02-1127/4 «Об.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Читайте так же:  Услуги валютный контроль код

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

http://base.garant.ru/34762355/6c31b45c93a361516c9e91a0f7f57083/

Проблемы реализации и контроля финансовых планов

Несомненно, что целью процесса финансового планирования как такового является достижение целей компании (оперативных — если осуществляется оперативное финансовое планирование или стратегических — если мы осуществляем стратегическое финансовое планирование).

Цели компании на конкретный момент могут быть различны — максимизация прибыли, увеличение объемов выпускаемой (реализуемой) продукции, продвижение новой товарной марки, обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия, победа в конкурентной борьбе, создание эффективного механизма управления ресурсами предприятия и т.д.

Задачи, стоящие перед финансовым планированием, также не являются постоянными и неизменными на веки вечные. Они тоже могут меняться. В то же время наиболее постоянными, основными из них являются:

  • создание базы для осуществления этапов финансового планирования;
  • анализ слабых и сильных сторон деятельности компании;
  • осуществление планирования, претворение планов в жизнь, контроль и анализ;
  • выработка обоснованных управленческих решений на основе анализа финансово-хозяйственного состояния и эффективности управления компанией, прогнозов развития компании и рынка;
  • обеспечение координации, кооперации и коммуникации подразделений компании с учетом интересов компании в целом;
  • повышение ответственности за выполнение определенных показателей плана (пути достижения этого различны — моральное и материальное стимулирование, делегирование полномочий конкретным исполнителям и т.п.);
  • обоснование затрат компании, в том числе и по отдельным подразделениям, поиск возможностей их снижения, повышения рентабельности деятельности, в частности по отдельным подразделениям;
  • усовершенствование и повышение эффективности распределения и использования ресурсов компании;
  • построение эффективной системы мотивации, направленной на повышение ответственности, производительности и качества труда, что в конечном итоге благоприятно сказывается на росте компании, и т. д.

Исполнение финансового плана: проблемы реализации и контроля

Важной проблемой реализации финансовых планов является контроль величины осуществляемых затрат. Финансовый план, направленный на увеличение сбыта продукции и повышение показателей доходности, доблестно выполняемый в части увеличения сбыта продукции, вероятнее всего не приведет к получению больших прибылей, если затраты будут осуществляться бесконтрольно.

Многие руководители обманываются кажущейся незначительностью отдельных производимых расходов. «Ну, подумаешь, 500 рублей. Что это такое в масштабах компании?» — думают они, забывая, что таких «пятисотрублевых» расходных статей у компании не одна-две, а не меньше десятка (а то и нескольких десятков), что в течение года даже ежемесячный расход по одной статье в сумме 500 рублей составит 6000 рублей, а это не так уж и мало. Теперь увеличим этот показатель в десятки или более раз с учетом количества затратных статей…

Недаром еще Бенджамин Франклин говорил: «Остерегайтесь незначительных расходов: маленькая течь потопит большой корабль».

Контроль величины затрат подразумевает наличие обоснованных и реальных норм и нормативов расхода сырья и материалов. Почему в предыдущем предложении подчеркнуто, что нормы и нормативы должны быть обоснованны и реальны?

Многие компании могут похвастаться наличием таких норм, зачастую сохранившихся еще с эпохи социализма. Но в этом-то и может состоять проблема. Чуть ли не ежегодно появляется множество новых материалов, новые технологии обработки и производства, новое оборудование.

Все это не может не влиять на величину расходуемого сырья и материалов. И те, кто работает без нормативов или продолжает работать по нормам десятилетней давности, как правило, несут незапланированные потери в виде сверхнормативных расходов, по принципу «не свое — не жалко», хищений.

В данном случае мало просто установить какие-то нормы и нормативы. Они должны быть обоснованны, а, значит, проверены на практике. С одной стороны, при этом возникает необходимость в дополнительном участке работ, в дополнительных расходах, с другой стороны, это позволит сэкономить в дальнейшем значительные суммы за счет снижения непроизводственных, необоснованных затрат.

Вот мнение финансового директора ЗАО «Компания «Сервис Ковер» (Москва) Марины Петровой: «По итогам первого бюджетного периода мы получили большие расхождения между запланированными и фактически полученными показателями. На это повлияло не только отсутствие стратегии, но и другие ошибки. Например, не были пересмотрены устаревшие нормы расхода ресурсов; до момента формирования бюджета не был сформирован окончательный регламент бюджетного процесса, а сам бюджетный процесс не был автоматизирован. Немаловажную роль сыграло также отсутствие автоматизированной системы ведения бухгалтерского учета, который на тот момент являлся единственным источником финансовой информации, не всегда достоверной.

В результате на начальном этапе нам с трудом удавалось получить необходимую информацию не только для разработки бюджета, но и для проведения план-фактного анализа. Когда же мы приступили к составлению бюджета на второй год, мнение сотрудников о том, что бюджетное управление не эффективно, только укрепилось».

До сих пор во многих компаниях действует система коллективной ответственности, которую чаще хочется назвать системой безответственности. Отсутствуют конкретные исполнители и конкретные меры как стимулирования, так и ответственности.

Во многих компаниях система ответственности за выполнение плана, а также система заинтересованности в выполнении плана действует, но скорее номинально, чем реально. Система ответственности и система заинтересованности могут и должны включать как моральную, так и материальную стороны.

Материальная ответственность может включать в себя отсутствие премий в случае невыполнения финансового плана, введение системы штрафов (следует пояснить, что отечественным трудовым законодательством штрафование работников не предусмотрено, однако достаточно часто применяется на практике), а материальная заинтересованность может выражаться в виде достаточно существенного размера премирования.

Моральный аспект ответственности и заинтересованности может включать в себя переходящее звание «лучший работник», например, «лучший менеджер по продажам», что, в свою очередь, должно подкрепляться соответствующей системой премирования и моральным стимулированием, например предоставлением отдельного кабинета, закреплением за данным работником места парковки и т. п.

В исследованиях доктора экономических наук, профессора С. Д. Ильенковой приводятся следующие данные. «Деньги побуждают к действиям (по оценкам западных специалистов) 30-50 % работников. Остальных побуждают к действию более возвышенные потребности: в знаниях, авторитете, творчестве.

Людьми движут нравственные идеалы, великие цели, моральные убеждения, привычки, традиции, мода и т. д.» Трудно судить об обоснованности указанных цифр, однозначно лишь одно: что процент работников, работающих не только за деньги, достаточно велик, чтобы пренебрегать им.

Не редкость ситуация, когда неправильно выделяют центры ответственности, центры учета. Что толку считать какой-то отдел центром затрат, если все финансирование, вплоть до мелочей, осуществляется руководством? Просто руководитель и работники отдела не смогут при всем желании повлиять на величину затрат. Неправильное выделение центров ответственности, центров учета может повлиять на выполнение финансовых планов.

Читайте так же:  Упрощенная система налогообложения для ип с работниками

Часто бывает так, что финансовый план составлен безупречно, но в условиях отсутствия контроля за его исполнением становится «филькиной грамотой», поскольку руководители подразделений по своему усмотрению начинают вносить коррективы в ассортимент выпускаемой продукции, сроки работ, уровень продажных цен и т. п.

Подобного рода корректировки, если они требуются, должны вноситься не руководителями подразделений самостоятельно и бесконтрольно, а в соответствии с порядком внесения таких корректировок, установленным в компании в бюджетном регламенте, строго под контролем и централизованно.

А решить эту проблему может только постоянный и надлежащий контроль. Сам по себе никакой страх, никакое чувство долга не застрахуют от ошибок, недочетов, недоглядов.

Даже Г. Гудериан в своих «Воспоминаниях солдата» пишет, что «Гитлер потребовал вооружения танка Т-III 50-миллиметровой пушкой «L-60» вместо прежней 37-миллиметровой пушки. Однако на танке была установлена 50-миллиметровая пушка «L-42» с более коротким стволом.

По всей вероятности, Гитлер не сразу узнал, почему управление вооружения решило изменить тип орудия; когда он в феврале 1941 года заметил, что его указание не выполнено, хотя технические возможности позволяли это сделать, он был сильно разгневан и никогда не мог простить этого самоуправства руководителям управления».

Опыт свидетельствует о том, что процесс, пущенный на «самотек», редко приводит к чему-то хорошему. «Русло течения» нужно постоянно подправлять, корректировать, расчищать. Иными словами, необходим контроль качества исполнения финансового плана. Во многих источниках такой контроль называют аудитом процесса.

В качестве основной методики аудита предлагается взять за основу, смоделировать «идеальный» процесс, т. е. процесс, в котором достигнуты запланированные показатели с наименьшими проблемами. Затем фактически происходящий процесс сравнивается с «идеалом» и анализируются имеющиеся расхождения, определяются причины их возникновения, возможность устранения отрицательных факторов.

Большие проблемы для финансового планирования создает отсутствие четкой системы подачи и обмена информацией. И поэтому получается так, что решения, которые должны быть приняты оперативно, принимаются несвоевременно. Все, в том числе и реализация финансовой стратегии, хорошо вовремя, не когда захочется, а в наиболее благоприятный момент.

Поступающая информация может быть неточной, что приводит к нереальной оценке выполнения плана. Отсутствие системы оперативного поступления данных мешает и процессам корректировки принятых планов, не позволяет управлять непредвиденными и чрезвычайными ситуациями. При таком уровне организации даже идеальный финансовый план обречен на провал.

В то же время нужно помнить, что финансовый план — это не догма, не что-то неизменное и вечное. В любом случае (за редким-редким исключением) факт будет отличаться от плана. Например, была запрограммирована стоимость сырья 100 руб. за единицу с учетом роста цен, но рост цен превысил ожидаемые показатели и поставщик реализует сырье за 101 руб. Выполнение требований финансового плана в данном случае будет абсурдным, поскольку продавать сырье по 100 руб. никто не будет. А значит, финансовый план необходимо подкорректировать.

В заключение приведем мнение Александра Лопатина, заместителя генерального директора компании «Связьинвест»: «Когда шаг влево, шаг вправо от бюджета рассматриваются как преступление — это крайность. Не надо бояться пересматривать бюджет — это нормальный процесс. Просто нужно четко определить основания для изменения, процедуру внесения изменений и т. п. Если все всем понятно, есть регламент, то проблем и вопросов возникать не должно».

http://www.klerk.ru/boss/articles/449562/

Взаимосвязь финансового контроля и финансового планирования

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 07.12.2016 2016-12-07

Статья просмотрена: 922 раза

Библиографическое описание:

Баталкина Ж. А. Взаимосвязь финансового контроля и финансового планирования // Молодой ученый. — 2016. — №27. — С. 354-357. — URL https://moluch.ru/archive/131/36319/ (дата обращения: 18.02.2020).

В статье рассмотрены основные подходы к определению понятия «финансовый контроль». Рассмотрены процедуры финансового контроля, процесс их автоматизации и основные сложности, которые следует учитывать при проведении процедур финансового контроля.

Ключевые слова: финансовый контроль, бюджетирование, финансовое планирование

Построение эффективного финансового контроля, ориентированного на исполнение целей финансового планирования, является актуальной проблемой многих российских предприятий на сегодняшний день.

Финансовый контроль и система финансового планирования на предприятии, хотя и являются двумя различными функциями управления, тесно связаны между собой. Контроль не может быть исполнен без плана или цели, а отсутствие оценки степени выполнения планов придает планированию бессмысленность.

Процесс планирования помимо планирования ключевых показателей деятельности предприятия, включает в себя функции контроля, такие как мониторинг выполнения плана и выявление отклонений. Планирование включает в себя описание задач, представление вероятных результатов и возможностей их достижения. Контроль представляет собой проверку совершенных операций, а также способствует выявлению и снижению уровня рисков. По результатам процедур финансового контроля совершенствуется система финансового планирования на предприятии. [1, с. 30]

Основной частью процесса финансового планирования является система бюджетирования. Бюджетирование — этопроцесс составления планов с целью установления суммы и структуры расходов предприятия на определенные цели и их финансовое обеспечение. [1, с. 30]

На сегодняшний день лишь малая часть российских предприятий рассматривает бюджетирование как реальный инструмент управления эффективностью бизнеса и достижения стратегических целей и задач.

Процедуры финансового контроля над процессом планирования на предприятии могут быть представлены в виде следующих шагов:

  1. Определение и проверка наличия и оформления политик и процедур по процессу, а также интервью с ответственными лицами.
  2. Определение первичных документов, отражающих данные по процессу.
  3. Определение контрольных точек для оценки реализации различных финансовых операций, оценки наличия и состояния ресурсов предприятия;
  4. Выбор методов проведения контроля;
  5. Установление контрольных точек, подверженных высокому риску возникновения ошибок и искажений. [2, с. 247]

При проведении процедур финансового контроля, важно учитывать все факторы, которые могут повлиять или значительно исказить результаты проверки.

К факторам, ведущим к возникновению ошибок в контроле можно отнести устаревание информации. Последние практики международных компаний отмечают, для того, чтобы финансовый план стал эффективным инструментом управления, он должен быть контролируемым в реальном времени на основе фактической информации, получаемой из управленческого учета. Информация должна получаться и анализироваться в реальном времени, а не тогда, когда она уже устаревает. Организация финансового контроля на предприятии полностью зависит от правильности составления документов и всей системы документооборота. [3]

Читайте так же:  Как платить налог собственнику двух квартир

Следующим недостатком является влияние затрат на оценку деятельности руководителей. Так как данные фактических показателей сравниваются с плановыми, полученные отклонения служат не только средством оценки экономической эффективности использования ресурсов, но и показателем оценки деятельности руководителей. Часто от выполнения этих показателей зависят премии, социальные выплаты и карьерный рост работников, поэтому плановые показатели могут быть умышлено занижены или завышены, а фактические данные могут быть искажены путем искусственного завышения или занижения. Такие несанкционированные мошеннические действия возможны при знании слабых сторон конкретной системы финансового контроля.

К ошибкам в результатах финансового контроля может привести пренебрежение учетом нефинансовых показателей, например, таких как внутренние убытки от брака или простоев. Важно учитывать, что в некоторых случаях нефинансовые показатели имеют большую значимость, чем финансовые и их игнорирование или недооценка могут привести к существенным отклонениям контроля. [3]

В отчетах об исполнении бюджета чаще всего имеются такие статьи, влияние на которые у ответственного лица ограничено, отсутствует или управление которыми разделено. Примерами таких статей расходов могут быть закупка более дешевых, но менее качественных материалов чем планировалось, произвольное распределение затрат за централизованные услуги (газ, освещение, отопление, компьютерные услуги), также часть расходов на рекламу, оплату обучения, юридические и аудиторские услуги. Планировать и контролировать такие затраты представляет сложность, так как у таких затрат отсутствует взаимосвязь между их вложением и возможными выгодами. [3]

Важной проблемой финансового контроля является взаимосвязь между краткосрочными тактическими действиями и стратегией предприятия в целом. Используя тактику временных выгод путем постоянного сокращения текущих расходов, можно нанести огромный урон качеству и стратегическим целям предприятия. Важно осознавать, что между моментом принятия мер и моментом появления результатов существует временной интервал, а текущие тактические меры влияют на положение дел в стратегическом периоде. [4, с. 33–40]

Использование бюджета основанного на принципах маржинального калькулирования может оказаться существенной проблемой для финансового контроля. Так как калькулирования себестоимости по переменным затратам увеличивает контрольные функции над бюджетами. [3]

Инфляция и курсовые разницы могут оказывать существенное влияние на процессы бюджетирования и контроля, так как содержат в себе элементы случайного и неподконтрольного компанией характера. Инфляция и плановый курс могут быть учтены при составлении бюджета, однако уровень инфляции и будущий курс невозможно определить с точностью.

Для российской практики ведения управленческого учета характерна его низкая достоверность и оперативность получаемых данных. Среди ряда основных недостатков можно выделить, ошибки в первичных документах учета, территориальную удаленность и несогласованность подразделений предприятия, несоответствие системы учета задачам управления и нехватка человеческих и материальных ресурсов.

Острая конкуренция на рынке в настоящее время и рост уровня организации технологических процессов требует особой эффективности от процессов управления на предприятиях. Традиционные подходы использования систем управления, хотя во многом и влияют на успешность, часто уже не гарантируют рост конкурентоспособности компании на рынке. Всё больше компаний переходят к инновационным методам управления и планирования и их автоматизации.

Автоматизации финансового контроля обычно осуществляется в рамках уже разработанной системы бухгалтерского и управленческого учета.

Сюда, в первую очередь входят системы автоматизированных программ под названием ERP (от англ. EnterpriseResourcePlanning, планирование ресурсов предприятия). ERP-программы позволяют интегрировать данные и оптимизировать ресурсов предприятия посредством специализированного интегрированного пакета прикладного программного обеспечения, обеспечивающего общую модель данных и процессов для всех сфер деятельности предприятия. [5]

На мировом рынке сейчас представлено достаточно много программных продуктов автоматизации планирования и финансового контроля. Они различаются функциональными возможностями, а также стоимостью внедрения и масштабами предприятий, на которых могут работать.

Примеры наиболее популярного программное обеспечения, которые позволяют работать нескольким пользователям одновременно и при этом объединяют финансовый контроль, бюджетирование и планирование:

− Контур Корпорация. Бюджет холдинга

− EPS Prophix Budgets и EPS Prophix Enterprise

− AVACCO Корпоративное управление [5]

Однако, опыт российских компаний, осуществляющих учет на базе 1С, свидетельствует о том, что очень часто учетные процедуры и регистры бухгалтерского и управленческого учета не совпадают, что значительно затрудняет процедуры планирования и финансового контроля.

А автоматизация имеет важнейшее значение для всего процесса. Руководителям, менеджерам, финансовым контролёрам и экономистам компаний, составляющим планы и отвечающим за их точность и своевременность, а также бухгалтерским нужен программный продукт, способный оказать реальную помощь в повышении благосостояния их предприятия.

Очевидная взаимосвязь финансового планирования и финансового контроля свидетельствует о том, что для успешного функционирования единой системы нужно четко определить стратегию, цели и задачи развития предприятия (рис.1). [6, с. 515]

Рис. 1. Система финансового планирования и контроля

Видео (кликните для воспроизведения).

Подводя итоги, важно отметить:

− Работу по совершенствованию организации финансового планирования и контроля на предприятии необходимо начинать с обнаружения и решения уже существующих проблем;

− Систему финансового контроля необходимо рассматривать как составную часть системы планирования в целом на предприятии, применяя единый подход методов и инструментов;

− Оптимизируя организацию финансового контроля на предприятии, необходимо выявить проблемы предприятия и обозначить элементы системы, которые подлежат совершенствованию.

http://moluch.ru/archive/131/36319/

81. Контроль исполнения финансового плана

Планирование неразрывно связано с контролем. Более того, контроль исполнения плана часто рассматривается как заключительный этап процесса планирования. Это связано с тем, что разработанный план сам по себе не дает ощутимого эффекта. Он выступает инструментом управления. Однако управлять им можно только тогда, когда на предприятии созданы механизмы контроля исполнения планов. Для каждого плана должны быть созданы механизмы контроля.

Под контролем вообще понимают процесс отслеживания фактического выполнения планов или определение того, насколько действия соответствуют плану.

Цель контроля – обеспечить выполнение плановых заданий. Контроль исполнения финансовых планов следует отличать от понятия финансового контроля, поскольку последний гораздо шире и ориентирован не только на выполнение плана.

Система контроля исполнения финансового плана должна включать следующие элементы:

– объекты контроля – бюджеты центров финансовой ответственности;

– предметы контроля – отдельные характеристики состояния бюджетов (например, соблюдение лимитов затрат);

– субъекты контроля – центры финансовой ответственности, осуществляющие контроль за исполнением бюджетов;

– технологию контроля – осуществление процедур, необходимых для выявления отклонений между фактическими и запланированными показателями бюджетов.

Читайте так же:  Ежегодный налог на имущество

Контроль исполнения финансовых планов на предприятии должен осуществляться последовательно:

– определение круга лиц, контролирующих исполнение различных статей бюджета; обычно в состав исполнителей контроля планов входят финансовый директор или вице-президент по финансам, главный бухгалтер организации;

– определение перечня контрольных показателей для анализа(исполнения бюджета)и приоритетов контроля (точности, скорости);

– сбор информации о производственно-финансовой деятельности организации и составление отчетов;

– сравнение плановых и фактических показателей и определение отклонений;

– анализ отклонений и выявление их причин;

– принятие решения о корректировке бюджета или ужесточении контроля за его исполнением. Контроль позволяет судить об эффективности системы финансового планирования. Неэффективной считается система краткосрочного финансового планирования, в которой наблюдается регулярное отклонение фактических результатов от запланированных, превышающее 20–30 %. Это говорит о серьезных проблемах в управлении. Вообще любой план или бюджет – основа для принятия оперативных управленческих решений. Поэтому невыполнение бюджета приводит к срыву всех планов коммерческой организации. Контроль исполнения планов важен еще и потому, что он может влиять на «авторитет» планирования на предприятии.

Планы должны быть полезны для управления. Только в этом случае руководство предприятия не будет жалеть средств на финансовое планирование. Повысить результативность финансового планирования может как раз контроль его исполнения. Он может сделать из финансового планирования эффективный инструмент управления, позволяющий решать все возникающие в управлении задачи с наибольшей эффективностью.

http://studfile.net/preview/3618230/page:78/

Тема №10: Финансовое планирование и финансовый контроль в организациях

1. Значение и задачи финансового планирования в организации

2. Виды финансовых планов. Принципы, методы финансового планирования

3. Содержание перспективных и годовых финансовых планов

4. Содержание платёжного календаря, кассовый план организации

5. Финансовые расчёты в составе бизнес план

1.Финансовое планирование — разновидность управленческой деятельности, направленной на определение необходимого объёма финансовых ресурсов, их оптимальное распределение и использование с целью обеспечения финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта

Значение финансового планирования заключается в следующем:

1 намеченные цели организации в финансово-экономических показателях — объёме реализации, себестоимости, прибыли, инвестициях, денежных потоках и др.

2 устанавливаются стандарты для упорядочения финансовой информации ввиде финансовых планов и отчётов об их исполнении

3 определяются приемлемые объёмы финансовых ресурсов, необходимые для реализации долгосрочных и оперативных планов организации

4 оперативные финансовые планы создают базу для разработки и корректировки общефирменной финансовой стратегии

Основные задачи финансового планирования:

1 обеспечение нормального кругооборота д/с организации, включая их вложения в реальные финансовые, интеллектуальные инвестиции, прирост оборотных средств, соц. развитие

2 выявление резервов и мобилизация ресурсов в целях эффективного использования разнообразных доходов организации

3 соблюдение интересов акционеров и инвесторов

4 определение взаимоотношений с бюджетом, внебюджетными фондами, кредитными, страховыми, вышестоящими организациями, работниками организации

5 контроль за финансовым состоянием организации, целесообразностью планируемых операций и ситуацией

Организация финансового планирования осуществляется в соответствии с определёнными принципами:

1 принцип единства т.е планирование должно иметь системный х-р, т.е представлять собой совокупность взаимосвязанных элементов, которые развиваются в едином направлении ради общей цели

2 принцип координации выражается в том, что нельзя планировать эффективную деятельность одного подразделения организации вне связи с другим

3 принцип участия означает, что каждый специалист организации независимо от должности и выполняемых функций участвует в планировании

4 принцип непрерывности заключается в том, что планирование должно осуществляться систематически в рамках установленного цикла

5 принцип гибкости состоит в придании планам и планированию способности изменяться при возникновении непредвиденных обстоятельств

6 принцип точности предполагает, что планы организации должны быть конкретизированными и детализированы в той степени, в какой позволяют внешние и внутренние условия деятельности организации

Существуют т.ж специфические принципы финансового планирования:

1 принцип соотношения сроков получения и использования средств — капитальные вложения с длительными сроками окупаемости целесообразно финансировать за счёт долгосрочных заёмных средств

2 принцип платёжеспособности — планирование д/с должно постоянно обеспечивать платёжеспособность организации

3 принцип приспособленности к потребованиям рынка

4 принцип предельной рентабельности, т.е целесообразно выбирать те капитальные вложения, которые обеспечивают тех. рентабельность и д.р

Помимо принципов организация финансового планирования требует выбора методов планирования

1 Расчётно- аналитический —основан на анализе достигнутого уровня финансовых показателей и прогнозирования их уровня на будущей период. Этот метод применяется, когда отсутствуют финансово-экономические нормативы. Таким методом определяют плановую потребность в амортизационных отчислениях, оборотных активах и др. показатели

2 Нормативный метод т.е потребность организации в финансовых ресурсах, источники их образования определяют на основе заранее установленных норм и нормативов. Такими нормативами являются ставки налогов и сборов, нормы амортизационных отчислений и др.

3 Балансовый метод, сущность в том, что благодаря балансу имеющиеся в наличии финансовые ресурсы приводит в соответствие с фактическими потребностями в них. Этот метод применяют при прогнозировании поступлений и выплат из денежных фондов, составления квартального плана доходов и расходов и т.п

4 Метод оптимизации плановых решений предполагает составления нескольких вариантов плановых расчётов, из которых выбирают оптимальный на основе различных критерий

5 Метод экономико-математического моделирования. Он позволяет дать количественную оценку взаимосвязям между финансовыми показателями и факторами, влияющими на их численное значение. Данная взаимосвязь выражается через уравнения, графики, таблицы и др.

Перспективное планирование — исследование и разработка возможных путей развития финансов организации в перспективе в течении 3-х -5 лет, оно обеспечивает достижение высокой эффективности хозяйствования

Перспективным планом некоторые учёные считают бизнес-план. Он позволяет экономистам решать 4 основные задачи:

1 изучить ёмкость и перспективы будущего рынка сбыта

2 оценить затраты и соизмерить их с ценами, по которым можно будет продавать свои товары и получать прибыль

3 обнаружить все трудности, подстерегающие новое дело в первые годы его реализации

4 определить те показатели, по которым можно будет регулярно оценивать состояния дел

Ведущим финансовым планом в современных условиях является текущий план. Он разрабатывается на год, полугодие, квартал, месяц и представляет собой баланс доходов и расходов организации или его бюджет

Бизнесс-план состоит из ряда разделов:

— оценка рынка сбыта

— оценка риска и страхование

2. Годовой финансовый план должен разрабатываться в несколько этапов. Начало этой работы обычно совпадает со сроками составления проекта бюджета республики (май-июнь года, предшествующего планируемому).

На втором этапе (в ноябре-декабре года предшествующего планируемому) уточняются ранее выполненные расчёты с учётом основных показателей плана экономического и социального развития народно-хозяйственного комплекса республики на планируемый год. Во внимании следует принять сведение о росте з/п и минимальной её уровне, изменяя индексов цен на материальные и топлевно-энергетические ресурсы, а также изменение налоговой, финансовой и финансово-кредитной политики правительства.

Читайте так же:  Документы для налогового вычета за лечение

Финансовый план разрабатывается, обсуждается и утверждается в трудовом коллективе. В зависимости от формы собственности, организационно-правовой формы организации труда право утверждать финансовый план предоставляется общему собранию трудового коллектива, акционерам либо учредителям организации, совету директоров или другому органу управления, уполномоченному в соответствии с уставом организации решать финансовые вопросы.

Финансовый план с расчётами к нему или выписка из финансового плана о размере финансовых ресурсов и платежах в бюджет должны сообщаться финансовому и налоговому органу по месту нахождения организации.

Формой финансового плана организации служит баланс доходов и расходов, включающий три раздела:

1. доходы от поступления средств

2. расходы и отчисления

3. взаимоотношения с бюджетом

Составление финансового плана предполагает включение в бюджет комплекса расчётов доходов и поступлений средств, расходов и отчислений, платежей в бюджет, а также разработку проверочной таблицы к финансовому плану для увязки между собой доходов, расходов и проверку финансового плана как свободного документа.

Выполненные расчёты по отдельным статьям доходов и расходов увязываются между собой путём составления шахматной таблицы. Её назначение в том, чтобы определить источники финансирования по каждой статье затрат и распределить по направлениям доходы, а также сбалансировать доходы и расходы организации по принципу, когда на покрытие расходов в первую очередь направляются собственные доходы с учётом их целевого использования и очерёдности по статьям затрат.

Например, балансовая прибыль прежде всего направляется на уплату платежей в бюджет штрафов по хозяйственным договорам и финансовых санкций, а затем может быть использована на собственные нужды. Прирост устойчивых пассивов первоначально должен быть направлен на финансирование прироста, норматива собственных оборотных средств , а в оставшейся части оборотных средств — на другие расходы по смете фонда накопления. При недостатке собственных средств расходы могут покрываться кредитами, банками и другими заёмными ресурсами.

3.Платёжный календарь — основной оперативный финансовый план. Он является самым эффективным и надёжным инструментом оперативного управления денежными потоками организации.

Основная цель разработки платёжного календаря: установление конкретных сроков поступления д/с и платежей организации и их доведение до исполнителей в форме плановых заданий.

Период планирования определяется организацией самостоятельно с учётом специфики деятельности и экономической целесообразности. Установленной формы нет. Наиболее распространённой формой является форма, имеющая два раздела.

1. Предстоящие расходы и платежи. Здесь указываются все расходы и платежи, проходящие через расчётный или другие счета в банке.

2. Предстоящие поступления д/с. Здесь указываются планируемые источники покрытия затрат: выручка от реализации, доходы от операций с ценными бумагами, поступления дебиторской задолженности, прочие доходы и поступления.

В платёжном календаре денежные расходы и поступления должны быть сбалансированны. Если на предстоящий период поступления средств превышают расходы, то в платёжнои календаре планируется излишек средств, т.е. денежных сбережений для последующего периода. Если планируемые расходы превышают ожидаемые поступления средств, то в платёжном календаре отражается недостаток д/с. В этом случае необходимо изыскать дополнительные источники средств.

Меры по сбалансированию расходов и поступлений:

— изыскание возможности отгрузки продукции на условиях предоплаты

— получения коммерческого кредита у поставщиков

— решение вопроса об отсрочке уплаты налогов (налогового кредита) и др.

4. Кассовый план — план оборота наличных д/с, определяющий поступления и выплаты наличных денег через кассу организации. Финансовая служба организации осуществляет контроль за движением наличных денег, соблюдением кассовой дисциплины. Своевременная выплата з/п и других причитающихся рабочим сумм характеризует состояние финансовых отношений между организацией и её трудовым коллективом, её платёжеспособность. Поэтому составление кассового плана и контроль за его выполнением имеют важное значение для организаций, которые выплачивают з/п через свои кассы.

Кассовый план составляется на квартал и состоит из 4-х разделов:

1) В нём указываются поступления наличных денег в кассу организации, кроме средств, получаемых в банке. Это торговая выручка, выручка от оказания услуг и др. поступления.

2) Указываются все расходы наличными деньгами — з/п, премии, командировочные расходы, хоз-операционные расходы и др.

3) Приводится расчёт суммы наличных денег, планируемых к получению в банке для выплаты з/п и на др. цели

4) Указываются сроки и суммы выплат наличными деньгами, согласованные с банком.

5.Бизнес-план — программа деятельности организации, обоснование её стратегий и тактических мер по их осуществлению. Бизнес-планы разрабатываются организациями для обоснования:

— текущего и перспективного планирования развития организации, выбора новых видов деятельности.

— возможности получения инвестиционных и кредитных ресурсов, а также возврата заёмных средств.

— предложений по созданию совместных и иностранных организаций

— целесообразности оказания мер гос. поддержке.

В зависимости от целей составления бизнес-план может включать различное количество разделов (от 4 до 12). Обязательным является наличие финансового обоснования (прогноз финансово-хозяйственной деятельности, финансовый план, финансовые расчёты к нему).

Финансовые расчёты в составе бизнес-плана

1 Прогноз объёма реализации. Он выполняется на основе предыдущих разделов бизнес-плана и необходим для обоснования прогнозируемых сумм выручки.

Прогноз объёма реализации

Наименование продукции Количество штук Цена за 1 единицу в рублях Сумма в рублях
А Б В

2 Таблица доходов и затрат. Показывает алгоритм определения чистой прибыли организации и её долю в выручке от реализации, т.е расчёт должен подтвердить доходность бизнеса.

выручка от реализации

косвенные налоги и отчисления

прибыль от реализации продукции

финансовый результат от реализации иных ценностей и от в нереализованных операций

налоги из прибыли

прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия

3 Баланс денежных расходов и поступлений. Этот документ призван подтвердить платёжеспособность организации. Цель разработки: обеспечение синхронности поступления д/с с расходами организации. По экономическому содержанию баланс денежных расходов и поступлений отражает движение всех денежных ресурсов организации.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 9064 — | 7688 — или читать все.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://studopedia.ru/2_29291_tema—finansovoe-planirovanie-i-finansoviy-kontrol-v-organizatsiyah.html

Выполнения и контроля финансовых планов
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here