Задачи и функции государственного финансового контроля

Финансовый контроль 21 (стр. 1 из 6)

Армавирский Социально-Психологический Институт

Реферат на тему:

Колесникова М. С. студентка

3 курса 0801 «Банковское дело»

1. Понятие, сущность и функции финансового контроля

2. Формы , виды и методы проведения финансового контроля

3. Задачи и функции органов государственного финансового контроля в Российской Федерации

4. Негосударственный финансовый контроль

Список использованной литературы

1. Понятие, сущность и функции финансового контроля

Наша страна сейчас находится в состоянии, которое принято называть переходным. Мы постепенно движемся от тоталитарного типа к демократическому. При этом происходит смена взглядов, идеологии, системы ценностей. Но, пожалуй, основные изменения происходят в экономике.

Финансы являются неотъемлемой частью экономических отношений, а финансовый контроль – неотъемлемой частью финансов. Поэтому сейчас происходят значительные изменения как в задачах финансового контроля, так и в оценке его значении.

Необходимость финансового контроля, его сущность и значение определяются Конституцией Российской Федерации. В настоящее время, когда Россия переживает период становления рыночных отношений и связанных с этим преобразований всех государственных институтов, происходит процесс разграничения полномочий между федеральной властью и субъектами Федерации. Очень остро стоит вопрос о необходимости определения задач и функций различных контрольных органов исполнительной и представительной власти.

Проблема переориентации финансового контроля, его адаптация к новым условиям является, на мой взгляд, одной из основных на сегодняшний день. Потому что он касается как государства (так как с его помощью государство увеличивает собираемость налогов), так предприятия, организации и учреждения (которые с помощью финансового контроля могут сократить свои расходы, увеличивая таким образом свою прибыль).

Финансовый контроль есть практическое воплощение объек­тивно присущего финансам как экономической категории свой­ства контроля.

Финансовый контроль обычно рассматривают в двух аспектах:

1) строго регламентированную деятельность специально создан­ных контролирующих органов за соблюдением финансового зако­нодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов; 2) неотъемлемый элемент управления финансами и денежными потоками на макро-, и микроуровне с целью обеспе­чения целесообразности и эффективности финансовых операций.

Оба аспекта контроля взаимосвязаны, но различаются целями, методами, субъектами контроля. Если в первом случае преоблада­ет правовая и количественная сторона контроля, то во втором — упор делается на аналитическую сторону финансового контроля. В экономически развитых странах финансовый контроль распада­ется на две, взаимодействующие, но обособленные сферы: госу­дарственный и негосударственный финансовый контроль.

Государственный финансовый контроль — комплексная и целе­направленная система экономико-правовых действий кон­кретных органов власти и управления, базирующихся на по­ложениях основных законов государства. Определяющую роль в организации финансового контроля играет конституция страны. Правовой регламент контроля зависит от типа госу­дарства, его социально-политической ориентации, уровня экономического развития, соотношения форм собственности.

Государственный финансовый контроль призван отслеживав стоимостные пропорции распределения валового национальной продукта. Он распространяется на все каналы движения денежные ресурсов, так или иначе связанные с формированием государственных ресурсов, полнотой и своевременностью их поступления и целевым использованием. Государственные контролеры наделены правом осуществлять ревизии и проверки как в государственном секторе, так и в сфере частного и корпоративного бизнеса, если таковые предопределены общенациональными экономическими интересами.

Негосударственный финансовый контроль подразделяетсянавнутренний (внутрифирменный, корпоративный) и внешний (аудиторский).

Государственный и негосударственный виды контроля, не. смотря на схожесть методов, существенно отличаются конечными целями. Главная цель государственного контроля — максимизировать поступление ресурсов в казну и минимизировать;

государственные издержки управления, а негосударственного (главным образом, внутрифирменного) — напротив, минимизировать свои отчисления в пользу государства и другие издержки с целью повышения нормы прибыли на вложенный капитал. В то же время обе сферы контроля ограничены правовыми рамками действующих законов.

Система и принципы финансового контроля.

Система финансового контроля в развитых западных странах в целом однотипна и включает следующие элементы: |

• ведомство главного ревизора-аудитора (счетная палата) подчинением непосредственно парламенту или президен-ту страны. Главная цель этого ведомства — общий контроль за расходованием государственных средств;

• налоговое ведомство с подчинением президенту, правительству или министерству финансов, контролирующее поступление в казну налоговых доходов;

• контролирующие структуры в составе государственных ведомств, осуществляющие проверки и ревизии подведомственных учреждений;

• негосударственные службы контроля, осуществляющие на коммерческой основе проверку достоверности отчетной документации и законности финансовых операций;

• службы внутреннего контроля, основная задача которых — снижение издержек, оптимизация финансовых потоков и увеличение прибыли.

В государствах тоталитарного типа формы организации и це­пи финансового контроля подчинены интересам правящей ад­министрации. Государственный контроль носит глобальный и повсеместный характер и преследует чисто фискальные цели.

В странах с переходной экономикой, к которым в настоящее время принадлежит Россия, экономико-правовая организация фи­нансового контроля имеет специфические черты. Такие государства постепенно отходят от тоталитарности государственного финансового контроля и создают правовую основу для его организации. Так, помимо института счетных палат и налоговых ведомств, при­сущих развитым странам, современная система государственного финансового контроля России включает и ряд других специальных органов. В соответствии с Указом Президента РФ от 25 мая 1996 г. «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» к таким органам относятся: Централь­ный банк, Государственный таможенный комитет Федеральная служба по валютному и экспортному контролю.

Мировое сообщество на основе многолетнего опыта разрабо тало основные принципы организации государственного финаи сового контроля, к реализации которых стремится каждое ее временное цивилизованное государство.

Эти принципы изложены в Лимской декларации ИНТОСАИ. К ним относятся такие универсальные принципы, как независимость и объективность, компетентность и гласность. Независи мость контроля должна быть обеспечена финансовой самостоятельностью контрольного органа, более длительными по сравне-нию с парламентскими сроками полномочий руководителей органов контроля, а также их конституционным характером. Обьективность и компетентность подразумевают неукоснительное соблюдение контролерами действующего законодательства, высокий профессиональный уровень работы контролеров на осно-ве строго установленных стандартов проведения ревизионное работы. Гласность предусматривает постоянную связь государственных контролеров с общественностью и средствами массовой информации.

Из этих базовых принципов вытекают и другие, носящиеболее прикладной характер, в том числе:

• четкость и логичность предъявляемых контролерами тре­бований;

• неподкупность субъектов контроля;

• обоснованность и доказательность информации, приве­денной в актах проверок и ревизий; превентивносп (предупреждение вероятных финансовых нарушений);

Читайте так же:  Оплатить налоги по инн узнать задолженность

• презумпция невиновности (до суда) подозреваемых в фи­нансовых преступлениях лиц;

http://mirznanii.com/a/241849/finansovyy-kontrol-21

Основные задачи государственного – финансового контроля

Значение и сущность государственного финансового контроля

По субъектам финансово-хозяйственный контроль в России разделяется на государственный, независимый и контроль собственника.

Характеристика современной системы государственного финансового контроля

Государственный финансовый контроль (ГФК) — это установленная законодательством деятельность органов государственной власти и управления всех уровней по выявлению, предупреждению и пресечению:

1) ошибок и злоупотреблений в управлении государственными денежными и материальными ресурсами (капиталами), используемыми в хозяйственной деятельности и отчуждаемыми нематериальными объектами государственной собственности, а также государственными имущественными правами, влекущих прямой или косвенный финансовый и/ или материальный ущерб государству;

2) несоблюдения финансово-хозяйственного, в том числе бюджетного, законодательства;

3) недостатков в организации систем управления (в том числе внутреннего контроля) финансово-хозяйственной деятельностью государственных организаций (в том числе бюджетных учреждений) и их объединений, организаций с государственным участием или особо связанных с деятельностью государства;

4) угроз финансовой безопасности государства.

В общем и целом цель ГФК — обеспечение соблюдения принципов законности, целесообразности и эффективности распорядительных и исполнительных действий по:

1) управлению (включая стадии планирования, формирования, распределения и использования) государственными финансовыми и материальными (материальными продуктами человеческой деятельности, природными видами собственности) ресурсами, нематериальными объектами государственной собственности и государственными имущественными правами (там, где такое управление опосредствуется финансовыми, т.е. денежными, отношениями — например, образование финансовых ресурсов в процессе распоряжения материальными и нематериальными объектами, имущественными правами);

2) обеспечению их сохранности и приумножения для выполнения функций государства, а также созданию всех условий для этого;

3) обеспечению законности и оптимальности (в свете государственной политики) функционирования различных звеньев финансово-хозяйственной системы государства;

4) обеспечению финансовой безопасности государства.

Достижение цели ГФК обеспечивается реализацией следующих основных задач:

контроль за законностью, целесообразностью, полнотой, своевременностью и целевым назначением направления и использования государственных финансовых ресурсов (в том числе бюджетных дотаций, кредитов, ссуд, субсидий, субвенций и т.д.);

контроль за законностью и целесообразностью предоставления государственных финансовых и имущественных гарантий (поручительств), выдаваемых в качестве обеспечения сделок;

вскрытие резервов в формировании государственных финансовых ресурсов, выработка предложений по сокращению нерациональных расходов, снижению бюджетного дефицита, дефицита платежного баланса;

контроль за сохранностью, правильностью хранения и обслуживания, за законностью и правильностью пользования, целесообразностью (рациональностью) и эффективностью распоряжения материальными ценностями (ресурсами) государства (например, за законностью и целесообразностью сдачи в аренду зданий и помещений; за эффективностью использования топливно-энергетических ресурсов; за сохранностью, законностью и рациональностью использования материальных ценностей мобилизационного резерва и т.д.);

контроль за законностью, целесообразностью и эффективностью использования и распоряжения государственными имущественными правами (правами собственности на акции предприятий и т.д.);

оценка эффективности организации и проведения преобразования форм собственности (в частности, приватизации);

контроль за законностью, правильностью и эффективностью распоряжения нематериальными объектами государственной собственности (влекущего образование финансовых ресурсов);

контроль за состоянием и использованием государственных запасов и резервов;

контроль за выполнением плановых заданий по предоставлению государственных услуг и соблюдением нормативов финансовых затрат на предоставление государственных услуг;

контроль за законностью и правильностью квотирования и соблюдения экспортных квот (квот на экспорт сырья и т.д.);

контроль за обеспечением конкурентных условий во всех сегментах внутреннего рынка (конкурентной среды);

оценка макроэкономической ситуации в стране или регионе и перспектив экономического роста (для подготовки заключения по проектам бюджетов);

контроль за обеспечением оптимизации цен в высокомонополизированных отраслях экономики и торговли;

контроль за законностью и правильностью предоставления и использования налоговых, таможенных и иных финансовых льгот и преимуществ субъектам хозяйствования;

контроль за обращением государственных средств в кредитной системе (включая расчетно-кассовое обслуживание, депозиты, размещение ценных бумаг, кредитование через банки или банками под гарантии органов исполнительной власти и т.д.);

контроль за организацией денежного обращения в целом;

контроль за полнотой и своевременностью исполнения банковской системой соответствующих операций по перечислению бюджетных средств (исполнением платежных документов на перечисление и зачисление средств и т.д.);

проверка соблюдения главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств условий выделения, распределения, получения, использования и возврата (при условии) государственных средств (ассигнований);

контроль за правильным (законным) и экономически обоснованным распределением всех видов платежей и ассигнований утвержденного бюджета (осуществляемым по бюджетной росписи доходов и расходов, а также по кассовым планам исполнения бюджета), правильностью и обоснованностью расчетов сметных назначений;

контроль за полнотой, своевременностью, структурным соответствием и целевым назначением исполнения доходных и расходных статей федерального и территориальных бюджетов и смет внебюджетных фондов; проверка правильности учета исполнения бюджетов (смет), а также полноты, точности и достоверности соответствующей отчетности;

выявление резервов роста доходов государственного бюджета, подготовка предложений по устранению отклонений и совершенствованию бюджетного процесса в целом;

контроль за целесообразностью привлечения государством, целевым направлением и эффективностью использования внешних и внутренних займов (финансовых и материальных средств, привлекаемых государством из внешних, или иностранных (иностранных государств, их физических и юридических лиц, международных организаций, межгосударственных образований), и внутренних источников);

контроль за состоянием, обслуживанием и погашением государственного внешнего и внутреннего долга (оптимальностью системы управления долгом);

контроль за своевременностью и полнотой расчетов по исполненным государственным заказам;

контроль за своевременностью, полнотой и порядком погашения иностранными государствами, их юридическими лицами, международными организациями и межгосударственными образованиями своих задолженностей перед Российской Федерацией;

финансовая экспертиза проектов международных договоров Российской Федерации, нормативно-правовых актов и иных документов, затрагивающих государственные финансы (например, оценка проекта закона «О федеральном бюджете на . год» и сопутствующих ему документов, т.е. различных прогнозов социально-экономического развития, основных направлений бюджетной, денежно-кредитной, налоговой и иной финансовой политики и т.д.), прямо либо косвенно влияющих на формирование, объем и исполнение всех уровней бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов (включая внебюджетные фонды субъектов РФ — социальные, целевые, отраслевые и т.д.);

оценка финансового состояния и эффективности систем управления и контроля (в аспекте влияния на образование и использование финансовых ресурсов) в бюджетных (государственных) учреждениях, государственных унитарных предприятиях, организациях с государственным участием или особо связанных с деятельностью государства (использующих в своей деятельности госсобственность, выполняющих государственные заказы и задачи, в отношении которых предоставлены государственные гарантии, поручительства и прочие обеспечения, использующих предоставленные государством финансовые и материальные средства, имеющих предоставленные органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества и т.д.), определение источников роста их стоимости. Разработка вариантов оптимизации систем управления и выявление резервов повышения эффективности деятельности вышеуказанных субъектов хозяйствования (например: механизмов предотвращения нерациональных и необоснованных затрат, снижения себестоимости и т.д.);

Читайте так же:  Декларация ип усн доходы заполнить

контроль деятельности органов государственной власти и управления (и их должностных лиц), на которых в соответствии с законодательством возложены функции по разработке и реализации государственной финансовой политики;

В целом эти основные задачи и должны реализовываться субъектами ГФК в соответствии с их компетенцией.

Очевидно, что данные задачи представлены в весьма агрегированном виде, т.е. их можно детализировать или конкретизировать при их распределении между исполнителями — субъектами ГФК. Например, контроль в отношении обычной секторальной (региональной, отраслевой, научной и т.п.) целевой государственной программы в общем и целом, кроме определения ее законности, целесообразности и эффективности на стадии принятия решений, включает в основном следующие важнейшие аспекты:

1) контроль государственных заказчиков (включая координатора программы), осуществляемый как ими (как субъектами контроля), так и в отношении их самих (как объектов контроля со стороны органов внешнего контроля). Например, следующие аспекты их деятельности (как объектов контроля) могут быть подвержены внешнему контролю: проведение конкурсов, определяющих основных исполнителей программы, распределение выделяемых на программу из государственного бюджета средств среди организаций, выигравших конкурс, контроль (внутренний) за целевым их использованием и ходом работ по выполнению договоров (в рамках реализации программы);

2) контроль органов исполнительной власти субъектов РФ и местных органов власти (проводимый аналогично как ими, так и в отношении их самих), распределяющих ежегодно выделяемые средства соответствующих бюджетов и осуществляющих контроль за их целевым использованием;

3) контроль исполнителей программных мероприятий (проводимый аналогично как ими, так и в отношении их самих), использующих выделенные средства (по всем источникам финансирования) в соответствии с поставленными целями;

4) контроль органов текущего управления государственной программой (например, дирекции программы, ее региональных отделений и т.д.).

Естественно, приведенный в качестве примера перечень аспектов контроля государственных программ далеко не полный.

http://studopedia.ru/3_16439_osnovnie-zadachi-gosudarstvennogo—finansovogo-kontrolya.html

Задачи и функции органов государственного финансового контроля

Сфера распространения финансового контроля охватывает 2 крупные отрасли: государственный (муниципальный) и негосударственный (часно-хозяйственный) финансовый контроль. Необходимость их выделения обусловлена структурным делением системы финансов на публичные и часно-хозяйственные финансы, отличающиеся степенью централизации и правовой формой движения финансовых ресурсов, образования и использования доходов в экономике.

Государственный финансовый контроль основывается на Конституции РФ, Гражданском кодексе РФ, Налоговом кодексе РФ, Бюджетном кодексе РФ, федеральных законах, законодательных актах субъектов Федерации и органов местного самоуправления, а также подзаконных и нормативно-правовых актах (указы Президента, постановления Правительства). Государственный финансовый контроль не ограничивается только государственным (муниципальным) сектором экономики. Его область распространяется также на уровень экономики в целом (контроль инфляции, структуры ВВП, валютный и денежно-кредитный контроль) и на ее частный сектор, путем проверки соблюдения налогового, банковско-кредитного, страхового, инвестиционного, антимонопольного и иного законодательства; контроля целевого и эффективного использования государственных (муниципальных) заказов, бюджетных кредитов, субсидий и дотаций; мониторинга крупных и сомнительных финансовых операций и сделок.

В зависимости от уровня публичной власти финансовый контроль и его органы в федеративном государстве делятся на федеральные, региональные и муниципальные.

Федеральными органами финансового контроля в РФ являются Минфин и его федеральные службы, Счетная палата, Главное контрольное управление Президента, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора и др.

В регионах создаются и функционируют финансовые органы и контрольно-счетные палаты субъектов Федерации, управления государственного финансового контроля и другие контрольные органы.

На местном уровне финансовый контроль осуществляют собрания местного самоуправления и муниципальные финансовые органы.

В составе специальных органов государственного финансового контроля выделяют контрольные органы широкой юрисдикции (с широкими полномочиями) и специальные (на каком-либо одном направлении) органы контроля. К 1м относятся, например, Главное контрольное управление Президента РФ, Счетная палата и контрольные палаты субъектов РФ, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора и др. Узкоспециализированными контролирующими органами являются, например, Банк России, Федеральная Налоговая Служба, Федеральная служба страхового надзора и др.

Финансовый контроль со стороны Президента РФ и глав субъектов РФ осуществляется в виде надзора за исполнением издаваемых ими указов, и распоряжений, касающихся финансовых вопросов. Такой контроль осуществляется как непосредственно самим главой государства, так и через его администрацию и уполномоченные им контрольные органы, в частности, Главное контрольное управление Президента. Подобный порядок действует и на региональном уровне.

Финансовый контроль со стороны исполнительной власти осуществляется через систему контрольных органов, формируемую Правительством РФ и администрациями субъектов РФ и местного самоуправления. Контроль в данном случае возлагается на Министерство финансов РФ и его ведомственные структуры, Федеральное казначейство и его территориальные подразделения, финансовые органы субъектов РФ и их структурные подразделения, финансовые органы муниципальных образований, главных распорядителей и распорядителей бюджетных средств.

Счетная палата – независимый от Правительства, постоянно действующий орган государственного финансового контроля, наделенный широкими полномочиями и подотчетный лишь Федеральному Собранию. Сфера полномочий Счетной палаты – контроль федеральной собственности и контроль расходования федеральных денежных средств. При этом контролю подлежат все юридические лица, связанные с получением, перечислением и использованием средств федерального бюджета и федерального имущества. Метода финансового контроля Счетной палаты являются тематические проверки и ревизии, по результатам которых оформляется предписание по устранению финансовых нарушений. По согласованию с Государственной Думой Счетная палата может приостанавливать платежные (финансовые) и расчетные операции по счетам юридического лица.

Важнейшим органов государственного финансового контроля в системе органов исполнительной власти является Минфин. Постановлением Правительства РФ определено, что Минфин осуществляет наряду с другими функциями функцию контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере, реализация которой предполагает разработку и утверждение:

· порядка организации контроля в финансово-бюджетной сфере;

· порядка осуществления контроля за исполнением федерального бюджета и реализации мер принуждения, применяемых к участникам бюджетного процесса за нарушение бюджетного законодательства;

· методологии противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, коррупции и финансирования терроризма.

Центральный банк РФ – орган государственного управления, наделенный полномочиями по организации и контролю денежно-кредитных отношений в стране. Он же осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков. В структуру ЦБ входит департамент банковского надзора, который проверяет соблюдение коммерческими банками законодательства и установленных ЦБ нормативов банковской деятельности.

Читайте так же:  Муниципальный налог на недвижимость

В соответствии со ст. 267 Бюджетного кодекса РФ, Федеральное казначейство осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, кредитных организаций, осуществляющих операции с бюджетными средствами, других участников бюджетного процесса в ходе исполнения бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов. В ходе осуществления контроля Федеральное казначейство взаимодействует с другими федеральными органами исполнительной власти и координирует их работу.

Государственный финансовый контроль осуществляю также главные распорядителя и распорядители бюджетных средств. Бюджетным кодексом предусмотрено, что главные распорядители и распорядители бюджетных средств осуществляют финансовый контроль получателей бюджетных средств за их целевым использованием, своевременным возвратом, предоставлением ими отчетности об использовании бюджетных средств.

Главной задачей МВД и его структурных подразделений является выявление и пресечение налоговых преступлений и нарушений, предупреждение и выявление коррупции в налоговых органах. Отметим, что в самой системе МВД финансовый контроль осуществляет контрольно-ревизионное управление организационно-инспекторского департамента, а также контрольно-ревизионные отделы на местах. Положение «Об организации и осуществлении ведомственного финансового контроля в системе МВД» утверждено приказом министра внутренних дел РФ от 06.08.2002 г. №740.

Дата добавления: 2013-12-12 ; Просмотров: 1410 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

http://studopedia.su/3_45669_zadachi-i-funktsii-organov-gosudarstvennogo-finansovogo-kontrolya.html

Органы финансового контроля в России. Их задачи, функции, организация

Состав и структура органов финансового контроля определяются государственным устройством страны, функциями и задачами, выполняемыми государством на каждом этапе своего развития. Отказ от командно-административной системы управления экономикой и переход на децентрализованные рыночные методы регулирования потребовали разработки и реализации новой финансовой политики, направленной на усиление воздействия финансовых рычагов на социально-экономические процессы в обществе. Решение данной проблемы предполагает реформирование сложившихся форм контроля, а следовательно, изменение институционального и функционального состава контролирующих органов, равно как и нормативно-правовой базы их деятельности.

Задачи государственного финансового контроля в Российской Федерации в общем виде заложены в установленном ст. 28 БК РФ перечне принципов бюджетной системы РФ. Это контроль эффективности и экономности использования бюджетных средств, достоверности бюджета, адресности и целевого использования бюджетных средств.

В новую систему федеральных органов исполнительной власти вошли федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. При этом произведено обособление и перераспределение правотворческой, правоприменительной и контрольной функций указанных государственных органов.

Под функциями по принятию нормативных правовых актов понимается издание на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов и федеральных законов обязательных для исполнения правил поведения, распространяющихся на неопределенный круг лиц. Эта функция закреплена за федеральными министерствами. В компетенцию федерального министерства входит выработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности. В то же время федеральное министерство не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, а также правоприменительные функции.

Функции ни контролю и надзору подразумевают осуществление действий но контролю и надзору за исполнением установленных законодательством общеобязательных правил поведения. В ходе реализации этих функций допускается издание индивидуальных правовых актов. Эти функции входят в компетенцию федеральных служб. Общеобязательное правовое регулирование федеральная служба осуществлять не вправе.

Правоприменительная функция предполагает издание индивидуальных правовых актов. Правоприменительная функция составляет элемент компетенции федерального агентства. При этом агентство не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование и функции по контролю и надзору в установленной сфере.

Центральным звеном в системе финансового контроля исполнительной власти является Минфин России. Министерство осуществляет выработку единой государственной финансовой политики и нормативно-правовое регулирование в финансовой сфере.

Функциями административного финансового контроля могут наделяться как специально образуемые органы исполнительной власти, так и иные органы исполнительной власти, для которых финансовый контроль является частью их полномочий.

В рамках государственного финансового контроля специфические задачи по обеспечению наполнения доходной части бюджетов, своевременности и правильности расчетов юридических и физических лиц с государством решают налоговые органы.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 9064 — | 7688 — или читать все.

http://studopedia.ru/14_85702_organi-finansovogo-kontrolya-v-rossii-ih-zadachi-funktsii-organizatsiya.html

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

Контроль можно классифицировать по различным признакам.

По видам контроль делится на государственный контроль, аудит и общественный контроль.

Общественный контроль осуществляется общественными организациями. Государственный финансовый контроль в РК призван обеспечить проведение в стране единой финансовой, кредитной и денежной политики в целях защиты ее финансовых интересов. Его осуществляют государственные и административные органы. При осуществлении своих функций органы государственного финансового контроля имеют право проводить ревизии и проверки, получать письменные и устные объяснения от должностных лиц и граждан при проведении ревизий и проверок, направлять представления и предписания по результатам проведенной ревизии или проверки в государственные органы государственной власти, органы власти субъектов РК, а также руководителям других объектов контроля.

К основным задачам государственного финансового контроля относятся:

1) контроль за образованием и использованием государственных средств РК и ее субъектов;

2) контроль за деятельностью органов исполнительной власти, на которые возложено практическое проведение финансовой, бюджетной, кредитной, денежной, налоговой и валютной политики; 3) проверка законности и правильности распределения финансовых средств государства и ведения бухгалтерского учета;

4) проверка эффективности и экономности расходования государственных средств;

5) проверка правильности расчета и уплаты налогов.

Объектами государственного финансового контроля являются:

1) государственные органы и структуры;

2) промышленные и коммерческие предприятия, финансируемые за счет бюджетных средств или получающие государственные субсидии;

3) общественные неправительственные организации и физические лица в части уплаты налогов и осуществления деятельности, регулируемой государством.

Государственный финансовый контроль возлагается на Счетную палату РК, Национальный банк РК, Министерство финансов РК и его структурные подразделения (Государственное казначейство, Департамент государственного финансового контроля и аудита, Государственную налоговую службу РК, Государственную таможенную службу РК, Государственную службу РК по валютному и экспортному контролю, контрольные и финансовые органы государственных органов исполнительной власти, контрольные органы субъектов РК и местного самоуправления, главных распорядителей и распорядителей бюджетных средств).

Счетная палата РК должна организовывать и осуществлять контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей государственного бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению.

Национальный банк РК организует и контролирует денежно-кредитные отношения в стране и осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков, а также контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями, а также валютными биржами.

Читайте так же:  Изменения в отчетности ип

Главное контрольное управление Президента РК контролирует деятельность органов контроля и надзора при государственных органах исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РК, рассматривает жалобы и обращения граждан и юридических лиц.

Министерство финансов РК осуществляет внутренний контроль за использованием бюджетных средств главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств; за исполнением бюджетов субъектов РК и местных бюджетов.

Государственная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет надзор за исполнением законодательства РК о финансово-бюджетном контроле и надзоре органами финансового контроля государственных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РК и органов местного самоуправления.

Департамент государственного финансового контроля и аудита, а также Государственная служба финансово-бюджетного надзора осуществляют контроль за операциями с бюджетными средствами, осуществляемыми главными и нижестоящими распорядителями, а также получателями бюджетных средств, кредитными организациями. Указанные органы участвуют в осуществлении контроля за поступлением доходов от имущества, находящегося в государственной собственности, организует и проводит ревизии и финансовые проверки в организациях по обращениям органов государственной власти субъектов РК и органов местного самоуправления.

Государственное казначейство проводит предварительный и текущий контроль за ведением операций с бюджетными средствами главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств, кредитными организациями, другими организациями по исполняемым бюджетам и бюджетам государственных внебюджетных фондов, взаимодействует с другими государственными органами исполнительной власти в процессе указанного контроля и координирует их работу.

Государственная налоговая служба РК контролирует полноту и своевременность поступления платежей в соответствующий бюджет.

Основным направлением ее деятельности является предупреждение, выявление, пресечение и расследование налоговых преступлений или административных правонарушений.

Государственная таможенная служба осуществляет контроль за исполнением нормативных правовых актов по вопросам исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств.

Главные распорядители, распорядители бюджетных средств осуществляют финансовый контроль за использованием бюджетных средств их получателями.

При самостоятельном исполнении бюджетов контрольные органы субъектов РК и местного самоуправления осуществляют финансовый контроль за операциями с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

http://studopedia.ru/1_128751_osnovnie-zadachi-gosudarstvennogo-finansovogo-kontrolya.html

Цель, функции, задачи государственного финансового контроля. Система органов государственного финансового контроля.

Государственный финансовый контроль и органы, его осуществляющие

1. Понятие и характеристика элементов контроля. Сущность финансового контроля. Задачи и функции финансового контроля. Принципы и основные требования к организации контроля. Классификация видов и форм финансового контроля. Методы финансового контроля.

2. Цель, функции, задачи государственного финансового контроля. Система органов государственного финансового контроля.

Видео (кликните для воспроизведения).

3. Сущность, значение, проблемы организации ведомственного государственного финансового контроля.

4. Цели и задачи аудиторского (независимого) контроля. Классификация видов аудита. Организация аудита, этапы его проведения.

5. Концепция системы внутрихозяйственного финансового контроля организации.

6. Характеристика общественного финансового контроля.

7. Перспективы развития финансового контроля России.

Понятие и характеристика элементов контроля. Сущность финансового контроля. Задачи и функции финансового контроля. Принципы и основные требования к организации контроля. Классификация видов и форм финансового контроля. Методы финансового контроля.

Любая система предполагает управление.

Учетная функция отражает:

— прямую связь (приказы, распоряжения);

— обратную связь (реакция на управленческое воздействие)

Функция контроля необходима для закрепления той информации, которая собирается учетом. Существуют различные определения понятия «контроль», так как это междисциплинарный предмет (это и стадия процесса управления; и совокупность приемов и методов определения нарушений; и форма обратной связи).

Контроль представляет собой одну из функций управления. Это система наблюдения и проверки функционирования управляемого объекта с целью оценить обоснованность и эффективность принятых управленческих решений, выявить степень их реализации, наличия отклонений и неблагоприятных ситуаций, о которых целесообразно своевременно проинформировать компетентные органы, способные принять меры к улучшению положения.

Выделяют следующие виды контроля:

· административный и т.д.

Любой вид контроля следует рассматривать как систему и как процесс.

Контроль как система – это совокупность отдельных элементов:

1. субъект контроля – кто контролирует;

2. объект контроля – кого контролируют;

3. предмет контроля – что контролируют;

4. принципы контроля – правила контроля;

5. метод и методика контроля – посредством чего контролировать;

6. техника и технология контроля;

7. субъект, принимающий решения по результатам контроля (иногда совпадает с субъектом контроля, например: налоговая инспекция);

8. решения, которые принимаются по результатам контроля (элемент, привлекаемый из системы управления).

Механизм контроля – совокупность принципов, методов, техники и процесса контроля.

Контроль как процесс – процесс контроля – это деятельность субъектов контроля, направленная на гарантированное достижение наиболее эффективными способами поставленных целей управления путем применения соответствующих принципов, методов, техники, и типов контроля.

Существует несколько подходов к определению стадий процесса контроля:

1. установление норм функционирования (пропорции, нормативы);

2. оценка выполнения установленных норм;

3. корректирование отклонений от установленных норм и планов;

1. установление норм функционирования;

2. сбор данных о фактическом результате исполнения норм;

3. оценка и сравнение фактических и ожидаемых результатов исполнения;

4. выработка и осуществление корректирующих действий;

1. установление стандарта или начальной точки контроля;

2. собственно процедуры изменения;

3. оценка эффективности контроля (эта стадия редко выполняется).

Финансовый контроль в соответствии с финансовым правом – это система органов и мероприятий по проверке законности и целесообразности действий в сфере формирования, распределения и использования денежных фондов государства, органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов, способствующая обеспечению законности, охране собственности, правомерному, эффективному и экономному использованию бюджетных, заемных и собственных средств, а также помогающая обнаружить нарушения финансовой дисциплины.

Финансовая дисциплина – это четкое соблюдение норм права, предписывающих и устанавливающих порядок образования, распределения и использования денежных фондов государства, субъектов РФ, органов местного самоуправления, ГУПов, МУПов и прочих хозяйствующих организаций.

Цель финансового контроля – содействие успешной реализации финансовой политики и эффективному использованию финансовых ресурсов.

Институт «финансовый контроль» представляет собой:

1) составной элемент общей структуры контрольных органов;

2) элемент финансового механизма;

3) элемент финансовой политики.

Финансовый контроль является междисциплинарным явлением, поэтому изучается в рамках различных дисциплин.

Финансовый контроль инициирует государство, которое часто делегирует эту функцию другим субъектам. В 90-ых годах была разрушена система финансового контроля СССР, на сегодняшний день идет процесс установления новой, но нехватка трудовых ресурсов, времени для проработки, денежных средств привела к тому, что данная структура не выстроена ни содержательно, ни функционально. Контроль есть, но эффекта нет (необходимо совершенствовать).

Читайте так же:  Общая ставка налога на прибыль организаций

Задачи финансового контроля:

1) обеспечение соблюдения действующего законодательства в области налогообложения юридических и физических лиц;

2) обеспечение правильности ведения бухгалтерского учета;

3) контроль правильности составления и исполнения бюджета;

4) выявление резервов роста финансовых ресурсов;

5) проверка состояния и эффективности использования финансовых, материальных, трудовых ресурсов предприятий и организаций;

6) контроль правильности осуществления валютных операций.

Функции финансового контроля:

1) контроль источников поступления бюджетных средств;

2) контроль направления расходования бюджетных средств;

3) контроль финансовой эффективности использования государственной и муниципальной собственности;

4) контроль за использованием средств внебюджетных фондов и счетов;

5) контроль за обращением средств бюджета и внебюджетных фондов в банках и других кредитных организациях;

6) контроль за эффективностью предоставления и законностью использования льгот по налогообложению, государственных дотаций и иных преимуществ;

7) пресечение расточительства и финансовых злоупотреблений.

Принципы финансового контроля:

1) принцип объективности – объективная информация;

2) принцип независимости – органы финансового контроля должны обладать:

· иной (родственной и т.д.) независимостью.

Органы должны быть независимы от юридических и физических лиц, чью деятельность они проверяют, а также от лиц любым образом связанных с проверками (аффелированных лиц). Независимость должна быть формально закреплена в законных и подзаконных актах. Независимость характеризуется четкостью и адекватностью формально определенных прав и обязанностей работников (работник должен иметь возможность высказывать свои суждения).

3) принцип гласности – открытость информации, связь со СМИ;

4) принцип законности – финансовый контроль должен брать свое начало из законодательства (и организацию, и действия, и процедуры);

5) принцип ответственности следует рассматривать в трех аспектах:

1. ответственность контролера;

2. ответственность контролируемых;

3. ответственность третьих лиц.

Требования к организации финансового контроля:

1) требование полноты (проверка должна быть полностью осуществлена);

2) требование информационной обеспеченности;

3) требование своевременности контроля (у нас это не выполняется: в 20001 году Счетная палата объявляла результаты практики Пенсионного фонда за 1998 год);

4) требование приемлемости или пригодности методологии финансового контроля;

5) требование непрерывности развития и совершенствования системы финансового контроля;

6) требование подконтрольности каждого субъекта финансового контроля;

7) требование компетентности, добросовестности контролеров;

8) требование постоянства и комплексности;

9) требование приоритетности;

10) требование оптимальной централизации структуры контроля;

11) требование четкой регламентации;

12) требование единичной ответственности (четкое разграничение функций ответственности: с кого, что требовать);

13) требование координации и взаимодействия;

14) требование экономического эффекта;

15) требование своевременного сообщения.

Методы финансового контроля: проверка, анализ, ревизия, обследование, наблюдение (мониторинг).

Классификация видов и форм финансового контроля:

I. по субъекту контроля:

II. по стадии проверки:

III. по направлениям:

5. аудиторский (независимый);

IV. по органам контроля:

1. Министерство по налогам и сборам;

2. Центральный Банк России;

3. Главное контрольное управление Президента РФ;

4. Счетная палата;

5. Департамент финансового контроля и аудита Министерства финансов РФ;

6. Главное федеральное казначейство МФ РФ;

7. Государственный таможенный комитет;

8. Федеральная комиссия по ценным бумагам;

9. Федеральная служба по валютному и экспортному контролю;

10. Контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти;

V. по содержанию:

4. контроль страховой деятельности;

VI. по основанию проведения:

1. полный и частичный;

2. тематический и комплексный.

Цель, функции, задачи государственного финансового контроля. Система органов государственного финансового контроля.

Государственные финансовый контроль – установленная законодательством деятельность органов государственной власти и управления всех уровней (федерального, регионального, местного):

1) по выявлению, предупреждению и пресечению ошибок и злоупотреблений в управлении государственными денежными и иными ресурсами, а также используемыми в хозяйственной деятельности нематериальными объектами государственной собственности;

2) по несоблюдению финансово-хозяйственного, в том числе бюджетного законодательства;

3) по выявлению, предупреждению и пресечению недостатков в организации систем управления финансово-хозяйственной деятельностью государственных органов, организаций с полным или частичным государственным участием, либо связанных с государством особым способом (предприятия, которые имеют в своей деятельности государственную собственность, выполняют государственные заказы, являются получателями государственной финансовой поддержки).

Целью государственного финансового контроля является соблюдение законодательства и обеспечение целесообразности и эффективности распорядительных и исполнительных действий по управлению в разных уровнях (МУПы с долей государственной собственности).

Задачи государственного финансового контроля:

1. проверка на предмет законности, целесообразности, полноты, своевременности и целевого назначения используемых государственных финансовых ресурсов;

2. контроль за сохранностью, правильностью хранения и обслуживания, законностью использования материальных ценностей государства, нематериальных активов, государственных запасов и резервов;

3. выявление резервов повышения эффективности государственных органов, предприятий и т.д.;

4. установление полноты и своевременности расчетов хозяйствующих субъектов с бюджетами и внебюджетными фондами;

5. контроль за обращением государственных средств в банковско-кредитной системе страны;

6. контроль формирования и исполнения бюджета;

7. контроль правильности и законности предоставления государственных ресурсов (кредитов, трансфертов), в том числе иностранным государствам и организациям, а также правильности предоставления государственного имущества и финансовых гарантий;

8. налоговая система, контроль за распоряжением и получением бюджетных средств и т.д.

Функции государственного финансового контроля:

4. функция координации между органами контроля.

Классификация органов государственного финансового контроля:

I. по принадлежности к ветвям власти:

1. контрольные органы исполнительной власти (административный контроль);

2. органы парламентского контроля (законодательная ветвь власти);

3. независимые органы финансового контроля.

II. по вертикалям власти:

1. федеральные контрольные органы;

2. органы субъектов федерации;

III. по характеру функций и объему компетенции:

1. общефункциональные организации (контроль является частью функции; например, аппарат Президента РФ);

2. специализированные организации общей компетенции (например, Министерство по налогам и сборам РФ, Налоговая полиция РФ);

3. специализированные организации ограниченной компетенции (например, по валютным операциям);

4. внутриведомственный орган;

IV. по способу образования:

1. избираемые или утверждаемые коллегиально путем голосования;

2. назначаемые в административном порядке.

Органы контроля законодательной власти:

1. Главное контрольное управление при Президенте РФ;

2. Счетная палата;

3. различные комитеты Федерального собрания.

Органы контроля исполнительной власти:

1. Министерство Финансов;

2. Министерство по налогам и сборам;

3. Центральный банк РФ;

4. Таможенный комитет;

5. Налоговая полиция.

Дата добавления: 2018-09-23 ; просмотров: 214 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Видео (кликните для воспроизведения).

http://studopedia.net/8_78224_tsel-funktsii-zadachi-gosudarstvennogo-finansovogo-kontrolya-sistema-organov-gosudarstvennogo-finansovogo-kontrolya.html

Задачи и функции государственного финансового контроля
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here